Зимой в моей квартире была жара до 29 °C. Даже в начале весны коммунальщики топили батареи, не жалея сил, а я оплачивал их усердия согласно выставленному счету.
Кто-то может сказать, что мне повезло, потому что в квартире было тепло. На деле жара дома — это плохо: растения засыхают, люди задыхаются, нужно постоянно проветривать помещение, покупать увлажнители. А еще за лишние градусы придется заплатить из собственного кармана.
Слишком жарко — это вредно и дорого. Надо, чтобы было не слишком.
Как должно быть
Правила предоставления коммунальных услуг определяют требования к качеству отопления. По ним температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже 18 °C и не выше 22 °C. В угловых комнатах — от 20 до 24 °C.
По санитарным нормам долго сидеть в помещении при температуре выше 24 °C опасно для здоровья.
В сумме температура воздуха в вашей квартире должна быть не ниже 18 °C и не выше 24 °C, в идеале — не выше 22 °C.
Я юрист и знаю, что закон о защите прав потребителей гарантирует право на качество и безопасность оказываемых услуг. Жара или холод в квартире — повод потребовать от коммунальщиков исправить ситуацию, компенсировать затраты на некачественное отопление и даже возместить моральный и имущественный вред.
Я решил отстоять свои права. Сразу скажу, что процесс оказался дольше и сложнее, чем я надеялся вначале. Но после победы я осознал, что победил систему и заставил коммунальщиков работать так, как должны. Это стоило затраченных сил и времени. Расскажу, как мне это удалось.
Мирное решение (провалилось)
Борьбу я начал в феврале 2016 года. Сначала отправил описание проблемы на интернет-портал, где активные граждане рассказывают местным властям о том, что их беспокоит.
На сайте рассказал, что отапливаю улицу и вынужден за это платить. Со мной связались представители городской теплосети и пригласили осмотреть индивидуальный тепловой пункт в подвале.
После экскурсии по подвалу работники тепловой сети предложили подписать акт. Я честно написал, что для проверки работы индивидуального теплового пункта не имею квалификации, а температура в квартире не соответствует нормам.
Потом на портале появился ответ местных властей, к которому был приложен подписанный мной акт. В ответе говорилось, что параметры тепловой энергии соответствуют температурному графику и проблем не выявлено. Мою претензию по поводу высокой температуры в квартире власти проигнорировали.
Тогда я обратился в управляющую компанию, которая обслуживает мой дом, с просьбой снизить температуру. В ответ получил рекомендации соблюдать режим проветривания, установить за свой счет терморегуляторы и регулировать подачу тепла самостоятельно либо провести собрание собственников и изменить температурный график.
Такой подход я нашел несправедливым. Мне было непонятно, почему я должен исправлять недостатки чужой работы за свой счет.
Подготовка к суду
Когда договориться с коммунальщиками не удалось, я включил внутреннего юриста и стал готовиться к суду.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ, если домом управляет УК, она несет ответственность за качество всех коммунальных услуг. Я решил добиться, чтобы представители УК замерили температуру в моей квартире и документально заверили, что нормы превышены. Процедура для этого случая описана в правилах предоставления коммунальных услуг.
Снова сообщил в аварийную службу, что с отоплением что-то не то. Зафиксировал ФИО сотрудника и время, когда мое обращение было принято. Сотрудник согласовал со мной время проверки.
В назначенное время ко мне пришли два сотрудника управляющей компании с инфракрасным термометром и замерили температуру. По результатам составили акт, в котором указали дату проверки и выявленные нарушения.
Такие акты мы составили трижды, с интервалом в неделю.
Почему важен пункт о теплых полах
В правилах предоставления коммунальных услуг написано, что исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
Если вы поменяли радиаторы или установили теплые полы, управляющая компания может доказать, что перетоп — ваша вина.
Если вы ничего такого не делали, зафиксируйте это в акте, как сделал я.
Даже если вы поменяли батареи, управляющая компания должна доказать, что именно это повлияло на качество отопления. Оценить, есть ли связь между ремонтом и жарой, сможет экспертиза.
Собственный акт
Пункт 109 правил предоставления коммунальных услуг требует, чтобы в акте было указано точное время, использованные методы и инструменты проверки. В актах, составленных управляющей компанией, этого не было.
Я опасался, что в суде это обернется против меня. Решил подстраховаться и составил свой акт: одолжил на работе тепловизор, пригласил двух соседей и председателя ТСЖ в качестве свидетелей. Сделал все в точности так, как требует закон.
Проверка жилинспекции
На всякий случай я решил привлечь влиятельных союзников и попросил жилищную инспекцию проверить качество отопления в моей квартире. В декабре 2016 года, когда мой иск уже рассматривал суд, сотрудник жилищной инспекции пришел на замеры.
С ним мы тоже составили акт, где зафиксировали превышение температуры. Жилинспекция выдала управляющей компании предписание о прекращении нарушения качества коммунальной услуги.
В апреле 2016 я отправил жалобу в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор возбудил против УК административное дело и наложил штраф. Эти документы усилили мои позиции в суде.
Иск
Для суда я составил иск, к которому приложил документы:
- Акты о превышении температуры.
- Письмо Роспотребнадзора о возбуждении административного дела.
- Письмо местных властей о том, что на границе дома тепловая энергия в норме.
- Квитанции об оплате отопления.
В иске я потребовал возмещение в сумме 82 000 ₽ — это стоимость отопления за весь отопительный сезон, компенсацию морального вреда, неустойку и штраф по закону о защите прав потребителей.
- 82 000 ₽
Нравственные страдания обосновал пояснениями о том, как тяжело жить родителю с открытыми окнами и чихающими детьми. Причиненный моральный вред я оценил в 25 000 ₽. Суд рассмотрел мои пояснения и снизил компенсацию за моральный вред до 2000 ₽.
Поскольку составлением актов я занялся только в марте, суд уменьшил и сумму компенсации за отопление. Вместо всего отопительного сезона я смог компенсировать только два последних месяца.
До суда я предложил управляющей компании добровольно возместить стоимость оплаченного отопления. УК мое требование проигнорировала. За это суд взыскал в мою пользу неустойку и штраф за отказ в размере 50% от суммы возмещения.
Итоговая сумма, которую мне удалось взыскать, составила 16 800 ₽.
- 16 800 ₽
От подачи искового заявления до получения денег с управляющей компании прошло больше года: правосудие затянулось из-за судебных ошибок и волокиты.
21 августа 2017 года суд принял решение в мою пользу, и в ноябре деньги поступили мне на счет:
Весь процесс
Февраль 2016. Отправил жалобу в интернете.
Март 2016. Обсудил проблему с управляющей компанией. Составил акты о превышении температуры.
Апрель 2016. Написал жалобу в Роспотребнадзор и Государственную жилищную инспекцию.
Июль 2016. Подал иск в суд. Иск вернули, пришлось обжаловать
Октябрь 2016. Вышестоящий суд удовлетворил жалобу и обязал суд первой инстанции рассмотреть иск.
Январь 2017. Суд вынес решение в пользу коммунальщиков, пришлось обжаловать.
Апрель 2017. Получил решение суда и стал готовить апелляционную жалобу.
Май 2017. Отправил апелляционную жалобу.
Август 2017. Суд второй инстанции удовлетворил апелляционную жалобу, отменил решение в пользу коммунальщиков и вынес решение в мою пользу.
Октябрь 2017. Суд изготовил исполнительный лист и прислал мне его. Начался новый отопительный сезон — температура в квартире в пределах нормы.
Ноябрь 2017. Предъявил исполнительный лист в банк и получил деньги.
Чему я научился
- Единственный показатель качества отопления — температура воздуха в квартире.
- Норма температуры в квартире зимой — от 18 до 22 °C, для угловых комнат — от 20 до 24 °C.
- Управляющая компания несет ответственность за качество всех коммунальных услуг.
- В суде главное — доказать факт превышения температуры, поэтому акты лишними не бывают.
- Удовлетворение от победы над коммунальщиками важнее денег.
- Победить систему простому человеку — можно.