Больше половины граждан России — 55% — путешествуют на поезде хотя бы раз в год.
При этом, если верить исследованию сервиса «Яндекс Путешествия», 5% опрошенных вообще никогда не ездили по железной дороге. Мы изучили статистику и узнали, сколько россиян пользуется поездами и куда ездят чаще всего.
О чем расскажем в этой статье
Какой пассажирский транспорт самый популярный
Почти 8% всех пассажирских поездок на транспорте общего пользования совершается на поездах. По данным Росстата, доля железнодорожных перевозок плавно увеличивается, 10 лет назад она составляла 5,5%.
Из общего числа перевозок больше половины пассажиров передвигались автобусами — 58,6%. Примерно треть поездок — 32,7% — приходится совокупно на городской электрический транспорт: трамваи, троллейбусы и метро.
Длина железнодорожных путей в России — более 86,9 тысячи километров. Поэтому по пассажирообороту железная дорога занимает второе место: 124 млрд пассажиро-километров в 2022 году, это 24,4%. Лидирует воздушный транспорт: 228 млрд пассажиро-километров, 44,8%. На третьем месте — автобусы: 21,5% пассажирооборота.
Как меняется число пассажиров железной дороги
По данным Росстата, в 2023 году по железным дорогам проехало более 1,2 млрд пассажиров. Это на 5,4% больше, чем в 2022. Большинство людей совершают пригородные поездки — 1,08 млрд человек, 89,7% от общего числа. Количество пассажиров в пригородных поездах за 2023 год выросло на 4,7%.
Перевозками дальнего следования воспользовались 124,2 млн человек — 10,3%. Это почти на 13% больше, чем в 2022 году. Такие перевозки включают в себя передвижение по России на расстояние свыше 150 км и международное сообщение.
Чаще всего россияне пользуются железнодорожным транспортом летом и в начале осени. В эти же периоды пассажиры отправляются в самые дальние поездки.
Из года в год август становится месяцем с максимальной загруженностью поездов. По данным Росстата, в августе 2023 года пассажирооборот превысил 17,3 млрд пассажиро-километров. Меньше всего ездят в начале года: в феврале 2023 пассажирооборот составил 7,8 млрд пассажиро-километров.
С 2005 года пассажиропоток железнодорожного транспорта немного уменьшился — на 10%, если сравнивать с 2023. В 2009—2010 показатель снижался из-за последствий финансового кризиса, роста тарифов и реформы РЖД. Заметное падение зафиксировано в 2010 году — на 16,7%. А в 2020 пассажиропоток упал из-за ограничений на фоне пандемии COVID-19. Снижение составило 27,1%.
Из каких регионов чаще всего отправляются в поездки
На первом месте среди субъектов РФ по числу пассажиров железнодорожного транспорта — Москва. В 2022 году из Москвы на поездах отправились 481,4 млн человек. Из них 457,9 млн — в пригороды, 23,5 млн — по дальним направлениям. На втором месте — Московская область: 275,9 млн человек, в том числе 200 тысяч пассажиров дальнего следования.
По данным Московской железной дороги, среди столичных вокзалов по пассажиропотоку лидирует Ярославский. Отсюда в 2022 году отправились почти 26 млн пассажиров. На втором месте — Курский вокзал, обслуживший более 23,6 млн человек. На третьем — Казанский вокзал: 17,8 млн пассажиров.
С вокзалов Санкт-Петербурга в 2022 году отправились 65,2 млн человек. Из них 56,3 млн — в пригороды, 8,9 млн — в дальние поездки. По итогам 2023 года максимальный пассажиропоток среди вокзалов Северной столицы зафиксирован на Московском вокзале: 12,1 млн пассажиров. За ним следуют Балтийский и Финляндский вокзалы: 7,9 и 7,5 млн соответственно.
В первую пятерку регионов России по числу железнодорожных пассажиров также входят Краснодарский край и Ленинградская область. На шестом месте с небольшим отрывом — Новосибирская область.
Какие направления самые популярные
По данным сервиса «Туту-ру», в 2023 году россияне чаще всего ездили из Москвы в Санкт-Петербург: 8,7% от числа пассажиров внутренних направлений. На втором месте — поездки из Краснодара в Сочи: 3,4%. Это направление пользуется спросом в том числе потому, что аэропорты в Краснодаре, Анапе и Геленджике закрыты, тогда как аэропорт Сочи продолжает работу. На третьем месте — поездки из Москвы в Нижний Новгород.
За рубеж на поезде из России можно отправиться в Абхазию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Китай, Монголию, Таджикистан и Узбекистан. Как сообщает «Туту-ру», самые популярные направления международного сообщения в 2023 году — из России в Беларусь. Треть пассажиров международных отправлений выбирают поезда из Москвы в Минск, еще 4,6% — из Санкт-Петербурга в Минск, 4,2% — из Москвы в Брест.
Также в 2023 году вырос спрос на два направления между Россией и Казахстаном: из Омска в Петропавловск — на 16%, из Новосибирска в Петропавловск — на 42%.
Как менялись цены на билеты
Пригородные направления. Пригородные поезда, как правило, курсируют на расстояние не более 200 км , поэтому цены на проезд здесь ниже, чем в дальнем следовании. По данным Росстата, за 10 лет стоимость поездки в пригородном поезде выросла на 45% и в декабре 2023 года составила в среднем 68,94 ₽.
Направления дальнего следования. Стоимость проезда зависит от расстояния по маршруту, категории вагона, выбранного места, а также сезонного спроса на билеты. Официальная статистика не сравнивает стоимость билетов по направлениям дальнего следования, а ведет учет изменения цен за 100 км пути по четырем видам билетов — в купейные и плацкартные вагоны фирменных и нефирменных поездов.
Самые дорогие билеты — в купе фирменного поезда. С 2014 года их цена выросла на 39% и в декабре 2023 составила 527,77 ₽ за 100 км. Проезд в купе нефирменного поезда немного дешевле, на конец 2023 года — 371,86 ₽. Стоимость 100 км пути в плацкартном вагоне фирменного поезда за 10 лет выросла на 40%, до 317,57 ₽, обычного — на 39,24%, до 217,13 ₽.
Чтобы лучше понять, как изменилась средняя цена билетов на поезда дальнего следования, мы проанализировали самое популярное направление: Москва — Санкт-Петербург. Расстояние по железной дороге составляет 679 км. Если округлить, средняя стоимость поездки в 2023 году в купе фирменного поезда — 3584 ₽, обычного — 2525 ₽, в плацкартном вагоне — 2156 и 1474 ₽ соответственно.
По расчетам сервиса «Туту-ру», в 2023 году средний чек за железнодорожный билет по России в одну сторону составил 2746 ₽, за рубеж — 4539 ₽.
Внутри страны средний чек выше всего для билетов из Москвы в Симферополь — 6777 ₽, Анапу — 5451 ₽, Краснодар — 5397 ₽. Это самые удаленные от столицы южные направления, которые пользуются наибольшим спросом летом и в начале осени. За рубеж в среднем дороже всего обходится поездка из Москвы в Брест — 6122 ₽, в Гомель — 5376 ₽, а также из Санкт-Петербурга в Минск — 5307 ₽.