В Самаре собирают ракеты и варят пиво, а летом 2018 года здесь прошел чемпионат мира по футболу.
Я живу в Самаре с 2004 года. Расскажу, как устроена жизнь в городе и есть ли смысл переезжать сюда ради Волги, пляжей и отсутствия суеты.
Что за город
Самара — город в Среднем Поволжье, где жара начинается в мае и заканчивается в сентябре. В этом году последний раз я отдыхала на пляже 2 сентября: на улице 25 градусов, температура воды в Волге — 21 градус.
Снег выпадает в ноябре-декабре и лежит до апреля. Половину зимы температура воздуха держится в районе нуля.
По данным Росстата, Самара — девятый по численности населения город России, здесь живет 1,1 млн человек. По данным Самарастата, в 2017 году в город приехали 17 424 человека, а уехали — 21 357. В основном уезжают в Москву и Петербург.
Считается, что Самару основал в 1586 году князь Григорий Засекин. Тогда на месте будущего города построили крепость, которая защищала водный путь из Казани в Астрахань. Некоторые историки полагают, что Самара на два века старше. Региональные власти даже создавали комиссию по определению возраста города, но заседания ничем не закончились — официально Самаре недавно исполнилось 432 года.
В советское время город назывался Куйбышев. В Великую Отечественную войну он стал запасной столицей, сюда эвакуировали из Москвы правительство и промышленные предприятия. Обратно в Самару город переименовали в 1991 году.
Городское хозяйство
До лета 2018 года 74% жителей Самары были недовольны дорогами, по данным исследования Финансового университета. В городе даже ходила шутка, что черви едят асфальт без перерыва на обед. В этом году, к чемпионату мира по футболу, дороги привели в порядок и построили двухэтажные транспортные развязки, а число недовольных снизилось до 38%.
Второй недостаток Самары, по мнению горожан, — состояние жилищно-коммунального хозяйства. В разных микрорайонах города регулярно случаются перебои с водой и отоплением. Меня эти неприятности не касались: в домах, где я снимала квартиры, не возникало серьезных проблем с коммуналкой.
Самара — региональный центр, здесь находятся крупные клиники, куда приезжают со всей области и соседних регионов. Среди них больница имени Середавина, Самарский онкологический диспансер, Самарская офтальмологическая больница.
В самарской медицине те же проблемы, что и по стране: не хватает врачей, сложно получить направление на диагностику и лечение. Для себя я нашла выход: прикрепилась к хорошей поликлинике, поэтому редко сталкиваюсь с такими трудностями. Правда, эта поликлиника находится на другом конце города.
Работа и доходы самарцев
В Самаре нет надбавок за суровый климат или сложные условия жизни. Зарплата в городе на 8000 Р ниже, чем в среднем по России. Низким считается доход в 15 000—20 000 Р, средним — в 30 000—40 000 Р, высокие доходы начинаются от 50 000 Р.
В Самаре собирают космические аппараты и авиационные двигатели. Многие выпускники технических вузов для получения опыта работы устраиваются в РКЦ «Прогресс» — предприятие производит космические аппараты и ракеты-носители.
В РКЦ «Прогресс» ведутся секретные разработки, поэтому сотрудникам нельзя выходить в интернет и пользоваться мобильниками. Некоторые работники имеют допуск к секретным сведениям и не могут выезжать за границу еще несколько лет после увольнения.
По словам моих знакомых, зарплата на «Прогрессе» такая же, как в среднем по Самаре, но есть социальные льготы. Например, молодые сотрудники получают два оклада, когда устраиваются на работу или заканчивают вуз. Инженеры, проработавшие на предприятии пять лет, — по три оклада.
Предприятие оказывает материальную помощь сотрудникам, когда те женятся, рожают детей, берут ребенка под опеку или отдают в детский садик. «Прогресс» дает льготные путевки в лагеря и санатории, например, члены профсоюза за две недели в санатории «Космос» платят 7700 Р вместо 51 800 Р.
В Самаре расположены дочерние предприятия «Роснефти». «Самаранефтегаз» добывает нефть на территории области, на «Куйбышевском НПЗ» перерабатывают нефть из нашего региона и Западной Сибири. На предприятия легко устроиться рабочим, а на хорошую инженерную должность попасть сложно.
Еще в Самаре работают пищевые предприятия. Например, завод «Кока-кола» выпускает напитки под несколькими марками, «Юнимилк-Самара» — молочные продукты под брендами «Данон» и «Простоквашино», ООО «Нестле Россия» — шоколад, печенье и конфеты под маркой «Россия».
По данным регионального Минтруда, больше всех в Самаре зарабатывают нефтяники — 58 000 Р, айтишники и связисты — 40 000 Р, работники обрабатывающей отрасли — 38 000 Р. В больницах в среднем получают 31 000 Р, на стройках — 25 000 Р, в образовательных организациях — 22 000 Р, в гостиницах и общепите — 18 000 Р.
Большинство моих знакомых работают журналистами в местных СМИ. В Самаре в этой сфере маленькая зарплата — 15 000—25 000 Р в месяц. Я редактор, у меня свое ИП, я работаю удаленно для московских заказчиков.
Продукты и общепит
Самарцы покупают продукты на рынках и в супермаркетах. Популярны «Ашан», «Пятерочка», «Магнит», «Карусель», «Перекресток». За хорошими продуктами можно съездить на Губернский рынок, но там все дороже. Вот примерные цены в ближайшем супермаркете:
- говядина, 1 кг — 430 Р;
- куриная голень, 1 кг — 180 Р;
- печень куриная, 700 г — 99 Р;
- макароны, 500 г — 80 Р;
- гречка, 900 г — 64 Р;
- молоко, 930 г — 64 Р;
- помидоры, 1 кг — 62 Р;
- бананы, 1 кг — 60 Р;
- яйца, 10 штук — 57 Р;
- снежок, 450 г — 40 Р.
Средний чек в кафе и ресторанах — 1000 Р, а 1500—2000 Р хватит, чтобы наесться и взять алкоголь. Большинство самарских заведений принадлежат крупным ресторанным сетям. Например, в одну из них входит несколько тематических кафе: «Бенджамин» с американской кухней, «Кембридж кафе» — с английской, «Софи и Аннабель» — с французской, «Чиполучо» — с итальянской.
В плане кафе и ресторанов Самаре похвастаться нечем. Практически нет заведений, куда стоит пойти именно из-за еды. Исключения — восточная кухня в «Пури», «Хинкали и хачапури» и «Чучваре».
Жилье
В Самаре строят новые жилые комплексы даже в исторической части города, где недвижимость дорогая.
В новостройках в центре города однокомнатная квартира стоит 3 млн рублей, в спальных районах — 1,5—2 млн. Мои родители за 1,8 млн купили квартиру на этапе строительства в жилом комплексе «Дом у космопорта». Я волновалась, но дом благополучно достроили.
Самое дешевое жилье в отдаленных микрорайонах, которые находятся на выездах из города — «Кошелев-проект», «Южный город» и «Волгарь».
В «Кошелев-проекте» живет 100 тысяч человек, в основном это молодые семьи с детьми. Микрорайон состоит из однотипных трехэтажных домов, квартиры стоят 1—1,5 млн рублей. В микрорайоне расположены детский сад, школа, торговый центр, фитнес-клуб. Ехать до центра города на общественном транспорте — 1,5—2 часа в зависимости от пробок.
В Самаре к «Кошелев-проекту» противоречивое отношение: одни называют микрорайон «гетто», другие с удовольствием покупают здесь квартиры. Мои знакомые из «Кошелева» довольны.
В микрорайоне «Южный город» квартиры дороже: 1,3—1,8 млн рублей за однокомнатную. Микрорайон производит приятное впечатление, ощущения гетто не возникает.
Единственная проблема — жилой комплекс находится за мостом, на котором утром и вечером пробки.
Арендное жилье самарцы ищут через «Циан» и риелторские агентства. В новостройках и в центре города однокомнатные квартиры с хорошим ремонтом стоят 15 000—25 000 Р в месяц. За 10 000—13 000 Р арендуют жилье на окраине. Еще можно экономно жить в городе, если снять квартиру в деревянном доме.
Я снимаю однокомнатную хрущевку в пяти минутах от набережной за 15 000 Р. Искала квартиру по знакомым и считаю, что повезло: для такого района это низкая цена.
Городской транспорт
Самара — один из семи городов России, где построено метро. Самарский метрополитен состоит из десяти станций. Им пользуются только те, кто живет или работает возле станций. Специально доезжать до метро нет смысла: попасть в нужное место быстрее на наземном транспорте.
Я живу недалеко от станции «Алабинская» и езжу с пересадкой на другой конец города на тренировки. На метро и маршрутке дорога занимает час, на прямом автобусе я бы ехала полтора часа.
В Самаре популярны маршрутки и трамваи. Маршрутками у нас называют микроавтобусы, принадлежащие частным транспортным компаниям. Они работают по договору с городской администрацией.
Проезд в любом общественном транспорте Самары стоит одинаково — 25 Р. Сэкономить позволяет транспортная карта, это проездной. По карте одна поездка для взрослых стоит 23 Р, для школьников и студентов — 13 Р. Картами расплачиваются в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро, в маршрутках их не принимают.
Когда нужно такси, самарцы пользуются сервисами «Яндекс-такси» и «Гетт» или местными операторами: они часто дешевле. Однажды я хотела доехать до аэропорта на «Яндексе», но приложение насчитало 2800 Р. У местных такси по счетчику поездка в аэропорт стоит 1000 Р, а дорога через весь город — 300 Р.
Общественный транспорт доставит в любой район Самары. На мой взгляд, машина нужна только жителям отдаленных микрорайонов и тем, кто часто ездит за город. Но каждый третий самарец владеет автомобилем.
Литр 92-го бензина стоит 40—42 Р, 95-го — 43—45 Р. Мой друг год назад купил новую Шкоду Октавию, в месяц он тратит на бензин 5000 Р. Еще 8000 Р в год уходит на ОСАГО и 50 000 Р — на каско, 9000 Р — на техосмотры.
Достопримечательности Самары
Самара стоит на берегу Волги, поэтому главная местная достопримечательность — набережная протяженностью пять километров. Неподалеку от нее находится Жигулевский пивоваренный завод.
Завод работает в Самаре с 1881 года, его открыл австриец Альфред фон Вакано. Местные называют завод «дном». Если приехали в наш город и хотите попробовать пиво, скажите таксисту, чтобы ехал «на дно». Вас поймут правильно.
Еще одна достопримечательность — исторический центр. В Самаре есть улицы с двухэтажными деревянными домами и капитальные строения, которые раньше были усадьбами. Большинство деревянных домов находится в аварийном состоянии, в некоторых нет даже горячей воды.
В целом власти мало занимаются сохранением архитектурного облика города. В основном реконструируют здания, расположенные на пешеходной улице Ленинградской и примыкающей к ней улице Куйбышева.
Бункер Сталина — бомбоубежище на глубине 37 метров, расположенное под зданием Самарской академии культуры и искусств. В советское время здесь находился Куйбышевский обком. Бункер открыт для посещений, но попасть на экскурсию сложно. Он работает только в будни днем, и потребуется группа минимум из восьми человек. Мне повезло: в период работы журналистом я побывала там с французской делегацией.
Развлечения
В Самаре развлечения привязаны ко времени года. Летом горожане прогуливаются по набережной, лежат на пляже, ездят на турбазы. Вечерами в центре и на набережной играет музыка, люди гуляют и танцуют.
В Самаре нет моста через Волгу, поэтому с весны до осени работает переправа. Жители города отдыхают на острове Проран, катаются на велосипедах по национальному парку «Самарская лука», ездят в село Ширяево: там находится дом-музей художника Ильи Репина.
Переправа на противоположный берег стоит 50 Р для ребенка и 100 Р для взрослого. За велосипед доплачивают 110 Р, за мотоцикл — 300 Р, перевозка легкового автомобиля — 430—800 Р. До Ширяева плыть два часа, поэтому переправа стоит 400 Р с человека. Речной транспорт ходит по расписанию, но в любой момент можно нанять такси — так называют катера. Стоимость переправы на катере в одну сторону — 500 Р.
В окрестностях города и на противоположном берегу много турбаз. Арендовать домик на сутки — от 1000 до 6000 Р. Самые дешевые варианты — с туалетом и душем на улице.
Зимой самарцы ходят в кино, кафе, торговые центры, гуляют пешком по Волге: она замерзает на зиму. ТЦ у нас много, и они с успехом компенсируют нехватку общественных туалетов. Популярные торговые центры: «Мега», «Космопорт», «Аврора», «Вива-лэнд», «Амбар».
Кроме магазинов в ТЦ работают фуд-корты, кинотеатры, детские развлекательные центры. Поесть на фуд-корте — 200—300 Р, билет в кино — 150—350 Р, детские развлечения — 200—400 Р.
Театр оперы и балета, драмтеатр и «Самарт» — самые известные самарские театры. Билеты на балет я покупаю за 700—1000 Р, на драматические постановки — за 500—1000 Р.
Мы с друзьями ездим на спектакли театра-студии «Грань». Это труппа из соседнего Новокуйбышевска, которая становилась лауреатом «Золотой маски». Ребята играют во дворце культуры Новокуйбышевска и в «Театре наций» Москвы. Билеты на спектакли в Новокуйбышевске стоят 400—500 Р, но купить их сложно. Такси до города — 500 Р в одну сторону, маршрутка — 80—100 Р.
Чемпионат мира по футболу
Летом 2018 года в Самаре проходил чемпионат мира по футболу. К этому событию город подготовили: построили стадион, отремонтировали дороги, фасады, больницы.
На время чемпионата мира на площади Куйбышева организовали фан-зону, а улицы в центре города стали пешеходными. Тусовка начиналась в фан-зоне, переходила в историческую часть города, а с нее — на набережную. Некоторые иностранные болельщики признавались, что Самара им понравилась больше, чем Москва.
Путешествия
От Самары до международного аэропорта Курумоч — 42 км. Перед чемпионатом мира по футболу его тоже реконструировали. В Курумоче просторно, красиво, работают приличные кафе.
По данным аэропорта, чаще всего самарцы летают в Москву, Анталью, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Дубай, Екатеринбург, Сургут и Стамбул. Из Самары в Москву ежедневно выполняют 5—10 рейсов, билет в одну сторону стоит 5000—7000 Р, перелет занимает 1 час 40 минут. Билет в Стамбул стоит 6000 Р — это популярное направление для отдыха.
Регулярные рейсы за границу из Самары — редкость, в основном летают чартеры. Поэтому проще либо купить путевку, либо доехать до Москвы.
В Курумоч самарцы добираются на такси, автобусах или аэроэкспрессе. Билет на автобус стоит 100—150 Р, но некоторые автобусы не доезжают до самого аэропорта, а высаживают пассажиров на повороте, и люди идут пешком пару километров. Поездка в аэропорт на такси занимает 1—2 часа из-за пробок на выезде из города.
Самарский аэроэкспресс — странная вещь. В день в одну сторону выполняет два рейса, детский билет стоит 75 Р, взрослый — 150 Р. Ехать 1 час 20 минут. Аэроэкспресс отправляется с вокзала, и если живешь на другом конце города, то быстрее доехать напрямую до аэропорта.
В Москву из Самары ходит двухэтажный поезд. Билет на поезд до Москвы стоит в среднем 3000 Р, время в пути — 14—17 часов.
Еще один популярный в Самаре вид отдыха — речные круизы на теплоходе. Продают поездки на 3—5 дней по близлежащим городам Поволжья и 7—12-дневные туры с заездом в Москву. Средняя цена круиза — 20 000—70 000 Р на человека.
Язык и местные мемы
Бывший губернатор Самарской области Николай Меркушкин превратился в местный мем. Он прославился эксцентричными и странными высказываниями. Например, предлагал россиянам молиться, чтобы у них остались пенсии.
В Самаре встречаются слова и выражения, которые в таком значении используют только у нас:
- сезонка — проездной в общественном транспорте;
- курмыши — отдаленные, заброшенные места;
- дно — пивоваренный завод;
- мужик с крыльями — монумент славы на Самарской площади.
Итоги
Я люблю Самару, поскольку здесь развитая инфраструктура, но нет московской суеты. Приятнее всего тут летом, когда Самара похожа на курортный город. В будни в обеденный перерыв можно ходить на пляж, а в выходные кататься на велосипеде по Самарской луке.
Но я не представляю, как на среднюю самарскую зарплату снять квартиру, купить продукты, оплатить развлечения и отложить деньги на путешествия. Зато если доход выше 40 000 Р, то жить в Самаре вполне комфортно.
Я из Новокуйбышевска, последние 11 лет живу в москве. Самара неплохой город, его спасает Волга и природа, а так очень грязно, много рекламы, идиотские дороги и хамоватые водители, отличная набережная и местами симпатичные центр.
Не мужик с крыльями, а Паниковский :)
Еще много есть разных названий. Например, сампло - молодежное название Самарской площади, расположенной в центре города.
Безымянка - народное намменование, обозначающее наиболее удаленный район от исторического центра города район. (уехать на безымянку - то есть уехать на другой конец города).
И еще много других, которые сразу не вспоминаются.
Владимир, на металл уехать )
Владимир, а ещё пушка - Пушкинский сквер у Драмтеатра
Владимир, тарелка - площадь Революции
Владимир, такие как зубчага?? )))
Юлия, точно!
И да, ещё. После 22 часов даже не мечтайте куда-то уехать кроме как на такси. Метро не помню до скольки работает, но им всё равно мало куда доедешь й
Павел, дополню о метро — только недавно начали принимать карты) до этого — только нал)
Павел, метро вроде до 12 работает, несколько раз уезжал после 11.
Anton, видимо Вы не были в Екб и Самаре после Чемпионата, всё настолько "нализали", что никакой грязи не осталось, да и вообще, как может быть город на Волге гнетущим? Я родом из Оренбургской области, когда езжу домой к родителям, на трассе при заезде в нашу область попадаешь в ад без освещения и дорог. Была в Оренбурге много раз, навсегда останется в моем понимании как провинциальный город, где много казахов)) Думаю, что никто уже и не вкладывает в него судя по развитию области, инвестиций и денег по сравнению с Самарой в нём скудное количество.
Микрорайон «Кошелев-проект» судя по фото - это же адовый адище, с высоты как бараки в концлагере, ни одного деревца, ни одной детской площадки, только одинаковые ряды домов и парковки...
LydiaS, так и есть, там даже деревьев почти нет, друг снимает там хату, пару раз приезжал к нему в гости - лютый ад, народ ещё бьётся за парковочные места.
Хороший текст, спасибо. Бывал там не раз, так как долгое время жил неподалёку. Я бы ещё отметил красивую природу Волги и Жигулей рядом с Самарой, это добавляет немало очков этому городу. И набережную там сделали очень хорошую несколько лет назад.
Еще забыли сказать про наличие небольших, но все же гор. Жигулевские ворота, гора Лысая. И собственно это и дает зимой хорошую горнолыжку нелалеко от города с мерепадом 150 метров и трассами до 1200м, что москвичам и не снилось с их кпнтом и новопеределкино. Из Самары в Москву можно улететь начиная от 1500р - смотрите билеты на ближайшую неделю, где вы взяли 5000р за билет - ума не приложу. Аэропорт так далеко, потому что он на 2 города, на Самару и Тольятти и располагается посередине. Ну и самые красивые девушки конечно же в Самаре, я как активный путешественник вам говорю :)
Жила там 20 лет назад, сейчас приезжаю к родителям 2-3 раза в год.
За это время город не сильно изменился.
В начале 2000-х умер общественный транспорт (кто помнит ходили белые автобусы-мерседесы). Потом родились маршрутки. Сейчас какой-то симбиоз разнородного автомобильного зоопарка.
После 22:00 с общественным транспортом беда. Такси Гетт ни разу не дождалась - нет машин по-близости.
Вызывала такси с детским креслом (1 год дитю) у другого местного перевозчика, приехал шахидмобиль без салонного освещения и с сидушкой-поджопником. На мое замечание водитель обиделся и нахамил в ответ.
В историческом центре города действует устаревший принцип парковки "чет/нечет", что доставляет ОГРОМНЫЕ неудобства местным жителям - приходится ежедневно переставлять. Власти ввели это в угоду местным коммунальщикам, типа убирать улицы проще. Но улицы от этого не чище.
Да, пыльно. Да, зимой месиво из грязного снега.
Все попытки облагородить улицы города являются простым отмыванием денег, видно что нанимают не профессионалов с ближнего зарубежья и используют дешевые материалы. Срок таким работам год-два, потом опять дайте денег из бюджета.
Пробки. Не так. ПРОБКИ. Все как в Москве. А причина - только две главные артерии, чтобы добраться из одного конца города в другой. Ехать в пробке в жару в общественном транспорте АД, ад ад, ад...вонища выхлопами невозможная. Причем не понятно почему, из-за застройки улицы не продуваются чтоли...
В Волге на пляжах (не городских, диких) много мусора, причина низкая культура быта отдыхающих.
Чётко, только в смр грязно и здани разваливаются старые (что отметили в статье, конечно)
И пробки - тоже не последняя проблема города. Газелисты - суицидники - это отдельная тема
Кирилл, с безумными маршрутчиками в целом много где те же проблемы
«Регулярные рейсы за границу из Самары - редкость, в основном летают чартеры» экскьюзми? Туркиши, флайдубай и Чешские авиалинии смотрят на вас удивлённо.
Я из Самары, 10 лет живу в Москве. Все так, не согласна только с общепитом. Такое количество отличных ресторанов и кафе в городе - не понимаю как можно не найти по вкусу. Причем постоянно новые открываются. Правда, не могу сказать, что они дешевы и на 40 тыс в месяц возможно и не находишься, это правда. Вообще, по моим ощущениям, ценник московский. По экскурсиям открытием были частные экскурсии, особенно про «мистическую Самару» - дома с призраками, страшные легенды, прокляты церкви староверов и тп. Следующая в плане - экскурсия в район «Запанской» - аналог бандитской Тишинки старой Москвы.
Alexander E., да, цены почти на все абсолютно одинаковые с Москвой, разница только в стоимости жилья и собственного, и аренды
Helen, оказывается города оценивают по ресторанам для алкоголиков домам с пизраками! Господи, какая чушь!
Везёт самарцам. Заделали ямы на дорогах, убрали ларьки с набережной и аэропорт покрасили - они и счастливы. Жаль, следующий ЧМ будет уже при жизни их правнуков.
Sergey, ларьки и аэропорт далеко до чм сделали, последнюю очередь набережной которую торопились сдать для чемпионата сделали убого. А следующего чм не кто не ждёт даже ))))
Да, в Самаре красиво, и да, на 50к+ вполне хорошо. Но ни одного ресторана нет выше 4го этажа (или 5го), хотя высотки красивые есть. Много детских площадок, и в 2015м был разбитый асфальт (зачастую и во дворах), и везде, везде реклама и продажа пива!!! Не пройти пару кварталов, без большой вывески "пиво со дна!". А то и через дом. Вечером тихо сидят на лавочках пьют пиво. Драк, кстати, не видел там
Anton, тоде мне сравнил речку-вонючку Урал, с Волгой-Мамой. Патриотично, но...несравнимо!)
Довольно «сухая» статья, хотя возможно обзору так и пишут.
Добавлю про наш областной кардиодиспансер -основоположник кардиохирургии в СССР и немного в РФ.
Ну и конечно, Паниковский с гусем -памятник работникам авиационной промышленности.
Про универы жалко не написали, толпы ребят в Самару приезжают.
В Москву из Самары ездит не только "двухэтажный" поезд, а так же фирменный поезд "Жигули" и с десяток транзитных. В Самарской области находится крупнейшая агломерация в РФ ( не считая Москвы - но это не Россия) : Самара-Тольятти-Сызрань.
Самара преобразилась в последние два года. Стало меньше рекламы, больше уделяется внимания состоянию магистралей , проспектов, парков, скверов, внутри домовых территорий.
Есть и проблемы, как и во всех городах миллионниках : уборка мусора и снега, отвратительное состояние трамвайных путей ( не вагоны нужно менять , а капитально ремонтировать пути), проблемы в ЖКХ ( частые аварии на магистралях тепло и водоснабжения); несанкционированные киоски и антисанитарийная продажа продуктов возле остановок общественного транспорта ; остановки , столбы, дома обклеены бумажными объявлениями и ещё много чего , с чем мы встречаемся каждый день. Очень хочется что бы избранные народом люди , сидящие в тёплых кабинетах, начали работать.
Прожила в Самаре 10 лет, и город навсегда остался в моем сердце. Природа вокруг, действительно, красивая, город активный и позитивный по настрою и жизни. Но главное богатство города - это люди. Я встретила много замечательных людей, они стали моими верными друзьями.
Самаре не хватает благоустройства , это факт.зимой плохо убирают улицы от снега, и при самом маленьком снегопаде город встаёт в пробках .. дороги в выбоинах, мусор вовремя не убирается с улиц и не вывозится во дворах. ЖКХ работают плохо. С работой и зарплатами - грустно. Цены московские .
Не соглашусь, что в Самаре инфраструктура развита. Под ЧМ отремонтировали набережную и пару-тройку центральных улиц, но это далеко не весь город. И городу прямо-таки необходима 2-я ветка метро от жд вокзала до больницы калинина под московским шоссе (хотя ясен пень её никогда не будет)
А как же площадь Куйбышева - самая большая в России и Европе, и Струковский сад?
только взглянул на кошелев проект, сразу же первая мысль, охренеть что за гетто, всех превзошли, идеальные человейники, фабрика рабов.
СА-МА-РА
Уехал из Самары, грязный зимой и пыльный летом город. Ужасные пробки и плохой общественный транспорт. Зимой люди ходят в ТЦ, а летом в пятницу срываются на дачу...
Димко, все как в москве
Димко, зато лучшие трамваи в стране!
В начале статьи приводятся данные по оттоку населения. И этим все сказано, сам прожил 32 года и свалил в Мск. Чему очень рад, надо было свалить сразу после института.
Я живу в Самаре со дня рождения. И где бы я не путешествовала, всегда хочу вернуться в Самару и на любимую набережную Волги.
Это мой любимый город. Училась в плановом институте. Очень хочется там жить...
Anton, я была в Оренбурге, именно он вызвал гнетущее впечатление. А в Самаре жизнь кипит. И вообще, люди, где вы видите мусор,грязь? По каким притонам ходите?
Марина, везде, кроме центра города :)
Марина, через дворы современных домов, примерно середины нулевых постройки, недалеко от Авроры (точные улицы сейчас не подскажу, не выход на ул. Авроры буквально в одном квартале был) - все дворы грязнющие, огромные лужи, дыры в асфальте, возле мусорок асфальта и вовсе нет. ладно бы один такой двор был, но, проходя с десяток кварталов (партизанская, аэродромная), ситуация была не лучше. так что едва ли всё отреставрировали, скорее центр облагородили (впрочем, куча фасадов всё ещё были завешаны муляжными бумажками с изображением домиков)
Самара - родной город, и я его очень люблю, конечно.
Идея вообще была изначально очень неплохая - город обращён к Волге фасадом, а сливы и стоки идут в основном в Самарку. Мосты строить через Самарку было, видимо, лень (да и кому нужна загаженная река?). Вот и развивался город в узком клине с углом 30 градусов между Волгой и Самаркой. Соответственно, получился (не мог не получиться) градостроительный кошмар. И пробки при таком плане города - это явление вполне закономерное. По-моему только в Самаре при назначении гл. архитектора ему присваивается автоматически воинское звание полковник.
А как же Заволга, эта замечательная страна, появляющаяся летом и исчезающая осенью?
Ещё в Самаре интересно используют слово "город", подразумевая историческую его часть.
Многоэтажки действительно сильно нарушают атмосферу старого города, хот о ней особо никто и не заботится. Малоэтажные здания выглядят по-человечески разве что на Ленинградке, чуть в сторону отойдёшь, уже полуразвалившиеся домики, от которых прям веет наплевательским отношением хозяина (или муниципалитета. если там живут люди преклонного возраста).
Самара - Москва : 18 рейсов в день
Самара - СПб - 4 рейса в день
Зарубежка прямые: Стамбул, Дубай, Прага, Хельсинки, Баку, Ашхабад, Ош, Худжанд, Бишкек, Ереван, Ташкент, Алматы, Ираклион (летом на регулярке),
Это не считая чартеров. Зарубежка - допандемическая. После - эти направления восстановятся. Может еще откроют мучительный: Самара - Париж, Цюрих
Была лет 15 назад, город очень понравился, особенно была восхищена художественным музеем.
Андрей, уже 35
Kipperleader, она далеко от них живет, в старом городе, местные выбираются в спальные районы, только в ТЦ, причем не дальше пятака Московского шоссе, особенно приезжие, они Самару знают только по мини старому центру или окраинам, типа Кошелева, Южного. Особенно если нет детей, потому что с их появлением начинаешь ценить спальники с их муниципальными 2 садами и школой в каждом дворе, где всегда есть места и куча бесплатных кружков, чем новые микрорайоны и старый город похвастаться не могут, увы.
Я жил в Самаре с 09.07. 2007 года по 31. 03 2011 года. Мне понравился климат, город и люди!!!