«Конструктор для взрослых за 100 000 ₽»: как мы изготовили и собрали силовой каркас для автодома
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Когда окончательный проект был готов и «Царь-сарай» для строительства модуля построен, можно было приступить к следующему этапу строительства, а именно к изготовлению и сборке силового каркаса модуля.
ЧПУшника я нашел на Авито с хорошими отзывами, по общению он мне понравился — оперативно прислал расчет, доработал мой проект с учетом особенностей станка, цена работ в итоге не изменилась и осталось изначально обговоренной. У В. оказалось есть хороший знакомый, который занимается фанерой, он продал мне фанеру отличного качества по оптовой цене.
Для силового каркаса модуля подходит фанера ФСФ 2440х1220 сорта ¾. На силовой каркас потребовалось 18 листов фанеры, что с доставкой до производства вышло на 50112 р. Резка деталей на фрезерном станке с ЧПУ обошлась в 39100р. Так же для сборки потребовалось купить клей, струбцины, кисточки и прочую мелочевку на 9119р и 2157р ушло на доставку готовых элементов силового каркаса к месту строительства.
Первым делом мы начали собирать отдельные стены, состоящие из отдельных листов фанеры, запиленных в «ласточкин хвост». Такое соединение имеет большую площадь соприкосновения деталей и за счет формы держит на разрыв. По сути получается огромный цельный элемент из фанеры. Ласточкины хвосты проклеивали на клей Pur — он чем-то напоминает монтажную пену, раздувается и заполняет все пустоты. При сборке детали зажимали струбцинами и временно фиксировали черными саморезами — они не подходят для силового каркаса, так как хрупкие, но хорошо стягивают детали.
Так же сразу была заказана фанера 4 миллиметра для обшивки модуля снаружи — большие боковые стены лучше сразу ей обшить, чтобы они имели жесткость, а так же черная влагостойкая фанера 15 миллиметров для пола. На нее с доставкой ушло 27900р.
После сборки всех элементов в ласточкин хвост по месту врезали окна, люки, дверь и прочее, что изначально не было спроектировано на компьютере, так как проще врезать по месту. Для врезки использовали погружную пилу с шиной, углы дорезали лобзиком. Даже с учетом того, что врезать нужно было не так уж много элементов, на это ушло много времени.
Вдвоем мы день собирали стапель и клеили «Ласточкины хвосты», затем день втроем делали врезки люков и окон, а так же успели зашить одну стену тонкой фанерой, проклеить ее и прокрутить саморезами. Еще день ушел на то, чтобы вдвоем зашить вторую стену и начать собирать основание. Процесс не быстрый.
Тонкую фанеру мы по всей площади ребер жесткости проклеиваем на клей ПВА KLeiberit 303, а так же для лучшей фиксации зенкуем (засвеливаем специальным приспособлением углубление для шляпки самореза, чтобы она не выпирала за плоскость фанеры) и прокручиваем универсальными белыми саморезами 4,5х25 мм.
Основание модуля состоит из ячеистого каркаса из полос фанеры 5 сантиметров, запиленных в «пол дерева». Его мы так же собирали на Пур и сверху зашивали влагостойкой фанерой 15 миллиметров — она будет полом будущего автодома. После зашивки элемент перевернули и получившиеся квадраты заполнили ЭППС 50 мм Пеноплекс. Перед зашивкой тонкой фанерой я так же делал замкнутый контур клей-пеной, чтобы создать закрытые тепловые ячейки.
Следующим этапом нужно было собрать крышу и альков — элементы состоящие из стрингеров и шпангоутов о которых я рассказывал в предыдущей статье про проектирование каркаса. Их я собирал уже один, так как парни были заняты, на сборку двух элементов ушел целый день.
Так же целый день ушел на сборку всех элементов вместе, в этом мне помогал Д. Элементы мы проклеивали между собой ПВА, фиксировали струбцинами и черными саморезами, а затем окончательно прокручивали универсальными саморезами 5х40. Конструкция после высыхания клея получается мощная и монолитная, такую проще сжечь, чем разобрать.
Финальным этапом сборки силового каркаса была сборка сан.узла/душевой — он является опорой и ребром жесткости для боковых стенок, а так же установка оставшихся небольших элементов. Этим я занимался уже один примерно пол дня. В стены сан узла по месту было запилено отверстие для двери, а так же боковая стенка с учетом крепежа для бездымоходного газового водонагревателя Оазис, который будет там располагаться. Одна из стен сан узла расположена под углом и чтобы состыковать ее с другими, пришлось запилить их под углом. Нужные углы беру из 3д модели, выставляю на погружной пиле и запиливаю по шине, все получилось идеально.
Пока модуль не покрыт полимерным покрытием, боковые стены довольно вялые и выгибаются, поэтому из остатков леса для сарая был собран временный каркас жесткости, к которому на уголках зафиксировали стены. Это позволит перевернуть модуль на бок и работать с дном без ущерба для геометрии.
Теперь предстоит зашить оставшуюся часть модуля тонкой фанерой, подготовить его к отделке стекломатом и полиэфирной смолой и закатать. Время поджимает, так как становится холодно. Печь-автономка для модуля Планар на 4кВт была собрана по временной схеме и поставлена на обогрев сарая — вместо бака канистра с бензином, вместо аккумулятора — блок питания для светодиодной ленты на 200 ватт. Она неплохо справляется и прогревает сарай, когда снаружи 5-7 градусов, внутри тепло и комфортно, но вот при отрицательных температурах она сарай уже не прогреет, он не теплоизолирован и везде дыры. Так что задача минимум до холодов закончить полимерный кокон и покрыть его гелькоутом, тогда можно будет топить только сам модуль внутри и продолжать там работать.
- Фанера 21 мм: 50112р.
- Резка на ЧПУ: 39120р.
- Транспортные расходы: 8373р.
- Фанера 4 мм и 15 мм для пола: 27900р.
- Клей и прочая мелочевка: 9119р.
- Питание меня и парней: 10803р.
Итого: 145 427 р.
По расходам все более чем адекватно, самый дорогой ресурс выходит время, и сейчас я скорее всего заранее запилил бы на ЧПУ все окна, двери и прочее, что позволило бы его сэкономить. Всего на этот этап работ мы потратили 14 человеко-дней, а так как каждый из нас зарабатывает минимум по 10 000р/день когда работает, то это 140 000р которые мы работали, но не заработали и их по максимуму надо сокращать. Напомню, что парни у меня работают по-дружески когда могут, я их кормлю и после строительства автодома будет грандиозная простава, но трудодни все равно считаю, так как это интересно.