«Одно из самых потрясающих путешествий»: как мы сходили в поход к подножию Белухи

Обсудить

В августе 2024 мы с мужем осуществили давнее отпускное желание — отправились в поход по Алтаю. Это была третья попытка такого отпуска — в первый раз нам помешала внезапная болезнь всей семьи за день до выезда, а во второй раз коммерческий организатор похода отменил его за несколько дней до начала, и мы не успели найти другого. На третий раз мы решили выбрать самого известного в нашем городе организатора путешествий, у которого Алтай — одно из основных направлений путешествий.

Расскажу, как мы готовились и как прошли маршрут (без приключений не обошлось).

Подготовка к путешествию

На сайте организатора мы нашли основную информацию о том, какие вещи нужно взять именно в этот поход — с учетом примерных погодных условий и продолжительности. Вот основные вещи, которые нужны для любого пешего похода:

• Палатка
  • Спальник (мы взяли коконы — они теплее по сравнению с обычными спальниками)
  • Пенка или надувной коврик (мы взяли коврики — они весят очень мало, зато спать намного мягче)
  • Рюкзак на 80-90 л (объем зависит от количества снаряжения и дней в походе, наш поход был на 10 дней)
  • Одежда и обувь: ботинки (обязательно с фиксацией стопы), штаны, куртка, термобелье, трекинговые носки, быстросохнущие футболки, кепки, сменная одежда для лагеря и сна…
  • КЛМН (кружка-ложка-миска-нож) — купили только кружки. У мужа после армии остался котелок, его мы делили весь поход — он использовал основную часть, а я — крышку. Очень функциональная вещь, а в середине похода он неожиданно нам пригодился, когда мы остались без половины посуды и продуктов.
  • Налобные фонарики
  • Охотничьи спички, розжиг, сигнал охотника (если придется отпугивать медведя)
  • Документы и электроника — упаковали в зип-лок пакеты
  • Аптечка, гигиенические принадлежности. Также оформили страховку от укуса клеща
  • Мелочи, которые очень сильно пригодились: запас пакетов для вещей, нитки с иголкой (нитку лучше брать альпинистскую, обычная не поможет зашить рюкзак), прищепки, веревка (очень пригодилась бы если бы взяли)
  • Необязательные вещи: я взяла книгу маленького формата и блокнот. В блокноте планировала вести дневник путешествия, а в прочитанную часть книги сохраняла полевые цветы. Дома нас ждала дочь (6 лет), и я хотела прочесть ей дневник как книгу, когда мы вернемся.
  • Вкусняшки. Все в группе что-то взяли — кто орехи, кто конфеты. У нас были маленькие сникерсы — калорийно, сладко, вкусно. Большую часть вкусняшек мы съели в первые дни, но немного оставили про запас — и они очень пригодились в конце, когда хотелось поднять моральный дух.

Это примерный список вещей, который относится к простым пешим походам без категории сложности и не включает общее оборудование лагеря — горелки, котелки и прочее. В походах со значительным набором высоты и альпинистским оборудованием другие правила.

Начало похода. Трансфер Барнаул — Тюнгур

Мы добрались до Барнаула на поезде, здесь была точка сбора группы. Почти все участники были из Тюмени, как и мы — фирма-организатор находится в Тюмени. Еще были участницы из Кемерово. Всего в группе было 10 человек — 8 туристов и 2 гида, старший и младший.

От Барнаула доехали до поселка Тюнгур — это популярная точка старта для нескольких маршрутов по Алтаю. Расстояние по дороге 592 км, но с учетом грунтовых дорог и остановок путь занял 12 часов. На Чуйском тракте много киосков с сувенирами — мы решили остановиться у них на обратном пути.

На вокзале Барнаула постоянный поток туристов с рюкзаками — большинство походов по Алтаю начинаются из Барнаула или Горно-Алтайска. Так выглядел мой рюкзак только с личными вещами
В вагоне с нами ехало много животных — в нескольких купе с пассажирами были собаки и кошки
В Тюмени есть локальный мем — слоган «Тюмень — лучший город Земли», который можно встретить на многих баннерах города. Оказавшись в Барнауле, мы увидели, что Тюмень еще скромняшка

На всех основных тропах по маршруту встречаются указатели — на них показана общая карта маршрутов с указанием, где сейчас находится турист. Вот маршрут, который нам предполагалось пройти пешком: вдоль реки Аккем к озеру у Белухи, затем — через перевал Каратюрек к Кучерлинскому озеру, и обратно к Тюнгуру вдоль реки Кучерла. Общая протяженность похода с радиальными выходами предполагалась около 100 км.

Первая часть похода — до Аккемского озера

Перед стартом мы распределили еду по всем рюкзакам. Вообще, половину еды должны были доставить на лошадях — к Кучерлинскому озеру. Но оказалось, что свободных лошадей в Тюнгуре нет, и нести всем пришлось в 2 раза больше. Мой рюкзак на старте весил около 18 кг, и с ним было тяжко — я вешу 50 кг. К счастью, рюкзаки женщин старались облегчить в первую очередь.

Здесь уже виден объем рюкзака в рабочем варианте

В первый день нас забросили на шишиге (ГАЗ-66) до стоянки «У трех берез». Это отдельное приключение — в кузове ощущаешь себя мешком картошки, который трясет во все стороны. В дни нашего похода постоянно были дожди, и, чтобы машина проехала по колее, на колеса надевали цепи.

Первые 2 дня похода были акклиматизационные — все привыкали к рюкзакам и подъемам, поэтому было довольно тяжело. Сломали пару трекинговых палок. В первую ночь была очень сильная гроза — никогда не видела столько молний, а гром гремел прямо над головой. Ливнем залило весь лагерь, мы по неопытности оставили обувь в тамбуре палатки — и ботинки насквозь промокли. Впрочем, за весь поход я ни разу не надевала сухие ботинки — такая была погода, обувь просто не успевала просохнуть.

Еще в первую ночь в палатку туриста из нашей группы забралась мышь — она почуяла орехи макадамии, которые были в закрытом пакете внутри, и прогрызла палатку. Он проснулся от ее щекотки — пришлось ловить и выпроваживать гостью.

После ливня было туманное утро
Тропа вдоль реки Аккем

К концу второго дня мы пришли к озеру Аккем, от которого открывается потрясающий вид на Белуху. Правда, вечером было пасмурно, лил дождь, но это придавало особое очарование. Облака будто стелились по горам. Это я сужу по фотографиям после похода, а когда мы дошли до лагеря — единственной мыслью было "ну наконец-то, не могли что ли лагерь разбить 1,5 километра назад, уже ведь нормально было. Блин, дождь разошелся, надо ставить палатку поскорее, хотя все равно ночевать в сырости".

Погода в горах постоянно меняется
Без такого указателя мы бы точно не стали тащиться наверх по своей вол
К озеру Аккем мы пришли уже вечером, под моросящим дождем. Белуха чуть проглядывала сквозь облака

Озеро Аккем и Белуха

На берегу озера расположена база МЧС. Белуха делит границы России и Казахстана, и непосредственно на ней начинается пограничная территория, на которую можно попасть только по разрешению (оно запрашивается заблаговременно). А туристы, которые не планируют восхождение, могут подойти к ледникам у ее подножия.

Вот такой потрясающий вид открылся на следующее утро
Вид из палатки. В палаточном лагере комфортные условия — есть раковины с родниковой водой, бани, удобства, разделенные на М и Ж

По всему маршруту от Тюнгура до Аккема постоянно летают вертолеты (точнее, когда позволяет погода). Это не только для нужд МЧС — туристы могут долететь с комфортом прямо на озеро. Конечно, стоит это несоразмерно пешему маршруту.

Другой вариант комфортного похода — конный поход в сопровождении алтайцев. По всем тропам ходят и люди, и лошади — и они перевозят туристов через перевал. В таком походе спина отдыхает от рюкзака, но постоянно надо держаться на лошади — тропы очень крутые. А при переходе через перевал можно очень сильно замерзнуть.

Самый дорогой способ путешествий
Лошади могут пройти по всем тропам, но бывают случаи, что они сбрасывают всадников. Из-за постоянного потока лошадей тропа основательно удобрена
После «трех берез» лошади — единственный транспорт, который может пройти везде

Следующие два дня мы провели в лагере возле базы МЧС, отправляясь на радиальные выходы с легкими рюкзаками. Сходили к подножию Белухи — по пути к ней на тропе есть часовня Архангела Михаила. Очень спокойное и красивое место. Видели настоящий камнепад — на склоне горы даже камень среднего размера набирает такую скорость, что становится очень опасным. В горах, да и вообще на природе, надо прислушиваться к тому, что происходит вокруг.

Нам очень повезло с погодой — в дни стоянок на Аккеме было солнечно и тепло, дожди приходили вечером и ночью
Тропа от Аккема к Белухе — самая живописная, по которой я ходила. И очень разнообразная — проходит через низины с ручьями, через курумник, по которому приходится карабкаться, глинистые разливы, а ближе к леднику превращается в сплошной камень
Вид на долину, из которой мы пришли
Аккемский ледник

Что еще стоит посетить возле Белухи

У нас были планы на 2 радиальных выхода помимо подножия Белухи — Озеро Духов и Долина семи озер. Сразу после Белухи, не возвращаясь в лагерь, мы решили дойти до Озера духов — к нему было ответвление от основной тропы. Но мы решили самостоятельно сократить путь до поворота и пошли, как мы думали, короткой дорогой на гору. По этой «короткой дороге» пришлось карабкаться по осыпающемуся склону, а забравшись на нее, мы поняли, что попали не на нужную нам гору, а на небольшую, которая находится перед ней — и выглядит как часть большой горы.

Отрывок из дневника. Я — мастер инфографики

Помимо этого, сама тропа представляла собой крупный курумник, по которому нужно было карабкаться вверх — а на обратном пути спускаться вниз. Мы прикинули время, которое у нас уйдет, и поняли, что в лагерь вернемся слишком поздно. От Озера духов мы отказались, но на следующий день сходили до Долины семи озер.

Дорога в долину не представляет сложности — несмотря на постоянный набор высоты, сама тропа очень хорошая и протоптанная. На берегах озер растет пушица, на фоне заснеженных гор там очень красиво. Позже мы узнали, что у алтайцев озеро духов считается местом с плохой энергетикой, которую можно взять с собой. А долина семи озер — наоборот, местом с хорошей энергетикой. Так что, возможно, все сложилось к лучшему.

Пушица на берегах семи озер
Дорога в долину
По вечерам в горы обычно приходили дожди, но на дни стоянки нам повезло. Погода поменялась, когда нам пора было уходить

Поход через перевал Каратюрек

После отдыха на Аккемском озере нам предстоял самый трудный день похода — нужно было подняться с 2000 м над уровнем моря на 3000 м на перевал Каратюрек, и спуститься обратно на другой стороне перевала. Сама тропа не сложная, но набор высоты, а затем спуск занимает много времени.

К конечной точке этого дня добралась не вся группа. Сошлось несколько факторов — погода и, на мой взгляд, недостаточная информационная подготовка гидов.

Вот что случилось:

Наша группа сильно растянулась — у всех был свой темп подъема. Подъем давался тяжело, некоторые из группы шли в одиночку, т.е. не видели впереди и позади идущего. Сыграла роль местность — тропа виляла, шла то вверх, то вниз, и за «складками местности» человек быстро скрывался из виду

Погода — моросящий дождь и очень сильный ветер. При движении было жарко в футболке и ветровке, но стоило остановиться, скинуть рюкзак — и ветер продувал за пару минут. Это не позволило делать частые остановки, чтобы дожидаться всю группу — на стоянках приходилось надевать все теплые вещи и куртки, а потом упаковывать все в рюкзак. У нас был один длинный привал до перевала, и один — после.

На самом перевале ветер уже сносил с ног. Между первым и последним членом группы было больше часа, поэтому дождаться всех решили недалеко от него, когда найдем укрытие от ветра.

На вершине перевала. По традиции мы оставили что-то для горных духов

Гиды говорили, что тропа через перевал только одна, идет прямо и заблудиться не получится. По факту там две тропы, которые постоянно соединяются и раздваиваются — для людей и для лошадей. И сразу после вершины перевала нужно было правильно повернуть на человеческую тропу — лошадиная шла прямо, а человеческая — налево. Лошадиная снова поднималась наверх, а человеческая уходила вниз.

Первыми шла вместе тройка из старшего гида, меня и еще одного туриста — и на развилке мы выложили стрелку налево из камней. Ниже нашли безветренное место, и стали ждать остальных.

Спуск с перевала — «складки местности» скрывают людей, но ветер при этом продувает идущего до костей

Мы дождались больше половины группы — кто-то сразу пошел верно, кто-то сначала не свернул, но понял, что идет не туда и вернулся. Привал был долгим, и первые пошли дальше, а младший гид остался ждать всех из группы. Связи между гидами не было, хотя не знаю, насколько рации помогли бы.

Трое, шедшие последними, не заметили стрелки, и прошли дальше по конской тропе. Пока младший гид их ждал, они успели пройти достаточно далеко. Когда гид понял, что не дождется их — отправился догонять, но в итоге догнал через 6 км после поворота. Туристы тоже уже поняли, что ушли не туда — все, кто попадался им навстречу, не видели нашу группу (они вышли на другую тропу, скорее всего к реке Текелюшка). К моменту встречи у тройки не было смысла возвращаться на маршрут — учитывая темп и расстояние от поворота до места стоянки, они не успели бы прийти в лагерь до темноты. Заблудившиеся разбили лагерь где остановились, а младший гид оставил им еду и пошел к нам — ведь надо было предупредить старшего гида и оставшуюся группу.

Наш маршрут должен был пройти по фиолетовой линии. Предполагаю, что потерявшаяся часть группы свернули по бирюзовой

Мы же добрались до стоянки уже вечером. Старший гид набрал воды, оставил нам продукты и пошел навстречу остальной группе. Тут пригодился армейский котелок — в группе были 2 больших котла (для еды и чая), гиды несли их по одному. В котелке гида мы приготовили ужин, а в армейском вскипятили воды. Поздно вечером, когда давно стемнело, в лагерь пришли 2 гида без туристов — они рассказали нам о том, что произошло. На следующий день младший гид пошел к оставшейся группе, а старший остался с нами. Продукты мы поделили, и договорились о примерном будущем маршруте.

Что делать, если вы заблудились. Звоните 112, телефон МЧС работает всегда, вне зависимости от зоны покрытия сети. Не паникуйте. Если вы не на тропе, или не знаете, в какую сторону по тропе идти — не идите никуда, оставайтесь на месте.

Озеро Кучерлинское

После стоянки в кедровом лесу мы дошли до бирюзового Кучерлинского озера. Оно окружено горами, расположено в низине, и на его берегу возникает чувство, что весь мир исчез, есть только горы вокруг, а в них, как в колыбели, озеро. Быстрым потоком из него вытекает и убегает в неизвестность бурная река. На Аккеме, для сравнения, было ощущение простора и мощи.

Наш лагерь
Опять начались дожди, и, как только мы спустились к берегу, подошла гроза с очень сильным ветром. Сломалась опора у лагерного тента
Распогодилось только ко времени нашего перехода от озера в сторону Тюнгура

В этот раз нам не сильно повезло с погодой — тропы были скользкие и глинистые. Ливни и грозы с сильным ветром сменялись внезапным солнцем. Дрова, которые мы находили, были полностью мокрыми, а вещи не просушились у костра за целый день. Часть группы пошла в радиальный поход до водопадов Кони-Айры, но они попали под град и чуть не попали под камнепад, и вернулись, не дойдя до цели.

Я не пошла в радиалку, осталась лагере поддерживать костер и сушить вещи. Окрестности озера потрясающе живописные. На это можно медитировать весь день, особенно когда проходит грозовое облако, где-то сверху гремит, и вода с неба сливается с водой с озера. Отдельной радостью для нас стала походная баня и лепешки, которые готовили алтайцы, живущие у этого озера.

Если ботинки не на ногах — они пытаются высохнуть у костра

Возвращение в поселок Тюнгур

К моменту обратной дороги наши рюкзаки стали значительно легче, и обратный путь мы преодолели очень быстро. Дойдя до другой стоянки алтайцев, мы неожиданно встретились с потерявшимися членами группы. Они решили не идти до Кучерлинского озера, а не спеша двигались по тропе к Тюнгуру. Последние 2 дня они провели на этой стоянке с радиальными выходами к ближайшим вершинам.

Под конец похода сердце радуется, когда видишь дома и машины

На следующий день мы вернулись в Тюнгур. В первую очередь вышли на связь с родными и удовлетворили потребность в гедонизме — мороженое, пельмени и салат из помидор и огурцов, именно в такой последовательности.

Последние километры налегке. Большинство решили ехать от стоянки на УАЗ «Буханке». Четверо, в том числе я, оставили тяжелые рюкзаки на доставку, а сами прошли пешком еще 13 км. Общая протяженность маршрута у всех вышла немного разная, я прошла около 100 км, в целом у всех вышло от 70 до 115 км.

Вечером мы отметили завершение похода по-праздничному — с тортом и шампанским. Нам все-таки очень повезло с группой — собрались очень разносторонние люди с богатым жизненным опытом и стойким характером. Конечно, при встрече сначала была критика ситуации на перевале — это было ЧП, и хорошо, что все благополучно закончилось. Но это была именно адекватная критика, которую обязательно надо было сказать.

Другие непредвиденные ситуации и поломки

В походе все, что угодно, может пойти не так. Вот, с чем мы столкнулись:

• Трекинговые палки очень легко ломаются. Они нужны для поддержания равновесия, не для опоры, и при падении оказываются хрупкими.
  • В рюкзаках слабые места — фастексы и швы. У одного из группы полностью оторвалась боковая поддержка спины, к которой крепилась лямка рюкзака. Прямо на тропе мы зашили рюкзак рыболовной плетенкой — нитки с собой были только обычные.
  • Не вещи, но стоит учесть. Я мерзлячка, и несмотря на теплоту спальника и пуховую куртку не могла спать из-за холода. Мне дали термоодеяло — оно выглядит как тонкий слой эластичной фольги, укладывается на дно палатки. Оно ничего не весит и занимает очень мало места, такое одеяло лучше иметь с собой.

В целом поход был полным выходом из зоны комфорта. Не только потому, что нет привычных вещей цивилизации — горячей воды из крана, возможности помыться, постирать вещи в машинке, просушить обувь. Вдобавок на третий день у меня очень сильно обгорело лицо, хотя я пользовалась SPF с фактором 50. Остаток похода я проходила в балаклаве — на лице была застывшая корка, которая в условиях постоянного ветра и умывания на холодном воздухе становилась только хуже и больнее. Также все дни были мокрые ботинки, влажная одежда. Конечно это все временно, но все эти детали и создавали настрой преодоления трудностей. Под конец похода я думала, что слишком нежная для таких приключений, и не представляла, что меня потянет в такие авантюры еще — разве что лет через пять.

Но вернувшись в город, я уже вспоминаю это путешествие как одно из самых потрясающих в моей жизни. И тянет снова оказаться в горах, без связи, с песнями у костра, самой вкусной родниковой водой и звездами, горящими как фонари, одна другой ярче.

Компания

Самое главное в походе — это люди. Мы шли с незнакомцами, но группа подобралась просто потрясающая. Если кто-то из наших вдруг прочтет эти строки — хочу передать всем привет:)

Данил — о поворотах надо предупреждать

Герман — надеюсь, ты больше не будешь терять туристов

Степан — после рассказов об авиации летать стало спокойнее

Богдан — дезодорант-аэрозоль просто спас самый мокрый костер)

Михаил — спасибо за термоодеяло!

Дамир — классные фото на зеркалку, ее стоило нести

Вера и Марина — вы просто пример для меня стойкости характера! Вы очень крутые:)

Мужу все высказано лично=)

Дневник путешествия я вела очень сумбурно, но рада, что он есть. Думаю, буду просматривать его, когда будет тянуть в горы — и взвешивать мою готовность или неготовность к еще одному.

Как я и задумывала, когда мы приехали домой я села с дочерью, открыла его как книгу, открыла телефон для иллюстраций, и начала свой рассказ…