Что такое фиджитал-спорт — новое направление на стыке видеоигр и традиционных дисциплин
Фиджитал появился только в 2022 году, но уже сейчас это самый «богатый» вид спорта в России.
Столицей необычного формата стала Казань. За два года в городе прошли десять масштабных Фиджитал-игр и несколько отдельных турниров, а в конце февраля стартовали Игры будущего. Это главные соревнования по фиджитал-спорту в мире: на них приехали представители более чем 100 стран, а на проведение выделили больше 6 млрд рублей. При этом многие до сих пор не знают, что такое фиджитал и откуда он появился.
Мы изучили феномен и рассказываем, как выглядит новый вид спорта, почему на него выделяют столько денег и есть ли у него будущее.
Все, что нужно знать о фиджитал-спорте
- Что такое фиджитал-спорт
- Какие дисциплины есть в фиджитал спорте
- Как появился фиджитал-спорт
- Как новый вид спорта развивается в России
- Турниры по фиджитал-спорту
- Сколько денег выделяется на фиджитал-спорт
- Существует ли фиджитал-спорт в других странах
- Для чего России фиджитал-спорт
- Сомнения и проблемы фиджитал-спорта
Что такое фиджитал-спорт
Фиджитал — новый вид спорта, который сочетает традиционные дисциплины с виртуальными состязаниями.
Название направления произошло от двух английских слов: physical и digital, то есть «физический» и «цифровой». Это своеобразное двоеборье: участники соревнуются в видеоигре и ее реальном аналоге. Например, в симуляторе футбола и на площадке для настоящего мини-футбола.
Какие дисциплины есть в фиджитал-спорте
Определить конечное число дисциплин в фиджитал-спорте невозможно. Во-первых, это молодое направление: оно все еще развивается, а правила формируются в процессе. Во-вторых, организаторы турниров выбирают любые виды спорта или киберспорта и комбинируют их с аналогами в цифровом или реальном мире. Поэтому на крупных турнирах регулярно встречаются новые дисциплины.
Какие-то виды фиджитал-спорта уже сформировались: соревнования по ним проводятся регулярно, в них участвуют известные коллективы, а федерация закрепила официальные правила. Для других идеальный формат еще не найден и меняется от турнира к турниру.
Организаторы главных в России соревнований по фиджитал-спорту — Игр будущего — выделяют несколько «вызовов», то есть категорий дисциплин. Для удобства будем придерживаться той же классификации и расскажем про каждую из них.
Спорт. Этой категорией проще всего объяснить весь концепт фиджитал-спорта. А еще здесь самый очевидный формат соревнований. К категории «Спорт» относятся все дисциплины, основанные на реальных видах спорта: футболе, хоккее, автогонках, единоборствах, скейтбординге — чем угодно. Главное — подобрать каждому виртуальный симулятор или достаточно близкий аналог среди видеоигр.
Как правило, в таких дисциплинах спортсмены соревнуются друг против друга — в командах или один на один — сначала за компьютером или приставкой, а затем на физической площадке, трассе или ринге. Например, фиджитал-футболисты играют матч в EA Sports FC, а потом переходят на мини-футбольное поле и в формате «5 на 5» продолжают с того же счета.
В хоккее и баскетболе правила похожи, различается только количество человек в команде и детали физического этапа. А вот в смешанных единоборствах вместо реалистичного симулятора MMA участники соревнуются в файтинге Mortal Kombat — видимо потому, что он более популярен среди киберспортсменов.
Фиджитал-гонки проходят в формате эстафеты: оба «члена экипажа» по очереди проезжают дистанцию в симуляторе и на картинг-трассе. В экстремальных видах спорта вроде скейтбординга и BMX спортсмены выполняют трюки в рампе, а затем повторяют их в видеоигре.
Это только часть видов фиджитал-спорта, наиболее распространенных спустя год после появления направления. Некоторые центры готовят спортсменов и в других дисциплинах, например в теннисе, регби и флаг-футболе . Но турниры по ним пока либо вообще не проводят, либо только на местном уровне.
Тактика. В основе этой категории — не классические дисциплины, а киберспорт. Если точнее — многопользовательские шутеры. Участники соревнуются в одной из игр: Counter-Strike 2, Warface, Standoff 2 или любой другой на выбор организаторов турнира.
В качестве физического этапа выступает командная военно-тактическая игра. Как правило, пейнтболу и страйкболу предпочитают более безопасный лазертаг. В нем используются лазерное оружие и сенсоры, которые фиксируют попадания, поэтому нет риска травмироваться снарядом. Обычно матч проходит в режиме «Захват флага» или «Установка флага» .
В отличие от категории «Спорт», в «Тактике» цифровой и физический этапы не всегда одинаково важны для результата. Например, в плей-офф Игр будущего команды играют в лазертаг только в случае ничьей в видеоигре.
Стратегия. Еще одна категория, основанная на киберспорте. Набор игр тоже может меняться: на Играх будущего сюда входят многопользовательский симулятор «Мир танков» и MOBA-игры Dota 2 и мобильная Mobile Legends: Bang Bang.
Найти физический аналог для таких игр непросто. «Миру танков», например, подошел бы танковый биатлон, но это слишком требовательная дисциплина как для участников, так и для организаторов. Комплексные и фантастические MOBA-игры и вовсе сложно представить в реальности. Поэтому в категории «Стратегия» концепт фиджитал-спорта размывается.
Организаторы турниров по-разному решают вопрос физического этапа. Некоторые комбинируют видеоигры со сдачей нормативов ГТО. Это актуально не только для MOBA-игр, но и для тактических шутеров, если на соревнованиях нет оборудования для лазертага.
За год до старта Игр будущего руководитель проекта Игорь Столяров анонсировал, что его команда готовит «физическую реинкарнацию Dota 2» — некую фэнтези-игру с элементами лазертага. Правда, к началу турнира ничего подобного не показали. Вместо этого организаторы предложат несколько соревнований, например футбол, баскетбол и лазертаг, из которых участники сами выберут подходящий им физический этап.
Как и в «Тактике», физический и цифровой этапы могут непропорционально влиять на результат. На Играх будущего основной призовой фонд категории «Стратегия» разыграют в виртуальных соревнованиях. Финалисты каждой дисциплины дополнительно сыграют один фиджитал-финал в выбранном ими виде спорта, победители получат бонусный приз.
Скорость. Здесь команды соревнуются в спидранах — прохождении однопользовательских видеоигр на скорость. Хотя спидран-турниры менее популярны, чем киберспортивные соревнования, направление существует давно. Помимо игровых навыков геймеры используют разные лазейки и ошибки кода на уровнях.
В теории «заспидранить» можно любую игру. Организаторы Игр будущего выбрали девять тайтлов — от Battletoads и Earthworm Jim до Dark Souls 3 и «Шрека 2». Их разделили на три категории: консольные ретро, ретро ПК и современные ПК. Каждой команде из трех человек предстоит пройти все девять игр.
В качестве физического этапа к Играм будущего обещали ввести полосу препятствий. За год реализовать задумку не удалось, поэтому спортсмены будут соревноваться в одной из трех дисциплин на выбор: футболе, лазертаге или ритм-симуляторе . Как и в «Стратегии», физический этап будет только один, финальный. Он не повлияет на результат основного турнира, а победители получат дополнительный приз.
Технологии. Пятый «вызов» Игр будущего не связан ни с фиджитал, ни с киберспортом. Это шоу технологических достижений, дополняющее концепцию мероприятия. Участники выступят в четырех дисциплинах: гонках дронов, битве роботов, спортивном программировании и кибатлетике .
Как появился фиджитал-спорт
Фиджитал-спорт в определении Большой российской энциклопедии существует уже давно. Термин включает любые мероприятия, которые совмещают элементы физической активности и виртуального пространства. Под это описание подходят как современные VR-шлемы или консоли с управлением движением, так и, например, световой пистолет NES Zapper 1984 года выпуска .
Сейчас фиджитал-спорт — это прежде всего комбинация физического и киберспортивного этапов. Кто конкретно придумал такой формат — неизвестно. В нескольких материалах утверждается, что появился он органически. Правда, темпы роста индустрии в России и почти полное ее отсутствие в других странах указывают скорее на искусственную природу.
Многие называют причиной возникновения фиджитала успех команды Team Spirit на The International в 2021 году. Российские игроки выиграли не только трофей чемпионата мира по Dota 2, но и рекордные для всего киберспорта призовые — больше 18 млн долларов. О них узнала вся страна, включая далеких от видеоигр людей: чемпионов приглашали на телевидение и поздравляли из кремля.
Правда, вице-премьер Дмитрий Чернышенко анонсировал турнир Игры будущего за месяц до победы Team Spirit — в сентябре 2021 года. Концепции фиджитал еще не существовало, но политик сразу обозначил, что это будут киберспортивные соревнования с элементами традиционных видов спорта: «Традиционную олимпийскую триаду — тело, волю и разум — предлагается дополнить четвертым компонентом, который уже стал частью нашей жизни, — технологиями».
Через полгода Чернышенко уже сформулировал формат Игр будущего. Тогда же прошел первый фиджитал-турнир — Первые открытые современные студенческие игры. Слово «фиджитал» еще не использовали: дисциплины назывались футбольным, хоккейным и военно-тактическим двоеборьем.
Термин закрепился к осени 2022 года, когда в разных регионах прошли еще несколько турниров, а в Казани полноценно анонсировали Игры будущего — 2024. 31 января 2023 года фиджитал признали официальным видом спорта в России. Правда, во Всероссийский реестр попали только тактическое двоеборье и ритм-симулятор. На вопрос Т—Ж о том, можно ли считать остальные дисциплины официальными видами спорта, представители федерации не ответили.
Как фиджитал-спорт развивается в России
В феврале 2023 года заработала Всероссийская федерация фиджитал-спорта. Спустя год по всей стране открылось более 60 филиалов организации.
Руководителями местных отделений часто назначали медийных людей, прежде не связанных с киберспортом, или профессиональных спортсменов из дисциплин, еще не представленных в фиджитал. В апреле 2023 года президентом национальной федерации стал олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Никита Нагорный.
Фиджитал-спорт в вузах. Одновременно с развитием инфраструктуры фиджитал-спорт внедрялся в систему образования. Известные учебные заведения открыли тематические центры для студентов. Например, Сеченовский университет запустил в Москве Фиджитал-академию для подготовки спортсменов, а петербургский Политех — университетский фиджитал-центр. В последнем можно не только готовиться к соревнованиям, но и получать зачеты по физкультуре.
Остальные вузы тоже не отстают: в десятках заведений по всей стране прошли открытые уроки, на которых студентам рассказывали про фиджитал-спорт и проводили матчи в разных дисциплинах. В конце года вице-премьер анонсировал подготовку учебных фиджитал-направлений, а университет «Синергия» запустил магистерскую программу «Менеджмент в киберспорте и фиджитал-спорте».
Турниры по фиджитал-спорту
С момента признания фиджитала официальным видом спорта в России прошло множество соревнований разного уровня. Университеты и школы проводили свои внутренние турниры, местные федерации устраивали региональные и межрегиональные первенства.
Самые крупные мероприятия прошли в Казани под эгидой всероссийской федерации. С сентября 2022 по октябрь 2023 года в столице Татарстана состоялось десять розыгрышей Фиджитал-игр. На каждом спортсмены соревновались в одной или нескольких дисциплинах. Организаторы постепенно формировали правила, увеличивали масштабы и развивали инфраструктуру — и готовились к предстоящим Играм будущего.
Но прежде все в той же Казани, которая фактически стала центром всей индустрии, прошли еще несколько событий. Сперва стартовал всероссийский турнир «Путь чемпиона». Соревнования проводились независимо в разных фиджитал-дисциплинах, а победители автоматически попали на Игры будущего — 2024. Затем состоялись молодежные «Игры первых», в которых участвовали более 600 спортсменов от 14 до 25 лет.
Игры будущего. Даты проведения первых Игр будущего — с 19 февраля по 3 марта 2024 года. Как и большинство предыдущих крупных турниров, их принимает Казань. Но в отличие от Фиджитал-игр и «Игр первых», где представили не больше пяти видов фиджитал-спорта, в этот раз организаторы подготовили соревнования в 21 дисциплине из пяти разных категорий.
По словам организаторов, более 2000 спортсменов из 107 стран зарегистрировались на турнир. Среди участников — европейские футбольные и баскетбольные клубы, чемпионы по экстремальным видам спорта из Южной и Северной Америки и сразу несколько известных азиатских киберспортивных команд. Последних пригласил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, а заодно предложил провести Игры будущего — 2025 в Китае.
Общий призовой фонд турнира составил 10 000 000 $ (920 500 000 ₽). Больше всего — по 1 250 000 $ (115 062 500 ₽) — выделили на футбол и баскетбол. По 1 000 000 $ (92 050 000 ₽) за основной этап и дополнительные 50 000 $ (4 602 500 ₽) за фиджитал-финал разделят киберспортсмены в Dota 2 и Mobile Legends. Это больше, чем на большинстве крупных мировых первенств по этим играм. Еще в семи дисциплинах участники разыграют по 500 000 $ (46 025 000 ₽).
Сколько денег выделяется на фиджитал-спорт
Причина такого активного развития фиджитал-спорта и проведения турниров подобного масштаба — щедрое финансирование проектов государством. В начале 2023 года правительство обещало выделить на проведение одних только Игр будущего 5,2 млрд рублей: 1,8 млрд на подготовку в 2023 году и 3,5 млрд — в 2024 году. Еще 1 млрд вложила Республика Татарстан.
Всего в 2024 году, по словам замминистра спорта Азата Кадырова, на развитие спорта уйдет 55,8 млрд рублей из бюджета. То есть организаторы Игр будущего получили больше 6,2% от общей суммы. Для сравнения, на Игры стран БРИКС и Всемирные игры дружбы, которые должны стать альтернативой летней Олимпиаде для российских спортсменов, выделят 1,29 млрд и 590 млн рублей соответственно.
На что уходят деньги. Большая часть средств, вероятно, использовалась для создания инфраструктуры. Игры будущего сами по себе — масштабное мероприятие, а концепция фиджитал-спорта требует дополнительной дорогостоящей подготовки. Для физических этапов нужны разные площадки — от ледовой арены до картинг-трассы. Виртуальные турниры не провести без большого количества современных компьютеров и консолей, не говоря об остальном техническом оборудовании.
Все десять розыгрышей Фиджитал-игр по разным дисциплинам прошли в Казани, этот же город принял и Игры будущего. Организаторы могли не экономить на технике и аренах: большая часть инфраструктуры наверняка будет использоваться для соревнований еще как минимум несколько лет. Например, турниры по фиджитал-баскетболу проходят на современном LED-паркете, куда выводится инфографика и визуальные эффекты.
Реклама. Еще один пункт бюджета Игр будущего — маркетинг. Задолго до старта турнира в десятках СМИ появились материалы о том, что такое фиджитал-спорт и почему мероприятие в Казани не стоит пропускать. Освещением соревнований занимаются и тематические издания — спортивные, игровые и технологические, — и государственные новостные сайты.
В продвижении мероприятия участвуют известные спортсмены и блогеры. Главные амбассадоры Игр будущего — 2024 — футболист Артем Дзюба, певец Егор Крид и ютубер Влад Бумага. Соревнования транслируются как на федеральном «Матч ТВ», так и на стриминговых сервисах, в том числе в коллаборации с игровой площадкой VK Play.
Призовые фонды. На Играх будущего суммарно разыграют больше 10 млн долларов — это пятая часть от всего бюджета турнира. Руководитель проекта Игорь Столяров называет призовой фонд «рыночным», то есть на уровне подобных международных соревнований.
Относительно киберспортивных чемпионатов это справедливо: призы в большинстве дисциплин не рекордные, но выше крупных международных турниров. Например, в «Мире танков» 500 тысяч долларов разыграют впервые. По остальным категориям оценить призовые сложно: нигде больше фиджитал так не развит, а сравнить Игры будущего можно разве что с мероприятиями тех же организаторов.
Осенью 2022 года, сразу после анонса Игр, организаторы обещали еще больший призовой фонд — 25 млн долларов. По словам Столярова, в ряде дисциплин планировали разыграть до 8 миллионов. Почему в итоге сумма сократилась в два с половиной раза — неизвестно, но она все еще сформирована исключительно за счет рекламных контрактов.
«С неба ничего не свалилось, каждый доллар — это кропотливая и точечная работа с партнерами», — говорит руководитель проекта. У Игр будущего и правда заявлено как минимум десять крупных спонсоров, бренды которых вынесены в названия дисциплин.
Существует ли фиджитал-спорт в других странах
Организаторы Фиджитал-игр и Игр будущего часто подчеркивают, что турниры — международные. В них и правда участвуют представители разных стран, но тех сложно назвать профессиональными фиджитал-спортсменами. Просто потому, что это направление нигде, кроме России, не развито — по крайней мере пока.
Спортсмены из разных стран. Известные иностранные команды приезжают преимущественно из «дружественных» стран. Например, футбольные «Црвена Звезда» из Сербии и R10 из Бразилии или целый ряд китайских клубов по Dota 2. Есть и представители США или западноевропейских стран, но чаще это независимые спортсмены-одиночки.
Формат турнира максимально дружелюбен для тех, кто не занимается фиджитал-спортом на постоянной основе. Если участникам категории «Спорт» еще важно потренироваться в симуляторах — хотя многие и так увлекаются виртуальной версией своей дисциплины, — то киберспортсменам это вообще не обязательно. Основной призовой фонд все равно разыгрывается в видеоигре, а физический финал — возможность немного увеличить награду.
Турниры за рубежом. В некоторых СМИ появились заголовки вроде «Фиджитал-спорт пришел в Африку». На самом деле соревнования проходили все в том же Татарстане — просто среди африканских студентов местных университетов. Столяров допускал, что одни из следующих Фиджитал-игр действительно могут состояться на другом континенте, но пока жители африканских стран только начинают узнавать о новом виде спорта — благодаря российским посольствам.
При этом турниры по фиджитал-спорту в других странах все же проводятся. Например, в Белграде в декабре 2023 года на школьных соревнованиях по баскетболу финалисты определяли чемпиона еще и в симуляторе NBA. Авторами такой инициативы выступили организаторы Игр будущего. Зато во Вьетнаме в начале 2024 года прошел Фестиваль фиджитал и киберспорта — судя по всему, без поддержки российской стороны.
Международная федерация. В конце 2023 года Столяров сообщил о создании Международной федерации фиджитал-спорта. Он не уточнил, кто учредил организацию, что она собой представляет и какие страны в нее войдут. «Имена озвучивать не стану, скоро сами все узнаете», — добавил руководитель проекта Игр будущего. За два месяца, прошедших с того момента, никаких подробностей о федерации так и не появилось.
В целом, фиджитал можно назвать не просто российским изобретением, но и национальным видом спорта. Даже представители региональных федераций говорят о том, что конкурентов в этой сфере у страны сейчас нет. В англоязычном пространстве направление почти не представлено. А термин хоть и существует, означает совсем другое — взаимодействие технологий и физических объектов в спортивной индустрии. Фиджитал-спорт в Европе — это QR-билеты на стадион и инфографика матчей в дополненной реальности.
Для чего России фиджитал-спорт
Фиджитал-спорт — молодой, еще не до конца сформировавшийся вид спорта. Но его активно продвигают на государственном уровне, причем не только внутри страны, и выделяют огромные по меркам министерства спорта деньги. Возникает закономерный вопрос: в чем польза фиджитала?
Развитие молодежи. Первый и самый очевидный ответ — здоровье детей и подростков. Это справедливо для любого вида спорта, но особенно актуально в этом случае.
Молодой аудитории интересны видеоигры, особенно на фоне роста призовых и успехов российских спортсменов в киберспорте. Представители старшего поколения не понимали такое увлечение, но теперь нашли компромисс: подростки получают возможность реализоваться практически в любой киберспортивной дисциплине, но «в обмен» занимаются еще и спортом.
Это объясняет и активное продвижение нового вида спорта в школах и вузах, через популярных артистов и блогеров, в соцсетях. «Дети много времени проводят в виртуальном мире, хочется вытаскивать их на свежий воздух, давать физическую нагрузку», — говорит глава волгоградской федерации Андрей Лиманский. Знакомая многим родителям проблема получила решение.
С 2022 года в России действует программа «Развитие физической культуры и спорта», ее цель — чтобы к 2030 году 70% населения систематически занимались спортом. Важную часть в проекте играют подростки: им проще привить привычку, а к обозначенной дате именно они станут активной частью взрослого населения. По словам организаторов Игр будущего, меньше чем за год с фиджитал-спортом удалось познакомить более 1,5 млн потенциальных спортсменов.
Зрительский интерес. Даже те, кто не будет заниматься фиджитал-спортом, могут стать ценным активом для индустрии — аудиторией соревнований. Масштаб мероприятий, участие иностранных звезд, широкое освещение турниров — все это делается для привлечения зрительского внимания к необычным дисциплинам.
Оценить привлекательность фиджитала в качестве развлекательного шоу еще только предстоит, но первые выводы можно сделать уже сейчас. Записи трансляций и яркие моменты соревнований собирают тысячи и десятки тысяч просмотров — как в российском VK Video, так и на «Ютубе». Даже первый этап турнира по Dota 2 на Играх будущего, если верить цифрам, суммарно посмотрел миллион человек. Организаторы ожидают, что весь проект соберет 3 млрд просмотров.
Судя по количеству крупных спонсоров и сформированному ими призовому фонду, инвесторы тоже верят в успех проекта. А анонсы новых мероприятий, в том числе продолжения Игр будущего в других странах, говорят о больших планах организаторов.
Политика. Еще одно объяснение, почему государство делает такую ставку на фиджитал-спорт. Игры будущего — не просто один из немногих турниров, в которых российские спортсмены могут полноценно принять участие. Это крупное международное событие, которое страна принимает у себя в условиях спортивных санкций.
Спорт — одна из главных сфер, в которой государство старается преодолеть ограничения своими силами. Другие варианты — Всемирные игры дружбы и Игры стран БРИКС — не слишком привлекательны для иностранцев и даже профессионалов из России. Международные федерации и МОК угрожают потенциальным участникам этих соревнований отстранением от Олимпиады и главных чемпионатов.
В киберспорте все проще. Таких строгих ограничений там нет, за участием в Играх будущего вряд ли последуют какие-либо санкции. А значительную часть звезд можно без проблем пригласить из «дружественного» Китая. При этом формат турнира предполагает, что это не просто киберспорт, а приближенные к традиционному спорту соревнования. Это позволяет одновременно и занять пока свободную нишу, и конкурировать с событиями вроде Олимпийских игр.
Руководитель Игр будущего говорит, что проект нельзя сравнивать ни с Олимпиадой, ни с крупными киберспортивными турнирами. «Мы вообще не лезем на поляну классического спорта. <…> У нас своя ниша», — сказал Столяров за месяц до старта Игр. Но и журналисты, и главы региональных федераций называют это именно «ответом на санкции». А вице-премьер Чернышенко еще в 2021 году, до ужесточения ограничений, анонсировал соревнования как переосмысление олимпийского движения, которое «пришло в упадок».
Важность Игр будущего для политики страны подчеркивает и участие в них президента. Владимир Путин записывал обращения организаторам мероприятия, рассказывал о нем Си Цзиньпину и присутствовал на открытии соревнований вместе с главами стран СНГ.
Экономика. Универсальная причина, актуальная не только в спорте, но и в любой развивающейся сфере. Масштабные мероприятия требуют сложных организационных процессов, а значит, могут обеспечить рабочими местами многих местных жителей. Одновременно с этим в вузах открываются новые направления обучения — индустрию будут развивать молодые профессионалы.
Не менее важно и увеличение туристической привлекательности России. После введения санкций Казань лишилась права проведения сразу нескольких международных соревнований: Специальной Олимпиады, чемпионата мира по водным видам спорта, Суперкубка УЕФА. Игры будущего вернут часть иностранных гостей в столицу Татарстана — хотя среди претендентов на проведение турнира были еще Москва, Санкт-Петербург, Калуга и Сочи.
Кроме того, немало внимания и на Играх будущего, и в индустрии в целом уделяется технологиям — не только связанных с видеоиграми. Соревнования проводятся в том числе по несвязанным с фиджиталом спортивному программированию, битвам роботов и гонкам дронов, а на мероприятиях продвигают VR-проекты и другие современные разработки. Это может способствовать развитию науки и образования.
Сомнения и проблемы фиджитал-спорта
Несмотря на стремительное развитие и первые успехи, концепция фиджитал-спорта вызывает ряд вопросов. Часть из них может решиться со временем, другие — скорее риторические, к самой идее комбинации спорта и технологий. Причем поднимают эти вопросы не только люди со стороны, но и представители индустрии.
Баланс игр. Прежде всего, непонятно, насколько конкурентными и соревновательными могут быть фиджитал-дисциплины. Проблемы возникают при сопоставлении традиционного вида спорта и его виртуального аналога.
С основными дисциплинами категории «Спорт» — футболом, баскетболом, хоккеем, гонками — все более или менее понятно. Участники напрямую противостоят друг другу и на площадке, и в видеоигре, поэтому сложность зависит в первую очередь от уровня оппонентов. К тому же в этих видах есть проверенные симуляторы, актуальные в киберспорте сами по себе.
Другое дело — скейтбординг и BMX. Это экстремальные виды спорта, которыми сложно заниматься буднично, время от времени. Они требуют серьезного уровня подготовки просто для того, чтобы выполнить несколько базовых трюков. При этом спортсмены соревнуются друг с другом только условно: для набора баллов им нужно выполнить ряд элементов независимо от соперников. Они не могут адаптироваться тактически или рассчитывать на элемент везения.
Еще сложнее ситуация становится, когда спортсмены переходят в виртуальный этап. На приставке им нужно повторить трюк, который они только что выполнили в рампе. Но каким бы реалистичным ни был симулятор, как правило, это требует нажатия пары кнопок — что несравнимо с исполнением элемента в жизни. Да, за это лишь немного увеличивают балл, но тогда возникает вопрос: для чего вообще это нужно?
Еще сложнее ситуация в категории «Стратегия», где уже видеоиграм пришлось искать физический аналог. И если шутерам отлично подошел лазертаг, то в «Мире танков» и MOBA-играх до сих пор оптимального решения нет. Возможно, у федерации все-таки получится реализовать идею с новой военно-тактической игрой и сбалансировать ее с цифровым этапом. Но пока кажется, что обычным киберспортивным турнирам добавили необязательный элемент, чтобы назвать это инновацией.
Оборудование и софт. Часть проблем с балансом можно решить созданием новых игр: например, выпустить специальные симуляторы для фиджитал-спорта, которые помогут уравнять физический и цифровой этапы. Но это сложный, долгий и дорогостоящий процесс — и не факт, что в итоге получится идеальный по всем параметрам продукт.
Сейчас на всех турнирах используются в основном популярные во всем мире видеоигровые серии: NBA 2K, EA Sport FC, Mortal Kombat, Counter-Strike, Dota 2. С одной стороны, это логично — так приобщиться к фиджитал-спорту проще и киберспортсменам, и обычным геймерам. К тому же эти игры проверены годами и достаточно сбалансированы для соревновательных дисциплин.
С другой стороны, это накладывает определенные ограничения. Вряд ли разработчики полностью запретят использовать свои игры без согласования на коммерческом турнире, но риск нарушения авторских прав остается. Например, еще до недавнего времени футбольный симулятор EA Sport FC выходил с лицензией ФИФА — одной из федераций, которая ввела санкции против российских спортсменов и команд. Но даже сейчас в игре есть лицензированные стадионы, клубы и игроки.
Кроме того, из России ушли производители консолей, а цифровые магазины закрылись. Купить ту же EA Sport FC все еще можно, но дороже и сложнее. Это частично увеличивает порог входа в фиджитал-спорт. А заодно ставит под сомнение официальность всей индустрии: можно ли признать международный статус соревнований, «инвентарь» для которых куплен в обход санкций?
Та же ситуация с технологическим оборудованием: в стране нет отечественных альтернатив. И если приобрести компьютеры в «дружественных» странах — не проблема, то игровые приставки — это уже «серый» товар. А один из самых популярных шлемов виртуальной реальности производит Meta — компания, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Проблему в индустрии признают, но пока только на уровне учебных заведений. Об отсутствии отечественного софта говорила заведующая кафедрой киберспорта в «Синергии», а вопрос об обеспечении турниров оборудованием поднимала профессор ВШЭ.
Участие государства. Чрезмерно активное продвижение фиджитал-спорта заставляет усомниться в жизнеспособности идеи в целом. Большинство соревновательных видов спорта появились сами по себе: люди придумывали новую игру, она начинала распространяться, и только потом ее признавали видом спорта и начинали поддерживать федерации. И даже киберспорт не сразу стал соревновательным и обзавелся официальными турнирами.
С фиджиталом все наоборот. Сначала чиновники анонсировали турнир, у которого даже не было сформулированного концепта. Затем появилась идея формата, федерация — и только затем на первых турнирах начали тестировать основные положения и правила. Участники и зрители при этом втягиваются постепенно: к началу главного фиджитал-соревнования многим людям все еще приходилось объяснять, что это вообще такое.
Неестественными кажутся и каналы продвижения: ставка делается на подростков, но занимаются развитием индустрии взрослые чиновники, не всегда разбирающиеся в технологиях и интересах молодого поколения. Из-за этого про фиджитал рассказывают государственные политические СМИ, а анонс Игр будущего приходит в виде пуш-уведомления в приложении госуслуг.
Аудитория. Не до конца понятно, для кого придумали фиджитал-спорт. Многие инициаторы говорят о привлечении детей и подростков. Но огромные денежные вложения и участие профессиональных спортсменов говорят о том, что Игры будущего должны восприниматься как соревновательный турнир высочайшего уровня.
Очевидно, что за пару лет развития фиджитал-спорта профессионалов именно в этой узкой сфере пока не появилось. В турнирах участвуют либо спортсмены, которые подтянули свой уровень в видеоиграх, либо киберспортсмены, которые готовы попробовать себя в физической активности — в зависимости от дисциплины. И кажется, что никто из них не посвятит себя этому полностью.
На Игры будущего приехали китайские команды по Dota 2 мирового уровня. При этом известные игроки в не менее популярную Counter-Strike — даже из России — отказались от участия. В это же время у них проходят отборочные игры на мейджор, чемпионат мира по CS2. Игроки в Dota 2 тоже вряд ли бы отказались от The International в пользу фиджитал-турнира — даже несмотря на внушительные призовые.
В других дисциплинах тоже есть свои звезды: бывшие игроки КХЛ, призеры Олимпиады, медиафутболисты. Но это либо спортсмены, пик карьеры которых уже прошел, либо те, кто может совмещать участие в Играх будущего с другими важными турнирами. Для большинства известных участников это лишь способ дополнительно проверить себя и заработать деньги.
Будут ли кто-то заниматься фиджитал-спортом профессионально, появятся ли там свои звезды и чемпионы — пока неясно. Есть мнение, что индустрия изначально создана для полупрофессионалов. «Игроки и команды высочайшего уровня вряд ли будут принимать участие в подобном», — заявил представитель Федерации киберспорта России.
Из-за этого под сомнение попадает и развлекательный потенциал фиджитал-спорта. Зачем кому-то смотреть футбольное двоеборье среди полупрофессионалов, если можно включить полноценный матч или киберспортивный турнир с участием лучших геймеров?
Что в итоге
- Фиджитал-спорт — это своеобразное двоеборье, комбинация киберспортивной дисциплины и ее аналога в традиционном спорте. Например, игроки в фиджитал-баскетбол играют матч в видеоигре, а потом продолжают с тем же счетом на настоящей площадке.
- В теории дисциплин может быть сколько угодно — все зависит от фантазии организаторов соревнований. На Играх будущего, крупнейшем тематическом турнире, заявлено больше 20 дисциплин, но не все из них можно назвать классическим фиджитал-спортом.
- Фиджитал-спорт придумали в России в 2022 году — формат разработали специально к Играм будущего, которые анонсировали еще осенью 2021 года. За полтора года фиджитал признали официальным видом спорта, провели более десяти подготовительных турниров под эгидой федерации и создали несколько фиджитал-центров при учебных заведениях.
- Активное развитие индустрии обеспечивает серьезная государственная поддержка: в 2023 и 2024 году Минспорта выделило на проведение Игр будущего больше 5 млрд рублей. Кроме того, правительство поддерживает инициативу информационно и помогает привлекать иностранных спортсменов.
- Правда, такая поддержка вызывает вопросы о перспективах проекта. Неясно, насколько естественный интерес к новому виду спорта проявляют участники турниров. К тому же между созданием концепции и стартом крупных международных турниров прошло очень мало времени: организаторы не до конца оптимизировали правила, а оборудование и видеоигры используются от ушедших из России компаний.
- При этом за рубежом фиджитал-спорт пока практически отсутствует. Немногочисленные турниры, которые проходят в других странах, часто поддерживаются организаторами из России. А о создании в Гонконге Международной федерации фиджитал-спорта известно пока только со слов руководителя Игр будущего.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik