Как я за полгода создал онлайн-сервис профориентации, не имея бюджета и опыта в ИТ
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я — Дима. Основатель онлайн-сервиса профориентации. Мне 27.
На последнем курсе вуза пошел работать по специальности — кадровый консалтинг. Моими задачами долгое время были: поиск кандидатов на позиции в топ-менеджменте, выстраивание с ними отношений, понимание рынка труда в этом направлении. Далее начал фокусироваться на технических специальностях — инжиниринг в медицинском и лабораторном оборудовании.
С чего все началось
В ходе ежедневного общения с людьми на предмет их карьеры я стал понимать, насколько часто они не удовлетворены тем, чем занимаются, как хаотично был сделан выбор профессии в прошлом и что нет понимания инструментов, которые могли бы предостеречь от ошибки. Стал эти самые инструменты искать. Нашел профориентацию. В тот момент уже некоторое время увлекался инвестициями в фондовый рынок, начал откладывать туда до 50% заработной платы. В рекрутменте, с помощью бонусов, в пике удавалось заработать до 400 000 рублей в месяц. Отложенных денег хватало примерно на год жизни без заработка и небольших вложений в свои проекты.
В голове была идея платформы, которая объединит специалистов, которые помогут людям с поиском по-настоящему любимого дела. Помимо идеи, храбрости, опыта в консалтинге и продажах особых ресурсов не было. Нашел курс по профориентации и записался на самый ближайший поток. Было понимание, что там появятся нужные знакомства и кристаллизуется концепция основной идеи — платформы.
В ходе курса понял, что инструмент интересный. В своих социальных сетях начал освещать свой путь как специалиста, собирая основные «боли» и потребности потенциальной целевой аудитории. Получил хороший отклик. Параллельно понял, что сегменту профориентации не хватает агрегатора по аналогии с сервисами, которые подбирают психологов. Начал интересоваться стоимостью разработки, и понял, что с учетом оставшегося бюджета и отсутствия понимания этих процессов изнутри, данный путь изначально обречен на провал. Желание сделать такой сервис было велико. Начал думать. Об IT стартапах я знал мало. Как их делать — тем более.
Разработка идеи
Начал сутками смотреть лекции, интервью и подкасты людей из разработки — основателей стартапов, продакт-менеджеров, проджект-менеджеров и т.д. Читал профильные телеграмм каналы, прочел всю классику литературы про стартапы. Все это в течение 2 месяцев. Мозг сам временно превратился в «стартап». Вступил в несколько сообществ уже с примерным пониманием терминологии, основных тезисов и IT культуры. Марафон контента дал свои плоды и достаточно быстро мне удалось сформулировать предложение — кто я, кого ищу и для чего.
У меня были компетенции, понимание рынка, небольшое количество профильных знакомств, и нужен был человек с техническим опытом для разработки сервиса. Разместил сообщение данного содержания в паре групп сообществ, в которых люди целенаправленно объединяются для реализации идей. Здесь важно наиболее подробно расписать то, что вы можете дать в реализации своей идеи, подробно описать проблематику, которую хотите решить, дать примерный анализ конкурентов, и четко описать профиль человека, который вам нужен. Одним из откликнувшихся стал мой текущий партнер. Мы познакомились, договорились о сроках, доле в проекте и ударили по рукам. Таким образом проблема бюджета на разработку и отсутствие необходимых компетенций была решена.
Поиск специалистов
Далее — для сервиса «подбора специалистов» нужны сами специалисты. И много. Я человек для рынка профориентации новый, и репутации еще нет. Как и большого количества знакомых специалистов. Вышел на связь к основателям академии профориентации, в которой проходил курс. Сообщил о том, что хочу реализовать следующую идею: объединить специалистов, и как можно более ярко заявить об инструменте профориентации, подбирая подходящего эксперта для каждого человека на основании заполненной анкеты.
Идея встретила живой отклик, и основатели академии организовали для меня групповой звонок на пару десятков специалистов, после которого больше половины изъявили желание о совместной работе. Здесь также важно подготовиться и подробно, честно рассказать людям о своей идее, предложив взаимовыгодные условия. После групповой встречи я лично интервьюировал каждого специалиста и отвечал на все оставшиеся вопросы.
В процессе разработки мы начали вести социальные сети, немного освещая процесс и стараясь давать информационную пользу в той теме, которой мы занимаемся. Это помогло создать нужное позиционирование еще до старта работы сервиса, наработать репутацию и заиметь первых потенциальных клиентов.
Нами не раз были озвучены сроки начала работы сервиса, и, к сожалению, в силу ряда обстоятельств — необходимость зарабатывать деньги в других проектах до начала работы этого, отсутствие времени на то, чтобы делать все самим, и бюджета для того, чтобы привлечь кого-то со стороны, уход программного обеспечения, на которое мы рассчитывали в связи с санкциями. Это было не очень приятно эмоционально, однако если извлекать из ситуации некоторые уроки — о сроках публично лучше стараться умалчивать до самого четкого представления о старте работы продукта.
Раз в месяц мы встречались для обсуждения новостей и результатов работы. Мой партнер — технических деталей, я — освещения продукта и договоренностях о потенциальных партнерствах, которые начал обсуждать задолго до начала работы сервиса. Задачей было использовать все возможные ресурсы, чтобы рассказать о нас как можно большему количеству людей. У каждого из нас есть знакомые, которые работают в тех или иных компаниях. Моей идеей было предложение скидки для всех сотрудников в обмен на E-mail рассылку с информацией о нашем сервисе. Часть близких отреагировала охотно.
Немаловажная часть — договора. Нам повезло найти среди уже готовых к партнерству специалистов человека, который обладал высшим юридическим образованием и практикой в этом направлении. Мы сформулировали договора, опираясь на опыт успешно действующих в похожем направлении сервисов, и попросили их проверить. Все прошло удачно и мы подписали договора с нашими специалистами.
Дизайн сайта
Техническая часть готова, однако нужен дизайн. Вещь не самая дешевая, а задача — стараться экономить. В одном из стартап-сообществ увидел сообщение молодого специалиста о том, что ему за развернутые видеоотзывы нужны работы для портфолио. Написал ему, договорились о встрече, парень произвел положительное впечатление, и за несколько дней, посвящая все свое свободное время нашему проекту, сделал приличный дизайн за приемлемую для нас сумму. Если перед вами стоит задача сэкономить — попробуйте поискать молодых, но мотивированных специалистов в профильных сообществах.
Выводы
Уже месяц наш сервис успешно работает и благодаря началу работы еще задолго до полноценного старта, мы быстро получили первых клиентов. Начинайте продажи и договоренности о партнерствах еще в ходе разработки проекта и старайтесь искать уникальные решения. Отсутствие инвестиций или личных средств — совершенно не повод отказаться от своей идеи. Отсутствие предприимчивости — возможно.
Удачи!