Я потратил год, чтобы найти и сфото­графи­ровать совет­ские панельные дома с необычным дизайном

Я потратил год, чтобы найти и сфото­графи­ровать совет­ские панельные дома с необычным дизайном

История читателя

32
Аватар автора

Алихан Исрапилов

задавал вопросы

Страница автора

Многих по-прежнему восхищает советская архитектура.

Читатель Тинькофф Журнала рассказал, как увлекся фотографией, наткнулся на необычный дом в Оренбурге и создал серию снимков, которая восхваляет советский дизайн панелек.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Шафров

ценит советское прошлое

Страница автора

Впервые я заинтересовался фото в школе — позаимствовал камеру родителей, сделал пару снимков и решил, что это не мое. Помню, в то время я начинал и бросал много хобби, будь то игра на фортепиано или шахматы.

В 2017 году, когда я уже был студентом, у меня появилось желание вновь попробовать снимать. В шкафу пылилась потрепанная жизнью зеркалка с поломанным автофокусом. Взял ее в один зимний день и вместо учебы пошел на прогулку рядом с домом.

Так я и сделал первые осознанные фотографии. Их сложно назвать выдающимися, хотя тогда мне казалось, что я создал нечто невероятное. Я думал, сложности в процессе съемки вообще нет. Как же я ошибался.

Мои фотографии
Мои фотографии
Мои фотографии
Мои фотографии
Мои фотографии
Мои фотографии

Семь лет спустя я все еще считаю себя любителем и всегда говорю об этом без стеснения. Профессионально фотографией никогда не занимался и не хочу. У меня есть знакомые, которые могут часами обсуждать характеристики фотоаппаратов, разбирать композицию по третям и золотому сечению. А мне это кажется бесполезным и скучным.

Я фотографирую так, как чувствую. Все, что во мне есть от профессионала, — некая насмотренность. Думаю, я изучил тысячи чужих снимков, и эти знания помогают выстраивать интересную композицию, не вымеряя линейкой каждый кадр.

Начало серии

Первый снимок. Как-то я ходил по улицам Оренбурга в поисках новых кадров и увидел обычный дом в необычной обертке. Это была десятиэтажная панелька, но на ее фасаде красовалось изображение, которое несколько выбивалось из привычных цветастых рисунков и граффити, которыми стараются украшать старые дома. В голове я сразу представил, какой хочу видеть конечную фотографию: панелька — холст, изображение — авангардная картина.

У меня не получилось просто сфотографировать дом, чтобы передать зрителю ощущения, которые я испытал. Пришлось выровнять перспективу и убрать все ненужные элементы, которые могли отвлечь зрителя от основного рисунка. А этих деталей было много.

С перспективой я раньше не работал, поэтому пришлось осваивать дело с нуля. Такая ретушь сильно обесценивает работу в моих глазах, но других вариантов не оставалось.

Итоговый результат — первый снимок серии
Итоговый результат — первый снимок серии

Идея. Я родился в небольшом провинциальном городке Новотроицке. Все детство, как и детство большинства россиян, меня окружали монолитные панельные дома, гаражи, по которым можно было прыгать, и серые страшные промзоны. Думаю, все очень банально — окружение формирует человека, а детство оставляет свой отпечаток.

Это я и пытаюсь передать в своих работах. Меня притягивает беспечность провинциальных пейзажей — в них мое детство, моя жизнь и душа. На моих снимках практически нет людей, потому что они и не нужны. Главное здесь — тишина.

Панельные дома спальных районов отлично дополняют и формируют пейзаж, это неотъемлемая часть большинства моих фотографий. Это не просто бетонные коробки — здесь кто-то мечтает, пьет чай и курит на балконе, для кого-то это дом детства. Но в этой серии все наоборот: на первый план выходят сами панельки.

Поиск остальных домов

Я решил, что такой дом не может быть уникальным и существовать сам по себе. Наверняка где-то должны стоять похожие панельки. Так я стал исследовать новый, неизвестный мне спальный район Оренбурга. Я старался изучать каждый дворик и внимательно разглядывал фасады домов — обходил вокруг и проверял, есть ли на панельках изображения.

В районе, где был сделан первый снимок, я смог найти несколько похожих домов, но не каждую панельку получилось сфотографировать. Люди заставили фасады магазинами и киосками — из-за этого рисунок портился или просто терялся.

Так выглядели фотографии домов до ретуши и исправления перспективы
Так выглядели фотографии домов до ретуши и исправления перспективы

Красивый синий дом я увидел, когда проезжал мимо на автобусе. Тут же вышел и побежал искать ракурс получше. В Оренбурге ничего похожего больше не нашел. Это был четвертый дом, который я сфотографировал. Я понимал, что фотографий мало и чего-то не хватает для полноценной серии. Тогда решил, что последний кусочек пазла появится сам собой, и оставил идею до лучших времен.

После этого я посещал разные города — похожие панельные дома целенаправленно не искал. Почему-то думал, что больше ничего не найду. Но однажды случайно наткнулся на невероятной красоты дом в Орске. На нем изображено минималистичное солнце в похожем стиле. Помню, тогда очень обрадовался — мне казалось, что именно такого дома не хватало моей коллекции.

Синий дом из Оренбурга
Красный дом из Орска

На оригинальной фотографии красного дома под солнцем висел кондиционер — пришлось убирать его с помощью «Фотошопа». Удивляет, как люди наплевательски относятся к сохранению культуры. Кондиционер ведь можно было повесить с другой стороны фасада, но не все ценят прошлое и искусство.

Сколько точно прошло времени между первым кадром и вторым, сказать не могу. Пытался посмотреть по дате RAW-файла, но на доме с солнцем сбилась дата. Думаю, весь процесс занял около года — от первого снимка до нахождения последнего дома. В 2019 году серия работ с панельками была закончена.

Итоги и планы

Серию я назвал «Наскальная живопись» — мне показалось, что такое имя идеально подойдет. Все-таки эти дома — пережиток советского прошлого, а для меня, человека, родившегося после развала СССР, это самая что ни на есть наскальная живопись.

Серию работ я отправил на конкурс «Молодые фотографы России — 2020» и попал в шорт-лист по специальной теме «Современная Россия. Лица малых и средних городов». Победителем не стал, но поучаствовал в групповой выставке в Калуге и получил диплом.

Моя серия висит справа
Моя серия висит справа

Позже работа должна была уехать в Италию — я даже записал видеоприветствие для зрителей. Но началась пандемия, и дальнейшая судьба этой выставки мне неизвестна, партнеры по результатам не отписали.

Я надолго забросил фотографию, но сейчас потихоньку возвращаюсь к любимому хобби. Создал в «Телеграме» канал «Шафров» и активно его развиваю. Начал фотографировать более концептуальные работы, не только городские пейзажи. Недавно вышли серии работ с тенями и летающей над петербургскими крышами электричкой.

Снимок из серии «Тени»
Снимок из серии «Летающая электричка»

С серией «Наскальная живопись» я еще не закончил. Очень хочу расширить ее и даже знаю, где найти похожие дома. Но всегда рад помощи — если мне пришлют адрес и картинку дома, постараюсь приехать и сфотографировать его.

Считаю, что авторы советского дизайна старались сделать не просто цветасто — они органично украшали панельки. А вот современные художники делают это бездумно — чересчур ярко и часто бессмысленно. Мне хочется увековечить панельки с советскими изображениями. Если когда-нибудь эти дома снесут, хотя бы останутся фотографии.

Алихан ИсрапиловА вам нравятся современные рисунки на панельных домах?
  • ВарвараОчень классные работы!!2
  • Deo Realta"Семь лет спустя я все еще считаю себя любителем и всегда говорю об этом без стеснения. Профессионально фотографией никогда не занимался и не хочу. У меня есть знакомые, которые могут часами обсуждать характеристики фотоаппаратов, разбирать композицию по третям и золотому сечению. А мне это кажется бесполезным и скучным. Я фотографирую так, как чувствую. Все, что во мне есть от профессионала, — некая насмотренность. Думаю, я изучил тысячи чужих снимков, и эти знания помогают выстраивать интересную композицию, не вымеряя линейкой каждый кадр." Прям меня описали xd Плюсую, мне кажется, в этом суть фотографии - приносить фотографу удовольствие от процесса, быть творчеством, а не задрочеством.14
  • Nadya.KhudyakovaЕсть какой-то особый шарм в этой эстетике27
  • Александр Корнеевне пойму, где ссылка на ваши работы, хочу посмотреть0
  • ШафровАлександр, в телеграм канале @shafrowd0
  • ШафровВарвара, спасибо!3
  • ШафровDeo, да, согласен)0
  • DmitryЕсть какие-то перекликания с творчеством ныне покойного Дмитрия Маркова. А так - russian doomer music vibe, за вот эти теплые воспоминания и ассоциации так полюбили эти панельки. У Вас есть способности к фотографии. Главное не забрасывайте. "Ваши первые десять тысяч фотографий - Ваши худшие".5
  • Влад Аскеровна этих фотках необычного нет, где посмотреть все?0
  • ШафровDmitry, спасибо, буду стараться!1
  • ДаниилDeo, любое творчество со опытом превращается в задрочество)1
  • Сергей РоманюкДа. Нам нравятся ))) Красота не в самих рисунках на домах, а красота в глазах тех, кто смотрит и видит эту красоту. Все ходят мимо этих панелек, все на них смотрят, а видят единицы. И Дима тому подтверждение. Он видит. Думаю, мы ему поможем создать серию "Торцы" из разных городов России. )))8
  • ШафровСергей, Спасибо! Да, работа обязательно должна пополниться новыми торцами!1
  • Наталья Б.Привет земляку! Я тоже из Новотроицка)1
  • ПолинаСатоши, комменты стремящихся обесценить всё и вся, например.19
  • Илья ЛомоносовДаа я по ним тащусь, просто даже мимо в городе проходить приятно, не знаю атмосфера от них приятная что ли.1
  • АркадийВ Новокузнецке есть "крещёная" 12-этажка, и на этот счёт городская легенда.. Дело в том, что этот дом построен прямо напротив главной в 70-е годы городской церкви. Говорят, батюшка заплатил прорабу, чтобы тот выложил вот такой рисунок из панелей во время строительства. После этого, по слухам, прораба посадили...4
  • Полина ДелияПриезжайте в Астрахань, у нас есть много панелек с необычными рисунками)1
  • simplyredавтор, красиво! продолжайте «любительствовать»:)0
  • Дмитрий ОсинскийБезусловно. Это разбавляет общую картину.0
  • Андрейна самом деле это не крест, а стилизованая и слегка развёрнутая буква "Х". Дело в том, что на этом месте планировалось построить три таких дома, а прораб задумал выложить на фасадах буквы, складывающиеся в неприличное слово. Но заговор раскрыли. По слухам, решающую роль в этом деле сыграл самый известный сегодня разведчик и провидец. Прораба сослали в Израиль, а позже расстреляли.0
  • Сейлор МарсМне нравятся фотокарточки автора. Какая-то прям настоящая съёмка, что ли. Так нас учили видеть в институте, через художественную призму.1
  • Yaffa LuftМне очень понравилась эстетика фотографий. Я почувствовала в них что-то забытое и родное. В этом, полагаю, смысл искусства. В частности, искусства фотографии. И тут совсем неважно, профессионал ли сделал это фото или любитель. Особо порадовало, что на фото нет людей — это точный ход. Сразу сто плюсов к фото. "Я скучаю не по людям, я скучаю по местам".2
  • Yaffa LuftСергей, "Торцы и Творцы" ;)2
  • АркадийАндрей, а, ну да, у вас же сейчас обострение, после зимней хандры...0
  • Кто такой Лецке?Мозаичное наследие моего города. В городе можно найти более 18 штук разных. Жаль, что прикрепить к комментарию можно только одну фотографию10
  • Ах даНравятся советские рисунки в архитектуре. Тоже не застала СССР, поэтому смотря на них чувствую соприкосновение с иной культурой и эпохой. На фото здание в Москве на каширском шоссе, не панелька, но очень здорово) Ещё очень нравятся мозаики на станции метро Маяковская. Красивые, живые, атмосферные. А большинство их даже не замечает, потому что они спрятаны в углубления потолка0
  • ЭдДа, в панельках у нас недостатка нет...1
  • БелкаОчень атмосферные фото! Супер! В целом неудивительно что человека, выросшего в Новотроицке привлекают именно серые панельки: к ярким краскам природы наверняка глаз не привык) Я тоже родилась и большую часть жизни прожила в Новотроицке.0
  • Warped FoxПанельки - это уродливо и печально. Фотографии панелек - уютно и эстетично-ностальгично.0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество