Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.
Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.
Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.
Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.
Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать
По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.
Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.
Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.
Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».
Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за оскорбление.
Отличия жалобы от заявления или претензии
Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.
Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.
Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.
Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.
По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.
На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.
На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.
На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.
На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.
На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.
На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.
Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.
Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.
Требования к жалобе
Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.
Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:
- Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который адресована жалоба. При отправке через специальные формы на сайтах и через портал госуслуг наименование органа заполняется автоматически.
- Если жалоба адресована конкретному чиновнику — можно указать его фамилию, имя, отчество и должность. Но это необязательно: по правилам сначала жалоба попадает к руководителю, а он определяет, кто именно из его подчиненных займется ответом.
- Фамилию, имя, отчество того, кто жалуется, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны будут направить ответ. Это обязательно: без этих данных в рассмотрении жалобы могут отказать.
- Текст жалобы. В нем описывается, что именно произошло и какие меры необходимо принять.
- Личная подпись, если жалоба оформляется в бумажном виде. Если отправка происходит через госуслуги — жалоба считается подписанной электронной подписью.
- Дата составления.
Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.
Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.
Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.
Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.
А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.
Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.
Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.
Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.
Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.
Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.
Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.
В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.
Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Способы подачи жалобы
Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.
Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.
Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.
Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.
Там есть специальный раздел досудебного обжалования.
Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.
Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:
- посмотреть информацию по начислениям за коммунальные услуги;
- оплатить их;
- провести общедомовое собрание и не бегать для этого за собственниками квартир;
- пожаловаться на работу управляющей компании.
Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.
Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.
Жалоба в прокуратуру
Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.
Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.
Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.
Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.
Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.
Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.
Виновных привлекли к административной ответственности и оштрафовали. Размер штрафа за такое нарушение — от 5000 до 10 000 Р. После этого пандус сделали очень быстро.
На что можно жаловаться
Казалось бы, по закону можно жаловаться на что угодно. Но все не так просто. Нам же нужен результат — чтобы чиновники сделали все по закону. А значит, нужно жаловаться в первую очередь на нарушение своих прав.
Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.
Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.
Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.
Как узнать, куда жаловаться
Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.
Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.
Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.
Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.
Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».
Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.
У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.
Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.
Санкции за такое могут быть серьезными. За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность. Чиновников могут наказать штрафом от 5000 до 10 000 Р, заплатят они его из своей зарплаты. Если они нарушат закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, штраф может достигать 50 000 Р — при условии, что чиновника уже наказывали за такие нарушения.
В целом алгоритм действий такой:
- Если непонятно, в какое ведомство жаловаться, можно направить обращения сразу в несколько. Жалобу либо переправят куда надо, либо разъяснят, к кому именно нужно обращаться.
- Если ведомства работать не хотят, можно пожаловаться в прокуратуру. Это надзорный орган и своим решением может обязать работать любую государственную организацию.
Как должна отреагировать прокуратура
Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.
Как не получить отписку
Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.
По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.
Что делать, если не помогла прокуратура
Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.
Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.
В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.
Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.
Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.
Как правильно жаловаться
- Грамотно составленная жалоба часто помогает обойтись без суда.
- Чтобы составить жалобу, адвокат не нужен. Никаких особых требований к жалобе нет, главное — чтобы была ясна суть, а также ваши личные данные были указаны разборчиво.
- Жаловаться можно на нарушение прав граждан. Наказать за жалобу не могут.
- Если в жалобе будет допущена ошибка или ее отправят не в то ведомство — ничего страшного. Чиновники обязаны дать ответ, в котором объяснят, что не так и как сделать правильно.
- В прокуратуру можно пожаловаться на любое ведомство.
Кстати, считаю правильным это, т.к. люди не хотят делать свою работу хорошо. Не надо считать обращения в госорганы доносом.
Ольга, да, так мы просто обращаем внимание на то как улучшить положение дел
во многих регионах есть порталы для жалоб, на которые отвечают быстрее и, зачастую, лучше, чем через обращения граждан.
Наш город в Москве, Наш Санкт-Петербург, Добродел в Мособласти, Народный контроль в Татарстане и т.д.
Можно про них отдельно написать
Портал г. Пермь: «Управляем вместе»
Из удачных итогов обращений, помню лишь два примера - на корте во дворе оперативно убрали хоккейные ворота, которые стояли там незакрепленные. В детстве 9-летний брат лежал месяц в больнице, после того, как на него свалились такие ворота. Потому не прошла мимо обратилась в Администрацию района. Звонили, благодарили даже за бдительность.
В Горздрав жаловалась, когда придя на приём узнала, что специалист на больничном, ни оповещения, ни предложения сходить к другому специалисту того же профиля - "звоните узнавайте как выздоровеет, там записывайте.." А это опять долгое ожидание. Да и банально позвонить то и сообщить можно, что приёма не будет, чтоб не тащиться с головалым ребёнком в поликлинику? Обращение сработало. И талоны нашлись сразу к другому спецу, и зав.поликлиникой мило беседовал, узнавала есть ли другие пожелания предложения. Очень настаивала, чтоб в другой раз я не писала в ведомства, а сообщала ей.
Жаловались в трудовую инспекцию, когда мужу продлили вахту на третий месяц без его на то согласие. Лицо он материально ответственное, самовольно покинуть место вахты не мог. А сменщика просто не присылали. Уж не знаю, как проверяла инспекция, но все указанные нарушения на момент проверки не были обнаружены, и документы все были в норме, и профсоюзная организация образовалась ещё аж полгода назад. Документы проверяли левой пяткой, так как их фальсификация была видна невооружённым взглядом. Но ситуация решилась к тому моменту, дальше муж не стал продолжать тяжбу с уже бывшим работодателем.
Тяжба с ЖКХ и ветхим жилым фондом длилась у нас долго и безуспешно. Несколько лет. Чиновники открыто хамили в лицо, стоило включить телефоны, улыбались, отмалчивалась. Были отписки разных ведомств, отфутболивания от одного к другому. Были суды. Но большинство доводов игнорировалось. И спасло нас, пожалуй, только то, что пришёл застройщик, и тогда дом сразу стал аварийным и уже не подлежащий капитальному ремонту.
Подруга на уши подняла все и всех, когда в их дворе стал расти многоэтажный дом. Юрист по образованию, действовала строго в рамках закона. Итог плачевен - все законно, все по правилам, даже там, где очевидны нарушения, их не замечали, не помогла поддержка депутатов, не помогли экспертизы. Все неудобное игнорировалось. Застройщик откровенно грозил встречным иском за срыв сроков и возмещение ущерба. А деньги это огромные. Подруга сдалась, свою квартиру продала. Дом во дворе вырос.
Так что пожалуй, жаловаться на мелкие нарушения и на гос.органы - можно и будет польза, на больницы, образование, администрацию района, они любят друг у друга порядок наводить. А там, где крупные коммерческие структуры с влиянием и деньгами - жалобы будут бесполезны. Ещё и могут обернуться против жалобщика. Увы, Россия.
Екатерина, а как лед заливать потом под воротами и около них? Играл на множестве площадок в хоккей, везде ворота стоят свободно, и это удобно.
Помимо заливки льда ворота двигаем, чтобы поиграть на пол площадки
Pavel, то, что удобно, не всегда безопасно. Пример с братом не единственный, дети периодически калечатся и умирают под такими воротами. По-моему, детское здоровье важнее удобства заливки корта.
Екатерина, У ворот больше всего борьбы происходит. Если они будут стоять на своем месте во время заливки, то вокруг них будет корявый лед, что сильно повысит шансы убиться
Сейчас, во время карантина, доступен ещё один прекрасный способ общения с чиновниками. Почта России завела свой мессенджер. Находится по адресу заказное.почта.ру, работает так:
1) авторизуешься на госуслугах,
2) загружаешь пдф своего письма,
3) платишь 60р и
4) отправляешь заказное письмо электронным образом любому получателю, упомянутому в реестре юридических лиц - ЕГРЮЛ.
Пушкинская городская прокуратура Московской области, например, не содержится. Но это не беда, ведь часть 8:3 59-ФЗ позволяет направлять в голову (прокуратуру региона в данном случае) с требованием перенаправить по веточке в листик.
Правовая сила таких писем — идентично заказному рукописному на почте.
Госорганы, которых обязали зарегистрироваться в этом мессенджере и добровольно зарегившиеся юрлица получают такие сообщения моментально электронно, как сообщение в мессенджере со смайликами, всем остальным местное почтовое отделение печатает с электронной подписью.
Получаете трек-номер. Если электронная доставка, то и подтверждение прочтения в момент, когда чинуша в ведомстве открывает ваше письмо (у меня прошло три часа).
Вы тоже после регистрации станете одним из пользователей. Ваш адрес в этом мессенджере — это просто ваш почтовый адрес.
Не знаю как с разночтениями: в трёх паспортах моих членов семьи наш дом написан по-разному: дом 11, дом 11/10 и дом 11/10стр1. Уверен, что будут глюки.
Работает также и на входящие письма. Уведомление придёт на электронную почту. С момента как вы откроете ссылку, пришедшую вам на емейл, вы будете считаться уведомлённым.
Минусы этого сервиса:
1. Размер файла не должен превышать 1 Мb
2. Документ может содержать не более 5 страниц формата А4
3. Адресат должен содержаться в ЕГРЮЛ.
Инна, я не помогаю неплательщикам с жалобами, и у самого долгов по коммунальным услугам нет.
Приведу пример: три дня течет с крыши, три раза УК составляет акты. На четвертый день я спрашиваю - а когда ремонт будет? Да никогда вам ничего ремонтировать не будет - отвечают мне, вы же квартиру с дырявой крышей купили, теперь это ваши проблемы. А акты составим - не вопрос. Пожаловался - все отремонтировали.
Другой пример - отказались менять шаровые краны на общедомовых коммуникациях без оплаты. Я заплатил. 500 рублей мне было не жалко - но нажаловался естественно. Минстрой решил что это нарушение и оштрафовал УК. Деньги мне вернули.
И это примеры только с моей личной квартирой за полгода. Я готов по хорошему улаживать любой вопрос - и всегда даю людям шанс все сделать нормально. Не согласны - будет общение с прокурором, жилинспекцией, судьей, и в 90% случаев - штраф должностному лицу.
Часто жалуюсь, почти всегда помогает. Вот прокуратура да - от нее всегда только отписки по типу вы вправе обратиться в суд.
Ольга, на действия врача куда жаловаться ?
Инна, а по хорошему я бы и сам рад. Было бы здорово - направляешь заявку, ее исполняют. А на практике УК невыгодно так делать. Они отказывают - а люди вместо того, чтобы заставить их что то сделать, молчат или пишут в соцсети. Толку от этого никакого, но управляющей кампании хорошо - они же соцсети не читают, да и не обязаны. А нет обращений - можно ничего не делать.
Я сторонник "теории разбитых окон". Стараюсь не закрывать глаза даже на мелочи.
Недалеко от дома планировали строить дом. Но участок огородили, а строить не начали. Зато стали его использовать как стоянку строительной техники. В результате уже много лет грязь, шум и некрасиво, потому что стоит этот страшный забор и все. Жаловались несколько раз. Пришел ответ, что участок они используют незаконно: компанию лишили на него прав несколько лет назад и теперь им предписано его освободить. Но компании все это фиолето - как ставят технику, так и ставят. И никакие жалобы не помогают.
Елена, была похожая ситуация, только с самовольной застройкой. Хорошо помогло обращение в суд по кодексу административного производства. Приехали судебные приставы с судебным решением и бульдозером. Там не было даже забора - только столбы вкопали. Так их владельцы выкапывали при виде бульдозера быстрее экскаватора.
В этом случае советую подать в суд иск об обязании ликвидации незаконной автостоянки. К нему приложить ответ на жалобу - это будет доказательством незаконности.
Сергей, прокуратура,думаю,раскрывает. Неоднократно сталкивалась с подобными случаями, например, от полиции. Поэтому люди и не спешат обращаться. Сестра позвонила по поводу курящих ночью подростков в парадной, вокруг них валялись шприцы, полиция приехала и сказала им номер квартиры, из которой поступил вызов. А моей преподавательнице вузовской так вообще дверь взорвали. Там, возможно, другой виновный, т.к. виновный не установлен, но версию с подростками, которым тоже делала она замечания, исключать тоже нельзя.
Miroslav, годами вести переписку можно, но я советую обращаться в суд после первого отказа.
Дмитрий, спасибо!)добила их)))
Наталья, в администрацию медучреждления, в минздрав, в прокуратуру.
Правила - те же, что в статье. Пишете что случилось, какие ваши права были нарушены, и к чему это привело.
Дмитрий, здравствуйте, спасибо за статью! У меня такая ситуация: написала жалобу на тренера в госуд. спортивную школу, который не обращал внимания на моего 11 летнего ребенка, когда его постоянно обзывали и унижали 18 летние спортсменки(6 человек) на его занятиях, он ответил, что им можно все, написала электронную жалобу на сайт школы, в департамент спорта,намереваюсь писать в прокуратуру по ст. 5.61 КоАП. Вопрос в том,что на электронное сообщение не выдаётся входящий номер, только через госуслуги, а там- надо в первом окне указать услугу,которая была оказана, и на которую жалуешь- не могу ее ничем заполнить, как это сделать? Куда лусше пожаловаться в такой ситуации: знаю , будут месяц отвечать...
Анастасия, в горсуд - это наверное не жалоба, а иск.
В прокуратуру вы видимо пытаетесь пожаловаться через сервис досудебного обжалования. Он работает, только если вы уже подавали обращение ранее, и на него не ответили или не отреагировали.
Попробуйте воспользоваться вот этой ссылкой - https://www.gosuslugi.ru/352356
Здесь номер ранее поданного в прокуратуру обращения не требуется.
Дмитрий, спасибо за оперативный ответ и ссылку!!!
Ни каких, жалобы были во все прокуратуры РФ. Мошенники ходят по судам и взыскивают денежные средства по поддельным договорам не только с граждан но и МВД России. Как то так.
Подскажите, пожалуйста, что мне делать в такой ситуации. Жду справку об отсутствии судимости. Прошло более 30 дней, справка не готова.
А я не знаю, как пожаловаться на Администрацию, которая не отказывается проводить уличное освещение, но дает отписки, что денег нет, а вот если будут. то мы вам фонари уличные повесим. А когда это будет и на какой закон опираться, что бы написать жалобу, я не знаю
Светлана, в данном случае я вам рекомендую два варианта действий:
1. Потребовать, чтобы деньги в бюджет заложили на 2024 год. Тут вам отказать будет сложнее.
2. Обратиться в суд с административным иском к администрации с требованием обязать администрацию установить освещение. Не факт, что сработает - но доказывать, что денег на самом деле нет, им придется уже в суде.
Ни один из способов гарантий не дает.
Дмитрий, однажды я уже просила, чтобы заложили в бюджет средства на прокладку дороги. Сначала мне ответили, что статус ЛПХ предполагает строительстао дорог за счёт собственных средств, а потом дали ещё один ответ, что в 2019 нам дорогу сделают, но уже скоро 2022 год и как вы понимаете, ничего нам не сделали. Я не понимаю, нас дурят и нужно жаловаться? Или у нас действительно нет никаких прав?
Здрасвуйте куда обратитца пожаловатца ребенок находитца в цетре он заболел и еще несколько детей но они не хотят лечить это центр находитца в ленинском районе шота руставели 15 . подскажите пожалуста куда обращятца
Ксения, в вашем случае, как я понимаю, речь идет о медицинском центре. Советую начать со страховой кампании. Ее телефон вам обязаны сообщить в регистратуре.
По решению суда было отменено постановление об административном правонарушении. Было направлено заявление в МАДИ о возврате уплаченного штрафа (решение суда было приложено к заявлению). Через 30 дней получен ответ от МАДИ, что решение суда до сегодняшнего момента не получено. Куда лучше направить жалобу на действия МАДИ в прокуратуру или опять в суд идти?
Дмитрий, подскажите пожалуйста, как можно с вами связаться
Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за статью. Сейчас с соседями как раз думаем, как бороться с Префектурой. У нас странная ситуация. Нашим домам (область) префектура московского района запретила знаком "кирпич" проезжать через их двор на Москву. При этом проезд пограничный, у нашего ЖК это был единственный прямо выезд со двора на Москву. Нас направили в пробку со всей областью. Префектура шлёт отписки, мол, решение принято комиссией, вам сюда нельзя, езжайте направо со всей областью. Мы не транзит. Мы такие же жилые дома, мы не едем с автодороги на другую автодорогу. Наши права нарушены только потому , что формально это область. Подали коллективное обращение в префектуру, что тут живут такие же москвичи. Нас много здесь, прописка Москва. Но наше мнение не учли. Из управы даже говорить не хотят, мол,идите ч областью жалуйтесь. А в области один ответ - дорога Московская. Что делать дальше?!
Здравствуйте, поступал в военный вуз, сдавал физические нормативы, все сдал на отлично по баллам проходим на желаемую специальность, но в итоге мои физические нормативы не отправил вуз моей области( который являлся приемной комиссией) в вуз который я хотел поступить, так как хотели чтобы я остался в вузе моей области видимо, но по баллам ЕГЭ я все же поступил в вуз, который хотел, но не на ту специальность, по телефону мне сказали приезжай, разберемся переведем, я приехал( а это лететь пол страны), но там меня даже слушать никто не стал, положили в лазарет к больным, как ново прибывшего, в итоге я там заболел, через неделю уволился, улетел домой и поступил в институт, обманули меня везде в итоге потратил много денег и очень тяжело болел около двух недель дома, скажите пожалуйста могу ли я потребовать с них деньги хотябы за билеты, 20 тысяч не маленькая сумма для студента. Буду благодарен за помощь.
Как подать жалобу на учителя
Наталья, сначала имеет смысл поговорить с учителей. Если не помогло или не удалось договориться, пишите на имя завуча или директора. Если на уровне школы не получилось, пишите в вышестоящее ведомство - РОНО или комитет по образованию в администрации района/города. И так далее.
Важно учитывать специфику нарушения ещё, некоторые - повод для обращения в прокуратуру, например.
скажите, а есть ли вариант пожаловаться на соседа, который постоянно жалуется и всей деревне тем самым осточертел... дело в том, что жалуется он на придомовую территорию людей - на шины, колеса, столбики, находящиеся перед домами. почему-то они ему мешают... замучал и нас всех и местную администрацию, которая к слову и без жалоб по первой просьбе всё делает.
Елена, если его жалобы необоснованны, администрация делать ничего не будет. А раз делает, значит считает их правомерными - это раз.
Второе - как именно он замучил «вас всех»?))
Рассмотрит ли жалобу прокуратура на налоговую службу об ошибочно поданной заявке на медиатора ( даже не знаю что это такое) при регистрации ИНН. Пришло требование об уплате взносов. Должна же быть возможность на исправление ошибки обычному физлицу. В просьбе инфнс отказали, просто прислав требование с пенями уже.
Обращаясь в госорганы с обращениями вы только лишний раз заставляете чинуш работать
О, я убеждена, что государство - это сервис, услуга. И что постоянные обращения помогают обеим сторонам помнить об этом во-первых, и размещать возмущение по адресу, что полезно для психики и жизни - во-вторых.
Захотелось пожать руку герою статьи, рада, что я не одна такая.
У нас благодаря моим обращениям: прекратили массовые сборы денег «на нужды класса» по 3000 руб (теперь рублей 600 выходит и те на разумные подарки педагогам и по желанию), сменили орущего и дергающего за руки детей педагога, неоднократно ремонтировали дорожное покрытие, чистили дворы от снега, убрали неофициальную символику «военной спецоперации» со стен школы, провели герметизацию стен дома, в котором живем, отучили медсестру сплетничать о диагнозах и делиться информацией, составляющую врачебную тайну, с неопределенным кругом лиц, удалили сплагиаченные статьи заведующей детского сада из списка якобы ее публикаций, эвакуировали припаркованные на тротуаре автомобили, которые мешали пешеходам… всего и не перечислишь))
Очень печально видеть, как казалось бы образованные люди считают себя обязанными государству покупать туалетную бумагу или делать ремонт в школе, обслуживают коррупционные схемы вместо того чтобы прилагать усилия для того, чтобы система работала так, как надо, а не как выгодно чиновникам.
Можно вам в личку написать?
Здравствуйте, Дмитрий! А куда обращаться если неоплачивает продакшн за выполненную работу. Акт выполнегных работ подписан.
Чайка Е.В.
у дома каждый праздник ставят сцену и с 10 утра до 23 вечера очень громко орет музыка, с помощью вашей статьи разбираюсь, кому и куда писать обращение
Куда пожаловаться на спортшколу, где спортивный врач требует справку для поступления в определенной форме, тогда как по приказу Минспорта нужна просто справка «об отсутствии противопоказаний к занятиям спортом»? И на сайте у них указана именно эта форма (086, которая вообще для абитуриентов нужна и подростков 15-17 лет, устраивающихся на работу).
Что делать если прокуратура спускает жалобу вниз на уровень "обидчика" и те пишут отписку и на этом всё заканчивается?
Я пока не жаловалась но мне нужно составить жалобу у нас нет рейсового автобуса здесь у нас пять сел живут одни пенсионеры и мы даже неможем поехать в больницу сдать анализы приходится нанимать машину а это до города 2000 тыс а до Курманаевки 800 приходится три раза ездить а глава района говорит не могу найти шофера помогите мне пожалуйста подать жалобу.
Все правильно ,,, не могу найти кому пожаловаться на судебного пристава который НЕ ЗАКОННО с меня требует каждый год какой то долг!!!! И теперь хочет снимать с пенсии!
Не могу найти концов , кому жаловаться на суд. Пристава который не ЗАКОННО требует с меня какой то штраф,,, каждый год!
Alfa, Отправила жалобу на ФССП России через госуслуги на отсутствие ответа на обращение, которое я подавала через сайт федеральной службы судебных приставов. Так что, можно подавать жалобы даже если ранее отсылали обращение через другие ведомства. Нужно только поискать эту форму на госуслугах.
Я шесть лет не могу добиться справедливости, мне только лапшу на уши вешают.