Северный морской путь: как используется сейчас и что ждет маршрут в будущем
Северный морской путь — самый короткий водный маршрут из Европы в Китай. Но используют его преимущественно для транспортировки углеводородов с арктических месторождений.
Несмотря на то что по Северному морскому пути — или просто СМП — можно доставить груз из Европы в Азию в два раза быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал, его доля в общемировом морском грузопотоке составляет меньше 0,5%. В этом материале расскажем, что такое СМП, когда он появился и что мешает развитию перевозок по этому маршруту — от проблем со страхованием и судостроением до капризов погоды и рисков аварий.
Вы узнаете
Что такое Северный морской путь
Северный морской путь — это судоходный маршрут в российской Арктике, кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. СМП находится в пределах территориальных вод России и обслуживает как морские порты Арктики, так и порты крупных рек Сибири.
В российских источниках СМП часто приравнивают к тому, что в западной географической традиции называют Северо-Восточным проходом , — судоходному маршруту между Атлантическим и Тихим океанами, проходящему вдоль арктических берегов Норвегии и России. Фактически СМП — лишь часть этого пути, пусть и довольно значимая.
И если Северо-Восточный проход — это условный отрезок морского пути, который тянется от Северной Европы до Корейского полуострова, то СМП имеет четкие границы, закрепленные в российском законодательстве.
Инфраструктурный оператор СМП — государственная корпорация «Росатом». Она отвечает за развитие маршрута, а ФГБУ «Главсевморпуть» занимается координацией судоходства в этой акватории.
Протяженность Северного морского пути. Самая западная точка административных границ СМП — пролив Карские Ворота, который соединяет Баренцево и Карское моря. А восточная — бухта Провидения, расположенная на юго-восточной оконечности Чукотского полуострова. Расстояние между двумя этими точками — около 5600 км.
Но формально грузопоток редко начинается или заканчивается строго в административных границах СМП: часто суда отправляются, например, из Архангельска или Мурманска, которые находятся за пределами этого маршрута. Поэтому сейчас в правительстве обсуждается концепция Большого Северного морского пути, который будет начинаться в Санкт-Петербурге и заканчиваться во Владивостоке. Его протяженность составит 14 280 км. Для сравнения: если идти альтернативным путем через Суэцкий канал, то потребуется преодолеть расстояние в более чем 23 тысячи километров.
Время прохождения Северного морского пути. Оно зависит от типа судна, времени года и погоды. На скорость движения по пути влияют толщина льда и плотность тумана.
По данным Инвестиционного портала Арктической зоны России, для прохождения СМП понадобится от 7 до 15 дней. По оценке издания The Economist, судно будет идти из Гамбурга до Шанхая через СМП примерно 18 дней. Если отправить это же судно через Суэцкий канал, то оно дойдет до порта назначения за 30—35 дней.
Порты Северного морского пути. На этом маршруте находятся несколько десятков портов и перевалочных баз. Вот наиболее значимые из них:
- Сабетта. Построен в рамках проекта «Ямал-СПГ» компании «Новатэк» и используется для перевозки сжиженного газа. В 2026 году «Новатэк» начнет строить в порту и грузовой терминал.
- Дудинка. Специализируется на экспорте металлов и минеральных ресурсов, добываемых в районе Норильска. Находится на правом берегу Енисея.
- Игарка. Это порт с большим количеством функций, также обслуживающий крупные предприятия региона, например «Норникель». Находится на реке Енисей.
- Диксон. Используется для перевалки грузов и ремонта судов. Находится на западном берегу Енисейского залива.
- Тикси. Обслуживает суда, работающие в этом районе, и используется в основном для доставки грузов в удаленные районы Якутии. Находится на берегу моря Лаптевых.
- Певек. Специализируется на снабжении Чукотки. Расположен на берегу Восточно-Сибирского моря.
- Порт Провидения. Здесь формируется караван судов, которые затем следуют за ледоколом, двигаясь по СМП с востока на запад.
Несмотря на то что Мурманск и Архангельск не находятся на официальной линии СМП, эти порты тоже принято относить к этому маршруту.
История освоения
Первым идею о возможном морском пути, соединяющем Атлантический и Тихий океаны, высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов еще в 1525 году.
Западную часть Северо-Восточного прохода изучали английские, датские, голландские и норвежские путешественники, которые искали альтернативные морские пути в Китай и Индию. Самой заметной была экспедиция 1596 года под руководством голландского мореплавателя Виллема Баренца, который открыл Шпицберген и остров Медвежий, а также обогнул северную оконечность Новой Земли.
В конце 16 — начале 17 века русские экспедиции установили, что через евразийскую Арктику пролегает непрерывный морской путь с востока на запад. А российский мореплаватель датского происхождения Витус Беринг в 1728 году отправился через пролив на север и определил, что Азия и Северная Америка — это два отдельных континента.
Впервые СМП полностью прошли в 1878—1879 годах. Это сделала шведская экспедиция под руководством барона Норденшельда.
Полноценное использование СМП началось только в СССР: в 1920-х годах советское государство начало осваивать этот район и уже в 1930-х годах по СМП начали возить грузы для доставки в удаленные уголки СССР. Первый ледокол прошел по всему советскому участку СМП летом 1934 года.
Ускорение развития СМП пришлось на Вторую мировую, когда западные союзники доставляли грузы в СССР по морю через арктический маршрут. После войны Советский Союз активно развивал северные районы страны, строил ледокольный флот, и западная часть СМП стала доступной для круглогодичного судоходства к 1980 году. Грузопоток достиг пика на этом маршруте в советский период в 1986 году — тогда по нему перевезли примерно 6,5 млн тонн грузов.
После распада СССР судоходство в регионе начало снижаться — несмотря на то, что в 1991 году СМП открыли для прохода иностранных кораблей.
Но в 21 веке по мере улучшения экономической ситуации в РФ активность на СМП снова стала расти.
Современное значение СМП для России
СМП играет значимую роль в экономики России. Вот какие задачи решаются с помощью этого логистического маршрута.
Транспортировка сырья с арктических месторождений. В арктическом регионе добывается 80% всего российского газа и порядка 14% всей нефти. Там же находится Таймырский угольный бассейн, а еще залежи никеля, меди и вольфрама. До потребителей эти ресурсы доставляются по СМП.
Так, в 2023 году по СМП перевезли 36,2 млн тонн грузов. Из этого объема 56% пришлось на СПГ, 21% — на нефть, а 3% — на газовый конденсат.
Главный пользователь этого транспортного маршрута — «Новатэк». Сейчас компания доставляет по нему СПГ со своего проекта «Ямал-СПГ», а в ближайшие годы ожидаются и поставки с «Арктик-СПГ-2».
«Газпром-нефть» по СМП возит нефть с месторождения Новопортовое, которое обслуживает наливной терминал «Ворота Арктики».
Там танкеры загружают нефть и следуют в порт Мурманск.
А у «Норникеля» есть флот из шести судов усиленного ледового класса Arc7, которые используются для транспортировки продукции компании по СМП.
В 2023 году она планировала перевезти по этому маршруту 2,3 млн тонн грузов.
Кроме этого, в 2023 году по СМП вывезли более 200 тысяч тонн угля с Сырадасайского месторождения на Таймыре, одного из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля.
Экспорт углеводородов в Азию. В последние годы растет роль СМП для экспорта нефти и СПГ в Азию. В 2023 году по СМП в восточном направлении перевезли примерно 3,84 млн тонн углеводородов. А по итогам навигации 2024 года этот объем составил 4,47 млн тонн.
Северный завоз. По итогам 2024 года в рамках северного завоза жителям Крайнего Севера доставили 3,4 млн тонн грузов, основную часть перевезли по СМП.
Кроме того, этим маршрутом доставляются каботажные грузы, необходимые для снабжения инвестпроектов в Арктике.
Торговля с Китаем. После 2022 года СМП практически не используется иностранными торговыми судами для доставки товаров в российские порты или в качестве транзитного маршрута. Исключения — контейнерные перевозки между Китаем и Россией. В 2024 году по СМП выполнили 10 таких рейсов: в порт Архангельска привезли автомобили, одежду, строительные материалы.
Сложности использования СМП
С одной стороны, СМП — это самый короткий и относительно безопасный морской путь из Европы в Азию. С другой — целый ворох сложностей препятствует развитию грузопотоков по СМП. Вот некоторые из них.
Ограниченный период навигации. Для большинства судов СМП открыт лишь очень небольшую часть года: с середины лета по середину осени. «Росатом» разрабатывает модель круглогодичной навигации по маршруту. Она предполагает использование дорогостоящих судов высокого ледового класса, которым дополнительно будут помогать атомные ледоколы.
Дополнительные затраты на услуги ледокола. Для прохождения СМП в осенне-зимний период владельцу судна нужно оплатить услуги ледокола. На сайте «Росатома» есть калькулятор и можно подсчитать, сколько они будут стоить. При среднем гросс-тоннаже грузового судна 165 тысяч тонн проводка летом-осенью будет стоить чуть больше 40 млн рублей. Но если судно имеет ледовый класс Arc4 , то стоимость ледокольной проводки будет ниже — 22 млн рублей.
Нереализованные проекты
В советское время было несколько проектов, направленных на то, чтобы снизить затраты на ледовую проводку по СМП. Один из них — создание гидроледореза — установки, которая под высоким давлением подает воду, способную разрезать ледяную поверхность. Инженеры рассчитывали, что если установить ее на носу судна, то оно могло бы идти по арктическим водам без сопровождения ледокола.
Еще один нереализованный проект той эпохи — грузовые подлодки, которые могли бы перевозить насыпные и наливные грузы подо льдами СМП.
Непредсказуемая погода. Даже когда навигация по СМП возможна, движение судов может быть затруднено из-за погодных условий. Например, в июле 2024 года ледовая обстановка на некоторых участках пути была хуже, чем в 2023. Из-за этого судам приходилось обходить остров Врангель, что увеличивало продолжительность рейса. В 2021 году из-за резкого ухудшения ледовой обстановки застряли 18 судов.
А в 1983 году СМП оказался заблокирован Айонским ледовым массивом и для расчистки района пришлось отправить туда все ледоколы.
Бюрократия. Для прохода по СМП необходимо подать заявку — с 2023 года это можно сделать через портал госуслуг. А иностранным судам необходимо запрашивать разрешение за 90 дней до предполагаемого прохода по этому маршруту.
Высокая стоимость страховки судов. Согласно исследованию 2022 года, стоимость страхования идущих через Арктику рейсов сильно выше, чем на других маршрутах. Разница варьируется в диапазоне от 16,7 до 100% по сравнению с неарктическими путями: чем выше ледовый класс корабля, тем ниже стоимость страхования, и наоборот — чем ниже ледовый класс, тем дороже обойдется перевозчикам страхование пути через Арктику.
Нет развитой спасательной системы и обслуживающей инфраструктуры. «Дефицит инфраструктуры» назвал ключевым недостатком СМП директор экспертной группы по вопросам развития транспортной системы в Арктике Михаил Григорьев. А в Центре корпоративной медицины указывают, что на протяжении этой транспортной артерии нет медицинских организаций, способных оказать квалифицированную помощь, в том числе первичную.
Министр иностранных дел Норвегии Ине Мари Эриксон Серейде также упоминала недостаточную инфраструктуру СМП — этот нюанс стал одной из причин, почему в Осло сомневаются в экономической целесообразности использования маршрута.
Дефицит флота. Автор нацпроекта «Эффективная транспортная система» признает, что в 2024 году для обеспечения всего грузопотока по Севморпути требовалось 57 судов, из которых не хватало примерно половины. Не было в достаточном количестве аварийно-спасательных судов, сетовал замминистра транспорта Александр Пошивай. А глава Минвостокразвития Алексей Чекунков добавлял: ледоколов тоже не хватает.
Сложности со связью. Морские системы спутниковой интернет-связи не работают выше 70-й параллели северной широты. А почти весь СМП находится выше этой линии, и иностранные суда, проводившие пробные рейсы по маршруту, выяснили, что там не работает спутниковая связь операторов Inmarsat, Thuraya и GlobalStar.
Роль СМП в международной торговле
Она совсем незначительная. В 2023 году общий объем перевезенных по морю грузов составил 12 млрд тонн. Из этого потока 36,3 млн тонн пришлось на СМП — это примерно 0,3% от мирового морского грузопотока. Как говорилось выше, львиную долю этих грузов составляют углеводороды с арктических месторождений.
Первые нероссийские коммерческие суда прошли по СМП в 2009 году: два большегрузных судна немецкой компании Beluga Shipping доставили в порт Ямбург в Обской губе несколько тяжелых модулей силовых установок, произведенных в Южной Корее. В 2010 году балкер Nordic Barents перевез по СМП железную руду из норвежского порта Киркенеса в китайский порт Ляньюньган.
Всего с 2010 по 2019 год по маршруту совершили 89 международных транзитов и 68 рейсов из российского порта, расположенного на СМП, в иностранный.
В 2022 году не было ни одного полностью международного транзита через СМП, то есть ни одного транзитного рейса из одного нероссийского порта в другой. Большинство транзитных перевозок — 35 рейсов — проходили между российскими портами. Еще восемь транзитных рейсов совершили между российскими и зарубежными портами. Из них три рейса были из Китая в Мурманск, три — из Южной Кореи в порт Усть-Луга, один — из Киркенеса во Владивосток и один — из Мурманска в Китай.
По итогам 2024 года международная торговля на СМП ограничилась рейсами судов из российских портов в китайские и из китайских в российские.
Перспективы СМП как маршрута для международной торговли. Если вывести за скобки сложную политическую ситуацию в мире и представить, что иностранные компании готовы рассматривать СМП в качестве логистического маршрута из Европы в Азию, то и в этом случае не все так просто.
Главное преимущество водной артерии — возможность снизить время транспортировки и тем самым сэкономить на фрахте судна, оплате труда экипажа и топливе. Кроме того, привлекательность СМП растет, когда Суэцкий канал из-за атак хуситов становится практически заблокирован для судоходства.
Но цена перевозки по СМП часто становилась главным аргументов против этого маршрута. Так, в апреле 2021 издание Arctic Journal указывало, что доставка по СМП примерно в три раза дороже, чем транспортировка через Суэцкий канал. На цену влияют в первую очередь необходимость дополнительно оплачивать услуги ледокольной проводки и более высокие ставки страхования грузов.
Это понимают и в российском правительстве: вице-премьер Юрий Трутнев заявлял, что перевозки по СМП должны быть не дороже, чем через Суэцкий канал. Аналогичным образом высказался специальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин во время выступления на Восточном экономическом форуме в 2024 году. По его словам, СМП может стать альтернативным торговым маршрутом, если «Росатом» обеспечит дешевую ледокольную проводку.
Сейчас же даже китайская компания Hainan Yangpu NewNew Shipping, которая в 2023 году стала возить по СМП контейнерные грузы из Китая, получает субсидии на логистические затраты от своего правительства.
И кроме высокой стоимости есть и другие ограничения, которые мешают сделать СМП полноценным торговым маршрутом: короткий срок навигации, сложные погодные условия, отсутствие полноценной инфраструктуры.
Но совсем списывать со счетов СМП не стоит. Спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Вадим Панов считает, что полноценная международная логистика по этому маршруту также возможна, но в долгосрочной перспективе. Он справедливо замечает, что Южный морской путь, который связывает Европу и Азию и проходит через Суэцкий канал, также имеет долгую и сложную историю возникновения.
Экологические проблемы
У экспертов есть опасения по поводу ущерба для экологии, который может принести судоходство по СМП. Вот некоторые из них.
Риск аварийного разлива нефти и сжиженного газа. Он высок, так как судам приходится идти в суровых климатических условиях. А устранить разлив нефти в акватории СМП будет сложно из-за ледового покрова и удаленности от аварийно-спасательных центров — все это только усугубит ущерб. Кроме того, воздействие нефти на хрупкие арктические экосистемы может повлечь за собой серьезные долгосрочные проблемы.
Загрязнение акватории судовыми отходами. Даже при действующих запретах на сброс отходов в арктические воды с увеличением судоходства возрастает риск загрязнения в результате аварийных случаев или халатности экипажей.
Шумовые загрязнения. Они возникают в процессе работы двигателей судов и негативно воздействуют на биоту . В долгосрочной перспективе шумовые загрязнения могут вынудить китообразных и ластоногих животных покинуть традиционные места обитания на трассах СМП.
Потемнение снега в Арктике. Сжигание жидкого топлива в судовых двигателях приводит к выбросам светопоглощающих твердых частиц, которые по своим свойствам напоминают сажу. Такие частицы поглощают видимый ближний и инфракрасный свет, и их скопление может привести к потемнению снега в Арктике. Этот негативный эффект может усилиться в ближайшие десятилетия по мере активизации судоходства в Арктике.
Перспективы развития Северного морского пути
Государство рассматривает СМП в первую очередь как значимую национальную транспортную артерию, которая связывает запад и восток страны, участвует в экспорте российских товаров, транспортировке углеводородов с арктических месторождений и северном завозе. А в перспективе — и как важный маршрут для международной торговли. С учетом этих вводных правительство и намерено развивать СМП.
Согласно утвержденному в августе 2022 года государственному плану развития СМП, грузопоток по маршруту должен превысить 238 млн тонн к 2035 году. Видение «Росатома» перспектив логистической артерии более сдержанное: там ожидают, что объем перевозки грузов по маршруту вырастет в лучшем случае до 192 млн тонн.
Прогнозы объема грузоперевозок по СМП, млн тонн
2024 | 2031 | 2035 | |
---|---|---|---|
Государственный план развития СМП | 90 | 216 | 238 |
Базовый сценарий «Росатома» | — | 117 | 150 |
Перспективный сценарий «Росатома» | 36 | 150 | 192 |
Прогнозы объема грузоперевозок по СМП, млн тонн
Государственный план развития СМП | |
2024 | 90 |
2031 | 216 |
2035 | 238 |
Базовый сценарий «Росатома» | |
2024 | — |
2031 | 117 |
2035 | 150 |
Перспективный сценарий «Росатома» | |
2024 | 36 |
2031 | 150 |
2035 | 192 |
Ожидается, что в ближайшее десятилетие углеводороды будут оставаться основным грузом, перевозимым по СМП. С той лишь разницей, что если раньше большая их часть приходилась на СПГ, то в последующие годы заметно вырастет перевозка нефти. Это связано с развитием «Восток-ойла» — флагманского проекта «Роснефти». Государственный план подразумевает, что после 2030 года отгрузки с «Восток-ойла» составят 100 млн тонн в год.
Объем перевозимого СПГ к 2031 году тоже вырастет — до почти 62 млн тонн.
Инвестиции в СМП. На развитие маршрута государство планирует потратить до 2035 года 1,8 трлн рублей, из которых около 600 млрд рублей возьмут из федерального бюджета, а остальные деньги поступят от региональных бюджетов и внебюджетных источников. Вот на что пойдут эти финансы:
- 222 млрд рублей — на реконструкцию порта в Мурманске, а также создание терминалов и другой логистической инфраструктуры.
- 570 млрд рублей — на проведение железнодорожных путей к портам от крупных предприятий.
- 540 млрд рублей — на развитие флота, включая ледоколы. В частности, планируется построить 12 новых ледоколов.
- 400 млрд рублей — на безопасность судоходства в широком смысле: организация службы наземных наблюдений за погодой и движением льдов, запуск спутников для обеспечения региона доступом в интернет, развитие аварийно-спасательных служб на маршруте и контроль экологической ситуации.
Что касается рентабельности этих инвестиций, то государство настроено оптимистично. Вице-премьер Юрий Трутнев называет план развития СМП «самым экономически эффективным инвестиционным мегапроектом в Российской Федерации» и ожидает, что до 2035 года налоговые поступления от использования этого логистического маршрута составят 21 трлн рублей.
Вице-премьер Александр Новак оценивает дополнительные налоговые поступления от СМП скромнее — в 10 трлн рублей. Но он указывает, что доходы от арктических проектов, расположенных вдоль СМП, помогут увеличить ВВП России на 30 трлн рублей.
Запомнить
- Северный морской путь — логистический маршрут в Арктике, расположенный в территориальных водах Российской Федерации. Он используется преимущественно для доставки углеводородов, северного завоза и экспорта сырья в Китай.
- Полноценная навигация по СМП возможна только несколько месяцев в году. В осенне-зимний период судам для прохода по этой водной трассе необходимо сопровождение ледоколов.
- Сейчас основной пользователь СМП — «Новатэк». Компания возит по этой водной артерии СПГ со своего завода «Ямал-СПГ». СМП для перевозки ресурсов также используют «Газпром-нефть» и «Норникель».
- В течение следующих нескольких лет главным грузом, перевозимым по СМП, станет нефть. Это произойдет после того, как «Роснефть» начнет добычу с месторождений, входящих в проект «Восток-ойл».
- Перевозка грузов из Европы в Азию по Северному морскому пути занимает меньше времени, чем по маршруту, пролегающему через Суэцкий канал. У СМП есть потенциал стать важной мировой логистической артерией, но ряд факторов этому мешает — в первую очередь стоимость прохода по маршруту из-за необходимости ледокольной проводки.
- Правительство России намерено до 2035 года вложить 1,8 трлн рублей в развитие СМП. Эти деньги пойдут на строительство судов, реконструкцию портов и повышение безопасности судоходства на этом маршруте.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique