«Не воспринимается как заграница»: как мы путешествовали по Беларуси на машине

Беларусь туристическая известна россиянам, прежде всего своими пансионатами и санаториями. Но нам интересно было посмотреть страну хотя бы обзорно, окунуться в ее историю и поговорить с людьми. Последний раз мы были с женой в Белоруссии в 2013 году и побывали в трех городах: Витебск, Полоцк и Минск. По результатам поездки я писал обзор и размещал его на одном из сайтов для путешественников. Прошло 10 лет, и интересно было сравнить, что же поменялось в этой стране и нашем ее восприятии.

В 2023 году в поездке на автомобиле участвовало 4 человека, проверенная временем кампания. Я подробно опишу наш маршрут, уделив внимание даже тем значимым населенным пунктам, которые в это путешествие мы пропустили, но там все же стоит побывать. Это Вязьма и Смоленск.

Вязьма

Утром мы стартовали по Минскому шоссе и в 10.00 были в Вязьме. Вязьма — город маленький, очень провинциальный, но смотреть его достопримечательности все же стоит. Есть остатки башни 17 века, краеведческий музей, экспозиция которого в основном посвящена военным событиям 1812 года. Есть памятник генералу Ермолову ( командующему 33 армией, которая попала в окружение в 1942 году). Автор памятника известный советский скульптор Вучетич.

В городе расположен Иосифо–Предтеченский монастырь с красивым шатровым храмом, а в 36 км на северо–запад местечко Хмелита, где находится музей–усадьба Грибоедова. Все это мы уже посещали раньше, поэтому проехали мимо.

Смоленск

Смоленск находится в 400 км от Москвы, поэтому ехать в экскурсионную поездку в этот город нужно минимум на 2 ночи. Для начала можно посетить Фленово, бывшую усадьбу княгини Тенишевой ( личность очень яркая и интересная, ее портреты кисти Репина можно встретить в разных художественных музеях страны). Во Фленово есть школа 19 века, часть сохранившихся построек относящихся к началу 20 века, храм, который расписывали Рерих и Врубель.

Центр Смоленска ухоженный парадно — советский, в основном застройки 1950-60 гг. В городе есть художественная галерея, крепостная стена ( кажется одна из самых длинных сохранившихся до сих пор), монументальный кафедральный собор, музей скульптуры Коненкова, парк для прогулок с колесом обозрения. В общем, на два — три экскурсионных дня можно составить насыщенную программу.

В Смоленске можно остановиться в гостинице Губерния (вполне достойная и находится в самом центре), правда заезд к ней очень плохой. Мы уже были в Смоленске и поэтому проехали мимо.

Прохождение границы

После Смоленска на одной из заправок мы купили зеленую карту, которая дает право ездить на автомобиле по Белоруссии. За 10 лет карта подорожала в 2 раза. Интересно, но ее наличие ни разу никто не проверил.

Мы сделали ошибку и не перевели на территории России наши телефону в режим роуминга. Спасти положение позже могла покупка сим карты в Белоруссии, но мы и этого не сделали. В результате интернет был только в гостиницах, кафе и ресторанах, а передвигаться по стране пришлось по старинке, используя карты.

В 14.00 мы добрались до границы России и Белоруссии. С российской стороны пограничник проверил наши паспорта ( визуально сверил фотографию). Это заняло всего пару минут. С Белорусской стороны нас никто не остановил, и мы двинулись в сторону Витебска.

Витебск

В Витебск мы прибыли в районе 16.00 и остановились в Витебск-отель. Отель расположен в самом центре, но я не могу его рекомендовать, так как номера, которые нам достались, были не только очень маленькие, но и очень душные ( номер не проветривался и кондиционер работал на обогрев) и шумные (к звуку машин к утру добавилась огромная стая орущих ворон).

В Витебске мы пробыли остаток дня и первую половину следующего дня. Мы прогулялись по пешеходным улицам, посетили очень достойный художественный музей, краеведческий музей в здании ратуши, дом музей Марка Шагала и арт-центр Марка Шагала. М. Шагал родился в Витебске и уехал из него в 30-е годы 20 века. Французским художником он стал позже. Работ Шагала в городе мало т.к. хотя он и предлагал открыть в 60-е годы галерею со своими картинами советская партия и правительство недальновидно отказались, и теперь главные работы художника находятся в Париже.

Также мы посетили музей — усадьбу Репина в Здраднево (20 км от Витебска). Там есть парк для прогулок на берегу реки и дом Репина с экспозицией. Все эти объекты культуры я хотел бы рекомендовать будущим экскурсантам.

Какое то место, где можно вкусно поесть я рекомендовать не могу. Мы ели в Витебске два раза, один раз в ресторане Золотой лев и второй раз в другом ресторане, там же на пешеходной улице. Оба раза, остались не слишком довольны. Может быть, нам просто не повезло.

По моим ощущениям Витебск не изменился. Он не стал хуже, но и не стал интересней. В Витебске мы пробыли вторую половину первого дня прибытия и первую половину второго дня. Затем отправились в Полоцк.

Полоцк

А вот Полоцк изменился. Он стал краше и интересней. Полоцк — один из древних городов Киевской Руси, и кажется самый древний город на территории Белоруссии. Город расположен на берегу Западной Двины и обозначен как географический центр Европы, о чем установлен соответствующий знак. Современный Полоцк, компактный, очень насыщенный туристическими объектами.

Главный его недостаток — в городе очень мало гостиниц. В самом центре есть гостиничный комплекс «Славянский», в котором мы останавливались 10 лет назад. За это время капитальный ремонт не проводился. В этой гостинице мест не оказалось. Была еще гостиница для спортсменов, как нам сказали государственная. Но по факту это скорее общежитие.

Для подробного осмотра Полоцка потребуется целый день. На самом высоком берегу расположен собор св. Софии ( где по определенным дням можно послушать орган), памятник Кривичам — основателям городу (это тех, которых захватывал Владимир креститель), Борисов камень. Ниже по склону расположен Иезуитский коллегиум, ныне Университет, куда можно зайти с экскурсией. Наличие университета делает город оживленным и молодежным. Приятно прогуляться по проспекту Франциска Скорине, на котором ему как первому книгопечатнику ВКЛ установлен памятник.

Большинство музеев расположено, ближе к набережной, в том числе на улице Нижне Покровской. Один из интереснейших музеев — частный музей средневекового рыцарства, в котором предлагается две экскурсии: исторические события или рыцарское оружие. Пожалуй, этот музей один из самых интересных музеев по средневековью, в котором нам удалось побывать. Далее в городе есть уникальный музей книгопечатания ( требующий отдельной экскурсии) и интерьеры библиотеки 19 века; дом Петра 1 — по сути маленький путевой дворец превращенный в музей быта 19 века ; Спасо-Ефросиньевский монастырь и многое другое.

В Полоцке можно перекусить и плотно поесть, но нам запомнилась пышечная (пышки с разной начинкой выпекаются на глазах), которую знают все местные жители.

Увидеть, и посетить все объекты за половину дня было невозможно, и мы отправились на ночевку, чтобы утром снова вернуться в Полоцк. Для этой цели я уверенно могу рекомендовать загородный клуб Кентавр, который расположен в пригороде Новополоцка. Это от Полоцка около 20 км. «Кентавр» тихое, уютное место на берегу реки с просторными номерами и хорошим сервисом. Там мы вкусно поужинали и утром сытно позавтракали.

В Полоцке мы пробыли вторую половину второго дня и первую половину третьего дня, а затем направились в Минск.

Минск

Минск единственный город, где мы бронировали не гостиницу, а трехкомнатную квартиру на сайте «суточно ру» Не раз пришось вспомнить ушедший из России Букинг с его потрясающе удобным интефейсом. С местом угадали, выбрали в центре рядом с Оперным театром, а с квартирой не очень.

Минск столичный современный город с широкими проспектами и улицами. Центр представлен домами « сталинского послевоенного ампира» и современными монументальными зданиями. В городе много парков, спортивных сооружений и водоемов. Летом молодежь катается по озеру на лодках и катамаранах. Украшением города является городской вал ( верхний город), национальная библиотека в виде бриллианта, ботанический сад. Парковки в центре платные, но если хорошо поискать, можно найти недалеко бесплатный паркинг.В этот день мы просто гуляли по городу.

Утром мы пафосно (красивые интерьеры, вкусно и дорого) позавтракали вкафе. Как и в Москве в центре свободные места надо было поискать ( похоже состоятельные минчане дома не завтракают). Потом мы посетили Национальный художественный музей. В экспозиции музея огромное количество интересных работ, в том числе представлены картины знаменитых художников, известных по работам в Третьяковской галерее.

В этот день мы посетили также Комаровский продуктовый рынок. Не то, чтобы нам очень были нужны продукты, но без колбасы уехать не удалось. По колбасе белорусы №1. В этом смысле они полностью воплотили несбыточную, когда то мечту типичного советского человека 20 века.

На осмотр Минска, включая шопинг достаточно 2-х дней, но мы уложились за день. В Минске мы были вечер третьего дня и большую часть 4-го дня. Затем отправились в Сулу.

Сула

Парк истории «Великое княжество Сула» расположен на довольно большой территории и представляет собой историческую реконструкцию мест включающих: древнебелорусские культы и верования; эпоху викингов, Замки Средневековья, Эпоху шляхетства, Белорусское местечко, Усадебно — парковый комплекс Ленских и др.

Здесь мы вкусно поужинали в ресторане, совершили вечернюю прогулку и заселились на ночлег в Дом эконома (так раньше назывался управляющий усадьбой). В Сулу надо приезжать на весь день. Для жителей Минска наверное ночевка это лишние затраты, парк расположен где то в 100 км от города. Но мы остались ночевать и не пожалели.

Утром на ратуше стали бить часы, рассеялся туман, на озере показался корабль викингов, потянулись селянки в средневековых одеждах с козочками на поводке. Откуда-то возникли горожане. На первых порах, казалось, мы были единственными, кто представлял эпоху 21 века.

В Суле 21 объект для посещения. «Галопом» мы обежали большинство из них. Посетили стоянку древнего человека, языческое капище и дом ведуньи. Прокатились по озеру на драккаре викингов. Посетили замок Миндовта ( от настоящего не отличить). Затем побывали в Ратуше и королевской ассамблее. Зашли в музей Старки, где не только рассказывают о напитке, но и наливают. Приобрели по бутылке старки, напиток действительно эксклюзивный. Посетили пекарню, аптеку, почту, белорусскую хату — мастерскую, музей бортничества (купили мед). Дошли до Музея Усадьбы Ленских. На всех музейных объектах можно было послушать экскурсию — рассказ, но исключительно на белорусском языке. Это правило Сулы.

Несвиж и Мир

Далее по плану мы хотели посетить Несвижский дворцово парковый ансамбль. В Несвиже можно осмотреть Дворец (нам удалось), Ратушу 16 века, в ней была представлена экспозиция «Городское самоуправление Несвижа 17 — 19 вв.» ( не попали), Костел Божьего тела ( внутри реставрация, но внешне величественное строение, прогуляться по огромному парку ( немного прошлись). В Несвиже можно находиться и пару часов и целый день, если специально приехать и некуда не торопиться. Но нас ждал еще настоящий средневековый замок Мир.

В Мир мы тоже успели до закрытия, даже попали на костюмированное представление «шотландской королевской пехоты» с применением средневекового оружия. Для интересующихся историей, замечу, что в этом месте можно ( также как и в Полоцке) найти много интересной информации. Мирский замок, также как и Несвижский дворец, обязательны для туристического посещения.

Когда замок закрылся, мы отправились в западную часть Белорусии. По плану мы планировали заехать в город Лида, но город отмечал свой юбилей, свободных мест в гостиницах и квартирах не было и мы направились в Гродно.

Гродно

В Гродно мы прибыли затемно, было довольно поздно. Для ночлега мы бронировали номера в Апарт–отеле «Виноград», который я уверено могу рекомендовать. «Виноград» находится в паре км от центра города, куда мы утром направились.

В городе есть несколько красивых парков, Старый замок (очень интересный), Новый замок (перестроенный в советское время с довольно скучной экспозицией), историческая часть города, требующая неспешной прогулки. Там же при желании можно поесть. Также мы посетили частный музей истории и быта. Хозяин музея человек пожилой и колоритный. Но сам музей, по сути — лавка старьевщика не стоящая потраченных на билет денег.

В этот день мы попали на органный концерт в лютеранском соборе и купили несколько симпатичный вещей в магазине «Белорусский лен». На осмотр города с прогулками, концертом и едой, ушел полный день.

Пинск

После завтрака мы поехали в Пинск, где остановились в гостинице Пинский дворик, расположенный у реки в центральной части города. Его я также могу рекомендовать для ночлега. В гостинице нам предложили прогуляться по городу с экскурсоводом. Мы согласились, и это было правильное решение. Благодаря ей мы получили хорошие впечатления и интересно провели время.

Помимо прогулки по центральной улице города и рассказа о людях, событиях и достопримечательностях нам удалось прокатиться на маленьком кораблике по реке и попасть внутрь Францисканского костела с экскурсией. Мы появились, когда служба уже закончилась, и ксендз собирался уходить. Но он ждал, пока экскурсия шла внутри костела и мы все осмотрели. Более того специально для нас (гости из Москвы!) органист поднялась к инструменту и исполнила на органе несколько музыкальных тем. В завершение мы поднялись на хоры и осмотрели орган. Конечно все это было благодаря нашему прекрасному экскурсоводу.

Переночевав в Пинске, мы после завтрака отправились в Гомель.

Гомель

В Гомеле можно остановиться в отеле Замковый, он расположен в центре рядом с великолепным парком и набережной неподалеку. В Гомеле мы посетили дворец Руменцевых/Паскевичей, Башню обозрения, Петропавловский собор. Хотели, но не осталось сил на музей истории и музей старообрядчества. С едой в Гомеле тоже оказалось как то не просто, но, в конце концов, мы решили эту проблему.

Брянск

Из Гомеля мы поехали в Брянск. Пересекли границы и не доезжая до города заехали в музей — усадьбу Толстого Алексея Константиновича ( автор: князь Серебрянный, царь Федор Иоановичи др). В усадьбу Тютчева (с.Овстуг) мы уже не попали, слишком рано она закрылась.

В городе много хороших гостиниц, мы остановились в Брянск — отеле. Из отеля на реку открывается красивый вид, рядом расположен храм и монастырь. Прогулялись по набережной, спустившись по «потемкинской лестнице» и парку им А.К.Толстого известного своими деревянными фигурами.

Утром нас разбудили взрывы, как потом выяснилось в результате падения обломков дрона был поврежден завод микроэлектроники. Ощущение было не из приятных, и мы сразу после завтрака уехали из города. По дороге на Калугу купили ведро лисичек и подберезовиков. В этот день мы благополучно вернулись домой.

Впечатления. Беларусь не воспринимается как заграница. Скорее как одна из национальных республик России. Это самое главное впечатление от поездки. В советское время была пословица: «курица не птица — Болгария не заграница». Теперь то же самое можно сказать про Беларусь.

Деньги. В принципе достаточно карты «МИР». С ее помощью платежи можно осуществлять практически везде. Но мы все же меняли наличные в банке пару раз для осплаты на рынках и с частниками. Курс 30 руб.= 1 белорусский руб. Расчеты в Белоруссии ведутся скрупулезно, сдачу дают вплоть до копейки и всегда выдают чеки. В музеях, например чек за билет прикрепляют к входным билетам.

Дороги. По субъективным впечатлениям качество дорог в Белоруссии соотносимо с российскими дорогами. Но белорусские дороги всё-таки ощущаются как немного более «уставшие». 10 лет назад я отмечал, что белорусские дороги в целом качественнее российских. Правда справедливости ради надо сказать, что в России огромное количество «убитых» дорог (или их отсутствие) ведущих к второстепенным населенным пунктам. В Белоруссии такого мы не заметили.

Обочины в Белоруссии пострижены, на дорогах чисто. В России в принципе теперь почти также, почти, но не совсем. В России много мест, где интуитивно останавливаешься на трассе, заходишь в лес, а там свалка мусора. В Белоруссии этого нет. Поля в Белоруссии все распаханы и засажены. Это отличие от России, где много необработанной земли и бурьяна.

Машин на дорогах как минимум в 10 раз меньше, чем в России, ездить комфортно. Скорость на дорогах общего пользования, до 90 +10 км, на трассах до 120 +10 км. На дорогах с двухполюсным движением принято пропускать автомобиль, уходя на обочину.

Милиция. За неделю путешествия по стране сотрудников ГАИ мы видели раза 3. В стране также отсутствуют мобильные засады (частные треноги — измерители скорости). Но на выезде из Гомеля, по дороге к российской границе нас остановил сотрудник белорусской милиции и оказалось, что мы 4 раза превышали скорость, что и было предъявлено в качестве видеозаписи. Штраф мы оплатили на месте банковской картой.

Автомобили. Если судить по автомобилям, то визуально автомобильный парк выглядит почти как в России. В Минске можно встретить дорогие иномарки (Порш Кайен и др), но в основном в городах ездят на стареньких иномарках и уже попадаются китайские автомобили. Как в среднем в России. Но если судить по жилью, то даже по сравнению с небогатой российской глубинкой бросается в глаза следующее.

Населенные пункты. В Белоруссии есть крупный город Минск, есть небольшие города (соотносимые с Брянском, Калугой, Тулой) и есть деревни. Все города в Белоруссии — советского типа, это отражено в названиях улиц, доминирующей невыразительной, иногда откровенно убогой типовой советской застройкой и неизменными памятниками В.И. Ленину. Интерес для туризма представляют центральные части городов, отражающие своеобразие и имеющие свое лицо.

Во всех городах (кроме Минска) есть частный сектор, иногда многочисленный (как в Гродно например). Проблема в том, что это не качественные частные дома, которые могли бы выигрывать перед многоэтажками, а одноэтажные, часто старые деревянные строения.

Вся деревенская Беларусь — «одноэтажная» и малогаборитная и представлена небольшими, часто деревянными небольшими домами. Всего пару раз нам небольшие поселки с респектабельными домиками европейского типа. То есть по критерию — жилье, на первый взгляд кажется, что белорусы живут небогато.

Еще 10 лет назад в отчете я отмечал, что газ (российский) в Белоруссии есть везде. Отмечу, что в России (на дворе 2023 год) до сих пор газа нет у 20-25% домохозяйств, в том числе у многих в Московской области.

В городах все улицы чистые и метут их, как и 10 лет назад белорусы, а не гастрарбайтеры. Правда, нам рассказывали, что на уборку улиц порой привлекают людей получивших административный срок — 15 суток. Не знаю, правило это или исключение.

Гостиницы.Если путешествовать по России (например Золотое кольцо), то стандартный 2-х местный номер с завтраком обойдется в 3000 — 4500 руб. за сутки. В Белоруссии цена гостиниц в 1,5 раза дороже, то есть аналогичные номера в отеле 3* стоят 4500 — 6000 руб.

Еда. Первоначально мы собирались, есть исключительно только белорусские национальные кушанья, зная, что в основном это картофель и свинина. Наверное, это получилось бы, если бы каждый раз мы испытывали удовлетворение от качества и многообразия блюд. Но где то кормили вкусно, где то не очень.

10 лет назад я писал в отчете, что например, в Витебске «мы поужинали до полной сытости с хреновухой и десертом на 1800 руб.». И что по моим ощущениям это в 1,5 раза ниже московских цен. В 2023 году цены в среднем выше на 100 — 150%. Понимаю, что то мое сравнение некорректно. Надо сравнивать не с Московскими, а с российскими ценами. Так вот, сложилось впечатление, что цены на еду в (кафе, ресторанах) абсолютно соотносимы с российскими ценами в российских городах. 10 лет назад я отмечал, что по моим субъективным ощущениям цены были ниже российских на 10-15%.

Люди. Характерная черта белорусов — отзывчивость и дружелюбие и это в целом отличает их от россиян. Мы были фактически без интернета, и приходилось несколько раз обращаться к людям, спрашивать дорогу, уточнять местонахождение. Мы не заблудились только благодаря этим замечательным людям. Они всегда готовы были прийти к нам на помощь, показать дорогу, объяснить куда ехать или куда идти. Любое видимое затруднение нашей маленькой группы тут же разрешалось добрым прохожим, который подробно и словоохотливо разъяснял, показывал и даже провожал при необходимости к нужному месту. Белорусы очень вежливы, внимательны и гостеприимны.

Практически во всех неформальных беседах люди употребляли слово «налоги». Например, пасечник, у которого мы купили мед, держит 100 ульев и он заинтересован в посредниках, которые будут оптом закупать у него товар. А посредникам, якобы, из-за налоговой нагрузки это невыгодно. И пасечник как производитель вынужден заниматься еще и продвижением своей продукции. Времени на это у него нет.

В Белоруссии около 10 млн. жителей (это не точная оценка). Якобы за последние 10-15 лет страну покинуло около 1 млн. граждан и 200.000 после последних «выборов» президента Лукашенко. КГБ незримо присутствует в жизни белорусов. Страна небольшая, но силовики играют в ней, видимо немалую роль.

• Системный инженер"в основном в городах ездят на стареньких иномарках" Да ладно. Вы были в немаленьких городах, а там много ездят на современных машинах. В Минске много и довольно крутых.0