Что будет, если проехать на запре­щающий сигнал светофора
Авто
48K
Фотография — Aleksei Nikolaev / iStock

Что будет, если проехать на запре­щающий сигнал светофора

Как избежать штрафов и лишения прав
17
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

не проезжает на красный

Страница автора

Казалось бы, со светофорами все просто: проехал на красный — плати штраф.

В жизни все сложнее. Иногда начинающим водителям непросто понять, на какой именно сигнал светофора можно ехать, где остановить машину на перекрестке и когда можно продолжать движение. В итоге можно заплатить крупный штраф или даже лишиться прав.

Расскажу, как правильно понимать сигналы светофора, когда можно ехать на запрещающий сигнал, что будет, если нарушить правила, и как обжаловать штраф, если его выписали ошибочно.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Какие сигналы светофора считают запрещающими

Многие водители считают, что запрещающий сигнал у светофора один — красный. На деле таких сигналов несколько.

Вот на какие сигналы ехать запрещено  :

  1. Красный сигнал светофора — он может гореть непрерывно или мигать.
  2. Красный и желтый сигналы, если они горят одновременно.
  3. Желтый сигнал, если он горит непрерывно.
  4. Негорящую зеленую стрелку в дополнительной секции. Поворачивать в направлении стрелки запрещено, даже если в основной секции горит зеленый сигнал.
  5. Красный крест на реверсивном светофоре. Он запрещает движение по полосе, над которой установлен.
  6. Негорящую нижнюю или верхние бело-лунные лампы на «трамвайном» светофоре. Двигаться можно только при горящей нижней лампе и в направлениях, которые указывают верхние лампы. Такой светофор регулирует движение на выделенной полосе для маршрутного транспорта, но выполнять требования его сигналов обязан любой водитель, движущийся по этой полосе, — даже если он выехал туда, нарушив ПДД.

Что считают проездом на запрещающий сигнал светофора

Вот что нужно сделать, чтобы не проехать на запрещающий сигнал светофора  .

Остановиться перед стоп-линией, обозначенной дорожной разметкой 1.12, или перед знаком 6.16. Если есть и знак, и разметка, останавливать машину нужно перед знаком  .

Если водитель проехал стоп-линию и остановился — сдавать назад бессмысленно. Это не освободит от ответственности, если нарушение зафиксировала камера или сотрудник ГИБДД. Двигаться задним ходом на перекрестке запрещено, но даже если светофор стоит не на перекрестке — такой маневр провоцирует ДТП.

Не заезжать на пересекаемую проезжую часть на регулируемом перекрестке, если нет ни стоп-линии, ни знака, и не проезжать за светофор или регулировщика вне перекрестка.

Остановиться перед пешеходным переходом на регулируемом перекрестке, если он обозначен разметкой или знаком, а если их нет — перед тем местом, где пешеходы переходят дорогу  .

Когда можно проехать на запрещающий сигнал светофора

В некоторых случаях ПДД разрешают водителям обычных автомобилей  проезжать на запрещающий сигнал светофора:

  1. Если водитель завершает маневр, который начал при разрешающем сигнале светофора. Например, въехал на перекресток на зеленый и остановился, чтобы пропустить пешеходов или другие автомобили. Если он не успел выехать с перекрестка до того, как на светофоре загорелся желтый или красный, — маневр можно завершить. Но если на выезде с перекрестка перед светофором есть стоп-линия — на запрещающий сигнал проезжать нельзя, нужно остановиться перед ней  .
  2. Если водитель не успевает остановиться на желтый сигнал светофора без экстренного торможения  .
Источник: «Яндекс Карты»
Источник: «Яндекс Карты»

Как фиксируют, что водитель проехал на запрещающий сигнал

Выявить нарушение может:

  1. Сотрудник ГИБДД. Если он увидит, что водитель проехал на красный, то имеет право остановить его  и оформить постановление об административном правонарушении — АПН.
  2. Автоматическая камера видеофиксации. Постановление об АПН придет тому, на кого зарегистрирован автомобиль, — почтой или через госуслуги.

Какой будет штраф, если проехать на запрещающий сигнал светофора

Если проехать на запрещающий сигнал, водителя ждет наказание. Какое именно — зависит от того, где водитель нарушил ПДД, проехал ли он перекресток или просто остановился за стоп-линией и привлекали ли его ранее к административной ответственности за такое же нарушение.

На железнодорожном переезде. Если выехать на переезд при запрещающем сигнале светофора и это зафиксирует сотрудник ГИБДД, водителя оштрафуют на 5000 ₽ или лишат прав на срок от 3 до 6 месяцев  . Если нарушение увидит автоматическая камера, будет только штраф.

Если водитель совершит такое нарушение повторно в течение года со дня уплаты штрафа за первый проступок, его могут лишить прав на год  .

На перекрестке. Если водитель проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора, его оштрафуют на 1000 ₽  . Если нарушение зафиксирует камера, штраф выпишут владельцу автомобиля — даже когда за рулем был не он. Такие постановления лучше обжаловать: если доказать, что за рулем был другой водитель, следующее нарушение для владельца машины не будут считать повторным.

Если в течение года со дня уплаты штрафа за первый проступок водитель вновь проедет перекресток на запрещающий сигнал, его накажут штрафом 5000 ₽ или лишат прав на срок от 4 до 6 месяцев  .

Лишить прав могут, только если нарушение зафиксировал сотрудник ГИБДД на месте. По материалам видеофиксации автоматической камеры сделать этого нельзя — возможен только штраф.

Если же водитель не проезжал перекресток на запрещающий сигнал, а только пересек стоп-линию, обозначенную дорожным знаком или разметкой, и остановился за ней — его оштрафуют на 800 ₽  . А если после этого решил сдать назад — могут наложить дополнительный штраф 500 ₽  .

Как обжаловать штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора

Уплатить штраф можно через госуслуги или на сайте ГИБДД. В течение 20 дней с даты постановления сделать это можно со скидкой 50% от суммы — но только за первое нарушение. За повторное придется перечислить полную сумму.

Как проверять, платить и обжаловать штрафы, мы рассказывали в статьях:

Жалобу на постановление об АПН можно подать руководителю подразделения ГИБДД, сотрудник которого оформил документ, или сразу в суд. Если постановление вынес судья — жалобу можно подать только в вышестоящий суд. На это у водителя есть 10 дней с даты, когда он получил постановление.

Срок обжалования иногда можно восстановить — например, если он пропущен из-за болезни или командировки. Чтобы сделать это, нужно обратиться в ГИБДД или суд и представить подтверждающие документы — например, распечатку электронного больничного листа или билет на самолет.

Запомнить

  1. Разрешающие сигналы светофора — только зеленый и мигающий желтый. Все остальные — запрещающие.
  2. За проезд на запрещающий сигнал могут оштрафовать на 5000 ₽ или лишить прав на 4—6 месяцев.
  3. Лишить прав могут, только если нарушение зафиксировал сотрудник ГИБДД на месте.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевА вы проезжали на красный? Расскажите, чем это закончилось:
  • ParadoxРасскажите, пожалуйста, как решается ситуация с проездом на красный свет на автомобиле каршеринга. Как известно, компании все штрафы, пришедшие за время поездки списывают с пользователя, находившегося за рулем. При этом за повторный проезд на красный сигнал светофора компании - владельцу автомобиля каршеринга придется заплатить повышенный штраф, который в свою очередь она удержит с клиента. Но для клиента проезд на запрещающий сигнал может первым и тогда он должен нести ответственность в виде "базового" размера штрафа. Как решаются такие ситуации?3
  • Vae VictisЧто-что будет... Штраф будет, но это не точно =) Один раз проехал на красный на глазах у инспекторов. Суть в том, что есть у нас один перекресток, на котором с одной стороны есть доп. секция направо, а с другой - нет. Обычно я проезжаю под доп. секцию с той стороны, где она есть. А в тот раз ехал с другой стороны и как раз нужно было поворачивать направо. Ну я и повернул под воображаемую доп. секцию, все с облюдением правил: убедился, что никому не мешаю, что пешеходов нет. Осознал, что делаю прямо в разгар маневра, но поскольку аварийной ситуации не было, я решил его завершать. Машина ГИБДД стояла метрах в 20 от перекрестка, мигалки в зеркале я увидил практически сразу. Естественно, отпираться ни от чего не стал, пошли оформляться. Один из инспекторов предлагал другому оформить меня не по проезду на красный, а по пересечению стоп-линии, но тот не стал. Я, конечно же, ни на чем не настаивал, тем более, что проезд на красный один раз в течение года наказывается сверхмягко - 1500р. Другой случай был уже со мной как со свидетелем проезда. Случайно снял на регистратор проезд на красный буквально в 10 метрах от меня. Сомнений никаких там не было и быть не могло: хорошая запись в светлое время суток в full hd, машина проехала после переключения светофора с хорошим запасом, марка, модель и г/н видны, геолокация очевидна - ну просто готовый материал. Отправил все это в ГИБДД, через пару недель получил отписку, что мол "мы все получили, вызвали водителя на дачу разъяснений, а он, негодяй такой, его проигнорировал, поэтому у нас лапки". В связи с этим вспоминается третий случай: в одном из домов, где я ранее жил, водители взяли моду становиться на тротуары и перекрывать их, хотя за домом была довольно большая парковка, место на ней найти можно было всегда. Знаю о чем говорю, т.к. сам именно там всегда и ставил машину. И я сам, и некоторые другие жители пробовали писать в ГИБДД, вызывать их, слать обращения и фото. По итогу - одни отписки. Зато в ночь на 8 марта какой-то "народный мститель" вышел и порезал шины нарушителям. Причем с явным посланием - разрезаны только те колеса, что стояли на тротуаре. Слышал, что его нашли и заставили оплачивать ущерб и штрафы, зато тротуары после этого еще долго стояли свободные - как отговорили. Я такие методы, конечно же, не поддерживаю, но поневоле задумаешься.4
  • Mikhail SergeevЕсли проехать на запрещающий сигнал светофора, можно получить другой машиной в бочину и отправиться на свет иной. А штраф - это так, всего лишь неприятность4
  • Антон Карманов>> Негорящую зеленую стрелку в дополнительной секции Интересно есть ли ГОСТ на эту стрелку, потому что видел много мест где стрелку в движении просто не увидишь если не знаешь заранее что она там есть3
  • Антон КармановVae, >> Ну я и повернул под воображаемую доп. секцию, все с облюдением правил Это как если зелёного светофора не существовало в принципе? Или там направление движения с запретом направо?0
  • Vae VictisАнтон, почему? Светофор существовал с обеих сторон. Просто с одной стороны допсекция была, соответственно, под нее направо можно поворачивать, а с другой - нет, и надо по-любому ждать зеленого.0
  • Антон КармановVae, а как это получилось если доп. секции не существовало и зелёного сигнала не было?0
  • Duality of MenПо поводу завершения манёвра на практике все не совсем понятно: - В текущем году поворачивал на стрелку. Когда уже выехал за стоп-линию стрелка начала мигать. Я, однако, завершил поворот (маневр). Остановил сотрудник ДПС и оштрафовал. Так и не понял, как следовало поступить. - Не совсем ясно, какое торможение считается "экстренным".0
  • Сергей КанаевКак можно обжаловать - да никак. Глупый и бессмысленный абзац. И да. Там самое страшное это последствия красного штрафа как отягчающее обстоятельство. Как в данный момент времени, так и впоследствии: если вам поймает гаец и будет выбор: штраф или фитнес. 99% за красный свет в истории будет фитнес0
  • Сергей КанаевParadox, читаем договор с каршем: от 5000 будет 100%. А дальше коэффы за грубое нарушение пдд0
  • Сергей КанаевDuality, не ехать на красный. Все остальное недрказуемо1
  • ДенисНеоднозначно выглядит тема с лишением если первый штраф автоматический, а второй - инспектором. Потому что в первом случае штраф присылают не водителю, а владельцу автомобиля. И даже если он его оплачивает, то это не значит что он был за рулем.1
  • user2051837Пришёл штраф за не остановку у стоп линии. Первое фото машина стоит возле стоп линии. Второе фото машина проезжает стоп линию и останавливается. Штраф 800руб. было месяц назад. Обжаловал на госуслугах, естественно оставили без изменений. Обращайтесь в суд и предоставьте доказательства. Вопрос: Что делать если проезжая перекрёсток свет неожиданно переключается с зелёного на красный? за секунду. Вот прямо так, подъезжаешь красный, остановился у стоп линии. Загорелся зелёный, тронулся. Бах красный. И такую ситуацию наблюдал не только там где ремонт и улицы капают, а на многих перекрёстках, как специально. Как можно доказать свою невиновность, никак? Раньше думал что водители отвлекаются когда на красный пролетают, но сейчас замечаю что реально бывают на перекрёстках сбои светофоров. Стоит пробка, горит красный всем не переключаясь. Потом начинает мигать жёлтым весь перекрёсток. Потом включается зелёный, все тронулись и тут же красный. Как доказать это ?0
  • Дарья ФоменковаДенис, прогуглите эту тему, не дословно, но владелецу нужно подать жалобу, оправдать штраф, что за рулём в момент нарушения был не он и тогда этот штраф будет квалифицироваться не на владельце авто, а на водителе, с владельца всё неприятности снимут и если вдруг уже владелец проедет на красный, то для него он будет являться первичным0
  • ДенисДарья, но если не подал жалобу, то не значит, что согласился что был за рулем? Ну еси по существу разбирать закон, как в верховном суде )0
  • WTFuser2051837, никак. те, кто принимает решение о наказании, в твоей невиновности не заинтересован, скорее наоборот. формально признаки нарушения есть, добро пожаловать в кассу.0
  • WTFЗа 30 лет вождения раз 10-15 проезжал на красный, ДТП ни один раз не закончился. 1) Причины - сломанный светофор, горит красным постоянно. 2) Не заметил второй светофор, установленный очень близко к первому, на котором загорелся зеленый, а на втором еще горел красный, был оштрафован на смешные деньги (1999 г.) 3) Несколько раз не рассчитывал и проезжал на мигающий желтый, становящийся красным, либо желтый мигал короче, чем ожидалось, либо впереди кто-то тупил, приходилось притормаживать и в это время не успевал проехать вовремя. Этот неприятный опыт конечно стараюсь учитывать и при проезде при смене сигналов и при трогании на свой зеленый и даже при переходе через регулируемый пешеходный переход - по прежнему очень много желающих проехать на мигающий желтый, становящийся красным.0