Распространенность: мессенджеры и социальные сети
Риск: 💰💰💰
В девяностые среди уличных разводил был популярен развод с аукционом.
Мошенник вставал в оживленном месте и устраивал среди окружавших его людей торги за ценную вещь: скажем, телефон, золотые часы или крупную купюру. Побеждал тот, чья ставка больше. Только у аукциона было два нюанса. Первый — деньги надо было сразу выкладывать «на стол», а победитель забирал не только приз, но и ставку предыдущего участника. Про второй расскажу чуть позже.
Особо комично выглядели торги за 100 $. Случайные прохожие предлагали по сто, двести, триста рублей. Но когда ставки приближались к эквиваленту ста долларов, большинство людей переставали торговаться и получали свои деньги назад.
Оставались только два человека, которые по правилам аукциона не могли забрать деньги. Их единственным вариантом было победить, чтобы забрать ставку второго игрока. И вот за купюру в 100 $ уже предлагают 200, 500, 1000 $.
Тут раскрою второй нюанс: победителем всегда становился «свой человек» с практически неограниченным запасом денег. Бедолаге на втором месте даже разрешали заложить часы или телефон, занять деньги у знакомых или добежать до банкомата. Но он неизменно проигрывал аукцион и оставался ни с чем.
Это я все к чему: с развитием технологий почти забытая схема воскресла и перекочевала в «Телеграм».
Как в «Телеграме» устраивают «фотобатлы», а потом обманывают на деньги
Мошенники создают каналы, которые маскируются под конкурсы видеороликов или фотографий — батлы. Раз в сутки администратор канала объявляет сбор фото на определенную тему: например, на фоне заката, рядом с машиной или просто селфи.
Участники батла в течение нескольких часов должны прислать файл администратору, затем их работы публикуют в канале. Подписчики голосуют за понравившиеся фото, автор набравшего больше всего голосов получает денежный приз.
В какой-то момент администраторы канала вместо привычного фотобатла объявляют аукцион. Правила примерно такие же, как у разводил из девяностых. Задача игроков — скинуть как можно больше денег на карту администратора. Кто победит, получит назад свои деньги и несколько тысяч рублей призовых.
На «перебив» ставки дается 5 минут. Суммы ставок администратор публикует в канале: просто текстом, даже без скриншотов. Разумеется, тут даже не нужен подставной человек: администратор может написать любую сумму, чтобы настоящий игрок никогда не победил.
В какой-то степени разводилы из девяностых были честнее. Они возвращали деньги всем игрокам, кроме первого за победителем. Организаторы батлов ничего никому не возвращают.
Почему подобные схемы работают и как от них защититься
Не стоит думать, что от таких разводов страдают только глупые и жадные люди. Мошенники — хорошие психологи, и они знают, как выстроить схему так, чтобы войти в доверие.
В одном из выпусков подкаста «Схема» мы поделились историей Эльвиры, которая много читала про мошенников и изучала их поведение. Однако она так и не смогла вовремя распознать обман — из-за эмоций, которые вызывало у него общение с аферистом.
Если коротко, Эльвира наткнулась на схожую схему, но вместо превращения фотобатлов в аукционы миллионер превратился в кидалу. Все началось с того, что Эльвира увидела рекламу телеграм-канала анонимного миллионера. Автор зацепил ее необычным стилем повествования и философскими размышлениями. Девушка подписалась и несколько месяцев читала канал, проникаясь доверием к автору.
В то время Эльвира переживала тяжелые времена. Девушке казалось, что только неизвестный автор ее понимает: он страдал из-за смерти близких и размышлял, зачем ему богатство, если оно не приносит счастья.
В какой-то момент анонимный миллионер обмолвился, что хочет помочь подписчикам разбогатеть. Для этого он запускает специальную программу: инвесторам нужно внести деньги, бизнесмен закупит на них оборудование для майнинга криптовалют, продаст с прибылью и в итоге вернет в два раза больше.
Эльвира вложила 35 000 ₽. Ни прибыли, ни своих денег она так и не увидела — как и сотни подписчиков канала, поверивших анонимному «миллионеру».
Мошенники, которые организуют фальшивые аукционы, пользуются схожей методологией. Никто не устраивает такие конкурсы с нуля и никто их не рекламирует: это было бы слишком подозрительно. Подписчиков заманивают невинной и вполне честной активностью: конкурсами фотографий.
Победителям конкурсов даже выплачивают небольшие денежные призы, что еще сильнее укрепляет доверие к администраторам канала. Только когда мошенники понимают, что им доверяет достаточно людей, они запускают аукционы.
Мошенникам помогает эффект ореола — это ошибка мышления, при которой первое впечатление от одной черты или характеристики формирует наше мнение о личности, товаре или бренде. Это мешает составить справедливое суждение. В итоге мы можем попасться на уловку симпатичного мошенника или купить не самую удачную модель известного бренда.
Именно из-за эффекта ореола подписчикам кажется, что раз до этого их не обманывали, то не обманут и сейчас.
Для устранения эффекта используют техники преодоления предвзятости. Забавно, но самая простая из них — знать, что существует эффект ореола. В некоторых случаях даже простое понимание наличия ошибки помогает от нее избавиться или уменьшить ее влияние. Осознавая, что первое впечатление обманчиво, можно дать себе возможность глубже проанализировать ситуацию, прежде чем делать выводы.
Подробнее об эффекте ореола и о других способах преодоления предвзятости можно узнать в соответствующем выпуске проводника по психологии Т—Ж.
Советуем также изучить разборы других популярных схем мошенников в «Телеграме»:
Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями