Закрытие «Икеи» застало меня в разгар ремонта.
Мне осталось докупить немного вещей, но важных: напольное покрытие на балкон — знаменитый деревянный пол «Руннен», выкатные ящики «Вардо» под кровать, чтобы не мучиться с хранением еще долгие годы, и легендарное кресло «Страндмон» — для уюта.
О таком же кресле давно мечтала моя мама, поэтому мы объединили усилия, чтобы пробиться сквозь запросы тысяч других желающих напоследок закупиться в «Икее» базовым постельным бельем, любимыми свечками и универсальными бокалами. И в конце концов оказались на складе «Икеи» — через четыре дня после того, как официально начались финальные распродажи.
Как проходит распродажа в интернете
В середине июня «Икея» объявила о сокращении бизнеса в России и масштабной распродаже всех оставшихся товаров для дома в магазинах.
Распродажа началась 27 июня и проходит в два этапа: сначала сотрудники компании в офлайн-формате смогли купить все необходимое, а затем с 5 июля началась распродажа для всех желающих — но только через сайт магазина.
Проблемы с доступом к сайту начались даже чуть раньше. Вечером 4 июля в онлайн-магазине появилась возможность добавлять товары в корзину. После этого сайт продержался недолго: почти сразу перестали открываться личные кабинеты. Старые пароли не срабатывали, а коды для их сброса не приходили на почту или в смс. Корзина тоже перестала открываться: на сайте сохранялся счетчик товаров, которые отложил пользователь, но посмотреть их или добавить что-то новое не получалось.
Я обновляла сайт всю ночь. Небольшие изменения произошли в районе семи утра: я смогла зайти в личный кабинет. Больше ничего не поменялось.
После этого эстафету переняла моя мама: следующие сутки сайт обновляла она. Утром 6 июля ей удалось сделать заказ: корзина все еще не работала, но в узкой строке-баннере сверху страницы появилась информация о том, что в личном кабинете можно оставить заявку на товары. Заявка выглядела сложно: товары не добавлялись с сайта автоматически, их нужно было вводить вручную, причем вместе с артикулами.
Было понятно, что действовать надо быстро, поэтому мы отказались от всего необязательного вроде посуды и домашнего текстиля и собрали в корзину только самые важные покупки: два кресла «Страндмон», три упаковки пола «Руннен», два ящика «Вардо», три торшера — «Лаутерс», «Тогарп» и «Скуруп», журнальный столик «Гладом» и пять упаковок свечей «Глимма». Всего на 59 284 ₽.
Все удалось отправить, но уже через несколько минут эта возможность снова пропала с сайта.
Как обрабатывают заказы
Мама оставила заказ около восьми утра. Где-то в 11 часов ей позвонил сотрудник «Икеи», чтобы подтвердить заказ и сверить артикулы — в одной позиции была ошибка. Это заняло некоторое время: до распродажи сотрудник работал в отделе кухонь и с трудом ориентировался в общем каталоге товаров.
По его словам, обработка заказов была устроена так: около 50 сотрудников из разных отделов получают скрины заявок пользователей, вручную сверяют их, проверяют наличие товаров и передают заказ на склад.
Во время телефонного разговора маме подтвердили, что все товары из нашей заявки есть на складе в Химках, и предложили еще один вариант — забрать заказ со склада на Белой Даче, но только частично. Мама выбрала первый вариант. После этого сотрудник отправил на почту форму оплаты и предупредил, что заплатить надо в течение 10 минут.
После оплаты еще один созвон, на этот раз — чтобы договориться о времени самовывоза товара со склада. Приехать в любое удобное время нельзя: нужно выбрать двухчасовой слот и обязательно успеть забрать товар в этот срок — иначе заказ расформируют.
За товаром должна была ехать я, поэтому мама попросила сотрудника договориться о заказе со мной. Мне перезвонили в течение пяти минут после ее просьбы: можно было приехать за заказом в тот же день ночью, но мне было удобнее съездить за покупками в выходные, и я договорилась на 9 июля, субботу, с 14 до 16.
Сотрудник магазина снова перезвонил маме, подтвердил эту информацию и отправил на почту письма, которые нужно предъявить на складе. Всего на обработку нашего заказа потребовалось четыре телефонных разговора и около часа. При этом все время сотрудник был очень вежлив и помогал чем мог, хотя у него явно было еще множество других заказов для обработки.
Как меня встретила «Икея»
В назначенный день в половину второго мы с фотографом тащимся по Ленинградке и обсуждаем, куда все едут: вряд ли в аэропорт, наверняка в «Икею». Заезжаем на эстакаду и готовимся снимать столпотворение на парковке — но не видим ничего подобного.
Такой пустоты на парковке рядом с «Икеей» и «Мегой» я не видела никогда — даже вне масштабной распродажи найти пустое автомобильное место было непросто. Теперь все не так: почти вся парковка закрыта, для погрузки заказов оставлено несколько небольших квадратов — но и они почти пустые.
Там же работает сотрудник «Икеи» в жилетке «COVID-контролер»: кажется, следит, чтобы машины не парковались сюда слишком надолго, и иногда помогает выехать, если из-за коробок закрыто зеркало заднего вида. Впрочем, у нас он ничего не спрашивает.
На тележке с коробками рядом с машиной сидит девушка, которая уже успела получить заказ: ей удалось купить нужные стулья на кухню. С парковки видны окна ресторана «Икеи»: за столиками сидит много людей, но все — в зеленых жилетах сотрудников.
Как теперь выглядит «Икея»
Центральный вход в «Икею» — через дверь-карусель — закрыт. Попасть внутрь можно через два входа: один в бывшей зоне выхода и возврата и обмена товаров, другой дополнительный, который раньше не открывали, за магазином «Шведские продукты».
Внутри посетителей пускают только до бывшей зоны касс: склады отгорожены от посторонних взглядов непрозрачными шторами — увидеть, сколько всего осталось на полках и как формируют заказы, не получится. Сотрудники тоже не делятся информацией: говорят, что все написано на сайте.
Еще одна штора отделяет зону выдачи заказов от приема товаров на возврат и обмен и магазина «Шведские продукты» — прямо по вывеске. Магазин работает в свободном режиме и принимает всех желающих.
Как выдают заказы
Кажется, в «Икее» тоже ожидали ажиотажа: перед входом в зону выдачи товаров огорожена специальная дорожка для очереди. В реальности никакой очереди нет: редкие счастливчики, которым удалось пробиться на сайте, проходят легко и быстро.
Охранник проверяет время, на которое назначен самовывоз, — для этого нужно показать ему письмо с подтверждением заказа. По его словам, сегодня еще много народу, в предыдущие дни было и того меньше.
Внутри понадобилось показать письмо еще два раза: первый — чтобы пустили в зону выдачи, а второй — уже на стойке, где выдают покупки. К двум часам дня заказ был собран, его привезли со склада, ожидание заняло меньше пяти минут. В зоне доставки все выглядит строго: сотрудники четко следуют инструкциям и не дают себя отвлекать вопросами, которые не относятся к делу.
У меня было две тележки, я забрала их по очереди. Когда вернулась за второй, никто даже не обратил внимания, что я ее забираю. Мне показалось, что ее мог бы забрать кто угодно еще. Раньше тележки с хранения выдавали по чеку, теперь все не так.
Впрочем, за пределами зоны выдачи сотрудники по-прежнему приветливы и даже немного веселы. Когда я вывожу тележки, меня тормозит охранник внезапным: «Стойте! Поздравляю с покупкой!»
Как работает магазин «Шведские продукты»
Первую настоящую очередь я встречаю в магазине «Шведские продукты» — сюда можно попасть без предварительной записи, просто приехав в «Икею». Ларьков с хот-догами, мороженым и газировкой нет, но купить замороженные фрикадельки, миндальный торт и брусничный соус все еще можно.
Мужчина в очереди за мной тоскливо смотрит в сторону «Икеи». Он говорит, что пробиться на сайте нереально, поэтому приехал специально за любимой едой — правда, не нашел горчицы с укропом, которая хорошо подходила к красной рыбе. Впрочем, недостатка в продуктах не видно: как только полки пустеют, сотрудники выносят товар на замену.
О том, что можно свободно приехать за продуктами, мужчина услышал по телевизору. Телерепортеры были в магазине и сегодня — вероятно, уже не в первый раз.
Что покупают другие люди
На выходе из зоны выдачи я встречаю разных покупателей: кто-то — с одним картонным пакетом, кто-то — с несколькими тележками, заполненными доверху, и грузовиком, чтобы все это увезти.
Мы приехали на легковом автомобиле. Я волновалась, что в него не поместятся два кресла, и не зря: когда мы загрузили коробки, оказалось, что кресла заняли ровно то пространство, которое было между передним пассажирским сиденьем и дверью багажника. Еще бы сантиметр — и закрыть багажник я бы не смогла.
Настроение у посетителей тоже разное. Одни в ажиотаже оттого, что все получилось, другие явно озадачены дальнейшими планами: тележки из магазина уже вывезли, но машину пока не нашли.
Таксисты и грузчики на выходе из «Икеи» традиционно есть, но их мало, и работают они без особого энтузиазма: поток не тот. Сотрудники «Икеи» с доставкой и погрузкой не помогают.
К охранникам подходит женщина с дочерью и спрашивает, можно ли все-таки попасть в «Икею» без онлайн-заказа. Ей очень нужны кувшины, но на сайте ничего не работает. Ее разочаровывают и тут.
Покупатели, которым все-таки удалось оставить заказ, рассказывают разные истории. Молодая пара собрала все необходимое в корзину, но потом корзина не открылась — пришлось пересобирать товары по памяти, что попадалось под руку.
Семья с ребенком охотилась за шкафом для ванной. Достать его удалось только в Самаре, остальные детали заказа собирают по складам по всей Москве: после Химок поедут в «Икею» в «Мозаике». Эта же семья столкнулась и с другим испытанием: первая оплата заказа не прошла и ее заморозили — пришлось оформлять возврат денег. Но в конце концов все удалось.
На парковке встречаю женщину, которая радостно заполняет легковушку коробками: она смогла купить в «Икее» кухню. Тоже не без приключений: пока оформляла заказ, в Москве закончился один из шкафов. В итоге нашла недостающую часть в Омске и заказала там: этот шкаф ей привезет племянник.
За покупку шкафа женщина благодарна чату в «Телеграме»: найти такие можно по кодовым словам «Распродажа» и IKEA.
Что люди думают о будущем «Икеи»
Причину, по которой в «Икее» оказалось не так много людей в субботу, мне удалось узнать уже в магазине: кажется, люди не верят, что все действительно закроется.
В том, что «Икея» вернется, уверены почти все, кого я встречаю: и покупатели с большими тележками, и таксисты, и, возможно, сотрудники магазинов. Кассир в магазине «Шведских продуктов» была расслаблена и приветлива. На вопрос, успела ли она поучаствовать в распродаже, спокойно ответила, что была в отпуске. Кажется, она совсем не переживает, что не успела что-то приобрести. Более конкретных комментариев, впрочем, тут никто не дает.
Некоторые предполагают, что «Икея» откроется под новым брендом — как это стало с «Макдональдсом». Другие — что такие большие бренды навсегда не уходят: нужно только немного подождать — и все вернется на круги своя.
Я не строю прогнозов и готовлюсь к закрытию, поэтому планирую еще раз закупиться «Икее», если подвернется возможность: я тоже подписалась на чат с информацией о распродажах и теперь надеюсь, что мне удастся купить напоследок удобные простыни на резинке, штору и красивые бокалы.