Сколько россиян путешествует на поездах

И какие маршруты самые популярные
13
Сколько россиян путешествует на поездах
Аватар автора

Кристина Болдова

изучила статистику

Страница автора

Больше половины граждан России — 55% — путешествуют на поезде хотя бы раз в год.

При этом, если верить исследованию сервиса «Яндекс Путешествия», 5% опрошенных вообще никогда не ездили по железной дороге. Мы изучили статистику и узнали, сколько россиян пользуется поездами и куда ездят чаще всего.

Какой пассажирский транспорт самый популярный

Почти 8% всех пассажирских поездок на транспорте общего пользования совершается на поездах. По данным Росстата, доля железнодорожных перевозок плавно увеличивается, 10 лет назад она составляла 5,5%.

Из общего числа перевозок больше половины пассажиров передвигались автобусами — 58,6%. Примерно треть поездок — 32,7% — приходится совокупно на городской электрический транспорт: трамваи, троллейбусы и метро.

Длина железнодорожных путей в России — более 86,9 тысячи километров. Поэтому по пассажирообороту  железная дорога занимает второе место: 124 млрд пассажиро-километров в 2022 году, это 24,4%. Лидирует воздушный транспорт: 228 млрд пассажиро-километров, 44,8%. На третьем месте — автобусы: 21,5% пассажирооборота.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Как меняется число пассажиров железной дороги

По данным Росстата, в 2023 году по железным дорогам проехало более 1,2 млрд пассажиров. Это на 5,4% больше, чем в 2022. Большинство людей совершают пригородные поездки — 1,08 млрд человек, 89,7% от общего числа. Количество пассажиров в пригородных поездах за 2023 год выросло на 4,7%.

Перевозками дальнего следования воспользовались 124,2 млн человек — 10,3%. Это почти на 13% больше, чем в 2022 году. Такие перевозки включают в себя передвижение по России на расстояние свыше 150 км и международное сообщение.

Чаще всего россияне пользуются железнодорожным транспортом летом и в начале осени. В эти же периоды пассажиры отправляются в самые дальние поездки.

Из года в год август становится месяцем с максимальной загруженностью поездов. По данным Росстата, в августе 2023 года пассажирооборот превысил 17,3 млрд пассажиро-километров. Меньше всего ездят в начале года: в феврале 2023 пассажирооборот составил 7,8 млрд пассажиро-километров.

С 2005 года пассажиропоток железнодорожного транспорта немного уменьшился — на 10%, если сравнивать с 2023. В 2009—2010 показатель снижался из-за последствий финансового кризиса, роста тарифов и реформы РЖД. Заметное падение зафиксировано в 2010 году — на 16,7%. А в 2020 пассажиропоток упал из-за ограничений на фоне пандемии COVID-19. Снижение составило 27,1%.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Из каких регионов чаще всего отправляются в поездки

На первом месте среди субъектов РФ по числу пассажиров железнодорожного транспорта — Москва. В 2022 году из Москвы на поездах отправились 481,4 млн человек. Из них 457,9 млн — в пригороды, 23,5 млн — по дальним направлениям. На втором месте — Московская область: 275,9 млн человек, в том числе 200 тысяч пассажиров дальнего следования.

По данным Московской железной дороги, среди столичных вокзалов по пассажиропотоку лидирует Ярославский. Отсюда в 2022 году отправились почти 26 млн пассажиров. На втором месте — Курский вокзал, обслуживший более 23,6 млн человек. На третьем — Казанский вокзал: 17,8 млн пассажиров.

С вокзалов Санкт-Петербурга в 2022 году отправились 65,2 млн человек. Из них 56,3 млн — в пригороды, 8,9 млн — в дальние поездки. По итогам 2023 года максимальный пассажиропоток среди вокзалов Северной столицы зафиксирован на Московском вокзале: 12,1 млн пассажиров. За ним следуют Балтийский и Финляндский вокзалы: 7,9 и 7,5 млн соответственно.

В первую пятерку регионов России по числу железнодорожных пассажиров также входят Краснодарский край и Ленинградская область. На шестом месте с небольшим отрывом — Новосибирская область.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Какие направления самые популярные

По данным сервиса «Туту-ру», в 2023 году россияне чаще всего ездили из Москвы в Санкт-Петербург: 8,7% от числа пассажиров внутренних направлений. На втором месте — поездки из Краснодара в Сочи: 3,4%. Это направление пользуется спросом в том числе потому, что аэропорты в Краснодаре, Анапе и Геленджике закрыты, тогда как аэропорт Сочи продолжает работу. На третьем месте — поездки из Москвы в Нижний Новгород.

За рубеж на поезде из России можно отправиться в Абхазию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Китай, Монголию, Таджикистан и Узбекистан. Как сообщает «Туту-ру», самые популярные направления международного сообщения в 2023 году — из России в Беларусь. Треть пассажиров международных отправлений выбирают поезда из Москвы в Минск, еще 4,6% — из Санкт-Петербурга в Минск, 4,2% — из Москвы в Брест.

Также в 2023 году вырос спрос на два направления между Россией и Казахстаном: из Омска в Петропавловск — на 16%, из Новосибирска в Петропавловск — на 42%.

Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»

Как менялись цены на билеты

Пригородные направления. Пригородные поезда, как правило, курсируют на расстояние не более 200 км  , поэтому цены на проезд здесь ниже, чем в дальнем следовании. По данным Росстата, за 10 лет стоимость поездки в пригородном поезде выросла на 45% и в декабре 2023 года составила в среднем 68,94 ₽.

Источник: ЕМИСС
Источник: ЕМИСС

Направления дальнего следования. Стоимость проезда зависит от расстояния по маршруту, категории вагона, выбранного места, а также сезонного спроса на билеты. Официальная статистика не сравнивает стоимость билетов по направлениям дальнего следования, а ведет учет изменения цен за 100 км пути по четырем видам билетов — в купейные и плацкартные вагоны фирменных и нефирменных поездов.

Самые дорогие билеты — в купе фирменного поезда. С 2014 года их цена выросла на 39% и в декабре 2023 составила 527,77 ₽ за 100 км. Проезд в купе нефирменного поезда немного дешевле, на конец 2023 года — 371,86 ₽. Стоимость 100 км пути в плацкартном вагоне фирменного поезда за 10 лет выросла на 40%, до 317,57 ₽, обычного — на 39,24%, до 217,13 ₽.

Чтобы лучше понять, как изменилась средняя цена билетов на поезда дальнего следования, мы проанализировали самое популярное направление: Москва — Санкт-Петербург. Расстояние по железной дороге составляет 679 км. Если округлить, средняя стоимость поездки в 2023 году в купе фирменного поезда — 3584 ₽, обычного — 2525 ₽, в плацкартном вагоне — 2156 и 1474 ₽ соответственно.

Источник: ЕМИСС, расчеты Т⁠⁠—⁠⁠Ж
Источник: ЕМИСС, расчеты Т⁠⁠—⁠⁠Ж

По расчетам сервиса «Туту-ру», в 2023 году средний чек за железнодорожный билет по России в одну сторону составил 2746 ₽, за рубеж — 4539 ₽.

Внутри страны средний чек выше всего для билетов из Москвы в Симферополь — 6777 ₽, Анапу — 5451 ₽, Краснодар — 5397 ₽. Это самые удаленные от столицы южные направления, которые пользуются наибольшим спросом летом и в начале осени. За рубеж в среднем дороже всего обходится поездка из Москвы в Брест — 6122 ₽, в Гомель — 5376 ₽, а также из Санкт-Петербурга в Минск — 5307 ₽.

Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»

Кристина БолдоваКогда последний раз ездили на поезде? Чем себя занимали в дороге?
  • Dmitriy Golbergв поезде ездить одно удовольствие, жалко, что это дороговато0
  • Ариша ШипиловаDmitriy, на автобусе, конечно, дешевле, но не та атмосфера1
  • TheHrickoПоследний раз ездил в поезде 2 года назад, зарекаюсь пользоваться данным транспортом, только авто, только свобода0
  • Егор СолоницынАриша, на автобусе и адски тяжело ездить...мы как-то на юг решились проехаться на автобусе- такие мук никогда не было у нас...0
  • Егор СолоницынTheHricko, никто не заставляет....но поезд это удобно...и порой свободнее1
  • TheHrickoЕгор, в каком моменте? что надо ждать кучу времени на остановках?0
  • Егор СолоницынTheHricko, не знаю, что и где по долгу ждать - поезд это отлично. Спишь себе ,лежишь ,слушаешь музыку и смотришь фильмы не отвлекаясь на дорогу. Поезд это отлично.1
  • TheHrickoЕгор, ну где подолгу ждать, на остановках, на перегонах, потом такси искать по приезду, с чемоданами тащиться, красота-ляпота0
  • Егор СолоницынTheHricko, смартфон в помощь. Скачал фильмов и смотришь - радуешься. Да и что сложного взять чемодан на колёсиках - удобнее некуда. Сиди дома и ворчи как дед дальше.1
  • TheHrickoЕгор, ой, ты не поймешь кайф путешествий на машине, сиди дальше в своём поезде с кучей людей и шума.0
  • ЕленаTheHricko, так вы же знаете время приезда в нужный город. Значит это не ожидание, а запланированное время) Это если бы постоянно задерживались поезда на станциях, тогда можно было бы сказать, что приходится ждать подолгу. А так по расписанию ты знаешь когда будет долгая остановка, можно выйти размяться или вообще успеть сбегать в город)0
  • ЕленаОбычно еду на поезде в отпуск, а отпуск это поход на Кавказе. Выезжаем в пятницу практически сразу после работы. Домой за рюкзаком и бегом на вокзал. В воскресенье рано утром приезжаем в нужное место. Это кайф, считаем, что отпуск начинается уже в поезде. В поезде можно отдохнуть, отоспаться, доделать какие то свои дела со снарягой (ахах), ещё что-то спланировать по маршруту, разобрать/раздать бумажки/карты)) Да просто, потупить, почувствовать себя кошкой, лежишь, ешь, отдыхаешь)) В общем, набраться сил и потом в бой на 2 недели, ой точнее в отпуск, если это можно так назвать с 20кг рюкзаком😂 но это все в радость))0
  • TheHrickoЕлена, всякие случайности могут быть в пути, я не люблю общественный транспорт принципиально, я привык с собой в поездку брать тонну вещей и мне машина в этом плане удобна как передвижной склад. Кому нравятся поезда - вэлкам0