Я победила в олимпиаде «Высшая проба» и поступила в ИТМО без экзаменов
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Выбор состязания
Математикой я увлекаюсь с детства — сколько себя помню, никогда не могла уснуть, не добив задачу до конца. Однажды в четвертом классе нам дали задачу повышенной сложности. Выполнять ее было не обязательно, но я все равно очень долго и усердно пыталась ее решить.
Но заметные успехи начались в пятом классе, когда мне удалось единственной из своей саратовской школы пройти на муниципальный этап Всероссийской олимпиады. В то время я даже не знала, что такое олимпиада — родителей просто попросили отметить, в чем ребенок будет участвовать, и посоветовали выбрать русский и математику. Я даже не поняла, что писала олимпиаду, а не очередную контрольную.
Тогда я осознала, что мне скучно учиться в обычной школе и поступила в Физико-технический лицей №1, который в 2019 году получил статус базовой школы Российской Академии наук. Там была соревновательная атмосфера, многие участвовали в олимпиадах — это мотивировало становиться лучше.
С тех пор мне удалось побывать, например, на Всеросе, «Курчатове» и «Физтехе». Это одни из самых престижных и сложных олимпиад по профилю в стране.
Всероссийскую олимпиаду по математике я писала каждый год и даже стала призером регионального этапа в 11 классе. Этот опыт развил во мне умение нестандартно мыслить и быть готовой к нетипичным задачам.
В частности, навык пригодился мне на ЕГЭ, когда я встретила новую для себя задачу и смогла быстро сориентироваться. Обычно при изучении математики ученики зацикливаются на конкретных методах решения, особенно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, где задания типизированы.
Поэтому они часто теряются на экзамене, когда видят другую формулировку. Также умение нестандартно мыслить помогает в программировании.
Про все олимпиады я узнавала от классной руководительницы ― она постоянно мотивировала нас участвовать в конкурсах, потому что они дают хорошую возможность поступить в престижный вуз. «Высшая проба» ― как раз одна из таких возможностей.
Олимпиада входит в Перечень олимпиад школьников, участвовать в ней можно с 7 по 11 класс. Состязание организует Высшая школа экономики. Для 9–11-классников доступно 28 направлений: анализ данных, биология, востоковедение, география, дизайн, журналистика и другие. Я, по понятным причинам, выбрала математику.
Школьники 7–10 классов, победившие в олимпиаде, могут сразу принять участие в заключительном этапе олимпиады в следующем году. А победители из 11 класса получают возможность поступить в любой российский вуз без вступительных испытаний и 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету.
Подготовка
К олимпиаде «Высшая проба» невозможно подготовиться заранее. Задания меняются каждый год, поэтому максимум, что вы можете сделать, ― прорешать похожие задачи из архива прошлых лет на сайте соревнования, там же можно найти материалы для подготовки.
Наверное, нельзя сказать, что я готовилась к этой олимпиаде намеренно. Скорее, мне помог опыт прошлых лет и систематическое участие в других конкурсах.
Кроме того, я ходила на апелляции. Там члены жюри объясняли мои ошибки в решении задач и оформлении ответов. Кроме того, во время учебы в лицее я иногда посещала олимпиадные кружки по математике и информатике — их вели составители некоторых олимпиадных заданий и члены жюри.
Участие
«Высшая проба» состоит из двух этапов: отборочного и заключительного. Отборочный проходит дистанционно, а заключительный — очно: я ездила в Пензу. Каждый этап длится около четырех часов.
На первом этапе участники решают довольно легкие задачи по основным разделам школьной математики ― там нужно больше смекалки, чем сложных вычислений. На втором задачи труднее: здесь понадобятся уже дотошные рассуждения и вычисления, а также творческий подход.
Призы
Победа в олимпиаде дала возможность поступить в любой профильный вуз без вступительных испытаний, а также получить 100 баллов за ЕГЭ по математике. Но я все равно усердно готовилась к ЕГЭ и сдала математику на 100 баллов сама.
Я решила поступать в ИТМО ― еще до приемной кампании слышала много хорошего про университет. Многие ребята из моей школы — олимпиадники и стобалльники — тоже выбирают этот вуз.
А один выпускник нашего лицея, будучи студентом ИТМО, даже проводил у нас уроки олимпиадного программирования на каникулах в 8-9 классе — тогда я не особо задумывалась, куда буду поступать, но название университета уже отложилось в голове.
Также я рассматривала Высшую школу экономики и МФТИ, но для первого варианта у меня не очень хороший английский, а во втором ― не понравилось расположение университета. К тому же я давно хотела переехать в Питер, а ИТМО как раз находится в историческом центре города.
Я решила стать программистом ещё в 7 классе и поступила на программу «Компьютерные технологии: Программирование и искусственный интеллект». Хоть у меня и сильный бэкграунд в математике, учиться сложно. За второй семестр первого курса мы изучили шесть языков программирования.
Это непросто, но хорошо учит переключаться между языками. Кроме того, уже с первого курса мы работаем над практическими задачами прямиком с собеседований в Яндекс и Т-Банк.
Также в ИТМО мне нравятся красивые коворкинги, разнообразные физические дисциплины, а еще большие стипендии для олимпиадников. Я получаю государственную академическую стипендию — 2 тысячи рублей, надбавку к ней для победителей и призеров олимпиад школьников — это 13 тысяч рублей, а также именную стипендию правительства Санкт-Петербурга в области математики — 5 тысяч рублей. То есть в сумме выходит 20 тысяч рублей.
Еще на моей программе грамотно построено расписание и нет окон между парами, так что учиться удобно.
Советы
Всем, кто хочет получить результат от олимпиад, я бы советовала набираться опыта.
Начинайте участвовать как можно раньше. В 11 классе уже поздно. Даже если вы хорошо решаете все прошлогодние задания, вы не сможете успеть набить руку в оформлении задач ― кажется, что это ерунда, но на самом деле важно. Поэтому чем раньше вы начнете участвовать в состязаниях, тем выше будут шансы на победу.
Не стесняйтесь и не ленитесь ходить на апелляции. Например, на «Высшей пробе» мне не зачли задание только потому, что, как оказалось, неправильно считали символ. Из-за этого за задачу с правильным ответом поставили один балл из двадцати. Я написала апелляцию, и мне вернули мои 19 баллов. Именно эти баллы позволили мне войти в число победителей.