Как смерть известного человека влияет на его популярность
Есть такой психологический феномен: когда известный человек умирает, интерес к нему многократно возрастает.
Коллеги и знакомые публично выражают соболезнования, фанаты вспоминают любимые произведения, выходят документальные фильмы и некрологи. Однако активно интересоваться умершим начинают и те, кто раньше ничего о нем не знал: если посмотреть на статистику поисковых запросов, окажется, что ни одно событие не привлекает к человеку такого внимания, как его смерть.
Как растет интенсивность поисковых запросов
Чтобы посмотреть, как меняется интерес интернет-пользователей к известным людям, мы посмотрели статистику запросов в Яндексе и Гугле. Анализировали запросы по фамилии известного человека, а также статистику поиска за месяц до кончины, в тот месяц, когда человек умер, и в последующий.
Оказалось, что интерес к некоторым людям после их смерти вырастает в десятки раз. Например, информацию о певце Юрии Шатунове, пока он был жив, искали в Яндексе в среднем 1 млн раз в месяц. После 23 июня 2022 года, когда он умер, число запросов выросло сразу — до 24 млн. Интерес к его персоне сохранялся еще какое-то время: в июле информацию о певце искали 11 млн раз.
Другой пример — актриса Инна Чурикова, которая умерла от остановки сердца 14 января 2023 года. Если за месяц до этого информацию о ней в Яндексе искали 180 тысяч раз, то сразу после смерти — в 28 раз чаще, 5 млн раз.
В 24 раза чаще начали интересоваться после смерти актрисой Евгенией Брик, супругой режиссера Валерия Тодоровского, которая в феврале 2022 года умерла от рака. Информацию об актере и певце Вахтанге Кикабидзе в месяц его смерти искали в 16 раз чаще, чем обычно. Почти в 100 раз вырос интерес к модельеру Валентину Юдашкину после его смерти в мае 2023 года: 4,8 млн запросов против 50 тысяч за месяц до этого.
Рост запросов в десятки раз виден не всегда, значения могут быть меньше. Однако всплеск интереса публики к умершим знаменитостям очевиден. Например, информацию о модельере Вячеславе Зайцеве в месяц смерти искали в шесть раз чаще. Интерес к юмористу Александру Пономаренко вырос в пять раз, к политику Руслану Хасбулатову — в 4,8 раза, к певцу Пьеру Нарциссу — в 4,7 раза, к Михаилу Горбачеву — в 3 раза.
Информация о ком интересует пользователей сильнее
Согласно статистике, самый высокий рост запросов в месяц смерти — у людей творческих профессий: музыкантов, актеров. Чуть меньше публику волнуют смерти дизайнеров, режиссеров и писателей. Еще меньше интерес к смерти политиков. К примеру, интерес к политику Геннадию Бурбулису хоть и вырос в 19 раз, но в абсолютных числах был небольшим: в месяц смерти информацию о нем искали всего около 100 тысяч человек.
На посмертный интерес влияет не только профессия известного человека и его узнаваемость, но и другие факторы. Например, условная «степень народной любви». К сожалению, этот показатель становится наиболее очевидным именно в момент смерти. Это хорошо видно на примере Юрия Шатунова: его показатели зашкаливают и в процентном, и в абсолютном отношении.
Существенную роль играет возраст: смерть звезд старше 70 лет воспринимается аудиторией спокойнее, чем кончина их более молодых коллег.
Важным фактором любопытства к смерти становится степень ее ожидаемости. К примеру, персоны, которые скрывают свою болезнь, получают больше внимания в момент смерти. Это хорошо видно по статистике интереса к актрисе Евгении Брик, которая долго скрывала, что у нее рак. Если же человека предварительно госпитализировали или он долго болел — как политик Владимир Жириновский, — в момент смерти его кривая внимания будет гораздо плавнее.
Почему смерть известного человека вызывает так много эмоций
Известные люди — это, конечно, не наши близкие, но само по себе то, что они приобрели известность, означает, что они попадали в поле внимания других людей. К ним сформировалось какое-то эмоциональное отношение — неважно, положительно или негативно окрашенное. Их смерть тоже вызовет какие-то чувства — пусть и менее интенсивные, чем когда речь идет о близких людях.
Кто-то был — а теперь его нет, и наше внимание к жизненной истории человека помогает принять это событие и «сгладить» переживание от произошедшего. Иногда — прожить тревогу от того, что мы вспоминаем: мы тоже смертны.
Человека больше нет — но живо то, что «живо» в нашем внимании, направленном на него. А если эмоциональная связь с образом знаменитости имела большое значение и, например, был велик вклад его творчества в формирование личности человека — горе может быть таким же, как и при смерти близкого, даже несмотря на то, что людей не связывали взаимные отношения. Тогда интерес будет способом сохранения внутренней связи с умершим и частью процесса горевания.
Что ищут в интернете, узнав о смерти известного человека
Лидирует по числу запросов причина смерти. Если назван диагноз, например инфаркт миокарда или рак, то активно ищут его. Если о болезни ничего не сказано, то интересуются возрастом покойного.
Следующий по популярности запрос — информация о прощальных обрядах: сюда входит церемония прощания, место похорон и другие детали. Выбранный способ похорон привлекает большое внимание. К примеру, кремация Юрия Шатунова спровоцировала огромный интерес к самой процедуре. По данным сервиса «Гугл-трендс», в конце июня — начале июля 2022 года число запросов выросло в 5 раз.
Также пользователи активно ищут информацию о личной жизни умершего: супругах или партнерах, причем как бывших, так и тех, кто был с ним в момент смерти, а также детях и других родственниках.
Большое количество запросов касается каких-либо необычных обстоятельств жизни. Например, после смерти Юрия Шатунова россияне активно искали информацию про детские дома. Когда умер Леонид Куравлев, интересовались домами престарелых и хосписами: последние годы жизни актер провел в московском пансионате для пожилых людей, а умер в хосписе.
Часть запросов касается скорее не самого умершего, а каких-то ассоциаций с ним. Когда умерли модельеры Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев, публика почему-то начала беспокоиться об их коллеге, историке моды Александре Васильеве. Когда умер политик Руслан Хасбулатов, искали информацию про ГКЧП и 1993 год.
Меньше всего, как оказалось, смерть провоцирует интерес к творчеству. Чаще всего ищут песни: например, композиции группы «Ласковый май» действительно были в топе летом 2022 года. Однако другие произведения — фильмы, книги, спектакли — ищут в среднем реже. Например, фильмы Инны Чуриковой искали в два раза реже, чем причину смерти. Почти не искали книги писательницы Татьяны Москвиной.
Иногда, правда, смерть вызывает интерес ко всей профессии. Так было, когда умерли модельеры Юдашкин и Зайцев: в интернете искали информацию о том, чем занимается кутюрье.
Почему интерес к известным людям возрастает в момент их смерти
Человек откликается не просто на смерть известного человека, но на смерть того, кого он выбирает, к кому испытывает интерес. И главное — в ком видит что-то «свое». Психоаналитик Жан Лапланш говорит о том, что человеку определенное предчувствие собственной смертности может быть доступно лишь в амбивалентном отождествлении с другим человеком, чьей смерти мы одновременно и желаем, и боимся. Под такой критерий попадает и тот самый любимый актер, за которым хочется наблюдать.
В психоанализе есть такое понятие, как адгезивная идентификация. Это случай, когда человек выбирает себе объект, на который может «залипнуть». Этим объектом может стать и знаменитая личность, которая вызывает огромное желание во всем подражать. «Я буду одеваться как Скарлетт Йоханссон, я буду смеяться как Скарлетт Йоханссон, я буду жить как Скарлетт Йоханссон».
Такое залипание происходит тогда, когда хочется видеть что-то знакомое, родное, любимое. Словно смотришься в зеркало. Как Нарцисс, любующийся своим отражением в озере. Кто может транслировать такой образ, «смотреться в зеркало через поклонников», тот и вызывает больший интерес.
Интерес к смерти — это, с одной стороны, может быть парадокс мазохизма «удовольствие от неудовольствия», который вызван определенным развитием психики. С другой — простое любопытство «а что же будет дальше».
Страх смерти тесно связан со страхом нового, неизведанного. Ребенок, появившийся на свет, сталкивается с абсолютно незнакомым миром, который сам не может идентифицировать ни как жизнь, ни как смерть. И только с помощью матери он начинает понимать все особенности. А позже это могут быть известные люди, они же «люди света», «свет общества», «то, что хорошо видно», «то, за чем можно наблюдать». Известный человек умирает, но продолжает жить на экранах кино, в соцсетях, на фотографиях, и это транслирует весь мир.
Как на интерес к умершим знаменитостям влияет выход байопиков
Оседлать волну посмертной популярности стремятся в том числе создатели кино и сериалов. И это действительно дает эффект. Когда восьмисерийный байопик «Раневская» вышел на цифровых платформах, информацию о Фаине Раневской стали искать на 260% чаще, а после выхода проекта на федеральном телевидении — на 1731%.
Интерес к фронтмену группы «Король и шут» Михаилу Горшеневу во время выхода сериала о нем весной этого года возрастал на 663% в марте и на 384% в апреле. Пик интереса к поэту Сергею Есенину приходится на осень 2005 года — именно тогда на Первом канале выходил сериал о нем с Сергеем Безруковым в главной роли.
Однако внимание аудитории к умершему проходит крайне быстро. В среднем уже через месяц интерес возвращается к предпремьерным значениям, а то и падает.