«Методом тыка и на глаз»: как я сделала ремонт трех студий и потратила на это 1 000 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория
Мне 34 года, живу в городе Кемерово. Разного рода ремонтами я занимаюсь с 2015 года — с начала открытия первой детской квест-комнаты в своем городе. Практически каждые два года мы с командой самостоятельно ремонтировали и декорировали помещения для квестов в зависимости от придуманной нами тематики.
Так было до 2020 года, но череда разного рода ситуаций в мире и катаклизмов немного умерили мой пыл развития и расширения в этой сфере, и я увлеклась покупкой и ремонтом квартир для последующей продажи.
Моим желанием было покупать самые убитые квартиры и делать из них уютные и продуманные пространства для их жителей. Впоследствии я узнала, что такой процесс называют флиппингом, и параллельно стала более углубленно изучать эту тему.
С чего все началось
Начинала с небольших студий. На тот момент они стоили достаточно доступно в районе 600 000 ₽ за 16 м². Всего у меня было три таких студии 23 м² и 16 м². Ремонт я делала капитальный — от пола до потолка.
Состояние этих студий было что ни на есть самое ужасающее. Тонны тараканов, плесень, клопы, вздутые полы, кривые стены. Проходя параллельно курсы обучения по хоумстейджингу — а эти знания мне были необходимы, чтобы понять методику предпродажной подготовки и применять ее на практике, — я понимала, что косметическим ремонтом мы здесь не обойдемся.
Да и так заведено у нас в городе, что именно этот сегмент жилья охотно покупают с ремонтом под ключ, а еще лучше с мебелью, техникой и декором. Как выяснилось после первой продажи полностью продуманной и оборудованоой студии, я не прогадала, все студии продавались с первого показа.
Сметы не было никакой. Все закупалось методом тыка и на глаз. Дизайн-проект я схематично начала рисовать на третьей студии, но там отражала для себя только расстановку мебели. Делала коллажи, как умела. Но в основном все идеи и планы держала в голове.
Под каждую студию была своя цветовая гамма, потому что у каждой разное расположение, вид из окна и мне хотелось реализовать больше своих фантазий. Обычно, когда я захожу в квартиру, мне уже приходят в голову идеи, основной цвет, наполнение, акценты и т.п.
Начинали мы всегда с удаления остатков жизни предыдущих хозяев и заливки пола. На первой студии я это делала самостоятельно, но процесс шел очень долго, так как у меня есть еще основная работа. Поэтому было принято решение нанять бригаду, дабы ускорить сроки работ.
После заливки пола рабочие приступали к шторблению стен для новой проводки, их выравниванию и укладке плитки. Далее финальное нанесение жидких обоев на стены. Да, я в маленьких пространствах работаю в основном с жидкими обоями, мне очень нравится текстура и результат. И затем установка розеток, выключателей, натяжного потолка, дверей, покупка мебели и декора.
В теории весь процесс ремонта выглядит очень логично и понятно, но на практике это море седых волос, нервов и несоблюдение сроков, нехватка материалов, непопадание в цвет, косяки с ценными сантиметрами для установки кухни и техники и прочее.
Про подбор мебели и декор отдельная история, так как мне не хватает усидчивости работать с коллажами и презентациями. Я рисую в голове финальную картинку и, если результат по факту мне не нравится, езжу по всему городу подбирать то, что мне нужно по оттенку и форме.
Где я искала рабочих
Рабочих искала по классике — через знакомых. Так как русские бригады постоянно заняты и по стоимости дороже, выбор пал на ребят из дружественных стран. По цене договаривались не по квадратным метрам, а за объем работ. Я примерно понимала, какой у меня бюджет на ремонт и работы, в среднем мне нужно было уложиться в 300 000—350 000 ₽ на все. Да, раньше это было реально.
Процесс ремонта и последовательность определяли на глаз и в зависимости от того, был ли свободен мастер по электрике, сантехники с УК, мастер по потолкам и прочее. Искали знакомых во всех сферах, чтобы экономить на стоимости работ.
Как проходил процесс ремонта
Сложности поджидали на каждом этапе работ. Залили пол — протек к соседям снизу. Сделали вывод, что надо сначала использовать пленку и на нее заливать пол.
Нарисовала на стене, как и где мне нужны розетки и выключатели — замазали штукатуркой и потеряли схемы расположения.
Попросила сделать перегородку с запасом, чтобы в нишу вошла кухня и холодильник, а рабочие не заложили ширину блока. В итоге чудом вошла кухня и холодильник, но впритык. Пришлось подрезать угол столешницы.
Линолеум постелили, а пол не подготовили, и весь крупный мусор с пола я ощущала ногами. А также не хватало линолеума, не хватало плитки, на плитке был разный рисунок, жидкие обои оказались разными по оттенку в одной партии, а также разными по текстуре — одни ложатся гладко, другие как лепешки.
То унитаз не работает, то слив в ванной не работает, то розетку замазали. Отсюда вывод: с рабочими, как с детьми, — их нужно контролировать ежедневно, если хочешь отличный результат, а лучше всего помогать.
Сколько стоил ремонт
Как писала ранее, сметы у меня не было. Была примерная сумма на ремонт и мебель, плюс-минус я в нее всегда укладывалась.
Декор всегда идет отдельным счетом, потому что для меня это практика, творчество, нащупывание стиля, портфолио, поэтому в каких-то проектах декор я оставляла покупателю, а в каких-то забирала себе на склад. Я умею использовать недорогие материалы с эффектом «вау». А также всегда беру товары по акции. Мне везло на хорошие акции на плитку, квадратный метр брала в районе 200—300 ₽, причем это могла быть итальянская колекционная плитка, ценой более 2000 ₽ за м².
Линолеум я брала коммерческий, но с универсальным рисунком под паркетную доску, в районе 350 ₽ погонный метр. Он у меня шел на все студии. Смотрится превосходно, на нем не остается отпечатков от мебели и не видно грязи.
Жидкие обои — моя любовь, стоили они раньше от 350 ₽ за пачку. На помещение уходило примерно 15-20 пачек, в зависимости от стоимости. Потому что чем обои дороже, тем лучше они ложатся на поверхность, да и расход меньше.
На электрике сэкономила только потому, что его делали знакомые за символическую оплату, потому я могла оторваться на качественных розетках и выключателях. Мои проекты по электрике были очень замысловатые — максимальное количество розеток по периметру. И даже несмотря на то, что я уже расставляла мебель для продажи, я учитывала, что может быть перестановка, поэтому розетки делала во всех доступных местах.
А также делала дублеры выключателей для удобства в коридоре и в середине комнаты в зоне кухни. Хоть пространства в студиях небольшие, но эта фишка помогает отключить свет в любом месте, где будет удобно, не разуваясь или не вставая с дивана.
Ремонты все делала с кредитки. У меня уже более 10 лет Т-Банк с милями, поэтому большая часть покупок идет с нее. Расчет с рабочими, конечно, наличными.
Сколько я потратила денег в итоге
Итоговые суммы на ремонт были на все три студии около 1 000 000 ₽ с мебелью и декором. Очень выручала по мебели «Икея» в то время, но и на «Авито» я находила такие вещи, как холодильники, диваны, варочные панели, столы и стулья в абсолютно новом состоянии, что также экономило бюджет.
Знаете, когда есть запрос, то все каким-то волшебным образом находится под твой запрос именно тогда, когда это необходимо. А ведь я делала все проекты в условиях резкого изменения цен и ассортимента.
Кухни от местного производителя всегда брала новые, бюджетные, но с хорошим внешним видом и чтобы смотрелись в проекте уместно и дорого.
Разного рода декор — вазы, подушки, свечи — собирала на «Озоне», «Вайлдберриз», «Доминго», «Леруа», «Фамилия».
Что удалось лучше всего
Я горжусь в первую очередь тем, что я вообще вывезла все эти ремонты в период ковида, так как я переболела всеми его видами, параллельно еще работала на двух работах.
Все студии я продумывала так, чтобы мне самой было комфортно в них жить. Я буквально ходила и проделывала обычные бытовые маршруты по периметру после расстановки мебели, примеряла на себя расположение зоны отдыха, гардероба, кухонной зоны, обеденной зоны, прихожей.
В таких маленьких пространствах каждый сантиметр важен и необходим, но в то же время мне хотелось, чтобы был воздух и не было загромождения.
Все студии были оборудованы необходимой мебелью и техникой, а также разными сценариями света. Основной всегда был на потолке, точечные светильники, и обязательно настольные лампы и торшеры.
Из мебели — это кухня, в основном делала угловую, но в проекте, где была студия с жилой площадью 12 м², я сделала нишу и поставила прямую, чтобы осталось место под обеденный стол. Не приветствую разного рода барные стойки и стулья, так как считаю, что на этапе покупки новому хозяину все может нравиться, но вкусы меняются и, возможно, захочется сменить форму стола или цвет стульев, а все эти барные вариации, единые столешницы резко ограничивают нас даже на самом банальном этапе смены обстановки.
Диваны, конечно, раскладные, так как я пока не придумала, как уместить полноценное спальное место в 18 и 12 м² жилой площади. У нас студии с потолками 2,5 метров максимум, поэтому мансарда не предусмотрена.
Шкаф для одежды, прихожая и комод обязательны для хранения вещей. Они тоже всегда есть в моих проектах. Холодильник, микроволновка, стиральная машинка, варочная панель — также обязательно, потому что мой принцип: купил, заехал и живи. В одной из студий даже приобрела набор посуды для индукционной плиты и оставила для новой хозяйки.
Подбор декора — это всегда долгий и мучительный процесс для меня, потому что выбор магазинов с декором в городе ограничен, а ждать доставку бывает непросто, ты не всегда знаешь, попадешь ли в нужный оттенок. Какие-то понятные безошибочные позиции типа торшеров, стульев, столов можно заказать на маркетплейсах. Шторы чаще всего покупаю в «Леруа». Мелкий декор — «Фикспрайс», «Синсей».
Что бы я изменила в своем ремонте
В одной из студий я бы заменила жидкие обои. Взяла бы таким же оттенком, но вариант подороже, так как мне не понравилось, как они легли на стену: края у них получились какими-то жесткими, что крайне неудобно при подрезании углов. Вообще их фишка, что если ты в чем то накосячил, то сделал пшик водой и разгладил, но в этом варианте этот вид обоев не позволял сделать даже мелкую царапину и заретушировать ее.
Также, наверное, я бы лучше использовала во всех проектах ванную, пускай даже небольшую, так как в студиях санузел буквально 2 м², но именно ванная мне кажется удобнее любой душевой.
А так в целом я довольна своими проектами, подбором мебели и декора, акцентами и той обстановкой, которую я хотела бы видеть в каждой студии, ведь они все получились абсолютно разными по стилю.
Интернет-ресурсы, которые я использовала для вдохновения
Начинала я с изучения разного рода курсов дизайнеров интерьера — тех, что были доступны бесплатно. На платный не было бы времени, мне нужны были быстрые знания.
Один совет запомнился от дизайнера очень ярко: что розетки нужно делать чуть ли не через каждые 20 см по периметру. Забавно, конечно. Не знаю, как это на практике.
Далее я узнала про хоумстейджинг и флиппинг и начала более углубленно изучать эти темы. Прошла три курса хоумстейджинга и также отдельный курс по декорированию.
А так на начальном этапе помогало смотреть живые интерьеры маленьких квартир в интернете. Раньше не знала про «Пинтерест», забивала в поиске «дизайн интерьера студии», смотрела и подгоняла под свою реальность. Плюс отталкивалась от того, что предлагала «Икея»: бюджетные, но симпатичные варианты.
Помогала также насмотренность работ коллег по хоумстейджингу. На момент 2020 года я состояла в сообществе, где могла черпать вдохновение, советоваться с практикующими людьми и изучать доступные материалы. Работы Натальи Коротковой, Ирины Чу, Евгении Кузьминых, Ирины Харламовой, Нелли Боженко, Ирины Панчуковой, Мари Макушевой, блог «Блондинка в ремонте», «Миллион на ремонте» — все они помогали мне развивать насмотреность и не сдаваться.
Материалы по организации пространства тоже были в помощь. Я поглощала всю информацию, что находила в интернете. Я скачивала много картинок в подборку и по ходу обучения дополняла их коллажами. Курсов по декору на тот момент работы со студиями я еще не проходила, поэтому подбор декора делала интуитивно, исходя из правил расстановки акцентов. 60-30-10 — таково правило распределения цвета в интерьере, но я его постоянно нарушаю.
Да, в процессе обучения и получения знаний и опыта мне кажется, что у меня начали получаться более «правильные» интерьеры. Но дух бунтарства во мне жив, и иногда мне-таки хочется ляпнуть какой-нибудь яркий предмет, чтобы порадовать глаз.
Но не стоит забывать, что я делаю интерьеры для продажи, потому моя задача — сделать так, чтобы нравилось большему числу потенциальных покупателей.