За и против: стоит ли отдавать ребенка в школу с альтернативной программой

Аргументы читателей
8
За и против: стоит ли отдавать ребенка в школу с альтернативной программой
Аватар автора

Варвара Андреева

сменила несколько школ

Страница автора

Не все родители выбирают для своих детей обычные школы.

Искать альтернативу часто вынуждают недостатки традиционной системы образования: ее формализм, отсутствие индивидуального подхода и постоянная зубрежка. В то же время всегда находятся те, для кого важнее преимущества классического обучения: хороший уровень академических знаний, дисциплина, подготовка к аттестации и экзаменам.

Читатели Т⁠—⁠Ж поделились аргументами в поддержку школ неклассического формата и против них. Выбирайте, чья позиция вам ближе, и пишите свое мнение в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👍 За: такие школы могут работать не по шаблону, учитывать потенциал и способности ребенка

Аватар автора

Мария Жукова

считает, что не надо подгонять ребенка под стандарты

Страница автора

Как по мне, главное — чтобы в школе видели ребенка и не старались впихнуть программу, которая должна быть пройдена, несмотря ни на что. Школа для ребенка, а не ребенок для школы. В текущем общеобразовательном процессе проектная деятельность в первом классе — это неприемлемо.

Каждый выбирает для себя и своего ребенка то, что считает важным, лучшим, нужным. Мы все свободны. И я рада, что у меня есть возможность выбора. Я выбираю вальдорфские сад и школу, где учителя стараются помочь ребенку раскрыть заложенный в нем потенциал, а не подгоняют его под стандарты и программы.

👎 Против: обучение по неклассической системе дает недостаточно академических знаний

Аватар автора

Звезды смотрят вниз

делится историей подруги

Страница автора

У меня есть подруга, которая ходила в вальдорфский детский сад. Ее мама была учительницей в начальной школе и могла оценить ее прогресс относительно других детей. В итоге девочку забрали из сада, не дожидаясь окончания последнего года, потому что ребенок был банально не готов к обычной школе. Маме пришлось самой активно заниматься подготовкой к первому классу, чтобы отработать необходимые навыки чтения, письма, подтянуть знания по математике, об окружающей среде.

Все это — со слов моей повзрослевшей подруги. В итоге она озвучила мне такой вердикт: вальдорфская система имеет место быть, но она трудно интегрируется с обычной школой в будущем. Слишком разные подходы и цели.


Аватар автора

О боже, Карл!

рассуждает

Страница автора

В альтернативных школах смущает вопрос качества образования. Будет ли оно на уровне стандартной сильной школы, гимназии? Легко ли будет ребенку после такой системы обучения сдать ЕГЭ и дальше адаптироваться к реалиям вуза?

Кажется, что либеральные подходы к обучению подходят скорее для нестандартных ситуаций, когда, например, есть понимание, что высшее образование ребенок будет получать за рубежом, либо для деток с психоэмоциональными особенностями.


Аватар автора

ЛюблюИзюм

опирается на свой опыт

Страница автора

Как человек, который работал в школе, на курсах, во фрилансе и повидал много мам на своем пути, скажу: чем больше треволнений на тему гармоничного развития личности, тем меньше воспитания и базовых знаний у этой самой личности. Простое задание превращается в какую-то трагедию из пяти актов.

👍 За: неклассические школы не натаскивают детей ради высоких баллов

Аватар автора

Кукушкины байки

видит в оценках порочный круг

Страница автора

Школа — это массовое и обязательное явление, а там, где массовость, всегда есть некое усреднение. И сами по себе оценки — не зло, они всего лишь показатель усвояемости материала.

Другой вопрос, когда оценки становятся предметом культа или шантажа со стороны родителей, учителей и прочих. Это замкнутый процесс. Минобр делает выводы о знаниях, которые дают школы, по оценкам детей — школа заинтересована и ставит отметки не за знания. Минобр вводит общие независимые тестирования — школа начинает на них натаскивать. И нет выхода из этого состояния.


Аватар автора

Анна Муравьева

забрала сына из обычной школы

Страница автора

Живем в Москве. Сын учится в ДК «Берендей», в студии «Вектор». Обучение, конечно, дороже, чем в начальной школе, но оно того стоит. Более заинтересованных в своем деле педагогов я пока еще не встречала. Что касается подготовки к различным тестированиям, экзаменам — наши педагоги консультируют каждого ученика при необходимости индивидуально. Благо численность учеников позволяет: пять человек в классе.

С общеобразовательной школой у ребенка не сложилось по ряду причин. Одна из них — большое количество учеников, сыну тяжело было сосредоточиться. Плюс учитель, озабоченный рейтингом класса, и прочие прелести.


Аватар автора

user2686999

не хочет, чтобы дети были потребителями

Страница автора

Я знакома с вальдорфской педагогикой, и для меня главное в ней — то, что на ребенка смотрят как на человека. Человек — сложное, постоянно становящееся существо. Он отличается от животного тем, что развивается не только физически, душевно-психически, но и духовно. Он рождается не только пить, есть и сдавать ЕГЭ. Его нельзя просто натаскать, приучить. Он приходит, чтобы прожить свою жизнь, получить новый опыт, развиваться и менять мир. Если он с детства создает что-то сам, для других, он не становится потребителем.

Видеть ребенка, давать то, что ему сейчас полезно, очень важно. Не все дети с пяти лет хотят читать, но те, кому это надо, прекрасно это делают. В вальдорфских школах учителя стараются увидеть ребенка и дать то, что ему надо, а не то, что требует гонка жизни. Он все сможет, просто не нужно торопиться.

👎 Против: нетрадиционный подход к обучению вредит организации и дисциплине

Аватар автора

juarhala

хочет, чтобы ребенка не только развлекали

Страница автора

Отдавала ребенка в монтессори-садик на полдня, два раза в неделю, с полутора лет. Так рано, потому что советовали неврологи: ему не хватало самостоятельности, есть небольшая задержка развития. Ну и еще потому, что адаптация в традиционном смысле в его случае отсутствовала. Такой ребенок — ни единой слезинки при отрыве от материнской юбки не проронил. С первого дня заходит в сад и весело топает играть. Мама? Какая мама? Не знаю, что это за женщина :)

Через полгода я пришла к выводу, что пойдем в обычный государственный садик: самостоятельности монтессори-сад ребенку так и не добавил.

Фактически он там предоставлен сам себе, и никто его не заставляет делать то, что он не хочет, а на самом деле нужно: например, есть ложкой, убирать за собой, ходить на горшок. Ребенок там просто сам по себе развлекается. А для моего ребенка дисциплина и обучение в саду точно необходимы.

У всех этих модных школ в их российском исполнении — монтессори, вальдорфской и иже с ними — есть только цель развлечь ребенка, чтобы это нравилось родителям и дитятке. Ну и чтобы чувствовать гордость: «Какая я хорошая мать — ребенка в платный сад отдала!»


Аватар автора

Моя дорогая

поняла, что педагогика — это наука

Страница автора

Мы тоже пробовали частный класс. Взрослые, которые не были педагогами по профессии, увы, никак не могли нормально организовать детей. В итоге обстановка в коллективе все больше напоминала «Повелителя мух», так что мы срочно ретировались в частную школу с более традиционным подходом.

👍 За: у родителей и детей должно быть право выбора

Аватар автора

Lee way

за то, чтобы была альтернатива

Страница автора

Альтернативное образование имеет место просто потому, что у родителей должен быть выбор. Но и родители, в свою очередь, должны полностью этот выбор осознавать и выбирать школу не только по принципу «нравится или не нравится идеология» или по хорошим отзывам знакомых, а как минимум проверить учебную программу на соответствие стандартам: сколько часов отводится на конкретный предмет, есть ли вообще в учебном плане этот предмет, что именно изучают по этому предмету и так далее.

👎 Против: только обычная школа учит жить в реальном социуме

Аватар автора

Vulpes

выбирает обычную школу

Страница автора

Школа — это не только знания, но и умение жить в социуме. Я все равно за обычную школу. Только в ней ребенок научится взаимодействовать с другими людьми.


Аватар автора

Никита

делится опытом

Страница автора

Обычная школа реально учит нескольким базовым социальным навыкам. Я, например, осознал несколько простых истин. Первое: дураки есть везде и будут всегда — и с ними нужно научиться жить, так как они неотъемлемая часть общества. Второе: у учебы нет начала и нет конца. Твое образование — твоя задача. Не родителей, учителей или репетиторов. И третье: человек — социальное животное. Чем выше его социальный навык, тем выше шанс выживания.

Альтернативные методы образования как инструменты обучения очень располагают. Но есть большие опасения, что создаваемая социальная среда не репрезентативна к остальному миру. А когда ребенок в него попадает, вот тут начинаются реальные травмы.

👍 За: негосударственные школы заботятся о здоровой атмосфере

Аватар автора

Кристина Домогацкая

довольна отношением педагогов к детям

Страница автора

Очень нравится ребенку в семейной школе. Группы небольшие, дети очень доброжелательные, взрослые все знают каждого ребенка в лицо и искренне общаются, помогают.


Аватар автора

Сурова Кира

рада, что ребенок много играл

Страница автора

Я выбирала детский сад и школу, исходя из своих ценностей и определенных критериев, таких как уважение и любовь к ребенку, психологически комфортная среда, гармоничное развитие — физическое, эмоциональное и интеллектуальное, отсутствие формализма и педагоги, которым я доверяю. Мой сын ходил в вальдорфский детсад и потом два года в семейную вальдорфскую школу. Никакого стресса, принуждения, дети были просто счастливы. Это тот возраст, когда важна игровая деятельность, а не интеллектуальное развитие. Об этом говорят психологи.

Я очень довольна тем, что в детстве мой ребенок вдоволь нагулялся на улице — часа по четыре ежедневно, наигрался в подвижные игры, не знал, что такое страх оценок и неподвижное сидение за партой по полдня, что он не познакомился в этом возрасте со злобными не уважающими детей учителями, зато всегда мог обратиться к своим педагогам за эмоциональной поддержкой и всегда ее получить.


Аватар автора

Моя дорогая

нашла подходящую школу

Страница автора

Во второй частной школе получили то, что искали, — отсутствие давления в виде оценок, право на ошибку, здоровую психологическую обстановку, много друзей и внеклассных занятий. Правда, образование все-таки довольно среднее. Сейчас смотрим в сторону государственных школ с каким-нибудь уклоном, где можно будет развивать способности ребенка.


Аватар автора

Cutty Sark

считает, что атмосфера важнее всего

Страница автора

Для меня самое важное — чтобы в классе была здоровая атмосфера, без травли со стороны детей и пренебрежения со стороны учителей. Чтобы у учителя была возможность уделить внимание всем детям, чтобы у детей была адекватная учебная нагрузка и время на игры на переменках.

👎 Против: альтернативное образование слишком тепличное

Аватар автора

Лариса Муравьева

рассказывает про подругу

Страница автора

У меня была подруга из вальдорфской школы. В седьмом классе она не знала таблицу умножения, а ее математика была на уровне класса второго — сложить числа, вычесть и так далее.

Уроки в такой школе разделены на эпохи. Например, месяц — два урока биологии подряд, остальных меньше. В следующем меняют. Как только кончился месяц, к пройденному материалу почти не возвращаются, и все, что было выучено, забывается тут же. Поступить после такой школы очень трудно, а точнее невозможно. Из выпуска подруги поступила буквально пара человек — у кого родители платили за репетиторов — и не на самые перспективные профессии.

Есть интересные занятия — например, спектакли, ярмарки, творчество, игра на нескольких музыкальных инструментах, вокал. Но это идет в угоду обычным предметам. Дети оттуда очень не приспособлены к миру.

Аватар автора

Дарёнка

думает, что идеальная среда мешает развитию

Страница автора

Ок, до одиннадцатого класса можно довести ребенка в частной школе, а вышка? Там уже никто не станет подстраиваться под него, и оценки будут выставляться очень жестко.

Нельзя до бесконечности оберегать ребенка от внешнего мира. Рано или поздно он должен узнать, что существуют неадекватные люди, и научиться с ними жить. И честно признаться, не знаю ни одного человека, кто рос в тепличных условиях, а потом успешно вышел в жестокий мир. Скорее, наоборот, такие дети в итоге вырастают беспомощными и в итоге очень сложно социализируются.


Аватар автора

Lyuba Karyuk

считает, что без базы ребенку будет трудно

Страница автора

Я помню, как с детского сада, потом в первом, втором, третьем классе я читала и перечитывала мифы Древней Греции, Древнего Рима, энциклопедии про космос и Вселенную, немного сказок. В итоге в девять лет я прочла «Хоббита», потом, лет в десять, — «Властелина колец». И уже тогда я могла разобрать там христианские мотивы.

И вот я сравниваю это с системой, где в восемь-девять лет ребенку предлагают считать, используя каштаны… Зачем? Чтобы не повредить его тонкую душевную организацию? А как потом этот эльф будет жить — в пятом, седьмом классе? Или потом он найдет ненапряжную работу в магазине за 30 000 ₽, потому что просто не осилит поступление в вуз на востребованную специальность, а своей какой-нибудь литературой или художественно-прикладным искусством будет зарабатывать три копейки?


Варвара АндрееваКакую методику или систему образования вы считаете наиболее подходящей для своего ребенка и почему?
  • OЯ училась как в частной школе, так и в классической гимназии. Мои одноклассники из школы, в которой не было дисциплины, формы, снобизма, как в гимназии, сдали экзамены лучше и лучше устроились по жизни, чем гимназисты. В гимназии было много буллинга, учительской агрессии, а в частной школе было ощущение общего веселья, взаимного уважения как между учениками (в том числе с разных параллелей), так и у учителей по отношению к ученикам. Все зависит от частного случая, но мой опыт показывает что гимназии (даже если они все из себя титулованные) — отстой, а частные школы — кайф5
  • Никита КлимановТакое ощущение, как будто родители в своих детях видят не любимое чадо, а дрессированную собаку, которую они будут всем показывать и хвалиться, что вот "МЫ (!) начали ходить в 100500 кружков"1
  • Надежда ТитареваЯ с такой агрессией и буллингом в жизни не встречалась, как встречалась в обычной чуханской школе, в которой я училась. Зачем мне опыт общения с неадекватами и социализация среди маргиналов тоже не пойму. В жизни никогда с такими группами лиц не пересекаюсь. Лишние нервы +полное отсутствие знаний. Я очень медленно усваиваю информацию, мне мало стандартного набора часов той же математики. Из-за математики у меня «поплыли» все предметы, где она встречается. Буду решать вопрос с более индивидуальным подходом к учебе своего ребенка. Плюс я не хочу бесконечно регаться в сферуме, учи ру и прочей лабуде, учить с ребенком уроки. Кажется, что дешевле нанять репетиторов по всем предметом и перейти на семейное обучение. Или частная школа с хорошей программой и набором учебников не по фгос. +больше свободного времени на дополнительные кружки и секции, со стандартной учебной тоже не соскочишь, и домашку учить не надо. Вангую - еще 10-15 лет и все перейдут на самоорганизованные классы по 5-10 чел, родители учителям будут просто скидываться и учиться группками, а в школе будет все хуже и хуже. Кто побогаче -снова будут гувернантки и узкие спецы как в 19 веке. Государство делает все, чтобы мы были максимально удобными, бедными, больными и глупыми. Придется самим выкорабкиваться7
  • Никита КлимановНадежда, лучше так, чем классы по 30 человек. В жизни не отдам своих детей (ребенка, как пойдет) в обычную школу, особенно с текущей пропагандой и "разговорами о важном"5
  • Надежда ТитареваНикита, влажные разговоры вообще «топ»2
  • АкацияНачалка - школа рядом с домом. А с 5 класса - топовая гимназия. Если цель - получить высшее образование, это оптимальный вариант. У нас в школе все выпускники поступили в вузы. И сыну сейчас легко учиться в университете. Т.к. школа его приучила учиться и дала сильную базу.4
  • ОлегКаждый раз,когда говорят про "слабую подготовку" или "лучшую подготовку", имеют ввиду "накачку информацией". Сколько уже слышал,что разница между гимназией и школой состоит в том,что "они учат это не в 8,а в 6-7 классах" и "там больше изучают". Все это и называется "накачать информацией". Это типичное предпочтение качеству количеству. На мой взгляд,школа и должна помогать в раскрытии потенциала ученика, понимание им его желаний,психологических особенностей и др. А в обучении,сосредоточиться на умении анализировать,систематизировать, уметь искать информацию,ее применять и относиться с критикой. Сейчас нет проблемы с информацией.Можно получить любые знания,если знать где и что искать.2