«Противостояние»: почему стоит пропу­стить новую экрани­зацию советского детектива Юлиана Семенова
Поп-культура
26K
Кадры — Первый канал

«Противостояние»: почему стоит пропу­стить новую экрани­зацию советского детектива Юлиана Семенова

56
Аватар автора

Карина Назарова

противостоит плохим сериалам

Страница автора

На «Кинопоиске» и «Иви» вышел детективный сериал «Противостояние».

Это вторая экранизация одноименного романа Юлиана Семенова, сценариста «Семнадцати мгновений весны» и автора серии детективов про полковника Владислава Костенко. Персонаж также появлялся в романах «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Репортер» и «Тайна Кутузовского проспекта».

В 1985 режиссер Семен Аранович выпустил шестисерийный фильм-адаптацию с Олегом Басилашвили в главной роли. Как и первоисточник, сериал приоткрыл страницы Великой Отечественной войны, о которых не принято говорить.

Аранович строго следовал тексту Семенова. Но авторы нового шоу отходят от оригинала. Вместо серого вымышленного Нардына — собирательного образа северного городка — солнечный Магадан. А на смену драматичным столкновениям характеров пришла однообразная мелодрама. Рассказываем, чем именно разочаровывает современное прочтение романа.

Что за «Противостояние»

Дата премьеры: 26 сентября 2024
Страна производства: Россия
Режиссер: Тимур Алпатов
Сценаристы: Алексей Мельников, Николай Попов
В ролях: Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Денис Нурулин, Карина Андоленко, Игорь Хрипунов, Ангелина Поплавская, Дмитрий Куличков, Елена Оболенская, Хельга Филиппова
Жанры: детектив, драма, триллер
Сериалы, похожие на «Противостояние»: «Противостояние» (1985), «Мосгаз», «Подкидыш»
Продолжительность: 8 эпизодов по 55 минут
Где смотреть: «Кинопоиск», «Иви», «Кино1ТВ»

🕵️ Новое «Противостояние» раскрывает личность убийцы в первые минуты

1979 год, весна. Магадан. Таксист Григорий Милинко вместе с сообщницей Анной Петровой убивают Михаила Гончарова, крановщика золотодобывающего предприятия, похитившего редкий и очень дорогой самородок. Заметая следы, убийца отрубает жертве кисти рук и голову, прячет тело в мешке и оставляет в лесной глуши.

Спустя пару недель в лесу журналистка Кира Королева и герой ее новой колонки находят останки. За расследование берутся московский полковник Владислав Костенко и амбициозный милиционер Константин Тадава. Старший брюзжит на младшего за то, что тот якобы «сконцентрирован только на себе, а не на деле».

Забавно, ведь за время следствия именно Тадава облетит полстраны и найдет с десяток важных зацепок. А Костенко будет растрачивать силы на тщетные попытки дозвониться до обиженной жены и придумывание романтических писем — лишь бы избежать неминуемого развода.

В оригинальном романе и первой адаптации сцена преступления была описана и показана ближе к финалу повествования, а преступник казался зловеще недосягаемым и неуловимым — его история сперва разворачивалась в 1940-х
В оригинальном романе и первой адаптации сцена преступления была описана и показана ближе к финалу повествования, а преступник казался зловеще недосягаемым и неуловимым — его история сперва разворачивалась в 1940-х

Расследование быстро закручивается и расходится на несколько сюжетных линий. Перед смертью Гончаров повидал друзей — все до одного теперь под подозрением. Правда, допросы ни к чему не приводят. Дело двигается, когда Тадава узнает, что похожее преступление случилось в 1945. Вблизи Бреслау убили советского солдата. В тот же год без вести пропал военный Григорий Милинко.

Копнув глубже, Тадава выясняет, что под именем Милинко скрывается Николай Кротов — примкнувший к фашистам изменник родины. Но поймать злодея не так-то просто. Кротов методично уничтожал следы своего существования.

😕 Сериал не привносит ничего нового в первоисточник

Если в оригинальной книге между преступлением и обнаружением трупа проходит практически год, то в новом сериале — две недели. Это лишает сюжет не только интриги, но и нескольких важных деталей.

В «Противостоянии» 1985 года акцент сделали на теме памяти. Костенко и его помощники — начальник УВД Жуков и майор Кардава — просят свидетелей вспомнить детали давным-давно прожитого дня, что кажется невозможным в череде однообразных рабочих будней.

Сыщикам приходится возвращаться в одни и те же дома, к одному и тому же разговору, чтобы выяснить хоть что-нибудь. В новом же сериале детективная интрига лишена нервозности от топтания на месте — а ведь за счет этого работала история.

Сценаристы выбрали более стройный и линейный ход сюжета и поэтому сняли обычный детектив
Сценаристы выбрали более стройный и линейный ход сюжета и поэтому сняли обычный детектив

Дело развивается бесхитростно и стремительно, что лишает зрителей и сыщиков возможности запутаться в растущих уликах и витиеватом плане Кротова. На этот раз злодей предстает обычным маньяком, травмированным в детстве жестоким отцом. Тот подверг мать Кротова сексуализированному насилию на глазах ребенка. Повзрослев, антагонист распространяет свою ярость на других людей.

Писатель Семенов, а вслед за ним и режиссер старого сериала Аранович размышляли о коллективной травме послевоенного времени. Например, о том, как Великая Отечественная укоренилась в памяти народов, а также как она продолжает влиять на жизни выживших и даже новых поколений.

От допросов свидетелей по делу об убийстве «Противостояние» скользит в сторону более абстрактных вопросов. Как работать с памятью свидетелей войны? Как правильно усваивать историю и пробираться к нужным истинам сквозь время? И как эту историю отпускать? Действие постоянно перемещается из конца 1970-х в 1940-е, следуя то за Костенко, то за предателем Кротовым.

Настоящее Аранович фиксировал с помощью документальной камеры, чем достигал потрясающего уровня реализма. А в сценах 1940-х не побоялся экранизировать весьма ужасающие эпизоды военной истории и включить в фильм непостановочные эпизоды: суд над изменниками родины, выполнявшими приказы фашистов, и описания жизни советского солдата в кругу врагов. Автор словно надеялся достичь коллективного исцеления от травм военного времени через примирение с негероическим прошлым.

Продюсер Константин Эрнст, режиссер Тимур Алпатов и сценаристы не ставят перед собой столь амбициозные цели. А острые темы по возможности избегают. К оригиналу авторы добавляют историю о кризисе семьи и драму про то, как рождаются монстры. А приправляют все ностальгией по утраченному времени.

Помимо сложного и почти невозможного расследования сериал 1985 года интриговал интересными портретами советских людей, остроумными и живыми диалогами, подвижной документальной съемкой в мрачно-серых тонах. Несмотря на ощущение безнадеги, жизнь в фильме Арановича чувствовалась в каждом кадре.

Новая версия подобным похвастаться не может. Это «Противостояние» вроде обращается к прошлому, но никак его не интерпретирует и не пытается сквозь историю обсудить настоящее. Вместо глубокого исследования нравов советской эпохи, стоящей на пороге больших перемен и распада, «Противостояние» 2024 года предлагает телевизионную выхолощенную картину несуществующих и никогда не существовавших мира и общества.

На экране царит утопия, здесь вечно светит солнце, много воздуха и широких пространств. Камера в руках оператора Юрия Кокошкина обездвиженно смотрит на это величие в статичных монументальных планах. Идиллию не омрачают даже убийца и найденные части тел в мешках.

Сериал снимали в Абхазии, Санкт-Петербурге, Москве и на дачах Горбачева
Сериал снимали в Абхазии, Санкт-Петербурге, Москве и на дачах Горбачева

😩 Образ главного героя сильно изменили

В своем романе Юлиан Семенов размышлял о кризисе советской идеологии, о шкурных интересах людей, об утрате идеи коллективности и крахе социалистического проекта. А его протагонист Костенко сетовал на иллюзорность равных прав среди рабочих и не без иронии рассуждал о стремлении людей к роскоши и достатку.

Нынешний полковник в исполнении Вдовиченкова не смотрит по сторонам, ни за кем не наблюдает, не делает выводов об окружающей действительности. Он детектив, сваренный в эпоху 2020-х, — замкнутый на своих проблемах и неудачах одинокий индивидуалист. Возможно, в подобной интерпретации персонажа и заключается критический посыл авторов. Однако здешний Костенко совсем не вызывает эмоций и симпатии, чтобы зрителю захотелось разбираться в его психологии.

Первую серию сериала показали на фестивале «Пилот» в июне 2024 года. Постановщик сериала Тимур Алпатов получил приз за режиссуру
Первую серию сериала показали на фестивале «Пилот» в июне 2024 года. Постановщик сериала Тимур Алпатов получил приз за режиссуру

В руках новых сценаристов прежде обаятельный, харизматичный и сентиментальный полковник превратился в нервного, уязвимого мужчину в разгаре экзистенциального кризиса. В герое Басилашвили чувствовалась витальность, уникальное сочетание мужественности и нежности. Он был человеком, охотливо идущим на диалог, эмпатичным, тонко чувствующим. Завораживал искренней любовью к людям, ироничным отношением к жизни, себе, да даже к политическому режиму.

А Владимир Вдовиченков при всем таланте играет блеклого, типового персонажа телеэкрана — обыкновенного мужчину, утратившего ориентиры, уставшего от работы и не готового задаваться вопросами о настоящем и будущем страны. Понять потерянного героя и узнать в нем себя при желании можно, но он все-таки проигрывает противостояние с оригинальным персонажем.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваКакая версия вам нравится больше: современная или 1985 года?
  • Шахерезада СтепановнаКонечно та, что с Басилашвили. Эту бросила на 10 минуте12
  • DoomА новые экранизации советских фильмов вообще следует пропускать13
  • ТатьянаНачала смотреть новую версию и осилила только две серии. Всё! Сил нет на это смотреть. Почему? Читайте статью. С автором согласна. Секса на мой взгляд многовато. Драйва это не добавляет. Просто потому что так сейчас положено. Старая версия - намного круче. Её можно пересматривать. А новую досмотреть - и то хорошо.11
  • игорь Железнов1985 года2
  • Владислав НосковЧестно говоря, я не фанат версии 1985 года, потому что после двух экранизаций романов Семенов с Лановым в роли полковника Костенко менее харизматичный Басилашвили заметно проигрывает, да и постоянная темнота и черно-белая нарочито затянутая съемка (словно перекочевавшая с Болтневым из «Моего друга Ивана Лапшина») утомляют. Но новая экранизация в плане обилия света как в павильоне и никакой игры актеров (тот же Газаров) вообще не вызывают интереса после нескольких минут просмотра. Раскроить личность героя сразу можно было, вопрос не в этом, а в пресной игре и картинке на уровне деловой мелодрамы. «Случилось в 1945» - в 1945-м, если уж без слова «год» пишете.0
  • Владислав НосковМаксим, признаком «настоящего мужика» является «высокая должность»? Первое следует из второго по умолчанию? Интересный подход, наверняка удачный в плане угодничества начальству)5
  • ДенисГугл РумакСценарист бездарный, вот и испортили фильм. А мог бы быть отличным, под стать шедевра с Басилишвили.1
  • Арсений Шураев19852
  • Наиль СеразетдиновКак всегда, сейчас ничего путного снять не могут. Лучше бы и не брались - получилась освежеванная мертвечина. Старый фильм можно пересматривать снова и снова, а эту муру я и смотреть не буду. Эрнста - на мыло10
  • Нэлли РудаковаФильм 1985 года интересен по всем параметрам, новый смотреть невозможно, неинтересно, смотришь и возмущаешься зачем переделывать то , что и так хорошо сделано, лучше бы научились у старых мастеров и сняли сами что то , не перекраивая заново кем то когда то хорошо сделанное!!!!11
  • ДушечкаПервая, конечно, первая, несмотря на ее занудство, а вот у них, а вот у нас, а если бы мы... Но покупка билета до Стамбула меня повеселила, это, что называется, нарочно не придумаешь. И настольную лампу, которая фигурировала почти во всех детектива тех лет, почему то отдали немецкому историку.6
  • JasНа троечку, убить время можно. Актеры - супер. Но много надуманного: развод Костенко, любовная тема Кардавы и Киры + дочери Костенко. Надо роман перечитать. Кто в органах СССР давал прессе знакомиться с материалами незаконченного дела? Смешно. Ну и молодой Кротов выглядит смешно с этой сладострастной улыбкой. На самом деле это машина для убийства. Вообще, тема поиска нацистских преступников после войны в СССР очень интересная и обширная тема. В литературе затронул ее только Ю. Семенов. А так, это кладезь для сценариев и фильмов.0
  • JasНу еще и Гениан Зеленый в конце появляется, это ваще...3
  • ЛойерНынешние деятели - импотенты от культуры. Снять свое не хватает ума.7
  • Виталий ГрицайФильм 1985г. смотрел ещё подростком. После выхода современной версии решил пересмотреть вначале оригинальную, а потом новую версию. Оригинальный фильм настолько меня впечатлил, что от просмотра современного отказался напрочь. Не хочу портить впечатления. А смотря на отзывы по новому фильму, тем более.7
  • Евгений Барабасов19852
  • Валерий МакаровДенисГугл, с этой бездарной командой не мог1
  • Марина ИвановаКонстрантин Эрнст, где вы видели в Магадане такую природу, лес такой высоты? Там редкостойные леса из лиственницы с подлеском из сосны кедровой стланиковой (стелется по земле как кустарник). Изучили хотя бы вопрос сначала. Позор!!!!8
  • василийВот пошли первые кадры новой экранизации ставшим уже культовым советского фильма 1985г. "Противостояние" и понял: очередная заявка на качественное кино провалилась. Неужели нет еще не экранизированных художественных произведений или сценаристов, способных создать новый самостоятельный сценарий, не имеющий прототипа? Увидел вычурный отполированный топор в руках убийцы и понял: опять фильм не состоялся. А ведь не так давно директор "Мосфилма" Шахназаров с гордосью рассказывал Путину о мощной технической базе киностудии-самой крупной в Европе. Тогда подумал: база-базой, но фильм делаю не кинокамеры, ни декорации, а сценаристы-режиссеры-артисты. А вот это ценное наследие советского кино как оказалось безнадежно растеряно5
  • user5986412После просмотра первой серии возникло желание разбить морду продьюсеру и режиссеру.5
  • Ирина ГорнаковаМне очень нравится фильм 1985 года.Смотрела его,когда училась в школе.До сих пор помню свои первые впечатления...Несколько раз пересматривала,когда удавалось.Вчера посмотрела первую серию новой версии...Задаюсь вопросом:Зачем??? Зачем снимать новые версии замечательных советских фильмов???Уже надоела эта свобода самовыражения господина Эрнста и К.4
  • Светлана СпиридоноваУ Юлиана Семенова еще есть книги, которые можно экранизировать, у которых нет старых, крутых экранизаций!!! Басилашвили великолепен!!!5
  • Ирина ПетроваКарина, спасибо за качественную рецензию! С большим интересом и удовольствием недавно пересмотрела (в 5 раз, наверное) старый телефильм, где у Басилашвили - одна из самых лучших его ролей. Болтнев невероятен. Фильм талантливый, по сию пору актуален. Зачем надо было снимать (тратить деньги!) на римейк - очередное кино "про маньяка". НАДОЕЛО! Когда отважатся об СВО что-то сильное снять?!Хорошие актеры , но не в тему, т.к. никудышные сценаристы и режиссеры. Когда возник Магадан во всей красе, мы так и ждали, что явится легендарный С.К. Носов, губернатор, и задаст всем этим тусклым следователям жару с п....ми!2
  • Игорь ПлошкинПрежняя с Басилашвили и Болтневым!1
  • Игорь ПлошкинМаксим, это не мужик - дурилка картонная. Красивые позы, задумчивое лицо... Следователь ищет преступника? Нет, актёришка, бабло в уме считает! Тьфу!2
  • Игорь ПлошкинВладислав, а раскраивать личность зачем?0
  • Игорь ПлошкинИрина, это же просто бизнес. Никто не напрягается, просто считают бабки.0
  • Игорь ПлошкинЕлена, развивайте чувство вкуса. Привыкли чупа-чупс Эрнста сосать и настоящую вкусную еду не принимаете!1
  • user5988612Какой позор! Такие хорошие актеры, а сериал смотреть не возможно! Такую фигню навертели что даже дома на диване за них стыдно! Не надо переделывать старые фильмы! Это просто позор!!!!!2
  • user5988612Елена, у вас плохой вкус!2
  • user5989999Я очень не любила это фильм тогда, в свои 25 лет, черный, серый, ...и Басилашвили вообще не годился на эту роль, и роман скучный у Семенова и Болтнев очевиден, ибо всегда играл преступников и нехороших парней(туда же Приемыхов и Спиридонов). Я еще тут намедни вспоминала кто из них троих играл Кротова. Я прямо помню, актеров, но совершенно не помнила фильм, от слова совсем. Современный тоже странный. отличные дороги, это в 79 году-то? мохнатые женские брови - это в принципе фу, а для того времени нереально абсолютно, скучный дурачок-страдалец Вдовиченкова,- типа вся роль ,ему дают факты новые, он хвалит подчиненных, смех и грех. Гуськов по-моему идеален для роли, ну он везде хорошо. Андоленко в первой серии дико удивила, эти эмоции до и после убийства в лесу...это очень!!! талантливо. До этого ее считала бестолочью, пришедшую в кино через постель. Съемки природы очень красивы. и я так и не поняла, какого хрена они не ездили в Магадан снимать, это же такой красивый суровый край.0
  • user5989999user5989999, и да, это я видела только пару серий0
  • Лёня БармалеевОчередной пример насмешки природы над современными "деятелями" кино. Если коротко, то просто серое убожество. В версии 1985 года один вид Кротова и его появление в кадре вызывал чувство опасности и дьявольской тревоги. Сегодня, глядя на современного Кротова понимаешь, что этот больше похож на альфонса и мелкого воришки, нежели на зверя.2
  • Светлана ИдрисоваФильм легко смотрится с версией 1985 года.!!!!! А от нового,то биш, современного болит голова. Артисты плохо играют, всё время орут, переигрывают. И эта музыка, дурацкая, прекрывает весь фон. Вообще, смотреть нет желания. Эти новые современные перекосы, с увеличением одного глаза, на весь экран, никчему, совершенно. И когда, например, Вдовиченков стреляет в тире, нам показывают во весь экран галстук с рубашкой, без головы, в сопровождении каких-то тяжёлых, давящих на мозг, нормального человека, голосов. Вот объяснените!!!!! Экран постоянно угнетённо чёрный. Уже надоели такие экранизации. Короче, очень слабо, неинтересно. Отстой!!!! 👎👎👎И это, кстати, не только моё мнение!!!! Ждали этот фильм, а смотреть никто не смотрит..... Сюжет классный, а постановка, режиссерская работа, игра актёров, на "ТРИ" с минусом. В общем.... ЧЕПУХА!!!!! 🤷🙅🤦1
  • user5990765Конечно старый фильм! Там было напряжение, его хотелось пересмотреть. Это-скучный сериал1
  • Ольга БогдановаСогласна с автором,очень плохой главный расследователь:скучный,безликий. Буду смотреть "Противостояние" 1985 г.1
  • Андрей Олегович1985 года однозначно!1
  • Галина БабийОчень слабый фильм. С нетерпением ждала начала, чтобы сравнить. И буквально сразу поняла, что это очередной фантик-однодневка. Фильм с Басилашвили и Болтневым живой и захватывающий. На нём всегда останавливаешься, "листая" программы ТВ. Каждая эпизодическая роль сыграна мАстерски, эмоционально, от души. Роль матери Миленко и учительницы Кротова возьмите. И сравните. И поймёте.1
  • Галина БабийДушечка, а как Вам понравилась вереница людей с пустыми чемоданами на посадке в самолёт ? :))2
  • Andrew Fedotoff (Specialist ™)Я смотрел на Вдовиченкова и не мог отделаться от мысли "Где я это уже видел"?? Осенило. Фильм Батя. Диалоги и характерные детали полностью совпадали. Но главное меня взбесило то, как по разному в фильме снято так называемое ожидание. Где по фильму Кротову расставлены заградительные барьеры чтоб он не ушел за границу. В старом фильме полковник Костенко и майор Кардава сидят в напряжении что называется "в полной боевой выкладке" им достаточно только достать оружие из сейфа. Во всей сцене чувствуется нервозность. Ты понимаешь что переживают герои. Ожидание хуже всего... А тут ?! Море.. волейбол.. Шашлыки.. расслабон.. Какие на фиг преступники.. о чем вы?? Отвратительно.2
  • Светлана БумагинаФИЛЬМ ПОЛУЧИЛСЯ ПРОВАЛЬНЫМ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОИСТОЧНИКОМ . ПОДБОР АКТЁРОВ НЕУДАЧНЫЙ , КОСТЕНКО УТОМИЛ СО СВОИМ РАЗВОДОМ , ОЧЕНЬ ОТВЛЕКАЛО . В ФИЛЬМЕ НЕТ НАПРЯЖЕНИЯ , СОВЕРШЕННО НЕ ИНТЕРЕСНО , СКУЧНО , ПОСТОНОВКА ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ . ПЛОХАЯ ИДЕЯ ЭРНСТА .1
  • Руслан ВладимировичОднозначно версия 1985 года была круче. Там присутствовала непередаваемая атмосфера, высочайший профессионализм всей команды создателей сериала, в том числе актеров. А здесь обычная, нецепляющая современная хромая, не вызывающая эмоций поделка. Даже не знаю, зачем ее сделали. Сериал 1985 года и нынешний несопоставимые величины. Ну, как можно сравнить Олега Басилашвили и Вдовиченкова? Это просто гора и мышь. А советского и нынешнего Кротова? Советский - реалистичен, а нынешний какой-то холивудский Джокер. Вообще, современным деятелям пора остановиться и не трогать классику. Сейчас нет ни актеров, ни режиссеров, способных даже приблизиться к шедеврам тех времен.1
  • Ирина АнисимоваГазифицированный Магадан в марте месяце в зелёной листве, в шикарных сосновых лесах, с прекрасной дорогой в аэропорт. Сценарий слабый, Костенко не интересен, молодой Кротов - местами в образе вампира. Халтура современного фильма во всем0
  • Инна ИвановаБезусловно,19850
  • Ivanova Natalia1985г.0
  • Алексей ГрафчевАбсолютно согласен с автором статьи! Новая версия фильма блеклая. К чему эти личные домашние " сопли" Костенко!? Фильм не держит в напряжении. Не выдерживают критики технические моменты - например автомобили на якобы турецком аэродроме: топливозаправщик на заднем плане толи "Урал",толи "ЗИЛ", машины полиции "УАЗики", но все с флажками Турции, а на одном с СССР. А уж финальная сцена с появлением Ю.Семенова на пляже вообще "сюр" в лучших традициях хеппиэнд Голливуда. Нужно на законодательном уровне запретить снимать римейки знаковых советских фильмов! Чего доброго дойдут до "Семнадцати мгновений весны".0
  • Лаура ХараишвилиТатьяна, Я посмотрел сериал по диагонали и не все серии. Но кое что все таки запомнилось. Вдовиченков весь фильм надувал щеки, тем и запомнился. Гуськов даже щек не надувал, потому про него ничего не помню. Хотя вру... запомнил. В конце фильма, на фоне "турецких" УАЗиков и Урала, его герой явно не накуривался.0
  • ИринаСтарая, однозначно. Новую даже не стоит и начинать смотреть. Зачем пытаться переснимать шедевры? Чтобы прикоснуться к нетленному? Зарекаюсь смотреть новые версии старых фильмов, времени жалко0
  • Алексей СавиловКонечно же старый лучше! Новый просто красочней, только и всего.0
  • Алексей СавиловКонечно старая! Новая красочнее, только и всего.0
Вот что еще мы писали по этой теме