Участники нашего реалити-шоу в январе поставили себе финансовые цели и теперь рассказывают, как добиваются их.

Герой нового выпуска почти 10 лет назад начал писать сказку, которая за это время выросла в серию фэнтези вроде «Гарри Поттера» Дж. К. Роулинг или цикла «Плоский мир» Терри Пратчетта. В этом году он намерен выпустить первый эпизод и начать на этом зарабатывать. В своем отчете он рассказывает, как создавались сюжет и иллюстрации, откуда у неопубликованной книги появился саундтрек и что еще ему предстоит сделать, прежде чем «Нетфликс» выкупит у него права на экранизацию.

📌 Цель. Хочу продать первую книгу из своей серии фэнтези.

👉 Ситуация. Пишу художественную прозу с 9 лет. В 18 лет занял первое место в прозе в региональном конкурсе на Дальнем Востоке, рассказ опубликовали в ежегодном альманахе Союза писателей.

Эту книгу пишу с 2011 года. На самом деле это серия из нескольких книг, разделенная на эпизоды. Сюжет для серии уже прописан. Сейчас я редактирую и готовлю к публикации первый эпизод. Он прошел проверку бета-ридерами разных мастей, подвергся нескольким редакциям и вызрел за эти несколько лет до лучшей версии, какую я могу представить.

Пару лет назад я проходил писательский марафон, в рамках которого было задание продать что-нибудь. Я продал свою еще не выпущенную книгу: сделал лендинг, прикрутил форму оплаты, открыл предзаказ и заработал за сутки 7 тысяч рублей.

Книгу планирую сначала издать своими силами через цифровое издательство вроде «Ридеро», опубликовать на всех возможных онлайн-площадках вроде «Литреса» и «Букмейта», набрать начальную массу подписчиков, лайков, продаж, отзывов — и уже с этим всем идти в крупное издательство. Ну, это если оно мне понадобится: я уверен, что при должном уровне маркетинговой поддержки книгу можно продвинуть и продать самому.

Дальше план выпустить продукцию на основе книги: открытки, футболки, блокноты, настольные статусы и прочее. Есть и иллюстратор, и типографии на примете. Перевести книгу на английский, найти литагента и опубликовать ее за рубежом. Захватить мир, продать права на экранизацию сериала «Нетфликсу» и написать сценарий для пары эпизодов самому.

🤑 Отношения с деньгами. Раньше старался откладывать, выходило по чуть-чуть. Вел бюджет в разных приложениях, но с переменным успехом. Тратил всегда разумно, не шиковал, не жил от зарплаты до зарплаты. С тех пор как стал читать Т—Ж, открыл два вклада, накопил финансовую подушку, планирую в этом году изучить основы инвестирования по вашему курсу и статьям и приступить-таки к делу.

Днем я работаю, а утром и ночью брожу по неведомым дорожкам. Я писатель.

У меня это с девяти лет, когда я вдруг взялся за свой первый рассказ «Кладбище динозавров». Помню о нем два факта:

  1. Больше времени потратил на придумывание замысловатого псевдонима, который нарисовал на обложке, чем на собственно написание рассказа.
  2. Главным героем был подросток по имени Арни, потому что я, как многие мальчишки в 90-е, обожал Шварценеггера.

У меня до сих пор сохранилась та голубая тетрадка с несколькими страницами текста. Когда-нибудь ее продадут на аукционе за баснословную сумму — а пока я на пути к этому. В этом отчете расскажу, что уже сделано, что еще сделаю и для чего это все вообще. А еще дам вам подсмотреть, как сегодня независимые авторы создают книги.

Мои цели

Я участвую в реалити-шоу Т—Ж с несколькими целями.

Получить стимул. Рассказать большой аудитории о своем проекте, получить в ответ слова поддержки и небывалый заряд энергии, чтобы перепрыгнуть через последний хребет на пути к публикации. Ну или вы меня разгромите до слез, и мне не останется ничего другого, как укутаться в плед, свернуться калачиком в кресле, обнимая большущую кружку какао с маршмеллоу, и смотреть «Брюса Всемогущего». Проверено: комментарии и отзывы людей — и тех, кто боготворит, и тех, кто проклинает, — воодушевляют лучше всего, помогают поддерживать веру в себя и свою книгу и не сворачивать с пути.

Сжечь мосты. Рассказать куче людей о книге и взять на себя огромный груз ответственности: мол, пообещал ведь выпустить в этом году — делай.

Достичь результата. Выпустить книгу в этом году. Я все дописываю, переписываю, шлифую — и уже схожу с ума. Сегодня кажется: как круто написано, это правда сделал я? Завтра кажется: ой, пресвятой Кратос, и что, люди правда будут это читать? В общем, классический случай того, как лучшее медленно душит хорошее. Пора уже выйти из шкафа и опубликоваться.

Заработать. Это как раз та цель, которую я указал в заявке на участие в шоу: продать в этом году экземпляров книги на 100 тысяч рублей.

Насчет коронавируса

У меня удаленная работа, и, хотя задач стало меньше, можно сказать, что вирус не стал для меня проблемой. На заявленные здесь планы он тоже не влияет, разве что положительным образом: меньше соблазна бегать по лужайкам, философствовать со стаканом в баре и охотиться за скидками в торговых центрах. Так что цели не меняю.

Что за книга, что за я

Название: «Волшебник Лагрикома»
Серия: «Как спасать принцесс»
Жанр: юмористическое фэнтези
На что похоже: цикл «Плоский мир» Терри Пратчетта, «Трилогия Бартимеуса» Джонатана Страуда, серия «Перси Джексон и Олимпийцы» Рика Риордана, серия «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг (куда же без нее)
Количество слов: 136 тысяч. Для сравнения: в «Гарри Поттере и философском камне» — 76 тысяч, в «Братстве Кольца» — 187 тысяч. Правда, это в оригинальных текстах — информации о том, сколько слов в переводах, я не нашел
Количество страниц: 450—600. Это очень приблизительно. Пока нет макета, рассчитать хотя бы более-менее точное число невозможно. Задача усложняется тем, что в книге много сносок, причем в них не одна-две строки, как бывает обычно, а порой и целые абзацы
Количество лет в работе: 7 (10)

Мне кажется, я до сих пор не научился рассказывать о книге. Но попробую. В ней три главных героя: садовник, принцесса и кот — он-то и ведет повествование. Мир в антураже классического романтизированного Средневековья, но с кучей отсылок на нашу с вами реальность: фастфуд и Айпод, Стив Джобс и The Beatles, Ричи Блэкмор и его музыка, «50 оттенков серого» и «Терминатор», Гудини и Стивен Хокинг.

Обложка первого эпизода серии «Как спасать принцесс». О том, как мы с художницей ее делали, расскажу ниже
Обложка первого эпизода серии «Как спасать принцесс». О том, как мы с художницей ее делали, расскажу ниже

Вот одна из версий аннотации, которая будет на задней стороне обложки:

Если бы юный Эпл знал, что встреча с зеленой девушкой спалит его жизнь и заставит прыгнуть в седло, он бы подумал о том поцелуе дважды. Поцелуи хороши, пока твоя голова тесно соседствует с шеей.

Принцессе, напротив, поцелуев никто не обещал. Судьба ее вообще не жаловала. Король заточил ее в замке на туманных холмах, а кошмарный призрак обещал забрать сердце. Но ей на голову свалилась надежда — книга заклинаний…

И едва не прибила одного кота, который так гнался за мечтой, что не заметил, как провалился в другой мир. А ведь, прежде чем бросаться с головой в бездну, стоило подумать дважды (ну или хотя бы разок).

Только было уже поздно. Приключение началось.

Я начал эту книгу 17 апреля 2011 года, то есть почти десять лет назад. Правда, три года из этого промежутка нужно вычесть: я посвятил их чужому проекту и за это время не написал ни строчки.

Поначалу это была сказка «Как спасать принцесс». Потом, послушав вебинары о писательстве и маркетинге, почитав книги, проанализировав работу многих западных писателей, я решил добавить эпизод до начала книги — приквел. Он планировался небольшим, как новелла, и делал я его с двумя целями:

  1. Получить адрес электронной почты читателя. Для этого предлагать книжку бесплатно за подписку на рассылку — в качестве демоверсии. Мне не очень нравится практика книжных онлайн-магазинов: они дают скачать маленький фрагмент книги, буквально несколько страниц, который обрывается вдруг. По мне, так это вызывает только раздражение, а не желание поскорее прибежать в магазин и купить целую книгу. Писатели на Западе для знакомства с собой и своим стилем дарят новеллы, рассказы, даже романы — полные, без ограничений, и в удобном для читателя формате. Я хотел сделать так же.
  2. Собственно, зацепить внимание читателя и вызвать желание купить основную книгу.

По мере того как я разрабатывал сюжет этого дополнительного эпизода, рассказывающего предысторию, он все разрастался и постепенно стал неотъемлемой частью главной книги. Из-за этого изменился и ее сюжет. Добавились главы, персонажи, перипетии. Пришлось переписывать.

Одна из иллюстраций к книге. Это к вопросу о перипетиях: предпочитаю не попадать в них в одиночестве, а тащить кого-то за собой — так коту пришлось помучиться в ужасно мокрой ванной комнате
Одна из иллюстраций к книге. Это к вопросу о перипетиях: предпочитаю не попадать в них в одиночестве, а тащить кого-то за собой — так коту пришлось помучиться в ужасно мокрой ванной комнате

Спустя три-четыре редакции текста я сознательно ушел от жанра сказки к фэнтези. Тогда я понял, что книга выходит слишком большой — даже еще не законченная. И решил поступить в высшей степени оригинально, совсем непохоже на других авторов фэнтези: сделать серию. Как именно, мне подсказал мой друг Джордж Лукас. Так название книги стало названием серии, а роман — эпизодом, с номером и собственным названием: «Как спасать принцесс. Эпизод 1. Волшебник Лагрикома». Прочтите это голосом из голливудского трейлера — чувствуете, как повеяло бестселлером?

Тут был несомненный плюс: у меня наконец-то появился первый роман серии. Но у меня больше не было того, ради чего я вообще затеял писать этот эпизод, — небольшой, компактной повести для необременительного знакомства читателей со мной. Так наш герой сломал сук, который сам же и вырастил, и повис над пропастью новых дум…

Что уже сделано

Порой, когда долго работаешь над одним проектом, легко заблудиться в тумане рутины и абсолютно не замечать прогресса. Мне кажется, это тормозит меня больше всего. Когда рассказываю кому-то, люди восхищаются, как много я уже сделал. А мне все кажется мало, недостаточно, даже не стоит об этом говорить.

Ну что ж, судите сами. Вот что готово сейчас.

Рукопись первого романа. То есть того самого «Эпизода один», о котором я рассказывал выше. Готова почти — я бы сказал, процентов на девяносто: структура отлажена, главы написаны, осталось только кое-что переписать и всю рукопись заново прочитать и отредактировать. Бета-ридеры уже читали книгу, я улучшал ее на основе их отзывов. Сейчас я на этапе саморедактуры и корректуры.

Иногда я пишу, как Пушкин завещал, от руки в блокноте. Это Рафаэль. Он помогает мне оставаться в режиме писателя, а не редактора, и выдавать больше слов за сессию. Если я скатываюсь в редактуру, он колет меня в палец своими саями
Иногда я пишу, как Пушкин завещал, от руки в блокноте. Это Рафаэль. Он помогает мне оставаться в режиме писателя, а не редактора, и выдавать больше слов за сессию. Если я скатываюсь в редактуру, он колет меня в палец своими саями

Обложка, лицевая сторона. Ее мы сделали с Леной Гнедковой, художницей из Петербурга, которая продает свои открытки, принты, значки и комиксы. У нее потрясный инстаграм, она постоянно ездит по всяким фестивалям и выставкам, причем не только российским. Словом, я очень рад работать с таким талантом.

Я нашел Лену случайно, когда увидел ее плакат к одному из гик-фестивалей во «Вконтакте». Я сразу влюбился в ее неповторимый стиль: она рисует акварельными карандашами. Я написал ей, и она сразу согласилась нарисовать обложку. Мы стали обсуждать возможные концепции, а потом выяснилось, что ее планы по переезду в Питер, на удивление, как раз перестали быть планами. А коль скоро я и сам, как оказалось, жил в Питере, мы встретились и за обедом нарисовали несколько эскизов будущей обложки. Один из них, с выглядывающим из-за края листа котом, и лег в основу финальной версии.

Один из эскизов обложки, нарисованный за обедом в кафе. Как видите, название эпизода тогда было другим
Один из эскизов обложки, нарисованный за обедом в кафе. Как видите, название эпизода тогда было другим

Весь проект стоил мне 20 000 Р — это полная обложка, с лицевой и оборотной сторонами и корешком, разложенная в «Фотошопе» по слоям, чтобы я, если понадобится, мог подправить, например, текст аннотации.

Мы долго не могли определиться с начертанием шрифтов и логотипом серии. Я не хотел делать название книги просто безликой надписью, одной из многих. Целью было создать знак, который люди со временем будут узнавать, и не только на обложке книги. Однажды вечером я понял, что хотел бы заключить в логотип и каким бы он мог быть. Схватил карандаш и бумагу и нарисовал эскиз, который отдал потом Лене и сказал: слушай, я не художник, вот набросал тут — сделай из этого красоту, как ты умеешь.

К моему удивлению, художнице логотип понравился, она решила только скорректировать его, но в остальном оставила мой замысел без изменений.

Мы не сразу нашли лучший вариант начертания названия эпизодаМы не сразу нашли лучший вариант начертания названия эпизода

Внутренние иллюстрации. Вдобавок к красочной, выделяющейся из толпы обложке мне хотелось наполнить книгу иллюстрациями. Ведь, как говорила мудрая Алиса, что за книга без разговоров и картинок! С первым у меня был полный порядок, а вот для второго мне требовалась помощь.

Мне не нравится, когда в книгах попадаются случайные иллюстрации, то тут то там, по непонятному принципу. Я люблю четкую структуру. Поэтому в «Волшебнике Лагрикома» будет по иллюстрации к каждой главе.

Я нашел еще одну художницу в той же «Вконтакте», мы с ней уже договорились о сотрудничестве, но потом ей пришлось отказаться от проекта. Зато она посоветовала мне другую прекрасную художницу с подходящим мне стилем — Машу Ухову. У нее тоже шикарный инстаграм, по которому я сразу понял, что иллюстрации Маши будут идеальным дополнением к книге.

Портрет одного из главных персонажей «Волшебника Лагрикома» — кота Флома, родившийся из чистой любви Маши Уховой
Портрет одного из главных персонажей «Волшебника Лагрикома» — кота Флома, родившийся из чистой любви Маши Уховой

Мне повезло: Маша тоже сразу согласилась работать над «Волшебником Лагрикома». Я отправил ей рукопись для «погружения» и вдохновения, и книга ей так понравилась, особенно один из главных героев — кот Флом, что Маша нарисовала его портрет — совершенно безвозмездно.

Я составил брифы на каждую иллюстрацию: где-то описывал концепцию, где-то — некоторые образы, а где-то дал художнице только общее направление и фрагменты из книги для настроения. Первая партия иллюстраций обошлась мне в 7200 Р.

К примеру, вот так выглядит бриф для самой первой главы «Нападение макасинов»:

Глава о том, как отряд наемных убийц напал на королевский замок, чтобы убить короля, но король с небольшим отрядом верных рыцарей и старым магом-звездочетом смог отбить нападение.

Кинжал убийцы. Волшебная остроконечная шляпа из темной материи, с перемещающимися по ней узорами созвездий и спиралями галактик. Шесть бабочек, улетающих в разные стороны.

Эти элементы можно расположить на распахнутом окне замка. Или на зубчатой стене. Или даже так: кусок крепостной стены, кинжал пригвоздил шляпу к ней между камнями, а рядом разлетаются бабочки. Можно еще как-то вписать луну, если получится (если это зубчатый верх стены).

А вот так выглядит получившаяся иллюстрация:

Сайт. Подобно коту Шредингера, он одновременно и есть, и его нет. У меня на него большие планы, там нужно много чего переделать, а сейчас это временная витрина — не хватает только шариков и надписи: «Мы уже открылись! Скоро тут появится нормальная вывеска».

Вот как выглядит мой сайт сейчас
Вот как выглядит мой сайт сейчас

Хэдер украшает еще одна иллюстрация Маши Уховой. Эту иллюстрацию я заказал у нее сразу в трех вариантах на будущее: одну — для сайта и две — для обложек страниц в «Фейсбуке» и во «Вконтакте». Этот трехголовый дракон обошелся мне в 1500 Р.

Уже много лет для работы со своими и не только сайтами я пользуюсь услугами одного провайдера — Fozzy. У них нормальные цены и быстрая служба суперподдержки, которая помогает решить любой вопрос, даже просто «Установите, пожалуйста, „Вордпресс“». За год хостинга плачу 1300 Р. За регистрацию домена на год — 210 Р.

Саундтрек. Да, у моей еще не вышедшей книги уже есть саундтрек. Музыку написала группа Element 14. Это двое моих добрых знакомых, семейная пара Сергей и Надя из Казахстана. С Сергеем я познакомился, когда переехал в Питер и устроился в одну из местных ИТ-компаний. Оказалось, что это он днем такой весь прилежный аналитик, а по ночам надевает кожу и металл и поет металл — с женой на клавишах.

Изначально я планировал запустить краудфандинговую кампанию на «Планете» и предложил ребятам поучаствовать: написать музыкальную тему к книге и давать ее в качестве бонуса тем, кто поддержит проект. Ребята придумали лучше: написать целый альбом.

Вот так выглядит саундтрек на сайте «Яндекс-музыки». У Element 14 международный бренд, поэтому обложка и названия композиций на английском
Вот так выглядит саундтрек на сайте «Яндекс-музыки». У Element 14 международный бренд, поэтому обложка и названия композиций на английском

Я составил подробный бриф в восьми томах, где описал, как должна звучать тема каждого персонажа, какие чувства вызвать, привел фрагменты из книги и примеры подходящих по духу композиций. В основном там была музыка из игр и несколько треков композитора Кевина Маклауда, который делает кучу роялти-фри-музыки — возможно, вы смотрели фильм, ролик на «Ютубе» или играли в игру с его музыкой.

Мне очень нравится получившийся альбом: это именно та музыка, которую я был бы счастлив услышать, скажем, в сериале по моей книге. Ребята из Element 14 подошли к проекту невероятно профессионально, обсуждали со мной все нюансы по «Скайпу», рассказывали, что из моих идей сработает, а что — не очень, предлагали изменения и в итоге написали не просто музыку для фона во время чтения, а отдельное музыкальное произведение со своей структурой, композицией и духом. И теперь уже эта музыка, вдохновленная книгой, пробуждает во мне писательские силы.

Саундтрек обошелся мне в 0 Р, прав на него у меня нет: ребята делали его как новый альбом для своей дискографии, он полностью принадлежит им.

Рукописи второго и последующего романов. Всего в серии «Как спасать принцесс» планируется 4—6 романов. Пока вот так неточно, потому что, кто знает, я могу решить объединить два романа в один или и вовсе выкинуть роман-другой из истории.

За годы работы у меня скопилось достаточно много материала для следующих книг. Если говорить цифрами, то выходит так.

Количество слов в романах серии «Как спасать принцесс»

Первый136 222
Второй67 731
Третий49 944
Четвертый27 951
Пятый33 498
Всего315 346
Первый
136 222
Второй
67 731
Третий
49 944
Четвертый
27 951
Пятый
33 498
Всего
315 346

Другими словами, эти семь лет я работал не над одной книгой, а над несколькими, и они все сейчас в разной степени готовности. Нельзя судить о них только по количеству слов, разумеется, но при этом важно отметить, что, например, второй эпизод я не буду писать с нуля — у него уже практически размер стандартного романа, мне предстоит добавить только несколько глав и отшлифовать старый текст. Таким образом, стоит мне выпустить первый эпизод, второй не заставит себя — слишком долго — ждать, ну и последующие займут у меня уже меньше времени. Не то что у всяких Мартинов с их вечными ветрами да зимами.

Что помогает в работе над книгой

Серию книг невозможно написать, продумывая только первый том, — надо думать наперед. И мало думать — надо все скрупулезно планировать. И этого тоже недостаточно — надо все записывать. Я не верю, что есть люди, способные держать в голове так много информации и не совершать ошибок. Где-то читал, что именно так, без записей и схем, Роберт Джордан и писал свой гигантский цикл «Колесо времени», но я все равно не верю.

Я использую в работе блокноты с заметками в Evernote, майнд-мэпы в XMind и проект с задачами в 2Do.

100500 заметок в Evernote

Стоимость: бесплатно

Мой Evernote с 9 блокнотами по этой книге — ищите их в сайдбаре слева. У меня все предельно просто. Книга «Волшебник Лагрикома» — первый эпизод серии «Как спасать принцесс», которая, в свою очередь, входит в серию «Пути королевства», состоящую как минимум из четырех подсерий. Видите, просто
Мой Evernote с 9 блокнотами по этой книге — ищите их в сайдбаре слева. У меня все предельно просто. Книга «Волшебник Лагрикома» — первый эпизод серии «Как спасать принцесс», которая, в свою очередь, входит в серию «Пути королевства», состоящую как минимум из четырех подсерий. Видите, просто

Здесь хранится вся основная информация по всей серии «Как спасать принцесс». Вообще, здесь хранятся заметки по всей моей жизни — от телефона сантехника и списка «что почитать, посмотреть, послушать» до идей будущих книг, забавных высказываний моей девушки и рецептов мамы. Если бы я потерял доступ к Evernote… нет, даже представить страшно — давайте дальше.

Майнд-мэп в XMind

Стоимость: бесплатно

Как видите, здесь все еще проще, чем в Evernote
Как видите, здесь все еще проще, чем в Evernote

Я сделал его, чтобы не путаться в сюжетных линиях и понимать, как события из первой книги повлияют на события во второй и вообще во всей серии. По сути, майнд-мэп не привносит какой-то новой информации, которой нет в Evernote, а просто позволяет расположить все наглядным образом и больше не ломать голову, как же это представить. Благодаря такому способу отображения легко увидеть сюжетные дыры, логические нестыковки или подобрать более эффективную структуру для книги.

Задачи в 2Do

Стоимость: 3790 Р в Эпсторе — десктопная версия, есть бесплатные версии для Андроида и Айфона со встроенными покупками

Это приложение я использую не только как писатель, но и как гражданин мегаполиса 21 века, который должен жонглировать задачами, проектами и дедлайнами во всех своих восьми руках и ничего не ронять. Люблю продуктивность: вечно ставлю себе задачи на сегодня и на завтра объемом эдак лет на сто пятьдесят вперед, не меньше, и выполняю ровно 0,00536% от запланированного, срочного и важного.

Здесь у меня все задачи по редактуре: переписать фрагмент этой главы, дополнить сноску в той. Теперь остается только идти по этому списку, ставить галочки и постепенно приближаться к идеальному состоянию, когда все задачи будут вычеркнуты.

Пишущая машинка в Scrivener

Стоимость: 3600 Р — для Макбука или компьютера с Виндоус, 1490 Р — для Айфона и Айпада

Я пишу книгу в специальной программе Scrivener. На Западе она считается таким же неотъемлемым инструментом писателя, как «Фотошоп» — для цифрового художника. Это очень мощная штука: в ней тоже можно делать заметки, ставить теги, представлять книгу в виде списка глав или карточек на пробковой доске. Но я решил использовать программу именно как пишущую машинку, а всю организационную работу делать при помощи других средств, с которыми познакомил вас выше.

Что предстоит сделать

Значительно меньше, чем сделано. Но, к моему удивлению, чем меньше остается до цели, тем тяжелее ступать по пути. Здесь будет уместна цитата из великолепной книги про садовника, кота и принцессу одного всем известного великого писателя:

Вы когда-нибудь подмечали проявление удивительного закона замедления мира в зависимости от силы вашего желания? Стоит вам чего-то очень сильно захотеть — например, скорейшего прихода завтрака, — как время густеет, словно сметана, расстояния удлиняются, будто ириска, а то, чего вы так сильно хотите, лишь маячит где-то там, за горизонтом.

Словом, дорогой читатель, оставьте потом внизу коммент со словами вдохновения и поддержки, например:

«Автор, ты задолбал! Сколько можно мучить бедную книгу и тянуть за страницы? Закончи ее уже. Или прикончи».

А пока вы придумываете, что бы такого обидно-стимулирующего мне сказать, поделюсь с вами планами: что еще предстоит сделать, чтобы достичь цели.

Отсаморедактировать рукопись. Теперь, когда я научился работать более-менее по плану и уже написал практически все, что нужно было написать для книги, дело за малым:

  1. Пройтись по списку задач и выполнить все. Где-то надо добавить сноску, где-то — переписать фрагмент главы, где-то — подправить недавно дописанный текст так, чтобы он лучше соединялся с окружающими его абзацами. Приятно, что у меня есть готовый, осязаемый, небесконечный список этих задач. Неприятно, что он довольно длинный и требует разброса внимания по всей книге: как я выяснил на практике, я люблю писать — и терпеть не могу редактировать.
  2. Прочитать рукопись от корки до корки и отшлифовать все до блеска.

Подобрать редактора. Закончив с саморедактурой, отнесу рукопись стороннему редактору. У меня уже есть на примете несколько, но того самого еще предстоит выбрать. Если вы знаете классного редактора современной фантастической литературы, открытого к новым проектам, — буду благодарен за наводку в комментариях.

Закончить обложку и иллюстрации. Когда мы делали лицевую сторону обложки, казалось, что это главное и самое сложное. Но, попробовав тут же придумать задник, я столкнулся с новым барьером: как сделать его и интересным, и информативным? Ведь лицевая сторона привлечет внимание, да, но разжечь желание заглянуть под обложку, купить книгу — или утащить ее, завладеть ею любой ценой и читать ночи напролет под одеялом с фонариком — вот это уже задача для оборотной стороны обложки.

У меня долго не было идей, какой она должна быть. Где-то месяц назад меня наконец осенило. Я отправил Лене бриф, она показала первый эскиз — и сейчас мы обсуждаем концепцию, прежде чем утвердить ее и двинуться дальше.

Ленин эскиз задней стороны обложки, сделанный по моему эскизу, — если, конечно, то, что вышло из-под моего карандаша, в какой-то вселенной достойно именоваться горделивым словом «эскиз»
Ленин эскиз задней стороны обложки, сделанный по моему эскизу, — если, конечно, то, что вышло из-под моего карандаша, в какой-то вселенной достойно именоваться горделивым словом «эскиз»

Когда я заказывал иллюстрации у Маши, мне казалось, что книга уже на финишной прямой. Тогда в ней было 24 главы, четыре интерлюдии и пролог. Теперь все то же самое, только глав стало больше — 30. То есть мне не хватает шести иллюстраций, которые еще предстоит заказать.

Брифы на них я пока не составлял. Хочу уже стопроцентно утвердиться в структуре, понять, что не стану, например, разбивать какую-нибудь длинную главу на пару коротких, — а то такое случалось. Сначала закончу с саморедактурой — потом закажу новые иллюстрации.

Сайт и страницы в соцсетях. На сайт у меня большие планы: как-никак, он будет моей основной площадкой. Вот что предстоит сделать:

  1. Блог — для него у меня в закромах Scrivener припасено уже несколько черновиков постов: о буднях писателя, о секретах имен персонажей, о том, что меня вдохновляет и, может, вдохновит читателей.
  2. Раздел с дополнительными материалами. За годы работы над книгой у меня накопилось достаточно вырезанных сцен и целых глав, их альтернативных версий и прочего подобного. Меня всегда привлекала идея выпуска фильмов на DVD, где на одном диске был фильм, а на другом — дополнительные материалы. Как читатель, я был бы счастлив погрузиться в «неудачные дубли» с любимыми персонажами, прочитать уже известные события по-новому или — вообще нереально! — подсмотреть удаленные сцены. Вот именно для фанатов того, что осталось «за кадром», и будет этот раздел.
  3. Фломопедия — моя Википедия, написанная котом Фломом. В этом разделе сайта будет куча небольших заметок о реалиях королевства: устройство для связи пилиграм, свирепый зверь ребродав, вездесущая берукрадия, парфюмер Кальвиляйн Кинзо и волшебник Стефон Хопинк. Сделаю на основе сносок из книги, добавлю иллюстрации — на этот раз свои. Не зря же ходил пару лет назад на курс рисунка, правда?

Как платформы для продвижения и общения с фанатами я организую страницы в «Инстаграме», «Вконтакте» и «Фейсбуке». Оформить и вести их мне поможет моя девушка Маша: она у меня и маркетолог, и генератор идей, и охладитель моих порой бредовых порывов. И ей, в отличие от меня, нравится «Инстаграм» и все эти социальные штуки. Будь моя воля, я бы заперся в какой-нибудь уютной пещере, как Нил Гейман давеча, со свечой и Макбуком и упивался бы своей нелюдимостью. Но умные люди говорят, что современный писатель сам должен продавать свои книги, — придется строить личный бренд, собирать подписчиков, повышать вовлеченность…

Буктрейлер. «Раз у меня есть к книге саундтрек, почему бы не снять к ней и видео?» — решил я и пошел развивать эту мысль. На Западе буктрейлеры — уже привычный инструмент маркетинга, для особо крупных книг их заказывают издатели, а некоторые инди-авторы делают сами или нанимают фрилансеров. У нас, насколько можно судить, с буктрейлерами беда: те, что я видел, выглядят так, будто их сделал третьеклассник на уроке «Основы анимации в Ворде».

Мне думается, что хороший ролик с хорошим крючком для зрителя и хорошей рекламой привлечет достаточно много подписчиков. Поэтому я стал искать пути создать такой ролик. Сначала бывшая коллега в качестве проекта для своего портфолио предложила сделать бесплатное видео, даже показала первые две секунды — но потом вдруг как сквозь землю провалилась. Может, нашла ту самую пещеру, где не ловит интернет?

Потом у меня была идея заказать у Маши Уховой иллюстрации для ролика, распечатать и анимировать их вручную. Я же говорил, у меня бывают бредовые порывы.

К счастью, на одном геймерском сайте, посвященном «Нинтендо», я случайно наткнулся на крутое видео от студии 64 Bits: анимация-фантазия на тему того, что было бы, если бы «Зельду» сделали в стиле «Бумажного Марио».

Видео восхитило меня — особенно когда я узнал, что в основном над ним работали три человека из Норвегии и потратили на него три месяца. Я подумал: а что, если связаться с ними и спросить? Так и сделал — мы уже познакомились. Они ждут от меня подробностей для задуманного видео, чтобы сообщить мне смету. Держите за меня кулачки, чтобы в ней было не слишком много нулей.

Дать название королевству. Конечно, эта задача относится к написанию рукописи, но я выделяю ее в отдельный пункт: так она меня измучила. Наверное, я подбираю название для королевства с таким же тщанием, с каким иной родитель подбирает имя для своего ребенка: листаю списки наименований древних государств и современных, вымышленных или давно исчезнувших; заглядываю в чужие языки и играю в конструктор с их словами; ищу созвучия и ныряю в символизм.

И я по-прежнему не нашел названия для мира своих героев. Может, вы мне поможете? Я подготовил небольшую гугл-форму с несколькими вариантами названий — можно предложить и свои. Я уже проводил такое голосование среди своих бета-ридеров и знакомых, но результаты меня не убедили: мне кажется, выборка была недостаточно большой. Кто знает, быть может, именно ваше название пригвоздит меня взглядом, схватит за руку и воскликнет: «Создатель, да вот же я!»

Продолжение следует…

Это не все, что я наметил, но — в лучших традициях «Нетфликса» — останавливаюсь на клифхэнгере. В следующем отчете вас ждет:

  1. Как наш великий комбинатор выкрутился и придумал, что бы такое дать подписчикам за их электронный адрес.
  2. Как он планирует продвигать и продавать книгу: цены, платформы, схемы.
  3. Как продвигается борьба писателя с самим собой: смог ли он сползти с дивана? Выключить приставку и разжать пальцы, вцепившиеся в геймпад? Заставил ли он себя сесть за клавиатуру после литра чертовски хорошего кофе и вишневого пирога?

Буду рад вашим пожеланиям и советам — по продвижению, выбору редактора, созданию страницы в «Инстаграме» и не только.