Я потратил год, чтобы найти и сфотографировать советские панельные дома с необычным дизайном
Многих по-прежнему восхищает советская архитектура.
Читатель Т—Ж рассказал, как увлекся фотографией, наткнулся на необычный дом в Оренбурге и создал серию снимков, которая восхваляет советский дизайн панелек.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Впервые я заинтересовался фото в школе — позаимствовал камеру родителей, сделал пару снимков и решил, что это не мое. Помню, в то время я начинал и бросал много хобби, будь то игра на фортепиано или шахматы.
В 2017 году, когда я уже был студентом, у меня появилось желание вновь попробовать снимать. В шкафу пылилась потрепанная жизнью зеркалка с поломанным автофокусом. Взял ее в один зимний день и вместо учебы пошел на прогулку рядом с домом.
Так я и сделал первые осознанные фотографии. Их сложно назвать выдающимися, хотя тогда мне казалось, что я создал нечто невероятное. Я думал, сложности в процессе съемки вообще нет. Как же я ошибался.
Семь лет спустя я все еще считаю себя любителем и всегда говорю об этом без стеснения. Профессионально фотографией никогда не занимался и не хочу. У меня есть знакомые, которые могут часами обсуждать характеристики фотоаппаратов, разбирать композицию по третям и золотому сечению. А мне это кажется бесполезным и скучным.
Я фотографирую так, как чувствую. Все, что во мне есть от профессионала, — некая насмотренность. Думаю, я изучил тысячи чужих снимков, и эти знания помогают выстраивать интересную композицию, не вымеряя линейкой каждый кадр.
Начало серии
Первый снимок. Как-то я ходил по улицам Оренбурга в поисках новых кадров и увидел обычный дом в необычной обертке. Это была десятиэтажная панелька, но на ее фасаде красовалось изображение, которое несколько выбивалось из привычных цветастых рисунков и граффити, которыми стараются украшать старые дома. В голове я сразу представил, какой хочу видеть конечную фотографию: панелька — холст, изображение — авангардная картина.
У меня не получилось просто сфотографировать дом, чтобы передать зрителю ощущения, которые я испытал. Пришлось выровнять перспективу и убрать все ненужные элементы, которые могли отвлечь зрителя от основного рисунка. А этих деталей было много.
С перспективой я раньше не работал, поэтому пришлось осваивать дело с нуля. Такая ретушь сильно обесценивает работу в моих глазах, но других вариантов не оставалось.
Идея. Я родился в небольшом провинциальном городке Новотроицке. Все детство, как и детство большинства россиян, меня окружали монолитные панельные дома, гаражи, по которым можно было прыгать, и серые страшные промзоны. Думаю, все очень банально — окружение формирует человека, а детство оставляет свой отпечаток.
Это я и пытаюсь передать в своих работах. Меня притягивает беспечность провинциальных пейзажей — в них мое детство, моя жизнь и душа. На моих снимках практически нет людей, потому что они и не нужны. Главное здесь — тишина.
Панельные дома спальных районов отлично дополняют и формируют пейзаж, это неотъемлемая часть большинства моих фотографий. Это не просто бетонные коробки — здесь кто-то мечтает, пьет чай и курит на балконе, для кого-то это дом детства. Но в этой серии все наоборот: на первый план выходят сами панельки.
Поиск остальных домов
Я решил, что такой дом не может быть уникальным и существовать сам по себе. Наверняка где-то должны стоять похожие панельки. Так я стал исследовать новый, неизвестный мне спальный район Оренбурга. Я старался изучать каждый дворик и внимательно разглядывал фасады домов — обходил вокруг и проверял, есть ли на панельках изображения.
В районе, где был сделан первый снимок, я смог найти несколько похожих домов, но не каждую панельку получилось сфотографировать. Люди заставили фасады магазинами и киосками — из-за этого рисунок портился или просто терялся.
Красивый синий дом я увидел, когда проезжал мимо на автобусе. Тут же вышел и побежал искать ракурс получше. В Оренбурге ничего похожего больше не нашел. Это был четвертый дом, который я сфотографировал. Я понимал, что фотографий мало и чего-то не хватает для полноценной серии. Тогда решил, что последний кусочек пазла появится сам собой, и оставил идею до лучших времен.
После этого я посещал разные города — похожие панельные дома целенаправленно не искал. Почему-то думал, что больше ничего не найду. Но однажды случайно наткнулся на невероятной красоты дом в Орске. На нем изображено минималистичное солнце в похожем стиле. Помню, тогда очень обрадовался — мне казалось, что именно такого дома не хватало моей коллекции.
На оригинальной фотографии красного дома под солнцем висел кондиционер — пришлось убирать его с помощью «Фотошопа». Удивляет, как люди наплевательски относятся к сохранению культуры. Кондиционер ведь можно было повесить с другой стороны фасада, но не все ценят прошлое и искусство.
Сколько точно прошло времени между первым кадром и вторым, сказать не могу. Пытался посмотреть по дате RAW-файла, но на доме с солнцем сбилась дата. Думаю, весь процесс занял около года — от первого снимка до нахождения последнего дома. В 2019 году серия работ с панельками была закончена.
Итоги и планы
Серию я назвал «Наскальная живопись» — мне показалось, что такое имя идеально подойдет. Все-таки эти дома — пережиток советского прошлого, а для меня, человека, родившегося после развала СССР, это самая что ни на есть наскальная живопись.
Серию работ я отправил на конкурс «Молодые фотографы России — 2020» и попал в шорт-лист по специальной теме «Современная Россия. Лица малых и средних городов». Победителем не стал, но поучаствовал в групповой выставке в Калуге и получил диплом.
Позже работа должна была уехать в Италию — я даже записал видеоприветствие для зрителей. Но началась пандемия, и дальнейшая судьба этой выставки мне неизвестна, партнеры по результатам не отписали.
Я надолго забросил фотографию, но сейчас потихоньку возвращаюсь к любимому хобби. Создал в «Телеграме» канал «Шафров» и активно его развиваю. Начал фотографировать более концептуальные работы, не только городские пейзажи. Недавно вышли серии работ с тенями и летающей над петербургскими крышами электричкой.
С серией «Наскальная живопись» я еще не закончил. Очень хочу расширить ее и даже знаю, где найти похожие дома. Но всегда рад помощи — если мне пришлют адрес и картинку дома, постараюсь приехать и сфотографировать его.
Считаю, что авторы советского дизайна старались сделать не просто цветасто — они органично украшали панельки. А вот современные художники делают это бездумно — чересчур ярко и часто бессмысленно. Мне хочется увековечить панельки с советскими изображениями. Если когда-нибудь эти дома снесут, хотя бы останутся фотографии.