«Уровень заметно вырос»: как я побывал в речном круизе премиум-формата
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции
Я долго присматривался к речным круизам и выбрал формат премиум-путешествия из Казани в Москву в сентябре 2023 года.
Круизный теплоход — это практически отель на воде. Каждый день вы просыпаетесь в новом городе и получаете новые впечатления: интересные экскурсии, рассветы и закаты, вкусное питание и развлечения на борту теплохода с утра до вечера.
Наш круиз длился неделю — с 3 по 9 сентября. Теплоход отправлялся из Казани, заходил в Чебоксары, Нижний Новгород, Городец, Ярославль, Мышкин и финишировал в Москве. Есть варианты со стартом и финишем в Москве.
Сколько стоил круиз
Я выбрал путешествие от компании «Водоходъ» на теплоходе «Николай Чернышевский». Круиз стоил 71 000 ₽ на человека. Сюда входило проживание в стандартной каюте, трехразовое питание с безалкогольными напитками в течение дня, на ужин бокал белого или красного вина, пиво или стопка водки на выбор.
Экскурсии тоже включены в стоимость. В каждом городе можно выбрать тур из двух или трех вариантов, а в некоторых даже из четырех. Записаться на экскурсии нужно в первый день при посадке на теплоход. Если бесплатной прогулки с гидом недостаточно, можно выбрать еще одну за дополнительную плату, если время стоянки позволяет.
Особенности премиум-круиза
Премиум-класс в речных круизах предполагает больший комфорт на борту. Все теплоходы для таких туров прошли реновацию. Увеличили площадь кают, сделали стильный дизайн. Внутри есть санузел с душевой кабиной, а не со шторкой и душевой лейкой, идущей из раковины, как в стандартной каюте.
На обед и ужин предлагают блюда ресторанного формата с соответствующей подачей. С утра до позднего вечера работает кофе-станция, где можно взять бесплатные горячие напитки. Еще в таких круизах разнообразная экскурсионная программа. И количество туристов меньше, чем на обычном теплоходе.
Мне очень понравилось размещение. В каюте чистота и порядок, пока мы посещали экскурсии, в ней делали уборку. Питание тоже было на высоте и, что полезно, строго по расписанию.
Из минусов: в отелях привыкаешь, что полотенца можно менять ежедневно, но здесь так часто меняли только маленькие, а большие и для ног — раз в три дня. Завтрак был очень простой, никаких выдающихся блюд: два сорта каши, мясная и сырная нарезка, овощи, фрукты, пара горячих блюд и разнообразная выпечка. Обычно жалуются, что на теплоходах маленькие порции, но в этот раз кормили щедро.
Стоянки на маршруте
Как я уже упоминал, мы заходили в Чебоксары, Нижний Новгород, Городец, Ярославль, Мышкин. Стоянки были очень разными по времени. В Городце мы стояли три часа, и этого было катастрофически мало. А в Нижнем Новгороде провели больше суток. Там была возможность прогуляться даже по ночному городу, так как отправлялись мы только на следующее утро.
Нижний Новгород запомнился больше всего. Он очень преобразился к своему юбилею, и неравнодушный экскурсовод нашей группы постарался показать его во всей красе. К сожалению, хотя на выбор было несколько вариантов экскурсий, в основе у них один и тот же маршрут. Это не вина круизной компании, ведь она пользуется услугами, которые предлагает город. А они, к сожалению, не слишком разнообразны.
В Чебоксарах я специально выбрал экскурсию, посвященную Чапаеву, но анонс сильно расходился с действительностью. О Чапаеве не упомянули даже вскользь, мы получили стандартное знакомство с городом, увенчанное музеем Чапаева, где мы пробыли один час из четырех.
Такая же практика в Ярославле: можно выбрать что угодно, но все группы все равно окажутся в одном месте в центре города. Если это не первый ваш круиз, нет особого смысла снова отправляться на экскурсию и повторно осматривать и слушать то, что вы уже видели и слышали в предыдущем туре.
Развлечения на борту
В то время, которое не занято стоянками и экскурсиями, на теплоходе предусмотрена большая развлекательная программа. Почти каждый час устраивали какое-то мероприятие: мастер-классы по танцам, рисованию и росписи по дереву, концерты фортепианной музыки, гитары или сольные выступления солистов, игры в «Мафию», шахматы или лото.
Вечером обязательно был концерт и дискотека. Все очень хорошо организовано и вызывало ажиотаж у туристов. На занятии по рисованию даже не хватило кисточек и красок для всех желающих. А все, кто прошел мастер-класс по танцам, представили итоги недельной подготовки на финальном концерте.
Круизные компании и сервис
У меня пока небогатый опыт российских речных круизов: этот был четвертым. В первом круизе я путешествовал из Москвы в Санкт-Петербург. Потом был осенний тур из Москвы в Плес и обратно. И круиз по Оке, который включал Рязань, Касимов, Коломну.
Но я заметил рост качества услуг за последние три года. Если в первом круизе в России могли застелить кровать постельным бельем с дырками и подать на обед недожаренную рыбу, то сейчас это исключено. Круизные компании жестко конкурируют друг с другом и только качественным сервисом могут привлечь туристов вновь покупать круизы. Тем более что все сейчас читают отзывы и выбирают теплоходы с положительным рейтингом.
В России три флагмана, у которых много теплоходов, разнообразные маршруты и разные по стоимости форматы отдыха: «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие». У остальных, насколько я знаю, количество теплоходов меньше, а сервис, к сожалению, остался на уровне советского, когда туристу на теплоходе не рады.
«Водоходъ». У компании пять классов теплоходов. Их уровень можно увидеть на этапе выбора круиза:
- Класс «Водоходъ» — стандартные речные круизы.
- Класс «Водоходъ-премиум» — просторные каюты, изысканная кухня, насыщенная экскурсионная программа.
- Класс «Водоходъ-лайт» — новый формат, который не предполагает покупку полного тура: можно забронировать круиз из любого города, где проходит теплоход. Там нет включенных в стоимость экскурсий.
- Класс «Водоходъ-люкс» — новые эксклюзивные программы, концептуальная кухня и премиальный сервис.
- Класс Wild Life — высокий сервис и возможность увидеть дикую природу.
«Мостурфлот» тоже позиционирует свои теплоходы по классам:
- Стандарт.
- Винтаж.
- Комфорт-плюс.
- Премиум.
- Люкс.
- Конструктор.
«Созвездие». У этой компании теплоходы не делятся на классы, но отличаются классы кают. То есть на одном судне отдыхают люди, купившие каюты стандарт на нижней палубе, комфорт на главной и полулюкс и люкс на средней палубе.
Что в итоге
По моему опыту, уровень российских речных круизов у флагманов заметно вырос. Вы получаете качественный сервис и хорошее обслуживание. Конечно, без мелких недостатков не обходится, но есть большая вероятность, что этот отпуск вы точно запомните.
На мой взгляд, любому путешественнику надо хотя бы раз побывать в круизе: тогда станет понятно, ваш это формат отдыха или нет. А если круиз зайдет, это навсегда.