«50 лет истории города»: как я переснял кадры дедушки — известного фотолетописца Омска
Читатель Т—Ж и фотограф Анатолий Фрумгарц — внук известного омского фотолетописца Михаила Иосифовича Фрумгарца.
Несколько лет назад он достал архивные снимки дедушки и начал изучать, как изменился город за десятилетия. Так появился проект «История по субботам», для которого Анатолий переснимал места с кадров Михаила Иосифовича и узнавал, каким был Омск в середине 20 века.
Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили текст по нашим стандартам
Как начал фотографировать
Я занимаюсь фотографией примерно с 2004 года. Пробовал снимать еще раньше, на родительскую «Вилию» — советскую «мыльницу», на которой нужно было постоянно проверять, снял ли крышку с объектива. Иначе могла получиться репродукция Малевича. Стоил такой фотоаппарат в 1970-е годы 23—25 рублей, четверть средней зарплаты. Тогда я особо не понимал, что и как делать: в 9 лет не вникаешь, что такое выдержка с диафрагмой.
Съемке меня учил отец — он тоже фотограф. Но насмотренность, думаю, сформировалась именно благодаря дедушке, потому что у него была большая библиотека фотоальбомов, которые я в детстве любил рассматривать. И самый, наверно, главный совет, который усвоил, — не жалеть пленку.
Сказать, что с дедушкой были какие-то особо близкие отношения, не могу. Его не стало в 1998 году, когда мне было 13 лет: я еще толком не понимал, сколько всего можно у него узнать. Казалось, что как есть, так будет всегда.
Долгое время я не связывал себя с фотографией. Но однажды понял: нужно что-то менять. Раньше меня спрашивали, не внук ли я Михаила Иосифовича Фрумгарца. Потом — не сын ли Марка Михайловича. После перестали спрашивать.
И тут пришло осознание, что память уходит. А дедушкины фотографии — не только часть семейной истории, но и без малого 50 лет истории Омска. И что если я как заинтересованное лицо не буду об этом напоминать, то и никто не будет.
Как Михаил Фрумгарц вел летопись Омска
Михаил Иосифович Фрумгарц родился в 1921 году в Запорожье. Фотографией увлекся еще в 1930-е и собрал свой первый фотоаппарат по схеме из журнала.
На начало войны он работал в Запорожском театре имени Марии Заньковецкой художником-оформителем. Но буквально накануне взятия города немецкими войсками эвакуировался с заводом имени Баранова, где работал мой прадед, в Омск.
В Омске дедушка работал на заводе чертежником. А в 1946 году ему пришлось заменить фотографа в бюро пропусков. Следующие 50 лет вся деятельность дедушки была связана с фотографией. В 1947 и 1948 годах он был собкором ТАСС в Сибири, руководил фотокружком при ДК завода имени Баранова, работал фотографом в разных проектных организациях города и художественных мастерских.
И город фотографировал не столько по работе, сколько из любви к историческому облику. Самая ранняя дедушкина фотография Омска датируется июнем 1947 года. На ней колонна физкультурников идет от завода Баранова по улице Ленина на стадион «Динамо».
Из того, что я видел, дедушка в основном снимал центр города, район вокзала, 10-ю линию — сейчас это улица Богдана Хмельницкого — и Парк имени 30-летия ВЛКСМ. А еще много-много старых деревянных домов.
Дедушка вел летопись художественной жизни Омска. Он снимал выставки, историю союза художников, пленэры. В одном из интервью дедушку спросили, почему он так много снимает художников. На что он ответил: «Потому что мне это нравится».
Работам дедушки повезло — их регулярно экспонировали, включали в сборники фотографий союзного масштаба. Сделанные им портреты вошли в семейные архивы многих советских знаменитостей: ему посчастливилось фотографировать актера Михаила Ульянова, актрису Маргариту Назарову с тигром Пуршем, композитора Арно Бабаджаняна.
Но это было не главным. Куда большее место среди снимков дедушки занимал Город — именно так, с большой буквы. Он приехал в эвакуацию на время, но остался в Омске навсегда. Ему случалось выезжать в другие места, но он всегда возвращался.
Как придумал фотопроект «История по субботам»
Идея переснять фотографии дедушки и собрать их в «Истории по субботам» возникла случайно. В 2011 году я делал выставку «Город, которого нет» в местном музее. В нее вошло около 40 городских видов, снятых дедушкой в разные годы. «Фишкой» выставки должно было стать отсутствие подписей под фотографиями.
В таком виде выставка провисела ровно три дня. Мало кто мог узнать места на снимках. Пришлось повесить подписи. Хорошо, что еще до открытия мы атрибутировали большую часть фотографий. Тогда я подумал, что было бы интересно сделать несколько снимков «Тогда и сейчас». В итоге проект растянулся на год.
Каждую субботу — отсюда и название проекта — я бывал в центре. Основные сюжеты из дедушкиного архива помнил. Шел, делал снимок, искал информацию, писал текст. Но это только звучит просто. Особенно тяжело было найти верное место, когда речь шла о давно снесенных зданиях вроде кинотеатра в Парке культуры. Тогда я сфотографировал не то озеро, пришлось переснимать. А для заметки о снимке «Первый троллейбус у завода» провел целое исследование: нужно было выяснить, троллейбус какой марки изображен на фотографии.
У меня были сомнения насчет формата. Не хотелось грузить посетителей блога оборотами вроде «образец сталинского ампира» или «здание эпохи конструктивизма». К тому же мой опыт работы с текстами ограничивался сочинениями в школе и дипломом в университете. Было сложно выразить свои мысли легко и лаконично — некоторые заметки приходилось переделывать несколько раз.
Сначала я не отбирал, какие сюжеты воссоздавать. Но быстро понял, что нужна система. В итоге я организовал фотографии по географическому принципу. Когда отснял сюжеты из центра, переключился на район 10-й линии и ПКиО. Еще в одну подборку включил мосты.
Отдельной серией стали лужи и пыль — культурологические бренды Омска.
Лужа у входа в парк культуры попадала в дедушкин объектив на протяжении 40 лет. Она появляется на этом месте и сейчас, как бы ни старались городские службы.
Честно говоря, порой были моменты, когда хотелось все бросить. Для съемок приходилось жертвовать выходными, да и погода не всегда вызывала желание идти на улицу.
Были и технические сложности: не все дедушкины негативы были оцифрованы. Поэтому пришлось придумывать, как их переснимать. Еще очень пригодилась подставка с подсветкой, придуманная шведскими дизайнерами. Сложно сказать, для чего она предназначалась изначально, но вот с процессом оцифровки негативов я справился только благодаря ей.
Проект длился 52 недели. Я все делал сам, а музей «Искусство Омска», где хранятся дедушкины негативы, предоставил часть оцифрованных фотографий. Проект, в общем, прошел незаметно. Но это моя недоработка, стоило заранее озаботиться продвижением. Зато эта серия позволила мне взглянуть на дедушкин архив под новым углом. А еще впервые удалось увидеть его цветные слайды.
Я хотел сделать второй сезон этой серии, в котором подготовил бы рассказы про омских художников. Но возникли проблемы с информацией: факты из серии «родился-учился-женился» едва ли будут настолько интересны, чтобы читать об этом каждую субботу. А от описания стиля и манеры художника точно все разбегутся. Была мысль найти родственников и расспрашивать их. Но она оказалась абсолютно утопичной. В итоге второй сезон так и не вышел.
Сейчас я не зарабатываю на съемках. Раньше снимал для разных журналов, сотрудничал с филармонией. Фото животных — мой отдельный проект, посвященный жизни Новосибирского зоопарка. Веду про него фанатскую страницу во «Вконтакте».
Дедушка, кстати, тоже занимался природной фотографией, а еще аэросъемкой. Так, в семейном архиве хранятся снимки, которые он сделал с борта кукурузника.
Интерес к этому жанру у нас с ним тоже общий. Однажды благодаря любви к аэрофотографии я попал в пресс-тур в Ростов-на-Дону, где развиртуализировался с четвероюродной сестрой из ростовской ветви нашей семьи — она тоже фотограф. Теперь шучу, что Фрумгарцы снимают 130 лет из 200, которые существует фотография.