«Яндекс» запустил беспилотное такси в Москве: делимся впечатлениями от тест-драйва
«Яндекс» запустил первое беспилотное такси в Москве — автомобили с искусственным интеллектом ездят по району Ясенево.
Пока что роботакси работает в тестовом режиме: заказать машину могут лишь избранные пользователи. В их число можно попасть, если оставить заявку на участие в тестировании. Одна поездка стоит 100 ₽, а маршрут ограничен пределами Ясенева. Садиться внутрь можно лишь одному, но со временем ограничения смягчат. Машина не пустая, впереди сидит водитель-испытатель.
В Москве прокатиться на беспилотном такси дают впервые. До этого автономные машины можно было заметить в Хамовниках, но сесть внутрь было нельзя: компания лишь обкатывала там технологии.
Нас пригласили опробовать роботакси. Рассказываем, как оно работает, и делимся впечатлениями.
Ясенево — это большой спальный район на юге Москвы. Его выбрали для теста из-за местной планировки: вместо запутанных переулков центра здесь широкие улицы и бульвары, которые сеткой поделили весь район. В «Яндексе» отметили, что жители Ясенева часто заказывают такси, чтобы добраться из одной точки района в другую, и это как раз тот сценарий, в котором сейчас работает роботакси.
Стоило мне выйти из метро в Ясеневе, я практически сразу увидел проезжающий мимо беспилотный автомобиль — с датчиками-лидарами на борту и характерной бело-красной расцветкой. Таких машин сейчас там много, несколько десятков экипажей. На фоне остального трафика их сразу выделяет очень плавная и осторожная езда.
Одни машины катаются по заранее заданным маршрутам в рамках тестов: как правило, это Приусы, которые «Яндекс» тестирует уже несколько лет. В них покататься нельзя.
Другие, Сонаты, доступны для заказа в приложении «Яндекс Go». Это последнее поколение роботакси, четвертое: машину модифицировали совместно с производителем, который помог в создании платформы.
Заказать роботакси очень легко: в приложении появилась отдельная кнопка, где можно выбрать точку подачи и назначения. Доступны лишь сорок заранее обозначенных мест, которые раскиданы по всему району. Как правило, они рядом с транспортными остановками и вдоль главных связующих дорог — во двор роботакси не заезжает.
Подача быстрая: несколько минут — и такси на месте. Внутри на переднем кресле сидит водитель-испытатель: он нужен для того, чтобы следить за обстановкой, и чуть что — брать на себя управление в нештатных ситуациях.
Без инженера автомобили пока не ездят: роботакси работает в рамках экспериментального правового режима, который «Яндекс» согласовал с властями города. Совсем автономно они ездят разве что на испытательных полигонах. Заправляются машины пока что тоже не сами, а при помощи водителя.
Как устроено роботакси
На автономном автомобиле установлены три вида сенсоров: камеры, лидары и радары. Они выполняют роль органов чувств робоводителя. Датчики собирают информацию об окружающем мире на 360 градусов и в радиусе нескольких десятков или сотен метров. С этими данными работают алгоритмы компьютерного зрения и машинного обучения, которые оцифровывают полученную картину и воссоздают 3D-модель всего происходящего вокруг автомобиля.
Чтобы автомобиль в принципе мог передвигаться самостоятельно, нужны не только сенсоры, но и специальные высокоточные трехмерные карты, которые помогают ориентироваться в пространстве. Таким образом, машина «видит» себя в пространстве благодаря сенсорам, карте на борту автомобиля, данным одометрии и GPS-сигналу.
GPS дает погрешность в десяток метров, поэтому после первоначального определения местоположения с помощью GPS авто сканирует лидарами все вокруг себя и сравнивает со своей детализированной 3D-картой. Так машина с точностью до сантиметра понимает, где находится. Все вычисления проводятся прямо на борту, поэтому интернет для работы не требуется.
Некоторая часть задействованных технологий уже долгое время развивается в других сервисах «Яндекса». Например, компьютерное зрение используется для поиска картинок, маршрутизация — в картах и навигаторе, а машинное обучение представлено почти во всех наших сервисах.
Когда садишься в такси, первым делом тебя приветствует не водитель, а Алиса. С ней нельзя пообщаться, музыку тоже не включить, хотя в будущем это планируется. Зато ассистент говорит все самые важные вещи: например, что машина не тронется, пока ты не пристегнешься. На заднем ряду закреплен планшет: чтобы начать поездку, нужно нажать на экран.
Первое впечатление о такси: Соната едет невероятно плавно. Экипаж медленно подъезжает к светофору и аккуратно сближается с другими машинами. При этом такси не «плетется» по дороге: если впереди большой прямой участок, а машин вокруг нет, Соната легко ускоряется. Но не так, что голову впечатывает в кресло, ездить очень комфортно.
Как по мне, как раз осторожность и аккуратность — главная фишка автономных автомобилей. К рулю, который крутится сам собой, я привык уже на втором повороте. А настолько плавно тебя не довезет ни один человек.
На экране планшета можно в реальном времени следить, как машина распознает объекты вокруг и прокладывает маршрут. Она видит светофор и все знаки, различает людей и автомобили вокруг. Объекты отображаются в виде серых фигурок, причем в них можно рассмотреть силуэты и самих машин. Видимо, на планшет транслируются в том числе данные с датчиков.
Роботакси хорошо подстраивается под обстановку. При мне мужчина решил перебежать дорогу в неположенном месте — Соната сбросила скорость заблаговременно, хотя до пешехода было еще далеко. Но полностью не остановилась: компьютер распознал, что пешеход перейдет дорогу раньше, чем мы к нему приблизимся.
Другой случай — когда человек пытался перейти дорогу по зебре, но его заслонил припаркованный грузовик. Сначала я его увидел на экране, а уже потом — из окна. Лидары заметили пешехода раньше: видимо, обратили на него внимание, когда он только подходил к грузовику со стороны.
Машина не тупит, когда нужно перестраиваться из одного ряда в другой: если видит окно для маневра, включает поворотник и чуть ускоряется. Пробок в середине дня в Ясеневе не было, но, по словам разработчиков, машина умеет ориентироваться и в них: спокойно перестраивается и вклинивается в поток, если нужно. Разве что аварийку не включает, чтобы отблагодарить пропустившего вперед водителя.
В «Яндексе» утверждают, что бортовые системы роботакси достаточно умные, чтобы распознать в том числе и ремонтные работы или аварию на маршруте. Машины уже сталкивались с такими ситуациями во время тестирования, поэтому смогут среагировать сами. В Ясеневе мы не встречали такие участки, поэтому проверить в действии систему не удалось.
В теории, если роботакси наткнется на такую ситуацию, помочь может удаленный ассистент или водитель-испытатель, который в любой момент готов взять управление на себя. Это может пригодиться во время тех же аварий на маршруте, когда машины преграждают дорогу настолько, что препятствие не объехать, не нарушив ПДД. Дело в том, что роботакси хоть и адаптируется к дорожной обстановке, но не может нарушить предписания дорожных знаков и разметки.
В «Яндексе» утверждают, что нештатные ситуации случаются «практически никогда». Но я в нее все-таки умудрился попасть. За сто метров до окончания поездки, когда мы стояли на долгом светофоре, из динамиков сначала засигналил звонок, а затем на экране планшета появилась надпись в духе «Думаю, как проехать». В итоге водитель нажатием одной кнопки забрал управление. Остаток пути он довез меня сам.
Когда роботакси будет ездить без инженера
Роботакси могут ездить в Ясеневе благодаря экспериментальному правовому режиму, который приняли в правительстве весной 2022 года. Согласно действующим законам, в машине всегда находится водитель-испытатель, следящий за безопасностью поездки.
Эксперимент длится три года с возможностью продления на год. И только после его завершения, когда решат, оказался он успешным или нет, рассмотрят постоянное регулирование автопилота на уровне закона.
Мы рассчитываем, что со временем технология автопилота станет достаточно совершенна, а необходимое законодательное регулирование сферы автономного транспорта разработают.
Когда управление взял на себя водитель, сразу стала видна разница между искусственным интеллектом и человеком. К «живому» стилю вождения мы все давно привыкли: оно резкое, не всегда рациональное. Автономные машины же движутся невероятно плавно — при этом, как и человек, на ходу оценивают обстановку.
Да, роботакси нельзя попросить ехать побыстрее, когда опаздываешь в аэропорт. Но ИИ — больше про комфорт и безопасность. Роботакси не «нервничает» в пробках, не подрезает и в принципе не рискует.
Не все готовы довериться искусственному интеллекту. Многие, с кем я обсуждал роботакси, боятся садиться в машину, где руль крутится сам собой. Мои впечатления оказались ровно противоположными: пожалуй, комфортнее и безопаснее я себя в такси не чувствовал уже давно. Посмотрим, как автономные автомобили будут себя вести в других сценариях — не в поездках по спокойному спальному району, а, например, на скоростных участках Мкада или в запутанных переулках Китай-города.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult