Иногда денег не то чтобы мало, а нет совсем. По моему опыту, порой путешествовать бывает дешевле, чем зимовать в Москве.

Я молода, здорова и небогата. Студенткой я побывала в Италии, Франции, Люксембурге, Германии, Чехии, Португалии, Бельгии, Голландии и в других странах, которые принято считать дорогими. В поездках я экономлю на переездах, ночлеге, еде, воде и музеях.

Эта статья — не исчерпывающий источник советов о путешествиях. Это личный опыт, который будет полезен тем, кто отказывает себе в поездках, не разобравшись, сколько они могут стоить. А еще тем, кто готов пожертвовать комфортом ради впечатлений.

Перелет

Авиаперелет, по моему опыту, — самая большая трата в любом путешествии. Я и сама не раз переплачивала, не разобравшись в ценах.

Сейчас я покупаю авиабилеты за 2—3 месяца до вылета, не выбираю место за дополнительную плату, не включаю в цену страховку на время полета и не беру с собой больше 10 кг зарегистрированного багажа, поэтому получается бюджетно.

Из России я часто летаю «Победой», потому что у нее самые дешевые билеты. В перелетах по Европе выбираю лоукостер «Райнэйр». Каждую зиму провожу в Индии, там летаю внутри страны недорогим перевозчиком «Инди-го». В Индии больше 100 аэропортов и очень развито внутреннее авиасообщение. Билет из Чандигара в Мадурай, а это 2800 км через всю страну, этой зимой стоил мне около 4000 Р.

Чаще всего я составляю сложный маршрут «автобус-самолет» или «поезд-лоукостер». Подробно я написала об этом в статье «Как дешево добраться в Европу». Мне нравится ехать долго и делать пересадки в незнакомых городах — это украшает путешествие, а иногда становится его лучшей частью.

Например, однажды я добралась из Москвы в Милан за 2650 Р. Я доехала на поезде до Вильнюса за 1250 Р, бесплатно переночевала у молодой пары каучсерферов и за 1400 Р улетела в Италию самолетом «Райнэйра». В итоге еще и завела близких друзей, которых теперь иногда навещаю.

Когда есть возможность, я лечу в Европу рейсами «Тюркиш-эйрлайнс» с двумя 24-часовыми пересадками в Стамбуле. За билет до европейской столицы и обратно я плачу около 14 000 Р, а в подарок получаю два дня в Стамбуле. За сутки я успеваю обойти пешком исторический центр, съесть знаменитый «мокрый» бургер на площади Таксим, встретиться со старыми друзьями, завести новых знакомых, 4 раза выпить чаю, покататься по проливу Босфор на пароме, купить домой турецких сладостей и розовой воды и поспать в аэропорту.

Дорога из аэропорта

Из любого аэропорта обычно нужно как-то добраться в город. Я иду на сайт аэропорта и читаю, каким общественным транспортом можно доехать до ближайших городов.

Обычно на сайте любого аэропорта всегда есть схема остановок, расписание автобусов и поездов, стоимость проезда.

Как добраться в Москву на автобусе из аэропорта Внуково
Как добраться в Москву на автобусе из аэропорта Внуково
На сайте миланского аэропорта Мальпенса перечислены автобусы, которые едут туда с центрального вокзала. Цена — от 8 €, билет покупают у водителя. На том же сайте описано, как добраться в аэропорт поездом и на машине
На сайте миланского аэропорта Мальпенса перечислены автобусы, которые едут туда с центрального вокзала. Цена — от 8 €, билет покупают у водителя. На том же сайте описано, как добраться в аэропорт поездом и на машине

В Москве из Шереметьево и Внуково я всегда еду домой на рейсовых автобусах по карте «Тройка». Из Домодедово добираюсь на обычном автобусе за 120 Р.

В Стамбуле из аэропорта Ататюрка можно сразу спуститься в метро. Жетон стоит 4 лиры (около 60 Р). Чтобы добраться до центра города, придется купить два жетона. Для сравнения: такси будет стоить 60—70 лир (900—1050 Р), по информации сайта The Istanbul Insider за 2017 год.

В Париж большинство рейсов из России прилетают в аэропорт Шарль Де Голль. Там я сажусь на линию В пригородных поездов RER и плачу 10 € за билет до Северного вокзала (Гар-дю-Нор). На вокзале по тому же билету пересаживаюсь на парижское метро и еду, куда мне надо. Автобус из аэропорта до площади Гранд-опера стоит 12 €, а такси — 50—55 €.

В Риге между аэропортом и центром города ходит автобус № 22, ехать примерно 15 минут — город очень маленький. Я заранее покупаю билет в газетном ларьке за 1,15 €, потому что у водителя он стоит 2 €. При желании из аэропорта до центра Риги можно добраться и пешком, идти всего 9 км.

В Вильнюсе в аэропорт я хожу пешком. От вокзала до него всего 6 км. Однажды пришлось доехать на поезде — он стоит 70 центов и идет 7 минут.

Гугл считает, что пешком дорога до аэропорта в Вильнюсе займет 1 час 14 минут, но в хорошую погоду я трачу на это меньше часа, если идти быстрым шагом
Гугл считает, что пешком дорога до аэропорта в Вильнюсе займет 1 час 14 минут, но в хорошую погоду я трачу на это меньше часа, если идти быстрым шагом

Переезды внутри страны

На автобусах. В Европе дешево передвигаться на автобусах. Больше всего маршрутов у компании «Фликс-бас». Билет из Берлина в Мюнхен стоит 10 €, из Милана в Рим — 14 €, из Парижа в Бордо — 10 €.

Я училась в Германии в маленьком городе Трир. Из России туда я добиралась так: прилетала в Люксембург и на автобусе «Фликс-бас» за 9 € доезжала до городка, где находился мой университет. Получалось дешевле, чем лететь во Франкфурт и ехать на автобусе за 17 € или на поезде за 20 €.

На автобусах «Фликс-бас» из Милана в Геную можно доехать за 10 €
На автобусах «Фликс-бас» из Милана в Геную можно доехать за 10 €

На поездах. Выбирая вид транспорта, я учитываю специфику страны. Поезда в Европе дорогие: билет на поезд Генуя — Милан (150 км, в пути 2 часа) стоит от 13,45 €, а на поезд Франкфурт — Кельн (170 км, в пути час) цены начинаются с 35,90 €. В Европе между городами дешевле ездить на автобусах или «Блаблакаре».

В Индии поезда, наоборот, самый экономичный транспорт. Билет на сидячее место из Ришикеша в Патанкот стоит 145 рупий (130 Р). Расстояние между этими городами — 450 км, поезд идет 11 часов. Из Мумбая в Удайпур (760 км) я ехала за 250 рупий (230 Р) на полке плацкартного вагона. Вся Индия ездит на поездах, поэтому 35 часов в поезде Гвалиор — Гоа познакомили меня с этой страной лучше, чем заранее изученная литература о местной культуре.

Сидячий вагон 2-го класса в индийском поезде. Здесь я ехала 9 часов. На окнах нет стекол, а снаружи жарит солнце, дует ветер и воняет мусором
Сидячий вагон 2-го класса в индийском поезде. Здесь я ехала 9 часов. На окнах нет стекол, а снаружи жарит солнце, дует ветер и воняет мусором

Приехав в страну, я каждый раз уточняю у местных жителей, как можно добраться из пункта А в пункт Б, и почти всегда нахожу дешевые альтернативы.

Два года назад я была на Байкале и решила проехать по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Летом турфирмы предлагают билеты на поезд от 3300 Р гражданам РФ и от 4600 Р — иностранцам. Но по тому же маршруту ходит мало кому известная электричка «Матаня». Билет стоит 100 Р за все 89 км КБЖД.

Дополнительно надо оплатить багаж — 400 р.
Дополнительно надо оплатить багаж — 400 Р
Кругобайкальская железная дорога — инженерное произведение искусства. По ней можно пройти пешком, а можно проехать на поезде
Кругобайкальская железная дорога — инженерное произведение искусства. По ней можно пройти пешком, а можно проехать на поезде

Автостоп. Бесплатный способ передвигаться один — автостоп. Существуют сайты в помощь автостопщикам, мой любимый — Hitchwiki.org. В разделе Where to Hitchhike подробно объясняют, как выбрать подходящее место, а на карте отмечены опробованные другими «точки». Выехать из больших городов сложнее всего, и этот сайт много раз выручал, подсказывая, где меня подберут с большей вероятностью.

Карта выездов из Милана с комментариями автостопщиков. Зелеными точками обозначены удачные места для автостопа, а красными — неудачные
Карта выездов из Милана с комментариями автостопщиков. Зелеными точками обозначены удачные места для автостопа, а красными — неудачные

Еще есть приложение для смартфона Hitchhiking Maps. Там указаны 18 420 точек для автостопа в Европе. Каждое место я изучаю в режиме просмотра улиц, там же указано среднее время ожидания машины, есть комментарии путешественников и сравнительный рейтинг. Бывают зеленые, желтые и красные точки.

Пример удачного и неудачного места: на основе рейтинга, комментариев и среднего времени ожидания
Пример удачного и неудачного места: на основе рейтинга, комментариев и среднего времени ожидания

На «Блаблакаре». Я часто пользуюсь сайтом Blablacar.com. Обычно это самый дешевый способ добраться из одного города в другой, но не самый надежный. Водитель может взять и не приехать в назначенное время.

Я договариваюсь с водителем в сообщениях и отдаю ему деньги наличными. Бывает, что на сайте указывают одну цену, а в переписке называют другую — в 3 раза выше. Тогда я просто ищу другую машину.

Иногда я пользуюсь группами во Вконтакте вроде «Подвезу бесплатно!» или «Попутчики — бла-го-кар», где водители (в основном дальнобойщики) выкладывают свои маршруты и называют количество свободных мест в машине. Это такой «спланированный автостоп»: всё бесплатно, но безопасность поездки мне никто не гарантирует.

Условия оплаты описаны на официальном сайте «Блаблакар»
Условия оплаты описаны на официальном сайте «Блаблакар»
Правила безопасности в сообществе по поиску попутчиков во Вконтакте
Правила безопасности в сообществе по поиску попутчиков во Вконтакте

Жилье

Бесплатно на «Каучсерфинге». Сообщество на сайте Couchsurfing.com — это легенда бесплатного ночлега. За несколько лет я останавливалась у 50 незнакомцев. Многие из них стали моими друзьями и никто не причинил зла.

Мой профиль на «Каучсерфинге»
Мой профиль на «Каучсерфинге»

Бесплатно, но подрабатывая. В Европе и России можно искать жилье в обмен на работу: например, жить в хостеле и за это помогать в уборке или административных делах. Хостелы в Петербурге иногда предлагают жить в 8-местном номере и работать на ресепшене, например, 2 дня в неделю.

В группе «Гудсерфинг» во Вконтакте часто зовут пожить в хостелах и на волонтерских проектах
В группе «Гудсерфинг» во Вконтакте часто зовут пожить в хостелах и на волонтерских проектах

Вакансии в Европе можно найти на сайтах hosteltraveljobs.com и workaway.info. Я зарегистрирована на сайте Working Traveller, где путешественники ищут подработку во время долгих поездок. Сама я так пока не пробовала.

Пример вакансии в пражском хостеле на сайте hosteltraveljobs.com. В обязанности входит подготовка завтрака, уборка, работа на ресепшене и помощь в организации развлечений для гостей. Просят выслать короткое письмо и недавнее фото
Пример вакансии в пражском хостеле на сайте hosteltraveljobs.com. В обязанности входит подготовка завтрака, уборка, работа на ресепшене и помощь в организации развлечений для гостей. Просят выслать короткое письмо и недавнее фото

Бесплатно волонтером. На волонтерском проекте со всего мира собираются люди, которые ничего не умеют делать, но очень хотят кому-нибудь помочь. Я строила каменную стену вокруг кельтского кладбища на атлантическом побережье Франции и расчищала горные тропы в Италии.

Оба проекта длились по несколько недель. Нас разместили в местных школах и кормили, как только умеют кормить французы и итальянцы. Я ничего не платила за участие, кроме взноса в 5000 Р российской организации World4U — через нее я искала международные волонтерские проекты.

На проекте в Италии мы спали в школьном спортзале, а во Франции — в палатках
На проекте в Италии мы спали в школьном спортзале, а во Франции — в палатках
Холл во французской школе — он же столовая, он же место для собраний и вечеринок, он же спальня для тех, кому холодно в палатке
Холл во французской школе — он же столовая, он же место для собраний и вечеринок, он же спальня для тех, кому холодно в палатке

Бесплатно в «Доме для всех». Клуб путешественников «Академия вольных путешествий» с 2006 года организует в разных странах мира проект «Дом для всех». Условия такие: один путешественник снимает жилье на долгий срок в каком-то городе мира и приглашает всех, кто поместится, приезжать и жить там бесплатно.

Как устроен «Дом для всех»

«Есть правила: не мешай, а по возможности помогай — мой посуду, не шуми ночью, делай уборку, делись своим опытом, приноси недорогую еду и помогай в ее готовке. При желании поддержи проект рублем.

Дом в Марракеше был открыт зимой 2016—2017 года, за пару месяцев здесь остановилось около ста человек. Ночевать нужно было на полу в собственном спальнике. Иногда в «Доме» есть фримаркет — место, где другие путешественники оставляют ненужные им вещи, которые можно взять. Там я нашла себе пенку для будущей поездки по стране».

Кухня «Дома для всех» в Марракеше, декабрь 2016 года, фото с официальной страницы проекта во Вконтакте
Кухня «Дома для всех» в Марракеше, декабрь 2016 года, фото с официальной страницы проекта во Вконтакте

Бесплатно в храме. В Индии в поисках ночлега однажды я оказалась в сикхском храме — «гурудваре». Там можно бесплатно поставить палатку или даже попросить переночевать в комнате. Свободные комнаты есть почти всегда, оставаться там можно сколько угодно, платить за это никто не просит — можно сделать пожертвование храму в качестве благодарности.

Сикхские храмы есть почти в любом крупном индийском городе, больше всего их на севере страны.

Сикхские храмы, или гурудвары, почти всегда построены из белого мрамора
Сикхские храмы, или гурудвары, почти всегда построены из белого мрамора

В Европе церкви — тоже выход: например, в Италии мне несколько раз разрешали поставить палатку в церковном саду. Пришлось стучать в дверь церкви и просить об этом, потому что вся остальная земля частная, и просто так на ней палатку не разобьешь. Церкви есть практически во всех европейских городах. Лучше искать ту, что подальше от центра.

В России мы ставим палатку в лесу, в деревнях, на пляже, в поле и в горах, не спрашивая ни у кого разрешения. На Балканах порядки те же — можно не бояться разбить палатку на берегу озера или реки. В Центральной Европе тоже можно попробовать, если это густой лес далеко от дорог, но официально установка палаток запрещена.

В Боснии я разбила маленький лагерь на берегу озера, которого нет на картах
В Боснии я разбила маленький лагерь на берегу озера, которого нет на картах

В индийском ашраме. В Индии я часто останавливаюсь в «ашрамах» — это такие «приюты медитации» вдали от городов, где индийцы и иностранцы занимаются духовными практиками и соблюдают определенный распорядок дня. Изначально ашрам — это место, где за постой просят не деньги, а помощь: подмести в саду, приготовить еду, помыть пол в храме.

Сейчас в Индии есть как бесплатные ашрамы, так и те, где просят от 20 до 1500 рупий за сутки (от 18 до 1350 Р). В цену входит место для сна, обед и ужин, вода и иногда занятия йогой.

Комната на троих в ашраме в Хайдакане (мы жили вдвоем)
Комната на троих в ашраме в Хайдакане (мы жили вдвоем)

Этот вариант подойдет тем, кто хорошо переносит одиночество и молчание, готов вставать в 4—5 утра и посвящать несколько часов в день «карма-йоге» — труду на благо ашрама. Я жила в йога-ашраме Шивананда в Керале за 800 рупий (720 Р) в сутки, в ашраме Бабаджи в Хайдакане за 300 рупий (270 Р) в сутки и в ашраме Шивананда в Ришикеше бесплатно.

В ашраме Бабаджи я прожила две недели
В ашраме Бабаджи я прожила две недели

Питание

Покупать еду в супермаркетах и готовить самому экономичнее, чем питаться в кафе.

В Европе действует сервис «Фудшеринг»: рестораны, пекарни и отели передают вам еду, срок годности которой подходит к концу. Если в новом городе у меня есть время на такие перемещения, я ненадолго становлюсь «спасателем еды». При регистрации надо пройти тест, но и без него видно, куда и когда можно подъехать за продуктами.

Питьевую воду в Центральной Европе я не покупаю, там она течет из каждого крана. На улицах есть фонтанчики, из них можно пить, если на табличке не указано обратное. Иногда я прошу стакан воды в баре, наливают без вопросов.

Лепешки, чечевичная похлебка и вода — вот чем кормят в сикхской столовой
Лепешки, чечевичная похлебка и вода — вот чем кормят в сикхской столовой

В Индии на регулярной основе можно поесть в сикхских храмах — гурудварах. Круглые сутки там готовы накормить рисом, лепешками и чечевичной похлебкой — обеденный зал открыт для всех без исключения. Я обедала в гурудваре в Дели, Пушкаре, Гвалиоре — как и за жилье, за еду там платить не нужно.

Я всегда оставляла пожертвование или помогала на кухне: раскатывала и пекла лепешки «чапати». Можно не делать и этого: сикхи ни за что не ждут платы.

Достопримечательности

Приезжая в новый город, я прежде всего ищу в интернете пешую обзорную экскурсию под названием Free Walking Tour. Большинство из них есть на сайте freetour.com. Это бесплатные прогулки по основным достопримечательностям, паркам и набережным, они есть почти во всех городах Европы и во многих городах России. Их проводят местные жители, студенты, иногда экспаты — за чаевые, на ваше усмотрение.

Я гуляла по такому маршруту в Риге, Вильнюсе, Питере и Дублине. Обычно прогулки стартуют в полдень от туристического офиса или ратуши, экскурсия занимает несколько часов и идет на английском. Напишите в поисковике «free walking tour + название города» и получите сразу несколько вариантов.

На сайте freetour.com предлагают сразу все бесплатные туры по городу. Указан рейтинг, язык экскурсии, длительность, на карте отмечено место встречи
На сайте freetour.com предлагают сразу все бесплатные туры по городу. Указан рейтинг, язык экскурсии, длительность, на карте отмечено место встречи

Я больше не студент, поэтому за билет в основные музеи мира плачу полную стоимость. Я не закладываю ее в бюджет, потому что помню про дни бесплатных посещений. Многие музеи Европы работают бесплатно по определенным дням, чаще всего это первое воскресенье месяца. Музей Ватикана открыт в последнее воскресенье месяца, музей Прадо в Мадриде — каждый день по вечерам.

На официальном сайте ближайшего музея я проверяю день, когда можно не покупать билет. Так я бесплатно сходила в Лувр и в музей Орсе в Париже, в музей Азулежу в Лиссабоне, в галерею Уффици во Флоренции. В Лувр можно попасть без билета только с октября по март, но в Париже есть много и других бесплатных музеев, например дома-музеи Бальзака и Виктора Гюго. Чтобы попасть в любимый музей без билета, можно подстроить под это целый отпуск, заранее узнав на сайте дату свободного посещения. Но, конечно, надо быть готовым к очередям на входе.

Самые красивые кладбища мира — Пер-Лашез в Париже и Стальено в Генуе — тоже бесплатны. Версальский дворец мне увидеть не удалось: летом он не работает бесплатно. А вот в огромный парк при дворце можно пройти без билета после шести вечера. Об этом написано прямо у билетной кассы.

В Эрмитаж я бесплатно хожу в первый четверг месяца и вожу с собой друзей-иностранцев. В обычные дни билет стоил бы мне 400 Р, а им — 600 Р.

Цены на входные билеты с официального сайта музея «Эрмитаж»
Цены на входные билеты с официального сайта музея «Эрмитаж»

Прочее

Когда я путешествую с рюкзаком и палаткой, всегда стараюсь использовать возможностью умыться и почистить зубы на заправке или в туалетной комнате в кафе. Моя подруга моет там голову и сушит волосы под сушилкой для рук.

Часто в городах есть общественные душевые, но их в основном используют бездомные. Например, в Париже туда лучше даже не заходить.

Фотография парижской общественной душевой из журнала Libération. Вероятно, так чисто эта душевая выглядела в первый день работы
Фотография парижской общественной душевой из журнала Libération. Вероятно, так чисто эта душевая выглядела в первый день работы

Я не покупаю местную симку. Звонков на местные номера можно избежать, а вайфай обязательно будет в аэропорту, хостеле, кафе или туристическом офисе. В Мумбае мне понадобилось позвонить знакомому на индийский номер и я сделала это из газетного киоска (1 рупия в минуту, то есть 90 копеек).

Когда мне нужно оставить рюкзак на несколько часов или на полдня, я спрашиваю владельцев кафе, магазинов или хостелов. В России и в Индии соглашаются охотно, в европейских странах — редко. Вообще, я доверяю людям, и за десять лет путешествий у меня ни разу ничего не украли. Но, возможно, это не показатель.

В итоге

Попытки сэкономить в путешествии для кого-то граничат с попрошайничеством, наглостью или мелочностью. Я стараюсь не переходить эту черту и плачу там, где нужно. Для меня экономия уместна, когда она приносит новые знания или оборачивается жизненным опытом. Под угрозой не должны оказаться мое здоровье и комфорт окружающих.

Отправляясь в путешествие, я планирую только основные пункты маршрута, а во всем остальном полагаюсь на случай и здравый смысл. Чем больше я урезаю бюджет, тем больше на меня сыпется незабываемых приключений.

Если бы у меня был билет Дижон — Марсель, я бы не отправилась в недельное путешествие на поездах с контролером французских железных дорог. Если бы я заранее подготовилась к поездке в Геную, я бы не гастролировала по средиземноморскому побережью с местными музыкантами. Если бы вместо волонтерства я выбрала пакетный тур, я бы не провела трех недель во французской деревушке среди виноградников, латая дощатый пол водяной мельницы. Если бы я боялась ездить автостопом, я бы не узнала, у кого из европейцев самое доброе сердце. Если бы я заранее бронировала жилье, я бы не провела двух дней в замке итальянского миллионера и еще целый день — в его парке аттракционов.

Отсутствие денег — только начало приключений.