Фотоальбом: как мы путеше­ствовали по Северному Кавказу на машине

Этот фотоальбом опубликован в Сообществе и бережно оформлен по стандартам редакции

Катя Мещерякова

восхищалась красотой Кавказа

В путешествие на Кавказ мы решили отправиться в 2020 году, после первой волны пандемии.

В апреле мы с подругой должны были лететь в Португалию: распланировали маршрут, забронировали жилье, купили билеты, взяли отпуска, до последнего надеялись вылететь, но все рейсы отменили. В конце августа мы с ней и нашим другом решили взять отпуск и поехать в Кабардино-Балкарию.

Кавказ тогда был не очень популярным направлением, поэтому мы мало что знали о его туристических местах. Кабардино-Балкария звучала интересно, а я помнила, что моя бабушка была в Нальчике в отпуске. Немного погуглив, я решила, что такой постсоветский экспириенс будет кстати.

Мы не планировали маршрут заранее, просто решили кататься две недели по горам. Оказалось, что наша однокурсница в это время собиралась праздновать свадьбу в Махачкале, и мы, конечно, не могли не поехать в Дагестан.

Многие, кто собирается посетить горы Кавказа, летят в Кисловодск, но мы купили билеты до Нальчика: хотелось сразу окунуться в местный колорит. Билеты Москва — Нальчик и Махачкала — Москва стоили около 12 000 ₽. Аэропорт Нальчика довольно аутентичный — больше напоминает ангар. Самолеты встречала машина с военными, местные, кажется, к этому привыкли.

На раннее утро мы забронировали джип, чтобы поехать на плато Бермамыт. Взяли машину с водителем, потому что дорога незнакомая и довольно опасная. Путь на Бермамыт был очень живописным: мы ехали по горам, заезжали на водопады, везде нам встречались стада овец и коров
Водитель оказался прекрасным парнем: был в меру разговорчив, весел и отлично готовил
Бермамыт находится уже в Карачаево-Черкесии, на высоте 2592 метра над уровнем моря
Люди едут на плато, потому что с него открывается потрясающий вид на Эльбрус
Мы проводили там закат и решили переночевать в палатке, чтобы встретить рассвет: в 4 утра идеальная ясность и открывается такой вид на Эльбрус, будто смотришь на него сквозь водную гладь
Ночь была довольно холодной, мы спали в шапках и теплой одежде. Но, когда открываешь палатку, обо всех неудобствах сразу забываешь
Рассвет на плато Бермамыт
С первыми лучами солнца выбегают пастись лошади из местных деревень. Звук от их колокольчиков удивительно красив и наполняет всю поляну
Где-то в Кабардино-Балкарии
После завтрака мы поехали в Терскол — село в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Там сняли отель на пять дней
План был простой: гулять по местности, ходить в лес, дышать свежим воздухом
Еще поднялись на склоны Эльбруса на подъемнике
На Эльбрусе

Дальше мы отправились на машине через Северную Осетию, Ингушетию и Чечню в Махачкалу. По дороге делали остановки в Беслане и Грозном.

Все города Северного Кавказа очень отличаются друг от друга. На границе всех республик стоят КПП, при въезде в Чечню обязательно проходишь паспортный контроль. От Грозного остались довольно смешанные чувства: с одной стороны, это чистый и ухоженный город, с другой — весь вечер меня не покидало ощущение его искусственности. Казалось, что я нахожусь на съемочной площадке со множеством декораций, которые вот-вот разберут.

В отличие от Грозного Махачкала произвела впечатление живого города. Она довольно колоритная: хаотичная застройка, людные улицы, плотный трафик. Последние годы город активно развивается в культурном плане. Местные энтузиасты открывают гастропроекты, нишевые книжные магазины, шоурумы локальных брендов. Именно там я познакомилась с основательницей концептуального пространства Others, которая помогла мне прочувствовать ритм города и понять, чем живет его молодежь.

В Махачкале мы арендовали машину, сделать это было непросто. На 2020 год в городе было практически одно место, где можно взять в аренду хорошее авто за адекватные деньги. Нам досталась Subaru Forester, за четыре дня мы отдали за нее примерно 20 000 ₽
Нашей первой остановкой был Дербент — самый южный город России на западном побережье Каспийского моря. На улочках Дербента сразу чувствуется дух древнего города: небольшие постройки, растянутое белье на веревках во дворах домов, пение муэдзинов из мечетей на арабском, лавочки с фруктами и овощами
Мы уже собирались уезжать, но поняли, что к вечеру в городе начинается что⁠-⁠то масштабное. Оказалось, мы попали на Ашуру, и это одно из самых впечатляющих событий в моей жизни

Ашура — это траур мусульман-шиитов в память о гибели имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, а также 72 его сторонников в 680 году в битве с воинами халифа Язида Первого. Траурные мероприятия начинаются с первого дня года по исламскому календарю и длятся десять дней. В эти дни люди ходят в гости, угощают друг друга на улицах пловом, розовой водой, читают религиозные стихи, молятся, собирают средства на благотворительность.

В старой части Дербента, где находятся магалы — кварталы, сосредоточенные вокруг мечетей, — висят флаги с восхвалением и упоминанием Хусейна, его семьи и соратников.

На улице, которая ведет к Джума-мечети, по вечерам из динамиков звучат религиозные стихи, раздают милостыню. Вся улица заполнена шатрами с угощениями: каждый приносит что может. Кто-то наполняет тарелки конфетами и печеньем, кто-то готовит плов, кто-то разливает розовую воду, кто-то — чай. На каждом шатре написано имя того, кто погиб в битве с халифом.

В Афганистане, например, траурные церемонии проходят более радикально: мужчины бьют себя цепями, чтобы испытать все мучения пророка. В Дербенте же ограничиваются символическими ударами в грудь.

Городские власти установили специальное туристическое бюро, сотрудники которого встречают неместных, рассказывают им историю города, объясняют смысл церемонии, вкусно кормят. Нам положили с собой плова, овощей и фруктов.

Следующие два дня мы провели в горах. Из Махачкалы поехали в Сулакский каньон, по дороге в горах закупились у местных фруктами, овощами, хлебом и сыром. Все местные очень приветливы, с радостью подсказывают дорогу. Мы тоже никому не отказывали — подвозили бабушек до деревень, помогали донести кому⁠-⁠то продукты
После Сулакского каньона мы решили переночевать на берегу Чиркейского водохранилища. Но пока мы купались, нашим ужином в виде лаваша, дыни и сыра полакомились местные коровы. Зато компания отдыхающих недалеко местных ребят угостила нас шашлыком — голодным в Дагестане остаться нельзя ни при каких обстоятельствах

Ночевали мы в машине — из квартиры в Махачкале взяли с собой подушки и одеяла. Не пятизвездочный отель, зато вид потрясающий. Первое, что я увидела с утра, — все ту же наглую корову, съевшую наш ужин.

На следующий день мы отправились на водопад Тобот недалеко от селения Хунзах. Он расположен на плато, вода стекает в ущелье с высоты около 70 метров — потрясающий вид.

Следующей точкой была Карадахская теснина вблизи реки Квартах. Там мало растительности — практически одни мхи и папоротники, зато довольно много хищных птиц. У нас не было цели понаблюдать за ними — просто хотели посетить туристическое место. Дальше отправились на Салтинский водопад, который находится в теснине. Чтобы добраться, нужно сначала пройти вброд по ручью около 400 метров. Местные обустроили там целый бизнес: сдают резиновые сапоги в аренду.

Бизнес полезный, но оплатить аренду сапог можно только наличными, которые мы забыли в машине. Пришлось идти по скользким глыбам босиком — массаж ног и закалка по-дагестански. Водопад оказался очень красивым. Хотя вода и была холодной, но после ночи в машине мы не могли в нем не искупаться.

Заночевать решили недалеко от села Гуниб: выбрали пологий склон с видом на его окрестности, запаслись арбузом, сыром и лавашом, проверили местность на отсутствие коров и устроили пикник под саундтрек овечьих колокольчиков и стрекотание кузнечиков. В 5 утра нас разбудило стадо овец, видимо, решившее, что наша машина — то ли их новый пастух, то ли пастушья собака.

Наутро мы решили поехать в село Кубачи, которое с древних времен известно производством изделий из серебра и металла
Оно находится на высоте 1800 метров над уровнем моря, периодически там проходят биеннале для художников
В остальном это вымирающая деревенька, откуда уезжает молодежь
В Кубачи мы встретили местную женщину, которая сразу же позвала нас в гости
Напоила чаем, рассказала про коллекцию своей посуды, свою семью, село. Конечно же, положила угощения с собой
А нам пора было возвращаться в Махачкалу, потому что на следующий день мы улетали в Москву
РедакцияПутешествовали на машине по Кавказу? Расскажите про вашу поездку:
  • Надежда ТитоваОчень красиво и вдохновляюще!5
  • Катя МещеряковаНадежда, спасибо!:)0
  • VmV13И фото красивые, и написано хорошо1
  • user3242979Катя, здравствуйте. Аэропорта в Кисловодске нет, он в Минеральных Водах.1
  • Катя Мещеряковаuser3242979, да, точно, в правы, я ошиблась)1
  • Катя МещеряковаVmV13, спасибо)0
  • Юлия С.Написано внятно и подробно, вспомнила поездку в Дагестан. А про Бермамыт не поняла, можете пояснить? Вы на джипе доехали( и если помните, во сколько обошелся джип с водителем? Я планирую летом одна поехать, поэтому спрашиваю.. Машину не вожу, поэтому либо аренда либо с экскурсией...). Вы остались ночевать ... А джип уехал или ждал вас? Если уехал, то на чем вы до Терскола добрались?))... Приэльбрусье обожаю))1
  • Иван ЕгоровНу какова красота!!!2
  • МилаДобавила Бермамыт в свой тревел-виш-лист. Очень живописное место!2
  • Катя МещеряковаЮлия, мы там ночевали с водителем, он ставил нам палатку, а до Терскола попросили его нас подбросить)1
  • Никита Мардюковспасибо за иллюстрированный рассказ1
  • Катя МещеряковаМила, обязательно посетите и желательно с ночевкой)1
  • Крокодилничего себе, сколько мест за один раз!1
  • Rrr RrrEssa, и слава Богу;)0
  • Essa SaRrr, почему? Там действительно очень красиво и было достаточно гостеприимно и самобытно...я сама несколько лет искала случай поехать,вот в прошлом году успела побывать. Если б не успела было бы оооочень жаль(0
  • Наталия ДмитриеваВсё прекрасно, только зачем было брать одеяла и подушки из квартиры в Махачкале, злоупотреблять кавказские гостеприимством?0
  • ЕкатеринаКатя , спасибо, познавательно и остроумно ! Вкусно пишете1
  • Rrr RrrEssa, а вы самих дагестанцев спросили, сильно ли их волнует потерянное ‘доверие туристов’?1
  • Essa SaRrr, это правда вопрос... В целом думаю им поток туристов со своими правилами не оч был) но вот поток денег от этих туристов им точно нравился😁0
  • Витас Поляковневероятно красивые фотографии)))1
  • Мария ГорнКакое интересное путешествие! Фото очень красивые и живые 🔥 Спасибо, что поделились0