«Варяг» — брутальный исторический эпик о мести и драках голышом, который нельзя пропускать
На зарубежных онлайн-платформах вышел «Варяг» — суровый исторический эпик с участием Александра Скарсгарда, Николь Кидман, Итана Хоука, Ани Тейлор-Джой, Уиллема Дефо и даже Бьорк.
Картина от режиссера «Маяка» и «Ведьмы» Роберта Эггерса получила хвалебные отзывы критиков и зрителей, при этом в кинопрокате «Варяг» провалился. Рассказываем, почему его обязательно нужно посмотреть всем, кого не пугает страдающее Средневековье — и почему такого кино мы в ближайшее время, скорее всего, не увидим.
Что за «Варяг» (The Northman)
Дата премьеры: 1 апреля 2022 года
Страна производства: США
Режиссер: Роберт Эггерс, постановщик «Маяка» и «Ведьмы»
В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Густав Линд, Эллиотт Роуз, Уиллем Дефо
Жанр: фэнтези, драма
Фильмы, похожие на «Варяга»: «Легенда о Зеленом рыцаре», «Вальгалла: Сага о викинге», «Конан-варвар»
Продолжительность: 2 часа 17 минут
Где смотреть: Amazon Prime. Сервис официально недоступен в России
О чем фильм
На глазах маленького принца Амлета убивают отца. Причем делает это родной дядя главного героя — бастард по имени Фьолнир. Узурпатор приказывает устранить законного наследника престола, после чего занимает трон и берет королеву в жены. Вот только Амлету удается сбежать.
Амлет вырастает и превращается в молчаливого мускулистого воина с лицом Александра Скарсгарда. Принц участвует в разбойных набегах на Руси и обеспечивает местных князей рабами. После очередного рейда он узнает, что одна из лодок с пленниками отбывает в Исландию — к тому самому предателю Фьолниру.
Оказывается, вероломный дядя потерял королевство и теперь живет на ферме посреди безлюдного острова. Недолго думая, Амлет ставит себе рабское клеймо и проникает на судно. Там он знакомится и заручается поддержкой славянской ведуньи Ольги. Взамен ему нужно помочь организовать побег из рабского плена.
«Варяг» брутален и прямолинеен
Возможно, сюжет «Варяга» кажется вам отдаленно знакомым. Это неудивительно: Амлета можно считать прототипом шекспировского Гамлета. Отсюда и сходство имен главных героев, и общая сюжетная канва.
Однако фильм Роберта Эггерса лишен высокой поэтики. Знакомую историю режиссер пересказывает со скандинавским стоицизмом. Гамлет мучился вопросом «быть или не быть». Амлет же идет к цели напролом, периодически проговаривая одну и ту же мантру: «Отомстить за отца. Спасти мать. Убить Фьолнира».
«Варяг» — это фильм-движение, фильм-импульс. Брутальный эпик, где проблемы можно решить только одним способом: отрубить кому-нибудь голову, вырвать язык или и вовсе учинить что-нибудь пожестче. На фоне предельно безопасного и комфортного голливудского кино работа Эггерса выглядит освежающе бескомпромиссной.
Роберт Эггерс — мастер исторического кино
Фильм вышел таким не потому, что автору неинтересны более сложные истории. По «Маяку» и «Ведьме» видно, что это вовсе не так. Просто картины Эггерса отражают дух времени, о котором рассказывают. Мало того что режиссер скрупулезно реконструирует детали эпохи, он еще и не дистанцируется от киномира и не пытается смотреть на средневековый сюжет глазами современного человека.
Поэтому нарратив «Варяга» не следует правилам рационального мира. Перед нами вроде бы приземленное, грязное Средневековье, где заживо жгут людей и приносят кровавые жертвы. Но в то же время фильм мифологичен: герой общается с отсеченной головой шута и сражается мечом, который можно достать из ножен только ночью. А в один момент ему помогают вороны — тотемное животное отца Амлета.
«Варяг» — ни в коем случае не фэнтези. Однако это и не реалистичное историческое кино в привычном понимании. Оно яростное и грубое, потому что должно соответствовать эпохе, а не зрительским ожиданиям. Отсюда и эмоциональная заостренность: герои вечно орут, рычат и воют как волки.
Когда главный герой встречает Фьолнира, он злобно кричит: «Я — Амлет Бьорнвульф, сын короля Аурвандила, Ворона войны, и я — его месть!» Его прямота не выглядит пошлой. В картине даже о любви говорят по-детски наивно. Но как еще должен разговаривать воин, с ранних лет одержимый местью?
Это смесь «Конана-варвара» и «Андрея Рублева»
Сам Роберт Эггерс называл свой фильм смесью «Конана-варвара» и «Андрея Рублева». С первым его связывает та самая бескомпромиссная брутальность — в «Варяге» немало искусно поставленных экшен-сцен, где полуголые воины валяются в грязи, а конечности разлетаются во все стороны. Но и стопроцентным боевиком картину не назвать. Слишком уж много в ней сюрреалистичного и странного.
Приключение Амлета — не просто путь из точки A в точку B. Это еще и путешествие вглубь себя. «Варяг» поражает не только жестокими баталиями, но и трагедией человека, который впервые в жизни начинает чувствовать что-то кроме первобытной ярости. Его привычный черно-белый мир рушится на глазах, и он не знает, что с этим делать и как выражать новоявленные чувства.
Личная драма раскрывается единственно возможным путем: через мифологические образы, символы и жуткие галлюцинации, преследующие героя со дня смерти отца.
Как и в «Маяке» с «Ведьмой», Эггерс изящно работает с бессознательным своего героя. Весь происходящий снаружи кошмар — лишь продолжение внутренней битвы Амлета с самим собой.
«Варяг» — уникальное кино, подобных которому еще долго не будет
Раньше исторические блокбастеры вроде «Гладиатора» собирали отличную кассу. Сейчас даже режиссерам уровня Ридли Скотта не удается привлечь зрителей в кино на исторические эпики. Его картина «Последняя дуэль» также получила теплые отзывы и все равно плохо показала себя в прокате. И это несмотря на актерский состав: в фильме снялись Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Бен Аффлек и Джоди Комер.
То, что Эггерсу вообще дали 90 миллионов долларов на съемки «Варяга», — большое чудо. Особенно учитывая, что «Маяк» и «Ведьму» режиссер снял за пять миллионов.
Картина провалилась в прокате, собрав 69 миллионов по миру. Для окупаемости с учетом затрат на продвижение нужно было как минимум 200. Это неудивительно: сейчас такие бюджеты окупают только кинокомиксы и блокбастеры по известным франшизам. Никак не мрачный эпик о викингах.
Поэтому «Варяга» можно считать последним крупнобюджетным представителем жанра на ближайшее время. Вряд ли мы скоро увидим другие подобные фильмы. Такие же фактурные, натуралистичные, снятые в живописных локациях, с дорогими декорациями средневековых деревень. Картина Эггерса дикая и необузданная, она не стремится угодить неподготовленному зрителю — но сполна одаривает каждого, кто готов принять ее варварскую суть.
👍 Плюсы «Варяга»:
- Фильм показывает грязное мрачное Средневековье — без привычных голливудских прикрас.
- Суровые, отлично поставленные экшен-сцены.
- Сюрреалистичная история, где мифы и реальность соединяются вместе.
- Прекрасный актерский состав: вместе с Александром Скарсгардом играют Аня Тейлор-Джой, Николь Кидман, Итан Хоук и Уиллем Дефо.
👎 Минусы «Варяга»:
- Неподготовленному зрителю может быть сложно вынести бескомпромиссную брутальность фильма.