«История этих мест будоражит воображение»: как я посмотрел новгородские торфяные плантации
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Приходя в садовый магазин, и покупая мешок торфа, задумывались ли вы, как его добыли для вас и ваших растений? Одно такое место есть в Новгородской области, в 200 километрах от Санкт-Петербурга, среди бескрайних торфяных залежей расположился, некогда бурлящий трудовой деятельностью и жизнью, посёлок Тёсово-Нетыльский. Время рассвета и зенита этого населённого пункта уже позади, но и сейчас в него не зарастает «народная тропа».
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/b94a611d.61a9cb3a_20200801_125135.jpg)
750 миллиметров, именно такая ширина у узкоколейной железной дороги, которая была построена здесь для обслуживания торфопроизводства. Несмотря на существенное снижение объёмов добычи ископаемого, в первую очередь из-за перехода ТЭЦ на газ, железная магистраль продолжает свою трудовую деятельность, хотя и её протяжённость резко сократилась в 90-ые годы, когда большая часть путей была сдана на металл.
Но группа вдохновлённых энтузиастов железнодорожников дала новую жизнь этому месту, создав при Тёсовской узкоколейной железной дороги музей.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/97476a9c.b0d39d7e_20200801_135908.jpg)
Мой первый визит на новгородские торфяные плантации состоялся в августе 2020 года, это был поистине глоток свежего воздуха, учитывая длительную домашнюю изоляцию, что только добавило положительных эмоций той поездке.
Летняя экскурсионная программа в музее очень насыщенная. Она начинается, как только попадаешь на его территорию. Все экспонаты, а их сейчас насчитывается более 50 штук, большинство из которых уникальные, а некоторые и вовсе спасены и сохранены в единичных экземплярах. Тем самым выполняется основная миссия музея — поиск, сохранение и популяризация узкоколейного железнодорожного транспорта нашей страны.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/b5250ad1.b9fc4857_20200801_133552.jpg)
После осмотра и фотографирования снаружи и внутри тепловозов, вагонов, дрезин и автомотрис, экскурсия переходит к своей кульминации, поездке на одном из них вглубь леса к месту добычи торфа. За два моих посещения этих мест, второе состоялось совсем недавно, в конце февраля 2023 года, мне удалось прокатиться и в пассажирском вагоне под тягой ярко-синего ТУ4, ещё в зелёном малыше пассажирской автодрезине ПД-1, внешне напоминающую грузовой автомобиль ГАЗ-51.
А также посчастливилось посидеть у окошка автомотрисы АМ1 и позалипать в пейзажи за стеклом под стук колёс и натужный шум двигателя. Кстати, последнюю, совсем недавно восстановили, предали ей исторический экстерьер и аутентичные детали интерьера, поставили на колёсные пары и дали возможность вновь двигаться.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/3c0e9977.902fa634_20200801_171735.jpg)
Былая история этих мест будоражит воображение, при рассказе о трудовых подвигах на пике торфодобычи. Не единой промышленностью славна эта местность. В здешних болотах и лесах совершали свой подвиг бойцы 2-й Ударной армии во время Любанской наступательной операции 1942 года. В память об этих событиях проводится ежегодный военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг», который собирает сотни зрителей.
Возвращаясь к программе экскурсии, то в тёплое время года выпадает уникальная возможность осмотреть технику, которая участвует в торфодобыче в настоящее время. Зимой, по сокращённому маршруту, поездка по узкоколейке прерывается у экотропы, которая ведёт к живописному берегу озера Тигода, входящего в десятку самых крупных в Новгородской области.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/b2fbddda.3a5d3f6e_20200801_163014.jpg)
Для любителей попить горячего чая из самовара, советую туда ехать зимой, хозяева любезно предоставляют такую возможность. А для тех, кому приятен ветер в лицо и жажда выплеска эндорфинов, тогда летом, чтобы прокатиться на мотодрезине ТД-5у, известную, как «пионерка».
Кроме упомянутого выше военного фестиваля, на территории музея организуют «Тёсово фест», с выставкой ретротехники, соревнованиями на мотоциклах и тракторах, выступлением известных рок исполнителей.
Музей развивается, и с каждым годом его сотрудники стараются сделать его всё более гостеприимными и удобными для гостей. Приезжайте в музей Тёсовской узкоколейной железной дороги, вам обязательно там понравится и точно не оставит равнодушным.
Расчёт путешествия на 1 человека, при поездке из Санкт-Петербурга на автомобиле по платной трассе М-11 до съезда в Мясном Бору, далее по М-10 до Подберезья и затем до конечного пункта посёлок Тёсово-Нетыльский. Расстояние составляет 400 км в обе стороны.
Топливо: 1632 рубля, из расхода 8 литров на 100 км, при цене АИ-95 51 рубль за 1 литр.
Платная трасса М-11: 1000 рублей, заезд в районе Колпино, съезд в Мясном Бору.
Билет на экскурсию: 1000 рублей.
Итого: 3632 рубля.
Альтернативные способы добраться до музея:
- Междугородним автобусом до Великого Новгорода, затем на маршрутном такси №157 до посёлка Тёсово-Нетыльский (проезд по этому маршруту обойдётся в 200 рублей в одну сторону).
- И ещё есть железнодорожный вариант. На пригородном поезде с Витебского вокзала до станции Рогавка, затем пешком до музея порядка 3,5 км. Билет в одну сторону составит 326 рублей, время в пути 2 часа 52 минуты, плюс пешая прогулка.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/looked-at-novgorod-peat-plantations-pic-1.li3p6h..png)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/looked-at-novgorod-peat-plantations-pic-2.j6gls9..png)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/looked-at-novgorod-peat-plantations-pic-3.yl6wam..png)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/looked-at-novgorod-peat-plantations-pic-4.lxatvq..png)