Как смерть известного человека влияет на его популярность

И какую информацию ищут в интернете об умерших знаменитостях
7
Аватар автора

Мария Либерман

изучила поисковые запросы

Страница автора

Есть такой психологический феномен: когда известный человек умирает, интерес к нему многократно возрастает.

Коллеги и знакомые публично выражают соболезнования, фанаты вспоминают любимые произведения, выходят документальные фильмы и некрологи. Однако активно интересоваться умершим начинают и те, кто раньше ничего о нем не знал: если посмотреть на статистику поисковых запросов, окажется, что ни одно событие не привлекает к человеку такого внимания, как его смерть.

Как растет интенсивность поисковых запросов

Чтобы посмотреть, как меняется интерес интернет-пользователей к известным людям, мы посмотрели статистику запросов в Яндексе и Гугле. Анализировали запросы по фамилии известного человека, а также статистику поиска за месяц до кончины, в тот месяц, когда человек умер, и в последующий.

Оказалось, что интерес к некоторым людям после их смерти вырастает в десятки раз. Например, информацию о певце Юрии Шатунове, пока он был жив, искали в Яндексе в среднем 1 млн раз в месяц. После 23 июня 2022 года, когда он умер, число запросов выросло сразу — до 24 млн. Интерес к его персоне сохранялся еще какое-то время: в июле информацию о певце искали 11 млн раз.

Другой пример — актриса Инна Чурикова, которая умерла от остановки сердца 14 января 2023 года. Если за месяц до этого информацию о ней в Яндексе искали 180 тысяч раз, то сразу после смерти — в 28 раз чаще, 5 млн раз.

В 24 раза чаще начали интересоваться после смерти актрисой Евгенией Брик, супругой режиссера Валерия Тодоровского, которая в феврале 2022 года умерла от рака. Информацию об актере и певце Вахтанге Кикабидзе в месяц его смерти искали в 16 раз чаще, чем обычно. Почти в 100 раз вырос интерес к модельеру Валентину Юдашкину после его смерти в мае 2023 года: 4,8 млн запросов против 50 тысяч за месяц до этого.

Рост запросов в десятки раз виден не всегда, значения могут быть меньше. Однако всплеск интереса публики к умершим знаменитостям очевиден. Например, информацию о модельере Вячеславе Зайцеве в месяц смерти искали в шесть раз чаще. Интерес к юмористу Александру Пономаренко вырос в пять раз, к политику Руслану Хасбулатову — в 4,8 раза, к певцу Пьеру Нарциссу — в 4,7 раза, к Михаилу Горбачеву — в 3 раза.

Всплеск поисковых запросов после смерти Юрия Шатунова. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Инны Чуриковой. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Евгении Брик. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Вахтанга Кикабидзе. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Валентина Юдашкина. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Вячеслава Зайцева. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Александра Пономаренко. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Руслана Хасбулатова. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Пьера Нарцисса. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Михаила Горбачева. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Геннадия Бурбулиса. Источник: wordstat.yandex.ru

Информация о ком интересует пользователей сильнее

Согласно статистике, самый высокий рост запросов в месяц смерти — у людей творческих профессий: музыкантов, актеров. Чуть меньше публику волнуют смерти дизайнеров, режиссеров и писателей. Еще меньше интерес к смерти политиков. К примеру, интерес к политику Геннадию Бурбулису хоть и вырос в 19 раз, но в абсолютных числах был небольшим: в месяц смерти информацию о нем искали всего около 100 тысяч человек.

На посмертный интерес влияет не только профессия известного человека и его узнаваемость, но и другие факторы. Например, условная «степень народной любви». К сожалению, этот показатель становится наиболее очевидным именно в момент смерти. Это хорошо видно на примере Юрия Шатунова: его показатели зашкаливают и в процентном, и в абсолютном отношении.

Существенную роль играет возраст: смерть звезд старше 70 лет воспринимается аудиторией спокойнее, чем кончина их более молодых коллег.

Важным фактором любопытства к смерти становится степень ее ожидаемости. К примеру, персоны, которые скрывают свою болезнь, получают больше внимания в момент смерти. Это хорошо видно по статистике интереса к актрисе Евгении Брик, которая долго скрывала, что у нее рак. Если же человека предварительно госпитализировали или он долго болел — как политик Владимир Жириновский, — в момент смерти его кривая внимания будет гораздо плавнее.

Всплеск поисковых запросов после смерти Владимира Жириновского. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск поисковых запросов после смерти Владимира Жириновского. Источник: wordstat.yandex.ru
Аватар автора

Марина Волкова

психоаналитический психотерапевт, психолог сервиса «Ясно», редактор телеграм-канала «Ок, ясно»

Страница автора

Почему смерть известного человека вызывает так много эмоций

Известные люди — это, конечно, не наши близкие, но само по себе то, что они приобрели известность, означает, что они попадали в поле внимания других людей. К ним сформировалось какое-то эмоциональное отношение — неважно, положительно или негативно окрашенное. Их смерть тоже вызовет какие-то чувства — пусть и менее интенсивные, чем когда речь идет о близких людях.

Кто-то был — а теперь его нет, и наше внимание к жизненной истории человека помогает принять это событие и «сгладить» переживание от произошедшего. Иногда — прожить тревогу от того, что мы вспоминаем: мы тоже смертны.

Человека больше нет — но живо то, что «живо» в нашем внимании, направленном на него. А если эмоциональная связь с образом знаменитости имела большое значение и, например, был велик вклад его творчества в формирование личности человека — горе может быть таким же, как и при смерти близкого, даже несмотря на то, что людей не связывали взаимные отношения. Тогда интерес будет способом сохранения внутренней связи с умершим и частью процесса горевания.

Что ищут в интернете, узнав о смерти известного человека

Лидирует по числу запросов причина смерти. Если назван диагноз, например инфаркт миокарда или рак, то активно ищут его. Если о болезни ничего не сказано, то интересуются возрастом покойного.

Следующий по популярности запрос — информация о прощальных обрядах: сюда входит церемония прощания, место похорон и другие детали. Выбранный способ похорон привлекает большое внимание. К примеру, кремация Юрия Шатунова спровоцировала огромный интерес к самой процедуре. По данным сервиса «Гугл-трендс», в конце июня — начале июля 2022 года число запросов выросло в 5 раз.

Как менялось число запросов по слову «кремация» до и после смерти Юрия Шатунова. Источник: trends.google.ru
Как менялось число запросов по слову «кремация» до и после смерти Юрия Шатунова. Источник: trends.google.ru

Также пользователи активно ищут информацию о личной жизни умершего: супругах или партнерах, причем как бывших, так и тех, кто был с ним в момент смерти, а также детях и других родственниках.

Большое количество запросов касается каких-либо необычных обстоятельств жизни. Например, после смерти Юрия Шатунова россияне активно искали информацию про детские дома. Когда умер Леонид Куравлев, интересовались домами престарелых и хосписами: последние годы жизни актер провел в московском пансионате для пожилых людей, а умер в хосписе.

Часть запросов касается скорее не самого умершего, а каких-то ассоциаций с ним. Когда умерли модельеры Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев, публика почему-то начала беспокоиться об их коллеге, историке моды Александре Васильеве. Когда умер политик Руслан Хасбулатов, искали информацию про ГКЧП и 1993 год.

Меньше всего, как оказалось, смерть провоцирует интерес к творчеству. Чаще всего ищут песни: например, композиции группы «Ласковый май» действительно были в топе летом 2022 года. Однако другие произведения — фильмы, книги, спектакли — ищут в среднем реже. Например, фильмы Инны Чуриковой искали в два раза реже, чем причину смерти. Почти не искали книги писательницы Татьяны Москвиной.

Иногда, правда, смерть вызывает интерес ко всей профессии. Так было, когда умерли модельеры Юдашкин и Зайцев: в интернете искали информацию о том, чем занимается кутюрье.

Запрос в Гугле «причина смерти». Пики — это даты смерти Юрия Шатунова, Инны Чуриковой, Вахтанга Кикабидзе и Валентина Юдашкина. Источник: trends.google.ru
Запросы в Гугле по слову «инфаркт». В апреле появилась информация об инфаркте у Сергея Шойгу — позже это опровергли. Второй всплеск — смерть Юрия Шатунова. Источник: trends.google.ru
Пик популярности интереса к хосписам приходится на смерть Леонида Куравлева. Источник: trends.google.ru
Всплеск интереса к произведениям писательницы Татьяны Москвиной после ее смерти. Источник: wordstat.yandex.ru
Всплеск в поиске Яндекса по запросу «дети Чуриковой» после смерти актрисы. Источник: wordstat.yandex.ru
Внезапный всплеск поисковых запросов об историке моды Александре Васильеве после смерти других известных модельеров. Источник: trends.google.ru
Аватар автора

Антонина Плаксиенко

эксперт сервиса Zigmund.Online, психоаналитический психотерапевт, преподаватель психологии и супервизор

Страница автора

Почему интерес к известным людям возрастает в момент их смерти

Человек откликается не просто на смерть известного человека, но на смерть того, кого он выбирает, к кому испытывает интерес. И главное — в ком видит что-то «свое». Психоаналитик Жан Лапланш говорит о том, что человеку определенное предчувствие собственной смертности может быть доступно лишь в амбивалентном отождествлении с другим человеком, чьей смерти мы одновременно и желаем, и боимся. Под такой критерий попадает и тот самый любимый актер, за которым хочется наблюдать.

В психоанализе есть такое понятие, как адгезивная идентификация. Это случай, когда человек выбирает себе объект, на который может «залипнуть». Этим объектом может стать и знаменитая личность, которая вызывает огромное желание во всем подражать. «Я буду одеваться как Скарлетт Йоханссон, я буду смеяться как Скарлетт Йоханссон, я буду жить как Скарлетт Йоханссон».

Такое залипание происходит тогда, когда хочется видеть что-то знакомое, родное, любимое. Словно смотришься в зеркало. Как Нарцисс, любующийся своим отражением в озере. Кто может транслировать такой образ, «смотреться в зеркало через поклонников», тот и вызывает больший интерес.

Интерес к смерти — это, с одной стороны, может быть парадокс мазохизма «удовольствие от неудовольствия», который вызван определенным развитием психики. С другой — простое любопытство «а что же будет дальше».

Страх смерти тесно связан со страхом нового, неизведанного. Ребенок, появившийся на свет, сталкивается с абсолютно незнакомым миром, который сам не может идентифицировать ни как жизнь, ни как смерть. И только с помощью матери он начинает понимать все особенности. А позже это могут быть известные люди, они же «люди света», «свет общества», «то, что хорошо видно», «то, за чем можно наблюдать». Известный человек умирает, но продолжает жить на экранах кино, в соцсетях, на фотографиях, и это транслирует весь мир.

Как на интерес к умершим знаменитостям влияет выход байопиков

Оседлать волну посмертной популярности стремятся в том числе создатели кино и сериалов. И это действительно дает эффект. Когда восьмисерийный байопик «Раневская» вышел на цифровых платформах, информацию о Фаине Раневской стали искать на 260% чаще, а после выхода проекта на федеральном телевидении — на 1731%.

Интерес к фронтмену группы «Король и шут» Михаилу Горшеневу во время выхода сериала о нем весной этого года возрастал на 663% в марте и на 384% в апреле. Пик интереса к поэту Сергею Есенину приходится на осень 2005 года — именно тогда на Первом канале выходил сериал о нем с Сергеем Безруковым в главной роли.

Однако внимание аудитории к умершему проходит крайне быстро. В среднем уже через месяц интерес возвращается к предпремьерным значениям, а то и падает.

Всплеск интереса к поэту Сергею Есенину после выхода биографического сериала. Источник: trends.google.ru
Всплеск интереса к актрисе Фаине Раневской после выхода сериала о ее жизни. Источник: trends.google.ru
Информацией о лидере группы «Король и шут» интернет-пользователи активно интересовались дважды: после смерти Михаила Горшенева и после выхода сериала о музыкальном коллективе. Источник: trends.google.ru
Мария ЛиберманБывало ли, что вы внезапно начинали искать в интернете информацию о человеке, про смерть которого прочитали в новостях?
  • EkaЕсть хорошая песня на эту тему: 7000$ - эй, рок-звезда1
  • Нонейм"Есть такой психологический феномен: когда известный человек умирает, интерес к нему многократно возрастает." Обширный и наукообразный материал, но следовало бы видимо в самом начале вставить пропущенное Марией слово "КРАТКОВРЕМЕННО". Связан повышенный интерес естественно со СМИ разного рода, именно от них идут "круги по воде", именно СМИ формируют психологический "феномен" который пыталась исследовать Мария путем изучения поисковых запросов.6
  • TATYANA SVНикогда за собой такого не замечала0
  • БарабакаДа, бывает. Увидела у вас в графике имя "Борис Моисеев" и резко пошла гуглить, неужели это тот самый, а когда умер и отчего. Не знаю зачем, просто интересно4
  • КираДа, хорошо помню как увидела новость про смерть Евгении Брик, офигела и пошла гуглить "чё случилось*. Ну и где подумала, что не будет третий части "адаптации" или как там0
  • НикитаЛично я иногда когда вижу в новостях, что кто-то умер начинаю гуглить а кто это вообще такой и чем он знаменит4
  • С сарказмом внутриБывало. Но чтобы посмотреть кто это вообще и от чего умер0