Платим коммуналку

Урок 2 из 9·от 30 минут чтения·от 5 минут практики
Каждый месяц в почтовом ящике появляются бумаги с требованием заплатить за какие-то киловатты, литры и гигакалории. Это квитанции от управляющей компании, которая делает так, чтобы в вашем доме было тепло, светло и чисто. В этом уроке знакомим вас с миром ЖКХ.
Обложка урока
Иллюстрации: Студия «Делай»

Что вы узнаете

  1. Что такое управляющая компания.
  2. За что мы платим.
  3. Когда можно не платить.
  4. Как сэкономить на коммуналке.
  5. Как оплатить квитанцию.
  6. Что будет, если не платить.

Что такое управляющая компания

Управляющая компания — или УК — это организация, которая обслуживает многоквартирный дом, а собственники квартир ей за это платят.

Такие компании следят за лифтами, поддерживают чистоту в подъездах, ремонтируют трубы в доме. Еще они в ответе за то, чтобы не текла крыша и ни на кого не упала сосулька. УК оказывает эти услуги самостоятельно или нанимает подрядчиков. Если возникла аварийная ситуация, тоже стоит обращаться к ней.

А еще есть компании, которые поставляют горячую и холодную воду, электроэнергию. Поставщики каждый месяц считают, сколько литров воды ушло на конкретный дом, и выставляют счет управляющей компании. УК собирает деньги с жильцов, оставляет часть себе и расплачивается с поставщиками.

Основной документ, регулирующий деятельность управляющих компаний, — Жилищный кодекс РФ.

От услуг управляющей компании можно отказаться и создать товарищество собственников жилья — ТСЖ. В таком случае жильцы сами управляют многоквартирным домом: могут договариваться с поставщиками, нанимать рабочих и снижать стоимость коммунальных услуг.

Еще один вариант — жилищно-строительный кооператив, или ЖСК. Он похож на ТСЖ — домом тоже управляют жильцы, но кооператив формируется еще на этапе строительства. О различиях между вариантами управления мы рассказали в отдельной статье.

Иногда кажется, что суммы в квитанциях взяты с потолка: даже если на две недели уезжаешь в отпуск, то платежка меньше не становится. Поэтому нужно знать, откуда вообще берутся эти начисления и как на них повлиять.

Взрослая жизнь легче с кэшбэком до 10 000 ₽ в месяц

Откройте молодежную карту Tinkoff Black. Бесплатное обслуживание и кэшбэк на все покупки для тех, кому от 14 до 22 лет

За что мы платим

Если кратко, то за все блага, которые отличают комфорт жизни в многоквартирном доме от землянки в лесу. Если подвести к землянке воду, то появятся услуги «подача воды» и «водоотведение». Если поставить бойлер, который эту воду будет греть, то это уже другая услуга — «нагрев». Если протянуть кабель от электростанции — добавится услуга «электроэнергия». За эти удобства придется платить.

Обычный дом сильно отличается от землянки, поэтому в квитанциях так много разных услуг. Их можно разделить на два типа: жилищные и коммунальные.

К жилищным относится обслуживание дома управляющей компанией: уборка подъездов, работа диспетчера и другие общедомовые расходы. Сюда можно включить взносы на капитальный ремонт.

Коммунальные услуги — это ваши индивидуальные платежи за воду, электроэнергию и газ. Они считаются по счетчикам или нормативам, если счетчиков нет. Нормативы утверждают власти региона. Еще сюда относят вывоз мусора, отопление и канализацию. Домофон, телефон, интернет, радио, телевидение не относятся к ЖКУ.

Но бывает, что управляющая компания договаривается, например, со специалистами по домофонам, — и тогда в квитанции появляется строка «домофон». Это значит, если с домофоном что-то случится, можно обращаться напрямую в УК — и коммунальщики уже сами найдут мастера.

Разберемся, что означают строки в квитанциях.

Содержание жилья — обязательная сумма, которая рассчитывается в зависимости от площади квартиры. В квитанциях эту услугу обычно называют «содержание и ремонт жилья», «обслуживание дома» или похожими фразами.

На эти деньги коммунальщики ремонтируют все, что находится за пределами вашей квартиры: подъезды, крышу, подвал, трубы. А еще убирают газон рядом с домом и получают зарплаты.

Для каждого дома свой тариф на содержание жилья. Его утверждает местная администрация, а суммы зависят от типа дома. Например, в Москве тариф для квартир на первых этажах меньше, чем для квартир на этажах выше, а в Санкт-Петербурге такого разделения нет. Зато питерские коммунальщики отдельно выделяют комнаты в общежитиях — там тариф за обслуживание выше обычного в полтора раза.

ГВС, ХВС и водоотведение. Сначала по порядку: ГВС — это горячее водоснабжение, то есть горячая вода из крана с красной меткой. ХВС — холодное водоснабжение — холодная вода, которая разбавляет горячую и заполняет бачок унитаза. Водоотведение — это литры всей воды — горячей и холодной, — спущенные в канализацию.

Воду в дом проводит не управляющая компания, а организации-поставщики. Часто их названия пишут на квитанциях: например, ООО «Водоснаб» или «ГидроИнж». Для каждого поставщика есть тарифы — их утверждает региональная энергетическая комиссия.

Еще энергетическая комиссия считает, сколько литров воды использует человек в среднем — это значение называют нормативом. Если у вас нет счетчиков и вы каждый месяц не передаете их показания, то считать воду будут по нормативам. Для этого умножат нормативное значение на количество жильцов в квартире.

УК легко узнает, сколько человек живет в квартире, если донесут соседи: «В двенадцатой квартире пятеро живут, пусть и платят за пятерых!». Но сейчас это может сработать только в условной коммуналке или в старых домах, где всем до всего есть дело. Платить по нормативам законом не запрещено: — если вам так выгоднее, можете жить и без счетчиков. Хотя обычно с ними надежнее и выгоднее. А живет у вас пять человек или только в гости приезжают — еще нужно доказать. Одной жалобы соседей недостаточно.

Отопление. Горячая вода в батареи тоже попадает благодаря компаниям-поставщикам. И тарифы для каждого поставщика тоже утверждают местные власти.

У оплаты отопления есть три уровня сложности в зависимости от того, есть ли в доме счетчики на отопление:

  1. Если в доме нет счетчиков на отопление, то все платят по нормативу. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.
  2. В доме есть общий счетчик на отопление, но в квартирах его нет. Тогда берут общие показания и делят на всех. Кто сколько потратил — считают по метражу: чем больше квартира, тем больше нужно заплатить. Даже если в квартире никто не жил всю зиму, все равно нужно платить по полной.
  3. И в доме, и в квартирах есть счетчик на отопление. Все жильцы платят по своим показаниям. Сколько тепловой энергии потратили, столько и надо оплатить.

Если у вас в квартире нет счетчиков, то отказаться от оплаты отопления нельзя, даже если вы любите прохладу и перекрыли вентили на батареях.

Электроэнергия. Для электроэнергии тоже есть тарифы и нормативы потребления, которые устанавливают местные власти. Причем тарифы отличаются в домах с электрическими и газовыми плитами, а еще зависят от времени, когда вы пользуетесь электричеством — ночью и в выходные дешевле. Но отличать ночные и дневные киловатты умеет только двухтарифный счетчик, а выделять днем часы пиковой и полупиковой нагрузки — трехтарифный.

Если в квартире нет счетчиков или вы не передаете показания, то платить придется по нормативам. Когда вы снова передадите показания, может оказаться, что вы переплатили: например, по нормативам потратили аж 7 кубов воды, а на самом деле — 4. В таком случае коммунальщики перенесут «лишние» 3 куба на следующий месяц — платить за этот объем не придется. Переплату не вернут.

Вода и электричество на общедомовые нужды. Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Это значит, что все соседи скидываются на освещение крыльца, отопление подъезда и воду, которую использует уборщица.

Воду и электроэнергию тоже считают счетчики — общедомовые. Если их нет, то посчитают по тарифу.

Обращение с ТКО. ТКО — это твердые коммунальные отходы, то есть мусор. Эта строка в квитанции оплачивает труд регионального оператора, который забирает хлам из мусорных баков и отвозит его на утилизацию.

Платить за вывоз мусора нужно по нормативам и тарифам, которые установило правительство вашего региона. Сумма зависит от количества постоянно и временно зарегистрированных в квартире людей, а если в квартире никто не прописан — от количества собственников. В частных домах могут считать в зависимости от площади дома, а не количества проживающих.

Капитальный ремонт. Это обязательный платеж для владельцев квартир в многоквартирных домах, который идет на ремонт и восстановление дома. Эти деньги чаще собирает фонд капремонта — в каждом городе он свой. Фонд — это такой общий кошелек под контролем государства, из которого каждый год тратят деньги на ремонт домов. Есть установленная очередность, когда какой дом будут ремонтировать, — ей и следуют.

Есть и другой вариант: жильцы решают, что сами накопят нужную сумму на ремонт, и открывают «личный счет дома». При этом тариф уменьшить нельзя: сколько платили фонду, столько надо платить и на счет дома. Если у собственников есть такой счет, они могут отремонтировать дом, когда захотят, по решению общедомового собрания. И обычная очередь им не указ: ремонт можно сделать и раньше, главное — не позже. УК, ТСЖ или ЖСК тоже могут предложить жильцам создать такой счет и управлять им — бесплатно или за деньги.

Сумма платежа за капремонт не привязана к техническому состоянию дома, ее рассчитывают исходя из общей площади квартиры. Поэтому владелец квартиры в новостройке и собственник квартиры в старой хрущевке платят одинаково, хотя затраты на ремонт отличаются. В законе нет прямых указаний, что жители новостроек могут не платить за капремонт, но в некоторых регионах это практикуют: собственники новых домов не платят за это первые пять лет или меньше. В Москве, например, это всего восемь месяцев.

Если дом старый, выгоднее платить за капремонт в общий фонд, если новый — лучше хранить деньги на индивидуальном счете дома: непонятно, когда дойдет очередь до вашего ремонта и что случится с накопленной суммой.

Выйти из фонда и перейти на отдельный счет можно в любое время по решению общего собрания жильцов. Вашу часть денег из фонда переведут на счет. И дальше ими можно распоряжаться, как решат собственники, — чтобы отремонтировать дом, когда это действительно нужно.

Охрана, видеонаблюдение, сигнализация. Это дополнительные услуги, за которые нужно платить, если так договорились жильцы на общем собрании.

Управляющая компания не может самостоятельно решить, что жильцам нужна охрана и камеры по периметру дома. Но в реальной жизни коммунальщики часто придумывают себе работу — и не забывают брать за это деньги.

Поэтому нужно знать, когда правда на вашей стороне, чтобы сохранить деньги и не отдать их нечестной управляющей компании.

Услуги управляющей компании

Жилищные услуги — обязанность УККоммунальные услуги — УК закупает у поставщиковДополнительные услуги — если решат жильцы
Уборка подъездов
Ремонт крыши, фасада и подвала
Ремонт общедомовых труб водоснабжения и отопления
Профилактические осмотры общедомового имущества
Отопление
Вода
Электричество
Газ
Вывоз мусора
Охрана
Видеонаблюдение
Сигнализация

Услуги управляющей компании

Жилищные услуги — обязанность УК
Уборка подъездов
Ремонт крыши, фасада и подвала
Ремонт общедомовых труб водоснабжения и отопления
Профилактические осмотры общедомового имущества
Коммунальные услуги — УК закупает у поставщиков
Отопление
Вода
Электричество
Газ
Вывоз мусора
Дополнительные услуги — если решат жильцы
Охрана
Видеонаблюдение
Сигнализация

Мультсериал Тинькофф Журнала «Санек и Борян»

В Тинькофф Журнале вышел мультсериал в стиле аниме о том, как жить взрослую жизнь. В нем непутевый Санек впервые сталкивается с настоящими проблемами и учится их решать: снимает квартиру, берет кредиты, устраивается на работу. В этом ему помогает тапир из параллельной вселенной по имени Борян. В первом сезоне — 12 серий. Смотрите на «Ютубе» и в «ВК-видео» без всяких проблем.

Когда можно не платить

Совсем не платить за коммуналку не получится, но есть законные способы уменьшить сумму в квитанции.

Если УК придумала лишние услуги. Жильцы обязаны оплачивать минимальный перечень услуг: например, проверку кровли или ремонт труб. Эти услуги покрывает строка «содержание жилья» в квитанции.

В этом списке нет дежурных, вахтеров и видеонаблюдения. Но если вам не нравится какая-то услуга, за которую управляющая компания просит деньги, это не всегда значит, что можно от нее отказаться.

Если все сделано по правилам — жильцы собрались, приняли решение, оформили протокол и сказали управляющей компании: «Хотим консьержа в подъезде, вот вам деньги, ищите работника!» — тогда платить придется.

Но иногда УК превышает свои полномочия и решает, что сама может вводить новые услуги и назначать тарифы. Если нет протокола общего собрания жильцов, то излишние услуги УК можно оспорить в суде.

Если УК хитрит с тарифами. С управляющей компании можно требовать штраф, если она завышает платежи. Например, УК считает плату за освещение подъездов по нормативам, хотя есть общедомовые счетчики, — узнать, есть они или нет, можно в самой УК. То же касается и общедомового счетчика на отопление.

Если обнаружится завышение, можно потребовать перерасчета, а сверху еще 50% себе. Для этого даже не нужно идти в суд. Напишите заявление на перерасчет в УК со ссылкой на пункт 11 статьи 156 и пункт 6 статьи 157 ЖК РФ. Управляющая компания обязана ответить в течение месяца: либо признает ошибку и заплатит штраф, либо объяснит, как посчитала суммы. На уплату штрафа отводят два месяца с даты подачи заявления. Если УК не заплатила, можно написать жалобу в жилищную инспекцию.

УК должна отчитываться о том, что она делает, какое имущество ремонтирует и сколько это стоит, а также по другим вопросам на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ.

Если ваша УК этого не делает и у вас нет свободного доступа к такой информации, вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Такую жалобу подают через госуслуги, лично, по почте или через форму на сайте Роспотребнадзора.

Если вас не было дома. Тут не работает принцип «услугами не пользовался — можно не платить». Даже если вы надолго уезжали, коммунальщики все равно работали: чинили трубы, мыли подъезды, ухаживали за придомовой территорией. Поэтому за содержание жилья придется платить.

Перерасчет можно сделать за газ и вывоз мусора, если вы уезжали больше чем на пять дней. Воду и электричество тоже пересчитают, но только в том случае, если нет счетчиков и их невозможно установить. Причем причину, по которой нельзя поставить счетчики, должны указать коммунальщики в специальном акте: например, чтобы поставить счетчик на воду, нужно снести стену, а в предполагаемом месте для электросчетчика — мощное магнитное поле, которое выводит из строя прибор.

Для перерасчета отнесите в управляющую компанию заявление и документы, которые подтвердят, что вас не было в квартире. Подойдет загранпаспорт с отметками о выезде и въезде в другую страну, справка из деканата, командировочное удостоверение.

Если страдает качество услуг. Если в квартире батареи еле теплые, горячая вода по факту холодная, а на козырьке крыши опасно нависли сосульки, значит, УК работает спустя рукава.

Правительство разработало четкие правила предоставления коммунальных услуг, и в них такие требования к температурам:

  • Температура в квартире должна быть выше +18 °C, а в угловых комнатах — выше +20 °C.
  • Температура горячей воды — от +60 до +75 °C.

Там же указано, сколько часов может не быть воды или света. Так, горячей воды может не быть четыре часа за раз или восемь часов суммарно в течение месяца, а при аварийной ситуации — 24 часа подряд. Если больше, вам должны выплатить компенсацию: 0,15% от стоимости потребленной воды в месяц за каждый час ее отсутствия. За компенсацией нужно обращаться в УК, ТСЖ и ЖСК. Им же выпишут штраф в размере 5000—10 000 ₽.

Если вы чувствуете, что горячая вода — холодная, отправьте заявку в УК. Это можно сделать по телефону — обычно номер есть прямо на дверях подъезда. Или через сайт ГИС ЖКХ — тогда на заявку отреагируют особенно охотно. Придет сотрудник со специальным градусником, откроет кран и замерит температуру. Если показатели ниже норм, то сделают перерасчет — горячую воду посчитают по тарифу холодной. Вообще в любой непонятной ситуации обращайтесь в УК, но следите, чтобы ваше заявление зарегистрировали. Для этого всегда приносите два экземпляра и просите поставить на своем штамп о том, что заявление принято таким-то сотрудником такого-то числа. Или отправляйте документы заказным письмом с уведомлением о вручении. Если хотите наверняка, пишите в жилищную инспекцию на сайте ГИС ЖКХ.

ГИС ЖКХ дает выбрать тему обращения: чтобы пожаловаться на горячую воду с низкой температурой, выбирайте «Качество оказания коммунальных услуг»
ГИС ЖКХ дает выбрать тему обращения: чтобы пожаловаться на горячую воду с низкой температурой, выбирайте «Качество оказания коммунальных услуг»

На чем можно сэкономить

Признаки и доказательстваЧто взять от УК
Охрана, видеонаблюдениеЖильцы не выбирали эти услуги на общем собранииПерерасчет за лишние услуги
Неправильные начисленияТарифы в квитанции не совпадают с тарифами региональной энергетической комиссииПерерасчет + штраф 50% от суммы перерасчета
Не было дома более 5 днейСправки и документы, подтверждающие отсутствиеПерерасчет за коммунальные услуги
Низкое качество услугАкт обследования от УКПерерасчет за коммунальные услуги

На чем можно сэкономить

Охрана, видеонаблюдение
Признаки и доказательстваЖильцы не выбирали эти услуги на общем собрании
Что взять от УКПерерасчет за лишние услуги
Неправильные начисления
Признаки и доказательстваТарифы в квитанции не совпадают с тарифами региональной энергетической комиссии
Что взять от УКПерерасчет + штраф 50% от суммы перерасчета
Не было дома более 5 дней
Признаки и доказательстваСправки и документы, подтверждающие отсутствие
Что взять от УКПерерасчет за коммунальные услуги
Низкое качество услуг
Признаки и доказательстваАкт обследования от УК
Что взять от УКПерерасчет за коммунальные услуги

Как сэкономить на коммуналке

Если УК все делает по закону и не начисляет лишнего, то экономить придется своими силами — без перерасчетов и штрафов коммунальщиков.

Есть несколько способов уменьшить сумму в квитанции.

Лейбл заголовка

Поставить счетчики на воду. Потребление воды измеряют счетчики. Счетчик можно поставить самостоятельно или заказать установку у какой-нибудь частной компании. Но в любом случае придется звать коммунальщиков, чтобы они проверили и опломбировали прибор. УК тоже может установить счетчик — и тоже за деньги.

Если в квартире нет счетчиков, плату за воду начисляют по нормативам, а к стоимости ЖКУ применяют повышающий коэффициент 1,5. То есть тариф за свет и воду увеличивается в 1,5 раза. Например, норматив для холодной воды — почти 7 кубов в месяц, но в среднем человек использует в два раза меньше. Без счетчика он заплатит за больший объем, да еще и по большей стоимости.

Лейбл заголовка

Заменить однотарифный счетчик электроэнергии на многотарифный. Обычный счетчик умножает потребленные вами киловатты на стандартный тариф, а многотарифный понимает, в какое время вы пользуетесь электричеством, и отдельно считает киловатты по ночному и дневному тарифу. Многотарифный счетчик выгоден, если вы ведете ночной образ жизни или привыкли вставать задолго до рассвета.

Лейбл заголовка

Заменить обычные лампы на энергосберегающие. Энергосберегающие лампы светят так же, а потребляют в 5—10 раз меньше энергии. Энергосберегающие лампы бывают двух видов: люминесцентные и светодиодные. Светодиодных на рынке гораздо больше, они включаются сразу на полную мощность и живут до 6 лет.

Лейбл заголовка

Установить современные рычажные краны. При использовании системы из двух вентилей вода тратится впустую, пока вы настраиваете температуру. Рычажный кран решит проблему. Можно пойти дальше: оборудовать кран сенсорным смесителем с датчиком движения, как в торговых центрах. Из такого крана вода польется, как только вы поднесете к нему руки. Еще вариант — установить смеситель с термостатом, с которым проще регулировать напор и температуру воды. Это не только экономно, но и очень удобно.

Лейбл заголовка

Поставить двухрежимный слив унитаза. Двойная кнопка экономит воду: можно спустить всю воду из бачка или только половину.

Лейбл заголовка

Отказаться от ненужного. Возможно, вы платите за услуги, которыми не пользуетесь: за радиоточку, домашний телефон или коллективную антенну на крыше. В итоге может набежать внушительная сумма.

Ну все, с тарифами и начислениями разобрались, способы экономии узнали — теперь можно передать показания счетчиков и оплатить квитанцию.

Как передать показания счетчиков

Прежде всего уточните в УК, ТСЖ или ЖСК, нужно ли вообще передавать показания счетчиков. В некоторых домах показания счетчиков воды и электроэнергии передаются автоматически, и жителям ничего делать не нужно.

Если показания нужно передавать, внимательно изучите квитанцию об оплате коммунальных услуг. В квитанции обычно указано, какого числа нужно переписывать цифры со счетчика и когда их нужно говорить коммунальщикам. Например, списывать показания с 23-го по 25-е число, а передавать — до 30-го.

Если спишете показания позже, ничего страшного не произойдет: просто заплатите авансом за пару киловатт следующего месяца. В следующем месяце передавайте показания вовремя, чтобы уменьшить «нормативные» киловатты и заплатить чуть меньше. А вот если не передавать показания вообще, то УК первые три месяца будет считать воду и электричество по средним значениям, а потом — по нормативам.

Передать показания можно в личном кабинете на сайте коммунальщиков или местных госуслуг, по электронной почте, по телефону или в офисе УК, в МФЦ, иногда через мессенджеры. К сожалению, в России нет единого приложения, которое передает показания счетчиков для любой УК.

Но если вы знаете номер лицевого счета — он указан в квитанции — и название управляющей компании, то в некоторых регионах показания можно передать в приложении банка. Обычно нужно пройти такой путь: платежи → дом → квартплата → передать показания без оплаты.

Чтобы найти УК, которая обслуживает ваш дом, вбейте его адрес на сайте «Фонда развития территорий». Так вы узнаете точное название УК. Потом загуглите это название со словами «передать показания приборов» — с большой вероятностью вы попадете на нужную страницу сайта управляющей компании.

Рядом с пустой строкой, в которую нужно занести показания, пишут номер счетчика.

У счетчиков на воду есть табло с цифрами. Чаще они разделены запятой. Нужно списать все цифры до запятой + одну после. Если на табло запятых нет, то переписывайте значение полностью.

В двухтарифных счетчиках на электричество в углу дисплея высвечиваются разные символы:

  • Т1 — дневные показания: сколько энергии потратили днем;
  • Т2 — ночные: сколько энергии потратили ночью;
  • Т0 или Т — сумма дневных и ночных показаний. Ее счетчик может и не показывать.

В квитанцию нужно заносить только Т1 и Т2 — дневные и ночные показания.

В трехтарифных счетчиках высвечиваются три числа, которые нужно вносить:

  • Т1 — пиковое время, в Москве и Санкт-Петербурге это периоды с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00;
  • Т2 — ночное время, с 23:00 до 07:00;
  • Т3 — полупиковое время, с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00.

Как оплатить квитанцию

Бывает два типа квитанций на оплату услуг ЖКХ: единый платежный документ и отдельные квитанции от поставщиков коммунальных услуг. Каждый месяц вам может приходить или ЕПД, или то и другое сразу.

Оплатить коммуналку можно разными способами — все они делятся на два типа: офлайн и онлайн.

Офлайн. Это оплата через отделение банка, кассу управляющей компании, терминалы и банкоматы. Вы приносите квитанцию с вписанными показаниями счетчиков, кассир их перепечатывает и отправляет УК, «пропикивает» штрихкод и берет деньги.

Онлайн. Это оплата на портале госуслуг, в системе ГИС ЖКХ, в личном кабинете УК или поставщика коммунальных услуг или через онлайн-банк.

Для оплаты ЖКУ в интернете нужны следующие данные:

  1. Личный идентификатор плательщика — номер лицевого счета или абонентский номер. Его печатают на каждой квитанции.
  2. Платежные реквизиты поставщика услуг — ИНН или номер расчетного счета.

Поставщик услуг заводит на каждую квартиру идентификатор, по которому назначает платежи и отслеживает оплату. Идентификатор привязан к фамилии собственника или плательщика за ЖКУ.

Платежные реквизиты — это идентификатор поставщика, номер, по которому плательщик может найти поставщика и заплатить именно ему, а не похожей по названию организации. Все реквизиты оплаты есть в квитанции за ЖКУ.

Самый удобный способ оплатить квитанцию — сканировать QR- или штрихкод в банковском приложении. Еще в приложении можно настроить автоплатеж на определенную сумму и забыть про сканирования: каждый месяц деньги сами будут уходить в УК. Но показания счетчиков все равно придется передавать, если это не происходит автоматически.

Берем квитанцию и сканируем ее в банковском приложении. Обычно эта функция прячется за словами «оплатить по QR- или штрихкоду». Если впишете показания счетчиков в бумажном экземпляре, они не уйдут в УК
Берем квитанцию и сканируем ее в банковском приложении. Обычно эта функция прячется за словами «оплатить по QR- или штрихкоду». Если впишете показания счетчиков в бумажном экземпляре, они не уйдут в УК
В приложении Тинькофф появляется лицевой счет и сумма платежа
В приложении Тинькофф появляется лицевой счет и сумма платежа
А через Сбербанк Онлайн в некоторых регионах можно передать показания счетчиков
А через Сбербанк Онлайн в некоторых регионах можно передать показания счетчиков
1/2
В приложении Тинькофф появляется лицевой счет и сумма платежа

Что будет, если не платить за коммуналку

Если коммунальщики хорошо сделают свою работу, но не получат за это денег, они, конечно же, возмутятся. Это нормальная человеческая реакция, но мы живем в правовом государстве, поэтому УК будет руководствоваться не эмоциями, а законными правами.

Вот что могут сделать коммунальщики с должником.

Начислят штраф. За неоплату ЖКУ поставщик начисляет пеню — неустойку, или штраф за просроченный платеж.

За первый месяц неоплаты штрафа не будет. Пени начисляют с 31-го дня неоплаты, то есть со второго месяца. В квитанции есть графа «Оплатить до такого-то числа» — это последний день оплаты, после которого идет отсчет календарного месяца. Если не заплатить до этого дня, поставщик начислит пеню со следующего месяца.

Размер пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ с 31-го по 90-й день неоплаты. В 2024 году используют ставку 9,5%, действовавшую на 27 февраля 2022 года. С 91-го дня — 1/130 ставки. Например, если вы должны 10 000 ₽ и не платили четыре месяца, то за первый месяц просрочки не заплатите ничего, потом за два месяца — 190 ₽ пени, а за следующие два — еще 438 ₽.

Отключат электричество. Если потребитель оплачивает коммунальные услуги не полностью, то компания-поставщик имеет право ограничить или прекратить их подачу.

Поводом для отключения коммунальных услуг станет долг за два месяца. Поставщик сначала попросит выплатить долг в течение 20 дней. Если долг не погасить, с третьего месяца ограничат подачу горячей воды, электроэнергии или газа. Еще могут поставить заглушку на канализацию. Но по закону нельзя ограничить подачу холодной воды и отопления.

Подадут иск в суд. Если должник не оплачивает коммунальные услуги и не реагирует на письма об оплате, поставщик вправе обратиться в суд и требовать выплаты долга через него.

Не пустят за границу. Если суд признает, что должник неправ и должен погасить долг, судебные приставы откроют исполнительное производство на должника. Приставы доберутся до открытых счетов и спишут деньги оттуда. Если счета не найдут, а сумма долга за ЖКУ будет больше 30 тысяч рублей — ограничат выезд за границу.

Выселят из квартиры. Это крайняя мера. Выселить могут нанимателя по договору найма, если он не перечисляет плату за коммунальные услуги полгода и больше.

Жилищное законодательство не предусматривает выселение собственника за задолженность по ЖКХ. Но при открытии исполнительного производства судебный пристав может продать имущество собственника на торгах, оплатить задолженность из вырученных средств и вернуть собственнику оставшиеся. Но только если это не единственное жилье должника.

Самое важное

  1. За каждым домом кто-то ухаживает: управляющая компания или жильцы, создавшие ТСЖ.
  2. Есть минимальный список работ, за которые нужно платить, даже если вы уезжали в отпуск.
  3. Тарифы на свет, воду и отопление утверждают местные власти.
  4. Если коммунальщики не убирают во дворе, пускают холодную воду вместо горячей или недостаточно топят, нужно жаловаться и требовать перерасчет.
  5. А чтобы самому не попасть на штрафы, не забывайте оплачивать квитанции вовремя: обычно дают срок до 10-го числа каждого месяца.

В следующем уроке мы расскажем про документы, которые нужны каждому россиянину для полноценной жизни. А пока проверьте, сможете ли вы отстоять свои права в коммунальных войнах.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т⁠—⁠Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik