Как поехать в круиз на теплоходе по России

Когда ехать, как выбрать места и что посмотреть в такой поездке
42
Как поехать в круиз на теплоходе по России

Я путешествую по России на теплоходах с 2008 года и не могу остановиться.

Аватар автора

Анастасия

ездит в круизы на теплоходах

Страница автора

В 2008 году я планировала отпуск, но денег на заграничный тур не было. Друзья рассказали, как ездили на теплоходе по России. Я загорелась и тоже решила попробовать — отправилась из Санкт-Петербурга к островам Валааму и Кижам. Это стоило дешевле, чем тур за границу.

Тот круиз мне очень понравился: было здорово каждый день гулять по новым городам, а вечером плыть дальше. С тех пор я была в таких поездках три раза и посетила больше десяти российских городов. В последние два путешествия мы с мужем даже брали детей.

Расскажу, когда лучше ехать, что взять с собой, как выбрать теплоход, каюту и какие города я посетила.

Почти все мои путешествия начинались на Северном речном вокзале в Москве
Почти все мои путешествия начинались на Северном речном вокзале в Москве

Когда лучше ехать

Сезон круизов идет с конца апреля до первых чисел ноября. Самые дорогие туры — на майские праздники. Самые дешевые — на позднюю осень.

Перед выбором дат лучше посмотреть среднемесячную температуру в регионе и выбрать самый сухой и теплый месяц. В ноябре холодно везде — я не представляю, как люди плавают в конце сезона.

По средней полосе России лучше путешествовать в мае. В это время тепло, но сильной жары нет, да и под ливни я попадала всего один раз. Экскурсии получились не самые приятные, но я хотя бы не мерзла. А в Карелии прохладнее, чем в средней полосе, — туда лучше ехать в июле. Я была там в августе и сильно замерзала.

Осенью 2020 года можно съездить по маршруту Москва — Углич — Тверь — Москва. Билеты стоят от 17 490 ₽
Осенью 2020 года можно съездить по маршруту Москва — Углич — Тверь — Москва. Билеты стоят от 17 490 ₽
А на майских праздниках в 2021 году этот же маршрут стоит дороже на 2000⁠—⁠3000 ₽
А на майских праздниках в 2021 году этот же маршрут стоит дороже на 2000⁠—⁠3000 ₽
В Карелии июль — самый теплый и сухой месяц. Источник: «Сезоны года»
В Карелии июль — самый теплый и сухой месяц. Источник: «Сезоны года»

Как покупать тур

Сколько вы потратите, зависит от места покупки тура, времени, оставшегося до круиза, и действующих скидок.

Где покупать. Самые крупные круизные компании в России — «Инфофлот», «Мостурфлот» и «Водоходъ». Удобнее всего покупать туры у них на сайтах. Там можно посмотреть свободные места, оплатить путевку, а документы скачать в личном кабинете.

Один раз я обратилась в турфирму-посредник. Менеджер могла за минуту посмотреть свободные места в интернете. Но она решила заодно узнать, какую комиссию получит от круизных компаний за мой тур, и долго обзванивала все по очереди. А потом, когда я выбрала и оплатила путевку, пришлось еще отдельно приезжать за ней и платежным ваучером. В общем, с тех пор я к посредникам не обращаюсь.

Когда покупать. Продажи билетов открываются за один-два года. Однажды я попробовала в мае купить тур на июль, но мест в подходящих каютах не оказалось. Пришлось ехать в последнюю неделю августа, но это была Карелия — я сильно замерзла. С тех пор покупаю путевки заранее, за полгода-год.

Чем раньше покупать, тем больше выбор мест и скидка. Для путешествий с ребенком мы всегда бронируем трехместную каюту без двухъярусных кроватей. Таких мало, и даже в декабре их трудно забронировать на май.

Круизные компании делают скидку 5—15% за раннюю бронь. Если до конца июня купить тур на следующий год, в «Инфофлоте» сэкономите 12%, а если до конца декабря — 8%. Путевку можно вернуть, но со штрафом. Сумма зависит от того, сколько времени осталось до начала круиза. Конкретных сумм возврата круизные компании не публикуют: все считают индивидуально.

Чтобы получить скидку, нужно внимательно изучать сайты круизных компаний. Например, «Инфофлот» дарит скидку 10%, если день рождения выпадает на даты круиза, включая пять дней до и после него, и молодоженам в течение года после свадьбы.

На сайтах круизных компаний по каждому маршруту можно посмотреть скидки. Это скидки «Водохода»
На сайтах круизных компаний по каждому маршруту можно посмотреть скидки. Это скидки «Водохода»

Какие бывают теплоходы

В основном теплоходы бывают эконом- и премиум-класса. Только в некоторых компаниях есть еще классы винтаж и люкс.

Теплоходы экономкласса часто называют «стандартом». Они небольшие, со скромной обстановкой, на них не всегда есть детские комнаты и спортзалы. Лучше всего обычно выглядит ресторан — его фото всегда есть на сайтах. Люди смотрят и думают, что весь теплоход такой. А по факту в каютах бывает даже сломанная мебель.

Теплоходы экономкласса — это «Леонид Соболев», «Александр Суворов», «Константин Симонов», «Григорий Пирогов», «Феликс Дзержинский». Круиз на таком теплоходе обойдется в 3500—4000 ₽ в сутки.

Теплоходы классов премиум и люкс красивее. Меню там разнообразнее. Есть вайфай, современные спортивные тренажеры, сауна, прокат игр, библиотека и интересная детская комната.

Премиум-теплоходы — это «Константин Коротков», «Александр Пушкин», «Санкт-Петербург», «Лунная соната», «Лебединое озеро», «Дмитрий Фурманов», «Сергей Есенин». Моя свекровь плавала на «Александре Бенуа» и очень его хвалила. Там хорошо кормили, интересно развлекали, а ее каюта была только что после ремонта.

Круиз на теплоходе экономкласса в полтора⁠-⁠два раза дешевле, чем на премиум-теплоходе. Хотя в маршруте первого круиза на одну остановку больше
Круиз на теплоходе экономкласса в полтора⁠-⁠два раза дешевле, чем на премиум-теплоходе. Хотя в маршруте первого круиза на одну остановку больше

Туры на премиум-теплоходах в полтора раза дороже, чем на теплоходах экономкласса. Они обходятся примерно в 5000—6000 ₽ в сутки с человека. Например, на теплоходе экономкласса «Леонид Соболев» можно съездить по маршруту Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург. Четыре дня с 9 по 12 июля 2020 года обойдутся от 27 700 ₽ за человека. А с 8 по 12 июля теплоход премиум-класса «Константин Коротков» повезет туристов по похожему маршруту: из Санкт-Петербурга на Кижи и обратно. Тур будет стоить от 38 600 ₽.

Цена за человека в трехдневном круизе по маршруту Москва — Углич — Москва в 2020 году

ТеплоходКлассДвухместная двухъярусная каютаДвухместная одноярусная каютаЛюкс
«Григорий Пирогов»Эконом12 600 ₽19 000 ₽21 550 ₽
«Феликс Дзержинский»Эконом13 200 ₽16 900 ₽33 700 ₽
«Дмитрий Фурманов»Премиум19 900 ₽37 490 ₽
«Сергей Есенин»Премиум27 900 ₽43 500 ₽

Цена за человека в трехдневном круизе по маршруту Москва — Углич — Москва в 2020 году

«Григорий Пирогов»
КлассЭконом
Двухместная двухъярусная каюта12 600 ₽
Двухместная одноярусная каюта19 000 ₽
Люкс21 550 ₽
«Феликс Дзержинский»
КлассЭконом
Двухместная двухъярусная каюта13 200 ₽
Двухместная одноярусная каюта16 900 ₽
Люкс33 700 ₽
«Дмитрий Фурманов»
КлассПремиум
Двухместная двухъярусная каюта
Двухместная одноярусная каюта19 900 ₽
Люкс37 490 ₽
«Сергей Есенин»
КлассПремиум
Двухместная двухъярусная каюта
Двухместная одноярусная каюта27 900 ₽
Люкс43 500 ₽

Теплоходы класса люкс и винтаж есть у «Мостурфлота». Люксовых всего два — «Александр Грин» и «Княжна Виктория». На борту красиво, как в дорогих отелях, есть массажный салон и лифты, а во всех каютах — балконы, кондиционеры и большие ванные с душевыми кабинами. Но цены на многие круизы почти совпадают с ценами на премиум-теплоходах — это 5000—6000 ₽ в сутки с человека.

Винтажные теплоходы — это «И. А. Крылов» и «Сергей Образцов». Они не новые, но их качественно отреставрировали. Там сохранились интерьеры в стиле 1920-х годов и все отделано ценными породами дерева. Круиз на таком теплоходе будет стоить столько же, сколько и на судне экономкласса — в среднем 4000 ₽ в сутки. А обстановка гораздо новее.

4000 ₽
в среднем стоит круиз на винтажном теплоходе в сутки
На теплоходе класса люкс «Княжна Виктория» сутки круиза обходятся в 5000⁠—⁠6000 ₽
На теплоходе класса люкс «Княжна Виктория» сутки круиза обходятся в 5000⁠—⁠6000 ₽
Это комната отдыха на «Княжне Виктории»
Это комната отдыха на «Княжне Виктории»
А это читальный зал на винтажном теплоходе «И. А. Крылов»
А это читальный зал на винтажном теплоходе «И. А. Крылов»
На теплоходах экономкласса дизайн и мебель скромнее. Это бар на «Феликсе Дзержинском»
На теплоходах экономкласса дизайн и мебель скромнее. Это бар на «Феликсе Дзержинском»

Какие бывают каюты

Цена билетов зависит от того, сколько в каюте ярусов и мест, какой у нее класс комфорта и на какой она палубе.

Ярусов в каюте один или два. Двухъярусные напоминают купе в поездах со спальными полками друг над другом. В таких каютах тесно, но они на 25—35% дешевле одноярусных. Например, на «Александре Суворове» с 15 по 25 сентября 2020 года можно съездить из Казани в Астрахань и обратно. Тур в двухместной двухъярусной каюте обойдется в 55 200 ₽, а в одноярусной — 69 300 ₽.

Мы с мужем и детьми путешествуем только в одноярусных каютах. На многих теплоходах нет таких для четверых, поэтому нам пришлось сузить выбор.

По количеству мест каюты рассчитаны на 1—4 человек. Чем больше мест, тем дешевле билет на человека. Например, в сентябре 2020 года можно поплыть на «Александре Суворове» из Казани в Углич. Билет в двух- или трехместной каюте обойдется в 38 200 ₽, а в одноместной — в 56 400 ₽.

56 400 ₽
стоит билет в одноместной каюте на теплоходе «Александр Суворов» из Казани в Углич

Если плыть одному в двухместной каюте, придется доплатить 40—50% за второе пустующее место. А если второй пассажир — ребенок до 14 лет, на его билет часто бывают скидки. У «Инфофлота» скидка — фиксированные 15%, но она не действует на люксы.

Ребенок до пяти лет путешествует бесплатно, если спит в одной кровати с родителем или на диване. По желанию можно доплатить только за питание для ребенка. В 2019 году мы доплачивали 800 ₽ в сутки.

Детское место на 2000⁠—⁠5000 ₽ дешевле взрослого
Детское место на 2000⁠—⁠5000 ₽ дешевле взрослого

По типу комфорта каюты бывают такие: стандарт, полулюкс и люкс. Во всех есть кондиционер и радио. По радио приглашают на завтрак, обед и ужин. Свое радио можно отключить, но вы все равно услышите соседское. Кондиционеры в каютах бывают и советские, и современные — как повезет.

Туалет и душ тоже есть в каютах любого класса. Исключения я встречала только на «Космонавте Гагарине»: там в некоторых каютах был лишь умывальник, а туалет и душ — общие, на палубе. Места в таких каютах стоили столько же, сколько в аналогичных с полными удобствами, но на палубах повыше.

Во всех каютах ежедневно убирают, раз в несколько дней меняют полотенца и постельное белье. Везде есть запасное одеяло или плед, в случае чего их бесплатно выдадут на ресепшене.

В июле 2020 года есть круиз из Нижнего Новгорода в Пермь на теплоходе «Михаил Фрунзе». Цена билета варьируется от 59 200 ₽ до 80 800 ₽ в зависимости от каюты
В июле 2020 года есть круиз из Нижнего Новгорода в Пермь на теплоходе «Михаил Фрунзе». Цена билета варьируется от 59 200 ₽ до 80 800 ₽ в зависимости от каюты

По комфорту каюты отличаются только площадью и наполнением. Стандарт — самые маленькие. Чайник, холодильник, кабельное ТВ и фен там есть не всегда. Их чаще встретишь в полулюксах и люксах. Еще в них выдают халаты и тапочки. А люксы еще и двухкомнатные: с гостиной и спальней. Полулюксы и люксы обычно вдвое дороже стандартных номеров. Например, в октябре 2020 года трехдневный круиз из Москвы в Углич на «И. А. Крылове» в номере стандарт стоит от 14 000 ₽, а в люксе — 30 500 ₽.

То, что каюта — люкс, не гарантирует, что она хорошая. Однажды я плавала на «Григории Пирогове» в люксе. Он оказался очень маленьким, а диван в нем был сломан. В итоге весь круиз на кровати спал ребенок, а мы с мужем — на полу.

Стандартная двухместная каюта на теплоходе экономкласса «Н. А. Некрасов». Фото: «Речфлот»
Стандартная каюта на люксовом теплоходе «Александр Грин». Фото: «Букинг-мостурфлот»
Такая спальня была в нашем люксе на «Григории Пирогове». Это теплоход экономкласса
Зеленый диванчик в люксе разваливался
А это полулюкс на теплоходе премиум-класса «Михаил Булгаков». Фото: «Букинг-мостурфлот»

Палуб обычно три или четыре. На самой нижней вместо окон иллюминаторы. Над ней находится главная палуба, через нее пассажиры заходят на борт. Выше — средняя палуба, а самая верхняя — шлюпочная. На шлюпочной часто нет кают, зато стоят шезлонги.

Чем ниже палуба, тем дешевле на ней каюта. Например, с 7 по 30 июня 2020 года на теплоходе «Семен Буденный» цена за человека в двухместной двухъярусной каюте на шлюпочной палубе — 132 900 ₽, на средней — 123 800 ₽, а на главной — 120 800 ₽.

Где не стоит брать каюту. Над машинным отделением мою каюту однажды сильно трясло, и я не могла спать. Еще хуже было в каюте возле музыкального зала: в 10 вечера там начался концерт. Я просила закрывать дверь в зал, но гостям было жарко — они все равно ее открывали. Концерт закончился поздно, и я не выспалась.

С тех пор я никогда не беру каюту возле музыкального зала. Где они находятся, узнаю на сайте круизной компании. Но где машинное отделение, заранее не понять.

На схеме «Космонавта Гагарина» каюты без удобств обозначены серым цветом
На схеме «Космонавта Гагарина» каюты без удобств обозначены серым цветом
Можно заранее посмотреть на схеме теплохода, какие каюты находятся рядом с музыкальным залом. А вот с машинным отделением заранее не угадать. Источник: «Созвездие»
Можно заранее посмотреть на схеме теплохода, какие каюты находятся рядом с музыкальным залом. А вот с машинным отделением заранее не угадать. Источник: «Созвездие»

Развлечения на борту

На теплоходе можно посидеть в баре, позагорать в шезлонгах или послушать по радио о местах, мимо которых вы плывете. Рассказывает методист — «голос» теплохода.

На многих теплоходах есть сауна, но я ходила в нее всего раз. Пока я грелась, теплоход сильно качало, и в маленьком жарком помещении мне стало плохо.

Еще на теплоходах работают детские аниматоры, а для взрослых устраивают концерты. Расписание обычно висит на палубе. С аниматорами как повезет. Одна девушка занималась с детьми без энтузиазма. А в другом круизе аниматор постоянно играла с детьми, рисовала с ними и пускала огромные мыльные пузыри.

Аниматоры проводят для детей простые мастер-классы. Однажды мы делали оригами, но аниматор был неопытный и сам смотрел инструкцию в телефоне. В какой-то момент он запутался и не знал, что делать дальше. На другом теплоходе мы делали оберег из ткани и ниток. Ребенку было сложно, но нам все равно понравилось.

На концертах иногда поет аниматор, а иногда — приглашенные певцы. Еще в музыкальных салонах часто есть рояль. На нем играет приглашенный пианист или кто-то из гостей.

С палубы теплохода открывается красивый вид
Шезлонги на шлюпочной палубе «Григория Пирогова». Это место называют солярием
Детский клуб на теплоходе «Лунная соната». Фото: «Букинг-инфофлот»
Такой оберег мы сделали на мастер-классе в круизе
Бар на «Феликсе Дзержинском». Фото: «Речфлот»
Музыкальная гостиная на «Сергее Есенине». Фото: «Букинг-мостурфлот»

Одно из самых популярных развлечений — смотреть на шлюзование теплохода. Допустим, теплоход идет по реке с определенным уровнем воды, и ему нужно перейти в искусственный канал, где вода выше или ниже. Шлюз помогает это сделать. Например, на канале им. Москвы, который соединяет Волгу с Москвой-рекой, 11 шлюзов.

Когда теплоход заходит в первый шлюз на маршруте, пассажиры бегут на это смотреть. В шлюзах есть камеры. Теплоход заходит в камеру через ворота и цепляется к буйкам с краю. Если ему нужно подняться, камера наполняется водой, а если спуститься — вода уходит. Когда достигнут нужный уровень воды, в камере открываются другие ворота, и теплоход плывет дальше.

Этот шлюз почти наполнился водой
Этот шлюз почти наполнился водой

Развлечения в городах

На берегу туристов разбивают на группы по 20 человек и ведут на экскурсии. С гидами как повезет: одни взахлеб рассказывают о своем городе, а от других все сбегают на середине прогулки. Читать заранее отзывы о гидах бесполезно: сегодня работает один, а завтра — другой.

На выбор обычно предлагают две-три экскурсии, но пойти можно только на одну. Записаться нужно вечером перед экскурсией. Если группа не набирается, приходится записываться на другую. Есть и дополнительные экскурсии стоимостью до 2000 ₽ с человека. Их проводят одновременно с основной или после.

В 2008 году в Петрозаводске нам предлагали пешую экскурсию. Вместо нее я поехала на автобусную, на водопад Кивач. Сколько доплатила, уже не помню. Водопад был за городом, а на обратном пути нас все равно провезли по Петрозаводску и рассказали о нем. Так я посмотрела и город, и водопад.

А в 2018 году в Мышкине я побывала на основной экскурсии по городу, а потом успела сводить детей в «Мышкины палаты». Билет для меня стоил 350 ₽.

По описанию маршрута можно заранее выбрать экскурсии в каждом городе
По описанию маршрута можно заранее выбрать экскурсии в каждом городе

Питание

На теплоходе трехразовое питание в одну или две смены. Если гостей мало и ресторан вмещает всех, то питание в одну смену. А иногда и двух ресторанов мало, тогда кормят в две. Смену можно выбрать при посадке, но перед самым отплытием мест в одной из смен может не быть. А менять смену во время круиза нельзя.

Питание в две смены мне не нравится. У меня такое было на «Григории Пирогове» и «Президенте». Если теплоход рано причаливал к пристани, первая смена вставала на завтрак ни свет ни заря. А бывало, что теплоход отплывал из города поздно вечером. Тогда первую смену кормили, когда все поднимались на борт, а вторая ждала еще полтора часа, пока официанты уберут посуду и заново накроют столы.

На теплоходах кормят по меню или в формате шведского стола. Иногда только обед и ужин по меню, а завтрак — шведский стол. В меню нужно выбрать одно из двух-трех блюд. Заказывают их за сутки.

На всех теплоходах предлагают традиционные для России блюда без острых специй: котлеты, запеченную курицу, рыбу. Порции средние, а еда в целом вкусная. Не припомню, чтобы при мне кто-то оставлял полную тарелку.

Если есть все, что дали, то останешься сытым. А если отказаться от еды, то непонятно, что потом есть. На «Григории Пирогове» можно было купить что-то вкусненькое в ресторане, но только если теплоход плыл. А на стоянках не продавали даже воду.

Это ресторан на теплоходе экономкласса «Григорий Пирогов». Фото: «Речфлот»
Это ресторан на теплоходе экономкласса «Григорий Пирогов». Фото: «Речфлот»
А это — на теплоходе премиум-класса «Сергей Есенин». Фото: «Речфлот»
А это — на теплоходе премиум-класса «Сергей Есенин». Фото: «Речфлот»

По каким маршрутам я плавала

Круизных маршрутов очень много: по Волге, Оке, Москве-реке, Неве и менее крупным рекам. Начать путешествие можно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Петрозаводске и других городах. Люди часто проезжают сотни километров, чтобы потом сесть на теплоход и куда-нибудь поплыть.

Мой первый круиз был из Санкт-Петербурга в 2008 году. Маршрут назывался «Серебряное ожерелье России». Он охватывал Валаам, Мандроги, Кижи, Лодейное поле и Свирьстрой в Карелии. Я не помню, сколько стоила путевка, но в 2020 году на теплоходе «Леонид Соболев» она стоит от 38 600 ₽ с человека.

Без теплохода я бы не осилила такое путешествие: на машине между городами сотни километров — пришлось бы дольше ехать до них, чем потом гулять. А на теплоходе мы путешествовали шесть дней и большую часть времени я отдыхала. После того и полюбила круизы.

В 2014 году я пять дней плавала на «Григории Пирогове» по маршруту Москва — Калязин — Ярославль — Тутаев — Мышкин — Москва. Сейчас тур стоит от 15 600 ₽ за человека.

В Калязине уровень воды был маленький, и мы не смогли причалить к городу — только проплыли мимо знаменитой затопленной колокольни. Вместо Калязина нас отвезли в Дубну. Но там был отличный экскурсовод, и в городе нам понравилось.

В первом круизе мне больше всего понравились Кижи. Если верить легенде, этот архитектурный ансамбль построен без единого гвоздя. Фото: Borisb17 / Shutterstock
В Мышкине открыт музей «Мышкины палаты». В них якобы живет царица-мышь. Здесь же можно посетить мышиный зоопарк
В Ярославле нам предлагали автобусную экскурсию. Вместо нее мы пошли гулять по стрелке — мысу между реками
Вечером у фонтанов включается подсветка и играет музыка

В 2016 году я поплыла на «Президенте» по тому же маршруту, только без Калязина и Ярославля, зато с Угличем. Пятидневный круиз обошелся в 50 800 ₽ за двоих взрослых и ребенка. Но из Москвы теплоход почему-то не отправлялся несколько часов, и всю первую половину путешествия мы отставали от графика. В итоге в Углич приплыли ближе к четырем часам вечера. Время прибытия заранее не объявили, и когда все собрались на экскурсию, мой ребенок спал. Пришлось пробежаться по городу самим, когда он проснулся.

50 800 ₽
мы заплатили за пятидневный круиз

Я решила попасть в Углич еще раз и в 2019 году отправилась в круиз на «Григории Пирогове». Маршрут был Москва — Ярославль — Мышкин — Калязин — Углич — Тутаев — Москва. За двоих взрослых и двоих детей я заплатила 63 214 ₽. Плюс доплачивала за питание детей по 800 ₽ в день.

Затопленная колокольня Калязина: в первый раз мы проплыли мимо нее
Наш теплоход «Григорий Пирогов» на фоне Борисоглебской стороны в Тутаеве
Палаты царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, в Угличе. Мальчика убили здесь, когда ему было восемь лет
Вид на Углич с борта теплохода

Какие покупать сувениры

Экскурсоводы всегда советуют, какие сувениры купить в городе. За весь круиз я трачу на них до 5000 ₽.

Мышкин славится мышками. На набережной я как-то купила детские тапки в виде мышек. Они теплые и стоили 800 ₽ за пару. В Ярославле продают дешевую льняную одежду, но себе я ничего не подобрала. Из Валаамского монастыря обычно везут четки, крестики и иконы. Из Углича — минеральную воду, сыры и одежду изо льна.

Еще на причалах всегда продают вкусную вяленую рыбу. В Угличе по пути с теплохода она стоила по 120 ₽ за три штуки, а на обратном пути, под вечер, по 100 ₽.

Эти тапки я купила ребенку в Мышкине в качестве сувенира
Эти тапки я купила ребенку в Мышкине в качестве сувенира

Что взять в путешествие

На теплоходе со мной всегда наличные, вода, аптечка и теплые вещи.

Наличные. В круизе не везде можно заплатить картой. На причалах продают сувениры, вяленую рыбу, что-то для перекуса, но принимают только наличные. На теплоходах тоже часто нет банкоматов и терминалов для оплаты. Поэтому в круиз я обязательно беру с собой наличные из расчета 1000 ₽ в день на человека. Обычно деньги еще остаются.

Бутилированная вода. Воду из крана лучше не пить, поэтому в городах я покупаю воду в бутылках. В день трачу около 100 ₽.

Перекус. Ужины на теплоходах бывают поздние, и я беру из дома что-то для перекуса: яблоки, бананы, печенье.

Аптечка. На теплоходах есть медпункты, но я всегда боюсь, что там не окажется нужных лекарств. А на остановках в маленьких городах аптеку бывает трудно найти. Поэтому я обычно беру с собой стандартный набор: пластыри, зеленку, жаропонижающие, обезболивающие и лекарства на случай отравления.

Теплая одежда. На реке прохладнее, чем в городе, поэтому зонт, ветровка и свитер в круизе не помешают.

Главное о круизах на теплоходах

  1. По средней полосе лучше путешествовать в мае или летом. По северу — в июле.
  2. Приезжайте на теплоход заранее, чтобы выбрать, в какую смену есть. Опоздавшим достается неудобная вторая смена.
  3. Всегда берите с собой наличные, воду и теплую одежду.
  4. Билеты покупайте в круизных компаниях хотя бы за полгода: будет большой выбор мест и скидка.
  5. На теплоходах экономкласса обычно скромный ремонт и не всегда целая мебель. На люкс- и премиум-теплоходах красиво, больше удобств и вкуснее кормят. Но цены там в полтора раза выше.
  6. Чем выше палуба, тем дороже там каюта. Самые дешевые каюты — двухъярусные, но там тесно, как в купе поезда.
  7. Люкс не гарантирует комфорт. На теплоходах экономкласса и в люксах бывает старая мебель.

  • Vlad RomanchenkoВ Центральной России эти теплоходы не нужны. Посчитайте стоимость поездки на авто хотя бы на двоих и приятно удивитесь. Да, нужно вертеть баранку, но никакой привязки к отплытиям/приплытиям. Я из Поволжья ездил по Золотому Кольцу уже 2 раза - в 2018 и 2019 в августе и сентябре. Вышло на двоих со всем вместе (бензин, еда, проживание, простые сувениры) - 30+к. Что делать с этим 4-дневным круизом, да еще и в Угличе, в котором часа 2 максимум можно провести - большой вопрос. В некотором роде было жалко тех, кто доплывал на теплоходе до Плеса и кого выпускали на пару часов. Ни походить, ни забраться на холм, ни поесть рыбки.6
  • Katya AtayanVlad, есть некая романтика в том, что ты плывешь, а не едешь на машине, мне очень нравилось сидеть на палубе и читать или любоваться видами, в машине виды не такие красивые12
  • marinaКак-то не очень сильно видно различия между экономом и премиумом. Выглядит все это довольно грустно, хотя сам по себе формат круизов интересный.11
  • Организатор частных путешествийНамного интереснее было бы почитать про круизы по северным русским рекам в Якутии где-нибудь3
  • Дмитрий СемёркинЦены, конечно, капец. На вандроуках регулярно публикуют круизы типа по южному побережью Европы и там можно побывать во всяких Римах, Барселонах...28
  • Дмитрий Семёркинчтобы не быть голословным... https://vandrouki.ru/2020/novyj-god-nedelnyj-kruiz-po-sredizemke-za-399e-s-cheloveka-2/10
  • Роберт СмитВозможно где то и в европе такой вид отдыха имеет право на существование, но у нас это полный трындец, который совершенно не стоит своих денег. А вообще, после крушения Булгарии я смотрю на все эти теплоходы как консервные банки, и на борт (особенно с ночевкой, особенно на палубах под водой) не взошел бы точно.0
  • Роберт СмитДмитрий, тож сейчас посмотрел, более менее интересный тур по трем российским городам от 60 штук, я за эти деньги могу в европу слетать или две недели в пятизвездочном отеле в турции провести))4
  • Алексей ПетровЯ плавал на теплоходах лет 7 подряд по всем основным маршрутам. Собственно, в европейской части страны этих маршрутов всего три - от Москвы до Астрахани, от Москвы до Петербурга (с заходом на Кижи и Валаам) и от Москвы до Соловецких островов по Беломор-Балтийскому каналу, который мой прадед когда-то строил :) Можно маршрут короче, есть пара ответвлений (по Волго-Дону до Ростова или по Каме), но в целом набор впечатлений ограничен. Плавания по сибирским рекам - вопрос отдельный, там не был, не скажу. Добавлю немного к написанному. Теплоходы бывают 2-х палубные (маленькие), 3-х и 4-х палубные. Последние самые большие, и каюты там побольше, но комфортабельность зависит от года ремонта (чем свежее тем лучше, а вот год постройки теплохода только для сведения, дата ремонта важнее) и уровня, на который владелец претендует. Кстати, иностранцы любят по нашим рекам плавать на четырехпалубниках. С другой стороны, на Соловки ходят только трехпалубники «река-море», большие теплоходы не пролезают в ББК ;) По расположению кают - машинное отделение ВСЕГДА в корме на нижней палубе, и чем выше и ближе к носу ваше каюта, тем меньше шум и вибрация. С музыкальным салоном тут как повезёт, но в нем отбой будет в любом случае, а вот машина работает всегда, кроме стоянок. Люксы - переоцененное удовольствие, лучше всего брать полулюкс или каюту улучшенной планировки, само собой одноярусную, на средней палубе или выше в носу. На нижних палубах не плавайте, там дешевле, но дышать реально нечем в жару. И спать в 2 этажа тяжело, и вибрации сильные. Заказывать лучше заранее, за полгода, у некоторых компаний есть скидки для пенсионеров и постоянных клиентов. Небольшие компании не рассматривайте, у них часто убитые теплоходы и кормят хреново, у больших все же есть некоторые стандарты. Я плавал на теплоходах Мостурфлота, но и остальные аналогичные крупные компании не хуже. Плавать, в общем, безопасно, за всю многолетнюю историю речных теплоходов у нас в стране было 2 масштабные катастрофы с человеческими жертвами, и обе по причине ошибок экипажа. Это меньше чем на самолетах ;) Ещё хочу посоветовать, если вы не были ранее в круизе, берите круиз максимум дней на 7. А то может вам на теплоходе не понравится (мне нравилось, но некоторым скучно, опять же шум от машины, жара..), а деваться с него будет некуда, а до Астрахани и обратно 21 день. Сплавайте в Мышкин для начала, очень милый городок. В некоторых компаниях можно покупать круизы частями, чем пилить до той же Астрахани по надоевшему каналу им. Москвы и потом по всей Волге, сядьте в Нижнем. А в другой раз наоборот возьмите от Москвы до Нижнего. Правда, не везде это выгодно, они любят заполнять каюты на весь круиз и скидок не дают. И заранее приготовьтесь, что это дорого. Топливо дорожает, персоналу теплохода платят мало, но их там много, сборы, экскурсии.. короче дорого у нас плавать. Хотел было для разнообразия заказать круиз за границей, по Дунаю, там очень интересные места и теплоходы необычные, но тут пандемия, и виза кончилась...хотя стоит он не намного дороже наших, что странно. Не в разы, скажем так. А так с удовольствием вспоминаю свои круизы, волжские города, виды красивые, Соловки вообще очень необычное место..32
  • НастасьяХодила на двух столицах из Москвы до Казани и обратно за 26 два года назад, ремонт на теплоходе не очень конечно, но вокруг красота и спокойствие. Мне понравилось в круизе что тебя и возят, и кормят, и экскурсии всякие если хочешь, ни о чём думать не надо, всё на супер релаксе, кайф. Отстой случился правда в этом году, инфофлот за отменённый круиз деньги собирается возвращать только к декабрю 21 года по новому закону, а если учесть что путёвку я купила в январе, то неплохо он покрутит мои 93 тыщи два года. Чарджбэк тинькова за два месяца не случился, и я решила что лучше перенести с июня на август, чем через год или полтора деньги или поездка или не пойми что, так как к инфофлоту доверия нет, весной информацию еле выкладывал, а обсуждение в вк закрыл.2
  • НастасьяVlad, остановки обычно от 3,5 часов, в Плёсе я и в музее Левитана на всё посмотрела, и по набережной прогулялась, и на холм поднялась, и пива с рыбой попила, и это даже не было галопом по европе, а вполне размерено. Про Углич согласна, но я на два часа зависла в музее при ГЭС, а кого-то повезли по монастырям на автобусе, всегда есть выбор между экскурсиями. Вообще большой вопрос сколько нужно тратить времени на определённый город, и стоит ли проделанный путь до этого города самого города в случае с машиной. Вот не представляю я как человек на карте тыкает в Городец или Козьмодемьянск и едет именно туда на машине. Все эти маленькие города на Волге прекрасны на 4 часа, а Волга, мне кажется, идеальная дорога для перемещения между ними, тем более не надо думать что и где есть, где жить, что бронировать и когда заселяться. Здорово что мы все разные и нам нравится разный отдых.8
  • Анастасия БушковаИнтересно посмотреть на круиз с другой стороны. Мы неделю прожили в гостинице в Угличе, недалеко от пристани. Если в этот день приходит круизный теплоход (обычно два или три), на улице от пристани до центра работают сувенирные лавки, так что не протолкнуться от торговцев, местные бабушки и дети продают ягоды, копчёную рыбу, поделки, в ресторанах с открытой верандой можно не найти свободный столик. В Кремле толпы, экскурсии еле успевают сменять одна другую; мы специально ходили гулять по Кремлю в те дни, когда теплоходов не было, или вечером. При встрече гостей на причале играют "Прощание славянки" и музыку из фильма "Волга-Волга". И так два-три раза в день! Через неделю это уже настолько раздражает! А если в этот день теплоходов нет, то в городе лавки закрыты, народу немного, тихо.4
  • Владислав ВасильевЕсть в этом конечно своя атмосфера, но цены кажутся неприлично высокими. На мой вкус кружок на пароме Хельсинки-Стокгольм-Таллин куда насыщеннее и интереснее. Но каждому свое3
  • Vlad RomanchenkoKatya, виды разные бывают. Не все с реки можно посмотреть. Например в Тверской области есть одна из крупнейших радиотарелок в мире. Красота компенсируется тем, что за тебя все уже посчитано ("Вы что, и, есть за меня будете?"). Так что соотношение цена-качество здесь в пользу той немногочисленной касты москвичей, которые ездят каждый день на метро и не могут позволить себе отпуск по каким-то причинам.0
  • Vlad RomanchenkoНастасья, был в Городце. 4 часа там вполне. Пройтись по улочкам, блинов поесть. И не зависеть от теплохода. Сколько стоит тратить времени - узнаешь уже, когда прибываешь.0
  • Vlad RomanchenkoВладислав, ну за ради шведского (русского) стола за 10 евро это конечно :) и еще посмотреть на диких финнов/шведов выходного дня :)3
  • Татьяна ЕгороваПлавала 2 раза еще при советской власти. 1986и 1988 г. первый раз Кинешма -Астрахань. а второй раз Кинешма- Ленинград. Пароход генерал Черняховский. И в этом году собираюсь... пароход Михаил Кутузов... Ярославль- Старая Ладога... совсем скоро... надеюсь мои ожидания не будут обмануты.1
  • Galina GoncharovaТатьяна, обалдеть, мы на нем ещё в моем детстве плавали:)0
  • Светлана ЛоктионоваНастасья, у меня отменили круиз из Италии в мае из-за короновируса. Бронировала самостоятельно через международный букинг по бронированию круизов напрямую у круизной линии, не обращаясь к туроператорам. Все деньги 100% вернули в течение месяца, т.к. через этот букинг бронирование происходит без посредников. Но правда в букинге пока только морские круизы. В ближайшее время будут и речные - европейские, и в перспективе по России тоже.1
  • АнастасияVlad, совершенно с Вами согласна. По центральной России можно передвигаться на машине или даже на общественном транспорте. До беременности и появления детей, я так и делала. Но в какой-то момент пришлось координально изменить свои привычки и тут теплоходы с их комфортным перемещением открыли мне новые горизонты.1
  • АнастасияАлексей, спасибо большое за дополнение.1
  • Natalia Balaevaнурия, бывает запрет на выезд из-за профессии...0
  • MushroomПо нормам русского языка, правильно будет - плывет. Ведь у корабля нет ног, он не может ходить по морю, он именно плывет. "Ходить по морю" - это своего рода жаргонизм моряков. Есть еще такая профессия - капитан дальнего плавания. И ведь не капитан дальнего хождения. Судно плавало так же у многих классиков, таких как Маршак, Утесов. Вообще, не столь принципиально, как будут говорить. Но все моряки говорят именно "ходит", а люди, которые далеки от мореплавания - "плывет".9
  • MushroomЛет двадцать назад последний раз был в речном круизе по России. До того плавал на теплоходах раз более 10 по России. Теперь уже много раз беру только морские круизы (по Европе, Азии и т.д.). Главное отличие - практически за те же деньги в морских круизах совершенно иной уровень отдыха: каюта, развлечения, еда и т.д. Всем советую! В морских круизах есть и свои минусы: надо лететь заграницу (кроме круизов из Санкт-Петербурга), возможно попасть в грозу или шторм (кто боится качки, лучше брать круиз, например, летом по Средиземному морю, где всегда хорошая погода).1
  • Ольга ВасильеваТолько что, 13 июля, пришли из круиза по Каме на Владимире Маяковском. Природа - красота. Экскурсия и гид очень понравились. Но... за 4 ночи на двоих 50тыс.! О-очень скромное питание. О-очень старый теплоход. Потрепанная мебель, ковровые покрытия в пятнах, везде неприятные запахи и пр. Плюс - "странный" порой сервис, у некоторых из персонала (администратор Шмелева Виктория)переходящий в хамство. Мало того, - высадили раньше!... Хотя тур был куплен за полгода. Сказали, причал не готов в том городе, где должны были выйти!?. Вывод : порадовала только природа и погода. За эти деньги можно на неделю в Турцию на все включено и море!4
  • Pavel BartovЭто великолепный и полный релакса вид отдыха! Не надо его сравнивать с поездками на машине или с заграничным туром. Здесь другое. Не спешите считать рубли и километры. Просто представьте, что вы расположились в доме отдыха. Лучше сразу на 7-9 дней. Вам не надо следить за дорогой, искать заправки и кафе, таскать чемоданы из отеля в отель. Номер вашего отеля сам путешествует по свету. Каждое утро просыпаетесь в новом городе. Делаете зарядку на верхней палубе, дышите чистым воздухом, любуясь туманной дымкой. Завтраки-обеды-ужины всегда в лучшем виде, вам не надо беспокоиться о продуктах, выбирать кафе, мыть посуду. Каждый день экскурсия в новом городе или по красивым местам. В свободное время знакомитесь с новыми людьми, никакого языкового барьера. Делитесь своими историями и планируете новые путешествия по рассказам спутников. Втягиваетесь в простые дружные игры: лото, домино, крокодил, угадай мелодию. Сколько раз вам в других путешествиях хотелось устроить романтический ужин в ресторане с чудесным видом из окна? На теплоходе каждый ужин может быть таким - панорамное остекление ресторана позволяет без ограничений любоваться русскими пейзажами на закате. А ночью можно уютно устроиться в баре в носовой части теплохода и наслаждаться умелыми виражами экипажа в узких протоках. Или найти единомышленников для игры в мафию. Любителям разных путешествий обязательно надо попробовать и такой круиз тоже. Все технические подробности легко найти на форумах. А кому важна цена, тот может выбрать что-то со скидкой.17
  • Раиса СамосенкоРоберт, в Европу слетать - это если у вас уже есть Шенгенская виза. А Турция и круиз на теплоходе по русским городам - это разные категории. Тут вы сравниваете желтое с горячим.4
  • Дмитрий СемёркинРаиса, мы сравниваем цены2
  • Сара ШекельА почему нет ответа - да, я с радостью бы поплавала по России? Меня вполне устраивает, я даже уже озадачила нескольких друзей-иностранцев идеей про круиз по России. По-моему, всё восхитительно, и даже качалка есть. Прекрасно. Я не знала даже, что в России есть такая опция. Спасибо автору огромное, теперь я знаю, куда позвать друзей из-за границы4
  • Serge VladimirovichВ 2008 году я планировала отпуск, но денег на заграничный тур не было. - не помню как было в 2008, но в уже в 2010 съездить в в Европу было не дороже, чем взять речной круиз на ГДРовских кораблях.0
  • АнастасияSerge, как сейчас помню, круиз с билетами до Питера в 2008 году обошелся мне примерно столько же, сколько путевка в Чехию в 2009 году через турагенство. Поскольку это была первая поездка в Европу, речь о самостоятельном бронировании билетов и отеля не шла. Но вот в Европе я потратила намного больше денег за счет того, что в стоимость тура не входили обеды и ужины.0
  • Mr ZombieПочитал и как-то расхотел. На одного стоимость конская выходит, привязки по еде/питью, с интернетом вопрос, со сном, экскурсии непонятные и дурные на толпу, времени на каждый город - кот накакал, развлекухи нет. Как-то все это сомнительно. Да и с безопасностью все ясно: 146% Ди Каприо мне не поможет. Отложу круизы на непонятное будущее :) А балкончики в своей каюте хоть есть, курить можно? В багаж взять что хочешь, алкоголь с собой опять же, холодильник?1
  • Илья ИвановВ общем, какие лайвхаки я нашел еще даже до круиза, а только на этапе бронирования и оплаты (на примере Водоходъ). 1). Само бронирование - сложный процесс. И просто так не дают взять и оплатить. Нужно предоставить все данные влоть до прописки. Все написать четко без ошибок и перепроверить, потом 2-3 дня будет менеджер компании проверять заявку и разрешить оплатить. Так что если бы нужно было обязательно успеть, например, на неделе правительственного кешбека на путешествия, то не факт, что это удалось бы вообще. 2). Менеджер компании сама настоятельно посоветовала не торопиться и поискать хоть какого-то знакомого с бонусной картой, потому что это даст скидку на круиз типа как за "приведи друга". И бонусы тому человеку тоже само собой. Я достал друзей, но никого не нашел. Спросил в итоге прям на форуме Водохода. Прилетели два номера карточки (притом одинаковый текст, как будто какие-то профессиональные скидочники, а может и странное совпадение - ХЗ). Позвонил им, грю, вот такой номер есть, ФИО дату рождения не знаю - они типа "ок, вам скидка 2500". И моментально пересчитали стоимость заказа. Очень клево получилось. А я бы даже и не знал о таком, если бы это в колл-центре не рассказали, так что огромный респект сотрудникам, что ничего не скрывают и все это рассказывают. 3). Брать пакеты безлимитного алкоголя получается брать бессмысленно. Так-то 1500р за день нормально, но взять можно на всю поездку только. А это уже бессмысленно, особенно в тот день, когда весь день экскурсия в городе. 4). Каюты на нижней палубе стоят примерно на 1000-2000 дешевле, чем выше. По телефону честно сказали, что разница не особо, особенно осенью вид из окна не будет сильно заметен. То есть по сути переплата только за то, чтобы ближе было идти до ресторана. У нас мужская компания и особо за комфортом не гнались, поэтому цена в итоге получилась даже сильно ниже, чем цена "от" в рекламе. 5). А вот смысл взять расширенное питание есть - другой зал, расширенное меню, пиво. Решили, что как раз тут экономить не нужно. При бронировании вылезает эта опция, не зразу понял, что значит "Расширенный тариф". 6). Еще и 5% должно вернуться на карту Тинькофф по акции.3
  • Андрей ПереверзевЗдесь полное расписание речных круизов: https://ap-travel.ru/river-cruises-russia/0
  • Полиция Т—ЖАндрей, мы с осторожностью относимся к ссылкам в комментариях: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/0
  • ЮрийИрина, небольшая поправка : теплоходы по морю ходят, а по реке плавают. ))1
  • NinaБольшое спасибо автору - это самая толковая и полезная статья по речным круизам, встреченная мной в интернете за два дня. Как раз сейчас подбираю круиз на следующее лето, и советы как нельзя кстати! Респект ресурсу - часто самую адекватную и объективную информацию нахожу именно у Тинькофф. Без навязывания и откровенной рекламы.0
  • ЕленаVlad, в Городце надо заночевать и бродить куда глаза глядят , хоть даже и не по разу по одной и той же улице , не спешить на свой экскурсионный транспорт. Отвлечься от шума большого города и окунуться в жизнь маленького - тоже классно .0