Как стать пилотом гражданской авиации
Я работаю в гражданской авиации с 2002 года. Начинал в инженерной службе, в 2011 получил летную лицензию и несколько лет проработал вторым пилотом в авиакомпании S7.
У меня больше 6 тысяч часов налета. За это время летал в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Америке, России, Китае и Африке.
По российским правилам я мог бы уже выйти на пенсию, но продолжаю работать в одной из европейских компаний на пассажирских рейсах. Расскажу, как стать пилотом и как устроена профессия.
Вы узнаете
- Кто такой пилот гражданской авиации и что он делает
- Где работают пилоты
- Востребована ли профессия
- В каких вузах России можно получить образование
- Как поступить на пилота гражданской авиации
- Какие лицензии нужны для работы пилотом
- Какие нужны качества и навыки
- Сколько платят
- Какие перспективы профессии
- Какие плюсы и минусы
Кто такой пилот гражданской авиации и что он делает
Пилоты бывают военные и гражданские. Военных обычно называют летчиками, их учебу и специфику профессии в этой статье я разбирать не буду.
Пилот управляет воздушным судном — самолетом или вертолетом. Его задача — обеспечить безопасный и эффективный полет от взлета до посадки, соблюдая правила воздушного движения.
Кроме управления судном пилот планирует маршрут, готовится к полету и проверяет предполетные расчеты, подготовленные штурманской службой. Например, если в аэропорту прилета неблагоприятная погода, пилот выбирает запасные аэродромы, учитывая нужное количество топлива. Но иногда приходится решать на месте — сажать самолет в сложных условиях или уходить в другой аэропорт.
Раньше, на самолетах с устаревшими автоматическими системами, работали до пяти человек экипажа: два пилота, радист, штурман, бортинженер. Сейчас хватает двоих:
- Pilot flying — управляет воздушным судном.
- Pilot monitoring — ведет связь с диспетчером, заполняет летную документацию, читает чек-листы и может взять на себя управление судном, если командиру станет плохо.
Такое разделение ввели потому, что технически одному человеку сложно управлять лайнером: нужно не просто нажать кнопку автопилота, но и одновременно вести связь, пилотировать судно, задавать параметры полета.
При этом и капитан, и второй пилот могут выполнять функции pilot flying и pilot monitoring. Но у капитана выше уровень ответственности, есть право на принятие окончательного решения по ряду вопросов. Кроме того, у командира большого пассажирского лайнера должна быть действующая летная лицензия линейного пилота. О ней расскажу позже.
Рейс обычно оборотный: туда и обратно. Хотя бывают и эстафеты: например, Москва — Воронеж — Новосибирск — Красноярск. Перед вылетом проводят предполетный брифинг, где пилоты готовятся к рейсу, анализируют факторы, влияющие на полет. Все это для того, чтобы в случае нештатной ситуации каждый знал, что делать. Вот что обычно обсуждают:
- распределение обязанностей — кто pilot flying, а кто pilot monitoring;
- количество топлива с учетом возможности ухода на запасной аэродром;
- погодные условия, такие как ветер, дождь, гроза, и действия экипажа в связи с этим;
- маршрут руления самолета от стоянки до ВПП;
- длину и состояние взлетно-посадочной полосы, например ее коэффициент сцепления.
Если возникает спор, чаще всего решение за командиром: на нем больше ответственности. Например, только он может высадить невменяемого пассажира или сменить аэропорт посадки при неблагоприятной погоде.
Дверь в кабину пилота бронированная — защищает от пуль и осколков гранат, закрывается на кодовый замок, чтобы не вошли посторонние. Кабина оборудована системой безопасности с камерами и пультом управления. Эта система требует подтверждения пилота на каждое открывание и закрывание двери. Если пилотам плохо и они не открывают дверь, экипаж набирает аварийный код. В кабине пилота звучит громкий сигнал — примерно полминуты. Если никто из пилотов не ответит, дверь откроется на несколько секунд, в это время получится войти. Новации ввели после теракта 11 сентября 2001 года.
Где работают пилоты гражданской авиации
В гражданской авиации есть несколько основных направлений:
- пассажирские перевозки, где управляют пассажирским лайнером;
- грузовые перевозки;
- частная авиация — управляют вертолетами и бизнес-джетами для вип-персон;
- малая авиация — управляют воздушными судами служб, например медицинской или пожарной, обучают полетам в аэроклубах.
Выбор места работы во многом зависит от того, где вы живете и готовы ли поменять город или даже страну.
Есть три степени квалификации, которые определяют летное мастерство:
- Частный пилот или любитель — управляет небольшими одномоторными ВС авиации общего назначения.
- Коммерческий пилот — может управлять легкими самолетами и быть вторым пилотом на больших пассажирских лайнерах.
- Линейный пилот — может быть капитаном и управлять любым типом воздушного судна, пройдя соответствующее обучение. Это высшая квалификация. Нельзя стать линейным пилотом, не получив сначала лицензию коммерческого пилота.
Расскажу подробнее о каждой квалификации.
Частный пилот управляет небольшим одномоторным самолетом в бизнес-авиации, малой авиации и авиации общего назначения . Он может:
- перевозить туристов;
- обучать людей в аэроклубах;
- выполнять фигуры пилотажа;
- работать в спецохране, например патрулировании;
- работать в пожарной или санитарной авиации, например помогать пострадавшим в ДТП.
Коммерческий пилот перевозит пассажиров и грузы на многомоторном самолете — такие больше и тяжелее . Он может быть вторым пилотом на любом типе воздушного судна и командиром на тех судах, где достаточно одного пилота и полеты не связаны с коммерческой деятельностью, — в той же санавиации.
Линейный пилот выполняет задачи гражданской авиации, пассажирские и транспортные рейсы, перевозя грузы . Такой профессионал наиболее свободен в выборе работодателя и может устроиться в ведущие российские авиакомпании: «Аэрофлот», Red Wings, Nordwind, S7, «Уральские авиалинии», Utair.
Востребована ли профессия пилота гражданской авиации
Профессия пилота считалась престижной всегда, но ее востребованность на международном рынке зависит от разных обстоятельств.
Из-за санкций российские самолеты могут летать за границу только в аэропорты из ограниченного списка. Остается довольно большой внутренний рынок, но и он испытывает проблемы с ремонтом и обслуживанием иностранной авиатехники. Немалая часть пилотов перешла работать за границу, и эксперты предсказывают их нехватку в России через 2—3 года. Когда ситуация изменится, не знает никто.
По моему мнению, в мировой авиации в целом не хватает опытных специалистов с большим налетом, которых не нужно дополнительно обучать. Только налетав 1000 часов, в среднем это полтора-два года летного опыта, пилот начинает чувствовать себя уверенно в кабине: к этому времени нарабатываешь опыт, быстро выполняешь процедуры, больше знаешь и помнишь, можешь сохранять режим многозадачности. До того специалист активно учится.
Вчерашние выпускники летного училища или академии, пилоты с маленьким налетом в 150 часов или налетом в авиации общего назначения, сталкиваются с трудностями при поиске работы. Для управления многомоторным воздушным судном такого опыта недостаточно: пилот умеет управлять лишь небольшими самолетами. Практика есть, но не та и не на той технике. Начинающих специалистов берут неохотно, потому что это небезопасно и в новичков нужно вкладывать время квалифицированных инструкторов и опытных пилотов.
Возникает замкнутый круг: начинающим пилотам необходимы часы налета, но, чтобы их набрать, нужна работа, а без опыта не берут. В некоторых странах выходом из этой ситуации может быть система Pay-to-Fly: отдельные авиакомпании берут молодых пилотов, а те платят за возможность приобрести необходимые часы налета. По слухам, такие гонорары доходили до 80 000 € (8 379 392 ₽) за нужное количество летных часов, что, конечно, по карману не всякому начинающему специалисту.
Когда я работал в России в 2010-х годах, из-за сложной процедуры найма и политики авиакомпаний было больше вторых пилотов и меньше капитанов. Сейчас из-за международных санкций не хватает самолетов и рейсов — и вторым пилотам еще сложнее набрать необходимый летный опыт. При этом специалист с лицензией линейного пилота вполне может летать вторым пилотом, если их не хватает в штате авиакомпании.
В каких вузах России обучают на пилота гражданской авиации
Учат в летных вузах — военных и гражданских. При этом в гражданских вузах есть военная кафедра, пилоты могут стать офицерами и служить в армии.
Военные летчики после обучения могут работать в гражданской авиации. Для этого нужна лицензия на управление определенным типом техники.
В Федеральных авиационных правилах, ФАП, есть конкретные требования к членам экипажа воздушных судов. И хотя там не указан диплом по профильной летной специальности, фактически он нужен. Например, если пилот подает документы на повышение лицензии с CPL на ATPL, ему могут отказать из-за отсутствия профильного высшего образования.
В России два высших учебных заведения готовят пилотов гражданской авиации:
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А. А. Новикова, СПбГУ ГА.
- Ульяновский институт гражданской авиации им. Б. Бугаева, УИ ГА.
В СПбГУ ГА есть факультет летной эксплуатации, пилотов обучают на двух кафедрах: летной эксплуатации и аэронавигации. У вуза есть филиалы в Бугуруслане Оренбургской области, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Якутске.
На кафедре летной эксплуатации обучают специализации «организация летной работы», выпускник может претендовать на должность пилота воздушного судна. Срок обучения — 5 лет очно или 5,5 заочно. Стоимость на 2024/25 учебный год — 214 975 ₽ за семестр, или 429 950 ₽ за год .
Кафедра аэронавигации обучает по профилю «летная эксплуатация гражданских воздушных судов», здесь также выпускают будущих пилотов. Срок обучения — 4 года очно или 4,5 года заочно. Стоимость на 2024/25 учебный год — 138 155 ₽ за семестр, или 276 310 ₽ за год, есть и бюджетные места .
Летная и тренажерная практика, которая нужна для получения диплома, оплачивается отдельно. Она стоит около 7 млн рублей.
В УИ ГА пилотов готовят на факультете летной эксплуатации и управления воздушным движением. Обучение проходит по двум направлениям. Первое — «организация летной работы», это специалитет сроком обучения 5 лет и только очно. Стоимость на 2024/25 учебный год — 282 700 ₽ за год .
Второй профиль — «летная эксплуатация гражданских воздушных судов» . Это бакалавриат, срок обучения — 4 года, стоимость на 2024/25 учебный год — 282 700 ₽ для очной формы и 43 900 ₽ для заочной . Летная и тренажерная практика для поступающих в 2024 году стоила 7 086 700 ₽.
Филиалы института есть в Красном Куте Саратовской области, Сасове Рязанской области и Омске.
Как поступить на пилота гражданской авиации
Процессы поступления в оба учебных заведения похожи: нужны одни и те же предметы ЕГЭ, одинаковые баллы по ним, предусмотрены вступительные испытания. Сначала расскажу об общих условиях, затем выделю различия.
Поступление по результатам ЕГЭ. В любой из двух вузов абитуриент может попасть, сдав ЕГЭ по математике, физике и русскому языку, минимальное количество баллов по каждому — 45 .
Вступительные испытания вместо ЕГЭ оба вуза проводят для иностранцев, людей с инвалидностью и тех, кто приходит за вторым высшим. Предметы и минимальные баллы те же: математика, физика и русский язык, 45 баллов по каждому.
Список документов для поступления. В обоих вузах он почти одинаковый :
- Заявление.
- Паспорт.
- Документ о среднем общем, среднем профессиональном или высшем образовании.
- Результаты ЕГЭ.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Медицинские документы — справка по форме № 086/у и документы для врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Ее требования очень высокие, здоровье должно быть крепким.
- СНИЛС или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального учета.
- Для поступающих без вступительных испытаний — диплом победителя или призера всероссийской олимпиады школьников, книжка спортсмена или другие подтверждающие документы.
Документы можно отправить почтой, через госуслуги, личный кабинет абитуриента на сайте вуза или принести лично в приемную комиссию.
Прохождение врачебно-летной экспертной комиссии — обязательное условие в каждом вузе. Чтобы ее пройти, абитуриент должен принести медицинские документы :
- Паспорт.
- Две фотографии 3 × 4 см.
- Медицинскую справку по форме 086-У из поликлиники по месту жительства, заверенную главным врачом и печатью лечебного учреждения, с отметкой стоматолога о санации полости рта. Срок действия такой справки — 6 месяцев.
- Амбулаторную карту или выписку из нее.
- Приписное свидетельство или военный билет. Если абитуриент ограниченно годен к военной службе — выписку из военкомата с указанием статьи и диагноза.
- Результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW . Срок действия — 1 месяц.
- Результаты анализа крови на группу и резус-фактор.
- Справку из наркологического диспансера с заключением нарколога о состоянии здоровья. Срок действия — 1 месяц.
- Справку из психоневрологического диспансера с заключением врача о состоянии здоровья. Срок действия — 1 месяц.
- Выписку о перенесенных операциях — если есть.
- Девушкам от 18 лет — справку от гинеколога о состоянии здоровья и результаты анализа мазка. Срок действия — 1 месяц.
- Рентгенографию придаточных пазух носа с заключением рентгенолога на рентген-пленке или термобумаге. Срок действия — 1 месяц.
- Рентгенографию органов грудной клетки. Срок действия — 12 месяцев.
- Справку от дерматовенеролога с заключением врача о состоянии здоровья. Срок действия — 3 месяца.
- Сертификат о прививках или его копию.
- Результаты электроэнцефалограммы с нагрузочными пробами с заключением и фрагментом распечатки. На документе должна стоять дата исследования, печать и штамп учреждения. Срок действия — 3 месяца.
Еще во время прохождения ВЛЭК поступающие сдают анализ на наличие психоактивных и наркотических веществ в организме. По итогам комиссии кандидату выдают медицинское заключение, заверенное подписями и печатью, — его нужно приложить к заявлению на поступление.
Теперь о различиях в двух вузах. Они касаются баллов за индивидуальные достижения и поступления без вступительных испытаний.
Дополнительные баллы в СПбГУ ГА дают за аттестат с отличием и за победу или призовое место на чемпионате для людей с инвалидностью «Абилимпикс» — 5 баллов . За победу на некоторых олимпиадах могут начислить 100 баллов по соответствующему предмету ЕГЭ .
Без вступительных испытаний в СПбГУ ГА зачисляют :
- Победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
- Членов сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
- Чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.
- Чемпионов мира или Европы, а также занявших первое место на первенстве мира или Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.
- Героев России и награжденных тремя орденами Мужества — в пределах квоты.
- Детей участников СВО и детей военнослужащих — тоже в пределах квоты.
Дополнительные баллы в УИ ГА предусмотрены:
- Чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр — 10 баллов.
- Чемпионам мира или Европы, победителям на первенстве мира или Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, — 10 баллов.
- Чемпионам России, обладателям Кубка России по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, — 10 баллов.
- Чемпионам мира или Европы, победителям первенства мира или Европы по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, — 4 балла.
- Абитуриентам, у которых есть золотой, серебряный или бронзовый значок «Готов к труду и обороне» (ГТО), — 2 балла.
- За аттестат с отличием — 3 балла.
- Абитуриентам с медалью «За особые успехи в учении» I или II степени — 2 балла.
- Победителям и призерам «Абилимпикс» — 3 балла.
- Мастерам спорта России международного класса, мастерам спорта России, гроссмейстерам России — 5 баллов.
- Кандидатам в мастера спорта — 3 балла.
- Победителям и призерам федерального этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России» — 2 балла.
- Военнослужащим по призыву и контракту — 3 балла.
- Участникам добровольческих формирований по контракту и участникам войск нацгвардии России в ходе СВО — 5 баллов.
У победителей и призеров некоторых олимпиад, как и в СПбГУ ГА, есть право на 100 баллов по предмету ЕГЭ, соответствующему профилю олимпиады .
После того как абитуриенты подали документы, вузы публикуют у себя на сайтах и на госуслугах ранжированные списки. В первую очередь зачисляют олимпиадников и победителей спортивных соревнований, затем — абитуриентов с самыми высокими баллами.
Какие лицензии нужны для работы пилотом
Напомню, что всего есть три типа лицензии:
- Лицензия частного пилота — Private Pilot License.
- Лицензия коммерческого пилота — Commercial Pilot License.
- Лицензия линейного пилота — Airline Transport Pilot License.
У пилота, в какой бы стране он ни работал, должна быть лицензия. Разница лишь в том, что в России также требуют высшее образование по профилю, а за границей достаточно летных курсов, на которых лицензию и выдают.
Private Pilot License, PPL. Получить образование и лицензию частного пилота PPL можно в коммерческих летных школах или авиационных учебных центрах.
В России такие центры, например, есть на базе почти всех крупных авиакомпаний. Там преподают теорию и практику на собственных самолетах или авиатренажерах. Среди теоретических модулей:
- воздушное право;
- возможности и ограничения человека (Human Performance & Limitations);
- метеорология;
- навигация;
- летные характеристики и планирование (Flight Performance & Planning).
На авиатренажерах учат работать с оборудованием, летать по маршруту и действовать в особых случаях.
В центре S7 Training обучение займет в среднем 2 месяца, а стоить будет от 1 239 000 ₽. В авиационном учебном центре на аэродроме Мячково, Раменский район, — от 840 000 ₽.
Школа может быть любая, главное — чтобы у нее было право обучать и выдавать лицензию PPL. Если вы иностранец и у вас уже есть летная лицензия, учиться в российской авиашколе необязательно — только если вы хотите освоить новый для себя тип техники. Если нужные допуски есть, для работы достаточно подтвердить лицензию в Росавиации.
В Европе и США достаточно окончить авиашколу, среднее специальное или высшее образование для коммерческих и линейных пилотов желательно, но не обязательно.
Commercial Pilot License, CPL. С таким свидетельством бывшие студенты летных специальностей покидают стены вуза — при условии успешного прохождения соответствующих тестов. Наличие CPL подразумевает, что у его владельца есть как минимум 150 часов летной практики, из которых не больше 10 получены на тренажерах.
Иностранные авиашколы предлагают пройти путь с нуля до получения CPL всего за несколько месяцев. Срок обучения и его цена зависят от того, насколько интенсивно вы готовы практиковаться и как представляете дальнейшую летную карьеру.
Курс Commercial Pilot Single Engine, управление одномоторным воздушным судном, обычно немного дешевле, чем Single & Multiengine, управление многомоторным воздушным судном. В сравнении с курсом PPL здесь также преподают дополнительные теоретические модули:
- Планирование и мониторинг полетов.
- Радионавигация и связь.
- Масса и баланс.
Airline Transport Pilot License, APTL, — наивысшая лицензия для пилота. Пилот с 1500 часами летной практики, из которых не больше 100 получены на тренажере, может подать документы в Росавиацию и повысить категорию своей летной лицензии с CPL до ATPL. Для этого ему нужно будет пройти медкомиссию, технические тесты и представить сертификаты, подтверждающие квалификацию.
За рубежом получить ATPL можно, пройдя полный курс обучения в сертифицированных авиашколах. Теоретическая часть курса ATPL не отличается от курса CPL, но необходимо иметь следующую практику:
- 500 часов полета в составе многочленного экипажа.
- 500 часов полета в качестве капитана воздушного судна — с инструктором или 250 часов без него.
- 200 часов международных перелетов, из которых не менее 100 с инструктором или как капитан.
- 75 часов налета по приборам, из которых максимум 25 — на тренажере.
- 100 часов ночных полетов в качестве капитана или второго пилота.
После прохождения теоретической части у лицензии будет категория Frozen, с ней на работу линейным пилотом не возьмут — знания нужно подкрепить летной практикой: набрать 1500 летных часов и сдать технический экзамен с результатом от 75% верных ответов.
Где-то для поступления требуют уже имеющуюся лицензию частного пилота PPL, где-то ее оформляют в процессе обучения, но такие курсы стоят существенно дороже. Например, курс PPL-ATPL — для тех, у кого уже есть лицензия частного пилота и кто хочет получить высшую, — стоит 37 000 € (3 875 468 ₽). А курс 0-ATPL, то есть для студентов с нулевым летным опытом, — 55 000 € (5 760 832 ₽).
Как и в России, необходимо медицинское свидетельство первой категории, подтверждающее хорошую физическую форму. Такое свидетельство должно соответствовать стандартам EASA, Европейского агентства безопасности полетов.
Большая часть европейских авиашкол предлагает только обучение теории — примерно 650 учебных часов. Необходимые для получения лицензии часы летной практики приходится зарабатывать в других тренинговых центрах и за отдельные деньги.
Стоимость обучения на курсе с получением лицензии ATPL в зависимости от страны, школы, учебной программы, включенных страховок может доходить до 60 000 € (6 434 172 ₽). Сумма значительная, но существуют схемы оплаты не только в рассрочку, но и после трудоустройства по приобретенной специальности.
По моим наблюдениям, европейские и американские авиашколы готовят специалистов очень высокого класса, уровень их подготовки значительно превышает уровень выпускника российского вуза — благодаря более современному подходу к обучению и упору на практику. Тем не менее в России пятилетнее высшее образование считают более предпочтительным.
Какие качества и навыки нужны пилоту гражданской авиации
Идеальное физическое и психическое здоровье. Важны не только хорошая физическая форма в целом, но и эмоциональная стабильность, острота зрения, скорость реакции. Первый детальный медицинский осмотр будущие пилоты проходят еще до подачи документов в вуз, и далее повторяют эту процедуру регулярно: в России — каждые полгода, в Европе — каждый год.
Отклонения от установленных норм могут быть причиной отстранения от работы . При этом такие незначительные отклонения, как близорукость или дальнозоркость, лишний вес, проблемы опорно-двигательного аппарата, — это не препятствие для работы. Пилот может носить очки.
Высокий интеллект и аналитическое мышление. Пилоту нужно усваивать профессиональные знания, постоянно обучаться, уметь сопоставлять и анализировать множество параметров.
Внимательность, усидчивость, терпение. В авиации нет мелочей. Важно строго соблюдать все служебные регламенты, быть требовательным к себе и другим членам экипажа, быть пунктуальным вне зависимости от личных обстоятельств и форс-мажоров.
Свободный английский язык, понимание разных акцентов, чтобы переговариваться с пилотами других самолетов. Еще пилот должен использовать фразеологию в соответствии с принятыми ICAO-стандартами . Это набор определенных выражений для общения в эфире с диспетчерами или пилотами других бортов.
Впрочем, не все и не везде придерживаются этих стандартов: например, американцы в эфире часто используют устоявшийся сленг.
В зависимости от специализации некоторые навыки нужнее других. Линейный пилот чаще использует навигационные скиллы и планирование. Вертолетчик больше ориентируется в пространстве. Пилот малой авиации, который, например, возит туристов или работает инструктором летного клуба на малой высоте, должен особенно хорошо ориентироваться на местности.
Для разных авиакомпаний и при работе на разных типах техники и рейсах навыки могут различаться. В целом требуется много всего — и везде ты должен быть хорош.
Сколько зарабатывает пилот гражданской авиации
Система оплаты зависит от авиакомпании: в разных компаниях по-разному учитывают работу пилота. Где-то платят за летное время — от взлета до момента первого касания земли шасси. Где-то — за полетное время: от начала выталкивания воздушного судна и запуска двигателей до заруливания на стоянку, плюс плата за рабочее время.
Мне сейчас платят за рабочий день, не учитывая отдельно, сколько приходилось именно на полет. При этом следят, чтобы пилот не летал больше допустимого норматива. В России это 90 часов в месяц, в других странах — по-разному, где-то и 120 часов в месяц считают допустимой нагрузкой.
В каких-то компаниях больше платят за ночные рейсы и меньше — за дневные. Бывают также полуторные и двойные ставки за каждый час при налете, например, свыше 60 или 80 часов в месяц: похоже на повышенную оплату работы в выходные. Так что общего стандарта нет.
Даже в лучшие времена доходы российских пилотов были меньше, чем у коллег в Европе, Америке или Китае. Отчасти разница компенсировалась большим оплачиваемым отпуском, соцпакетом и тем, что можно было жить дома и выходить на работу по графику. За границей доход выше, но зачастую пилот не живет дома и мотается по командировкам, на это соглашались немногие из россиян.
- 300 000 ₽ в месяц
Второй пилот — до 200 000 ₽. Нижней границы нет: если не ставят безусловный оклад и летные часы, как было в пандемию, пилот может ничего не заработать. В ковид коллеги получали 10 000—20 000 ₽ в месяц. При этом долго не летать нельзя: падает квалификация . Пилот должен хотя бы раз в 90 дней сделать три взлета и три посадки.
В Европе капитан получает от 6000 € (626 289 ₽) до 15 000 € (1 565 722 ₽) в месяц, второй пилот — от 2000 € (208 763 ₽) до 10 000 € (1 043 815 ₽). Доход зависит от конкретных рейсов и компании.
Кроме того, некоторые авиакомпании практикуют сеньорити-надбавку — доплату за выслугу лет и высокую квалификацию. Суммы бывают разные. Это как соцпакет: у кого-то минимум, положенный по закону, а у кого-то и отпуск увеличенный, и фитнес, и расширенное ДМС. Сеньорити-надбавка может быть и 200 $ (20 600 ₽), и 2000 $ (206 000 ₽) в месяц. Мне попадались вторые пилоты, у которых заработная плата выше капитанской именно за счет этой надбавки.
Я слышал об очень высоких доходах пилотов в Китае — до 30 000 $ (3 090 460 ₽) в месяц, что связано со сложным входом в профессию: многоуровневые экзамены и получение китайской летной лицензии.
Пилот с российским образованием может работать в других странах, если подтвердит летное свидетельство. У нас процедурой валидации занимается Росавиация: подтверждает квалификацию пилота в ответ на запрос, пришедший из зарубежной авиакомпании.
Какие перспективы профессии в России
Без ограничений управлять воздушным судном можно до 60 лет . После 60 и до 65 — только работать пилотом в составе многочленного экипажа.
Пилоты могут выйти на пенсию после 6000 часов налета для мужчин и 4800 — для женщин. Либо после 25 лет работы для мужчин и 20 лет для женщин. Эти сроки актуальны в основном для пилотов малой авиации, так как они летают гораздо меньше и за все время работы могут не набрать эти 6000 летных часов.
На пенсию можно уйти раньше, если появилось заболевание, которое не позволяет работать дальше: через 20 лет cтажа для мужчин и через 15 — для женщин. Препятствием могут стать практически любые болезни: сердечные, сосудистые, проблемы со зрением.
Но мало кто, оставив небо, оседает дома: специалисты продолжают работать в авиации на земле, становятся диспетчерами, представителями авиакомпаний, занимаются расшифровкой бортовых самописцев .
Плюсы и минусы профессии
Главные плюсы профессии:
- Престиж — во все времена летчики были и остаются элитой авиационной отрасли.
- Высокий доход. Хотя в России он с 2022 года просел на 30—40%, зарплата линейного пилота все еще остается одной из самых высоких на рынке — 200 000—300 000 ₽ в месяц.
- Путешествия, возможность посмотреть мир и пообщаться с людьми из самых разных частей света. После длинного рейса пилотам дают несколько дней или неделю на отдых, этого хватает, чтобы изучить новые места. Еще иногда пилот сидит на подмене несколько суток — и в это время тоже может осматривать достопримечательности.
- Ранний выход на пенсию, потому что управление воздушным судном — особо опасная специальность . Уйти на отдых можно при стаже 20 лет для женщин и 25 — для мужчин.
- Доплата к пенсионным выплатам — размер зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа летчика.
- Увеличенный отпуск — до 70 дней: 28 дней по ТК РФ и от 7 до 42 календарных дней дополнительного отпуска за особый характер работы .
Основные минусы:
- Привязка к местоположению работодателя, иногда — необходимость переезда. Часто смена авиакомпании автоматически означает смену города.
- Возможные сложности в семье из-за постоянных вылетов. Даже если изначально родные согласились с частым отсутствием пилота, со временем от этого можно устать.
- Зависимость от работодателя. Пилоты нередко оказываются заложниками укоренившейся отраслевой системы. Им сложно отстаивать свои права без привлечения профсоюзов или судов, но часто профсоюзы не работают. Я слышал о случаях, когда неудобных сотрудников отстраняли от работы под предлогом провала очередной тренажерной проверки .
Запомнить
- Пилот гражданской авиации управляет судном, планирует маршрут, готовится к полету и проверяет предполетные расчеты.
- Он может работать в пассажирских и грузовых перевозках, частной и малой авиации, например в санавиации или аэроклубе.
- Проще войти в профессию через малую авиацию, но чтобы из частных пилотов перейти в коммерческие, придется заново набирать летные часы на новой технике.
- В России получить профессию можно в двух вузах — в Санкт-Петербурге и Ульяновске, а также в их филиалах в Оренбургской, Саратовской, Рязанской, Ленинградской областях и в Красноярске, Хабаровске, Якутске и Омске.
- Профессия пилота — для людей с очень хорошим здоровьем. Перед поступлением абитуриенты обследуются, а действующие пилоты раз в год проходят медицинские комиссии и тренажерные проверки.
- Не так сложно изучить теоретическую базу, как набрать необходимое для свободного поиска работы количество летных часов. Новичков неохотно принимают на работу.
- У пилотов, как правило, хорошая заработная плата и льготы от государства в виде досрочного выхода на пенсию и увеличенного отпуска.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie