Как сделать подкаст: самая подробная инструкция
Техника
898
Фотография — demaerre / iStock

Как сделать подкаст: самая подробная инструкция

Собственное шоу с нуля: от идеи до записи, монтажа и визуального оформления

1
Аватар автора

Алина Данилова

рассказала все про подкасты

Страница автора
Аватар автора

Николай Эн

смонтировал и очистил от шума

Страница автора
Аватар автора

Стас Зверянов

выпустил на стримингах

Страница автора

Подкаст — это маленькое медиа, персональная радиостанция, которую может создать каждый.

На записи ведущие обычно говорят на актуальные темы с гостями или шутят глупые шутки, привлекая аудиторию, которая хочет отдохнуть.

Меня зовут Алина Данилова, уже шесть лет я продюсирую и редактирую подкасты — от больших хитов с миллионными прослушиваниями до маленьких бренд-шоу на узкие темы. В студии Т⁠—⁠Ж мы работаем над разными форматами: это может быть как тру-крайм  про мошенников, так и реалити про покупку дачи.

За технические моменты текста и рекомендацию «железа» отвечает Николай Эн — монтажер и звукорежиссер подкастов Т⁠—⁠Ж. Именно он чистит наши выпуски от посторонних шумов и подгоняет речь одного спикера к репликам другого.

Сделать собственный подкаст может каждый — это несложный и недорогой процесс. Многие начинающие подкастеры записывают голос на смартфон в носке, сидя в шкафу, и монтируют аудио в бесплатных программах на ноутбуке. Поэтому, если от создания своего шоу вас останавливало только отсутствие профессиональной студии дома, этот текст для вас.

В материале расскажем, как придумать, спланировать и записать подкаст. На очереди после этого материала — статья о выпуске, распространении по площадкам и поддержке шоу. Мы оставим тут ссылку на нее, как только она выйдет.

Зачем делать подкаст

У каждого своя мотивация:

  1. Разобраться в вопросе и поделиться этим с другими. Например, авторы тру-крайм-шоу могут выпускать подкасты, потому что им самим нравится распутывать происшествия.
  2. Познакомиться с интересными людьми. Позвать авторитетного человека на интервью не так страшно, как написать ему просто так.
  3. Стать экспертом в какой-то области. Образ ведущего подкаста может помочь легитимизировать свои знания. Сравните: «3D-дизайнер» и «автор подкаста о тенденциях 3D-дизайна». Второе звучит солиднее и открывает новые карьерные возможности.
  4. Найти единомышленников. Вокруг подкастов почти всегда образуется сообщество слушателей, с которыми ведущему легко находить общие темы.
  5. Ради денег. Важно понимать: разбогатеть на подкасте получается редко. Но сделать это можно, например, с помощью спонсора, издателя или даже стриминга, если продать целый сезон своего шоу.

Независимо от того, какая у вас будет цель, при создании подкаста вы научитесь разбираться во многих технических аспектах, приобретете новые интересные знакомства и получите возможность говорить о том, о чем вам больше всего хочется.

Как выбрать формат, концепцию и контент-план

Итак, идея подкаста у вас есть: вы хотите делать шоу про то, что любите больше всего на свете. Например, про домашнюю выпечку.

Как только идея появилась, нужно разработать на ее основе концепцию. Для этого надо подумать, каким будет формат и хронометраж и чем ваш подкаст будет отличаться от шоу конкурентов. А еще понадобится заранее составить контент-план.

Какие бывают форматы

Сначала подумайте о том, какой способ подачи материала больше всего подойдет для вашего шоу.

Разговорный. Самый популярный формат на российском подкаст-рынке. Ведущий или несколько ведущих обсуждают тему выпуска — одни или вместе с гостем. Как правило, такие шоу интересны за счет экспертности спикеров, харизматичной подачи и атмосферы увлекательного общения. Обычные интервью часто тоже относят к разговорным форматам. Среди популярных российских подкастов в этом жанре выходят тру-крайм-шоу «У Холмов Есть Подкаст», разговоры о кино «Крупным планом» и беседы о родительстве «Сперва роди».

А из подкастов Т⁠—⁠Ж в разговорном формате можно послушать «Кто платит» — в нем Настя и Никита Чижевские обсуждают истории героев про совместный бюджет.

Чтобы разговорный подкаст был успешным, важно не просто увлекаться темой, но и получать удовольствие от общения: если вам самим нравится, то и слушатели с большей вероятностью захотят остаться с вами. А еще важно не пускать разговор на самотек и готовиться к записям.

Нарративный. В таких шоу рассказывается история, как если бы вы снимали документальный фильм. В нарративных подкастах ведущий обычно читает заготовленный текст.

Этот формат хорошо сочетается с темами, в которых много деталей и сюжетов: например, историческими, спортивными, политическими или тру-краймом. Кстати, порой тру-крайм-подкастеры настолько увлекаются расследованием, что во время записи раскрывают дела, про которые рассказывают.

Кроме диктора в подкасте обычно звучат голоса героев, документальные вставки или небольшие отрывки интервью — так истории приобретают глубину и контекст, а слушать их становится интереснее, чем простой монолог.

Для создания нарративных подкастов понадобится намного больше подготовки, чем для разговорных: нужно разбираться в драматургии, грамотно делить историю на эпизоды и избавляться от неинтересных частей повествования. Поэтому часто продюсер нарративного подкаста — это режиссер-документалист.

С большими сложностями приходит и больше славы: нарративные подкасты обычно впечатляют сильнее разговорных. Чтобы понять, как звучат такие шоу, послушайте исторический хит «Закат империи», медицинский проект «Почему мы еще живы» или тру-крайм «Трасса 161». А среди подкастов Т⁠—⁠Ж в таком формате выходит «Схема», в новом сезоне которой мы рассказываем о том, как устроены финансовые пирамиды.

Реалити. Формат, в котором вы сначала записываете события, а уже потом решаете, как смонтировать выпуск, то есть, не готовите материал заранее, а фиксируете происходящее.

В шоу такого формата ведущий выпуск за выпуском рассказывает, что происходит в его жизни. Темы реалити могут быть совершенно разными: от воспитания детей и переезда в другую страну до создания бизнеса или покупки лучшей дачи на земле. Кстати, у нас и правда есть такой подкаст — «Трачу на дачу».

Обычно слушатели ценят такие шоу за откровенность ведущих и возможность понаблюдать за жизнью других людей. А еще этот формат классно работает как дневник: даже если подкаст не станет суперпопулярным, вам, скорее всего, будет интересно переслушать его спустя несколько лет.

Практика: выбираем формат для подкаста про выпечку

Например, вы делаете шоу про домашнюю выпечку. Вот какие для него подойдут форматы:

  1. Разговорный. Вместе с другом, который тоже увлекается кондитерским искусством, зовем в гости профессионалов и обсуждаем с ними тонкости мастерства (KuJi Podcast, «Дневники Лоры Палны», «Правило 34»).
  2. Нарративный. В каждом выпуске делимся историей одного пирожного («Почему мы еще живы», «Мрачные сказки», «Время и деньги»).
  3. Документальный. Слушатели следят за тем, как вы идете к своей цели стать самым классным домашним кондитером города («Заварили бизнес», «Либо выйдет, либо нет», «Я отказываюсь»).
  4. Смесь форматов, которую вы придумаете сами. Главное — чтобы в выбранном варианте вам было комфортно. Например, разговорный подкаст с документальной рубрикой, в которой вы учитесь с нуля выпекать сложные изделия.

Как определить концепцию

Коротко: нужно исследовать рынок подкастов, установить хронометраж и написать логлайн.

Изучение рынка. Перед тем как сформулировать концепцию, важно проверить, существуют ли уже на эту тему и на вашем языке подкасты в таком же формате.

Если да, это совсем не плохо, скорее наоборот: вы явно собираетесь создать шоу о чем-то популярном. Одних только родительских подкастов на русском языке около сотни, и это не мешает создателям новых шоу делать классный контент и находить аудиторию.

Изучая рынок, обратите внимание на то, сколько существует популярных подкастов по вашей теме. Оценить это можно, например, по количеству сердечек на «Яндекс Музыке». Также послушайте несколько шоу, чтобы понять, чем они завоевали свою аудиторию и что в них особенного.

Еще вариант: сделать таблицу и описать подачу ведущих, длину выпусков, музыкальное оформление, обложки, гостей и темы. Это поможет лучше понять, что вам хочется взять в свой подкаст, а что, наоборот, неблизко. Конечно, настолько дотошно к производству подходить необязательно.

Хронометраж — длительность эпизода. Лучше, если она будет всегда примерно одинаковой, — так аудитория привыкнет к формату подкаста и, возможно, станет планировать под него свои однотипные активности. Например, кто-то будет включать шоу на прогулках с собакой, а кто-то — по дороге на работу.

Длина выпусков может быть любой, но, как правило, в современном русскоязычном подкастинге она составляет от 20 минут до часа, а для разговорного формата — около 40 минут.

Считается, что слушатели устают от эпизодов, длящихся более часа, но некоторые успешные шоу это опровергают. Например, популярные подкасты KuJi и «Сережа и микрофон» иногда длятся даже более двух часов, и аудитории это нравится.

Логлайн — это два-три предложения, в которые умещается ваша идея. Обычно в нем называют героя, обозначают его проблему, цель и конфликт. Но для разговорного шоу этой структурой можно пренебречь.

Главное — вы должны определить, чем интересен ваш подкаст, что особенного в его ведущих и что они исследуют. Это поможет вам заранее понять сильные стороны шоу и сфокусироваться на них, чтобы сделать подкаст уникальным и по-настоящему «вашим».

Может, весь разговор обязательно будет проходить во время того, как вы готовите пирожные дома? Или вы поставите цель — к концу сезона собрать 20 слушателей и устроить открытую запись подкаста с чаепитием, и именно к ней будете идти в каждом выпуске? Все это важно сразу отобразить в логлайне.

Если потом вы придумаете что-то другое — ничего страшного, концепцию можно менять и дорабатывать по ходу записи выпусков. Главное — не делать это слишком часто, чтобы не запутать слушателей.

Практика: рынок, хронометраж и логлайн подкаста про выпечку

После внимательного изучения подкастов на «Яндекс Музыке» выяснилось, что крупных шоу про кондитерское мастерство не существует. Есть только несколько подкастов, у каждого из которых меньше 100 сердечек. Значит, ниша свободна во всех форматах.

Мы выбираем разговорный: будем приглашать экспертов, расспрашивать их про секреты профессии и одновременно готовить с ними десерты. Получится что-то похожее на известные телевизионные гостевые кулинарные передачи, но в аудио так еще никто не делал.

Что касается хронометража, остановимся на 35—40 минутах: за это время успеем и с гостем поболтать, и десерт приготовить, и слушатель не заскучает. А лишнее всегда можно будет убрать на монтаже.

Логлайн сформулируем так: «В подкасте начинающий кондитер разговаривает с профессионалами, чтобы стать лучшей версией себя. Вместе с кулинарными секретами мы узнаем, почему быть кондитером так сложно».

Как написать контент-план

Это документ, в котором вы для себя определяете темы, порядок выпусков и даты, к которым вы их готовите. Контент-план позволяет посмотреть на сезон подкаста в целом, логично выстроить эпизоды и спланировать время на каждый из этапов производства.

Благодаря ему становится понятно, что, если в пятом эпизоде вы собираетесь обсуждать плюсы планетарных миксеров, заказывать технику пора уже сейчас.

Контент-план четвертого сезона подкаста «План Б» про стоимость жизни в разных странах
Контент-план четвертого сезона подкаста «План Б» про стоимость жизни в разных странах

В контент-плане обычно прописывают имена гостей, если вы намерены их приглашать. Заранее продумайте, кто именно к вам придет и на какую тему вы будете разговаривать. Это помогает вовремя найти контакты и договориться обо всем, чтобы в последний момент не оказалось, что человек недоступен и запись отменяется.

На этапе планирования важно оценить, сколько задач вам нужно выполнить перед запуском и сколько времени понадобится на каждый этап. Планирование можно разделить на две части: все, что вам предстоит придумать и создать один раз навсегда, и то, что вы будете делать к каждому эпизоду.

Выбрать название для шоу, придумать джингл и зарегистрироваться на подкаст-платформах нужно только однажды.

При этом разрабатывать сценарии, монтировать и составлять описания придется к каждому выпуску.

Вот с чем надо определиться перед запуском подкаста:

  1. Концепцией.
  2. Хронометражем.
  3. Логлайном.
  4. Названием.
  5. Контент-планом на первый сезон.
  6. Списком гостей, если они будут.
  7. Местом для записи: дома или в студии.
  8. Техникой и подготовкой места для записи.
  9. Монтажом: научиться самому или делегировать профессионалу.
  10. Редактурой: можно делать самостоятельно или тоже отдать на аутсорс.
  11. Джинглом.
  12. Обложкой.
  13. Хостингом и дистрибуцией, то есть распространением подкаста по интернету. Подробно мы расскажем об этом в отдельном тексте, а сейчас сосредоточимся на производстве шоу.

Поначалу оценить время производства сложно: незнакомые задачи вроде выбора хостинга кажутся пугающими, но в реальности занимают не более пары часов. А вот монтаж выпуска может растянуться на несколько недель.

К третьему выпуску обычно ясно, в каком темпе комфортнее всего работать над подкастом. А пока лучше закладывать сроки с запасом, особенно на этапы, в которых вы не разбираетесь детально. Так вы будете спокойно действовать по плану и не потратите все силы на первый эпизод.

Как найти название для подкаста

С названием определяйтесь до записи эпизодов, чтобы проговаривать его в выпусках. Лучше, если оно будет коротким, интересным и необычным и при этом отражающим суть шоу и его тему.

А еще название должно быть лекгопроизносимым и запоминающимся. Вот несколько хороших примеров:

  • «Время и деньги» — о роли бизнеса в истории;
  • «Книжный базар» — о литературе;
  • «От хора до хардкора» — о развитии британской и немецкой музыки;
  • «Одно расстройство» — о ментальных заболеваниях;
  • «Споры грибов» — о грибах;
  • «Одни плюсы» — о ВИЧ;
  • «Министерство собачьих дел» — о воспитании собак.

В названии лучше избегать любых метафор, связанных с подкастами, и самого слова «подкаст» — так аудитории будет проще вас запомнить и найти. Еще не стоит использовать аббревиатуры и смешивать несколько языков, потому что такие названия хуже воспринимаются на слух.

Обязательно проверьте, существуют ли уже шоу с таким или похожим названием, чтобы в дальнейшем слушатели, которые будут искать вас на стриминговых платформах, не запутались.

Если идеальное название не появилось сразу, опишите облако ассоциаций, которые приходят, когда вы думаете о теме шоу, и соедините их между собой. Обычно первые десятки вариантов никуда не годятся, но позднее появится особенное сочетание. Лучше опробовать этот метод до того, как вы будете изучать названия подкастов-конкурентов, чтобы не нарушить креативный процесс.

После выбора названия проговорите его вслух: главное, чтобы вам с ним было комфортно, ведь автору нужно будет произносить и слышать его сотни раз.

А еще полезно спросить мнение про ассоциации от названия у близких. Легко ли им его запомнить? Не создает ли оно неожиданных смыслов? Обратная связь от других людей полезна до релиза подкаста: выбранные названия после выхода шоу не меняют.

Практика: называем подкаст про выпечку

Вот какие могут быть названия:

  1. Хлебом накорми.
  2. Пусть едят пирожные!
  3. Хруст безе.
  4. Несладкий бизнес  .
  5. Ваня, больше крема!

Какую команду собрать для подкаста

Ведущий, или хост. Минимум один, а в случае с разговорным форматом — два или больше. Если сомневаетесь в своих дикторских способностях, можете позаниматься с тренером по речи или поработать над артикуляцией по бесплатным гайдам на «Ютубе». Но привередливому слушателю такое вряд ли понравится.

Вести шоу в одиночку проще: не надо согласовывать ни с кем производственные процессы, вы сами принимаете все творческие и технические решения, а в случае невероятного успеха не придется ни с кем делить славу!

С соведущими делать подкаст веселее: обмен энергией и идеями позволяет легче преодолевать сложности и быстрее находить то, что вам действительно интересно в обсуждаемой теме. А еще многие хосты говорят, что со временем соведущие становятся их близкими друзьями. Так что если хотите с кем-то надолго подружиться, позовите его вести подкаст вместе с вами!

Монтажер или звукорежиссер. Наведет красоту в грязной записи, сведет дорожки друг с другом по громкости и уберет крик кота с фона.

Если бюджет ограничен, а друзья отказываются помочь, эту роль вполне можно освоить самому. Расскажу об этом подробнее в разделе «Как смонтировать выпуск».

Редактор. Сделает из нескольких аудиодорожек связный и легко воспринимаемый на слух нарратив. Можно обойтись без него, если эпизоды записываются четко по сценарию, подготовленному до записи.

Для тех, кто хочет взять на себя роль смыслового проводника, — наш раздел «Как отредактировать эпизод после записи».

Продюсер. Человек на этой позиции наладит работу, найдет подходящих исполнителей, проконтролирует качество контент-плана и съездит в студию для записи спикеров.

В небольших подкастах задачи продюсера, редактора, звукорежиссера и ведущего способен выполнять один человек. И если вы открыли этот текст с мыслью сделать свое шоу, с этой ролью вы сможете справиться самостоятельно.

Композитор. Когда надо записать джингл и аудиоотбивки в оригинальном стиле, без опоры на нейросети и стоковые звуки.

Стас, редактор этого текста, для подкаста «Как в жизни» нанимал композитора для определенной задачи: для джингла и отбивок, по его идее, нужно было записать звучание женского хора. Решить такую задачу без композитора хоровых сочинений едва ли возможно. В итоге каждое обсуждение в подкасте предваряется хоровой партией польской певицы.

Дизайнер или иллюстратор. Создаст для подкаста красивую обложку и баннеры для стримингов, чтобы выделить шоу среди остальных. Специалист нужен, чтобы все визуальные материалы подкаста были выдержаны в единой стилистике: например, чтобы первый сезон по виду отличался от второго, но все равно имел с ним эстетическую связь.

Картинку можно нарисовать самому или сгенерировать в нейросети, но внимания такая иллюстрация привлечет меньше.

Как подготовиться к записи

Исследовать тему нужно вне зависимости от концепции и формата шоу. Даже если это дружеский разговор, заранее подумайте, о чем планируете пообщаться, какие вопросы зададите собеседнику и в чем суть эпизода.

План выпуска. Небольшой список пунктов, которые вам бы обязательно хотелось подсветить в разговоре. Нужен, чтобы не забыть, о чем вы собирались поговорить, и не уйти далеко от темы.

А еще в этот план можно внести технические детали: например, тексты интро и аутро, в которых вы приветствуете слушателей и прощаетесь с ними. Их лучше написать заранее и не менять кардинально от эпизода к эпизоду: запись подкаста часто бывает нервной, особенно если это ваши первые эпизоды, и придумывать на ходу такие вещи может быть непросто. Так что заранее подготовленный технический текст поможет вам быстрее перейти к теме и снизить тревогу.

У подкастеров бывают разные подходы к написанию сценариев. Например, Оле Кашубиной и Султану Сулейманову из медицинского подкаста «Прием» удобно отмечать только основные мысли. Так выглядит сценарий выпуска про прыщи
У подкастеров бывают разные подходы к написанию сценариев. Например, Оле Кашубиной и Султану Сулейманову из медицинского подкаста «Прием» удобно отмечать только основные мысли. Так выглядит сценарий выпуска про прыщи
А Маша Долгополова и Илья Иноземцев из подкаста «План Б» к каждому выпуску пишут дословные сценарии, включая шутки и истории из жизни. Вот, например, отрывок из эпизода про климатические изменения
А Маша Долгополова и Илья Иноземцев из подкаста «План Б» к каждому выпуску пишут дословные сценарии, включая шутки и истории из жизни. Вот, например, отрывок из эпизода про климатические изменения

Исследование темы. Почитайте статьи, посмотрите документальные фильмы, послушайте другие подкасты или аудиокниги, полистайте рилсы и шортсы.

Обычно исследование к выпуску на известную тему занимает около часа. Важные мысли, факты, места и имена записывайте себе в план эпизода: по ходу разговора легко забыть фамилию ученого, на которого вы ссылаетесь.

А еще материалы предварительного исследования можно использовать в качестве дополнительного контента: слушателям часто интересно прочитать статью или посмотреть фильм, о котором вы рассказываете, это повышает вовлечение аудитории в ваше шоу. Можно добавлять информацию о статьях, фильмах и книгах, которую вы рекомендуете, сразу в описание подкаста, чтобы слушателям не пришлось долго искать.

Гости. На работу с ними лучше заложить побольше времени. Здорово, если уже на этапе контент-плана вы понимаете, кого бы хотели пригласить. Для работы с гостями можно завести отдельную табличку, в которой вы будете отмечать тему, контакты для связи и статус общения, — так проще не запутаться.

Если хотите позвать эксперта и не уверены, что он согласится, заранее подумайте о другом спикере. Так тема не окажется под угрозой, если герой не сможет или не захочет участвовать.

В письме потенциальному гостю стоит кратко рассказать о том:

  1. Куда вы его приглашаете.
  2. Что хотите обсудить.
  3. Почему зовете именно его — полезно обозначить конкретную причину. Например, героиня написала интересный пост о выборе миндальной муки для макарунов, и вы поняли, что эпизод про них с ее участием будет полезным и увлекательным.

Здорово, если в первом письме вы сможете рассказать о формате подкаста и дать ссылки на выпуски, если они уже есть. Это поможет эксперту составить представление о проекте. Слишком большие приглашения писать не нужно — сэкономите время себе и гостю. Если рассылки планируются часто, лучше создать для них в почте шаблон.

Так выглядит письмо-приглашение в подкаст «План Б»
Так выглядит письмо-приглашение в подкаст «План Б»

Прямо перед записью стоит обсудить, как она будет проходить технически, спросить, как комфортно для гостя вести беседу — на «ты» или на «вы», как можно к нему обращаться. Не помешает проговорить общий план выпуска: так герой сможет подготовиться к эпизоду и не будет чувствовать себя застигнутым врасплох. Если хотите попросить гостя поделиться выпуском, лучше сделайте это после разговора — так просьба встретит больше понимания.

Если волнуетесь, что запись не состоится, напомните гостю о планах и уточните, есть ли у него вопросы.

Когда гостей в подкасте нет, готовиться к выпуску все равно нужно: проверьте все технические аспекты и звук, записав пробный кусочек речи, чтобы отметить все акустические недочеты.

Во время саундчека говорите с той же громкостью и интонацией, с которой будете вести подкаст. Так проще отрегулировать положение микрофона. Расскажу о технических нюансах чуть позже.

Чтобы расслабиться, поболтайте с соведущим на отвлеченные темы, потренируйте речь на скороговорках и сделайте артикуляционную гимнастику, даже если она выглядит глупо. Спортсмены перед соревнованиями разогревают все мышцы — радиоведущим и подкастерам тоже не помешает размяться.

Непосредственно перед записью поставьте на телефоне авиарежим и отключите уведомления, чтобы вас никто не отвлекал. Налейте себе стакан теплой воды — холодные, горячие, а также газированные напитки негативно влияют на связки.

Артикуляционная разминка на пять минут от профессионального диктора

Как записать себя в студии

Студии хороши тем, что звуком за вас занимается обученный профессионал — студийный звукорежиссер. Он проверит уровни громкости, качество аудио и проконтролирует, что запись началась.

Кроме того, профессиональное оборудование вокруг и новая среда наверняка настроит вас на рабочую волну. Почувствовать себя гуру подкастинга дома сложнее и дороже. Плюс в студию легче пригласить важного гостя, если вы хотите поговорить с ним вживую, — к себе домой таких людей звать неуместно.

Вот расценки на запись подкаста в российских студиях — они актуальны на момент выхода текста и могут измениться в будущем:

  • Resonant Arts, Москва — от 2400 рублей/час;
  • Shumno, Москва — от 2000 рублей/час;
  • Casty, Москва — от 3000 рублей/час;
  • «Две дорожки», Санкт-Петербург — от 2400 рублей/час;
  • Podcast Club, Санкт-Петербург — от 6000 рублей/час;
  • «Подслушано», Нижний Новгород — от 2500 рублей/час;
  • «Большая Красная», Казань — от 2000 рублей/час.

Какую технику выбрать для записи подкаста

Прежде чем учиться записываться из дома, разберемся с оборудованием. Дома можно использовать диктофон на телефоне или микрофон. Если хочется, чтобы звук был более профессиональным, выбирайте второй вариант.

В следующих разделах мы обсуждаем звуковые волны, частоту дискретизации и битовую глубину записи. Если вы не понимаете, что означают эти термины, и хотите разобраться в теоретической стороне воспроизведения аудио подробнее — у нас есть отдельный гайд по выбору компьютерной акустики.

Микрофоны. По методу преобразования звуковой волны в электрический импульс они бывают двух видов:

  1. Динамические — менее чувствительные и прихотливые. С такими поют на сцене — исполнителю важно, чтобы в микрофон шел только звук голоса, а не рев толпы. Хороший выбор для начинающих, особенно если помещение акустически не подготовлено к записи. Но стоит учитывать, что такой микрофон придется постоянно держать на одном и том же расстоянии ото рта, чтобы итоговая дорожка не «прыгала» по громкости.
  2. Конденсаторные — профессиональнее, чутче к шорохам, гулам и другим пертурбациям воздуха вокруг вас. Рекомендуем переходить на конденсаторный микрофон с динамического, когда будете четко понимать, зачем вам нужна большая чувствительность. От таких устройств можно отдаляться, садиться к ним боком — звук все равно будет хороший.

Еще микрофоны делятся по типу подключения к компьютеру или телефону:

  1. USB-микрофоны имеют встроенную аудиокарту и могут подсоединяться сразу к компьютеру одноименным кабелем. Они проще в использовании, требуют меньше времени на подключение и занимают меньше места на столе — потому что отдельную коробочку аудиокарты к ним докупать не надо. При этом из-за встроенной аудиокарты у USB-микрофонов выше фоновый шум.
  2. XLR-микрофоны подсоединяются через аудиокарту, которую придется покупать отдельно. При этом звук часто получается лучше, так как XLR-модели более продвинутые технически и издают меньше фонового шума из-за того, что звук качественнее преобразуется внутри аудиокарты.
  3. 3,5 мм — самые примитивные модели, которые подходят для рабочих созвонов, но едва ли порадуют слушателей вашего подкаста.

Самый простой способ выбрать микрофон — посмотреть обзоры нескольких моделей на «Ютубе».

Если у вас больше времени, стоит проверить, как устройство работает с вашим голосом. В зависимости от типа микрофона и конкретной модели звучание может очень различаться — быть более глубоким или, наоборот, ярким. Именно поэтому на профессиональных студиях звукозаписи из всего многообразия доступных устройств для каждого конкретного вокалиста выбирают свой девайс, который позволяет лучше всего раскрыть именно его тембр.

Для подкастов это не так критично, но перед покупкой полезно проверить устройство в магазине и послушать свой голос, записанный на несколько разных моделей. Сделать это можно в шоурумах Dr.Head, «Музторг» или «Пульт-ру».

Базовые микрофоны в пределах 10 тысяч рублей мы советуем в отдельном тексте. Рекомендации ниже — для тех, кто хочет серьезно вложиться в свое шоу.

Популярные микрофоны, которые подойдут для записи подкастов и стоят 10—25 тысяч рублей:

  1. Rode NT-USB Mini. Один из самых часто используемых конденсаторных микрофонов для подкастинга. Имеет USB-выход и может подключаться напрямую к компьютеру. А еще он напоминает винтажный радиомикрофон.
  2. Rode PodMic. Динамический микрофон со сбалансированными техническими характеристиками, спроектированный для записи подкастов. Он не занимает много места и оснащен сразу двумя выходами — USB и XLR. В будущем улучшить систему можно, докупив аудиоинтерфейс.
  3. iCON DynaMic 7B. Еще один динамический микрофон, разработанный специально для подкастинга и стриминга. У него есть встроенный поп-фильтр — устройство, которое снижает шумовые помехи от человеческого дыхания. Подключается через XLR — значит, ему нужна внешняя аудиокарта.
  4. Audio-Technica AT2020USB-X. Конденсаторный микрофон со встроенным параметром громкости звука. Имеет USB-разъем и, как правило, продается сразу в комплекте со стойкой-треногой и защитным чехлом.

А вот модели из более высокой ценовой категории. Все они имеют впечатляющие технические параметры, но для их использования придется сильнее озаботиться акустической обработкой пространства, потому что с недостаточной изоляцией помещения посторонние шумы будут слышны сильнее.

  1. Shure MV7. Динамический микрофон, как и Rode PodMic, оснащен гибридными выходами — и USB, и XLR. Обойдется в 25 000 ₽.
  2. «СОЮЗ 017 TUBE». Самый роскошный конденсаторный микрофон и единственная модель российского производства в этом списке. Используется для записи вокала артистов калибра Coldplay и Radiohead. У него очень мягкое звучание и эстетичный винтажный внешний вид, а еще это самый дорогой микрофон из нашего списка — цены начинаются от 350 000 ₽.
Shure MV7 — динамический микрофон с разъемами USB и XLR. Цена: 27 931 ₽
Shure MV7 — динамический микрофон с разъемами USB и XLR. Цена: 27 931 ₽
«СОЮЗ 017 TUBE» — дорогой и роскошный конденсаторный микрофон российского производства. Цена: 359 990 ₽
«СОЮЗ 017 TUBE» — дорогой и роскошный конденсаторный микрофон российского производства. Цена: 359 990 ₽

Звуковые карты. Понадобятся, если у вас микрофон с разъемом XLR. Именно через это устройство звук проходит из микрофона в записывающий компьютер.

Карты различаются по количеству каналов. Если канал один, интерфейс одновременно запишет только один инструмент или микрофон. Больше каналов — больше возможностей для синхронной записи.

На профессиональных студиях карты могут иметь свыше 50 каналов, но для записи подкаста нужен один или два, с тремя ведущими нужно три, с четырьмя — четыре.

Часто у звуковых карт есть выход для наушников и функция мониторинга, чтобы слышать свой голос сразу во время записи. Это удобно для проверки, но, когда идет запись, функцию лучше отключить.

Еще аудиокарта будет питать XLR-микрофон, потому что сам он к розетке не подключается. Для этого при выборе модели в характеристиках нужно поставить галочку напротив пункта «Фантомное питание».

Вот несколько моделей аудиокарт, которые подойдут для записи подкаста и стоят от 10 до 20 тысяч рублей:

  1. Arturia MiniFuse. Базовая одноканальная аудиокарта. Это значит, что одновременно в нее можно записывать только одно устройство, а для записи второго микрофона потребуется еще одна. Имеет фантомное питание — это важно, потому что у микрофонов нет собственного электрического питания, их работа зависит от подачи электрического тока.
  2. Focusrite Scarlett Solo 4th Gen. Очень популярная двухканальная аудиокарта. Подойдет для одновременной записи пары микрофонов. Тоже имеет фантомное питание, а еще она очень компактная и выпускается в ярком красном цвете. Более ранние поколения тоже подойдут.
  3. Audient ID4. Небольшая двухканальная карта с выходом USB-C и специальным предусилителем. В устройстве есть два разъема для наушников, и фантомное питание тоже на месте.

Поп-фильтры. Устройства, которые препятствуют попаданию на звукоснимающую мембрану взрывных согласных, таких как «п», «б», «с», «ш» и «к», — в необработанном виде они могут неприятно искажать звуковую волну. Чтобы этого не происходило, даже при наличии встроенной обработки поп-фильтром внутри микрофона перед ним устанавливают дополнительную мембрану из тонкой ткани — она не пропускает лишних колебаний воздуха.

Обычно поп-фильтр стоит от 500 до 5000 ₽. При этом модели разных ценовых категорий не очень отличаются друг от друга по техническим характеристикам. Некоторые из них с помощью специального крепления цепляются к микрофону, другие ставятся на стол рядом с ним. Выбирайте тот, что имеет удобное крепление, подходит вам по размеру и больше нравится на вид.

А если поп-фильтра нет, вместо него можно использовать носок — так делают даже самые профессиональные подкастеры.

Использование носка вместо поп-фильтра — классика для начинающих подкастеров
Использование носка вместо поп-фильтра — классика для начинающих подкастеров

В какой программе записать звук для подкаста

Существуют разные программы для записи голоса: от диктофона на смартфоне до DAW  , в которой пишут симфонии или аранжируют саундтреки профессиональные композиторы. Мы сосредоточимся на бесплатных вариантах.

Диктофон. Простая и интуитивно понятная программа, существует как на десктопах, так и на смартфонах. Идеально справляется со своей функцией, но не может отображать громкость записываемого звука. Из-за этого намного сложнее отследить технический брак аудиодорожки, если поступающий в микрофон звук оказывается слишком громким.

А еще в ней нельзя одновременно записывать свой голос и слышать его в наушниках. В английской версии iOS она называется Voice Memos и обычно предустановлена на устройства.

Audacity. Базовая программа для записи на компьютере. Мало весит, быстро устанавливается, проста в использовании. Не подходит для сложной обработки звука, но отлично справляется с записью, нарезкой и экспортом аудиодорожки.

GarageBand доступна на macOS и iOS. По сравнению с Audacity у нее красивый интерфейс и больше функций — сделать базовый монтаж и обработку звука можно прямо в ней. А еще GarageBand очень дружелюбна с новичками: для ее освоения не требуется много времени.

Reaper. Серьезная DAW. Перед тем как ей пользоваться, сначала придется разобраться в интерфейсе и настроить ее под свои задачи. Для записи и обработки звука ее возможности практически безграничны. Все подкасты Т⁠—⁠Ж мы монтируем в Reaper.

В каком формате выгружать запись для размещения на стримингах

Расширение. Для работы с подкастами используют WAV или MP3.

MP3-файлы занимают меньше места и пренебрегают деталями и глубиной аудио. Формат WAV тяжелее, сохраняет больше деталей и лучше подходит для чистки звука.

Каналы. «Моно» означает, что звук записывается в один канал  . Стереозапись раздваивает канал — ваша речь пишется отдельно для левого и правого уха. Это повышает объем и детализацию записи, но увеличивает размер файла.

Частота дискретизации и глубина кодирования — более сложные параметры. Мы выбираем 44 100 Гц и 24 бит как оптимальный вариант, при котором запись имеет хорошее разрешение для последующей обработки и при этом не занимает слишком много места.

В итоге, если не хотите заморачиваться, советуем выгружать запись в WAV, моно, 44 100 Гц, 24 бит.

Подробнее про канальность звука, его частоту и глубину кодирования читайте в нашей инструкции по выбору колонок для компьютера.

Как записать подкаст дома

Большинство подкастеров записываются прямо из квартиры, потому что это:

  1. Быстрее. Не нужно никуда ехать и подстраивать время записи под свободную бронь в студии, а если понадобится добавить какой-то фрагмент, можно сделать это в любой момент не выходя из дома.
  2. Дешевле. Если правильно оборудовать пространство и купить подходящий микрофон, записать сезон в своей спальне окажется выгоднее, чем арендовать студию. А если передумаете быть подкастером, его всегда можно продать.

Обустройство домашней студии. Еще ее называют сетапом.

В первую очередь выберите подходящее место — лучше, чтобы это было маленькое помещение с минимальным эхом. Ванная, например, не подойдет из-за обилия кафеля: он слишком хорошо отражает звук — и голос в пространстве с такой отделкой звучит глухо и нечетко.

Чтобы проверить, много ли эха в помещении, можно встать посреди него и хлопнуть в ладоши. Если услышите гулкий отзвук после хлопка — значит, стоит поискать другое место или заморочиться с акустическим оформлением  этого.

Лучше всего выбрать небольшую комнату, в которой много текстиля и предметов, например книг — они обладают отличным звукопоглощающим свойством. Если ни одно пространство в вашем доме не подходит, всегда можно записать подкаст в шкафу или накрыться одеялом — так делают многие профессионалы.

За счет вещей вокруг, лишние призвуки и шумы поглощаются, а голос звучит особенно отчетливо. Если вы решили залезть в шкаф, следите за количеством воздуха и делайте перерывы в записи каждые 40 минут. Иначе из-за недостатка кислорода закружится голова.

Если не хотите прятаться под одеялом или в шкафу, оборудуйте место специальными звукопоглощающими панелями. Чтобы определить, сколько их нужно в вашей комнате и какие именно покупать, сфотографируйте и измерьте помещение, и покажите мерки профессиональному звукоинженеру или акустику. Специалистов можно найти на «Авито», «Профи» и других аналогичных сервисах. Или в специализированных магазинах типа Hi-Fi.ru, «Музторг» или «Пульт-ру».

На что обратить внимание перед записью:

  1. Убедитесь, что вокруг вас нет посторонних звуков. В повседневной жизни мы часто не обращаем внимания на тихое гудение кондиционера, холодильника, кулера компьютера или шум за окном. Но на записи они будут мешать.
  2. Проверьте качество звука: запишите аудио с помощью микрофона и прослушайте его на предмет шумов и четкости голоса.
  3. Предупредите сожителей, изолируйте животных и отключите уведомления на телефоне.
  4. Сядьте поудобнее. Иначе высидеть долгое время без ерзанья не выйдет. Это может плохо сказаться на записи: либо микрофон уловит шорохи и скрип мебели, либо вы нечаянно отдалитесь от микрофона — и громкость голоса резко изменится.
  5. Отрегулируйте микрофон. Поставьте его между ртом и монитором, так речь звучит четче всего.

Расстояние до микрофона — от 10 до 15 сантиметров. Его просто измерить, расположив кисть ладонью вниз между ртом и микрофоном. У ребра ладони как раз и должен находиться микрофон. Не нарушайте эту дистанцию на протяжении всей записи.

Чтобы голос звучал чисто и четко, важно говорить прямо в микрофон. Независимо от того, на какое устройство вы будете себя записывать, лучше развернуться к нему лицом.

Любое изменение расстояния от вас до микрофона отразится на громкости записи. А еще если слишком приблизиться к микрофону, он будет гудеть, а если чересчур отдалиться от него, речь станет неразборчивой.

Зарядка ноутбука, микрофона и другой электроники. Обиднее всего, когда во время оживленной беседы вдруг садится диктофон или ноутбук, поэтому заряжайте их перед разговором.

Как записать гостя удаленно

Готовим гостя к записи. Чтобы выпуск подкаста звучал хорошо, важно не только качественно записать себя, но и помочь сделать это гостю. Можно арендовать для него студию или отправить с курьером микрофон. Но самый простой, быстрый и дешевый способ — попросить вашего собеседника записать свой голос на диктофон телефона, а потом отправить вам запись.

Для подготовки гостя поделитесь с ним инструкцией. В ней опишите пожелания к месту и способу записи, предупредите про посторонние шумы и расскажите, как работать с диктофоном. Для проверки попросите тестовую запись — послушав ее, вы удостоверитесь, что на фоне не жужжит холодильник, а шумы с улицы не врываются через открытое окно.

Инструкция, которую в подкастах Т⁠—⁠Ж отправляют гостям
Инструкция, которую в подкастах Т⁠—⁠Ж отправляют гостям

Выбираем программу для созвона. Перед тем как назначить удаленную запись с гостем, стоит уточнить, где ему было бы удобнее поговорить. Важно выбрать такую программу, в которой есть возможность записать встречу, — «Зум» или Google Meet.

При этом в «Зуме» запись доступна в базовой версии, а в Google Meet только по платной подписке на Workspace.

Если гость сильно жестикулирует, задевает предметы, стучит по столу или слишком отклоняется от микрофона, аккуратно обратите на это внимание — иначе аудио запишется с изъянами.

Не забываем после разговора:

  1. Дождаться от гостя аудиодорожки и сохранить ее. Лучше, если вы сделаете копии материала в облаке и на накопителе.
  2. Собрать все дорожки одного эпизода вместе. Это поможет заметить, если чего-то не хватает.
  3. Рассказать гостю, что будет происходить дальше: нужны ли фотографии, будете ли вы что-то вырезать из эпизода, когда планируете выпуск. Это позволит спикеру подготовиться к выходу подкаста и заранее подумать о том, как лучше им поделиться.
Так мы записываем в «Зуме» подкаст «План Б» — внизу видно микрофон ведущего Ильи Иноземцева, который стоит по всем правилам между его головой и экраном компьютера
Так мы записываем в «Зуме» подкаст «План Б» — внизу видно микрофон ведущего Ильи Иноземцева, который стоит по всем правилам между его головой и экраном компьютера

Чем редактура отличается от монтажа

После записи эпизод нужно отредактировать и смонтировать. В большом производстве обычно над выпуском сначала работает редактор, а потом звукорежиссер. В небольших подкастах это часто один и тот же человек.

Вот чем различаются эти роли:

  1. Редактура — смысловая доработка материала. Части записи переставляются местами, из них вырезаются лишние куски и неудачные формулировки, а порой добавляются объяснения и дозаписанные фрагменты.
  2. Монтаж — технический процесс. Он состоит из очистки дорожек от шума, их обработки, сведения  голосов по громкости, выравнивания уровней громкости и порой саунд-дизайна.

Редактор смотрит на запись как на исходный материал, который нужно сделать максимально интересным и понятным для слушателя. Его задача — собрать из разговора цельный и последовательный выпуск. А еще проверить, соответствует ли он заранее установленному хронометражу.

Как отредактировать эпизод после записи

В тексте. Если возиться с аудио не хочется, можно заказать расшифровку у человека или в специальном сервисе и в готовом материале пометить для монтажера фрагменты, которые нужно удалить, приглушить или поменять местами.

В последнее время онлайн-сервисы по расшифровке вроде «Шепота» почти ничем не уступают реальным людям, а их услуги стоят гораздо дешевле. Подписка на месяц в большинстве из них начинается с 200 ₽.

Читать текст часто удобнее, чем слушать аудио: перед глазами есть все сказанное за несколько минут сразу, не нужно прокручивать несколько раз одну и ту же часть выпуска. Но есть и минус: текст на записи звучит совсем не с той интонацией, как в вашей голове. Из-за этого он может плохо соединиться с другими фрагментами, если вы что-то переместите.

Так выглядит окно работы в сервисе автоматической расшифровки «Шепот», которым мы пользуемся в редакции. В тексте стоят тайм-коды, и можно сразу прочитать краткое содержание аудиоматериала
Так выглядит окно работы в сервисе автоматической расшифровки «Шепот», которым мы пользуемся в редакции. В тексте стоят тайм-коды, и можно сразу прочитать краткое содержание аудиоматериала

В звуке. Такой подход к редактуре помогает убрать ненужное слово или шум, почувствовать динамику разговора и сохранить бессмысленные в тексте, но важные для атмосферы моменты. Например, смех, задумчивое хмыканье и другие атрибуты живой речи, которые могут пострадать при редактировании в тексте.

Но, слушая запись, намного сложнее держать в голове все детали сказанного. Из-за этого легче пропустить фактическую ошибку, смысловые повторения и затянутые фрагменты.

Обычно звукорежиссерам и монтажерам удобнее работать с редактурой в звуке: вместо того чтобы постоянно скакать между документом и DAW, они могут сосредоточиться только на сведении и чистке аудио.

Как быть, если не нравится звучание своего голоса на записи

Многие начинающие подкастеры сталкиваются с тем, что их голос на записи звучит гораздо хуже, чем в жизни. Часто это мешает сосредоточить внимание на материале эпизода.

Помните, что неприязнь к собственному записанному голосу — это нормально. Она вызвана тем, что в жизни мы слышим себя не только ушами, но и с помощью вибрации костей, которые хорошо проводят низкие частоты. И без этого дополнения тембр своего голоса кажется тонким и плоским.

Важно выработать такой процесс редактуры и монтажа, который будет эффективен именно для вас. Например, сначала слушаете запись, делаете пометки, а потом отдаете звукорежиссеру. Или заказываете расшифровку и вместе с текстом садитесь одновременно редактировать и монтировать эпизод. А можно начать с технической чистки записи и сведения дорожек, а редактировать уже потом. Так придется потратить время на обработку кусков, которые в дальнейшем могут быть вырезанными, зато будет приятнее редактировать на слух уже чистый материал.

В Т⁠—⁠Ж мы, как правило, записываем подкасты по заготовленным сценариям, поэтому на этапе редактуры остается только вырезать ненужное или поправить оговорки. Редакторы занимаются этим после того, как выпуск смонтирован технически, уже по чистовому файлу — в нем отмечаются отрезки, которые стоит удалить из финальной версии, чтобы выпуск зазвучал более динамично и легко.

Так в Reaper выглядит редактура эпизода «Плана Б». Каждая вертикальная линия — это нарезка дорожки
Так в Reaper выглядит редактура эпизода «Плана Б». Каждая вертикальная линия — это нарезка дорожки

Как смонтировать выпуск

Во время монтажа предстоит убрать все лишние звуки, повторы слов и шум. Еще нужна техническая обработка аудиодорожек, чтобы всех участников разговора было четко слышно. Это дело монотонное и небыстрое: чтобы смонтировать аудиодорожку длиной 40 минут, новичку может потребоваться от трех до семи часов кропотливой работы.

Если не готовы заниматься этим самостоятельно, обращайтесь к профессиональному звукорежиссеру. Стоимость смонтированного эпизода составляет 3—10 тысяч рублей, но это позволит вам сэкономить время и силы.

Задачи монтажа. Чтобы очистить дорожки от аудиомусора и оставить в выпуске только нужное, в процессе сборки необходимо:

  1. Вырезать длинные паузы, посторонние звуки, слишком громкое дыхание и слова-паразиты. В обычной речи мы нечасто обращаем на них внимание, но в записи все это негативно влияет на динамику и восприятие разговора.
  2. Не переусердствовать. Если лишить запись всех пауз и дыхания, она может оказаться слишком скомканной и неестественной. Проверяйте, чтобы два стоящих рядом фрагмента склеенной дорожки плавно переходили друг в друга. Человеческий слух очень чуток к неестественному течению речи и легко распознает неаккуратные склейки, если в них не совпадают интонации или фаза дыхания.
  3. Соблюдать баланс. При сборке нескольких дорожек одновременно следить за тем, чтобы голоса не накладывались друг на друга и все реплики было слышно. Важно, чтобы слушатель смог разобрать слова каждого участника разговора. Возможно, для этого запись придется немножко растянуть и выстроить речь героев последовательно.

Иногда во время монтажа вам потребуется переслушать один и тот же фрагмент десятки раз. Поначалу воспринимать такое количество звуковых повторов непросто.

Советую делать перерывы в работе каждые 40 минут — это поможет освежить восприятие речи героев. Если вы не уверены, хорошо ли звучит фрагмент, дайте послушать его близким. А еще можно попробовать вслух проговорить собранную фразу — звук голоса подскажет, насколько естественно звучит смонтированный кусочек.

Обработка звука. Самое важное — подогнать дорожки друг к другу по громкости, чтобы слушать запись было комфортно. Это можно сделать бесплатно в любой программе, которую вы выберете для монтажа подкаста.

Большая часть работы над звуком — это компрессия, эквализация, деэссинг  и деревербинг  .

Вот как работает каждый инструмент:

  1. Компрессор. Следит за тем, чтобы звук не выходил за рамки заданного порога громкости на разных частотах. Его используют, чтобы привести звуки на дорожке к единой громкости.
  2. Эквалайзер. Корректирует звуковые частоты. С помощью него отрезают нижние частоты, чтобы голос звучал ярче.
  3. Деэссер. Разновидность компрессора для борьбы с шипящими согласными.
  4. Деревербер. Убирает гулкость и эхо у голоса.
  5. Денойзер. Устраняет звуковые помехи, например шум кондиционера, с записи.
  6. Лимитер. Специальный компрессор, предотвращающий перегрузку дорожки — то есть чересчур громкое звучание, которое превращается в дребезжание.
Компрессоры выглядят по-разному, но общий принцип действия у них — сделать тихое на дорожке громче, а громкое — тише, чтобы запись звучала более плотно. Источник: waves.com
Компрессоры выглядят по-разному, но общий принцип действия у них — сделать тихое на дорожке громче, а громкое — тише, чтобы запись звучала более плотно. Источник: waves.com
Эквалайзеры позволяют убавлять или добавлять громкость отдельных частот или целых групп частот. С ними обычно работают аккуратно, иначе есть риск ухудшить качество записи, убрав из нее важную звуковую информацию. Источник: native-instruments.com
Эквалайзеры позволяют убавлять или добавлять громкость отдельных частот или целых групп частот. С ними обычно работают аккуратно, иначе есть риск ухудшить качество записи, убрав из нее важную звуковую информацию. Источник: native-instruments.com
Деэссер выглядит как компрессор, но со специальными настройками, позволяющими эффективно управлять частотами, на которых находятся шипящие звуки. Источник: waves.com
Денойзеры помогают убрать помехи и шум с записи. Но, как и с эквалайзерами, в работе с ними стоит быть особенно осторожными и не выставлять максимальные параметры. Источник: sonnox.com
Деревербер регулирует частоты так, чтобы пространство, в котором звучит голос, стало менее гулким, а запись — четче. Источник: izotope.com
Деревербер регулирует частоты так, чтобы пространство, в котором звучит голос, стало менее гулким, а запись — четче. Источник: izotope.com
Лимитеры — это те же компрессоры, но для более узкой задачи — не просто сжать аудио, а предотвратить перегрузку. Источник: uaudio.com (сайт недоступен из РФ)
Лимитеры — это те же компрессоры, но для более узкой задачи — не просто сжать аудио, а предотвратить перегрузку. Источник: uaudio.com (сайт недоступен из РФ)

Экспорт аудиодорожки. Перед финальным выводом записи из программы проверьте, что монтажный проект собран корректно: нигде нет тишины или звуковых наложений. А еще можете воспользоваться специальными плагинами, которые измеряют субъективную громкость — этот параметр называется LUFS  .

На значение LUFS смотрят, чтобы весь контент внутри платформы звучал единообразно по громкости. Это позволяет сопоставить громкость соседних дорожек от разных авторов на платформах. Следить за LUFS нужно еще и потому, что площадки часто сами изменяют громкость дорожки, если она не подходит под их требования, что может ухудшить качество файла.

Разные стриминговые сервисы дают свои рекомендации по уровню LUFS: например, для Apple Podcasts этот параметр составляет −16, а для YouTube Music он равен −13. Соблюдать все рекомендации не стоит, но близкие к ним показатели позволят вашему подкасту звучать на стриминговых платформах лучше.

Чтобы убедиться, что громкость не скачет при переходе от одного голоса к другому, попробуйте вывести файл и послушать его с разных устройств в разных условиях. Например, дома с динамика компьютера, в наушниках в метро или на оживленной улице. Это поможет понять, что отдельные дорожки значительно тише других или звук слишком гулкий.

Где монтировать. Программы, в которых можно работать с аудиоматериалами, называют Digital Audio Workstation, или DAW. О части из них мы уже говорили, когда обсуждали, как записывать свой голос. Существует много программ, позволяющих профессионально монтировать и обрабатывать звук. Вот самые удобные и популярные из них:

  1. GarageBand. Бесплатная программа с базовым и понятным интерфейсом. В ней можно соединять разные дорожки, накладывать эффекты, работать с уровнем звука и играть на виртуальных инструментах. Считается недостаточно гибкой для больших аудиопроектов из-за небольшого количества функций, но отлично подходит для начинающих.
  2. Reaper. Наиболее популярная программа для монтажа подкастов. У нее есть легальная бесплатная версия. Кроме аудио позволяет работать еще и с видео. Из-за своих широких возможностей Reaper требует больше времени для освоения и индивидуальной настройки, но существует много бесплатных обучающих материалов, которые вам в этом помогут. Интерфейс Reaper менее современный и более серьезный, чем у GarageBand, и в нем нет встроенных музыкальных инструментов, зато большие проекты собирать в нем намного удобнее. Все подкасты Т⁠—⁠Ж мы монтируем именно в этой программе.
  3. Adobe Audition. Профессиональная, современная и удобная программа для работы со звуковыми материалами. Ее придется дольше осваивать, но зато она позволяет решать почти все возможные аудиозадачи. В отличие от двух предыдущих, легально пользоваться Adobe Audition получится только при оплате из-за рубежа: программа работает по подписке от 23 $⁣ (2096 ₽) в месяц.
Так выглядит популярная бесплатная программа GarageBand — у нее приятный интерфейс. Источник: apple.com
Так выглядит популярная бесплатная программа GarageBand — у нее приятный интерфейс. Источник: apple.com
Это Reaper — им можно пользоваться бесплатно. Такая программа подходит для сложных проектов. Источник: promixacademy.com
Это Reaper — им можно пользоваться бесплатно. Такая программа подходит для сложных проектов. Источник: promixacademy.com
В Audition сводят не только подкасты, но и целые саундтреки для фильмов. Источник: thepodcasthost.com
В Audition сводят не только подкасты, но и целые саундтреки для фильмов. Источник: thepodcasthost.com

Какие звуки понадобятся для подкаста и где их взять

Джингл — короткая музыкальная тема, звучащая в начале и конце эпизода. Его можно купить в легальной звуковой библиотеке, заказать у композитора или написать самостоятельно.

А еще бывают подкасты совсем без джинглов — и это не мешает шоу долго и успешно существовать.

Библиотеками пользоваться проще всего. Оформляете подписку, оплачиваете ее и ищете среди тысяч композиций такую, которая наиболее соответствует настроению подкаста.

Работа с композитором сложнее, дороже и дольше. Но у нее — самое точное попадание в ваши хотелки. Один джингл может стоить 5—80 тысяч рублей. Как правило, композитор работает не только над одной дорожкой, но и над музыкальной пачкой — несколькими похожими темами, которые можно использовать как подложки к рубрикам или рекламе. Объем работы с композитором оговаривают заранее, лучше сразу указать в техническом задании количество нужных дорожек и их длительность. Закладывайте на создание мелодии с композитором не меньше трех недель.

Написание собственного джингла — самая трудоемкая задача, но с другой стороны это поможет вашему подкасту звучать именно так, как хочется. Подходящую мелодию можно напеть, наиграть на гитаре, настучать по столу, записать звуками города или природы либо пригласить в соавторы свою собаку, которая нагавкает мотив. Главное — чтобы он подходил настроению шоу и нравился вам.

Пример технического задания на джингл для подкаста «Кто платит»
Пример технического задания на джингл для подкаста «Кто платит»

Саунд-дизайн. Аудиодорожке часто может потребоваться дополнительное оформление: музыка, атмосферные звуки или документальные вставки. Это создает эффект погруженного слушания, подчеркивает значимые моменты в истории или иллюстрирует мысль, высказанную ведущим.

При этом важная задача — не перегрузить дорожку лишними звуками, которые будут отвлекать внимание от разговора или нарратива. Базовое правило саунд-дизайна в подкастах — никогда не мешать тому, что рассказывает голос.

Разным форматам шоу требуется разная плотность звукового оформления. Например, для реалити-шоу, таких как «Трачу на дачу», саунд-дизайн — это неотъемлемая часть продакшена, помогающая выстроить цельную историю, которая легко воспринимается слушателем.

А в разговорно-нарративных подкастах, таких как «Прием» и «План Б», он нужен в качестве оформления и способа акцентировать внимание на важных моментах. К разговору добавляются или атмосферные звуки, или документальная вставка, или музыка, а чаще — не добавляется совсем ничего, чтобы не отвлекать слушателя от диалога ведущих или рассказа гостя.

Так в Reaper выглядит смонтированный выпуск подкаста «Трачу на дачу». Зеленое — речь героев, фиолетовое — эффекты
Так в Reaper выглядит смонтированный выпуск подкаста «Трачу на дачу». Зеленое — речь героев, фиолетовое — эффекты

Где брать музыку и звуки для подкаста

В подкаст нельзя добавлять любую музыку или звуковые материалы, потому что это может нарушить авторские права. Чтобы не нарваться на гнев правообладателей, используйте базы аудиоматериалов с очищенными авторскими правами.

Точно можно брать музыку, для которой срок авторского права уже прошел. В разных странах эти сроки считаются по-разному, но в среднем хватает 100 лет с момента создания. В России этот срок — 70 лет после смерти автора.

«Ютуб» — самая крупная база бесплатных звуков. С помощью специальных сервисов можно скачать любое видео как аудиофайл и добавить его в свой подкаст. Чтобы не нарушить авторские права, лучше использовать этот способ для работы со звуками, а не с музыкой или записью человеческого голоса.

Например, на «Ютубе» легко найти звуки птиц, шум кафетерия, оживленной улицы или запуска космического аппарата и художественно оформить ими важные моменты вашего подкаста. А если вам нужно интересное звуковое решение, ищите SFX — искусственные аудиоэффекты, которые помогут создать в подкасте нужную атмосферу.

Не забывайте, что всегда можно записать нужный материал самостоятельно на диктофон телефона, если звук есть в доступе.

Бесплатные звуковые библиотеки. Например, Freesound или Zapsplat — они дают доступ к аудиофайлам с очищенными авторскими правами.

Платные звуковые библиотеки. Splice, Soundly и Epidemic Sound. В них намного выше качество звуков и музыки, больше дополнительных функций и огромный выбор различных тембров и оттенков аудиоматериалов. Все эти сервисы англоязычные и работают по подписке: цена зависит от количества доступных функций и файлов — от 40 $⁣ (3646 ₽) в месяц. Оплатить их получится только зарубежной картой.

Итак, можно бесплатно брать:

  • произведения, написанные более 70 лет назад с момента смерти автора;
  • звуки из бесплатных библиотек;
  • звуки, которые вы записали сами;
  • шумовые эффекты и атмосферные звуки с «Ютуба»;
  • музыку, сгенерированную нейросетями.

Нельзя брать бесплатно:

  • любую современную музыку;
  • крупные отрывки из фильмов и сериалов;
  • записанные вами кавер-версии чужой музыки;
  • саундтреки и коммерческие джинглы.

Как визуально оформить подкаст

Обложка. Для публикации подкаста на платформах вам понадобится обложка. Ее можно заказать у дизайнера или сделать самостоятельно. Если задача кажется сложной, упростите ее с помощью нейросетей — в нашем Учебнике есть курс по ним.

Здорово, если обложка отразит темы и настроение шоу, при этом будет яркой и интересной. Часто обложки для подкастов делают минималистичными, а названия на них — крупными и хорошо читаемыми.

Это связано с тем, что на стриминговых сервисах картинки отображаются в маленьком разрешении, и разглядеть мелкие визуальные элементы бывает сложно. Перед началом работы над обложкой найдите референсы — особенно удачные примеры оформления других подкастов — и определите, что вас в них привлекает.

Баннеры — картинки, которыми стриминги оформляют профили шоу у себя на сайтах. Еще баннеры нужно прикладывать к заявкам на фичеринг  .

Если заказываете работу дизайнеру, подробно опишите концепцию подкаста, его настроение, расскажите о ведущем, приложите собранные референсы с объяснением, что вам в них нравится, и облако смыслов, которое окружает ваше шоу. Так дизайнеру будет проще предложить подходящий вариант.

А еще не забудьте заранее указать все форматы картинок, которые вам нужны, — и обложки, и баннеров, и юзерпиков для социальных сетей шоу. Работа над таким комплектом обычно обходится в 5—30 тысяч рублей.

Техническое задание на дизайн картинок для подкаста «Трачу на дачу»
Техническое задание на дизайн картинок для подкаста «Трачу на дачу»

Как сделать текстовое оформление подкаста

В кратком описании важно донести до слушателя самое главное и сформулировать тему.

В отличие от названия, оно может меняться от сезона к сезону. Главное, чтобы оно отражало суть шоу. Можно использовать описание на платформах, чтобы новые слушатели быстро понимали, о чем подкаст.

Краткое описание может состоять буквально из одного предложения. Источник: music.yandex.ru
Краткое описание может состоять буквально из одного предложения. Источник: music.yandex.ru
Главное, чтобы из описания были сразу понятны атмосфера и предмет разговора. Источник: music.yandex.ru
Главное, чтобы из описания были сразу понятны атмосфера и предмет разговора. Источник: music.yandex.ru

Длинное описание — один абзац с основными вопросами и темами, именами и представлением ведущих. Еще в нем указывают спонсоров или главную цель.

Длинное описание нужно для подробного знакомства слушателей с подкастом. Его используют в письме-приглашении гостю, для поиска потенциальных рекламодателей, в материалах социальных сетей или в рекламе шоу.

Этот текст будет сопровождать подкаст вне зависимости от того, сколько в нем сезонов, поэтому может требовать периодического обновления и доработки.

Чтобы составить длинное описание, ответьте на следующие вопросы:

  1. Кто ведет подкаст? Чем он известен и интересен?
  2. Какие темы обсуждаются? Есть ли гости и, если да, какие?
  3. Зачем нужен этот подкаст? В чем пытаются разобраться ведущие?
  4. Что в подкасте самое интересное? Есть ли в нем интрига?
  5. Есть ли полезные ссылки? Возможно, стоит указать социальные сети.

Текстовые шаблоны выпусков. Кроме названия и описания всего шоу лучше заранее подготовить шаблоны для названий и описаний конкретных выпусков. Так они будут выглядеть более аккуратно и стилистически цельно, чем если каждый раз вы будете придумывать их заново. Названия выпусков лучше делать короткими и интригующими, именно от них зависит, захочется ли слушателю включить этот конкретный эпизод.

Шаблон названия может состоять из цитаты, вопроса, темы, имени гостя или сочетания нескольких этих вариантов. Лучше не менять шаблон на протяжении сезона — так слушателям будет проще привыкнуть. На каждый выпуск можно придумывать 3—5 вариантов шаблона и потом самостоятельно или с помощью близких выбирать лучший. Это поможет повысить виральность выпуска.

Мы советуем не использовать в названиях эпизодов нумерацию, если только для вашего подкаста не важна конкретная последовательность выпусков, как у реалити или нарративных шоу. Некоторые платформы некорректно отображают цифры в начале названия. Кроме того, нумерация создает дополнительный визуальный шум, отвлекающий от самой темы.

Шаблон описания эпизода нужен, чтобы сохранять текстовую стилистику выпусков. Как правило, он состоит из заявления темы, представления гостя, обозначения главных вопросов, которые обсуждаются в этом эпизоде, и дополнительных ссылок.

В шаблон можно добавить место для шуток или секретных пасхалок для слушателей — так вы не забудете каждый раз придумывать что-то креативное. Необязательно всегда строго следовать шаблону, но работа с ним сэкономит вам время и силы на составление описания.

У кого спросить совета, если что-то не получается

Несмотря на то, что подкастинг в России активно развивается всего около семи лет, русскоязычное сообщество создает очень много контента. Благодаря ему легче разобраться в тонкостях производства шоу и рынке подкастов.

Вот где можно искать помощи:

  1. Портал Podcasts.ru, крупнейшее издание о подкастах на русском языке. Внутри — целая энциклопедия неочевидных вопросов для начинающих. В частности, там есть специальная информация, контакты редакторов и звукарей и адреса записывающих студий.
  2. Телеграм-канал тех же Podcasts.ru и студии «Две дорожки». Внутри — статьи о подкастинге и лекции по производству аудио.
  3. Лекции онлайн-фестиваля «Слыш» на «Ютубе» от известных русскоязычных подкастеров. Внутри — инструкция по работе над шоу в одиночку, гайд по сторителлингу и правила производства крутого джингла.
  4. Телеграм-каналы крупных подкаст-студий: «Либо/Либо», «Техника речи» и «Терменвокс».

Итого: как сделать подкаст

  1. Выберите формат.
  2. Определитесь с концепцией.
  3. Подумайте, стоит ли звать гостей.
  4. Выберите место: дома или в студии.
  5. Разберитесь со звукозаписывающей техникой и программами.
  6. Решите, кто будет редактировать выпуски.
  7. Научитесь монтировать или найдите профессионала.
  8. Подготовьте обложку и джингл.
  9. Выберите и настройте хостинг.
  10. Запишите и выложите подкаст.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Алина ДаниловаКакой подкаст послушали последним?