«Вижу во снах теплоходы и море»: как я провела детство на грузовых судах

Поразительный опыт читательницы

25
«Вижу во снах теплоходы и море»: как я провела детство на грузовых судах

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Катарина Мандрагора

плыла не только с попутным ветром

Страница автора

Ребенком я проводила в море с отцом по восемь-девять месяцев в году.

Любовалась закатами, переживала штормы, помогала готовить и убирать, а в подростковом возрасте даже стояла за штурвалом, подстраховывая папу, когда ему нужно было ненадолго отлучиться. Мы возвращались домой в Самару только на зиму. Тогда я ходила в школу и делилась воспоминаниями о своих приключениях с одноклассниками.

Расскажу о своем необычном детстве на грузовом флоте: какие у меня были обязанности, как я училась во время навигаций и чем еще была занята.

Предыстория

Мои дедушка и прадедушка были моряками, поэтому папа провел свое детство на флоте и любовь к морю у него в крови. После окончания школы он поступил в судоходное училище в Самаре. Потом устроился штурманом и работал им, пока не познакомился с мамой.

В Самаре же родители осели после свадьбы. Папа занялся продажами. Все шло хорошо до тех пор, пока в 1990-е его бизнес не начали отжимать. Когда нам стали поступать угрозы, родители для безопасности на какое-то время отправили меня к бабушке в Пензу.

Примерно в это же время папа встретился с другом, с которым когда-то учился в мореходке. Оказалось, тот основал судоходную компанию и теперь покупает стареющие советские суда, приводит их в нормальное состояние и запускает в эксплуатацию. Товарищ позвал отца работать с ним в качестве второго штурмана, и тот согласился.

На семейном совете решили, что мне лучше находиться с ним, на грузовых судах. Мама не могла оставить работу, но обещала по возможности присоединяться к нам. Так в девять лет я стала жить на теплоходах.

Быт на судне

Сейчас, конечно, спускают более продвинутые и комфортные для экипажа теплоходы. Но мы работали на восстановленных, по типу «Шестая пятилетка».

Первым нашим судном была «Виктория», на нем мы ходили с 1998 по 2000 год. Дольше всего — на теплоходе «Севастополь», до 2004 года. Он отличался грузовместимостью, большими размерами и повышенным комфортом: на борту имелись спортивные тренажеры, сауна, крытый тент на корме для отдыха, большая рубка. Управление было более автоматизированным.

Затем ходили на нефтерудовозе. А в 16 я официально работала мотористом-рулевым на местном катере, который возил геодезистов для составления карт местности, измерения глубин и установки буев.

Каждый год, чтобы попасть на судно, приходилось сдавать экзамен: рассказывала правила пожарной безопасности и оказания первой медицинской помощи.

Условия. Быт и рабочий график на всех судах устроен плюс-минус одинаково. У меня была отдельная каюта с кроватью, умывальником, письменным столом, шкафом и полками.

Ела я по расписанию, с другими членами команды. Рацион был насыщенный, на коллективное питание судоходная компания выделяла много денег. Покупали сладости, пекли пирожки и варили пельмени все вместе, привлекая матросов, которые не были в тот момент на вахте.

Женщин на судне было всего две: повар и я
Женщин на судне было всего две: повар и я

Перемещаться по судну я могла свободно, но больше всего мне нравилось сидеть на корме и любоваться закатами или проводить время в рулевой рубке с отцом. Он нес вахту с 12 ночи до 4 утра или с полудня до 16 часов. В остальное время спал или занимался хозяйственными делами, например мог что-то покрасить или почистить.

В 2002 году вышли в море, мне тогда было 12 лет. Мама по блату оформила мне паспорт моряка, и я поехала. Документ, по сути, служил заменой загранпаспорта. На проходной мне ставили отметку, чтобы я могла выйти в порт.

Останавливались мы в разных странах — от Турции до Италии, но выйти удавалось не всегда. Где-то могли только закупить продукты. Основная прелесть для меня была в самом рейсе, природе, шлюзах. Да и в другие страны меня не особо тянуло: я понимала, что хорошо там, где нас нет.

Обязанности. Я помогала команде всем, чем могла: резала овощи, мыла тарелки, убирала, могла что-то принести или, например, измерить температуру ключевых механизмов в машинном отделении. Иногда переодевалась в робу, брала кисточку и красила палубу, трюмы и надстройку. А когда повзрослела, папа мог поставить меня за штурвал на некоторое время, а сам выйти, чтобы выпить чашечку чая или покурить.

Бывало, капитан давал мне за это на карманные расходы. Это была не фиксированная сумма, а денежка в конверте. Заработанного хватало, чтобы, например, купить что-то модное из одежды, а в 14 лет я взяла себе классный бумбокс.

Учеба

Первые два года мы с отцом находились на судне примерно с апреля по ноябрь. Затем стали возвращаться домой в конце января. Поэтому училась я экстерном. Перед навигацией мы с родителями закупали учебники, и я садилась на судно с огромными чемоданами, полными книг, тетрадей и личных вещей.

Расписание занятий составляла сама. Как правило, училась по два-три часа в день. В целом учеба давалась мне легко, но иногда возникали проблемы с математикой и физикой. Тогда я шла к членам команды — мужчинам с техническим образованием, — и они помогали мне разобраться в теме. Иногда собирался консилиум, и мы вместе корпели над школьными задачами.

Когда приезжали в Самару, мне назначали дату собеседования. Из департамента образования приезжала комиссия, и преподаватели задавали вопросы по школьным темам, пройденным за год, чтобы проверить мои знания. Я справлялась со всем успешно.

В итоге получалось, что в школу я ходила только зимой. Одноклассники, конечно, завидовали, слушая рассказы о моих приключениях. Многие просили поделиться подробностями, а когда я уходила в море, писали письма, которые я забирала в портах.

Досуг

Мне всегда было чем заняться в море. В свободное время я читала книги и смотрела фильмы — на судне была библиотека и телевизор с видеомагнитофоном. Еще занималась на спортивных тренажерах, слушала музыку, мастерила поделки из ракушек.

Когда мы останавливались в портах и выходили в город, я покупала модные журналы и кассеты в плеер. Если судно грузили двое-трое суток, гуляла с другими членами команды: мы осматривали достопримечательности и ходили в кафе.

Иногда времени на погрузку было мало. Тогда мы забегали на рынок купить самое необходимое. По возвращении на судно я вставала на камбуз и помогала повару приготовить что-то на ужин.

Мы жили дружно. С шиком отмечали дни рождения членов команды, а чтобы отпраздновать Новый год в Черном море, вызывали катер с берега, ехали закупаться елочными игрушками, алкоголем, вкусняшками, потом всей командой быстро стругали салаты и включали в красном уголке телевизор.

В море никогда не было скучно
В море никогда не было скучно

Здоровье

Как и любой другой ребенок, я любила бегать и прыгать. Бывало, активные игры заканчивались травмами: я падала с лестниц, билась головой о металлические дверные проемы, а однажды прищемила палец многотонной дверью, ведущей в холодильные камеры, и потеряла ноготь. В таких случаях мне говорили, что если я буду так же себя вести, меня высадят на берег, — и оказывали первую медпомощь. Медработника у нас не было, но все знали, что делать и как помочь.

Сопли и кашель лечили базовыми лекарствами, которые имелись на судне. Аптечка была хорошо укомплектована. А острых ситуаций ни с кем ни разу не возникало, справлялись самостоятельно.

Трудности

Прохождение границ. В море приходилось часто стоять в ожидании, когда нас пустят в другое государство. Пока стоишь с закрытой границей, к тебе не имеют права подходить другие суда. И бывало, что ожидание пограничного катера затягивалось настолько, что у нас заканчивались продукты и пресная вода. Тогда мы связывались с берегом и просили быстрее прислать пограничников.

Однажды пресной воды у нас осталось только на чай и суп. Пришлось мыться прямо на корме, пуская воду из-за борта через пожарный брандспойт, — так себе удовольствие. Потом сильно чесалось тело и голова.

Шторм. Пережидать его было страшно. У судна есть критический крен, и бывало, что мы его еле проходили. Идешь по коридорам, а тебя буквально кидает по стенам. Или спишь, а ноги поднимаются. Так могло длиться по 8—10 часов.

Социализация. Первое время мне было особенно любопытно ходить в море: я чувствовала себя взрослой. Став подростком, привыкла к этому образу жизни. Члены команды стали мне как старшие товарищи. У нас даже появились какие-то свои шутки, приколы.

А ближе годам к 15 нахлынула сильная депрессия: я чувствовала себя гадким утенком, которого закрыли от мира, и очень хотела сойти на берег. Работа по-прежнему отнимала у мамы много времени, а других близких, кто мог бы за мной присматривать, не было, поэтому мне пришлось остаться на судне.

Но обычно я все же не сильно тосковала по жизни на суше, общаться со сверстниками мне было скучно. Где-то за пару недель до следующей навигации уже хотела на судно, в каюту, послушать взрослые байки знакомых ребят.

Когда на меня находила тоска, я изливала ее в стихах
Когда на меня находила тоска, я изливала ее в стихах

Итоги

В мои 16 лет папа устроился в другую компанию, и мы начали работать на катере геодезистов. Там я уже была не пассажиром, а трудилась как моторист-рулевой. Судном не управляла, в основном швартовалась. Получала зарплату официально — около 7000 ₽. Этот был 2005 год, и он стал для меня последним в плавании: нужно было задумываться о дальнейшем образовании.

Сначала я хотела поступить в Академию водного транспорта в Москве, чтобы выучиться на штурмана. Но в год, когда я оканчивала школу, женщинам запретили выходить в море. Разрешалось работать только на пассажирских судах и ходить по мелким рекам. Я сильно расстроилась, потому что хотела пойти в судоводители. После это ограничение, кажется, сняли, но жизнь уже повела меня иными путями.

Так как я хорошо писала стихи и тексты, мы с родителями решили, что мне стоит пойти в журналистику. Правда, журналистом я так и не стала, зато стала блогером, частным коучем и писателем. В 2020 году вышла книга о моем детстве «Созвездие FuckUpов». Сейчас я живу в Москве.

Я люблю пересматривать старые фотографии из наших странствий
Я люблю пересматривать старые фотографии из наших странствий

Папа какое-то время работал в море уже без меня. Через четыре года после того, как я сошла на берег, он вышел на пенсию. Сейчас ему 72 года. Сильно скучает по прошлой жизни, но здоровье уже не позволяет бороздить просторы. И я тоже до сих пор вижу во снах теплоходы и море.

Разумеется, нестандартное детство дало о себе знать. Например, на берегу было непросто научиться выстраивать коммуникацию с людьми, но я справилась. Зато теперь иначе смотрю на жизнь, более философски. Понимаю, что наши проблемы — ничто в масштабах планеты и переживать из-за них нет смысла.

РедакцияКакое событие из вашего детства было самым ярким? Расскажите в комментариях:
  • БелочкаС ума сойти, вы прямо как Пеппи Длинный Чулок, только в реальности!16
  • Дмитрий ТарасовБелочка, Даа, очень впечатляющий путь!5
  • Ник ЗавадскиМощно! > Но в год, когда я оканчивала школу, женщинам запретили Да, уходит эпоха приключений...наступает эпоха запрещений! Лет через 10 вообще никто не поверит, что девчонка офшорно ходила на корабле с батей. КАК ЖЕ ТАК?! А если проверка? А если что случится? Всех проверят, посадят и оштрафуют! Судно отнимут! Лицензии лишат!12
  • Alexander MigЯ в детстве тоже ходил с отцом на грузовых судах сначала по рекам, а в 90-е был и в море, НО только в период летних каникул. Многое из того, что вы рассказали, мне знакомо. Но во время учебного года я жил как все дома. Интересное у вас было детство. С мамой вашей как-то не совсем понятно. Странная ситуация. Но не буду судить, не зная деталей.7
  • Андрей ШурыгинКакая необычная история! А что так можно было?! Да насколько же ваше мировоззрение отличалось от типичного ребенка, сидевшего целыми днями за партой, и да сейчас такое сложно представить в современном мире. Очень интересно, хоть кино снимай) 🙌5
  • СВНик, эта эпоха ушла к середине нулевых окончательно, было много хорошего, но сейчас ничего не запрещает брать с собой семью и детей на борт. Многие берут жён и детей, вопрос бумаг минимальный. А насчёт свобод женщин, то тут всё стало гораздо лучше, все должности доступны для них! Такого никогда раньше не было, я вижу девушек работающих штурманами, механиками правда единицы хотят идти, но никто этого не запрещаем им. Так же стали лучше условия, сейчас у всех членов экипажа отдельный душ и туалет есть, а если судно старое, то девушкам предоставят отдельный санузел в обязательном порядке!4
  • ВеркинззСын полка. Дети кулис. А тут - теплоходная девочка! Круто!7
  • Катарина МандрагораБелочка, да, сколько лет прошло, но эти воспоминания самые яркие 🔆5
  • Катарина МандрагораСВ, удивлена про отдельные санузлы!) недавно узнала да, что разрешили занимать женщинам должности судоводителей и механиков, но уже жизнь в другом русле пошла, все не бросишь и в море не уйдешь, хотя если бы еще лет 10 назад об этом узнала, то скорее всего поступила бы во ВГАВТ1
  • Катарина МандрагораAlexander, ого! На каких судах ваш папа работал?2
  • Катарина МандрагораАндрей, ага 🙈 сама вспоминаю и не верю что это правда, только многочисленные альбомы как напоминание))3
  • СВКатарина, когда разрешали, то это было одно из требований, чтобы женщины были этим обеспечены, иначе нельзя. Вообще сейчас меньше скотских условий и для мужчин и женщин становится лучше. Приятно видеть девушек, что не боятся работы и идут на такие сложные профессии, не у каждого мужчины хватит духу и знаний чтобы работать в море.3
  • СВНик, оформляются они как пассажиры, питание оплачивают отдельно, главное чтобы были свободные места и спасательные средства для каждого человека. В помещения, где можно намотаться на вал даже не все члены экипажа имеют право заходить, так что если что-то произойдет, то ответственность у всех за себя, капитан отвечает только за то что отвечает, не более того.4
  • Ник ЗавадскиСВ, спасибо!0
  • Катарина МандрагораВам конечно же виднее, что было))) и кто страдал, и кем работала мама 😃5
  • Катарина МандрагораИгорь, про торговые суда особенно повеселили))) вы пират из 18 века?)7
  • GoodmanВаши стихи, как и весь пост, как и вы - прекрасны! Спасибо!5
  • Катарина МандрагораGoodman, благодарю🙏3
  • Cutty SarkВот это детство! Автор, было очень интересно прочитать вашу историю! В плавание сейчас не тянет? Вообще, после вашего последнего юношеского путешествия, ещё ходили в плавание как турист, например? Насчёт профессии, эх, жалко что не получилось применить такой опыт во взрослой жизни! Захотелось почитать вашу книгу о детстве. И ещё вопрос, а потом, после студенчества, не думали получить лицензию на управление катером, например?4
  • Катарина МандрагораCutty, спасибо за классный комментарий, конечно тянет сильно на море постоянно😃 но понимаю что прожив 20 лет на берегу, уже сложно будет перестроиться)) по поводу прав на катер подумываю) буду рада услышать от вас обратную связь по книге!)2
  • Alexander MigКатарина, сначала на реках на "шестой пятилетке", потом на Волго-Доне, потом переучился на море и в 90-х ходил на укороченных Волго-Донах и Волго-Балтах класса "река-море".2
  • Катарина МандрагораAlexander, родная тема😊2