Придумано и сделано женщинами: зачем идти на выставку «Подруги» в Пушкин­ском музее
3K

Придумано и сделано женщинами: зачем идти на выставку «Подруги» в Пушкин­ском музее

Обсудить
Аватар автора

Маша Махова

познакомилась с подругами

Страница автора
Аватар автора

Михаил Голденков

красиво сфотографировал

Страница автора

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» о женщинах-революционерках в искусстве 20 века.

Проект опирается на выставку «5 × 5 = 25» 1921 года — манифест конструктивизма и точку отсчета прикладного творчества. Ее участницами были художницы-авангардистки Варвара Степанова, Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер.

«Подругам» по призванию и их творческим открытиям посвящены четыре зала Галереи искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея. Гуляя по экспозиции, можно проследить переход от беспредметной живописи к театральным декорациям, текстильному дизайну, экспериментальной графике и фотомонтажу. А для лучшего понимания жизни и творчества 1910—1930-х годов советую совместить посещение с выставкой-блокбастером «Москвичка» в Музее Москвы.

Расскажу, ради чего идти на выставку и на какие работы участниц стоит обратить особое внимание.

Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой»

Кураторы: Александр Лаврентьев, Александра Данилова, Алексей Савинов
Кому понравится: желающим узнать, с чего началась современная российская мода и дизайн
Адрес: Волхонка, 14с6
Даты проведения: до 20 октября
Часы работы: с 11:00 до 20:00, кроме понедельника
Цена билета: от 400 ₽

Причина № 1

Женский взгляд

С началом 20 века связано главное правило конструктивизма — отказ от «искусства ради искусства». С этих пор оно стало служить производству, а производство — народу. Кураторы выставки решили отразить эти изменения и показать их с точки зрения женщин-художниц. Они бросали традиционную живопись и шли в сферы, которые мужчины-художники считали второстепенными и не особенно важными. Им удалось доказать, что творчество можно продвигать и в прикладных областях: текстильном дизайне и моде, сценографии, книжной графике.

Любители моды и трендов оценят эскизы одежды и аксессуаров, а также костюмы, которые сшили специально для экспозиции. Например, Варвара Степанова придумала, как советской женщине не забыть о свиданиях после трудового дня: откидной воротник и съемные рукава превращают рабочую форму в наряд с изящным декольте.

Причина № 2

Небанальные и редкие работы

Неочевидный плюс для искушенных посетителей — отсутствие культовых хрестоматийных полотен. На выставке около 150 экспонатов, среди которых предметы из Пушкинского музея, Третьяковки, Ленинской библиотеки, театральных и региональных институций и частных коллекций.

Кураторы акцентируют внимание на художественном процессе 1910—1930-х и показывают изнанку новаторских идей «подруг», а не только авангардную живопись. Так можно увидеть рабочие пометки с цветовыми схемами орнаментов, эскизы супрематических сумок и коллажи для рукописных книг. Отдельное удовольствие — рассматривать воссозданные по выкройкам и эскизам Степановой костюмы к спектаклю Мейерхольда «Смерть Тарелкина» и платья горожанок прошлого.

Причина № 3

Экспозиционное решение

Знакомство с «подругами» начинается с творческой лаборатории: здесь демонстрируются эксперименты с цветом и формой и каталог групповой выставки «5 × 5 = 25». Затем идет театральный цех с афишами, костюмами и декорациями, модой — текстильные принты не потеряли своей актуальности. Завершается экспозиция разделом о фото- и киномонтаже — советую оценить магию без «Фотошопа» и пятиминутный ролик на проекторе.

Кому-то архитектура выставки может показаться слишком простой для такого яркого периода в истории искусства. А кто-то, наоборот, почувствует, словно попал в мастерские к художницам в момент важного открытия. Для дополнительного погружения в контекст развеску сопровождают дневниковые цитаты Варвары Степановой о ее коллегах. На стенах можно прочитать мысли и о Малевиче, и о зарождающемся дизайне.

Как женщины повлияли на искусство 20 века

Расскажу на примере пяти работ с выставки, как Варваре Степановой, Ольге Розановой, Любови Поповой и Александре Экстер удалось совершить тихую революцию в искусстве первой половины прошлого века.

👤 Варвара Степанова. Автопортрет (№ 26), 1920. Произведение главной, но не единственной героини встречает посетителей и задает общее настроение экспозиции. Как и эта картина на фанере — с грубыми угловатыми чертами и красочной фактурой, выставка будет дерзкой и хулиганской.

Считается, что Степанова написала автопортрет в ответ на работу супруга и единомышленника Александра Родченко. А через год, в 1921, она вместе с «подругами» сообщила о том, что со станковой живописью покончено — теперь начинается эра прикладного искусства и смелых художественных систем.

👗 Александра Экстер. Эскизы костюмов к фильму «Аэлита», 1924. Экстер перевернула мир сценографии, когда ввела в норму объемные декорации, навеянные макетами конструктивистов. А затем как художница-новатор приняла участие в создании одного из первых научно-фантастических фильмов СССР.

Ее марсианские костюмы для «Аэлиты» — воплощение эстетики авангардистов 20 века в черно-белом кино. Экстер не боялась экспериментов и решила проблему цветовых ограничений за счет динамики. Она использовала резкие прямые линии, множество кругов, цилиндров и кубов, а также нестандартные материалы вроде картона, пластика и металла. На эскизах с выставки можно рассмотреть юбки-спирали, шапки-коробки, прямоугольные туники и волнообразные детали.

📖 Ольга Розанова. Иллюстрации для книги «Тэ ли лэ» Алексея Крученых, 1914. За эксперименты в книжной графике отвечала Ольга Розанова. Она переложила принципы беспредметной живописи с холста на листы и стала работать в техниках литографии, линогравюры и гектографии. Рукописная книга-альбом «Тэ ли лэ» — яркий пример творческого тандема иллюстратора Розановой и изобретателя заумного языка поэта-футуриста Крученых. Художница отвечала за композицию, разработку шрифтов, выбор бумаги и символистские рисунки.

Обязательно обратите внимание на эскизы супрематических дамских сумочек Розановой и рассмотрите впервые выставленные развороты книги «Утиное гнездышко дурных слов».

🧵 Любовь Попова. Рисунки для ткани, 1923—1924. Кроме дизайна униформы для актеров и декораций авангардистка разрабатывала орнаменты на ситцевой фабрике. Она искала баланс между экономическими требованиями, правилами оформления и вкусом крестьянок, для которых создавались эти ткани. В выставочных залах Пушкинского представлены эскизы Любови Поповой, оригинальные отрезы тканей и изделия-реконструкции.

В начале 20 века текстильная продукция в основном была «украшена» растительными орнаментами. Попова совершила прорыв в дизайне одежды за счет сочетания вертикальных и горизонтальных линий, оптических эффектов наслоения, игры с прозрачностью и других конструктивистских приемов. Созданные ею ткани привлекали стильными геометрическими узорами, а цветовые решетки символизировали стремления нового человека.

🎞️ Варвара Степанова. Обложки журнала «Советское кино», 1927. Еще одно важное открытие русского конструктивизма — кино- и фотомонтаж. Степанова верила, что снимки и кинохроника не только отражают текущий момент, но и создают иную реальность. Поэтому своим языком она выбрала коллажи с кричащими заголовками, акцентными шрифтами, геометрическими элементами и обрывками фотографий.

Броский фотомонтаж художницы-революционерки сформировал школу печатной графики. Среди последователей были студенты ВХУТЕМАСа Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Людмила и Анатолий Борисов. Также идеи Степановой нашли продолжение в ракурсах и крупных планах фотографа Елизаветы Игнатович и документалистике режиссера Эсфирь Шуб.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Маша МаховаБыли на выставках великих женщин? Поделитесь впечатлениями: