Олимпиада школьников «Музеи. Парки. Усадьбы» в 2024 году: что надо знать
Дети
4K
Фотография — vk.com/museummosolymp

Олимпиада школьников «Музеи. Парки. Усадьбы» в 2024 году: что надо знать

И как поучаствовать
2
Аватар автора

Ольга Тройникова

не против пройтись по музеям

Страница автора

Обычно олимпиады проходят в кабинетах под строгим надзором преподавателей. Но есть и такая, когда дети выполняют задания, гуляя по паркам и музеям.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» отличается от традиционных интеллектуальных состязаний для школьников и форматом, и целью. Она не только проверяет уровень знаний, но и дает возможность их получить, причем без стресса — в окружении одноклассников, друзей и родителей.

Расскажу, как поучаствовать в олимпиаде, какие этапы предстоит преодолеть ребенку и что ему за это будет.

Что за олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это культурно-образовательный проект для школьников, который позволяет исследовать достопримечательности Москвы, расширять кругозор, узнавая интересные факты об истории, архитектуре столицы и российской культуре, проявлять эрудицию, сообразительность и внимательность.

Участники преодолевают этапы олимпиады в течение учебного года. Некоторые задания, как понятно из названия проекта, дети выполняют в музеях, парках и усадьбах Москвы и Подмосковья: отвечают на вопросы, решают головоломки. Формат живого знакомства с культурным наследием отличает проект от традиционных школьных интеллектуальных состязаний.

Благодаря олимпиаде у культурных площадок появляется возможность заинтересовать гостей своими экспозициями. В прошлом сезоне организаторы зарегистрировали более 455 тысяч посещений музеев, парков и усадеб.

Цели и задачи. Олимпиада должна вызвать интерес к искусству, архитектуре, истории и показать школьникам, что их изучение может быть увлекательным. Вместе с тем организаторам важно:

  1. Дать детям возможность получить новые знания.
  2. Развить мышление за рамками школьной программы.
  3. Сформировать навык самостоятельной и командной работы.

Организаторы — департамент образования и науки совместно с департаментом культуры Москвы. Координирует проект центр педагогического мастерства при участии городского методического центра департамента образования и науки.

Олимпиаду проводят ежегодно. Судя по статистике, она популярна у школьников: по данным организаторов, в каждом из трех последних сезонов приняли участие больше 100 тысяч детей. В прошлом учебном году — более 165 тысяч.

В сезоне 2023/24 в тройку самых посещаемых площадок вошли Музей городского хозяйства Москвы, Музей космонавтики и Дарвиновский музей. Источник: vk.com/darwinmuseum
В сезоне 2023/24 в тройку самых посещаемых площадок вошли Музей городского хозяйства Москвы, Музей космонавтики и Дарвиновский музей. Источник: vk.com/darwinmuseum

Участие в олимпиаде бесплатное. А вот для посещения музеев, парков и усадеб в удобное время придется покупать билеты. Но не реже раза в месяц каждая площадка, которая присоединилась к проекту, делает вход для участников свободным.

В этом сезоне музей «Дедушкин чердак» принимал детей бесплатно 23 сентября, 14 и 28 октября. А музей «Динамо» пропускает участников олимпиады без оплаты каждый второй вторник месяца. Также на некоторые площадки можно пройти бесплатно по карте «Москвенок».

Лучше заранее проверить по каталогу, когда вход на тот или иной объект свободный, посмотреть график работы площадки и ознакомиться с другими особенностями посещения.

Дети должны выполнить все задания как минимум по четырем музеям и одной усадьбе или по четырем музеям и одному парку. Участники сами выбирают, какие площадки им интересны. Задания рассчитаны на разные возрастные категории.

В сезоне 2023/24 в проекте поучаствовали 275 культурных объектов. Среди них:

  • 12 парков, например Сокольники, Нескучный сад, сад «Эрмитаж»;
  • 10 усадеб: Люблино, Измайлово, музеи-заповедники «Архангельское» и «Царицыно»;
  • 253 музея: Дарвиновский, Дом-музей А. П. Чехова, музей «Автомобили мира» и Национальный музей музыки, Дом хлеба и другие.
Площадки разбросаны по Москве и Подмосковью. Источник: museum.cpm.moscow
Площадки разбросаны по Москве и Подмосковью. Источник: museum.cpm.moscow
На сайте олимпиады есть каталог площадок, которые присоединились к проекту. Школьник может посетить музей, соответствующий его возрастной категории. Источник: museum.cpm.moscow
На сайте олимпиады есть каталог площадок, которые присоединились к проекту. Школьник может посетить музей, соответствующий его возрастной категории. Источник: museum.cpm.moscow

По каким предметам проводится олимпиада

«Музеи. Парки. Усадьбы» — это нестандартная олимпиада, поэтому материалы, по которым она составлена, не укладываются в рамки одного предмета и даже школьной программы. Участники могут столкнуться с вопросами и заданиями, которые касаются множества дисциплин. В частности, биологии, физики, химии, истории, литературы, географии, ОБЖ, МХК, ИЗО, москвоведения, краеведения и других.

При этом школьники могут выбирать для посещения культурные площадки, тематика которых им интересна, и таким образом влиять на то, какой направленности будут испытания.

Ребенок, увлекающийся литературой, сможет узнать больше о творчестве поэтов и писателей в домах-музеях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, М. И. Цветаевой. Знатоку истории будет любопытно побывать во дворце царя Алексея Михайловича или в музее В. И. Ленина. А неравнодушных к искусству ждут музеи кино, МХАТ, русского импрессионизма, П. И. Чайковского в Клину и другие.

Если ребенку интересны животные и все, что связано с фауной, скорее всего, ему понравится изучать экспозицию Зоологического музея МГУ им. М. В. Ломоносова и другие площадки этой тематики. Источник: vk.com/clubzmmu
Если ребенку интересны животные и все, что связано с фауной, скорее всего, ему понравится изучать экспозицию Зоологического музея МГУ им. М. В. Ломоносова и другие площадки этой тематики. Источник: vk.com/clubzmmu

Кто может участвовать в олимпиаде

Формально олимпиада проводится для учеников московских школ  . Но при желании жители других регионов тоже могут поучаствовать, если готовы приезжать в Москву. Чтобы посетить необходимый минимум культурных площадок, достаточно выбраться в столицу, например, в каникулы.

Возраст. В основном олимпиада рассчитана на школьников, но регистрация доступна для детей с четырех лет. Правда, организаторы предупреждают, что детям младше пяти справляться с заданиями может быть сложно.

В каких возрастных категориях выступают участники

Дошкольники4—6 лет
Школьники 1—2 классов7—8 лет
Школьники 3—4 классов9—10 лет
Школьники 5—7 классов11—12 лет
Школьники 8—9 классов13—14 лет
Школьники 10—11 классов15—18 лет

В каких возрастных категориях выступают участники

Дошкольники4—6 лет
Школьники 1—2 классов7—8 лет
Школьники 3—4 классов9—10 лет
Школьники 5—7 классов11—12 лет
Школьники 8—9 классов13—14 лет
Школьники 10—11 классов15—18 лет

Дети разного возраста отвечают на вопросы разного уровня сложности. Участникам разрешено выполнять задания для своей категории и на одну категорию старше. Например, пятиклассник может отвечать на вопросы для 8—9 классов, но не может для 3—4 и 10—11. Дополнительные баллы за выполнение заданий старшей возрастной группы не предусмотрены.

Во время посещения музеев, парков и усадеб детей сопровождают родители или педагоги. Взрослые могут помочь дошкольникам и ученикам начальной школы заполнить бланки ответов или ввести их в электронную форму, но выполнять задания должны дети. Это контролируют сотрудники музеев и члены жюри.

Организаторы оставляют за собой право аннулировать результаты, если:

  1. Взрослый заполнил бланк вместо ученика средней или старшей школы.
  2. Взрослый выполнил задание вместо школьника.
  3. Школьник записал ответ под диктовку взрослого.
  4. Участник выполнил задание для младшей категории.
  5. Ребенок или сопровождающий как-то распространяли информацию о заданиях олимпиады.
Сопровождая школьника на олимпиаде, родители могут отлично провести время с ребенком и заинтересовать его чем-то новым. Источник: vk.com/museummosolymp
Сопровождая школьника на олимпиаде, родители могут отлично провести время с ребенком и заинтересовать его чем-то новым. Источник: vk.com/museummosolymp

Индивидуальные участники и команды. Ребенок может соревноваться один или в составе группы от 2 до 10 человек. Если школьник выступает в индивидуальном зачете, то не может передать свою регистрацию другому или создать больше одной индивидуальной регистрации.

Командный зачет предполагает, что школьник посещает парки, музеи и усадьбы с друзьями, братьями и сестрами или одноклассниками. Группе присваивают общий логин на сайте олимпиады, а в личном кабинете указывают всех членов команды.

Организаторы определяют категорию заданий по возрасту старшего члена команды. Если в ней три ученика первого класса и один ученик третьего, группа отвечает на вопросы для третьеклассников — даже если сам третьеклассник, например, заболел и не пришел в музей. Если по какой-то причине категория команды меняется, результаты пересчитывают в соответствии с новой категорией, что обнуляет их.

Возможно параллельное участие в индивидуальном и командном зачетах, но площадки не должны пересекаться. Например, участник может пойти в конкретный музей один, а в парк или другой музей — с командой. Баллы за прохождение олимпиады в двух категориях не суммируются. Участвовать в составе нескольких команд нельзя.

Чтобы результаты посещения площадки были засчитаны, в музее, парке или усадьбе должна побывать минимум половина участников команды. Если она состоит из двух-трех школьников, посетить объект нужно хотя бы двоим. Источник: vk.com/museummosolymp
Чтобы результаты посещения площадки были засчитаны, в музее, парке или усадьбе должна побывать минимум половина участников команды. Если она состоит из двух-трех школьников, посетить объект нужно хотя бы двоим. Источник: vk.com/museummosolymp

Что дает участие в олимпиаде

Знания и эмоции — это главное, что получают участники. Также дети приобретают навыки работы в команде, организации своего времени и досуга. Появляется возможность увлекательно провести время с семьей и друзьями, познакомиться с культурным наследием и отдохнуть.

Участие в финальной игре-прогулке. Всех победителей и призеров основного этапа приглашают на заключительный квест по Москве. Дети стремятся на него попасть: он увлекательный и масштабный. Участники выполняют задания, связанные с историей столицы и ее достопримечательностями.

Регистрация на финальную игру открывается с участников, набравших больше всего баллов, и закрывается, когда не остается свободных мест. Организаторы стараются сделать так, чтобы поучаствовать в квесте могли все желающие, но не гарантируют этого.

Как правило, заключительная игра проходит в одну из суббот мая. Более 10 тысяч человек гуляют по центру города: рассматривают архитектуру, изучают мемориальные таблички, отвечают на вопросы. Лучших поощряют призами, которые заранее не анонсируют, чтобы сделать сюрприз.

Дипломы, сертификаты, призы. Победители и призеры основного этапа получают дипломы, которые выдают в электронном виде. Все, кто посетил хотя бы одну площадку, по окончании олимпиады могут скачать сертификат участника.

Также для детей проводят различные конкурсы, победителей и призеров которых обычно награждают электронными грамотами. Лучших определяют по количеству набранных баллов. При этом результаты школьников в конкурсах не добавляют баллов в общий зачет. Участвовать в конкурсах необязательно, но они тоже интересные.

В предыдущих сезонах детям предлагали посмотреть новогодние фильмы и мультики в каникулы и ответить на вопросы по увиденному — это был конкурс «Кино под елкой».

Желающие могли поиграть в «Угадай музей» — викторину, где нужно было определить название площадки по снимку ее фасада.

Также участники проходили «Школу астронавтов» — квест по Саду астрономов в парке «Сокольники». У игры был спонсор, который поощрил лучших участников призами.

Благодарности, тоже электронные, ждут учителей, сопровождающих участников на площадках. Подробности о поощрении педагогов в этом сезоне будут известны после подведения итогов олимпиады, ориентировочно в мае 2025 года.

Бонусы получают и школы. Результаты учеников, участвующих в олимпиаде, учитываются при расчете рейтинга вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников.

В зависимости от заслуг школьников образовательным учреждениям присуждаются виртуальные дипломы. Диплом победителя полагается тем школам, ученики которых стали победителями основного этапа олимпиады. Такой диплом дают один на параллель, даже если в ней есть несколько детей-победителей. Если дети, которые вошли в число лучших, учатся в разных параллелях одной школы, ей дают несколько дипломов.

Диплом призера олимпиады для школы дают за участника, награжденного дипломом призера, если в его параллели нет ни одного победителя. Количество призеров в одной параллели тоже не имеет значения: и за одного, и за несколько детей дают один виртуальный диплом.

Аватар автора

Дмитрий Орлов

ходит по музеям с двумя дочками и двумя сыновьями

Страница автора

«Олимпиада — это детский лагерь, частью которого хочется быть»

Семь лет назад мы с дочкой-первоклашкой впервые поучаствовали в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Прежде всего, прельстила возможность организовать детский коллектив. В нашей команде собралось 10 детей-одноклассников, которые были рады пообщаться вне уроков, а я пытался руководить процессом на местах, доходчиво рассказывать о том интересном, что встречалось нам в музеях, и распределять задания.

Культурные площадки выбирали практически бессистемно, руководствуясь только удобным графиком работы и возрастной категорией.

Вслед за дочкой по музеям пошли наши младшие дети. Мы успели поработать и командами, и в индивидуальном зачете. Исследовали темы космоса и живописи, железных дорог и минералов, лесов и поэзии, живых систем и архитектуры, спорта и ремесел.

Дети способны впитать в музеях гораздо больше, чем может показаться. Особенно если это не долгое бесцельное блуждание по огромным залам, а бодрое продвижение по красной нити подобранных по возрасту заданий. И это очень ценно — дать ребенку встретиться с памятью и опытом человечества.

Собственно, польза музеев была для меня очевидна и прежде, но олимпиада ставит все на хорошие рельсы соревновательности. Ты знаешь, что за отведенные семь месяцев нужно побывать на нескольких площадках, чтобы не ухудшить прошлогодний результат и заслужить право поучаствовать в майской игре-прогулке — многочасовом квесте на улицах города, участники которого получают кучу приятной мелочовки, а победители — призы и грамоты на торжественной церемонии закрытия сезона.

Организаторам олимпиады удалось создать своеобразный детский лагерь, частью которого хочется быть.

Я с сыном на олимпиаде
Я с сыном на олимпиаде

После каждого посещения дети приносят домой шестигранный магнит. И взгляд на улей из шести десятков таких магнитиков лично мне помогает справиться с известным любому родителю терзанием, хороший ли я отец. Посмотришь и думаешь: «Ну по крайней мере не самый плохой. Вон сколько с детьми пережито, сколько времени им отдано, как долго мы смотрели в одну сторону».

Участие в олимпиаде было обязательным требованием для перехода дочери в лингвистический класс. Кроме того, некие баллы в общий рейтинг получает школа. Но, признаюсь, этим не интересуюсь.

Для меня польза и радость этого мероприятия в том, что мы участвуем в веселом оранжевом лагере исследователей Москвы, истории и мира, общаемся с детьми, делаем много совместных открытий. Олимпиада «Музеи, парки, усадьбы» помогает узнать с ребенком больше, стать с ним ближе.

Из каких этапов состоит олимпиада

В зачет участнику идут баллы, заработанные на основном этапе. Он делится на три тура.

Вводный считается разминкой. Школьникам предлагают ответить на 10 вопросов о Москве в личном кабинете на сайте олимпиады. Без прохождения этого тура результаты следующих не учитываются.

Чтобы пройти разминку, участник должен верно ответить минимум на пять вопросов. В случае неудачи можно попробовать еще раз. Баллы за вводный тур не начисляют.

Заочный тур называют «Музейное приветствие». Это дистанционные задания, которые нужно выполнять перед посещением каждой выбранной площадки на странице музея или усадьбы, нажав кнопку «Пройти заочный тур». У парков нет заочных туров.

Задание состоит из пяти тестовых вопросов, и они связаны с конкретным местом. Выполнять задания этого тура можно только по тем музеям и усадьбам, которые принимают участников олимпиады в данный момент, — не все заявленные площадки подключатся к участию на старте. Чтобы проверить, какие доступны для посещения, надо поставить в каталоге галочку «Площадки, которые сейчас ждут участников».

Заочный тур считается пройденным, когда участник ответил правильно минимум на четыре вопроса. Если ошибок было больше одной, можно попробовать еще раз. За прохождение заочного тура с первой попытки школьник получает баллы по количеству правильных ответов. При повторной попытке баллы не начисляются. Школьник сам решает, сколько заочных туров пройдет и в какое время это сделает. Ограничений нет.

Очный тур связан с изучением экспозиций на местах. Чтобы ответить на вопросы олимпиады, дети знакомятся с фондами музеев, парков и усадеб, анализируют увиденное, размышляют и сравнивают.

Например, школьникам приходится определять архитектурный стиль зданий, ориентируясь на подсказки из бланков с вопросами, проводить физические эксперименты по инструкции, находить на памятных табличках у достопримечательностей те или иные упоминания об известных личностях, событиях, местах. То есть детям не столько нужно обладать какими-то особыми знаниями, сколько важно быть внимательными.

На каждой площадке предлагают ответить на десять вопросов. Организаторы следят за тем, чтобы они оставались в секрете. В зависимости от музея или усадьбы дети могут распечатать именной бланк с вопросами и графами для ответов из личного кабинета на сайте олимпиады или заполнить электронную форму через мобильное приложение. За каждое посещение можно заработать до 50 баллов.

Если перед визитом в музей участник не прошел заочный тур, приложение не выдаст задания следующего этапа и сначала предложит дистанционные. Задания очного тура по паркам участники скачивают со страницы выбранного парка — нужно нажать кнопку «Скачать задания».

Задания составлены так, чтобы ребенок не только ответил верно, но и узнал во время испытания что-то новое. Источник: vk.com/museummosolymp
Задания составлены так, чтобы ребенок не только ответил верно, но и узнал во время испытания что-то новое. Источник: vk.com/museummosolymp

Бланки с ответами дети сдают на выходе или же заносят их в мобильном приложении и отправляют на проверку, прежде чем покинут площадку. Иначе ответы не засчитывают.

Посещать площадки и отвечать на вопросы можно в то время, когда музей, парк или усадьба принимают участников. Иногда время приема отличается от режима работы площадки, а в некоторые нужна предварительная запись.

Рефлексивные задания выполняются по желанию за рамками основной программы. Они помогают вспомнить увиденное, освежить впечатления, поразмышлять об этом и обсудить с семьей и друзьями. На них нет верного ответа. Задания подталкивают к размышлениям, формированию личного мнения, анализу.

Например, ребенку могут предложить прослушать музыкальное произведение и описать свои эмоции, сделать инсталляцию по мотивам увиденной картины, написать стихотворение в том же стиле, в котором творил тот или иной поэт.

Найти такие упражнения можно в личном кабинете, на странице «Мои музеи», после получения результатов очного тура по конкретной площадке. У каждого музея или усадьбы свои рефлексивные задания. Посещать площадки для их выполнения не нужно, а баллы за эту работу не начисляются. Участники могут поделиться выполненными рефлексивными заданиями в социальных сетях.

Как заработать больше баллов и попасть в число лучших

Результатом участия в олимпиаде считается сумма баллов участника за прохождение очного и заочного туров по всем музеям, паркам и усадьбам, которые он посетил.

К баллам очного тура могут применить повышающие коэффициенты. Они бывают трех видов:

  1. Постоянные — действуют в некоторых музеях и усадьбах. Максимальный коэффициент — 1,5. В этом сезоне к таким площадкам относятся, например, музей-заповедник «Бородинское поле», Раменский историко-художественный музей и другие.
  2. Периодические — за посещение музеев определенной категории в определенное время. Чтобы повысить интерес к тем или иным площадкам, для участников иногда проводят тематические недели, например литературную, художественную, этнографическую, историческую.
  3. За малопосещаемые музеи, парки и усадьбы — актуальную статистику популярных и неполярных площадок периодически публикуют на сайте и в социальных сетях олимпиады. Так, с 13 сентября по 2 октября в список малопосещаемых попали Музей-галерея Е. А. Евтушенко, Музей в чемодане и Музей животноводства. Баллы участников, которые в это время в них побывали, умножат на 1,2. Организаторы также предложили до 16 октября посетить Дом-музей А. И. Герцена, мемориальную квартиру Андрея Белого, Раменский историко-художественный музей и еще несколько площадок. Баллы умножат на 1,3.

Общий зачет олимпиады — это сводная таблица баллов участников, отсортированная в порядке убывания. Чтобы попасть в общий зачет, нужно выполнить блоки заданий заочного и очного туров как минимум по четырем музеям и одной усадьбе или по четырем музеям и одному парку. Если школьник посетил более 15 объектов, в зачет идет сумма баллов, заработанных на 15 площадках, где результат был самым высоким.

Среди объектов, посещение которых идет в зачет участнику, не может быть больше половины парков. Например, если участник посетил 10 площадок — шесть парков и четыре музея, — суммируются баллы только по четырем музеям и четырем паркам.

Победители — это школьники, которые попали в общий зачет олимпиады, посетили не меньше семи объектов и набрали больше 400 баллов. Их награждают дипломами.

Призеры — это те участники, которые попали в общий зачет, набрали больше 300 баллов, но не стали победителями. Их тоже награждают дипломами.

В прошлом учебном году победителями стали более 53 тысяч школьников, призерами — более 10 тысяч.

Суперпобедители — это дети, которые выиграли в номинациях. Их разрабатывают, суммируя баллы по каким-либо критериям. В прошлом сезоне лучших выбрали более чем в 30 номинациях. Среди них были такие:

  • «Самый активный участник в сети» — школьник, который оказался активнее всех в заочных турах;
  • «Любитель свежего воздуха» — участник, посетивший наибольшее количество парков и усадеб;
  • «Смотритель усадеб» — участник, который набрал больше всего баллов за задания в усадьбах.

Также номинации были категорийными — за наибольшее количество баллов, набранных при посещении площадок определенной категории. И маршрутными — за прохождение определенного маршрута с наибольшим количеством баллов.

Критерии определения суперпобедителей не публикуются заранее — их определяют с учетом статистики результатов участников.

Что такое фотоподтверждения и как их делать

Снимки на фоне роллапов  . Чтобы результаты детей учитывались при подсчете места школы в так называемом рейтинге школ, нужно делать фотоподтверждения посещений — фотографию участника на фоне роллапа с названием площадки, логотипом олимпиады и указанием текущего сезона. В некоторых музеях вместо роллапов используют специальные плакаты. В парках фото делают на фоне табличек с названием площадки. Допустимо фотографироваться у объекта, по которому можно однозначно отличить это место.

Фотоподтверждения загружаются в личном кабинете участника на сайте олимпиады, в разделе «Мои музеи».

Обычно роллапы для фотоподтверждений расположены рядом с входом. Источник: vk.com/museummosolymp
Обычно роллапы для фотоподтверждений расположены рядом с входом. Источник: vk.com/museummosolymp

Снимки со зверушкой-путешественницей — это кадры из парков, на которых игрушка, талисман или другой отличительный предмет участника запечатлены на фоне какого-то объекта. Обычно этот объект нужно сфотографировать для ответа, и зверушка-путешественница подтверждает, что школьник был на месте, сам справился с заданием и загрузил снимок, а не взял его из интернета.

Такие фотографии нужно делать в случаях, когда этого требуют условия испытания. Если на фото из парка нет зверушки-путешественницы, ответ на вопрос не засчитывают. При этом присутствие в кадре самого ребенка не требуется — в отличие от фотоподтверждения на фоне роллапов.

У каждого ребенка должна быть своя зверушка-путешественница. У команды она одна на всех. В качестве отличительного атрибута нельзя использовать лист бумаги с названием группы школьников, принадлежности для письма, школьные дневники, карту «Тройка».

Каждый участник сам выбирает себе зверушку-путешественницу. Важно, чтобы одна и та же игрушка была на всех снимках школьника, где этого требуют условия. Источник: vk.com/museummosolymp
Каждый участник сам выбирает себе зверушку-путешественницу. Важно, чтобы одна и та же игрушка была на всех снимках школьника, где этого требуют условия. Источник: vk.com/museummosolymp

Как стать участником олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» в 2024 году

Зарегистрироваться на олимпиаду в этом сезоне можно до 15 марта 2025 года. Правда, с этим лучше не затягивать, так как до 31 марта школьнику нужно успеть посетить несколько площадок, загрузить ответы и фотоподтверждения. Олимпиада ориентирована на детей из столицы, но участвовать могут и учащиеся из других регионов. Для тех и других свой алгоритм регистрации.

Чтобы поучаствовать в олимпиаде, дети, зачисленные в школы Москвы, должны:

  1. Зарегистрироваться на сайте олимпиады и получить уникальный код, по которому можно идентифицировать участника. Это актуально для детей, которые выступают сами за себя, и для капитанов.
  2. Пройти регистрацию на олимпиаду в МЭШ.
  3. Привязать данные из МЭШ в личном кабинете на сайте олимпиады.
  4. Добавиться в команду, если ребенок будет участвовать в группе.

Зарегистрироваться на сайте олимпиады несложно. Для этого нужно нажать кнопку «Войти» в правом верхнем углу страницы.

Если у ребенка есть логин на сайте олимпиады, созданный не ранее сезона 2022/23, введите его и пароль для входа. Если школьник участвовал в олимпиаде под этим логином в сезоне 2023/24, его код участника остается прежним.

Если ученик не регистрировался на сайте олимпиады в двух предыдущих сезонах, следует нажать кнопку «Создать новый логин». Придумайте логин и пароль, которые будете использовать для входа в личный кабинет.

Другие участники будут видеть логин, который вы придумали. Также он отображается на скачанных с сайта бланках для ответов. Источник: museum.cpm.moscow
Другие участники будут видеть логин, который вы придумали. Также он отображается на скачанных с сайта бланках для ответов. Источник: museum.cpm.moscow

При регистрации нужно подтвердить, что участник ознакомился с правилами олимпиады и готов их соблюдать. Поставьте галочку в соответствующем поле и нажмите кнопку «Зарегистрироваться».

После этого школьник попадает на страницу, которая подтверждает вход с личным логином и паролем. Дальше нужно пройти в личный кабинет и, если команду регистрирует капитан, добавить в регистрацию школьников.

Для командного зачета логин на сайте олимпиады создает только капитан. Он же у себя в личном кабинете принимает заявки тех, кто хочет войти в его команду. Создавать логины для каждого участника группы не надо.

Зарегистрироваться в МЭШ нужно всем, кто хочет участвовать в олимпиаде: индивидуальным участникам, капитанам и членам команд. Чтобы это сделать, откройте на отдельной вкладке браузера сайт МЭШ. Войдите в личный кабинет школьника, а не родителя. Доступ к Московской электронной школе могут получить все, кто зачислен в образовательные учреждения на территории Москвы, в том числе частные.

Найдите в МЭШ олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы» и нажмите кнопку «Зарегистрироваться». Если такой кнопки нет, поищите другую — «Подключиться». После нажатия школьник должен снова оказаться на сайте олимпиады.

Привязать данные из МЭШ — следующий шаг. Откройте вкладку «Мои данные» в личном кабинете. Нажмите на кнопку «Добавьте школьника» под таблицей «Подробная информация». Появится ссылка, по которой нужно перейти, чтобы открылась страница с инструкцией по привязке данных из МЭШ. Прочитайте информацию на открывшейся странице и убедитесь, что выполнили все пункты. Нажмите «Получить данные из МЭШ».

Система перенаправит на страницу с данными ребенка. Если он будет участвовать в командном зачете, может переходить к следующему шагу — добавляться в команду. Индивидуальные участники должны проверить, вся ли информация о них верная, и заполнить графу «Ник».

Если на первом этапе регистрации школьник вошел на сайт олимпиады со своим логином, автоматически подставится его код участника. Если это не произошло, нужно найти код в личном кабинете на сайте олимпиады, используя на входе логин и пароль, и ввести вручную.

Теперь следует вернуться на страницу «Мои данные» в личном кабинете. Если на предыдущем шаге код участника подставился автоматически, данные из МЭШ должны появиться в таблице «Подробная информация». Если же вы вводили код участника вручную, нужно нажать «Принять» в списке заявок.

Для индивидуальных участников регистрация на этом завершена — можно участвовать в олимпиаде. Если ребенок планирует стать членом какой-то команды, перейдите к следующему шагу.

Добавить участника в команду можно после того, как были получены данные ребенка из МЭШ. Спросите у капитана код команды, заполните ник, поставьте галочку, что вы ознакомились с правилами олимпиады. После этого капитан должен увидеть вашу заявку и сможет ее принять.

Для дошкольников, которые хотят поучаствовать в олимпиаде, можно создать упрощенную регистрацию в МЭШ через личный кабинет родителя, не регистрируя самого ребенка. Если выполнить задания интересно учащемуся не из Москвы, родителю нужно обратиться в службу технической поддержки для создания учетной записи в МЭШ. С ее помощью можно авторизоваться, пройти олимпиаду и получить результаты.

1/2
Для удобства скачайте приложение олимпиады. Его можно найти в AppStore, Google Play и RuStore
Для удобства скачайте приложение олимпиады. Его можно найти в AppStore, Google Play и RuStore

Как подготовиться к олимпиаде и можно ли посмотреть задания прошлых лет

Подготовиться к олимпиаде не получится: учебных материалов нет, а задания прошлых лет недоступны — эксперты составляют вопросы по постоянным экспозициям, которые не обновляются. Но волноваться о том, что ребенок с чем-то не справится, не стоит: чтобы результаты были успешными, достаточно быть внимательным и собранным.

Если вы все же хотите помочь, можно создать условия, в которых ребенок будет получать фоновые знания по истории, краеведению, искусству. Вот как это можно сделать:

Даже если это не поможет в поиске ответов на вопросы, ребенок научится мыслить шире и узнает много нового. Постарайтесь не зацикливаться на результатах. Здорово, если получится отнестись к олимпиаде как к возможности интересно и весело провести время вместе.

Сроки проведения олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» в 2024 году

Обычно олимпиада продолжается в течение учебного года: стартует осенью, а завершается весной. Текущий сезон не исключение. Он начался 13 сентября. В течение октября — ноября площадки поэтапно присоединяются к участию в проекте. Пока двери для школьников открыли более 130 музеев, парков и усадеб.

Посещать их и отправлять ответы можно до 31 марта. В апреле организаторы планируют подвести итоги, а в мае школьников пригласят на финальную игру-прогулку и церемонию награждения.

Когда и как проходит награждение участников

Дипломы и сертификаты победителям и призерам основного этапа выдают после подведения итоговых результатов и их утверждения оргкомитетом. В текущем сезоне это, скорее всего, произойдет в конце апреля 2025 года.

Победителей по номинациям, а также лучших участников финальной игры-прогулки приглашают на торжественное подведение итогов олимпиады. Это масштабный праздник, который обычно проходит в конце мая.

В день закрытия олимпиады для участников проводят множество увлекательных интерактивов. Источник: vk.com/museummosolymp
В день закрытия олимпиады для участников проводят множество увлекательных интерактивов. Источник: vk.com/museummosolymp

Обычно финальное торжество состоит из двух частей:

  1. Официальной — это награждение грамотами и призами и фотосессия у сцены для всех желающих.
  2. Развлекательной — это фестиваль музеев. Те площадки, которые принимали участников в сезоне, представляют себя: устраивают передвижные экспозиции, лектории, мастер-классы. Школьники выбирают развлечения по душе.

В прошлом году музей советских игровых автоматов предложил детям сыграть в настолки из детства их родителей. Вместе со специалистами музея «Огни Москвы» школьники изготавливали собственные восковые свечи. А с Музеем истории телефона учили азбуку Морзе и с ее помощью передавали сообщения.

После церемонии закрытия организаторы прощаются с детьми до следующего сезона.

Что в итоге

  1. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это культурно-образовательный проект для школьников. В течение учебного года ребята исследуют достопримечательности Москвы, расширяют кругозор, узнают интересные факты об истории, архитектуре столицы и российской культуре.
  2. Формально олимпиада проводится для учеников московских школ — можно проходить испытания одному или в команде. При желании участвовать могут ученики из других регионов, если готовы приезжать на очные туры, и дошкольники — задания подбираются по возрасту.
  3. Прицельно подготовиться к олимпиаде не получится: учебных материалов нет, а задания прошлых лет недоступны. Но будет нелишним узнавать новое по истории, краеведению, искусству. А еще для успешного прохождения важно быть внимательным и собранным.
  4. Зарегистрироваться на олимпиаду в этом сезоне можно до 15 марта 2025 года. Но лучше раньше: нужно еще посетить площадки и отправить ответы — это разрешено делать до 31 марта. В апреле организаторы планируют подвести итоги, а в мае школьников пригласят на финальную игру-прогулку и церемонию награждения.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Ольга ТройниковаРасскажите о самых интересных образовательных проектах для детей, которые вы знаете:
  • user5836519На ВДНХ было раньше ( в 80-е) проекты по павильонам и детские в том числе . Но данный проект по масштабу , может мне кажется , слишком обширный для детей , особенно младших классов . Стиль , конструкцию здания - это материал художественных ВУЗов , а , извините , знакомство с фондами не каждый зрелый искусствовед может себе позволить. Наверное, реальность все же проще . Но просто разбирать одну усадьбу и один музей можно не один год , не то что за день .1
  • ...Участвуем с начальной школы. В этом году(9 класс) посещения стали платными . Ранее ходили по браслету "москвенок"бесплатно во все музеи и локации. Интересно,с чем это связано? Вопрос почти риторический 🤷🏼‍♀️1