Я училась в филиале РГУ им. А.Н.Косыгина на дизайнера одежды и стала иллюстратором

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дарья Волкова

Страница автора

О себе

Меня зовут Дарья, я из Новосибирска. Как и многие, я поступила в институт сразу после школы, в 18 лет. Это было бюджетное место, а специальность — очень мною желаемая. Поступила в 2013, а выпустилась в 2017. Закончила со степенью бакалавра, поскольку специалитета по 54.03.01 на тот момент не было.

Выбор вуза

Я с детства рисовала, ходила в художки, а 10-11 класс уже училась в специализированном архитектурно-дизайнерском профиле при уважаемом ВУЗе. Но, в отличие от моих одноклассников, я грезила не об архитектуре или дизайне интерьера, а о мире моды.

НТИ РГУ им. А. Н. Косыгина оказался одним из двух местных высших учебных заведений, которые обещали достойное, экспертное обучение в этом направлении — с уклоном в крупное легкопромышленное производство.

Поступление

Я сдавала ЕГЭ по русскому и литературе + 2 специальных экзамена по академическому рисунку и композиции. С русским и литературой у меня все было отлично, по одному из предметов даже набрала 98 баллов. На композе и рисунок натаскивали в 10-11 классе в спецшколе. Сдала на 75 баллов каждый. Это средний результат, но я смогла пройти на бюджет благодаря высоким баллам ЕГЭ

Учеба

Учеба занимала практически все мое время. Помимо, собственно, написания курсовых и диплома, к каждому проекту нужно было сшить мини-коллекцию со всеми вытекающими в виде эскизного проекта, мудборда и т д. На 3-4 курсах мой сон по будням редко длился больше 6 часов. Иногда не получалось поспать на протяжении двух суток вовсе. К выпуску у меня были огромные круги под глазами, а на защите на меня вообще было страшно смотреть.

Чтобы не сдохнуть от нагрузки, пошив моделей я заказывала у портной, тем более, что именно к процессу пошива у меня любви никогда не было. А вот вышивкой/декорированием /росписью и, поначалу, конструированием и раскроем занималась сама.

Ткани, фурнитуру, фотосъёмки, визаж манекенщиц, естественно, оплачивались студентами (точнее, их родителями). Чтобы хоть как-то компенсировать своей семье затраты, я старалась сдавать сессии идеально, поскольку за это полагалась неплохая стипендия (что-то около 6000 руб). Эти деньги я тратила на одежду, развлечения, прокладки: чтобы не клянчить у родителей. Естественно, о работе не могло быть и речи. Но эпизодически я подрабатывала на фрилансе, искала клиентов ВК.

С дипломом было вообще смешно. Я была умненькой, но наивной студенткой, поэтому с радостью согласилась написать научный проект вместо разработки полновесной проектной документации на изделие. Занималась созданием универсальной методики проектирования авторской коллекции одежды, чтобы студенты могли применять ее во время изучения курса "История костюма и кроя". Сейчас я понимаю, что к научной деятельности этот проект имел отношение примерно на 0%. Но коллекция у меня все равно получилась огонь. Многие тренды я угадала очень точно.

Полезные предметы

Пропедевтика композиции — основа основ при создании изображений, ее я активно применяю в своей нынешней профессии. Но многое из этого я знала еще со старших классов.

Технология изготовления костюма. Она помогает мне в жизни выбирать качественный текстиль и одежду, а также хорошо ухаживать за ними, продлевая срок их службы. Да и просто тема технологии на производстве мне интересна

История искусств. У нас был прекрасный приходящий лектор, старичок с огромной белой бородой и умными глазами. Он очень интересно рассказывал о разных произведениях живописи, скульптуры и архитектуры, причем сопровождал все авторскими презентациями. Весь поток скучал, а мне было жуть, как интересно. До сих пор люблю ходить в музеи и мечтаю когда-нибудь вновь посетить Эрмитаж.

Программа по живописи, рисунку и скульптуре была весьма посредственной, это я отлично понимала после учебы в художественных классах. Так, обнаженку мы рисовали один раз, а анатомический рисунок не изучали вовсе. Единственной полезной практикой было требование сдавать не менее 40 скетчей с натуры в конце каждой недели.

Преподаватель живописи частенько оставлял нас до конца пар (их было 2-3 подряд), чтобы пригубить, и к концу занятий возвращался навеселе. Писали мы в основном акварелью или гуашью: масло не входило в обязательную программу.

Программа рисунка и живописи длилась год, а вот скульптура — 2 года. Хотя, по-хорошему, должно быть наоборот. На парах мы лепили из ужасной глины с крупными фракциями, будто выкопанной из ближайшего огорода. На замену иногда к нам приходил очень пафосный сексист в годах, который учил нас (группа была полностью женской), что: "Девочки днем должны учиться, а потом дружить с мальчиками всю ночь".

Были курсы на семестр или два вроде философии, родной речи, психологии. Я ничего не имею против таких предметов: при должном уровне преподавания они помогают формировать академическое мышление. Но почти все они преподавались "для галочки". На экзамене по филослфии нам вообще надо было сочинять хокку! Лучше бы данных предметов в таком виде не было вовсе. Тогда у бюджетников хотя бы появилось время на сон.

На проектировании — основном предмете дизайнеров костюма — мы занимались созданием коллекций и отдельных изделий, шили, придумывали эскизы. Занятия проектированием больше всего походили на индивидуальный пошив. С той разницей, что многие модели делали на основе выкроек из журнала Бурда Моден.

Швейных манекенов нужных размеров на парах проектирования не хватало. Детских манекенов под булавку не было вовсе. К тому же, в нашей программе не было макетирования — это метод, подразумевающий создание изделия путем наколки ткани на манекен. Вы наверняка видели такое в фильмах про моду. Для дизайнера костюма это очень важная дисциплина, но руководство ВУЗа решила от нее отказаться в угоду более полезному, по их мнению, конструированию по советской методике ЕМКО СЭВ.

Конструирование было моей болью со второго курса и до самого конца. Признаться, у меня по жизни есть некоторые проблемы с пространственным мышлением. Мне было сложно строить на миллеметровой бумаге (да, в 2015 году мы строили по-старинке, а не на компьютере), попутно представляя, как это будет выглядеть на фигуре в объеме. К тому же, в ЕМКО СЭВ присутствуют формулы. На самом деле, существуют методики конструирования попроще — и более интуитивные. На мой взгляд, они бы идеально подошли для программы дизайнеров одежды. Но авторы учебной программы посчитали, что нам надо всё уметь, как конструкторам на советских швейных фабриках.

Вообще, главная проблема всего обучения состояла в том, что программа как бы пыталась разместиться на двух стульях. С одной стороны, на проектировании от нас требовали чего-то авторского, прям вах! Нам показывали сложнейшие авангардные идеи с подиумов и скрупулезную кутюрную отлелку — и говорили, что это то, к чему следует стремиться. А с другой — в конце обучения ты резко осознавала, что требования к твоим работам со стороны преподавателей и дипломной комиссии упирались в ГОСТы, технологические карты и чистый чертеж на миллиметровке.

Дополнительные возможности

Не могу сказать, что была какая-нибудь помощь, помимо денежных. Это, во-первых, одна из самых высоких стипендий по итогам сессий. А во-вторых, единоразовая материальная помощь всем студентам бюджетникам при наличии свободного остатка на балансе вуза — что-то в районе 14500 в год.

На третьем курсе у меня начались серьезные проблемы со спиной (и они присутсвуют до стх пор). Раскрой, сидение за машинкой на парах и стояние за чертежным столом не способствовали улучшению. Однажды меня отправили на больничный на месяц — настолько все было не очень. Но преподаватели были очень недовольны моим отсутствием. Я закидывалась Найзом, приходила на сдвоенные пары практики по конструированию — а возвращалась домой со слезами боли.

Разумеется, мои оценки в тот момент пошли вниз. Но лишь пару преподователей отнеслись к ситуации с пониманием и смягчились в тот период. Остальным, в лучшем случае, было все равно. А некоторые даже умудрялись тонко намекать на незаконность больничного (моя мама работала врачом) — ведь в 22 года проблем со спиной не бывает…

Достоинства и недостатки вуза

Главный корпус был весьма хорошо обустроен. Но у нас не было ни собственной столовой или хотя бы буфета, актового зала и спортивного зала.

Обедали мы в примыкающей столовой, которая просто не была предназначена для такого количества едоков. Кормили дороговато и невкусно. Приходить со своей едой в эту столовую было нельзя. В главном корпусе я обедала в КФС либо покупным йогуртом с булочкой.

На физкультуру мы ездили в военный городок в центре, там у нас был арендован спортивный зал. Но чтобы туда попасть, надо было пройти весьма мутный частный сектор. В зале были хоть и советские, но тренажеры. Потом мы стали ездить на физкультуру в другое место, при колледже легкой промышленности. Там уже была лишь оборванная волейбольная сетка и дощатый пол. К счастью, из-за освобождения я ездила на пары физкультуры гораздо реже остальных.

Мастерские располагались в наших девятиэтажных общежитиях. Они, общежития, были в ужасном состоянии, без ремонта, с узкими мрачными пролетами. Зимой в мастерских часто было прохладно, не было горячей воды (а ведь часто приходилось пользоваться водой на живописи и скульптуре).

Общежития располагались на Ипподромской, причем рядом не было магазина или нормального фастфуда. Из горячей пищи самыми доступным были блины из ларька либо доширак (в мастерской проектирования был чайник).

Библиотека была оборудована хорошо, был даже компьютер. Но по одежде было больше производственной литературы. Очень не хватало профессиональных изданий модной индустрии, каталогов и зарубежных альбомов с моделями, вышивками, принтами.

Дальнейший путь

После института я долго не могла устроиться по специальности и впала в депрессиию. Примерно 3 года после ВУЗа ушло на то, чтобы найти себя в профессиональном плане. Всем были нужны либо дизайнеры-конструкторы, либо просто дизайнеры одежды, но с опытом работы 3-6 лет.

Были даже попытки устроиться продавцом в магазин одежды, от безысходности. Подрабатывала тем, что создавала оформления для соцсетей. Я была довольно умелым пользователем Adobe Photoshop и, чуть менее уверенным — Adobe Illustrator и Adobe InDesign. Эти программы я изучила сама.

Реальность оказалась удивительно далека от того мира моды, который нам рисовали на парах проектирования. Я разочаровалась в этом мире и в итоге стала векторным коммерческим иллюстратором. Сейчас, правда, больше создаю графику для инфопродуктов и обучения, в том числе школьной программы. В любом случае, занимаюсь тем, что нравилось мне всегда — много рисую и решаю задачи клиентов. Но я по-прежнему считаю, что дизайнеру одежды тоже важны эти навыки. Даже если он работает на крупной фабрике. Просто не сложилось.

Пригодились ли мне полученные знания и навыки в профессии иллюстратора? Да. Но только 15%. В целом, все то полезное, что я вынесла с учебы, можно было бы уложить в пару лет. Тогда было бы в самый раз. Но 4 года — это слишком. Больше всего мне обидно за тех студентов, чьи родители на протяжении всех четырех лет платили серьезные деньги.

Советы

При выборе вуза руководствуйтесь в равной степени и разумом, и сердцем. Ваша задача — получить востребованную профессию, которая будет вас "зажигать". Если профессия будет просто престижной / доходной, рано или поздно вы выгорите. Тогда придется начинать всё сначала.

Не тратьте время на учёбу ради корочки, если вы не собираетесь стать доктором или инженером:) Возможно, учеба в ВУЗе окажется лишь тратой времени. Очень многое можно изучить самостоятельно — или с привлечением репетитора. Вообще, положа руку на сердце, многим преподавателям давно пора на пенсию: их знания и опыт устарели лет на 20.

Готовьтесь к ВУЗу заранее. Если у вас есть какие-то прикладные дисциплины, вроде програмировагия или живописи, изучайте их самостоятельно уже в старших классах. Никогда не знаешь, будет ли педагог вуза заинтересован в качественном обучении студентов на своем курсе. А так вы уже будете на волне.

Если в ВУЗе ужасное оснащение / ремонт / администрация, но прекрасные педагоги — лучше потерпите. Если же все с точностью наоборот — бегите.

Не всегда родители правы в том, что "бросать на полпути нельзя". Обдумайте с холодной головой плюсы и минусы обучения, которое сейчас вызывает сомнения. Возможно, по итогу вы и вправду больше потеряете времени, чем приобретёте новых знаний. Конечно, если вы на коммерции, то вопрос становится более щекотливым.

  • Konstantin SolomatinУжос. Учился на математика. На втором курсе было пять, пять, Карл!, видов математики в семестре. Но и то такой жести по 6 часов спать и близко не помню...1
  • user3268986Дарья, здравствуйте! Пищет один из преподавателей, который с вами и работал в ВУЗе. Ваша история очень печальна. Считаю, что в ней много реальности, но и много того, что вы недооценили. И хорошее было вами выплеснуто, как вода вместе с младенцем. К примеру, про мой предмет "Компьютернок проектирование в дизайне одежды" вами не было сказано ни слова, хотя вам давалась методика проектировпния капсульных коллекций, ровно такая, какая была актуальна на то время в крупном бренде одежды, в котором я работала. Возможно пользу многих предметов вы не смогли оценить, поскольку не работаете по профессии. И, конечно, я не приветствую такое однобокое описание. Тем не менее, желаю вам дальнейших успехов.1