Я встретил Новый год в круизе по Персидскому заливу
Я хотел завершить 2022 год по-особенному.
Когда узнал, что в октябре в море выйдет совершенно новый лайнер MSC World Europa, который проведет зимний сезон в круизах по Персидскому заливу, понял: это то, что мне нужно.
Для меня морской круиз на современном корабле — комфортное, насыщенное и интересное путешествие. Больше всего это похоже на отдых в хорошем пятизвездочном отеле, только можно просыпаться каждое утро в новой стране. Один из плюсов круиза — возможность прикоснуться к разным культурам за короткое время, чтобы понять, хочется ли возвращаться в эти страны в будущем.
У меня уже был опыт круизов на лайнерах нескольких компаний. В 2012 году мы с женой путешествовали из Майами на Багамские острова на корабле оператора Carnival. В 2018 были в круизе по Средиземноморью на лайнере компании Costa, в 2019 на другом корабле этого же оператора плавали по норвежским фьордам. В январе 2020 года поездку на Мартинику дополнили круизом по островам Карибского моря.
У нас с женой двое детей, сыну 7 лет, дочери 14. Они были с нами в круизе по Карибскому морю, и им очень понравился такой отдых. На больших кораблях, как правило, много развлечений для детей: аквапарки, анимация, игровые залы и клубы, кинотеатры, залы для спортивных мероприятий, бассейны. А еще нон-стоп еда, которую любят дети: бургеры, пицца, картофель фри и пирожные.
В статье расскажу, почему мы выбрали для круиза именно страны Персидского залива, что из развлечений предлагали на лайнере, какие были условия проживания и питания, что мы успели посмотреть по маршруту и стоила ли поездка 8200 $ (735 328 ₽).
О чем расскажу
- Маршрут
- Визы
- Деньги
- Авиабилеты
- Проблема при транзите через Баку
- Круизный лайнер
- Выбор каюты и стоимость путевки
- Покупка тура у круизного агента
- Начало путешествия в Абу-Даби
- Посадка на корабль
- Еда и рестораны на лайнере
- Встреча Нового года
- Дни в море
- Сир-Бани-Яс в ОАЭ
- Манама в Бахрейне
- Доха в Катаре
- Дубай в ОАЭ
- Мобильный интернет
- Коронавирусные ограничения
- Итоги
Маршрут
С марта 2022 года популярные круизные регионы — Средиземноморье, Норвегия, Канарские острова — стали труднодоступны для россиян. Лететь в порт отправления нужно с пересадками, билеты дорогие, упрощенный визовый режим с Евросоюзом отменили — получить шенгенскую визу стало сложнее и дороже. Еще добавились внутренние ограничения круизных компаний. Например, Costa перестала работать с российскими агентами, а при самостоятельной оплате круиза необходима карта иностранного банка.
В 2023 году один из самых удобных и доступных регионов для россиян — Персидский залив. В Дубай и Абу-Даби, где находятся большие круизные терминалы, есть много авиарейсов из России — с пересадками и прямых. С октября по апрель в регионе комфортная температура воздуха и воды. В большинстве стран залива быстро развивается экономика, города современные, но с богатой историей.
Я выбрал круиз по Персидскому заливу от компании MSC на семь ночей. Маршрут планировался такой:
- 31 декабря — Дубай, ОАЭ.
- 1 января — Абу-Даби, ОАЭ.
- 2 января — остров Сир-Бани-Яс, ОАЭ.
- 3 января — день в море.
- 4 января — Даммам, Саудовская Аравия.
- 5 января — Доха, Катар.
- 6 января — Дубай, ОАЭ.
- 7 января — окончание круиза в Дубае.
28 декабря сотрудник турагентства сообщил мне, что круизная компания изменила маршрут и вместо Саудовской Аравии будет Бахрейн. Причина — «непредвиденные инфраструктурные сложности в порту Даммам, связанные с иммиграционными процедурами».
Замена страны меня не расстроила, хотя я планировал побывать в оазисе Аль-Ахса, который находится недалеко от Даммама и попал в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший автономный оазис в мире. При этом я понимал, что для такой аутентичной страны, как Саудовская Аравия, одного дня будет мало: государство совсем недавно открылось для массового туризма, туда нужно ехать минимум на неделю-две. Решил оставить Аль-Ахсу для отдельного будущего путешествия по Саудовской Аравии.
В итоге в поездке мы восхищались роскошью мечети шейха Зайда в Абу-Даби, гуляли по улицам Манамы в Бахрейне, отдыхали на пляже на маленьком острове в Персидском заливе, посещали соколиный рынок, узнавали историю Катара в культурном комплексе, любовались великолепным видом на набережной и смотрели на Золотую мечеть в Дохе.
После окончания круиза мы еще неделю провели в Дубае. В сумме путешествие заняло 18 суток. 16 января 2023 года, отдохнувшие и полные впечатлений, мы вернулись домой в Санкт-Петербург.
Визы
В 2023 году для граждан России действует безвизовый въезд в ОАЭ и Катар на 90 дней. Путешественникам, которые прибывают в Бахрейн на круизном лайнере с однодневной стоянкой, виза тоже не нужна.
Для посещения Саудовской Аравии требуется виза. Ее можно оформить на сайте visa.visitsaudi.com. Срок пребывания по ней — 90 дней. В 2023 году электронная виза обойдется в 494 SAR (11 813 ₽) с учетом покупки медицинской страховки, уплаты НДС и комиссии за транзакцию. Еще граждане России могут получить визу по прибытии за 300 SAR (7174 ₽) с обязательной покупкой страховки за 180 SAR (4304 ₽). Подробнее об оформлении визы Т—Ж писал в другой статье.
К моменту, когда я узнал о замене Саудовской Аравии на Бахрейн, я еще не оформил визу, поэтому не понес дополнительных расходов. Знаю, что тем пассажирам, кто на момент изменения маршрута уже оплатил визу в Саудовскую Аравию через агента, вернули 50% ее стоимости. Еще MSC в качестве компенсации со своей стороны начислила по 20 € (1955 ₽) на бортовой счет.
Деньги
У меня есть карты нескольких белорусских и казахстанских банков — я без проблем расплачивался ими везде: на лайнере, в ОАЭ, Катаре и Бахрейне. Еще в странах Персидского залива принимают карты платежной системы UnionPay, выпущенные российскими неподсанкционными банками. MSC — европейская компания, поэтому на борту принимают евро.
Я коллекционирую деньги всех стран, в которых побывал. Эта поездка не стала исключением — пополнил свою коллекцию валютами ОАЭ, Бахрейна и Катара.
Валюта Бахрейна — бахрейнский динар, 1 BHD (39 ₽), один состоит из 1000 филсов. Это самая дорогая валюта в моей коллекции и вторая по дороговизне в мире: один динар равен 2,65 $ (238 ₽). Первое место — у кувейтского динара, 1 KWD = 3,25 $ (291 ₽). В Кувейте я не был, поэтому кувейтских динаров у меня пока нет.
Важная ремарка: доллары и евро, которые я тратил в поездке, купил летом 2022 года по курсу 58—61 ₽. В статье я указываю цены в валюте на момент круиза, но стоимость в рублях пересчитывается по актуальному курсу каждый раз, когда вы открываете страницу.
Авиабилеты
Билеты в ОАЭ я начал искать в августе 2022 года. Из-за сокращения числа авиакомпаний, которые выполняли перелеты из России, спрос на заграничные рейсы был ажиотажным. Например, прямой рейс из Петербурга в Дубай на нужные мне даты стоил около 120 000 ₽ на человека, то есть за перелет всей семьи мне пришлось бы отдать около 0,5 млн рублей. Это неоправданно дорого, поэтому я стал рассматривать дополнительные варианты, в том числе вылет из других городов и перелеты с пересадками.
Незадолго до этого венгерская авиакомпания Wizz Air анонсировала прямые рейсы из Москвы в ОАЭ. Так как добраться из Петербурга до столицы легко, 16 августа я купил билеты на нужные даты из Москвы в Абу-Даби и обратно с багажом за 1892 € (184 920 ₽) на четверых. Оплатил на сайте компании картой белорусского банка.
Однако некоторые страны возмутились тем, что Wizz Air продолжает выполнять перелеты из государства, находящегося под санкциями, и 19 августа авиакомпания отменила наши рейсы. Деньги мне вернули в полном объеме, и я начал искать другой вариант улететь.
В итоге я сам составил приемлемый маршрут и 12 сентября купил у «Белавии» билеты из Петербурга в Баку с пересадкой в Минске и у Wizz Air из Баку в Абу-Даби и обратно. Я подобрал рейсы так, чтобы по дороге из Петербурга в ОАЭ у нас были короткие стыковки в полтора-три часа, а по возвращении домой запланировал остановку в Баку на сутки. В столице Азербайджана мы встречали новый, 2018 год, провели там неделю, узнали город, полюбили рестораны и хотели повторить приятный опыт.
За рейсы «Белавии» я заплатил 105 000 ₽ российской картой, за перелеты Wizz Air — 1167 € (114 060 ₽) белорусской.
В день покупки авиабилетов уже ходили слухи про мобилизацию в России. Я понимал, что закрытие границ будет вполне логичным следствием, если она начнется, поэтому все билеты брал возвратные.
Осенью 2023 года прямые рейсы из Москвы в Абу-Даби выполняют авиакомпании Air Arabia Abu Dhabi, Etihad Airways, «Аэрофлот» и «Победа». Время в пути — почти шесть часов.
Из Санкт-Петербурга летают с пересадкой в Москве, Ереване, Стамбуле, Баку. Можно подобрать остановку на полтора часа или выйти погулять в город почти на сутки.
Проблема при транзите через Баку
Я опытный путешественник: с 2010 по 2020 год посетил больше 60 стран на четырех континентах, по пять-шесть раз в год летал за границу и проводил там по два с половиной — три месяца в году. С началом пандемии поездки за рубеж временно стали мне неинтересны из-за ограничений для туристов.
Я привык, что путешествия — это прежде всего свобода планов и передвижения, и в эту концепцию плохо укладывались использование масок, необходимость прививаться заграничными вакцинами, сдача тестов, социальная дистанция и прочие сложности. В 2020—2022 годах я путешествовал только по России. Зарубежные поездки начал планировать в середине 2022, когда ограничения везде начали снимать.
Когда я выяснял условия транзита через Азербайджан, на сайте по туризму республики прочел, что совершеннолетним россиянам достаточно справки о вакцинации «Спутником V». Там не было указано, что возраст сертификата не должен превышать год с даты прививки. Я самонадеянно решил, что раз нет уточнений о сроке действия документа, значит, подойдет и бессрочный.
Из-за моей ошибки наше путешествие могло закончиться не начавшись. При регистрации в Пулкове сотрудник «Белавии» отказался сажать нас на рейс: срок действия наших сертификатов закончился еще в августе 2022 года. Я начал громко возмущаться, приводить доводы, что наши справки подходят для транзита через Азербайджан, и потребовал позвать руководителя. Сотрудник авиакомпании кому-то позвонил и все же посадил нас.
Подобная сцена, только с меньшим накалом, повторилась в аэропорту Минска при посадке на самолет в Баку. Подействовал такой аргумент: если нас пропустили в Пулкове, значит, должны пустить и в Минске.
По прилете в Баку нас ждал еще один сюрприз. Сотрудница паспортного контроля долго вздыхала и сообщила, что никак не может выпустить нас из транзитной зоны, так как наши сертификаты все-таки недействительны. Мы объяснили ей, что у нас пересадка, нам нужно получить багаж и заново зарегистрироваться на следующий рейс. Сотрудница позвала коллегу, тот проводил нас до удобных кресел и заверил, что все сделает за нас — получит багаж, зарегистрирует на рейс, принесет посадочные талоны, и мы улетим, куда нам нужно, — потому что выпускать из транзитной зоны пассажиров без действительного сертификата строго запрещено.
Все так и получилось: быстро, бесплатно и доброжелательно. Через час наш багаж сдали и выдали посадочные талоны в Абу-Даби.
Оставалась еще одна проблема — обратный перелет из Абу-Даби в Баку. Если в Пулкове, Минске и Баку с просроченными сертификатами повезло, то в Абу-Даби при возвращении нас просто могли не посадить на рейс.
По прилете в ОАЭ я позвонил представителю авиакомпании Wizz Air, и он подтвердил мои опасения: без действительного сертификата о вакцинации на рейс из Абу-Даби в Баку нас не пустят. Я оформил возврат обратных билетов и купил новые — из Абу-Даби в Петербург с пересадкой в Махачкале. С учетом денег, которые вернулись, доплатить пришлось еще 61 000 ₽.
Круизный лайнер
Впервые о корабле MSC World Europa я прочитал в новостях на каком-то туристическом портале. Там его назвали инновационным лайнером будущего и самым экологичным и футуристическим судном всего флота MSC. На сайте компании я почитал про лайнер, посмотрел презентацию и понял, что нашел отличный вариант для встречи Нового года.
MSC World Europa построили в 2022 году. Длина лайнера — 333 метра, это примерно как три футбольных поля. На борту могут разместиться 6850 пассажиров и 2050 членов экипажа.
Все палубы на корабле назвали в честь европейских городов. Мы жили в каюте на палубе «Копенгаген».
На огромном лайнере много развлечений. Перечислю только основные:
- променад длиной 104 метра с видом на океан, ресторанами и кафе;
- аквапарк с четырьмя горками и спуском в очках виртуальной реальности;
- самая длинная в море сухая горка The Venom Drop высотой 11 палуб;
- стеклянный мост на 20-й палубе на корме лайнера;
- симулятор «Формулы-1»;
- MSC Area Spa площадью 1000 м² со спа-зонами, тренажерным залом, снежными и соляными комнатами, бассейнами и джакузи;
- театр, дискотека, луна-парк, ночной клуб, казино, библиотека, залы для спортивных игр, комната для видеоигр, зал игровых автоматов, бизнес-центр, магазины;
- крытые и закрытые бассейны, джакузи у бассейнов, детский водный парк, детский клуб.
Выбор каюты и стоимость путевки
На лайнере MSC World Europa пять видов кают: внутренняя, с окном, с балконом, сьют и сьют яхт-клуба. Большинство комнат рассчитано на проживание от двух до четырех человек, но есть каюты и для одиночек, например одноместные Studio Fantastica.
Стоимость размещения, как правило, зависит от площади номера и балкона: чем больше, тем дороже. Самые дорогие каюты в три-четыре раза дороже базовых. В круизах по жарким странам не рекомендую брать комнату с балконом на солнечной стороне: из-за панорамного остекления при открытых шторах номер сильно нагревается, несмотря на центральное кондиционирование.
Сначала я выбрал каюту с балконом за 3400 € (332 308 ₽) — это была цена со скидкой за раннее бронирование. Но 21 сентября началась мобилизация, люди побежали из страны, разгонялись слухи о скором закрытии границ России, а у меня как раз подходил срок полной оплаты круиза. Я пошел на компромисс: не отказался от плана, но уменьшил бюджет поездки на случай вероятных потерь и вместо каюты с балконом выбрал внутреннюю комнату за 2298 € (224 601 ₽). Осенью 2022 года это стоило 146 149 ₽. В цену тура входило питание.
Забегая вперед, скажу, что нам дали комнату на двенадцатой палубе. Каюта была похожа на стандартный номер в гостинице, только дополнительные кровати — откидные. Остальное наполнение аналогично отельному: санузел с душевой кабиной и туалетом, телевизор, телефон, сейф, фен, мини-бар, кондиционер, шкаф для одежды, рабочий стол с зеркалом. Мы использовали комнату только для того, чтобы переодеться и поспать, поэтому и комфорта, и пространства нам хватило.
Зимой 2023/24 лайнер MSC World Europa не выполняет круизы по Персидскому заливу: корабль проводит сезон в турах по Средиземноморью. Осенью 2023 года круиз на судне MSC Virtuosa 5* на восемь дней по маршруту, аналогичному нашему, с выходом 30 декабря из порта Дубая, размещением во внутренней каюте двух взрослых и двух детей и питанием стоил 2450 € (239 457 ₽).
Покупка тура у круизного агента
Раньше я всегда оплачивал круизы напрямую на сайтах круизных компаний, а для поиска и выбора маршрутов и дат пользовался международными агрегаторами круизов, например cruisedirect.com.
В этот раз воспользовался услугами российского круизного агента CruClub, нашел его в интернете, когда искал подробную информацию про будущие круизы лайнера MSC World Europa.
Круизные агенты — те же туроператоры, только продают не пляжные или экскурсионные туры, а круизы. Цены у них, как правило, такие же, как у круизных компаний, а процесс бронирования и оплаты аналогичен процессу покупки путевки на сайте круизной компании.
Ранее я не видел смысла к ним обращаться, но в 2022 году у российских агентов появилось два важных преимущества: оплатить тур у них можно картой российского банка, а в случае проблем покупатель круиза подпадает под защиту закона о защите прав потребителей нашей страны. Нескольким моим знакомым после введения санкций и отмены рейсов зарубежные авиакомпании не возвращали деньги и игнорировали их письма, поэтому перспектива защиты моих прав в российской юрисдикции стала для меня главной причиной покупки круиза у агента в России.
Единственный минус, с которым я столкнулся при бронировании путевки: внутренний курс валюты у агента был немного выше рыночного. Насколько я понял, после введения санкций это стандартная практика: платежи идут долго, агенты таким образом страхуются от повышения курса и заодно зарабатывают дополнительную прибыль, если курс валют не меняется за время прохождения платежа.
Как правило, при покупке круиза за четыре-пять месяцев до отправления необязательно сразу вносить полную стоимость. Можно отдать небольшую предоплату, чтобы забронировать круиз, а основную сумму внести за два-три месяца до отплытия. В моем случае предоплата составила 200 € (9548 ₽), я внес ее 5 августа. Остальное — 2098 € (205 054 ₽) — оплатил до 10 октября.
Я знал об условиях возврата со стороны круизной компании: после 10 октября я мог вернуть деньги за отмену тура только со значительными потерями. Чем ближе дата возврата к началу круиза, тем большую сумму я терял. Например, при отказе за 9—17 дней до тура мне вернули бы только 20% полной стоимости. Я рассудил, что, если из-за мобилизации мне закроют выезд из России или придет повестка, продам круиз кому-нибудь из новоиспеченных иммигрантов в Дубае.
Начало путешествия в Абу-Даби
В Абу-Даби мы прилетели в обед 30 декабря. Посадка на корабль начиналась в 14:00 следующего дня в Дубае, поэтому я снял на сутки семейный номер в отеле в центре Абу-Даби за 490 AED (11 965 ₽). Мы приехали в гостиницу на такси за 80 AED (1953 ₽). Зарегистрировались, заселились в номер, жена с детьми отправились купаться в бассейн на крыше, а я поехал смотреть город.
По маршруту круиза остановка в Абу-Даби была запланирована на 1 января. Я рассудил так: раз я уже нахожусь здесь, будет разумно посмотреть достопримечательности сейчас, а потом не выходить в город и провести день на борту лайнера.
В городе меня больше всего заинтересовала мечеть шейха Зайда. Шейх Зайд ибн Султан аль-Нахайян, будучи эмиром Абу-Даби, в 1971 году объединил эмиров шести княжеств, в результате чего появилась Федерация ОАЭ. Шейх Зайд стал первым президентом Объединенных Арабских Эмиратов, правил до 2004 года.
Мечеть шейха Зайда открыли после его смерти — в 2007 году. Важная особенность: в ней могут бесплатно побывать все желающие, не только мусульмане, а одновременно могут поместиться 40 тысяч человек. Это одна из шести самых больших мечетей в мире.
При ее строительстве побили два мировых рекорда. В одном из залов мечети пол покрыли самым большим в мире ковром: его площадь — 5627 м², масса — 47 тонн, над созданием трудились 1200 ткачей. Второй рекорд — самая большая в мире люстра: 10 метров в диаметре, 15 метров в высоту, масса — около 12 тонн. Она украшена золотом и кристаллами Сваровски.
Я приехал к мечети после заката. Подсвеченное снежно-белое здание в темноте выглядело впечатляюще. Я провел внутри несколько часов, удивлялся масштабам мечети, любовался узорами на белом мраморе и разглядывал сложную арабскую вязь.
Рядом с мечетью есть подземный молл Souq Al Jami, где я перекусил на фуд-корте. В Т—Ж мне встречались отзывы, что в торговых центрах ОАЭ вкусная и качественная еда. Подтверждаю: мы неоднократно всей семьей ели на фуд-кортах в Дубае, часто при довольно простом антураже еда была ресторанного уровня.
На следующий день мы приехали из Абу-Даби в порт Дубая на такси, заплатили 270 AED (6593 ₽), поездка заняла около полутора часов. Машину вызывал через приложение Careem. Официальный сервис такси в ОАЭ недорогой относительно средних цен в стране и хорошо организован: чистые новые автомобили, поездки строго по счетчику, водители говорят по-английски.
Посадка на корабль
31 декабря в 14:00 началась посадка на круизный лайнер. Нас сфотографировали, зарегистрировали, выдали ключ-карты от каюты и пожелали отличного путешествия.
После посадки мы изучили корабль: прошлись по основным палубам и узнали, где что расположено.
Лайнер оправдал наши ожидания. Мы увидели удобно организованные пространства, футуристические интерьеры, классные рестораны и великолепный променад.
Еда и рестораны на лайнере
Наш тур включал питание: три раза по графику в ресторане с выбором по меню и безлимитно в формате шведского стола с 07:00 до 01:00.
Ежедневно мы самостоятельно выбирали, куда идти на завтрак, обед и ужин. За каждым пассажиром на время круиза закрепляли столик в ресторане, куда нужно было приходить строго по времени и заказывать еду по меню. В видовом ресторане на 18—19-й палубах завтрак, обед и ужин накрывали в формате шведского стола. Как правило, в заведение с подачей по меню мы шли на ужин, а в течение дня предпочитали брать еду на шведском столе.
Меню завтраков по системе шведского стола было похоже на еду в любом крупном сетевом отеле: большой выбор каш, блюд из яиц, картофеля, пасты, разное мясо и мясные изделия, много выпечки, сладостей и фруктов. В обед добавляли супы, салаты, разные блюда из овощей, морепродукты, мясо и рыбу на гриле, пирожные.
Ужины в ресторане по меню отличались красивой подачей и разнообразием кухонь. Меню меняли ежедневно, блюда не повторялись в течение всего круиза. На фото — пример одного ужина.
Еще в течение дня можно было посещать пиццерию, где безостановочно пекли итальянскую и американскую пиццу, готовили пасту, лазанью, бургеры, хот-доги, картофель фри, жарили наггетсы, куриные крылышки и делали десятки разных мини-пирожных.
Алкоголь не был включен в стоимость нашего тура. Мы могли докупить пакет алкогольного сопровождения, но выбрали другой вариант. По опыту прошлых круизов, знали, что на лайнере всегда есть запас отлично подобранных вин по вполне гуманным ценам, поэтому заказывали к ужину одну-две бутылки итальянского или испанского вина по цене 30—50 € (2932—4887 ₽) за бутылку.
Забавный момент: я предпочитаю белые игристые итальянские вина, но на пятый день круиза они полностью закончились на корабле. Метрдотель долго извинялся и рассказал о сотнях ежедневных хлопков от вылетающих пробок в ресторанах лайнера по случаю празднования Нового года, после чего предложил мне в качестве компенсации до конца круиза эксклюзивную скидку 30% на премиальное французское шампанское. Я небольшой его поклонник, но один раз скидкой воспользовался.
На лайнере было несколько ресторанов и баров, которые можно было посещать платно по предварительной брони.
Мы регулярно бывали в шампань-баре, где нас покорили авторские коктейли на основе шампанских и игристых вин. В меню было несколько десятков позиций по 10—15 € (977—1466 ₽) за коктейль, которыми мы ежедневно наслаждались на закате, провожая солнце, уходящее в море.
Еще мы часто бывали в ресторане-пивоварне, где варили пиво из опресненной морской воды. Оно оказалось легким, вкусным и освежающим, а коктейли на его основе — необычными. Пиво стоило 6—7 € (586—684 ₽) за бокал, коктейли — 8—10 € (782—977 ₽).
На лайнере было несколько заведений, которые мы не посетили по разным причинам. В ресторан японской кухни была запись на несколько дней вперед, к стейкам я равнодушен, в меню ресторанов авторской и мексиканской кухонь мы не нашли ничего для себя привлекательного. Это нас не расстроило: в последние годы мы все более скептично относимся к общепиту за границей.
Санкт-Петербург, где мы живем, давно называют гастрономической столицей России. Мы регулярно бываем в ресторанах Harvest, Bobo, Birch, Duo Asia, Meal. В этих местах фантастическое меню за очень скромные, по моим меркам, деньги. Мне кажется, подобного сочетания цены, качества, сервиса и удовольствия нет ни в одной стране. Мы хорошо понимали, что заведения на лайнере вряд ли нас чем-то удивят.
Еще на корабле было несколько приятных кофеен и кондитерских. Нам понравилась кофейня — шоколадная фабрика на шестой палубе, где готовили отличный кофе и был огромный выбор шоколада.
Дети полюбили джелатерию на променаде с десятками сортов итальянского джелато и замороженного йогурта. Йогурт стоил 4—10 € (391—977 ₽) в зависимости от добавок, мороженое — 2—3 € (195—293 ₽) за шарик.
Встреча Нового года
31 декабря в 23:00 по местному времени лайнер вышел из порта в Дубае. На центральных палубах играла музыка, танцевали нарядные, веселые люди, то и дело слышались хлопки при открытии шампанского. В полночь мы оказались примерно в километре от берега и встретили Новый год под громкие гудки лайнера, наблюдая за великолепным салютом в Дубае.
Время в ОАЭ на час опережает московское, поэтому друзьям и близким я звонил уже из 2023 года, чтобы поздравить их и заодно поделиться, что новый год мне уже нравится значительно больше, чем 2022.
С полуночи в одном из центральных ресторанов на 18-й и 19-й палубах был накрыт праздничный ужин. Мы слегка перекусили, и тут я услышал мотивы знакомых мне песен от компании соотечественников за столиком неподалеку. Я подошел к ним, познакомился и сказал, что хочу с ними спеть. Мы вместе исполнили несколько песен «Любэ», «Подмосковные вечера» и даже «Катюшу». Соседи за другими столиками нам аплодировали, снимали на телефон, проходившие мимо россияне улыбались и подпевали.
По ощущениям, русскоговорящих в круизе было не более 10% от общего числа пассажиров, но этого было достаточно, чтобы чувствовать себя как дома. Везде мелькали родные лица соотечественников и звучала русская речь.
Дни в море
1 января, когда лайнер стоял в порту Абу-Даби, в город мы не вышли и отлично провели время на корабле: гуляли по променаду, катались по сухой горке, ели мороженое, пили многослойные коктейли, купались в бассейне, расслаблялись в джакузи, играли в игровые автоматы и катались на роликах. В тот день в общественных местах лайнера было мало людей: некоторые пассажиры ушли в город, другие завершили круиз в Абу-Даби и сошли на берег. Остальные отдыхали в каютах после бурной новогодней ночи.
Весь день 3 января мы провели в плавании. Как правило, в маршруте любого круиза есть Day at the Sea — день в море. Лайнер весь день идет на небольшой скорости, пассажиры отдыхают и развлекаются на борту. Обычно в такие дни на корабле организуют максимум вечеринок, спортивных и развлекательных мероприятий.
Тот день мы посвятили исключительно семейному отдыху: купались, загорали, дети катались в аквапарке с интерактивных горок в очках виртуальной реальности, мы с дочкой участвовали в турнире, который проходил в 5D-кинотеатре, — нужно было убивать монстров на скорость. Дочь заняла второе место.
Еще дети с удовольствием играли на всех доступных игровых автоматах, а на вечер мы забронировали места на театрализованное шоу. Оно понравилось всей семье: акробатические номера, вокал, хореография и костюмы были на достойном уровне.
Сир-Бани-Яс в ОАЭ
Сир-Бани-Яс — это остров в Персидском заливе, принадлежит эмирату Абу-Даби и находится примерно в 250 километрах от столицы . Пассажирам лайнера были доступны два варианта развлечений на острове: сафари в заповеднике или Fun Beach Day — отдых и купание на оборудованном пляже. Сафари — за дополнительную плату: 63 € (6157 ₽) для взрослого и 49 € (4789 ₽) для ребенка. А пляж — бесплатно.
Мы не хотели на сафари: уже неоднократно видели животных, которые упоминались в описании. Поэтому выбрали пляжный отдых. Пляж был чистым, песчаным, с плавным заходом в море. Персонал лайнера выдавал полотенца, мы могли пользоваться лежаками, зонтами и кабинками для переодевания. Еще на время стоянки на острове для путешественников организовали шведский стол — нам не пришлось возвращаться на корабль, чтобы перекусить или плотно пообедать.
Мы были на пляже около пяти часов и отлично провели время: загорали, купались, изучали подводный мир в масках и собирали с детьми красивые ракушки.
Манама в Бахрейне
Королевство Бахрейн — небольшое островное государство между Катаром и Саудовской Аравией, с которой Бахрейн соединен 25-километровым мостом. В королевстве живет около 1,5 млн человек, из них почти половина — рабочие иммигранты. Столица — город Манама.
До начала 20 века главной отраслью экономики Бахрейна была ловля жемчуга. В 1930-е в стране открыли крупные месторождения нефти и залежи природного газа, добыча и переработка которых долгое время составляли большую часть ВВП. По мере истощения запасов нефти Бахрейн первым из стран Персидского залива стал развивать постнефтяную экономику. Сейчас королевство — крупный финансовый и туристический центр. Там развит офшорный банковский бизнес, у многих арабских транснациональных корпораций есть штаб-квартиры в Манаме.
Порт Бахрейна для круизных лайнеров находится примерно в получасе езды от центра города. Я заранее узнал, что с общественным транспортом в порту сложно: он редко ходит, остановка далеко от терминала. Поэтому купил два билета на корабельный шаттл, который каждые полчаса курсировал от лайнера до центрального рынка в течение всего времени стоянки. За два взрослых билета в обе стороны я заплатил 40 € (3910 ₽). Дети не захотели с нами ехать, и мы оставили их на лайнере: сына — играть со сверстниками в детском клубе, дочь — купаться и загорать с подростками ее возраста, с которыми она познакомилась ранее.
Бахрейн — одна из самых либеральных исламских стран. Там разрешена продажа алкоголя и нет строгого дресс-кода в столице, поэтому в выходные в Манаму приезжает много туристов из соседней Саудовской Аравии, где доступных развлечений меньше, а наказания за нарушения запретов строже. Но путешественникам все равно стоит уважать законы и обычаи страны: не распивать алкоголь в общественных местах, не выставлять бутылки с алкоголем на всеобщее обозрение, не фотографировать объекты военного назначения и местных жителей без их разрешения.
Мы были в Бахрейне в будний день — из-за плотного движения дорога до центра Манамы заняла больше времени, чем планировали: вместо получаса мы ехали почти час. Всего на знакомство с городом у нас было около шести часов: мы выехали в 10:00, на лайнер нужно было вернуться к 16:00.
Я заранее прочитал про основные достопримечательности страны. В путеводителях туристам советуют побывать в Национальном музее Бахрейна, посетить мечеть аль-Фатих и форт Салман бен Ахмет аль-Фатех. Но ничего из этого нас не заинтересовало. Мы решили просто погулять по городу, погрузиться в его атмосферу и понаблюдать за течением местной жизни.
На прогулке я почувствовал, что у государства и населения есть деньги, но на вычурную и показную роскошь они их не тратят. В целом Бахрейн нас не зацепил: побывать там в рамках круиза было интересно, но отдельно в страну я бы не поехал.
После двухчасовой прогулки на том же шаттле мы вернулись на лайнер.
Доха в Катаре
Государство Катар расположено на Катарском полуострове, граничит по суше с Саудовской Аравией и омывается Персидским заливом. Имеет морские границы с Бахрейном и ОАЭ. Столица — Доха, ее население — около 3 млн человек, из них 92% — иммигранты.
Как и Бахрейн, до начала 20 века Катар жил за счет ловли жемчуга. В 1930-х в стране обнаружили крупные залежи нефти, но в последующие 30 лет особых богатств государству это не принесло: Катар в то время находился под протекторатом Великобритании — основная прибыль шла британским нефтяным компаниям. В 1968 Катар освободился от протектората, а спустя год в территориальных водах страны обнаружили гигантские месторождения нефти и газа.
К концу 20 века Катар стал одним из лидеров на мировом рынке нефтегаза. Доха из маленького рыбацкого поселка превратилась в крупный финансовый центр. Граждане Катара не платят за газ, электричество и воду, освобождены от уплаты налогов, медицина и высшее образование для катарцев бесплатны. Иностранные компании в государстве обязаны трудоустраивать граждан Катара и платить им зарплату не ниже отведенного уровня.
О Катаре много заговорили в 2022 году во время чемпионата мира по футболу. Но всего за пять лет до него в страну было сложно попасть туристу: для этого требовалось приглашение местного жителя и одобрение катарского МВД.
Все изменилось после Катарского дипломатического кризиса. В июне 2017 года Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет, Мальдивы и другие арабские страны обвинили эмира Катара в поддержке и финансировании терроризма, враждебной политике и вмешательстве во внутренние дела арабских государств, после чего разорвали дипломатические отношения с Катаром, заблокировали морские маршруты и закрыли небо для «Катарских авиалиний».
Еще Саудовская Аравия закрыла сухопутную границу с Катаром, через которую поступало около 80% продовольствия. Чтобы преодолеть последствия экономической изоляции, Катар обратился за поставками еды и воды к Турции и Ирану и открыл границы для массового туризма. Путешественникам почти из ста стран начали выдавать визы по прибытии, а потом и вовсе отменили.
В 2021 году Саудовская Аравия и Катар помирились, экономическую блокаду сняли, дипломатические отношения восстановили, сухопутные, морские и воздушные границы открыли.
Я не активный футбольный болельщик, но знаю, что перед чемпионатом мира страна, которая получила право на проведение матчей, обязана построить или отреставрировать спортивную и туристическую инфраструктуру. Часто такие крупные события — мощный стимул для изменений в принимающем государстве. По разным оценкам, на подготовку к чемпионату мира по футболу Катар потратил около 220 млрд долларов США, это примерно в 19 раз больше, чем расходы России на аналогичный чемпионат в 2018 году.
В Катаре реконструировали аэропорт, построили метро и трамвайную линию, 800-километровую автомагистраль, отремонтировали главную набережную города, построили новые городские районы, отели и инфраструктуру для отдыха: смотровые площадки, парки, пляжи и пляжные клубы.
В стране появились тематические парки развлечений Angry Birds World и Quest, трасса «Формулы-1» Losail International Circuit, гигантский торговый центр Place Vendome площадью около 1,2 млн м². Еще в Катаре строят Лусаил, который считается крупнейшим умным городом, возведенным в пустыне с нуля. Он рассчитан на комфортное проживание около 0,5 млн человек.
Катар интересовал меня еще до круиза, поэтому, чтобы лучше узнать страну и побольше всего увидеть за один день, мы заранее купили экскурсию по Дохе от круизной компании, заплатили по 50 € (4887 ₽) c человека. Она называлась Panoramic Doha и длилась четыре часа. После мы еще около трех часов гуляли по городу самостоятельно.
Я знаю, что люди, которые часто бывают в круизах, организуют русскоязычные экскурсии на форуме «Навимба»: собирают группу желающих, оговаривают маршрут, находят местного гида и делят стоимость сопровождения и трансфера на число участников. У такого варианта есть два плюса: тур проведут на русском языке и цена, скорее всего, будет ниже, чем у круизной компании.
Я этим способом не пользовался ни разу, так как один потенциальный минус для меня перевешивает все плюсы: если группа не наберется, экскурсия не состоится. Круизная компания обычно распродает туры задолго до начала круиза, поэтому в случае отмены сбора самостоятельной группы есть риск потратить время стоянки лайнера непродуктивно и многое не успеть.
Круизный порт Дохи находится недалеко от центра города. Нас с другими туристами забрал автобус из порта в районе 09:00. Группу сопровождал англоязычный гид.
Маршрут был следующим: набережная, культурный комплекс «Катар», остров Жемчужина Катара, Национальный музей Катара, Золотая мечеть, рынок «Сук-Вакиф», Золотой базар, Исламский культурный центр.
Корниш — набережная, которая тянется на 7 километров вдоль Персидского залива. Это ухоженная улица с красивыми парками, фонтанами, спортивными площадками и современной архитектурой. Нам понравились отличные виды на залив и небоскребы, дизайнерское озеленение, чистота и расслабленная атмосфера.
Культурный комплекс «Катар» — место проведения выставок, концертов, фестивалей и прочих публичных мероприятий. Здания в арабском стиле, узкие улочки, уютные дворы, выставочные залы, галереи и амфитеатр на пять тысяч человек — то, чем славится культурный комплекс. Мы погуляли по территории, посетили несколько галерей с выставками арабской живописи и археологическими находками. Посещение комплекса бесплатное, а за вход на некоторые мероприятия нужно платить. Афишу можно посмотреть на сайте центра.
The Pearl Qatar, или Жемчужина Катара, — это район премиум-класса в Дохе, который построили на искусственном острове. Там находятся лучшие рестораны, автосалоны премиальных автомобилей, бутики известных брендов, элитные жилые комплексы, роскошные отели и пристани для яхт. Все объекты перечислены на сайте района.
Здания на острове спроектировали с учетом новейших технологий — максимально энергоэффективными и экологичными: их оснастили системами сбора дождевой воды, солнечными батареями и системами управления бытовыми отходами. В Жемчужине Катара иностранцам разрешили покупать недвижимость в собственность. Нам понравился этот спокойный, ухоженный и немноголюдный район, было бы приятно пожить тут неделю-другую во время следующей поездки в Доху.
Национальный музей Катара открыли в 2019 году. Он расположен в невероятно красивом строении, которое неофициально называют розой пустыни. Здание из стали, стекла и бетона состоит из огромных дисков, расположенных под разными углами друг к другу.
На сайте музея я прочитал, что постоянные экспозиции рассказывают о пустыне, Персидском заливе, культуре бедуинов, истории государства Катар, добыче нефти и прочем. Коллекция включает более восьми тысяч древних артефактов. Мы не посещали музей: для детального ознакомления с экспонатами нужно несколько часов, а у нас, к сожалению, не было столько времени. Вход стоил 50 QAR (1232 ₽).
Золотая мечеть выполнена в османском стиле. Сооружение покрывают тысячи позолоченных плиток. В день нашей экскурсии по Дохе было пасмурно, но я могу представить, как она сияет в солнечную погоду. В Золотую мечеть не пускают немусульман — любоваться можно только снаружи.
Рынок «Сук-Вакиф» — классический восточный базар, который построили на месте древнего рынка. При строительстве власти Катара старались сохранить атмосферу и черты оригинального базара 19 века. Центральное здание возвели в традиционном катарском архитектурном стиле.
На рынке продают пряности, специи, чай, сладости, изделия ручной работы, обувь, одежду, антиквариат, ткани, ковры, сувениры и еще тысячи товаров. Там много ресторанов, закусочных и кальянных. В середине буднего дня на рынке было весьма людно, но при этом достаточно комфортно и цивилизованно: без суеты, навязчивого шума и криков зазывал.
Мы не покупаем в путешествиях ненужные сувениры, а предпочитаем привозить из поездок друзьям и родственникам местные продукты и напитки, поэтому ограничились покупкой нескольких видов чая, кофе и восточных сладостей.
Внутри «Сук-Вакифа» находится птичий рынок. Соколиная охота — традиционный вид спорта в Катаре. С древних времен бедуины обучали соколов охоте, эта традиция дошла до наших дней: для катарцев владеть ловчими соколами престижно и статусно. Это недешевое удовольствие: обученная хищная птица стоит от нескольких тысяч долларов. Еще на птичьем рынке много птиц поменьше — мы видели разных попугаев и даже обычных цыплят.
Золотой базар — часть рынка «Сук-Вакиф», где продают изделия из золота. У туристов популярно обвешаться золотом с головы до ног и в таком виде сфотографироваться. Нас подобные забавы не привлекают, поэтому мы быстро миновали базар.
После завершения экскурсии мы с группой вернулись на автобусе в порт. Мы с женой не стали подниматься на корабль сразу, а пошли гулять по набережной с видом на даунтаун и разноцветные дома.
На прогулке обменялись впечатлениями и пришли к однозначному выводу: Доха — современный, стильный, удобный, ухоженный, динамичный и развитый город с гигантским потенциалом для туризма, куда мы точно хотим вернуться.
Дубай в ОАЭ
Наш круиз завершился 7 января, Дубай был конечной точкой путешествия. В порту города лайнер стоял двое суток и вновь отправлялся в такой же круиз.
В оставшийся день мы могли использовать лайнер как плавучий отель: уехать гулять и развлекаться в Дубае, а вечером вернуться на борт. Но мы поступили иначе: заранее запланировали, что после круиза проведем еще неделю в Дубае, поэтому последние сутки отдыхали и развлекались на борту лайнера.
Для отдыха в Дубае я заранее забронировал на «Букинге» апартаменты в районе Дубай Марина. Неделя проживания обошлась в 4730 AED (115 496 ₽).
Это популярный туристический район, где есть оборудованный пляж, много кафе, ресторанов, станции метро и трамвая, прогулочные набережные и прочая инфраструктура.
Дубай Марина очень популярна среди россиян с достатком выше среднего, которые постоянно живут в городе, — было приятно часто встречать соотечественников.
За неделю мы не только основательно изучили Дубай, но и проехали по всем семи эмиратам. Погуляли по красным пескам Рас-эль-Хаймы, полюбовались статной красотой арабских скакунов на конюшне в Умм-аль-Кувейне, посетили крепость и оазис в Шардже, прокатились по отличным горным дорогам и поплавали на пляже с огромными черепахами в Фуджейре, покормили верблюжат на ферме в пригороде Аджмана.
Я сделал вывод, что Объединенные Арабские Эмираты — многогранная, аутентичная и дружелюбная к туристам страна, куда точно стоит вернуться не один раз.
Мобильный интернет
В круизе и в дальнейшем в Дубае я пользовался сервисом Telwel. Это интернет-магазин, где можно купить предоплаченную eSIM с пакетом интернета, который будет действовать в нужном регионе. Для этого достаточно скачать приложение и оплатить выбранный тариф.
Накануне круиза я купил 3 Гб интернета на 30 дней за 35 € (3421 ₽), который работал почти по всех странах Персидского залива. Всего использовал 7 Гб, на весь интернет потратил 85 € (8308 ₽).
Я без проблем установил eSIM в свой iPhone 13 Pro Max. Интернет был быстрым и с отличным покрытием. За остатком трафика было удобно следить в приложении.
Коронавирусные ограничения
Для въезда в ОАЭ, Катар и Бахрейн в 2023 году не требуется отрицательный ПЦР-тест или сертификат о вакцинации.
По прибытии в Саудовскую Аравию путешественники не показывают коронавирусные справки, но должны иметь с собой полис, покрывающий в том числе лечение от ковида. При оформлении электронной визы в страну страховку включают в стоимость. Если делать визу по прибытии, полис нужно будет купить на месте.
Для транзита через Азербайджан гражданам России в декабре 2022 года еще требовался сертификат о вакцинации, но на момент выхода статьи все ковидные ограничения для путешественников отменены.
В круизах компании MSC осенью 2023 года не просят коронавирусные документы, но во время нашего путешествия для посадки на лайнер взрослым нужно было предъявить сертификаты о вакцинации «Спутником V», а детям — ПЦР-тесты, сделанные не позднее 48 часов до начала круиза. Но у нас ничего не спросили.
Дополнительную страховку мне оформлять не пришлось: я премиум-клиент нескольких банков, в каждом в пакет услуг включен полис путешественника на всю семью, включая покрытие лечения от коронавируса.
Итоги
Мы остались очень довольны круизом и последующим отдыхом в Дубае. Было здорово получить новый необычный опыт и встретить Новый год на огромном корабле в окружении людей самых разных национальностей, совместить активную и познавательную программу с расслабленным отдыхом, посетить несколько стран за одну поездку, погулять по разным городам, насладиться комфортом и возможностями современного лайнера и провести незабываемые вечера, встречая закат в море.
В поездке мы поняли, что Персидский залив — замечательный регион для путешествий: в ОАЭ, Бахрейне и Катаре чисто, красиво, безопасно и умеренные цены. Отметили на будущее, что в ОАЭ есть развлечения на любой вкус, а для знакомства с Бахрейном вполне достаточно одного дня. Настоящим открытием стала Доха — современный мегаполис с хорошим сервисом.
Дети тоже остались в восторге от поездки: десятки доступных развлечений превращали каждый их день на лайнере в бесконечный праздник. Мы еще раз убедились, что круиз — отличный вариант для семейного отдыха, потому что каждый независимо от возраста может получить максимально яркие впечатления.
Если привести все траты к одной валюте, в сумме за путешествие я потратил порядка 12 000 $ (1 076 089 ₽). На момент покупки валюты летом 2022 года это было около 720 000 ₽. На авиабилеты, путевку, такси, расходы в круизе и отель в Абу-Даби ушло примерно 8200 $ (735 328 ₽). Остальные 3800 € (340 762 ₽) потратили за неделю в ОАЭ.
Потратил на круиз и неделю в Дубае на четверых — 312 149 ₽, 2854 € (278 943 ₽), 2500 $ (220 781 ₽) и 5220 AED (127 460 ₽)
Развлечения, шопинг, такси, еда и прочее в ОАЭ | 2500 $ (224 185 ₽) |
Авиабилеты | 105 000 ₽ и 1167 € (113 052 ₽) |
Круиз | 146 149 ₽ |
Дополнительные расходы в круизе | 1377 € (134 585 ₽) |
Апартаменты в Дубае | 4730 AED (115 496 ₽) |
Доплата за замену рейса | 61 000 ₽ |
Чаевые в круизе | 210 € (20 525 ₽) |
Отель в Абу-Даби | 490 AED (11 965 ₽) |
Экскурсия в Катаре | 100 € (9774 ₽) |
Потратил на круиз и неделю в Дубае на четверых — 312 149 ₽, 2854 € (278 943 ₽), 2500 $ (220 781 ₽) и 5220 AED (127 460 ₽)
Развлечения, шопинг, такси, еда и прочее в ОАЭ | 2500 $ (224 185 ₽) |
Авиабилеты | 105 000 ₽ и 1167 € (113 052 ₽) |
Круиз | 146 149 ₽ |
Дополнительные расходы в круизе | 1377 € (134 585 ₽) |
Апартаменты в Дубае | 4730 AED (115 496 ₽) |
Доплата за замену рейса | 61 000 ₽ |
Чаевые в круизе | 210 € (20 525 ₽) |
Отель в Абу-Даби | 490 AED (11 965 ₽) |
Экскурсия в Катаре | 100 € (9774 ₽) |
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan