«По результатам года мои роялти — 1241,51 ₽»: герой реалити опубликовал книгу

Отчет № 4. Итоги

40

Участники реалити-шоу Т⁠—⁠Ж продолжают рассказывать, удалось ли им добиться финансовых целей на 2020 год.

Алекс Траум планировал опубликовать свою книгу и заработать на продажах за год 100 000 ₽. До этой суммы ему пока далеко, но многое другое удалось.

Аватар автора

Алекс Траум

издал книгу

Страница автора

📌 Цель. Хочу продать первую книгу из своей серии фэнтези.

👉 Ситуация. Пишу художественную прозу с 9 лет. В 18 лет занял первое место в прозе в региональном конкурсе на Дальнем Востоке, рассказ опубликовали в ежегодном альманахе Союза писателей.

Эту книгу пишу с 2011 года. На самом деле это серия из нескольких книг, разделенная на эпизоды. Сюжет для серии уже прописан. Сейчас я редактирую и готовлю к публикации первый эпизод. Он прошел проверку бета-ридерами разных мастей, подвергся нескольким редакциям и вызрел за эти несколько лет до лучшей версии, какую я могу представить.

Пару лет назад я проходил писательский марафон, в рамках которого было задание продать что-нибудь. Я продал свою еще не выпущенную книгу: сделал лендинг, прикрутил форму оплаты, открыл предзаказ и заработал за сутки 7 тысяч рублей.

Книгу планирую сначала издать своими силами через цифровое издательство вроде «Ридеро», опубликовать на всех возможных онлайн-площадках вроде «Литреса» и «Букмейта», набрать начальную массу подписчиков, лайков, продаж, отзывов — и уже с этим всем идти в крупное издательство. Ну, это если оно мне понадобится: я уверен, что при должном уровне маркетинговой поддержки книгу можно продвинуть и продать самому.

Дальше план выпустить продукцию на основе книги: открытки, футболки, блокноты, настольные статусы и прочее. Есть и иллюстратор, и типографии на примете. Перевести книгу на английский, найти литагента и опубликовать ее за рубежом. Захватить мир, продать права на экранизацию сериала «Нетфликсу» и написать сценарий для пары эпизодов самому.

🤑 Отношения с деньгами. Раньше старался откладывать, выходило по чуть-чуть. Вел бюджет в разных приложениях, но с переменным успехом. Тратил всегда разумно, не шиковал, не жил от зарплаты до зарплаты. С тех пор как стал читать Т⁠—⁠Ж, открыл два вклада, накопил финансовую подушку, планирую в этом году изучить основы инвестирования по вашему курсу и статьям и приступить-таки к делу.

⚡️ Отчет № 1. «Хочу продать в этом году экземпляров на 100 тысяч рублей»: иллюстрации, саундтрек и королевство без названия

⚡️ Отчет № 2. «Нужно до конца года продать на „Литресе“ 500 подписок»: публикация первых глав и планы по продвижению

⚡️ Отчет № 3. «Нельзя полагаться на чужие площадки, нужно продвигать свой бренд»: слабое продвижение, первые роялти и развитие личных соцсетей

Последний отчет

Я писатель и весной прошлого года пришел в реалити-шоу Т⁠—⁠Ж со своей книгой и целью заработать на ней. Книга — первый эпизод юмористической фэнтези-серии «Как спасать принцесс. Волшебник Лагрикома». Цель — продать цифровых копий на 100 000 ₽ до конца 2020 года.

Эту цель я не выполнил, но не считаю всю затею провалом. В самом первом отчете я заявил несколько целей для участия в реалити-шоу. Продать кучу книг было бы неплохо, но для меня главным было другое. И этого я добился.

У меня есть книга, которой я горжусь. От обложки и первой строчки пролога до последней иллюстрации и бонусной главы «после титров», как делают в блокбастерах «Марвела». Мое котическое фэнтези опубликовано на «Литресе». И это только начало его пути.

В этом отчете я подведу итоги и расскажу о том, что удалось сделать за время участия в реалити, что не успел, как я планирую работать с книгой дальше. Но сначала — самое приятное и важное.

Благодарности

Спасибо Т⁠—⁠Ж за эту инициативу. Для меня это была прекрасная возможность поделиться своим проектом с аудиторией, выйти наконец из тени. Раньше я только высовывал носок ноги из-за занавеса, а теперь вот вышел целиком — под овации, брошенные цветы и град помидоров. Если бы не Т⁠—⁠Ж и эта затея с реалити-шоу, кто знает, сколько еще я бы писал и переписывал книгу.

Спасибо всем, кто прочел мои отчеты, и особая благодарность тем, кто уделил время и оставил дельный комментарий. Я читал все и старался отвечать на все. Благодаря активным читателям я выбрал название для королевства — непосильная задача, которая мучила меня долго-долго, — узнал, что сделал правильный шаг, когда переписал аннотацию книги, и получил полезные советы и даже знакомства.

Отдельно хочу поблагодарить всех, кто был со мной еще до начала этого реалити и помогал подготовить книгу и не сойти с пути. Это и бета-ридеры, и художники, и композиторы, и специалисты разных областей, с которыми я консультировался по ходу работы. Список этих людей длинный и полностью будет в книге.

Почему не получилось

Это Т⁠—⁠Ж, поэтому, конечно, с точки зрения реалити-шоу моя главная цель — финансовая. Она была такой: продать до конца 2020 года книг на 100 000 ₽. Когда я заявил эту цель, я в нее искренне верил. Верю и сейчас. Но по результатам года я продал 14 книг на сумму 2786 ₽, мои роялти от этого — 1241,51 ₽.

Так выглядит статистика в личном кабинете «Литреса» — на отдельном сайте selfpub.ru
Так выглядит статистика в личном кабинете «Литреса» — на отдельном сайте selfpub.ru

Почему не получилось? Потому, что я не продавал. Летом, где-то после выхода на «Литрес» или параллельно с ним, я запустил страницы в соцсетях, рассылку на сайте и подготовил план продвижения. Но до его исполнения не дошел. Выход на публичную сцену оказался для меня неожиданно тяжелым: я настолько привык делать все идеально, что не могу приступить, пока не увижу в голове этот идеальный результат.

А поскольку в соцсетях я новичок, сделать идеальный пост с первого раза — задача нереальная. Я старался побороть себя, публиковать посты, не переживать из-за визуала (моя головная боль) или из-за вовлеченности («О святой Кратос, как же мне заставить людей ставить лайки и оставлять комменты?» — моя зубная боль).

Я понимаю свою проблему — ну, надеюсь, что в достаточной мере, чтобы наконец-то решить ее, — и со стороны она может показаться странной и, пожалуй, даже глупой, но для меня это тот еще гвоздь преткновения. Именно гвоздь. Острый, блестящий и вызывающий кровотечения, когда об него спотыкаешься.

Словом, я добился великолепного успеха на поприще саботажа собственного же плана.

Я так и не приступил к продвижению, которое, казалось бы, было в паре кликов мышки. А раз я сам не рассказывал о книге, никто о ней, конечно, и не узнавал.

Алгоритмы «Литреса», его теги и жанры, такие таинственные и вызывавшие поначалу столько надежд, мне не помогли. Как я узнал на опыте, если о книге не говорят где-то помимо магазина, в магазине ее не найдут. Так что, если вы художник в широком смысле, стоит развивать именно свою платформу, откуда уже ваши почитатели будут забегать в магазины за вашими произведениями.

Что таки сделал

Доработал рукопись. Я дописал пару недостающих глав, которые лучше раскрывали персонажей и связывали все линии в плотные узелки. Переписал пару глав, чтобы дать главному злодею несколько другой, более безумный голос, а одному из главных героев — пару темных штрихов на его блестящей шерстке. Потом отредактировал и поправил все.

Закончил с обложкой и иллюстрациями. Сделал оборотную сторону обложки — она не пригодится для цифровой публикации, но необходима для выпуска бумажного тиража. Также заказал недостающие иллюстрации для глав: с момента первого заказа художнице книга изменилась, добавились новые главы, какие-то крупные разделились на две, а мелкие, наоборот, слились в одну стройную главу.

Опубликовал. Опубликовал книгу на «Литресе» в формате сериала — у них это называется «Черновик», когда автор выкладывает произведение не целиком, а постепенно, по мере написания. В моем случае — по мере шлифовки глав, ведь почти все уже были написаны. Сейчас прошло почти полгода, и по условиям лицензии я завершаю «Черновик»: публикую последние части и перевожу текст в формат собственно книги, с другой лицензией.

Попродавал. За все время я продал 14 подписок на свой сериал на общую сумму 2786 ₽.

Зашел в соцсети. Завел-таки инстаграм, страничку во «Вконтакте» и на «Фейсбуке». Подумывал завести телеграм-канал о текстах, языке и редактуре с юмором, но решил, что пока мне хватит виртуальных активностей.

Что буду делать дальше

Публиковать на других платформах. Стопроцентно выложу книгу на «Букмейте» — поэтому при изменении лицензии на «Литресе» выберу неисключительную. Из крупных русских площадок, признаться, больше и не знаю. Вроде MyBook — тот же самый «Литрес», только по подписке и с аудиокнигами. Если пользуетесь какими-то сервисами-библиотеками, буду благодарен за кивок на них в комментариях.

Печатать тираж. С этим я еще не определился до конца. С одной стороны, очень хочется, конечно, поставить книгу на полку, принести в какое-нибудь антикафе и как бы невзначай забыть там и все такое. С другой стороны, курирование печати «Волшебника Лагрикома» потребует много времени и сил, которые с большей пользой стоило бы направить на создание новых текстов: ведь собрать книгу из рукописи могут многие, но вот написать мою книгу могу только я. Возможно, этот пункт сам собой разрешится, когда я найду издателя.

Искать издателя в России. У меня простой план: сделать классный текст, оформить его по высшему классу, запустить машину маркетинга, чтобы заработать определенные «циферки» — количество подписчиков, продаж, отзывов, звезд, — а затем с этими данными прийти к издателю. Мой план подкреплен общением с популярными авторами и крупными издателями и редакторами, так что я уверен, что все получится. Вопрос только во времени и в бюджете.

Искать зарубежного издателя. Здесь план такой: перевести пролог и первую главу на английский и рассылать по зарубежным литагентам. Их список у меня есть. Перевод я сделаю сам и найму американского редактора, чтобы отполировать.

Развивать блог и соцсети. Это продолжение пункта про поиск российского издателя. У меня нет проблем с идеями для постов или даже с идеями для их оформления — есть проблема с собственно «выходом в свет». Осталось ее преодолеть, показать внутреннему саботажнику, кто тут главный, — и постить-постить-постить.

Снимать буктрейлер. Ну как снимать — монтировать его на основе иллюстраций для книги. Опять же, тут уже есть сценарий, первые кадры в Adobe After Effects, специально подготовленные иллюстрации с разбивкой по слоям в «Фотошопе». Осталось только, как завещал Ричард Брэнсон, сказать: «К черту все!» — взяться и сделать.

Продвигать. Для этого использовать и рекламу в соцсетях, и всякие возможные партнерства, и выступления с чтениями в тематических заведениях — к счастью, я живу в Питере, тут таких мест хватает. Кстати, подскажите в комментариях, если знаете какие-то.

Писать. «Волшебник Лагрикома» — первый эпизод фэнтези-серии, в которой запланировано 4—6 эпизодов. Каждый следующий уже написан на сколько-то процентов. Например, во втором эпизоде 68 тысяч слов из запланированных 100 тысяч — то есть книга готова на 70%. Мне очень хочется снова нырнуть с головой в приключения героев и писать новые главы, а не дорабатывать старые или заниматься маркетингом. Поэтому предстоит придумать, как совмещать две роли: и писателя, и маркетолога.

Выводы

Участие в реалити-шоу оказалось для меня полезным и с другой, неожиданной стороны: я стал лучше понимать себя. Это совпало с моим квестом вглубь себя и началом занятий с психологом.

Я узнал, что, оказывается, больше не хочу контролировать все-все-все на свете, что касается моей книги: от цветов обложки до полок в магазине, на которых она будет стоять. Раньше я планировал устроить краудфандинг, чтобы собрать деньги на печать тиража, но теперь думаю сосредоточиться на продвижении цифровой версии и достижении заветных циферок в подписчиках, с которыми уже можно будет отправляться к издателям и разговаривать с ними, имея твердую почву под ногами, а не молча отправлять рукопись в никуда и надеяться, что меня выберут.

Еще я узнал, что быть публичным и вести блог с фотографиями и регулярным планом публикаций для меня мучительно. Почему? Не знаю, по-прежнему копаюсь в этом вопросе. Вот дайте мне возможность опубликовать книгу — побегу с радостью. Но опубликовать пост, подобрать к нему фото, обработать его, оформить текст, подобрать хэштеги… Вот пишу это — и у меня по спине прямо ползет холодная, мокрая многоножка.

Но я рад всему, что было и есть, как бы высокопарно это ни звучало. Это значит, что я еще на пути, мне еще есть куда идти, и это замечательно. Мне повезло отыскать то, чего многие лишены, и я благодарен судьбе за это.

Ведь, как сказал бы один из героев моей книги про писателей, будь они котами: «Всякий достойный кот чтит кодекс и следует Пути. Все его жизни, мысли и поступки пропитаны Коши-До, как ковер молоком. Верный последователь Коши-До помнит не только девять тысяч четыреста двадцать семь правил Первостепенного Неделания, но и все пятнадцать золотых правил Неохотного Делания».

И напоследок — спасибо и Т⁠—⁠Ж, и вам. Увидимся на той странице!

Итоги

Опубликовать книгу
Заработать на продажах 100 000 ₽

Посмотрите, как дела у других участников реалити.
РедакцияМесто для поддержки, здоровой критики, вопросов и полезных советов:
  • Том БомбадилСнорри, не знаю не знаю, я вполне себе ноунейм, но пару книг в жизни издать успел и заработал сильно больше автора ) а вот стихи свои не издаю, потому что понятно, что это не для заработка. просто очень часто литература "для себя" плохо продаётся, и наоборот - то, что продаётся, пишется через силу. тут автор скорее хотел самовыразиться, а не заработать7
  • Евгений Кулаков« Версия 1.0 Главные враги любой работы - прокрастинация и перфекционизм. Часто команда в попытке сделать идеал превращает работу в долгострой и улучшает, улучшает, улучшает проект. Не нужно выпускать на рынок сразу улучшенную и хорошую версию 3.0. Очень важно уметь не ссать и выпустить сначала несовершенную версию 1.0. В ней не будет всего того, что успелось придуматься в процессе. А потом ее постепенно делать лучше со временем.» Артемий Лебедев10
  • Полина ГоцмановаШлю поддержку, жду продолжения, книжка классная, хочу в бумаге)10
  • Pavla Tolokoninaприкольно почувствовать себя 1/14)) кстати, что-то мне не приходили с литреса уведомления о новых главах очень долго. сейчас посмотрела - и правда, выложено по конец 1 эпизода.7
  • Pavla TolokoninaСнорри, вообще обоснование было в первом отчете, как, собственно, и у всех участников.3
  • Евгений КулаковPavla, а дизайн это не искусство? И мой комментарий относился больше к фразе «Выход на публичную сцену оказался для меня неожиданно тяжелым: я настолько привык делать все идеально, что не могу приступить, пока не увижу в голове этот идеальный результат.», чем к самой книге, хотя к ней это тоже относится)6
  • Яна СедоваАвтор, ты молодец! Советую освоить книжную верстку, сверстать макет самостоятельно и напечатать микротираж с ISBN и обязательной рассылкой по обязательным библиотекам.2
  • ToptyshПочему не удалось. Да наверное потому что от засилья русского юмористического фэнтези уже натурально воротит.9
  • Ирина Мартина"пропитаны <...>, как ковер молоком" - т.е. никак?3
  • Том БомбадилЕвгений, ну какое же искусство дизайн ) Дизайн весьма утилитарен, я бы его с про производством сравнил скорее1
  • Алексей СобакинКонечно, писать книгу 10 лет и заработать на этом 2 000 рублей - это грустно. С другой стороны, вы ее все же сделали такой, какой хотели. Это круто. Желаю удачи с ней — ищите издательство или маркетологов в помощь, без рекламы, похоже, никак:)6
  • Алекс ТраумПолина, спасибо! Буду стараться порадовать вас поскорее ;)1
  • Алекс ТраумPavla, я выкладывал не так регулярно, как хотелось бы, — может, Литрес сломался от этого :) Да, первый эпизод — то есть первый роман серии — готов.0
  • Алекс ТраумЕвгений, спасибо за цитату! Да, знаю, надо делать минимально жизнеспособный продукт, а потом его дорабатывать, в нашу эпоху это единственный путь понять, что ты на верном пути, и дойти до конца. Собственно, поэтому я не стал писать всю книгу «Как спасать принцесс», в которой, видимо, будет под миллион слов, а разрезал ее на части — эпизоды. Изначально-то это была одна большая-большая книга, как «Властелин колец». Но я поступил умнее, чем Толкин :) А с блогом у меня пока отношения странные, но, думаю, я вот-вот найду решение.0
  • Алекс ТраумОлег, у меня скорее британское юмористическое фэнтези.0
  • Алекс ТраумАлексей, спасибо! Да, нужны помощники, буду искать ;)0
  • Алекс ТраумYana, спасибо, но у меня теперь изменился подход: хочется больше заниматься собственно текстом, а остальные дела, которые можно поручить кому-то, поручить кому-то ;) Поэтому буду искать издателя: быть независимым не так уж продуктивно в России.0
  • Алекс ТраумPavla, спойлер: сейчас работаю над двумя бонусными главами, так что следите за рассылкой (можно у меня на сайте или в соцсетях, чтобы уж наверняка).1
  • Елена УлановаВы целенаправленно двигаетесь к цели и уже это заслуживает уважения, удачи вам!1
  • Алекс ТраумДа, тизер-трейлер в планах. Только без скидки.0
  • Алекс ТраумЕлена, спасибо за поддержку, Елена!0
  • Полина ФедотоваАвтор, желаю Вам удачи в достижении цели! Так много сил потрачено, это не может не вызывать уважение! Правда, в отчетах, действительно. больше рассказывается про планы покорения мира, хотелось бы больше и про саму книгу и ее героев узнать.1
  • Елена ЗотоваЕсли книга плохо продается через самиздат - издательство вам не поможет.0
  • Елена ЗотоваАлекс, Простите, что вмешиваюсь. Но ваша же фраза "в нашу эпоху это единственный путь понять, что ты на верном пути, и дойти до конца" дала повод для комментария. Все верно, именно так. Сначала надо протестировать, насколько ваши тексты жизнеспособны, есть ли в них "магия слова", а потом уже допиливать, инвестировать и т.д. Самый простой и бесплатный способ - разослать по издательствам. Просто текст в Ворде, без всяких украшений, обложек, описаний величия автора. Можно даже не вычитанный и с ошибками. ФИО автора, телефон, емейл. Редакторы читают первые три абзаца. Если в них есть магия, будут смотреть текст дальше. Нет магии - полетит в корзину. Какие бы красивые иллюстрации не были и сколько бы бета-ридеров перед этим за деньги его не прочитали. Если текст хорош - с вами свяжутся очень быстро и уже будете допиливать совместными усилиями. Если свяжутся сразу несколько издательств и будут хвалить - оставляйте книгу себе и занимайтесь продвижением самостоятельно. Вот, собственно, все. Простите, что резко.1
  • Алекс ТраумПолина, отчеты про то, как я шел к цели публикации. Конечно, я бы с радостью рассказал вам о книге и персонажах больше, но это выходит за рамки этих статей. Если интересно, буду рад вашим вопросам в моих соцсетях (их можно легко найти) или на почту. Также про персонажей я подробнее рассказываю в своем Инстаграме, там прямо иллюстрации есть и «досье».0
  • Алекс ТраумЕлена, спасибо за мнение! У меня другой опыт, я общался с редакторами из крупнейших издательств и они рекомендовали несколько другой подход. Кроме того, изначально у меня не было плана идти в издательство и тем более в России, поэтому я выбрал такой путь самостоятельности. Сейчас я немного устал и хочу меньше заниматься всем на свете, а больше — собственно написанием книг. Поэтому да, смотрю на издательства. Но все равно уверен, что между голым текстом с голым сопроводительным письмом и вычитанным, оформленным, даже опубликованным на «Литресе» текстом с письмом, в котором есть цифры, достижения и планы с подтверждениями их состоятельности, — между этими двумя штуками редактор или издатель выберет второе.0
  • Елена ЗотоваАлекс, Ну у вас мнение, а у меня опыт.0
  • Елена ЗотоваАлекс, Что касается зарубежных издательств, то это такая утопия для российского автора, что можно на первом этапе даже ее не обсуждать. Первая задача - стать успешным на своем рынке, а потом уже можно двигаться дальше.0
  • Елена ЗотоваАлекс, Мой вам совет. Если книга не идет, не тратьте на нее время. Запишитесь на курсы "Мастер текста" при издательстве Астрель. На них разберут ваши ошибки и научат писать так, чтоб книги были интересны читателям. Опять же, на этих курсах преподают самые настоящие редакторы АСТ-Астрель и это кратчайший путь попасть в издательство.2
  • superSlaneКнига неплохая. Я бы посоветовала обратить внимание на платформу Литнет, рассадник дамских романов и литрпг =) Мне кажется, там оценят и есть возможность выкладывать кингу так же, сериалом. Набрав необходимое количество постоянных читателей, станете коммерческим автором и остальные книги можно будет уже без зазрения совести продавать с помощью подписки в том числе. Ведь вы опубликовали пока только первую книгу, верно? Будут же и другие =)1
  • Алекс ТраумЕлена, ха, я только увидел ваши комментарии, и минусов не ставил, ваше предположение неверно. Спасибо за советы! Но я в первую очередь внемлю тому главному, что звучит из уст многих писателей: писать то, что любишь ;)1
  • Алекс ТраумЕлена, спасибо за наводку! Насчет «книга не идет» — пока еще нет данных, чтобы так говорить. Продолжаю работать.0
  • Алекс ТраумСпасибо, надо будет посмотреть эту платформу. Хотя я смотрел подобные, там у них неудобные ограничения: либо надо выложить первую книгу бесплатно, что нарушает мой контракт с Литресом, либо надо сначала заполучить сколько-то подписчиков-читателей, прежде чем можно будет продавать книгу, либо еще что-то. В общем, некоторые платформы меня своими требованиями отпугнули. Собираюсь вот на Букмейт, это по мне.0
  • Елена ЗотоваАлекс, Книга проверяется за первые три месяца продаж. В крайнем случае - полгода. Если нет взрывного спроса и не пошло сарафанное радио, то надо перетряхивать концепцию и смотреть, где ошибки.0