Я проехал по Норвегии, Швеции и Финляндии на велосипеде

Я проехал по Норвегии, Швеции и Финляндии на велосипеде

20

В Норвегии безумно красивая природа: фьорды, море и горы.

Аватар автора

Юрий Болотов

проехал 2200 км на велосипеде за 40 дней

Страница автора

В то же время это одна из самых дорогих стран в мире. В 2015 году мы с братом путешествовали по Норвегии 40 дней и проехали 2200 км. Чтобы не разориться, мы жили в палатках, покупали еду в магазинах и передвигались на велосипедах.

В статье я расскажу, как организовать поездку в Норвегию на велосипеде, какие достопримечательности посмотреть и сколько все это стоит.

Потратил на одного в 2015 году — 38 750 ₽

Еда11 700 ₽
Проезд из города Стуруман до Владимира11 250 ₽
Транспорт по стране6000 ₽
Проезд из Владимира до Киркенеса3800 ₽
Жилье3500 ₽
Виза2500 ₽

Потратил на одного в 2015 году — 38 750 ₽

Еда11 700 ₽
Проезд из города Стуруман до Владимира11 250 ₽
Транспорт по стране6000 ₽
Проезд из Владимира до Киркенеса3800 ₽
Жилье3500 ₽
Виза2500 ₽

Потратил на подготовку к походу — 51 400 ₽

Велосипед25 000 ₽
Снаряжение18 500 ₽
Аксессуары для велосипеда7900 ₽

Потратил на подготовку к походу — 51 400 ₽

Велосипед25 000 ₽
Снаряжение18 500 ₽
Аксессуары для велосипеда7900 ₽

С чего все началось

За четыре года до поездки в Норвегию я купил свой первый велосипед и катался на нем только по городу. Однажды мы с другом решили съездить в деревню с палатками и разом проехали на байке 50 км. На следующий день у меня болели спина, руки и попа — назад нас даже забрали на машине. После этого я подумал, что больше никогда не поеду в поход на велосипеде.

Но в итоге я стал кататься все чаще и в конце концов вообще везде передвигался только на велосипеде.

Летом 2014 года мы с братом Вовой посмотрели фильм о путешествии по Европе на велосипедах. В нем рассказывали, как два парня из России без опыта проехали 4 тысячи километров из Санкт-Петербурга до Лиссабона. Фильм меня вдохновил. Вова катался на велосипеде не так часто, как я, но тоже воодушевился этой идеей. Мы решили, что поедем из России в Норвегию: там шикарные фьорды, море и горы.

В итоге мы доехали из Владимира до Мурманска на поезде, оттуда проехали на велосипедах по Норвегии, Финляндии и Швеции. В Россию вернулись из Швеции на поезде и пароме через Эстонию. Оттуда добирались с пересадкой: сначала на автобусе до Санкт-Петербурга, а затем на поезде до Владимира. О том, как добирались до начала маршрута и возвращались обратно в Россию, подробно расскажу дальше.

Вова и я после пересечения границы в норвежском Киркенесе. В этом доме мы ночевали
Пейзажи на пути к городу Алта нельзя было не фотографировать: слишком сказочный вид
Лагерь на берегу реки Goahtemuorjohka

Маршрут и график

Маршрут удобно составлять по спутнику и панорамам в «Гугл-картах». На них можно оценить качество дорог. Мы составили примерный план, проверили маршрут по картам и увидели, что все дороги в Норвегии, Швеции и Финляндии асфальтированные. Машин немного, есть небольшая обочина. Значит, ехать на велосипеде комфортно: никто не будет проноситься вплотную.

На картах можно оценить рельеф и количество подъемов и спусков. На маршруте было много крутых подъемов. Я понимал, что ехать в горку на велосипедах будет трудно, но меня это не останавливало. Маршрут менять из-за этого я не стал: очень уж хотелось посмотреть на фьорды. Да и в целом в Норвегии сложно избежать перепадов, ведь страна горная.

Мы не отмечали конкретные места или города на маршруте: прежде всего нас интересовала природа. Я не хотел тратить время на поиски достопримечательностей, потому что в чужой стране и так все интересно. Мы знали, что на пути у нас будет самая северная материковая точка Нордкап, город Тромсё с Арктическим собором, безумно красивые фьорды и Лофотенские острова. Этого нам было достаточно.

В итоге мы побывали в трех странах. В северной части Финляндии проехали по району Суоми, мимо большого озера Инариярви. Затем въехали в Норвегию. Сначала побывали в городе Олдерфьорде на мысе Нордкап, городах Алта и Тромсё. Потом мы направились в местечко Торскен на острове Сенья и сели на паром к Лофотенским островам. Там мы доехали до деревушки О и сели на паром до Будё, а оттуда отправились в Швецию — город Стуруман. Из него мы вернулись домой во Владимир, проехав Умео, Стокгольм, Таллин и Санкт-Петербург.

Протяженность этого маршрута — 2500 км, из них 2200 км мы проехали на велосипедах, а остальное — на паромах. В среднем за день проезжали по 60 км: иногда по 100 км, в другие дни — по 20—30. Каждые 40 минут мы останавливались и отдыхали в течение 10—15 минут.

Для нас постоянно ехать на велосипеде по 60—80 километров в день — посильная задача. Но за несколько дней все равно накапливалась усталость, и хотелось просто отдохнуть. После первой недели мы задумались о возвращении домой: было тяжело. Несмотря на это, мы продолжили поход. Мы с Вовой мечтали об этом путешествии целый год, и сдаться из-за усталости было бы слишком глупо.

Когда сил крутить педали не было, мы гуляли по городам, сидели на природе или стирали вещи. Периодически мы спали до обеда и проезжали за день всего по 30—40 км, а на следующий день вновь возвращались к привычному ритму. В план мы укладывались: при подготовке я закладывал один день отдыха в неделю.

Велосипед в снаряженном состоянии весил больше 50 кг. Когда я катил его в руках, казалось, что это мопед. Но в седле не возникало неудобств из-за тяжелого веса, разве что велосипед медленно разгонялся и долго тормозил.

В целом мы не пожалели, что отправились в такой длительный поход. Весь путь вдоль побережья мы по полдня медленно взбирались в гору, а потом неслись вниз на высокой скорости. Нам открывались удивительные виды на фьорды и горы, мы видели диких оленей и ездили на паромах. Ощущения от всего этого непередаваемые.

Самые красивые горы на всем пути встретились нам у поселка Nordmannvik
Красивая деревушка на Лофотенах. Такие пейзажи на островах на каждом шагу
Улицы в городе Тромсё. Там мы провели несколько дней и ночевали в палатке в парке
Городское озеро в шведском городе Стуруман. В целом Швеция напомнила нам Финляндию: там те же сосновые леса и озера

Виза

Для поездки в Норвегию нужна шенгенская виза. Мы оформляли ее в посольстве Эстонии в Москве.

В Эстонии жила наша троюродная бабушка. Чтобы не бронировать отель и не прикладывать выписку со счета к документам на визу, мы указали, что едем к родственникам, и приложили копию эстонской айди-карты бабушки. Еще понадобились справки с места работы и билеты. Мы не собирались ехать через Таллин, поэтому купили самые дешевые билеты на автобус до Эстонии и приложили их к документам. Когда получили визу, вернули их обратно. Но я не рекомендую так делать: если сотрудники консульства узнают про обман, могут аннулировать визу.

В посольстве мы оплатили пошлину — по 35 €⁣ (2448 ₽) каждый. Нам дали визы на срок больше, чем мы планировали: мне на полгода, а брату на год. Обратно мы вернулись через Эстонию. Не думаю, что у нас будут проблемы с визой в будущем.

Вид с горы на границе со Швецией по пути домой
Вид с горы на границе со Швецией по пути домой

Деньги

На момент поездки курс колебался в районе 7 ₽ за норвежскую и шведскую кроны. В Финляндии — евро, который тогда стоил около 70 ₽.

Мы не брали с собой наличные: в Норвегии везде принимают карты. В то время еще не было Эпл-пэй, а у нас была обычная карта без пэйпасса. Наличными 500 NOK⁣ (3482 ₽) мы сняли в банкомате лишь один раз, когда платили за жилье.

Как добирались до Норвегии

Мы живем во Владимире. Въезжать в Норвегию планировали через город Никель в Мурманской области. Чтобы добраться до места старта, мы купили билеты на поезда: сначала на «Ласточку» до Москвы, а оттуда — на поезд до Мурманска.

Чтобы перевезти велосипед на поезде, нужно упаковать его в чехол или замотать в пленку, сняв переднее колесо. Еще придется купить багажный билет на каждый велосипед. Это можно сделать в кассах вокзала перед отправлением. Стоимость всегда разная, мы заплатили 250 ₽.

Проезд из Владимира до Никеля на одного — 3800 ₽

Поезд Москва — Мурманск3000 ₽
«Ласточка» Владимир — Москва350 ₽
Провоз велосипедов250 ₽
Автобус Мурманск — Заполярный200 ₽

Проезд из Владимира до Никеля на одного — 3800 ₽

Поезд Москва — Мурманск3000 ₽
«Ласточка» Владимир — Москва350 ₽
Провоз велосипедов250 ₽
Автобус Мурманск — Заполярный200 ₽

Мы ехали в плацкарте. Там можно положить велосипеды на третьи полки. В купейных вагонах везти велосипеды неудобно: в них всего одна небольшая полка для багажа. Два велосипеда могут не влезть в одно купе — придется как-то пристраивать их в крошечном пространстве.

Из Мурманска до Заполярного мы добирались на автобусе. Прежде чем перевозить байк на автобусе, мы спросили у водителя, есть ли место для велосипедов. Только после этого оплатили проезд за себя и велосипеды.

В Заполярном мы пересели на байки и отправились в Никель. Между городами 20 км. Путь до границы стал для нас первым испытанием: тогда в Мурманской области строили новое шоссе. Нам пришлось ехать на тяжелых велосипедах по дороге из мелкого гравия.

Границу прошли быстро: пограничники проверили паспорта и пожелали счастливого пути.

Все наши вещи, включая упакованные велосипеды. В целом перевозить байк комфортно. Но у нас с собой были еще 18 кг круп, поэтому таскать на себе такой багаж было тяжело
Все наши вещи, включая упакованные велосипеды. В целом перевозить байк комфортно. Но у нас с собой были еще 18 кг круп, поэтому таскать на себе такой багаж было тяжело
Наш первый лагерь перед пересечением границы. Фото сделано в два часа ночи в июле: летом на Севере полярный день, когда солнце не заходит за горизонт
Наш первый лагерь перед пересечением границы. Фото сделано в два часа ночи в июле: летом на Севере полярный день, когда солнце не заходит за горизонт

Дороги

В Скандинавии очень хорошие трассы. Они асфальтированы, без ям и выбоин. Обочина небольшая, но ее ширины хватит, чтобы спокойно остановиться, поставить велосипед и погулять.

Автомобилей на дорогах немного, а водители очень вежливы. Нас ни разу не подрезали и всегда обгоняли как полноценную машину, полностью выезжая на встречную полосу. Если на каком-то участке обгон был запрещен, автомобилисты притормаживали и ехали позади нас до тех пор, пока не закончится сплошная.

На дорогах мы ориентировались по навигатору в телефоне и заранее скачанной карте в приложении Maps.me. Еще пользовались обычной бумажной картой дорог Норвегии, которую купили в России в книжном магазине за 180 ₽.

В Норвегии не на всех дорожных знаках указано, сколько километров осталось до того или иного населенного пункта. Еще там нет километровых столбиков вдоль дорог, как в России. Однажды у нас села батарейка в велокомпьютере и мы не понимали, сколько проехали и сколько еще осталось. Навигатором в телефоне тоже не получилось воспользоваться. Карты скачал только я, а смартфон сломался. Пришлось просто крутить педали, пока не добрались до нужного населенного пункта. Это было некомфортно, потому что казалось, что мы едем не туда.

Вдоль дорог часто встречались зоны для отдыха. Там были обеденные столики и чистые туалеты с бумагой. Иногда нам попадались места с костровищем, детской площадкой и беседками.

Место для отдыха с беседками. Домик с голубыми дверями — это туалет. Слева есть еще детская площадка, она не попала в кадр
Место для отдыха с беседками. Домик с голубыми дверями — это туалет. Слева есть еще детская площадка, она не попала в кадр
Едем к городу Алта вдоль реки. Все дороги на маршруте были примерно такими
Едем к городу Алта вдоль реки. Все дороги на маршруте были примерно такими

Рельеф на побережье Норвегии горный. Иногда на маршруте были проложены тоннели, благодаря которым не приходилось подниматься в гору. Но ехать в тоннеле неприятно: это сырая темная пещера с очень тусклым светом. Там мы всегда надевали светоотражающие жилеты и включали мигающий задний фонарь. Обочин нет, поэтому приходилось ехать прямо по трассе. Это было страшно, но водители в тоннелях видели нас благодаря фонарям и жилетам и снижали скорость.

Мне запомнился один тоннель протяженностью 7 км. Он вел до острова, на котором расположен мыс Нордкап. Сначала в пещере был резкий спуск протяженностью 3 км, и мы летели вниз на скорости 60 км/ч. Затем — 1 км ровной дороги и 3 км резкого подъема. Нам пришлось слезть с велосипедов и толкать их наверх. Мимо одна за другой проезжали машины, а с потолка капала вода. Было холодно, шумно и жутко. Водители не притормаживали, а холод и сырость делали ситуацию еще драматичнее. Мы так вымотались за час в том тоннеле, что обратно решили ехать на автобусе и заночевать где-нибудь в тепле.

Особенно много тоннелей на островах Сенья и Лофотены. Рядом с ними стоят ящики с желтыми светоотражающими майками, чтобы велосипедистов было лучше видно. Перед въездом в тоннель нужно нажать большую красную кнопку, чтобы загорелся сигнал светофора для водителей, который обозначает, что в тоннеле находятся велосипедисты.

Выезд из того самого глубокого длинного и холодного тоннеля. По моему лицу видно, что я не рад
Выезд из того самого глубокого длинного и холодного тоннеля. По моему лицу видно, что я не рад
Такую желтую майку можно взять бесплатно перед въездом в тоннель. Они были только на островах. У нас были и свои светоотражающие жилеты, но эти выглядели опрятнее, чем наши
Такую желтую майку можно взять бесплатно перед въездом в тоннель. Они были только на островах. У нас были и свои светоотражающие жилеты, но эти выглядели опрятнее, чем наши

Один из самых сложных участков на нашем пути — дорога в Финляндии от Кааманена до Каригасниеми по трассе Е92. Это череда постоянных подъемов и спусков. Мы взбирались на один холм, а за ним сразу же после спуска следовал новый — и так все 70 км. Ехать было тяжело, поэтому мы периодически слезали с велосипедов и шли пешком.

Были дни, когда почти весь день мы ехали под уклон со скоростью 25—30 км/ч. Пример такого участка — от города Каригасниеми в сторону Олдерфьорда. Это практически 100 км пологого спуска.

Паромы

Береговая линия Норвегии сильно изрезана. Чтобы добираться в нужную точку быстрее и не объезжать каждый фьорд, работают паромные переправы. На нашем пути они появились начиная от Олдердалена.

До Тромсё мы добрались, проехав на пароме два раза. Потом передвигались на паромах еще пять раз. Это удобно: нужно просто заехать на паром с велосипедом, привязать его стропами на нижнем уровне и зайти на палубу.

На паромах есть закрытая и открытая палубы. На открытой холодно, сильный ветер и шум. На закрытой палубе есть окна, столики и сиденья. Билеты дают без мест — сидеть можно где угодно. Цены на паромы зависят от направления. Самый дорогой паром стоил 2000 ₽ за человека и провоз велосипеда. Однажды с нас не взяли деньги: возможно, просто повезло. Всего на паромы мы потратили 6000 ₽.

С паромов открываются шикарные виды, но нам было не до них: там мы отдыхали и ели. В основном заваривали картофельное пюре и открывали консервы. На пароме можно купить еду и напитки, но мы ценами не интересовались, потому что везли еду с собой. Иногда нам бесплатно наливали кипяток в термос.

Едем на первом пароме из Олдердалена в Лингсейдет
Едем на первом пароме из Олдердалена в Лингсейдет

Где ночевали

В Норвегии действует закон, по которому местные и туристы могут установить палатку в любом удобном месте, но не ближе чем в 150 м от ближайшего жилого дома. Мы так и поступали. Мы не искали места под палатку заранее. Утром рассчитывали расстояние, которое хотим проехать, и там находили подходящее место.

Главный критерий в выборе площадки — наличие водоема поблизости. Это важно: воды для питья и готовки нужно много. Еще мы искали место с ровной землей под палатку и деревьями поблизости. Если были дрова, нам не приходилось тратить газ.

Каждый раз палатка гармонично вписывалась в местную природу. Например, по пути на Нордкап мы ночевали на берегу фьорда. Один раз мы остановились на краю обрыва. Там висела табличка, которая предупреждала, что ночевать на этом месте нельзя. Но мы были уставшими и не могли ехать дальше.

Чтобы не попасть в такую же ситуацию, нужно не забывать смотреть на карту заранее. На ней виден рельеф, реки и где проходит дорога. Если она проложена вплотную к берегу, скорее всего, там скалы.

Табличка на мысе предупреждала, что ночевать там запрещено, но мы все равно разложили палатку. Сзади обрыв, с другой стороны — скала. Земля ровная, но очень жесткая — спать было некомфортно
Табличка на мысе предупреждала, что ночевать там запрещено, но мы все равно разложили палатку. Сзади обрыв, с другой стороны — скала. Земля ровная, но очень жесткая — спать было некомфортно

Мы сняли жилье лишь один раз, когда вымотались после 7 км в тоннеле и сильно замерзли под пронизывающим встречным ветром. Это был крошечный домик с кухней, двумя кроватями, большим круглым столом и горячим душем. Ночь на двоих стоила 400 NOK⁣ (2785 ₽). Мы нашли его по табличке Hyte на дороге — в переводе с норвежского это означает «жилье».

Если вы не готовы тратить деньги и при этом хотите спать в комфортных условиях, воспользуйтесь сервисом Warmshowers.org. «Вормшауэрс» — это сервис по поиску ночлега наподобие «Каучсерфинга», но для велосипедистов. Там зарегистрировано меньше людей, но все они связаны с велосипедами и велотуризмом.

Пользователи «Вормшауэрса» откликаются на запросы лучше, чем на «Каучсерфинге» — значит, шанс найти ночлег выше. Однако позаботиться о ночлеге все равно лучше до поездки: интернет в чужой стране есть не всегда. Мы нашли ночлег через «Вормшауэрс» в Киркенесе, когда были еще во Владимире, и больше таким образом заночевать не удалось.

В «Вормшауэрсе» мы познакомились с финкой Ракель — она нас и приютила в Киркенесе. Дом был очень приятный и уютный, нам выделили целую комнату с кроватью. Я спал на полу
В «Вормшауэрсе» мы познакомились с финкой Ракель — она нас и приютила в Киркенесе. Дом был очень приятный и уютный, нам выделили целую комнату с кроватью. Я спал на полу
Однажды мы ночевали в раздевалке на берегу озера Sandsjön в Швеции. В ту ночь было очень холодно
Однажды мы ночевали в раздевалке на берегу озера Sandsjön в Швеции. В ту ночь было очень холодно

Гигиена

До поездки мы планировали мыться в реках или озерах, но оказалось, что вода в них ледяная. В итоге за весь поход мы помылись пять раз. В первый раз мы приняли душ у Ракель, во второй раз — в арендованном домике, который сняли недалеко от Нордкапа. Однажды помылись в придорожном кафе за 5 NOK⁣ (34 ₽) за человека.

Пару раз приходилось принимать холодный душ. В кемпингах можно было кинуть монетку 10 NOK⁣ (69 ₽), чтобы пошла горячая вода. Мы экономили, поэтому мылись под холодным душем бесплатно.

С туалетами проблем не было: они есть во всех магазинах и местах для отдыха. Там чисто, светло и всегда есть бумага. В туалетах мы умывались, мыли руки до локтя, иногда шею и подмышки. Нас такой режим не напрягал. Возможно, от нас и воняло, но мы постоянно были на улице и в общественные места попадали не каждый день. Не думаю, что мы доставляли дискомфорт окружающим.

Если вы хотите мыться чаще, можно просто заезжать в кемпинги по пути и мыться в них за 10 NOK⁣ (69 ₽). Их много вдоль дорог.

Еда

Всю еду мы готовили сами и ни разу не были в кафе. Мы знали, что едем в дорогую страну, поэтому решили экономить и хорошо подготовиться.

До поездки мы нарезали и высушили шесть вилков капусты, морковку, лук и взяли приправы. Я придумал меню из разных круп, макарон и сушеной картошки. На завтрак купили обычные каши: овсяную, рисовую, кукурузную, пшенную, ячневую и пшеничную. И взяли к ним сухофрукты. На обед варили суп из риса, фасоли, гречки и вермишели. Ужинали гречкой, макаронами или рисом.

Чтобы еды хватило, я тщательно спланировал рацион на сорок дней похода. Крупы расфасовал по маленьким пакетам. В каждом из них было по 160 г крупы для завтрака и ужина и по 100 г крупы или макарон для супа. Еда на двоих в сутки весила 420 г. Еще мы взяли соль, сахар, чай, сладости, растительное масло — это еще полтора килограмма. Нормы продуктов на человека я взял из книги по туризму, которую нашел в турклубе. Вся еда весила 18 кг, на ее покупку мы потратили 4000 ₽.

Сначала мы варили суп утром и весь день везли его в термосе. Но к середине дня он превращался в кашу, поэтому мы стали готовить с утра только бульон с сушеной капустой и приправами. В обед мы ставили суп на горелку, высыпали туда макароны, гречку или рис и доваривали суп — было вкусно.

Еда, которую мы купили на весь поход
Еда, которую мы купили на весь поход
Крупы для похода удобно паковать в маленькие пакетики. Подобные продаются в магазинах с товарами для дома или в Икее
Крупы для похода удобно паковать в маленькие пакетики. Подобные продаются в магазинах с товарами для дома или в Икее
Суп с вермишелью, который я сварил в Норвегии
Суп с вермишелью, который я сварил в Норвегии
1/2
Крупы для похода удобно паковать в маленькие пакетики. Подобные продаются в магазинах с товарами для дома или в Икее

Если бы я поехал в такое путешествие сейчас, то снова привез бы крупы из России. Мы никогда не голодали: в походе все кажется безумно вкусным, даже суп с простыми сушеными овощами. Рацион был разнообразным и сбалансированным. Не оправдала себя только фасоль: ее слишком долго варить.

Нам хватило еды на все путешествие. Мы планировали пробыть в походе два месяца, поэтому под конец поездки иногда позволяли себе съесть по две порции. Часть круп даже привезли обратно.

Иногда мы заходили в супермаркеты. Средний чек за один поход — 1200 ₽. В местных магазинах мы докупали консервированного тунца, кукурузу, копченую икру в тюбиках, хлеб и сыр «Гудбрансдалсост» из молочной сыворотки. У него кремовая консистенция и карамельный вкус — нам понравился. Еще брали йогурты, мюсли или воздушный рис по 150 ₽, килограммовые ведра варенья и печенье «Мария» за 100 ₽. Иногда баловали себя мороженым «Мовенпик» с натуральной ванилью. Порция стоила от 200 ₽. Воду мы не покупали и пили ее сырой прямо из горных речек: она ледяная и чистая.

11 700 ₽
потратили на еду на человека

Иногда формирование цен в норвежских магазинах казалось мне странным. Например, упаковка сыра весом в 500 г стоила 37 NOK⁣ (257 ₽), тот же сыр в килограммовой упаковке — 42 NOK⁣ (292 ₽), 350 г йогурта стоили дороже на две кроны, чем четыре маленькие упаковки по 100 г.

Я готовлю оладушки по пути на Нордкап. Йогурты, кукурузу в банке и яйца купили в Норвегии. Все остальные продукты привезли из России
Я готовлю оладушки по пути на Нордкап. Йогурты, кукурузу в банке и яйца купили в Норвегии. Все остальные продукты привезли из России
Типичный обед в Норвегии. Рядом со мной на пенке стоят два ведерка с брусничным и апельсиновым вареньем
Типичный обед в Норвегии. Рядом со мной на пенке стоят два ведерка с брусничным и апельсиновым вареньем

Стоимость продуктов в норвежских магазинах:

  • чай «Липтон» — 340 ₽;
  • сыр «Гудбрансдалсост», 1 кг — 300 ₽;
  • сливочное масло, 200 г — 250 ₽;
  • мороженое «Мовенпик», 1 шт — 200 ₽;
  • огурец длинный, 1 шт — 150 ₽;
  • молоко, 1 л — 150 ₽;
  • копченая икра в тюбике, 245 г — 100—150 ₽;
  • тунец в консервах — 100 ₽;
  • варенье «Экстра», 1 кг — 100 ₽;
  • печенье «Мария», 200 г — 100 ₽;
  • йогурт, упаковка 4×100 г — 100 ₽;
  • хлеб — 70 ₽;
  • банка кукурузы — 25 ₽.

Цены в Норвегии, Швеции и Финляндии примерно одинаковые, магазины тоже: Rema 1000, Rimi и Coop Extra показались нам дешевле других. Супермаркеты работают по будням и субботам, воскресенье — выходной. Везде принимают карты, и почти во всех магазинах есть туалет.

Во всех супермаркетах делают скидки 50% на продукты с заканчивающимся сроком годности. Обычно на них приклеена большая специальная наклейка. Но даже если ее нет, а срок годности истекает сегодня-завтра, можно сказать об этом на кассе и получить скидку. Так мы купили хумус и сосиски за половину стоимости.

Что посмотреть

Финляндия. Мы захватили небольшую часть страны: в основном проезжали дикие места с низким трафиком и без населенных пунктов. Там главные достопримечательности — чистые бескрайние озера и сосновый лес. Прямо по дороге спокойно разгуливают северные олени, но, когда они видят людей и автомобили, убегают.

Вода в финских реках чистая, ее можно пить
Вода в финских реках чистая, ее можно пить
Озеро Инариярви, у которого мы обедали. Финляндию называют страной тысячи озер, и это правда: там они на каждом шагу
Озеро Инариярви, у которого мы обедали. Финляндию называют страной тысячи озер, и это правда: там они на каждом шагу

Нордкап — это мыс на севере Норвегии и крайняя северная материковая точка. Оттуда открывается красивый вид на Северный Ледовитый океан — дальше только Северный полюс. Сам мыс невероятно красив.

Чтобы добраться до Нордкапа, нужно проехать 30 км по трассе Е69 от Хоннингсвога. Чем ближе мы были к северу и чем выше поднимались, тем хуже становилась погода. Мы выехали в ясную погоду, а подъезжали к Нордкапу уже в тумане и мелком дожде, словно кто-то распылял воду из пульверизатора.

На мысе располагается музей. Мы зашли в него и затащили внутрь велосипеды. Никто не был против. Потом поднялись на обзорную площадку, но увидеть океан нам не удалось: все было объято белой пеленой облаков.

Мы сделали пару фото и пошли обедать в кафе. Там мы достали суп в термосе и железные миски. Вова и я кардинально отличались от всех присутствующих: мужчины были в хорошо скроенных костюмах, а официанты — в дорогой форме. Посреди всего этого сидели мы — в грязной одежде, пропахшие костром и мокрые от дождя.

Возвращаться из Нордкапа было тяжело. Дорога шла вниз — мы входили в повороты на 60 км/ч. Я подъезжал к повороту, тормозил, а велосипеду было все равно. Он продолжал ехать дальше, чуть сбросив скорость до 40 км/ч. Как только я отпускал тормоз, скорость вновь набирала прежние 60 км/ч и выше. Сначала было страшно, но вскоре мы привыкли. Я гнал как только мог: ничего не сравнится с сумасшедшей скоростью на велосипеде, особенно когда вокруг горы, фьорды, олени и небо.

Тромсё — город с маленькими разноцветными домиками, узкими улочками и крутым уклоном. Там нам часто приходилось затаскивать велосипеды на гору пешком.

В Тромсё мы остановились на два дня и ночевали в парке. Первым делом наткнулись на Арктический собор, который построен в виде треугольников различной величины. Он похож на айсберг или заснеженную верхушку гор — такой же белый и величественный. В сам собор зайти не удалось, потому что было еще рано.

Мы с братом у глобуса на мысе Нордкап
Здание библиотеки в Тромсё. Внутри тепло и уютно, можно взять с полки любую книгу и прямо там ее почитать. В читальном зале стоит множество удобных кресел и столов. На каждом месте есть освещение. Читательский билет не нужен
Белое здание — собор Северного Ледовитого океана в Тромсё. Еще в городе есть собор Пресвятой Девы Марии и деревянный — Кафедральный. Неподалеку расположены ботанический сад, планетарий и пивоварня

Острова за полярным кругом — это край дикой необузданной природы, величественных гор, глубоких фьордов, шумных птичьих колоний и длинных песчаных пляжей. Там пейзажи отличаются от материковых. Например, остров Сенья очень мягкий и нежный, все цвета пастельные. Лофотены, наоборот, яркие и сочные.

В один день стояла жара +22 °C. Мы наткнулись на очень ухоженный и чистый пляж. Людей было много, местные купались, но мы не решились. На пляже есть туалет, душ, столы, мангалы, натянута сетка для волейбола. Там мы пообедали и помылись. После обеда и душа взобрались на гору и были ошеломлены увиденной красотой.

Вид со смотровой площадки на Лофотенах
Столиками и мангалами на пляже можно пользоваться бесплатно
Сенья — второй по величине остров в Норвегии. Там находятся национальный парк Ондерален и несколько традиционных рыбачьих артелей

Погода

Мы уехали в начале июля, а вернулись в середине августа. В это время в Норвегии самая теплая и комфортная погода. Температура воздуха была +12…+19 °C, а ночью опускалась до +6…+10 °C. Время от времени шел небольшой дождь, но больших луж на дорогах не было.

На дорогах вдоль побережья всегда дует ветер, часто прямо в лицо. В такую погоду путешествовать на велосипеде тяжело и холодно. Нам приходилось ехать вплотную друг за другом и постоянно меняться, чтобы по очереди отдыхать от встречного ветра. Сзади ветер не ощущается, а крутить педали нужно не так интенсивно.

Большая часть мест, которые мы посетили, находится за полярным кругом. Летом там полярный день. В это время солнце не садится за горизонт и всю ночь светло как днем. Мы не меняли свой распорядок дня: двигались днем, а ночью спали. Если решите повторить наше путешествие, советую взять маску для сна: с ней проще засыпать.

Чтобы спастись от пронизывающего ветра, я надел дождевик
Чтобы спастись от пронизывающего ветра, я надел дождевик

Путь домой

Билеты обратно мы купили за неделю до окончания поездки на сайте шведских железных дорог. Единый билет на автобус и поезд из шведского городка Стуруман до Стокгольма стоил 4750 ₽ на человека.

На автовокзале Стурумана мы разобрали и упаковали велосипеды в сумки. Дополнительно за велосипеды ничего не платили. Автобус привез нас к железнодорожной станции в город Умео, где мы пересели на скоростной поезд до Стокгольма. Он был комфортный: внутри удобные кресла и специальные места для багажа. Дорога заняла 6,5 часов.

Из Стокгольма ходят ночные паромы в Таллин. Мы купили билеты на сайте перевозчика. Паром стоил 3000 ₽ за человека с велосипедом. За эти деньги мы получили двухместную каюту без окна с двумя кроватями, туалетом и душем. Вся еда и вода на пароме были платными. За кружку кипятка просили 0,5 €⁣ (35 ₽).

Утром мы прибыли в Таллин и остановились у нашего троюродного брата. Через три дня уехали на автобусе в Санкт-Петербург, а оттуда на поезде во Владимир.

Такой сложный путь был дешевле самолета, потому что нам пришлось бы доплачивать за велосипед или перевес багажа. Еще мы оформляли визу в эстонском консульстве, поэтому хотели вернутся через Эстонию, чтобы потом не было проблем с получением визы.

Дорога домой на одного — 11 250 ₽

Поезд Стуруман — Стокгольм4750 ₽
Паром Стокгольм — Таллин3000 ₽
Поезд Санкт–Петербург — Владимир2000 ₽
Автобус Таллин — Санкт–Петербург1500 ₽

Дорога домой на одного — 11 250 ₽

Поезд Стуруман — Стокгольм4750 ₽
Паром Стокгольм — Таллин3000 ₽
Поезд Санкт–Петербург — Владимир2000 ₽
Автобус Таллин — Санкт–Петербург1500 ₽

Что брать с собой

Если вас вдохновило наше путешествие и вы готовы его повторить, расскажу, что взять с собой.

Велосипед для длительного похода называется туринг. У него стальная рама, большие колеса и изогнутый руль-баран, который можно держать по-разному. Еще для такого похода подойдут велосипеды грэвел или обычные горные.

Мы купили новые велосипеды Linus Libertine для похода осенью 2014 года. Нам повезло: доллар стоил 40 ₽, два новых велосипеда обошлись в 50 тысяч рублей. Когда мы спросили о скидке на фонари у продавца, он просто подарил их нам.

Сейчас новый туристический велосипед на стальной раме можно купить за 47 тысяч рублей. Если хотите сэкономить, покупайте подержанный байк. Я рассказывал, как это сделать, в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Велосипед брата во время похода, мой выглядел точно так же. Для длительного путешествия советую только такой руль, иначе будут затекать руки
Велосипед брата во время похода, мой выглядел точно так же. Для длительного путешествия советую только такой руль, иначе будут затекать руки
Снаряжение, которое мы везли с собой. Хорошо, если на велосипеде есть крылья: тогда при езде под дождем брызги с колес не будут лететь на вас
Снаряжение, которое мы везли с собой. Хорошо, если на велосипеде есть крылья: тогда при езде под дождем брызги с колес не будут лететь на вас

Аксессуары. Чтобы не класть и не поднимать велосипед после каждой остановки, понадобится подножка. Я купил ее за 1200 ₽. Для лучшей видимости на дороге нужен задний красный фонарь, он стоит около 500 ₽.

Беспроводной велокомпьютер обошелся в 400 ₽. Я купил его на «Алиэкспрессе»: в России они стоят от 2000 ₽. Велокомпьютер показывает текущую скорость, пройденное расстояние за день, общий километраж, температуру воздуха и время. Это удобная вещь в походе, но можно обойтись и без нее.

Чтобы закрепить сумки на велосипеде, нужен багажник. Задние мы купили за 1500 ₽, передние сделал отец по моему чертежу. Хороший выбор багажников на bike-discount.de.

Не знаю, можно ли ездить на велосипеде в Норвегии без шлема, но мы купили их для безопасности: он защищает голову во время падения. Шлем стоил 1600 ₽.

Запчасти. На случай проколов мы купили 6 камер, а пригодились всего 2. Еще взяли велоаптечку с клеем и заплатками для камер. Из запчастей захватили задний переключатель, пару тросов для переключения скоростей и тормозов, тормозные колодки, две цепи и смазку для влажной погоды. Все это продается на европейском велосипедном сайте wiggle.ru. Еще запчасти и аксессуары можно найти в интернет-магазине chainreactioncycles.com.

Чехол. Чтобы провезти велосипед в поезде, нужен чехол. Его нам сшила мама. Мы потратились только на материал — 600 ₽. В магазине «Велочехол.ру» один чехол стоит 1600 ₽.

Для закрепления пенки и любого объемного груза, который не помещается в сумки, нужно купить багажную резинку с крючками. Она стоит от 50 ₽. Резинка должна быть упругой, а крючки не должны разгибаться руками
Для закрепления пенки и любого объемного груза, который не помещается в сумки, нужно купить багажную резинку с крючками. Она стоит от 50 ₽. Резинка должна быть упругой, а крючки не должны разгибаться руками
Сумки вешаются на багажник с помощью крючков. Иногда на неровной дороге сумка слетала с крепления, приходилось останавливаться и поправлять. Но неровностей на дорогах было очень мало, и в основном сумки висели надежно
Сумки вешаются на багажник с помощью крючков. Иногда на неровной дороге сумка слетала с крепления, приходилось останавливаться и поправлять. Но неровностей на дорогах было очень мало, и в основном сумки висели надежно
Передний багажник нам сделал папа из тонкой нержавеющей трубы. Он установлен прямо на вилке
Передний багажник нам сделал папа из тонкой нержавеющей трубы. Он установлен прямо на вилке
1/2
Сумки вешаются на багажник с помощью крючков. Иногда на неровной дороге сумка слетала с крепления, приходилось останавливаться и поправлять. Но неровностей на дорогах было очень мало, и в основном сумки висели надежно

Боковые сумки тоже сшила мама по моему эскизу. Они вешаются на багажник с помощью крючков. Маленькая сумка — вперед, большая — назад. У каждого было по две большие и две маленькие сумки. На ткань для двух комплектов из четырех сумок потратили 2500 ₽.

Сумки получились неудачные. В первый день похода на одной оторвалось крепление, и пришлось зашивать. Чтобы вещи не промокали, внутрь сумки мы клали большой полиэтиленовый пакет и в него убирали вещи. Это было неудобно. Еще оторвались молнии — их тоже пришлось перешивать.

Я советую переплатить и купить готовые сумки. Цены начинаются от 4000 ₽ за комплект из двух штук. Они надежнее и не пропускают воду. Мне нравятся немецкие сумки «Вауде», купить их можно на немецком сайте bike-discount.de. Еще есть российский бренд «Рэкбэг».

Сумки, которые сшила мама, были красивыми, но не практичными
Сумки, которые сшила мама, были красивыми, но не практичными

На палатке не стоит экономить. Она защищает от дождя и ветра в любую непогоду, и при этом в ней не должно быть душно. У хорошей палатки два слоя. Внутренний — это сетка, верхний — непромокаемый тент с проклеенными швами. Я купил двухместную палатку Freetime Mountain 2 на городском форуме за 3500 ₽, такая же новая стоила 8000 ₽.

Спальник. Мы купили новые спальники типа кокон за 7000 ₽. Они занимают немного места и теплее, чем спальник-одеяло. Температура комфорта у спальников +6 ºC. Ночью в Норвегии было до +7 ºC, но мы все равно замерзли: лучше брать спальник до +2 ºC.

7000 ₽
мы заплатили за два спальника

Пенку взяли самую простую и плотную. Она стоила 350 ₽ за штуку.

Одежда. В Норвегии летом часто идут дожди. Чтобы не промокнуть, мы купили непромокаемые плащи и штаны в секонд-хенде за 400 ₽. У них есть молнии вдоль каждой штанины и липучки. Это удобно: можно не снимать ботинки и надеть штаны, просто застегнув их на себе. В «Декатлоне» такие стоят 1000 ₽.

Посуда. Чтобы готовить пищу, мы собрали набор из трех кастрюль и сковородки. Комплект из маленькой литровой кастрюли и сковородки нашли в «Сплаве» за 1200 ₽. Еще 1500 ₽ отдали за большой ковш для готовки на газу. Весь комплект укладывался в самую большую кастрюлю объемом 2,5 л. Мы купили ее в хозяйственном магазине за 350 ₽. Термос для супа с широким горлом на 1,2 л обошелся в 1200 ₽. Железные миски и кружки купили в «Фикс-прайсе» по 50 ₽.

Ковш с радиатором — удобная вещь в путешествии. Он распределяет тепло по всему дну от горелки, и вода закипает быстрее. Мы не ставили его на костер, иначе радиатор покрылся бы копотью и перестал бы греть так эффективно
Ковш с радиатором — удобная вещь в путешествии. Он распределяет тепло по всему дну от горелки, и вода закипает быстрее. Мы не ставили его на костер, иначе радиатор покрылся бы копотью и перестал бы греть так эффективно

Печка-щепочница из нержавейки работает по принципу мангала. Она быстро растапливается ветками, шишками и щепками и не требует большого количества дров. Еще на нее удобно ставить кастрюлю. Такую печку можно купить в магазине «Спорт-марафон» за 1000 ₽. Я сделал ее сам из старых декоративных нержавеющих панелей, которые мне бесплатно отдал дядя.

Газовая горелка и баллоны. Мы купили газовую горелку для резьбовых баллонов и переходник для цанговых баллонов за 1100 рублей в «Спортмастере». Конструкция получилась неустойчивой: кастрюля падала, и приходилось заново варить кашу. Газ замерзал в процессе готовки, и вода могла закипеть только через 20 минут. Приходилось греть баллон в руках или ставить его в теплую воду. Я советую брать горелку с системой предварительного подогрева газа или устойчивую с «лепестками». Еще можно взять широкие резьбовые баллоны — с ними конструкция будет устойчивой. Но такие баллоны в 2—3 раза дороже цанговых.

Газовые баллоны мы купили в рыболовном магазине недалеко от дома. Двенадцать баллонов обошлись в 900 ₽. Расход газа сильно зависит от ветра, температуры воздуха, горелки и посуды. Мы экономили газ: если были дрова, готовили на печке-щепочнице. На горелке кипятили воду и ставили на нее кастрюлю с радиатором. За поход потратили восемь баллонов, в среднем один баллон уходил за четыре дня.

900 ₽
мы потратили на 12 газовых баллонов

Ветрозащитный экран. Чтобы не рассеивалось тепло от горелки и щепочницы, я купил ветрозащитный экран в магазине «Сплав» за 800 ₽. Его устанавливают вокруг очага — он часто нас выручал в ветреную погоду. Без него воду приходилось бы кипятить очень долго.

Топор обошелся в 350 ₽. Чехол я сшил самостоятельно.

Для зарядки телефонов мы купили большой внешний аккумулятор на 20 тысяч mAh и заряжали его при любой возможности, например в автобусе и на паромах. Его хватило на весь поход, и у нас всегда были заряжены телефоны и Айпад. Сейчас бы я не советовал брать пауэрбанк такой емкости: он тяжелый и громоздкий. На мой взгляд, лучше взять 2—3 аккумулятора на 10 тысяч mAh. Если вдруг один сломается, останется второй.

Набор посуды из трех кастрюль и сковородки. Слева складной половник, он был в комплекте с набором посуды
Набор посуды из трех кастрюль и сковородки. Слева складной половник, он был в комплекте с набором посуды
Ветрозащитный экран легко раскладывается и не занимает много места в сложенном виде
Ветрозащитный экран легко раскладывается и не занимает много места в сложенном виде
Горелка с предварительным подогревом газа будет хорошо гореть даже на морозе
Горелка с предварительным подогревом газа будет хорошо гореть даже на морозе
На этой горелке мы готовили. Она неудобная: высокая и неустойчивая
На этой горелке мы готовили. Она неудобная: высокая и неустойчивая
Горелка с предварительным подогревом газа будет хорошо гореть даже на морозе
Горелка с предварительным подогревом газа будет хорошо гореть даже на морозе
Печка-щепочница в собраном состоянии
Печка-щепочница в собраном состоянии
Ветрозащитный экран легко раскладывается и не занимает много места в сложенном виде
Ветрозащитный экран легко раскладывается и не занимает много места в сложенном виде

Перед поездкой мы потратили много денег на снаряжение и велосипеды. Но эти покупки не на один раз: теперь с этим оборудованием мы ходим и в другие походы. Если не хотите тратиться, возьмите снаряжение у знакомых.

Снаряжение на одного человека — 51 950 ₽

Велосипед25 000 ₽
Посуда для готовки, набор на двоих4250 ₽
Палатка3500 ₽
Спальник, 1 шт3500 ₽
Пауэрбанк2000 ₽
Шлем1600 ₽
Насос1500 ₽
Переключатель1400 ₽
Сумки1250 ₽
Подножка1200 ₽
Горелка и переходник1100 ₽
Газовые баллоны, 12 шт900 ₽
Ветрозащитный экран800 ₽
Багажник задний750 ₽
Цепи, 2 шт600 ₽
Камеры, 6 шт600 ₽
Фонарь задний500 ₽
Велокомпьютер400 ₽
Топор350 ₽
Пенка350 ₽
Чехол для велосипеда300 ₽
Посуда для еды100 ₽
Багажники передние, 2 шт0 ₽
Печка-щепочница0 ₽

Снаряжение на одного человека — 51 950 ₽

Велосипед25 000 ₽
Посуда для готовки, набор на двоих4250 ₽
Палатка3500 ₽
Спальник, 1 шт3500 ₽
Пауэрбанк2000 ₽
Шлем1600 ₽
Насос1500 ₽
Переключатель1400 ₽
Сумки1250 ₽
Подножка1200 ₽
Горелка и переходник1100 ₽
Газовые баллоны, 12 шт900 ₽
Ветрозащитный экран800 ₽
Багажник задний750 ₽
Цепи, 2 шт600 ₽
Камеры, 6 шт600 ₽
Фонарь задний500 ₽
Велокомпьютер400 ₽
Топор350 ₽
Пенка350 ₽
Чехол для велосипеда300 ₽
Посуда для еды100 ₽
Багажники передние, 2 шт0 ₽
Печка-щепочница0 ₽

Перед походом покатайтесь на велосипеде хотя бы месяц

До похода я успел проехать на велосипеде 1000 км. За это время спицы расслабились, колесо начало гулять из стороны в сторону и тормозить о колодки. Ехать на таком байке тяжело и опасно: велосипед плохо управляется и колесо может сложиться пополам.

Я подкрутил колеса, и во время похода у меня не было проблем с байком. А у брата были: он практически не катался до путешествия. В Норвегии на его велосипеде тоже расслабились спицы. Ехать было невозможно, поэтому мы остановились и я перетянул все колесо.

Со временем такая проблема возникает почти на всех новых байках. Прежде чем ехать в продолжительное путешествие, покатайтесь на велосипеде и отнесите его в мастерскую для протяжки колес.

Еще перед поездкой я советую научиться хотя бы минимально ремонтировать байк. Нужно уметь менять и заклеивать камеру, накачивать колесо, настраивать переключатель, исправлять биение колеса и подтягивать рулевую колонку. Чтобы научиться этому, можно обратиться за помощью в мастерскую или посмотреть видео на Ютубе.

Запомнить

  1. Норвегия — очень дорогая страна, но самые красивые места можно посмотреть бесплатно.
  2. Палатки можно ставить почти в любом месте. Если не хотите спать на природе, заранее снимайте жилье или договаривайтесь о ночлеге на «Каучсерфинге» или «Вормшауэрсе».
  3. Мыться можно в кемпингах, при этом останавливаться там не обязательно.
  4. Планируйте маршрут заранее и учитывайте рельеф местности.
  5. Еду можно привезти с собой, главное — все рассчитать и расфасовать по пакетикам. Это удобнее и дешевле, чем покупать в Норвегии.
  6. На снаряжении лучше не экономить, особенно на палатке и спальнике. От них зависят качество сна и комфорт всего путешествия.
  7. Карты принимают везде.
Юрий БолотовСмогли бы повторить наше путешествие?
  • ХукабураСупер, полезная статья, как раз планировали с мужем совершить подобный марш-бросок, но в интернете не так много информации о конкретных маршрутах по Скандинавии. Знакомые еще советовали оформить скидочную карточку, которая действует в несезон в кемпингах, чтобы останавливаться там. Про Каучсерфинг для велосипедистов впервые слышу, полезная информация. Единственное что, я бы не смогла находиться в подобных условиях 40 дней. 3 недели - максимум. Спасибо, будем адаптировать маршрут по Вашим рекомендациям на 3 недели!15
  • Алексей ВаляевПрикольно, очень интересно. Спасибо большое! На сколько было бы легче, если заменить обычные педали-топталки на контакты? Ведь в контактных педалях подключаются другие мышцы, за счёт чего нагрузка распределяется оптимальнее и ехать проще. И ещё момент: я себе на велик (обычный горный) установил левое зеркало заднего вида. Теперь вообще не представляю как раньше ездил без зеркала. Особенно актуально на трассе: есть возможность контролировать ситуацию и не нужно лишний раз крутить головой. В прошлом году упал, разбил зеркало. Поехал без него. Так как без одного глаз) Капец не удобно))3
  • Юрий БолотовАлексей, я на туклипсах ехал, брат на топталках — контактами тогда ещё не обзавёлся. В горки было бы полегче вкручивать, но все равно не думаю что все кто ездит на контактах постоянно тянет педали наверх. Ну и там такие уклоны, что на контактах было бы много завалов из-за того что не успеешь выстегнуться, часто приходилось идти пешком. Вот система у нас была совсем не для горного маршрута надо было ставить две звёзды компакт 34/50 зубов и сзади кассету с большой звездой на 34 или 36 зубьев. Тогда было бы гораздо легче. Мы ехали на спереди с системой 42/52 и сзади кассета на 8ск с большой звездой на 30 зубов.4
  • Дмитрий ЛяминМоё любимое чтиво - Велопоходы на Т-Ж. Очень рад за Юрия и его брата, надеюсь тоже когда-нибудь поехать в эти края. Крутить педали под музыку из LotR и Hobbit и Skyrim, наслаждаться пейзажами, редкими моросящими дождиками и комфортной погодой для велопрогулок. Прекрасно написано, советы дельные, добавить почти нечего. В качестве поддержания своих электронных устройств посоветовал бы взять солнечную батарею или поставить динамо на ось. Мы сами любим такой тип походов: в дали от цивилизации, минимум отелей, палатка, костёр, крупы. В Warmshowers довольно мало пользователей, но они не испорчены обывателями поэтому чаще принимают. Мы и сами там зарегистрированы, в прошлом году у нас останавливались две пары: из Германии и Аргентины.7
  • Поликарп ПоликарповичА можно узнать марку велосипеда? Рама хромолевая?1
  • Юрий БолотовПоликарп, Linus Libertine, рама хромолевая. Сейчас оба велосипеда продаю, есть другие велики0
  • Юрий БолотовDmitry, а чем собственно питание у нас плохо было? Мы утром ели кашу с сухофруктами, в обед всегда суп с сушеными овощами и какой нибудь крупой или вермишелью, вечером тоже ели гречу, рис, сухую картошку (не считаю ее прям плохой если она без специй), иногда и в магазине там покупали свежую картоху. через день ели консервированного тунца, почти всегда был сыр, йогурты днем и пару раз сосиски купили. Я честно говоря даже дома не всегда так хорошо питаюсь) Сейчас считаю глупым было экономить на душе, но тогда почему-то это казалось разумным3
  • Dmitry PinchukЮрий, при таких нагрузках для организма в рационе было слишком мало белка, если не есть мясо - принципиальная позиция, то понятно, если нет, то как раз на нем экономить не стоило. Плюс свежие овощи и фрукты в тех же магазинах брать с собой на природу.3
  • Павел ОлиферчукВы с братом однозначно молодцы) Интересная статья. 2200 км это конечно круто. Мы с товарищем 2011 году по крыму проехали 650 от Симферополя до Анапы и даже это медом не показалось. Как ты правильно заметил, руль лучше такой как у вас был. С ним меньше устаешь.2
  • Michael PchelnikovРекомендую питерского производителя снаряжения для велотуризма — ПИК-99. Делают отличные велорюкзаки и не только.1
  • Михаил МихасевТеперь у меня есть мечта!3
  • Франц Антон МесмерРебята настоящие герои! Совершили отважное путешествие с настоящими приключениями, Столько впечатлений, конечно, не получить (и не увидеть) если проехать страну на машине. И глядеть на нее из окна. Очень интересны все аспекты путешествия. Подготовка снаряжения и еды. У ребят приятные, красивые, мужественные лица. На таких мужчинах, мне кажется, Россия держится. Браво ребята!3
  • Зелёные жители. Комнатные растенияПотрясающе! Вы молодцы!2
  • Иван ИвановПринять душ можно двумя 1.5 бутылками с подогретой водой. 1/4 этой воды на голову, намыливание, 3/4 ополаскивание. Под ноги пакет или пенку. Даже в минус 30 есть две минуты на все, чтобы не успеть замерзнуть, но это уже для автотуристов)0
  • Роман ОлеговичМой знакомый ездил на работу на стройку деревянных домов в подмосковье, в т ч зимой. морозы были под -30 градусов , он заматывался в утеплитель типа URSA. Стоимость рулона утеплителя порядка 1000 рублей)2
  • Алексей МарксЭтим летом (июль-август 2020) собирались в Норвегию. Но пандемия спутала все планы. Если Бог даст, на следующий год поедем :) В прошлом году катались Финляндия - Швеция, очень понравилось :) Стаж туризма у меня 29 лет, из них велотуризм - свыше 20. Вся посуда - титановая, спальники пуховые. Велосипед - самосбор 100%, в каждом винтике уверен, ибо закручивал сам. Круглогодичное катание, зимой - на фэте. Так что повторим обязательно :)2
  • Valerka CheСпасибо за статью! А у меня есть другая мечта - проехать на складном велике, с использованием автостопа на дорогах. У меня есть простой складной велик, купленный в Спортмастере за 7000 (7 тыс.) рублей. По размеру колес он меньше, чем ваши тур-велики, но фишка в его складываемости! Еще, я чуть ослабил руль, и при складывании велика скручиваю руль в сторону. Тогда велик становится почти плоским (в сложенном состоянии). Складывается-раскладывается за 10 секунд. И при этом легко влезает куда угодно: на заднее сиденье легкового авто, в багажник авто, в любой городской автобус даже в час пик. Идея в том, чтобы длинные расстояния в путешествии проезжать автостопом (велик при этом кладется на заднее сиденье авто или в в его багажник), а вблизи интересных мест кататься на самом велике (как и в городах). Таким комбинированием можно передвигаться намного быстрее и не так сильно уставать. Хочу так проехать по южной части Европы (от Германии и ниже). Еще несколько идей: гречку (крупу) и хлопья Геркулес (овсяные хлопья) - их даже не нужно варить! Просто заливаю их простой водой комнатной температуры - и оставляю на несколько часов. Даже от простой воды они разбухают! Важно: воды при этом должно быть в 2-3 раза больше, чем крупы (крупа сильно разбухает). Т.е. за 3 часа до предполагаемого обеда можно залить крупу в банке, закрыть герметично крышкой, кинуть все это в рюкзак - и продолжать путь. Овсянка быстро разбухает (даже от прохладной воды), гречка - дольше набухает. К моменту привала все разбухнет и будет съедобно (хотя и немного ал-денте:).0