Мы провели опрос, как экономят читатели Т—Ж.
В нем участвовало более 1500 человек, из них 68% — женщины, 32% — мужчины. В возрасте от 24 до 35 лет — 59%, старше — 30%, младше — 11%. Мы проанализировали ответы и рассказываем, что узнали.
Подавляющее большинство россиян так или иначе экономят. Мы спросили респондентов, стараются ли те экономить: 73% опрошенных сказали, что да, 24% — что иногда. И только 3% вообще не экономят.
Чем богаче человек, тем вероятнее, что он ответит «Иногда» или «Нет», но даже среди очень обеспеченных респондентов экономят две трети — 67%. Среди тех, кто с трудом оплачивает еду, лекарства, одежду и другие базовые потребности, — 89%.
Молодежь экономит реже, а в гендерном смысле здесь полное равноправие. Среди сравнительно молодых людей — до 35 лет — доля тех, кто постоянно экономит, составляет около 70%. Среди людей старше 40 — около 80%, и с возрастом она только растет.
Мужчины и женщины относятся к экономии практически одинаково. Можно отметить только то, что мужчины реже выбирают ответ «Иногда»: либо говорят, что стараются экономить, либо точно не экономят.
Респонденты используют несколько методов экономии — в среднем 5,7. Больше 80% опрошенных сравнивают цены в разных местах, около 60% покупают товары по акции, используют скидочные карты, составляют списки покупок и ищут промокоды на товары. Около 50% покупают на распродажах, 45% используют разные банковские карты, чтобы получить больше кэшбэка, 39% покупают впрок товары, на которые у них повышенный кэшбэк.
Женщины существенно чаще, чем мужчины, пользуются скидочными картами, посещают распродажи и заказывают товары через совместные закупки. А мужчины чаще торгуются и спрашивают про скидки, подключают подписки и закупают товары оптом. Как распределяются ответы мужчин и женщин — показываем на графике.
Кроме предложенных нами вариантов респонденты могли указать свой вариант ответа. Самые популярные из них:
- покупка вещей в секонд-хендах и на «Авито»;
- отказ от ненужных или импульсивных покупок;
- отказ от фастфуда, такси, магазинов;
- планирование и учет финансов;
- поиск более дешевых аналогов нужных товаров и услуг.
Люди не экономят, когда считают, что это не принесет результата. Как мы уже говорили, не экономят только 3% опрошенных. Кажется, что это немного, но их ответы помогают лучше понять психологию отказа от экономии. Почему, например, люди не сравнивают цены в нескольких магазинах? Ведь для большинства опрошенных это несложно, а в перспективе, тем более если делать так постоянно, увеличивает благосостояние.
Оказалось, что самые популярные ответы связаны с балансом трудозатрат и потенциальной выгоды: экономить долго или лень, а выгода от этого не принципиальна.
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata