Я планирую перечитать школьную программу по литературе в 2025 году

22

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Валерия Кожевникова

Страница автора

О себе

Я люблю читать вечерами и на выходных. В 2023 году осилила 45 книг. В 2024 не вела подсчет — по ощущениям остановилась на таком же количестве.

Я предпочитаю классику, но также стараюсь идти в ногу со временем и знакомиться со свежими произведениями, особенно с детективами. Последнее, что понравилось, — «Дело Аляски Сандерс» Жоэля Диккера.

Раньше я брала романы российских и зарубежных авторов у родителей или пользовалась электронной книгой. Сейчас я решила потихоньку собирать свою мини-библиотеку, поэтому все чаще покупаю печатные издания.

Цели

Последние три года я хотела перечитать школьную программу, но постоянно откладывала это. Часто думала: «А оно мне надо? Я же примерно помню, о чем эта книга». Надеюсь, что челлендж поможет мне начать со «Слова о полку Игореве» и закончить произведениями современных авторов.

План действий

Я планирую распечатать кодификатор — список рекомендуемых к прочтению произведений для ЕГЭ-2024 по литературе — и идти по порядку.

  • Пользователь ЮтубаНикогда мне не понять этой логики, зачем в школе заставляют читать классиков? Ну что может понять 15 летний пацан читая какую-нибудь Капитанскую дочку, или скажем Евгения Онегина? Кроме того что это страшная нудятина, ничего. Чтобы понять весь сакральный смысл и трагедию многих классических произведений, нужно иметь хороший жизненный опыт, и говоря хороший я имею ввиду возраст. Только став взрослым и опытным человеком, ты по настоящему понимаешь в чём гениальность Достоевского. А пока ты подросток, тебе нет дела до терзаний Карениной, тебе не до ерунды.))12
  • Elina SuvarС.С., произведения о детях и подростках. «Поселок» Булычева, например4
  • Тётушка ПоПользователь, а логика тем не менее есть. Ну, по крайней мере была, когда я сама училась в школе. 1. Уроки литературы взаимосвязаны с уроками истории. И в то время, когда дети изучают исторический период в определённой стране, они знакомятся и с её культурным наследием. Сюда же можно отнести тот факт, что далеко не все литературные произведения являются интересными и "литературными". Но это исторические памятники. 2. Столетиями выкристализовывались из общей массы действительно стоящие произведения. И школа знакомит с ними. И у взрослых людей есть какие-то ориентиры, что именно стоит почитать и какую книгу выбрать, если они вообще не ориентируются в огромном количестве изданий. Многие бы прочитали того же Достоевского, если б нам в школе не вдалбливали, что НАДО? PS тоже считаю, что надо читать в первую очередь то, что интересно в определённом возрасте. Но не вместо, а тоже.6
  • ВасилисаКласс, спасибо за идею!1
  • Ксения ЧернецоваЯ рада, что наши мысли пересеклись! Часто задумываюсь об этом, потому что в школе я скорее создавала видимость, что учусь. Теперь немного грустно из-за этого2
  • Alexandra P.С.С., а вы серьезно считаете, что чтение книг из школьной программы развивает чувство прекрасного? Я всегда очень любила и люблю читать, но школьная программа на долгие годы отбила у меня желание читать классику.5
  • С.С.Alexandra, по-моему, там много хорошего...0
  • Алиса МаркинаУ меня тоже появлялась идея перечитать школьную программу, но там далеко не всё этого заслуживает. Хотя в прошлом году мой книжный клуб перечитал много классиков: Пушкина, Лермонтова, Лескова, Тургенева, Гоголя. Сейчас всё иначе воспринимается, что-то лучше, что-то хуже. Через месяц обсуждаем Салтыкова-Щедрина, но меня не очень тянет, буду читать только ради хорошей компании на обсуждении.3
  • Михаил ЕдошинСмысл «Онегина» не так уж сложен и вполне доступен школьнику. Более того, он именно к школьникам больше всего и относится.8
  • РинаПользователь, вот став взрослой, я тем более не понимаю дуристики, что Катерины в Грозе, что уж тем более Карениной Это как раз больше для молоденьких девочек такие сказки, лично мне такие метания непонятны. Самая адекватная и с мозгами оказалась Татьяна Ларина и то большие сомнения, что будучи взрослой и имея любящего богатого мужа она любила Онегина, так, лёгкая грусть максимум.1
  • РинаАлиса, а что за книжный клуб?1
  • user5896201Пользователь, товарищ, вы ж не поверите, но даже литературоведы с филологами не считают, что в классике есть какой-то там сакральный смысл. О его наличии грезят только абсолютные дилетанты, обожающие понтоваться попусту. ) Достоевский, Толстой и прочие часто писали банально ради денег, не более (а ещё они зачастую вовсе не считали свои произведения шедеврами, и ни разу не из-за какой-то там скромности). Никакие возраст и опыт не добавят вам интеллектуального потенциала, который поможет понять, о чем говоил автор на самом деле, а не по словам экзальтированной училки в школе. Не надо так, подобные речи сразу выдают в вас человека максимально необразованного. )1
  • user5896201Тётушка, а вы в курсе, кто и по какому принципу составлял школьную программу? Нет, очевидно, вы не в курсе. Ничего там само веками не "выкристаллизовывалось", всё составили конкретные люди ради конкретных целей (и это не теория заговора, а история, которую вы вроде как учили). Хотя бы погуглите матчасть, прежде чем говорить, что ли. )1
  • Тётушка Поuser5896201, ох, Ваш комментарий в пассивно-агрессивной манере выглядит попыткой унизить собеседника, а не поделится новыми знаниями. Возможно Вам даже станет неловко и вы погулять основы этики. Конечно же, я в курсе (да и все в курсе), что программу составляют конкретные люди. Просто это так очевидно, что стоило ли упоминания? Так же очевидно, что программа практически ежегодно меняется в угоду политической повестке. К счастью касается это лишь произведений 20-21 века. Уходят естественным образом "впихнутые" произведения, пропагандирующие коммунизм, социализм и пр. Именно это я имела в виду под словом "выкристализовывается". Кстати, а поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением, ради каких таких целей в программе есть и никуда не деваются Пушкин, Толстой, Грибоедов, Тургенев, Островский, да русские народные сказки в конце концов)) только чур, тут уж не гуглить;)0
  • Тётушка Поuser5896201, лучше уж читать классиков, чем оставлять злые комментарии и выплескивать свою желчь на незнакомых собеседников.4
  • Любовь ЛожниковаПользователь, начнём с того, что не какую-нибудь, а А. С. Пушкина "Капитанскую дочку". Рассказ в ней ведётся от лица главного героя Петра Гринёва. Это его воспоминания. Ему в начале повести 18 лет. Начинает Пушкин с эпиграфа:" Береги честь смолоду". Вот и должны прочитать эти воспоминания подростки, 8 класс. С чего начинается взросление? Не с "хотелок", а с ответственности за себя, за свою любовь, за своё Отечество. А Вы пишете "какую - нибудь". " Анну Каренину" Л. Толстого никто не вносил в школьную программу. И не надо про "сакральный смысл"! Какой может быть сакральный смысл" У "Войны и мира"!? Значит сегодняшние 20 - летние, гибнущие за Родину на СВО и их прадеды, которым было по 17,18,когда началась Великая Отечественная 1941-45 гг. , не понимают и не понимали того, о чем пишет Толстой. Им непонятна мысль о " дубине народной войны". Жизнь за Отечество отдать они могут, а понять русскую классику -НЕТ! Не надо считать современных ребят примитивными. Надо их вести вперёд, показывать, что русская литература - это национальное достояние. Да, надо расти, надо трудиться, мыслить. Самое простое - посчитать, что рановато... Ничего. Время идёт. Прочтут заново, но уважение к литературе сохранят.0
  • КристинаИдея интересная! Я эксперт ЕГЭ и ОГЭ по литературе и занимаюсь подготовкой школьников к экзамену уже 9 лет. Хотела бы поделиться с вами своими мыслями как вы можете выполнить эту цель и не разочароваться в себе! Простите, если тон учительский 😀 1. Попробуйте поставить рамки того, что вы будете читать, так как кодификатор по литературе практически бесконечный! Так вы сможете чувствовать себя лучше! Например, скажите себе что прочитаете только выделенные произведения (там их сейчас 19 и половина из них объемные (в том числе тихий Дон и война и мир)). 2. Кодификатор ЕГЭ по литературе меняют каждые 1-2 года. Вы определились с кодификатором 2024, другие тогда не смотрите! 3. Также вы можете поставить рамки по роду литературы и периоду, например, будете читать только эпос (лиро-эпос + драма, исключая лирику) до 20 века. А уже в следующем году поставить цель 20-21 века. Сейчас в кодификаторе указаны некоторые авторы, но не указаны произведения, это касается как прозы, так и поэзии и это может вызывать фрустрацию. У моих учеников так точно 😅 4. Русская или зарубежная литература. В ОГЭ один список зарубежной, в ЕГЭ другой. Но я бы все равно разделяла русскую и зарубежную или дополнила бы список из основных произведений русской литературы из кодифкатора несколькими произведениями зарубежки. В общем, да, попыталась как-то осветить эту идею с точки зрения специалиста, с одной стороны, и с точки зрения читателя с таким же опытом, с другой)) Буду ждать в следующем году ваш дневник! 😍 Я себе обычно ставлю цели: дочитать что то из школьной программы (в 2025, например, появился ещё Фадеев «Молодая гвардия») + прочитать что-то из тех, кто получил престижную книжную премию + книги по моим любимым экранизациям («Американская пастораль»!) + книги из университетской программы. Желаю вам удачииии!0
  • Иваника ИвановаЛюбовь, возможно если бы они в свое время читали что-то помимо одобренного министрами списка, то не спешили бы умирать в войнах за чужие политические амбиции0