«Противостояние»: почему стоит пропу­стить новую экрани­зацию советского детектива Юлиана Семенова
Поп-культура
5K
Кадры — Первый канал

«Противостояние»: почему стоит пропу­стить новую экрани­зацию советского детектива Юлиана Семенова

14
Аватар автора

Карина Назарова

противостоит плохим сериалам

Страница автора

На «Кинопоиске» и «Иви» вышел детективный сериал «Противостояние».

Это вторая экранизация одноименного романа Юлиана Семенова, сценариста «Семнадцати мгновений весны» и автора серии детективов про полковника Владислава Костенко. Персонаж также появлялся в романах «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Репортер» и «Тайна Кутузовского проспекта».

В 1985 режиссер Семен Аранович выпустил шестисерийный фильм-адаптацию с Олегом Басилашвили в главной роли. Как и первоисточник, сериал приоткрыл страницы Великой Отечественной войны, о которых не принято говорить.

Аранович строго следовал тексту Семенова. Но авторы нового шоу отходят от оригинала. Вместо серого вымышленного Нардына — собирательного образа северного городка — солнечный Магадан. А на смену драматичным столкновениям характеров пришла однообразная мелодрама. Рассказываем, чем именно разочаровывает современное прочтение романа.

Что за «Противостояние»

Дата премьеры: 26 сентября 2024
Страна производства: Россия
Режиссер: Тимур Алпатов
Сценаристы: Алексей Мельников, Николай Попов
В ролях: Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Денис Нурулин, Карина Андоленко, Игорь Хрипунов, Ангелина Поплавская, Дмитрий Куличков, Елена Оболенская, Хельга Филиппова
Жанры: детектив, драма, триллер
Сериалы, похожие на «Противостояние»: «Противостояние» (1985), «Мосгаз», «Подкидыш»
Продолжительность: 8 эпизодов по 55 минут
Где смотреть: «Кинопоиск», «Иви», «Кино1ТВ»

🕵️ Новое «Противостояние» раскрывает личность убийцы в первые минуты

1979 год, весна. Магадан. Таксист Григорий Милинко вместе с сообщницей Анной Петровой убивают Михаила Гончарова, крановщика золотодобывающего предприятия, похитившего редкий и очень дорогой самородок. Заметая следы, убийца отрубает жертве кисти рук и голову, прячет тело в мешке и оставляет в лесной глуши.

Спустя пару недель в лесу журналистка Кира Королева и герой ее новой колонки находят останки. За расследование берутся московский полковник Владислав Костенко и амбициозный милиционер Константин Тадава. Старший брюзжит на младшего за то, что тот якобы «сконцентрирован только на себе, а не на деле».

Забавно, ведь за время следствия именно Тадава облетит полстраны и найдет с десяток важных зацепок. А Костенко будет растрачивать силы на тщетные попытки дозвониться до обиженной жены и придумывание романтических писем — лишь бы избежать неминуемого развода.

В оригинальном романе и первой адаптации сцена преступления была описана и показана ближе к финалу повествования, а преступник казался зловеще недосягаемым и неуловимым — его история сперва разворачивалась в 1940-х
В оригинальном романе и первой адаптации сцена преступления была описана и показана ближе к финалу повествования, а преступник казался зловеще недосягаемым и неуловимым — его история сперва разворачивалась в 1940-х

Расследование быстро закручивается и расходится на несколько сюжетных линий. Перед смертью Гончаров повидал друзей — все до одного теперь под подозрением. Правда, допросы ни к чему не приводят. Дело двигается, когда Тадава узнает, что похожее преступление случилось в 1945. Вблизи Бреслау убили советского солдата. В тот же год без вести пропал военный Григорий Милинко.

Копнув глубже, Тадава выясняет, что под именем Милинко скрывается Николай Кротов — примкнувший к фашистам изменник родины. Но поймать злодея не так-то просто. Кротов методично уничтожал следы своего существования.

😕 Сериал не привносит ничего нового в первоисточник

Если в оригинальной книге между преступлением и обнаружением трупа проходит практически год, то в новом сериале — две недели. Это лишает сюжет не только интриги, но и нескольких важных деталей.

В «Противостоянии» 1985 года акцент сделали на теме памяти. Костенко и его помощники — начальник УВД Жуков и майор Кардава — просят свидетелей вспомнить детали давным-давно прожитого дня, что кажется невозможным в череде однообразных рабочих будней.

Сыщикам приходится возвращаться в одни и те же дома, к одному и тому же разговору, чтобы выяснить хоть что-нибудь. В новом же сериале детективная интрига лишена нервозности от топтания на месте — а ведь за счет этого работала история.

Сценаристы выбрали более стройный и линейный ход сюжета и поэтому сняли обычный детектив
Сценаристы выбрали более стройный и линейный ход сюжета и поэтому сняли обычный детектив

Дело развивается бесхитростно и стремительно, что лишает зрителей и сыщиков возможности запутаться в растущих уликах и витиеватом плане Кротова. На этот раз злодей предстает обычным маньяком, травмированным в детстве жестоким отцом. Тот подверг мать Кротова сексуализированному насилию на глазах ребенка. Повзрослев, антагонист распространяет свою ярость на других людей.

Писатель Семенов, а вслед за ним и режиссер старого сериала Аранович размышляли о коллективной травме послевоенного времени. Например, о том, как Великая Отечественная укоренилась в памяти народов, а также как она продолжает влиять на жизни выживших и даже новых поколений.

От допросов свидетелей по делу об убийстве «Противостояние» скользит в сторону более абстрактных вопросов. Как работать с памятью свидетелей войны? Как правильно усваивать историю и пробираться к нужным истинам сквозь время? И как эту историю отпускать? Действие постоянно перемещается из конца 1970-х в 1940-е, следуя то за Костенко, то за предателем Кротовым.

Настоящее Аранович фиксировал с помощью документальной камеры, чем достигал потрясающего уровня реализма. А в сценах 1940-х не побоялся экранизировать весьма ужасающие эпизоды военной истории и включить в фильм непостановочные эпизоды: суд над изменниками родины, выполнявшими приказы фашистов, и описания жизни советского солдата в кругу врагов. Автор словно надеялся достичь коллективного исцеления от травм военного времени через примирение с негероическим прошлым.

Продюсер Константин Эрнст, режиссер Тимур Алпатов и сценаристы не ставят перед собой столь амбициозные цели. А острые темы по возможности избегают. К оригиналу авторы добавляют историю о кризисе семьи и драму про то, как рождаются монстры. А приправляют все ностальгией по утраченному времени.

Помимо сложного и почти невозможного расследования сериал 1985 года интриговал интересными портретами советских людей, остроумными и живыми диалогами, подвижной документальной съемкой в мрачно-серых тонах. Несмотря на ощущение безнадеги, жизнь в фильме Арановича чувствовалась в каждом кадре.

Новая версия подобным похвастаться не может. Это «Противостояние» вроде обращается к прошлому, но никак его не интерпретирует и не пытается сквозь историю обсудить настоящее. Вместо глубокого исследования нравов советской эпохи, стоящей на пороге больших перемен и распада, «Противостояние» 2024 года предлагает телевизионную выхолощенную картину несуществующих и никогда не существовавших мира и общества.

На экране царит утопия, здесь вечно светит солнце, много воздуха и широких пространств. Камера в руках оператора Юрия Кокошкина обездвиженно смотрит на это величие в статичных монументальных планах. Идиллию не омрачают даже убийца и найденные части тел в мешках.

Сериал снимали в Абхазии, Санкт-Петербурге, Москве и на дачах Горбачева
Сериал снимали в Абхазии, Санкт-Петербурге, Москве и на дачах Горбачева

😩 Образ главного героя сильно изменили

В своем романе Юлиан Семенов размышлял о кризисе советской идеологии, о шкурных интересах людей, об утрате идеи коллективности и крахе социалистического проекта. А его протагонист Костенко сетовал на иллюзорность равных прав среди рабочих и не без иронии рассуждал о стремлении людей к роскоши и достатку.

Нынешний полковник в исполнении Вдовиченкова не смотрит по сторонам, ни за кем не наблюдает, не делает выводов об окружающей действительности. Он детектив, сваренный в эпоху 2020-х, — замкнутый на своих проблемах и неудачах одинокий индивидуалист. Возможно, в подобной интерпретации персонажа и заключается критический посыл авторов. Однако здешний Костенко совсем не вызывает эмоций и симпатии, чтобы зрителю захотелось разбираться в его психологии.

Первую серию сериала показали на фестивале «Пилот» в июне 2024 года. Постановщик сериала Тимур Алпатов получил приз за режиссуру
Первую серию сериала показали на фестивале «Пилот» в июне 2024 года. Постановщик сериала Тимур Алпатов получил приз за режиссуру

В руках новых сценаристов прежде обаятельный, харизматичный и сентиментальный полковник превратился в нервного, уязвимого мужчину в разгаре экзистенциального кризиса. В герое Басилашвили чувствовалась витальность, уникальное сочетание мужественности и нежности. Он был человеком, охотливо идущим на диалог, эмпатичным, тонко чувствующим. Завораживал искренней любовью к людям, ироничным отношением к жизни, себе, да даже к политическому режиму.

А Владимир Вдовиченков при всем таланте играет блеклого, типового персонажа телеэкрана — обыкновенного мужчину, утратившего ориентиры, уставшего от работы и не готового задаваться вопросами о настоящем и будущем страны. Понять потерянного героя и узнать в нем себя при желании можно, но он все-таки проигрывает противостояние с оригинальным персонажем.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваКакая версия вам нравится больше: современная или 1985 года?
  • Шахерезада СтепановнаКонечно та, что с Басилашвили. Эту бросила на 10 минуте4
  • DoomА новые экранизации советских фильмов вообще следует пропускать3
  • Максим МироновХороший сериал, -спокойный, без невротиков. Вдовиченков, хорошо сыграл настоящего мужика-интеллект, мужество, рассудительность, высокая должность. Таких персонажей сейчас мало, в основном-неуравновешенные, придурковатые герои.1
  • ТатьянаНачала смотреть новую версию и осилила только две серии. Всё! Сил нет на это смотреть. Почему? Читайте статью. С автором согласна. Секса на мой взгляд многовато. Драйва это не добавляет. Просто потому что так сейчас положено. Старая версия - намного круче. Её можно пересматривать. А новую досмотреть - и то хорошо.3
  • игорь Железнов1985 года0
  • Владислав НосковЧестно говоря, я не фанат версии 1985 года, потому что после двух экранизаций романов Семенов с Лановым в роли полковника Костенко менее харизматичный Басилашвили заметно проигрывает, да и постоянная темнота и черно-белая нарочито затянутая съемка (словно перекочевавшая с Болтневым из «Моего друга Ивана Лапшина») утомляют. Но новая экранизация в плане обилия света как в павильоне и никакой игры актеров (тот же Газаров) вообще не вызывают интереса после нескольких минут просмотра. Раскроить личность героя сразу можно было, вопрос не в этом, а в пресной игре и картинке на уровне деловой мелодрамы. «Случилось в 1945» - в 1945-м, если уж без слова «год» пишете.0
  • Владислав НосковМаксим, признаком «настоящего мужика» является «высокая должность»? Первое следует из второго по умолчанию? Интересный подход, наверняка удачный в плане угодничества начальству)2
  • ДенисГугл РумакСценарист бездарный, вот и испортили фильм. А мог бы быть отличным, под стать шедевра с Басилишвили.0
  • Арсений Шураев19850
  • Наиль СеразетдиновКак всегда, сейчас ничего путного снять не могут. Лучше бы и не брались - получилась освежеванная мертвечина. Старый фильм можно пересматривать снова и снова, а эту муру я и смотреть не буду. Эрнста - на мыло2
  • Нэлли РудаковаФильм 1985 года интересен по всем параметрам, новый смотреть невозможно, неинтересно, смотришь и возмущаешься зачем переделывать то , что и так хорошо сделано, лучше бы научились у старых мастеров и сняли сами что то , не перекраивая заново кем то когда то хорошо сделанное!!!!2
  • ЕленаА по мне 1985 интересен только кадрами про войну, а настоящее нет, скукотища вечные занудные диалоги и актёры подобраны ужасно, постоянные разборки с женой( да и кто убийца известно сразу, зачем писать неправду в статье). Не смотрела раньше, а посмотрев сейчас пожалела, это один из худших сериалов снятых в советское время. Лично для меня более понятен и логичен современный вариант.0
  • Два ШапироЕлена, я тоже, предвкушая просмотр экранизации с Вдовиченко, посмотрела сериал с Басилашвили. Когда-то в школе это кино на меня просто шокирующее впечатление произвела. А сейчас смотрю, думаю, что за хтонь и занудство?0
  • ДушечкаПервая, конечно, первая, несмотря на ее занудство, а вот у них, а вот у нас, а если бы мы... Но покупка билета до Стамбула меня повеселила, это, что называется, нарочно не придумаешь. И настольную лампу, которая фигурировала почти во всех детектива тех лет, почему то отдали немецкому историку.1

Вот что еще мы писали по этой теме