Женское здоровье: как ходить по врачам
Курс 

Знакомимся с врачом

Урок 3 из 6·от 20 минут чтения·от 5 минут практики
В третьем уроке поговорим о партнерских отношениях с врачом — что это такое и как установить их на приеме. Также расскажем, как подготовиться к приему у врача и что предпринять, если с доктором не получается договориться.
Обложка урока
Иллюстрации: Нина Захарова

Что вы узнаете

  1. Что важно сделать перед приемом.
  2. Почему стоит сразу договориться с врачом о партнерских отношениях и как это сделать.
  3. Какие ситуации на приеме могут вызвать дискомфорт и как с этим справиться.
  4. В каких ситуациях лучше сменить врача.
  5. Что можно сделать, если сменить врача не получается.

Что важно сделать перед приемом

Первое знакомство с новым врачом — волнующий момент, к которому полезно подготовиться заранее.

С одной стороны, подготовка сделает прием более продуктивным и, возможно, сэкономит время и деньги на дополнительных исследованиях и посещениях специалистов. Чем больше информации о вашем здоровье узнает врач, тем более точными будут его рекомендации.

С другой стороны, так вам самой будет комфортнее: подготовка поможет чувствовать себя увереннее в разговоре с врачом и не упустить все важные вопросы, испытывать меньше неловкости и неприятных ощущений во время осмотра или других врачебных манипуляций.

Вот несколько советов, которые помогут подготовиться к приему.

Лейбл заголовка
Что сделать перед приемом

Тщательно опишите свои жалобы и составьте список вопросов

Обратите внимание, есть ли неприятные или странные ощущения, запишите все вопросы и наблюдения, которые у вас возникают. Это поможет не забыть ничего важного в разговоре со специалистом.

Проводить самоосмотр необязательно: врач сам обследует все интересующие его области тела на приеме. Но если вы заметили какие-то нетипичные высыпания, изменения выделений, припухлости или покраснения — расскажите об этом тоже, даже если ничего не болит.

Лейбл заголовка
Что сделать перед приемом

Учтите день цикла

Идеальное время для приема у гинеколога и маммолога — с пятого по седьмой день менструального цикла или в первые два дня после того, как закончились менструальные выделения. Это оптимальный период для проведения УЗИ малого таза и маммографии, поэтому если врач решит, что исследования важны, скорее всего, их получится сделать сразу же, и вы сэкономите время на повторном посещении клиники. Но некоторые исследования обязательно делать в определенном порядке: например, после УЗИ гинеколог уже не сможет взять мазки из влагалища. Если для вас важно провести как можно больше процедур в один день, лучше заранее предупредить об этом администратора клиники.

Если попасть к врачу именно в этот период не получается, ничего страшного: осмотр можно провести и в любой другой день. Но комфортнее выбирать даты вне менструации: в это время у женщин часто повышается чувствительность, поэтому манипуляции могут ощущаться неприятнее. Еще в эти дни врач не сможет взять мазок на цитологию или Пап-тест — в России его делают планово раз в три года, чтобы проверить, не развивается ли у пациентки рак шейки матки.

Некоторые процедуры, например установка внутриматочной спирали или контрацептивного имплантата, могут потребовать посещения врача в определенный день цикла. Уточнить, есть ли такие условия, можно у администратора во время записи в клинику.

На всякий случай напомним еще раз: если вы чувствуете, что ситуация экстренная, выбирать подходящий день не нужно — обращайтесь к врачу сразу же.

Лейбл заголовка
Что сделать перед приемом

Подготовьте информацию о себе

Подробнее о том, какие вопросы будут задавать на приемах гинекологи, маммологи и эндокринологи, расскажем в следующих уроках. Но в любом случае пригодятся сведения:

  • о дате начала последней менструации, регулярности и длительности цикла. Идеально, если получится показать врачу календарь менструаций — например, его удобно вести в мобильных приложениях;
  • о ваших предыдущих заболеваниях по профилю врача, хронических заболеваниях и тяжелых болезнях ближайших родственников — были ли у них инсульты, инфаркты, тромбозы, диабет, депрессия или рак;
  • были ли операции, какие и когда;
  • какие препараты и БАД вы принимаете;
  • когда вы в последний раз делали скрининг на рак шейки матки, маммографию, прививались ли от ВПЧ.

Все это может быть сложно вспомнить с ходу, поэтому лучше законспектировать заранее.

Лейбл заголовка
Что сделать перед приемом

Соберите документы

Если вы впервые обращаетесь в частную клинику, понадобится паспорт для заключения договора.

Врачу пригодятся результаты анализов и исследований: например, УЗИ малого таза или маммографии за предыдущие годы, бланк с результатами анализа на инфекции, передающиеся половым путем. Если были роды, может понадобиться выписной эпикриз из роддома: в случае естественных родов без осложнений он нужен в течение первого года, но если было кесарево сечение, информация о ходе операции важна врачу и позже.

Если есть возможность, лучше распечатать документы — врачу будет удобнее читать их на приеме. Некоторые частные клиники предлагают пациентам заранее загрузить файлы в приложение: во время записи можно уточнить у администратора, есть ли такая функция.

Лейбл заголовка
Что сделать перед приемом

Позаботьтесь о гигиене

Примите душ в день приема и наденьте чистое белье. Неочевидный, но важный нюанс: лучше не пользоваться духами перед походом к доктору. Во время осмотра врачи близко контактируют с пациентами, и слишком сильные запахи могут отвлекать или раздражать специалиста.

Для посещения маммолога и эндокринолога этого достаточно, а вот к приему у гинеколога понадобится подготовиться тщательнее. За день-два до визита желательно исключить половые акты, а в день приема — не пользоваться вагинальными кремами и свечами: это важно, чтобы никакие дополнительные вещества не исказили картину анализов.

В день приема достаточно подмыться водой. Брить промежность или нет — на ваше усмотрение: волосы не помешают осмотру. Мыть влагалище изнутри или спринцевать не нужно ни перед приемом у врача, ни в любом другом случае — это нарушает микрофлору и может спровоцировать заболевания, например кандидоз или бактериальный вагиноз. Подробнее о том, как заботиться о гигиене половых органов, рассказываем в курсе «Женское здоровье: как позаботиться о своем теле».

С собой стоит захватить одноразовую пеленку, влажные салфетки и чистые носки. В платных клиниках, как правило, такой набор входит в стоимость приема, но в государственных поликлиниках этого может не быть.

Почему важно сразу договориться с врачом о партнерских отношениях и как это сделать

Пациентам и врачам бывает непросто найти общий язык, потому что они по-разному видят взаимоотношения друг с другом. С одной стороны, многие врачи считают, что раз пациент обращается к ним за помощью, то не должен подвергать сомнению их назначения или задавать лишние вопросы — такой подход называют патерналистским. С другой, пациенты иногда чересчур настаивают на принципе «клиент всегда прав», с которым врачам сложно согласиться из-за разницы в медицинских знаниях и опыте.

Если между врачом и пациентом возникают конфликты, это плохо сказывается на лечении. Человек может откладывать посещение доктора из-за неприятной атмосферы и без энтузиазма выполнять назначения, которым не доверяет. Врач же рискует не учесть данные о здоровье пациента, о которых он не спросил, а пациент не нашел возможности рассказать.

Компромиссное решение, которое позволяет учесть и авторитет врача, и интересы пациента — партнерский формат отношений. Эта модель подразумевает активное участие пациентов в процессе собственного лечения. Врач выступает как консультант: он подробно рассказывает пациенту о своих наблюдениях и выводах, предлагает варианты. Но при этом итоговое решение всегда остается за пациентом. А еще он может обращаться за вторым мнением к другим специалистам, самостоятельно изучать методы лечения и диагностики и обсуждать их с врачом.

Даже если врач не привык использовать партнерский подход, можно попытаться с ним об этом договориться. Вот что вам поможет.

Познакомьтесь с врачом и будьте вежливы. Постучите перед тем, как открыть дверь в кабинет, и поздоровайтесь при входе. Узнайте, как обращаться к врачу, и представьтесь сами: это поможет сделать общение более личным и доверительным. Лучше не использовать в качестве обращения «девушка» и не переходить на «ты»: это звучит фамильярно и не настраивает на сотрудничество.

Постарайтесь не оценивать врача и не сравнивать с другими, а также не переходить границы — например, не задавать специалисту вопросы о его личной жизни или просить номер телефона. В силу профессии врач может проявлять заботу и участие, но это не приглашение к сближению или неформальному общению.

Говорите честно и откровенно, в том числе о своих ощущениях на приеме. Если вам страшно и вы волнуетесь, можно так и сказать: скорее всего, это поможет вам немного расслабиться, а врач попробует общаться с вами бережнее и терпеливее.

Не утаивайте подробности интимной жизни: если врач о них спрашивает, это может быть важно для корректных рекомендаций. Говорить о таких вопросах бывает неловко, но врача, для которого это рабочая рутина, вряд ли можно чем-то удивить или шокировать.

Проявляйте инициативу. Если вы тщательно подготовитесь к посещению, четко сформулируете жалобы и вопросы, принесете все предыдущие медицинские данные, расскажете, чего ждете от приема и какого результата хотели бы достичь, врач поймет, что вы готовы активно участвовать в процессе лечения, и, возможно, сам сделает шаг в сторону партнерской модели общения.

На приеме не стесняйтесь спрашивать обо всем, что вам непонятно. Врач может использовать сложные термины не для того, чтобы что-то от вас скрыть, а просто по привычке: вопросы помогут ему понять, что объяснениям нужно уделить чуть больше времени. Если сложно представить, как устроено тело внутри и что именно с ним происходит, можно попросить врача нарисовать картинку или показать иллюстрацию — часто в кабинете уже есть готовые плакаты или модели.

Если на приеме планируется осмотр или другие врачебные манипуляции, попросите специалиста объяснить порядок действий: что будет происходить, в какой последовательности и для чего все это нужно. Такая информация поможет вам расслабиться: получится минимизировать неприятные ощущения и облегчить работу врачу. Предупредите доктора о том, какие ощущения вы раньше испытывали во время осмотров, было ли где-то больно — так врач сможет действовать аккуратнее.

Не стесняйтесь уточнить, есть ли у врача сомнения в диагнозе или назначениях. Бывает, что он не до конца уверен в своих выводах, но не хочет терять авторитет в глазах пациента. А иногда врачи не назначают дополнительные исследования, хотя они и важны, потому что их не покрывает страховка пациента. В этих ситуациях прямой вопрос специалисту поможет начать открытое обсуждение вариантов лечения — возможно, после него вы вместе скорректируете план действий.

Убедитесь, что вам понятны назначения и план обследования. Например, можно повторить своими словами и попросить врача прокомментировать, правильно ли вы его поняли. Если доктор назначил лекарства, спросите про возможные побочные эффекты и о том, как действовать, если вы с ними столкнетесь: это поможет меньше переживать, если после начала приема препаратов вас начнут беспокоить новые симптомы.

Обсудите с врачом напрямую партнерскую модель отношений. Может быть и так, что врач упорно игнорирует все ваши попытки уйти от патерналистской модели отношений: отмахивается от вопросов, не объясняет, что будет делать и зачем, отказывается комментировать назначения. В этом случае стоит прямо попросить его об этом. Например, так:

В самом сложном случае можно напомнить специалисту, что участвовать в собственном лечении — ваше право, а закон об охране здоровья граждан обязывает врачей в доступной форме доносить до пациентов всю информацию об их здоровье, в том числе результаты обследований, диагноз, методы лечения и связанные с ними риски.

К сожалению, если врачу приходится об этом напоминать, договориться о партнерских отношениях вряд ли получится. В таком случае мы советуем менять специалиста, если есть такая возможность. О том, как это сделать, расскажем дальше в уроке.

Какие ситуации на приеме могут вызывать дискомфорт и как с ними справиться

Посещение гинеколога или маммолога обычно связано с обнажением интимных частей тела. Это само по себе вызывает сильную неловкость, поэтому психологически прием у этих специалистов может порождать больше стресса, чем обращение к хирургу или гастроэнтерологу. Но некоторые обстоятельства могут усугублять дискомфорт.

Вот что обычно мешает пациентам чувствовать себя расслабленно и как с этим можно справиться.

Манера общения врача. Врачи знают, что пациентам неловко, и пытаются по-разному с этим взаимодействовать: кто-то стремится разрядить обстановку шутками, кто-то наоборот уходит в командный тон в расчете на то, что человек соберется и будет быстрее реагировать на просьбы при осмотре. Некоторым пациентам юмор или четкие инструкции и правда помогают снизить тревогу, но если для вас это не так, не стесняйтесь сказать об этом. Врач тоже заинтересован в том, чтобы вы чувствовали себя комфортно: так ему будет проще проводить манипуляции.

Идеально, если получится обсудить с доктором этот момент до начала осмотра, пока вы не чувствуете себя особенно уязвимо. Например, можно обратиться к врачу так:

Может случиться так, что врач скажет вам что-то неприятное уже во время осмотра. Отстаивать свои границы, пока специалист осматривает и трогает ваши интимные части тела, может быть очень сложно и страшно. Если вы не чувствуете в себе сил на это, попробуйте обсудить с врачом ситуацию, когда вы будете уже в одежде — чтобы это не повторилось в будущем.

Вот как можно сформулировать просьбу:

Неприятные ощущения во время осмотра. О любом дискомфорте важно сказать врачу. Часть ощущений могут быть нормальными во время осмотра или иных манипуляций, но другие могут оказаться важным симптомом, который позволит специалисту уточнить диагноз.

Точно не стоит терпеть боль во время осмотра.

Если вам больно, врач может поменять способ обследования или перенести осмотр на другое время и дать рекомендации, как подготовиться дома, чтобы в следующий раз ощущения были не такими острыми.

К сожалению, врачи не всегда адекватно реагируют на слова пациенток о том, что им некомфортно. Некоторые пытаются убедить в том, что это не может быть так, или даже говорят грубые вещи вроде «А ноги раздвигать было не больно?». Это непрофессиональное поведение: если у вас есть силы попросить врача прервать осмотр, лучше сделать это сразу же и немедленно пожаловаться на грубого специалиста заведующему или главврачу. В ином случае стоит обратиться к руководству после приема: это снизит риск повторения такой ситуации в будущем.

На приеме мы находимся в уязвимом положении: от врача зависят ощущения во время осмотра, постановка диагноза и назначение верного лечения. А еще приходится делиться интимными подробностями о жизни и здоровье, поэтому часто грубые комментарии доктора попадают в самые больные точки. Из-за этого может возникнуть ложное ощущение, что оскорбления врача небезосновательны и с нами правда что-то не так.

Но на самом деле поведение специалиста на приеме — это его ответственность, и личность пациентки не имеет к этому никакого отношения. Если врач оскорбляет женщину, говорит ей неприятные вещи или позволяет неуместные комментарии, когда она находится от него в зависимом положении, — это эмоциональное насилие: в такой ситуации совершенно нормально растеряться и не сообразить, что ответить, испытать неловкость или страх.

Вместе с КБТ-психотерапевтом Mental Health Center Диной Меметовой мы собрали памятку с рекомендациями о том, как помочь себе, если вы столкнулись с грубым обращением врача во время приема.

Как помочь себе, если вы столкнулись с грубым обращением врача во время приема

Вот что можно сделать, чтобы прийти в себя после негативного опыта на приеме, позаботиться о своем состоянии и найти силы защитить себя от такого отношения в будущем.

Попробуйте отрегулировать свои эмоции с помощью дыхания. Например, подышите по технике коробочного дыхания. Это поможет справиться с паникой и собраться с мыслями. О других способах успокоиться в экстренной ситуации рассказываем в нашем бесплатном курсе «Как справиться со стрессом» — его можно не только читать, но и слушать.

Пожалейте себя и позвольте себе не сдерживать эмоции. Отнеситесь к себе как к близкому человеку, которого вы хотите поддержать в сложной ситуации. Например, можно себя обнять, угостить чем-то вкусным, закутать в плед и разрешить поплакать.

Если эмоции слишком острые, попробуйте переключиться. Например, посмотреть фильм или послушать музыку, которые заряжают вас другим настроением. Если вы испытываете тревогу или страх, даже грусть или печаль будут полезны: важно, чтобы эмоция просто стала другой.

Напомните себе, что вы не виноваты в сложившейся ситуации. Подумайте о положительном опыте, когда другие врачи вели себя с вами на приеме вежливо и уважительно. Это поможет убедиться, что с вами все в порядке, а действия специалиста — только его ответственность.

Обратитесь за поддержкой к близким. Поделитесь с ними негативным опытом и попросите утешить вас. Скорее всего, друзья или родственники тоже сталкивались с подобными ситуациями и знают, как это может быть неприятно и несправедливо.

Постарайтесь сменить врача. Чтобы негативный опыт не повторился, лучше пойти на следующий прием к специалисту по рекомендации людей, которым вы доверяете. Если такой возможности нет, ориентируйтесь на отзывы о враче.

Скачайте памятку в PDF на свое устройство или отправьте себе в телеграм-сообщении.

Что можно предпринять, если не получается договориться с врачом

Врачи — тоже люди, и они тоже бывают разными. Кто-то искренне хочет помочь пациенту, но не всегда подбирает правильные слова. А кто-то давно выгорел на работе, подходит к своим обязанностям формально и не готов к диалогу. Но это не значит, что придется терпеть некорректное отношение. Вот что можно сделать.

Поговорите с главврачом или заведующим. Иногда скорректировать манеру общения врача получается с помощью его руководителей. Попробуйте встретиться с главврачом или заведующим отделения и обсудить, что можно предпринять в вашей ситуации.

Если лично поговорить с главврачом не удалось, можно подать письменную жалобу через регистратуру. Сформулировать претензии допустимо в свободной форме: например, вот шаблон жалобы на хамство и грубость врача, вы также можете сохранить его в формате DOCX. Ответить на обращение руководитель клиники должен в течение 30 дней.

Или же попытайтесь сменить специалиста. В платных клиниках это не вызывает сложностей, но обратиться с такой просьбой можно и к главврачу государственной поликлиники: если в учреждении есть другой специалист, руководству будет проще перенаправить вас к нему, чем регулярно разбираться с жалобами.

Обратитесь в страховую: номер, по которому можно обратиться, указан на вашем полисе и в личном кабинете на портале госуслуг — там, где информация о вашей страховой компании. Сотрудники страховой могут помочь урегулировать конфликт с клиникой или провести экспертизу качества лечения.

Обратитесь с жалобой в Росздравнадзор. Лучше сначала обращаться в подразделение вашего региона: так дело пойдет быстрее. Но если это не помогает, можно написать жалобу и в Минздрав.

Оставьте отзыв в интернете. Например, можно рассказать о своих впечатлениях от приема на сайтах с отзывами на врачей: «ПроДокторов» или «НаПоправку». А еще — оставить отзыв на карточке клиники в «Яндекс-картах» или «Гугл-картах». Даже если на поведение врача это и не повлияет, то как минимум поможет другим пациентам избежать неприятных впечатлений.

Смените поликлинику. Иногда никакие жалобы не помогают найти с врачом общий язык. Лучший вариант в таком случае — выбрать другое медучреждение: по ОМС это можно сделать раз в год или при смене места жительства.

Запомнить

  1. В экстренном случае необходимо обращаться к врачу сразу же — без подготовки. Но если прием плановый, подготовка сделает его комфортнее психологически, облегчит врачу постановку диагноза и поможет настроиться на партнерские отношения.
  2. Если записываетесь на прием заранее, учтите день цикла. Идеальное время для визита к гинекологу и маммологу — с пятого по седьмой день цикла или в первые два дня после окончания менструальных выделений.
  3. Чтобы прием прошел продуктивнее, заранее составьте список жалоб и вопросов к врачу, соберите результаты предыдущих анализов и исследований, вспомните дату начала последней менструации.
  4. Не стесняйтесь проявлять инициативу в общении с врачом: спрашивайте обо всем, что вам непонятно, уточняйте, правильно ли вы поняли назначения, какие есть варианты исследований или лечения — все это поможет вам вместе с врачом подобрать подходящую тактику конкретно для вашего случая.
  5. Не терпите боль во время осмотра: это может быть важным симптомом, о котором стоит знать врачу.
  6. Если врач грубит, не реагирует на ваши просьбы или продолжает осмотр, который причиняет боль, — это повод сменить специалиста. Иногда нет возможности это сделать, но защитить себя все равно можно: например, поговорить с его руководством или пожаловаться в страховую и Росздравнадзор.

Что дальше

В следующем уроке мы подробно расскажем, как проходит прием у гинеколога: разберемся, в каких случаях нужно обращаться к этому специалисту, чего ждать на консультации и что должно насторожить в поведении врача.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
4 урок
Готовимся к приему у гинеколога
Следующий шаг