«Варяг» — брутальный исторический эпик о мести и драках голышом, который нельзя пропускать

От режиссера «Маяка» и «Ведьмы»
15
«Варяг» — брутальный исторический эпик о мести и драках голышом, который нельзя пропускать
Аватар автора

Ефим Гугнин

диванный викинг

Страница автора

На зарубежных онлайн-платформах вышел «Варяг» — суровый исторический эпик с участием Александра Скарсгарда, Николь Кидман, Итана Хоука, Ани Тейлор-Джой, Уиллема Дефо и даже Бьорк.

Картина от режиссера «Маяка» и «Ведьмы» Роберта Эггерса получила хвалебные отзывы критиков и зрителей, при этом в кинопрокате «Варяг» провалился. Рассказываем, почему его обязательно нужно посмотреть всем, кого не пугает страдающее Средневековье — и почему такого кино мы в ближайшее время, скорее всего, не увидим.

Что за «Варяг» (The Northman)

Дата премьеры: 1 апреля 2022 года

Страна производства: США

Режиссер: Роберт Эггерс, постановщик «Маяка» и «Ведьмы»

В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Густав Линд, Эллиотт Роуз, Уиллем Дефо

Жанр: фэнтези, драма

Фильмы, похожие на «Варяга»: «Легенда о Зеленом рыцаре», «Вальгалла: Сага о викинге», «Конан-варвар»

Продолжительность: 2 часа 17 минут

Где смотреть: Amazon Prime. Сервис официально недоступен в России

О чем фильм

На глазах маленького принца Амлета убивают отца. Причем делает это родной дядя главного героя — бастард по имени Фьолнир. Узурпатор приказывает устранить законного наследника престола, после чего занимает трон и берет королеву в жены. Вот только Амлету удается сбежать.

Амлет вырастает и превращается в молчаливого мускулистого воина с лицом Александра Скарсгарда. Принц участвует в разбойных набегах на Руси и обеспечивает местных князей рабами. После очередного рейда он узнает, что одна из лодок с пленниками отбывает в Исландию — к тому самому предателю Фьолниру.

Оказывается, вероломный дядя потерял королевство и теперь живет на ферме посреди безлюдного острова. Недолго думая, Амлет ставит себе рабское клеймо и проникает на судно. Там он знакомится и заручается поддержкой славянской ведуньи Ольги. Взамен ему нужно помочь организовать побег из рабского плена.

Перед смертью король успевает провести для Амлета очень своеобразный обряд инициации, которым руководит герой Уиллема Дефо. Источник: Universal
Перед смертью король успевает провести для Амлета очень своеобразный обряд инициации, которым руководит герой Уиллема Дефо. Источник: Universal

«Варяг» брутален и прямолинеен

Возможно, сюжет «Варяга» кажется вам отдаленно знакомым. Это неудивительно: Амлета можно считать прототипом шекспировского Гамлета. Отсюда и сходство имен главных героев, и общая сюжетная канва.

Однако фильм Роберта Эггерса лишен высокой поэтики. Знакомую историю режиссер пересказывает со скандинавским стоицизмом. Гамлет мучился вопросом «быть или не быть». Амлет же идет к цели напролом, периодически проговаривая одну и ту же мантру: «Отомстить за отца. Спасти мать. Убить Фьолнира».

«Варяг» — это фильм-движение, фильм-импульс. Брутальный эпик, где проблемы можно решить только одним способом: отрубить кому-нибудь голову, вырвать язык или и вовсе учинить что-нибудь пожестче. На фоне предельно безопасного и комфортного голливудского кино работа Эггерса выглядит освежающе бескомпромиссной.

Роль Ольги исполнила молодая звезда Аня Тейлор⁠-⁠Джой, известная по «Ходу королевы», «Ведьме» и «Прошлой ночью в Сохо». Источник: Universal
Роль Ольги исполнила молодая звезда Аня Тейлор⁠-⁠Джой, известная по «Ходу королевы», «Ведьме» и «Прошлой ночью в Сохо». Источник: Universal

Роберт Эггерс — мастер исторического кино

Фильм вышел таким не потому, что автору неинтересны более сложные истории. По «Маяку» и «Ведьме» видно, что это вовсе не так. Просто картины Эггерса отражают дух времени, о котором рассказывают. Мало того что режиссер скрупулезно реконструирует детали эпохи, он еще и не дистанцируется от киномира и не пытается смотреть на средневековый сюжет глазами современного человека.

Поэтому нарратив «Варяга» не следует правилам рационального мира. Перед нами вроде бы приземленное, грязное Средневековье, где заживо жгут людей и приносят кровавые жертвы. Но в то же время фильм мифологичен: герой общается с отсеченной головой шута и сражается мечом, который можно достать из ножен только ночью. А в один момент ему помогают вороны — тотемное животное отца Амлета.

Неоднозначную роль матери Амлета играет Николь Кидман. Источник: Universal
Неоднозначную роль матери Амлета играет Николь Кидман. Источник: Universal

«Варяг» — ни в коем случае не фэнтези. Однако это и не реалистичное историческое кино в привычном понимании. Оно яростное и грубое, потому что должно соответствовать эпохе, а не зрительским ожиданиям. Отсюда и эмоциональная заостренность: герои вечно орут, рычат и воют как волки.

Когда главный герой встречает Фьолнира, он злобно кричит: «Я — Амлет Бьорнвульф, сын короля Аурвандила, Ворона войны, и я — его месть!» Его прямота не выглядит пошлой. В картине даже о любви говорят по-детски наивно. Но как еще должен разговаривать воин, с ранних лет одержимый местью?

Это смесь «Конана-варвара» и «Андрея Рублева»

Сам Роберт Эггерс называл свой фильм смесью «Конана-варвара» и «Андрея Рублева». С первым его связывает та самая бескомпромиссная брутальность — в «Варяге» немало искусно поставленных экшен-сцен, где полуголые воины валяются в грязи, а конечности разлетаются во все стороны. Но и стопроцентным боевиком картину не назвать. Слишком уж много в ней сюрреалистичного и странного.

Приключение Амлета — не просто путь из точки A в точку B. Это еще и путешествие вглубь себя. «Варяг» поражает не только жестокими баталиями, но и трагедией человека, который впервые в жизни начинает чувствовать что-то кроме первобытной ярости. Его привычный черно-белый мир рушится на глазах, и он не знает, что с этим делать и как выражать новоявленные чувства.

Герой Скарсгарда почти всегда покрыт слоем грязи — в Средневековье не до гигиены. Источник: Universal
Герой Скарсгарда почти всегда покрыт слоем грязи — в Средневековье не до гигиены. Источник: Universal

Личная драма раскрывается единственно возможным путем: через мифологические образы, символы и жуткие галлюцинации, преследующие героя со дня смерти отца.

Как и в «Маяке» с «Ведьмой», Эггерс изящно работает с бессознательным своего героя. Весь происходящий снаружи кошмар — лишь продолжение внутренней битвы Амлета с самим собой.

«Варяг» — уникальное кино, подобных которому еще долго не будет

Раньше исторические блокбастеры вроде «Гладиатора» собирали отличную кассу. Сейчас даже режиссерам уровня Ридли Скотта не удается привлечь зрителей в кино на исторические эпики. Его картина «Последняя дуэль» также получила теплые отзывы и все равно плохо показала себя в прокате. И это несмотря на актерский состав: в фильме снялись Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Бен Аффлек и Джоди Комер.

То, что Эггерсу вообще дали 90 миллионов долларов на съемки «Варяга», — большое чудо. Особенно учитывая, что «Маяк» и «Ведьму» режиссер снял за пять миллионов.

Картина провалилась в прокате, собрав 69 миллионов по миру. Для окупаемости с учетом затрат на продвижение нужно было как минимум 200. Это неудивительно: сейчас такие бюджеты окупают только кинокомиксы и блокбастеры по известным франшизам. Никак не мрачный эпик о викингах.

Поэтому «Варяга» можно считать последним крупнобюджетным представителем жанра на ближайшее время. Вряд ли мы скоро увидим другие подобные фильмы. Такие же фактурные, натуралистичные, снятые в живописных локациях, с дорогими декорациями средневековых деревень. Картина Эггерса дикая и необузданная, она не стремится угодить неподготовленному зрителю — но сполна одаривает каждого, кто готов принять ее варварскую суть.

👍 Плюсы «Варяга»:

  1. Фильм показывает грязное мрачное Средневековье — без привычных голливудских прикрас.
  2. Суровые, отлично поставленные экшен-сцены.
  3. Сюрреалистичная история, где мифы и реальность соединяются вместе.
  4. Прекрасный актерский состав: вместе с Александром Скарсгардом играют Аня Тейлор-Джой, Николь Кидман, Итан Хоук и Уиллем Дефо.

👎 Минусы «Варяга»:

  1. Неподготовленному зрителю может быть сложно вынести бескомпромиссную брутальность фильма.
Ефим ГугнинКакой ваш любимый исторический фильм?
  • Визуалка и актеры на высоте, атмосферность тоже.2
  • friendДва голых викинга голым дерутся у жерла вулкана2
  • ИванКартинка красивая и звук, а так фильм пустой, посмотрел и забыл.0
  • мишгансдр BRIDGESОфигительный фильм, с которого я себе нарезал кадров для скринсейвера.1
  • Дмитрий КоролевРебят, без обид, но мне кажется вы ничего в фильме не поняли и не поняли его основной мета-посыл. Фильм не об этом: «Варяг» — это фильм-движение, фильм-импульс. Брутальный эпик, где проблемы можно решить только одним способом: отрубить кому-нибудь голову, вырвать язык или и вовсе учинить что-нибудь пожестче. На фоне предельно безопасного и комфортного голливудского кино работа Эггерса выглядит освежающе бескомпромиссной. Вы просто описывается оболочку, безусловно брутальную и красивую. Пересмотрите сцены рядом с финалом в разговорах с героиней Ани Тейлор-Джой на корабле. Посмотрите на отрешение и смятение героя Александра Скарсгарда когда он (Спойлер алерт!) почти случайно убивает тех, кто дорог якобы-злодейскому Фьёльнеру. Фильм о том, что зло приносит только зло, а месть приносит только боль. "Каратель карает только самого себя". Фильм по посылу и стилю исполнения очень близок к "Убийце" (который Sicario) Дени Вильнева. И смысл и там и там почти одинаковый.11
  • Румата ЭсторскийВячеслав, а должны были сражаться у горбатой горы2
  • Ефим ГугнинНе совсем с вами соглашусь. Да, фильм сложнее, чем просто уууу брутальные драчки — но об этом в тексте есть, где сравнения с «Андреем Рублевым» и «Конаном-Варваром». Но я не думаю, что «Варяг» близок по посылу к «Убийцу». Мне кажется, Дени Вильнев, что логично, смотрит на историю глазами современника. «Варяг» же как бы рассказан от лица Амлета. И с точки зрения Амлета его финальный выбор абсолютно оправдан. Да, в его сознании старые установки сталкиваются с новыми чувствами, но выбирает-то он все равно месть. Семью защитил, обидчика убил, в Вальгаллу попал. Учитывая мифологичность сюжета, мы вполне допускаем, что Вальгалла в этом мире реально существует8
  • Алёна ИгоревнаПосмотрела фильм вчера вечером и осталась в диком восторге: что от сюжета, что от актёрского состава, что от нормально показанных викингосов Раннего Средневековья без всех этих ваших рогатых шлемов. Но, как уже неоднократно сказано, фильм не для всех. Поясню свою точку зрения: Во-первых, без минимальных знаний о скандинавской мифологии многие моменты покажутся непонятными и даже абсурдными. Как пример: про воронов важно понимать, что это не только «тотемное животное отца Амлета», но и аллюзия на Хугина с Мунином (именно по этой причине в фильме они часто появляются парой). За счёт этого же делается мощный акцент на «отступническом» амплуа Фьолнира, который вместо Одина поклоняется Фрейру. И вот таких элементов в фильме — великое множество. Во-вторых, пресловутый Шекспир: сюжет ленты своеобразно, но достаточно дословно цитирует первоисточник. Сюда же некоторые диалоги, которые с привычной «человеческой» речи переходят на кособокую версию пятистопного ямба. Ну и сама манера повествования. Я с другими работами Эггерса не знакома, но зато просмотрела приличное количество азиатского кино (от классического Такеши Китано до всевозможного артхауса), поэтому не испытала дискомфорта от того, что в «Варяге» много моментов, где акцент делается на атмосферу, а не на действо. Однако не всем такое придётся по нраву. В общем, данное кино стоит смотреть тем, кто имеет какую-никакую базу по скандинавике и хотя бы поверхностно знаком с синопсисом «Гамлета». В противном случае фильм может вызвать скорее недоумение, чем восторг.4
  • Чубчик Кучерявыйпосмотрел половину и выключил. Не захватил абсолютно. Оба ГГ не нравятся. Динамики нет, интриги нет. Мотивация действий ГГ прописана слабо - чего так долго и бестолково пытается достичь свой цели ? Может под конец и раскачается, но для этого себя насиловать 2 часа ?0