Чему учатся дети в предпринимательских классах московских школ
Если ребенок перепродает пирожки из столовой, может достать другу брендовые кроссовки и не дает списывать бесплатно, возможно, он будущий предприниматель.
Таких детей ждут в предпринимательских классах, которые открыты в школах Москвы. В них школьники получают бизнес-образование параллельно с обычным, базовым: углубленно изучают несколько предметов, учатся выстраивать бизнес-процессы и работать в команде, участвуют в семинарах и тренингах с представителями крупных компаний, разрабатывают и даже иногда запускают свои первые стартапы.
Я несколько лет была учителем экономики в московской школе и работала с детьми в предпринимательском классе. Подробнее расскажу о том, какие требования предъявляют к ученикам, которые хотят в них учиться, что за нагрузка им предстоит и как с ней обычно справляются старшеклассники.
О чем вы узнаете
- Что такое предпринимательские классы и зачем они нужны
- Чем программа предпринимательского класса отличается от обычной
- Что изучают дети и как все организовано
- В каких школах открывают предпринимательские классы
- Как понять, нужен ли ребенку предпринимательский класс
- Как поступить в предпринимательский класс
- Что я думаю об эффективности проекта и какие вижу недостатки
Что такое предпринимательские классы и зачем они нужны
Проект «Предпринимательский класс в московской школе» запустили на базе обычных учебных заведений в рамках предпрофессионального образования детей. К предпрофессиональным относятся также медицинские, инженерные, психолого-педагогические, кадетские, медиа- и ИТ-классы. Такая подготовка нужна для того, чтобы дети могли получше узнать профессию, которая кажется им интересной, и при поступлении в вуз или колледж сделали более осознанный выбор. Это образование школьники получают последние два года в школе.
Предпрофессиональные классы набирают с 2015 года. Первые предпринимательские появились в Москве в 2020 году. Классы открывают в обычных школах, где есть педагоги с подходящими компетенциями и минимум 22 желающих в них учиться. Предполагаю, что, если проект покажет себя успешно, его распространят по всей стране.
Задача предпринимательского класса в том, чтобы сформировать у школьников бизнес-мышление и подтолкнуть их к разработке и запуску собственных проектов . Но это в идеале. Конечно, не все выпускники сразу после школьной скамьи создадут свой Яндекс. Тем не менее знания бизнес-процессов у них будут: образовательная программа включает знакомство с финансовыми продуктами и услугами, возможностями для открытия своего дела, работу с нормативными документами для бизнеса, финансовый и инвестиционный анализ. Это может пригодиться.
В мое время таких возможностей не было, но я была бы рада пойти в институт с хорошей базой. Да и не всегда знаешь, как сложится жизнь и чем в итоге будешь заниматься.
Чем программа предпринимательского класса отличается от обычной
Расписание. Образовательная программа будущих предпринимателей узко специализирована: базу, которую проходят дети в обычных классах, дополняет большой блок с бизнес-составляющей и изучение трех предметов углубленно. Это математика, обществознание и иностранный язык.
От профильных классов все предпрофессиональные и предпринимательские в частности тоже отличаются: в них тесно работают с партнерами проекта — вузами и организациями. То есть дети получают образование в том числе за пределами школы. В то время как, например, в профильном социально-экономическом классе дают только углубленные знания по предметам в рамках своего учебного заведения и не предполагают практико-ориентированных учебных курсов где-то еще.
Количество академических часов по математике, обществознанию и инязу в неделю в обычном и предпринимательском классе
Предмет | Базисный учебный план по ФГОС | Учебный план предпринимательского класса |
---|---|---|
Математика | 4 часа | 7 часов |
Иностранный язык | 3 часа | 5 часов |
Обществознание | 2 часа | 4 часа |
Количество академических часов по математике, обществознанию и инязу в неделю в обычном и предпринимательском классе
Математика | |
Базисный учебный план по ФГОС | 4 часа |
Учебный план предпринимательского класса | 7 часов |
Иностранный язык | |
Базисный учебный план по ФГОС | 3 часа |
Учебный план предпринимательского класса | 5 часов |
Обществознание | |
Базисный учебный план по ФГОС | 2 часа |
Учебный план предпринимательского класса | 4 часа |
Бизнес-блок позволяет детям познакомиться с азами предпринимательской деятельности и поработать над собственным проектом. Школьники узнают, что такое инвестиции и рентабельность бизнеса, учатся прописывать бизнес-план, составляют договоры, соглашения и контракты, осваивают навыки продвижения и продажи товаров и услуг и многое другое.
Вот что входит в бизнес-программу:
- Дополнительные блоки по различным предметам. Так, на математике дети изучают эконометрику , на уроках истории знакомятся с историей предпринимательства в новейшее время, а на инязе начинают осваивать бизнес-английский.
- Учебные курсы по экономике и основам предпринимательской деятельности.
- Курс по лидерству и командообразованию.
- Программа профессиональной подготовки в колледже по профессии «Агент банка», которая позволяет работать менеджером по продаже банковских услуг.
- Мероприятия вузов-партнеров. Среди них — предпрофессиональный практикум, проектно-исследовательские каникулы «Школа экономики и предпринимательства» и другое. В основном программа в учебных заведениях сводится к разработке бизнес-идей и проектов.
- Мероприятия в организациях-партнерах. Это, например, бизнес-тренинги от ведущих предпринимателей.
Вузов — партнеров проекта сейчас четыре: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН.
Нагрузка. Согласно школьному санпину 2023 года, учебная нагрузка в 10—11-х классах не должна превышать 34 часа в неделю. Вписать в них весь курс предпрофподготовки невозможно: он довольно обширный. В базовую программу интегрируют изучение дополнительных тем по углубленным предметам и основы предпринимательской деятельности. Что-то дети проходят после основных занятий на дополнительных и на внеурочке. Например, проектно-исследовательские каникулы в вузе и курс по лидерству и командообразованию в школе идут как внеурочная деятельность.
Если представить, что ребенок посещает все, что нужно, недельная нагрузка у него выглядит так: 34 обязательных урока, 3 часа внеурочки в школе, в среднем 2 часа в вузе, 2 часа в колледже и на предприятиях. Итого на учебу нужен 41 час без учета времени на выполнение домашней работы, посещение каких-то секций, кружков или занятий с репетитором, дорогу в школу и домой.
Как педагог, который работал с детьми в предпринимательском классе, скажу честно: многим выдержать такую нагрузку непросто. Мои ученики выходили из школы в шесть часов вечера и были очень уставшими. Аналогичная история у учителей: они после 7—8 уроков ведут внеурочную деятельность, ходят на совещания, сопровождают детей на мероприятия по профпредподготовке. Как следствие, часто бывают измотаны.
Что изучают дети и как все организовано
На примере своего опыта работы в предпринимательском классе расскажу, как все реализуется на практике и что в образовательной программе нравится детям.
Учебный курс по экономике включает в себя ключевые темы — от основ экономической науки до устройства мировой экономики. Дети изучают конкуренцию, виды рынков, узнают про занятость и безработицу. По сути, примерно то же самое проходят все школьники, но не так подробно.
Основы предпринимательской деятельности — это погружение в инструменты маркетинга и технологии продаж, управление финансами и инвестициями, основы бизнес-моделирования и культуру предпринимательства. Темы выходят за рамки школьной программы и действительно становятся изюминкой расписания ученика предпринимательского класса.
Преподавание предмета в школе чаще всего ложится на плечи учителей истории, обществознания или — как было в моем случае — экономики. Не все педагоги-предметники глубоко погружены в бизнес-повестку и на первых порах не всегда понимали, что конкретно давать детям.
Когда я увидела в своем расписании эту дисциплину, начала искать учебники и материалы для уроков — но не нашла их. Благо я экономист по образованию и у меня есть смежные знания: я по кусочкам собрала для себя рабочие материалы и использовала их в школе.
Среди моих находок для работы с детьми были несколько печатных изданий и ютуб-каналы. Например, я считаю, что книга Андрея Андрусова «Твой первый бизнес, или Как запустить предпринимательский проект еще в школе» может стать настольной для педагога. Она же поможет ребенку в самостоятельной работе.
На канале «Простая экономика» много крутых видео на разные экономические темы. Мы с детьми смотрели про то, как доллар стал мировой валютой. Канал «Истории компаний» тоже кажется мне очень познавательным: всегда интересно, как появились мировые имена и бренды, такие как Amazon, Nike, Apple. Как-то в качестве домашнего задания мои ученики смотрели ролик о продавце посуды, который влюбился в кофе Starbucks и вырастил из одной маленькой кофейни всемирно известную сеть.
Моим ученикам нравился этот предмет. Подростки любят взрослые темы, которые касаются денег, уже могут порассуждать о спросе и предложении, так как сами активные потребители, и задумываются о том, как можно улучшить тот или иной продукт. Кроме того, школьников привлекает все нестандартное на уроках — а мы с ними устраивали брейншторм идей для бизнес-проектов, рисовали логотипы своих компаний, продумывали возможные расходы.
Курс внеурочной деятельности по лидерству и командообразованию нацелен на то, что дети прокачают коммуникацию, научатся решать проблемы сообща, оценивать возможности команды и делегировать задачи. Его в школах часто ведут учителя истории или обществознания. У нас вел психолог.
Программа подготовки по специальности «Агент банка» позволяет школьникам освоить навыки менеджера по продаже банковских услуг. Агент банка презентует их клиентам, заключает договоры, проводит депозитные операции.
Это обучение дети из предпринимательских классов проходят в колледже. В конце им выдают свидетельство о получении профессии. Такая корочка — дело классное: с ней можно подрабатывать летом не в кафе, а в банке. И в целом это может оказаться отличным стартом для будущей работы в финансовых организациях.
Но опять же на обучение уходит 2—3 часа в неделю — с учетом остальной нагрузки для детей многовато. Кроме того, не всем везет с подачей материала. Например, в моем классе преподаватель колледжа выдавал ученикам обычные лекции-монологи. Им было скучновато.
Проектная деятельность считается одной из ключевых, поэтому ей уделяют много времени и внимания. Дети штурмуют бизнес-идеи и разрабатывают свои первые проекты на многих площадках и с разными наставниками. Например, для этого проводят Школу экономики и предпринимательства, занятия с педагогом в вузе и в Молодежной школе управления MOS.МШУ.
Кроме того, проектная деятельность как предмет сейчас появляется в школьном расписании независимо от того, предпрофессиональный класс или обычный. Поэтому многие ученики предпринимательских классов готовят свои проекты и в школе.
Когда мы с ребятами приехали в РУДН — вуз не партнер проекта, но иногда к участию в нем привлекают и другие учебные заведения, — там тоже готовили проект, хотя рассчитывали на другую программу. В расписании было заявлено много интересных активностей. Например, семинары, мастер-классы и индивидуальные консультации по корпоративному праву и интеллектуальной собственности.
С одной стороны, здорово, что ребята активно готовят проекты и могут научиться разрабатывать бизнес-планы. Но с другой — есть ощущение, что проектной деятельности в жизни школьников иногда слишком много.
Тем не менее дети справляются и часто радуют хорошими идеями. Мне запомнился проект сникершопа — магазина по перепродаже кроссовок. Правда, его автор сначала запустил этот бизнес в реальности, а потом написал под него проект в школе. Но я думаю, неважно, что за чем последовало. Учеба в предпринимательском классе помогла школьнику структурировать свои идеи и стратегии. Жалко, что в итоге дело пришлось свернуть из-за перебоев с поставками.
Также мои ученики предлагали обустроить сеть санитарных остановок для туристов, разработать приложение для поиска дизайнеров по принципу «Тиндера». Некоторые создавали проекты MVP — minimal viable product, «продукта с минимальным набором функций». Например, автоматической кормушки или прототипа очистителя водоемов из подручных материалов.
Чтобы начать свое дело, детям часто не хватает взгляда со стороны и поддержки, им трудно разобраться в подаче заявки на грант и привлечь финансирование, но большинство их проектов жизнеспособны и вполне могли бы приносить пользу.
Встречи с предпринимателями и представителями коммерческих компаний проводят в формате бизнес-тренингов, экскурсий, семинаров. Как правило, их рекомендуют к посещению, а дети и учителя могут выбрать, что именно им интересно. Но минимум 5 часов в год этому нужно уделить.
Мы с учениками побывали в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей, в Сбере и Центральном банке РФ. В июне 2023 года ВШЭ проводила семинар с участием представителей таких компаний, как «Вкусно — и точка», LAB Industries, «Перекресток», и других. Гости рассказывали о том, как российским брендам адаптироваться к изменениям на рынке и развиваться. Обычно дети охотно участвуют в подобных мероприятиях, потому что встречи с представителями бизнеса их вдохновляют.
Однажды я пригласила выступить перед ребятами свою подругу и предпринимателя Елизавету, которая рассказала о своем маленьком бизнесе. Она училась на социолога, потом — на рекламу и пиар, а в итоге открыла свое дело: начала варить свечи и запустила небольшой свечной завод. Лиза считает предпринимательские классы нужными. Она призналась, что создавать бизнес с нуля очень трудно и ей было бы полезно обучиться азам в школе.
Презентацию для ее выступления перед учениками мы подготовили вместе: я хотела, чтобы она рассказала детям про бизнес-план реально работающего проекта. Школьники выслушали ее рассказ, а в конце познакомились с ароматами свечей и задали вопросы о бизнесе. Например, им было интересно, чем Лиза вдохновилась, запуская свое дело, и сколько стоит изготовление одной свечи. Также у моих учеников были идеи, как можно расширить ассортимент. Они предложили изготовить продукт для детей и родителей, чтобы те зажигали свечи, когда читают сказки.
Предпрофессиональный практикум обычно проводят вузы — партнеры проекта.
Во время таких занятий детей готовят к предпрофессиональному экзамену «Интеллектуальный мегаполис», в котором участвуют все ученики предпринимательских классов . Конкурс дает возможность продемонстрировать, насколько хорошо школьник изучил экономику и основы предпринимательства.
Победители и призеры «Интеллектуального мегаполиса» получают дополнительные баллы к поступлению. Например, «Вышка» дает 8 и 6 баллов соответственно, а университет имени Г. В. Плеханова — 3 балла всем, кто попал в число лучших.
В каких школах открывают предпринимательские классы
Чтобы в школе открылся предпринимательский класс, она должна отвечать определенным критериям:
- Минимум 22 школьника подали заявление на обучение в предпринимательском классе.
- Эти дети добились высоких академических результатов: получили оценки не ниже четверки на государственной итоговой аттестации по математике, обществознанию и иностранному языку или успешно прошли независимую диагностику в формате ОГЭ в Московском центре качества образования.
- В школе работают квалифицированные педагоги по трем профильным предметам. Квалификацию могут подтвердить сертификаты о прохождении диагностики в формате ЕГЭ на высоком или экспертном уровне или документы об окончании курсов повышения квалификации. Кроме того, учителя математики, обществознания и иностранного языка должны выпустить минимум два одиннадцатых класса.
Если в школе учатся победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады, а также конференции «Наука для жизни» и конкурса «Интеллектуальный мегаполис», это тоже будет плюсом.
Когда проект зарождался, предпринимательские классы открыли в десяти московских учебных заведениях. Сейчас таких школ уже 210. На сайте «Школа.Москва» есть интерактивная карта, где отмечены все.
Как понять, нужен ли ребенку предпринимательский класс
Я считаю так: если ребенок инициативный, думает, как лучше потратить свои сбережения, накопленные с карманных денег, продает в школе жвачки и создает что-то своими руками, это уже хорошее основание, чтобы поступать в предпринимательский класс.
Поэтому главное, что я бы посоветовала, — для начала оценить личностные качества ребенка. Как мне кажется, ключевые предпринимательские черты такие:
- решительность;
- креативность;
- смелость;
- ответственность;
- любовь к расчетам;
- самоотдача;
- общительность.
И еще, я думаю, нужно обязательно поговорить с подростком. Вы можете сделать это в свободной форме, но, как вариант, разговор родителя с будущим десятиклассником может включать следующие вопросы:
- Интересно ли тебе, как работают банки?
- Хочешь ли ты узнать, как построить бизнес?
- Есть ли у тебя идеи для своего дела?
- Следишь ли ты за новостями о курсе валют?
- Любопытно ли тебе узнать, как устроены инвестиции?
- Знаешь ли ты какие-то успешные компании?
Если ответы положительные, это здорово: перед вами потенциальный предприниматель.
Можно попробовать и тесты на профориентацию, но я бы не стала сильно им доверять: иногда они дают почву для излишнего анализа и рефлексии.
Как поступить в предпринимательский класс
Выпускники девятых классов могут поступить в предпринимательский класс любой московской школы. Для этого нужно подать письменное или электронное заявление. Если такой класс есть в школе, в которую ходит ребенок, достаточно написать заявление на имя директора. Форму учебные заведения разрабатывают самостоятельно и публикуют на своем официальном сайте. Если ученик приходит из другой школы, заявление должны подать его родители на портале mos.ru. Можно заявиться в несколько учреждений, а потом выбрать самое подходящее.
Приемная комиссия учитывает:
- Результаты ОГЭ по математике, обществознанию и иностранному языку — оценки должны быть не ниже четверки.
- Дополнительные баллы за победу и призовые места на олимпиадах и в творческих конкурсах, которые входят в федеральный перечень олимпиад.
- Другие достижения, например опыт волонтерства, успехи в спорте и творчестве. Эти данные есть в портфолио ученика в МЭШ. Если ребенок обучался в этой же школе, дополнительно представлять его не нужно. Если ребенок из другой школы, можно сделать PDF-выгрузку из портфолио и приложить к заявлению.
Приемная кампания обычно проходит в два этапа. Первый стартует 20 мая и завершается не позднее 5 июля текущего учебного года. Второй при наличии свободных мест продолжается до 21 августа. Лучше проверять актуальные сроки на сайте нужной вам школы: они могут меняться.
Если ребенок очень хочет в предпринимательский класс, но его оценки не позволяют пройти отбор, можно попробовать подтянуть знания за лето и пересдать экзамен в формате независимой диагностики. Но стоит учитывать, что предприниматели проходят усложненную программу и успевать по ней бывает непросто. Кроме того, выпускники такого класса сдают ЕГЭ по профильной математике, иностранному языку и обществознанию и результаты минимум у 70% детей должны быть положительными.
Что я думаю об эффективности проекта и какие вижу недостатки
Я не знаю наверняка, как все организовано в каждой из школ, но все-таки думаю, что ситуация везде примерно одинаковая, поэтому хочу отметить минусы проекта. Вот в чем они заключаются.
К детям предъявляют завышенные требования. Фразу «Ты же предприниматель» ученики слышат постоянно. От них ожидают отличных результатов в учебе и серьезной осознанности, но в этом возрасте ребенок может увлекаться многим и искать себя. Даже если он выбрал предпринимательский класс, это не означает, что ему захочется связать свою жизнь с бизнесом.
Кроме того, школьники сталкиваются с повышенной нагрузкой и над ними постоянно висит дамоклов меч, что, если они не будут успевать, их переведут в обычный класс. Я не понимаю, зачем так перегружать детскую психику.
В учебе возможен перекос в сторону профильных предметов. Бизнес может быть связан с биологией, ИТ, инженерией и чем угодно, но ребятам из предпринимательских классов иногда дают установку на то, что биология, информатика, физика и другие дисциплины — второстепенные. Мне кажется, это неправильно.
Есть дефицит учебных материалов. Я столкнулась с тем, что готовых пособий по преподаванию основ предпринимательской деятельности нет. Так как проект предполагает повышение квалификации учителей в университетах, записалась на учебу в вуз. Но курсы показались мне малоинформативными: я ожидала получить материалы, презентации и кейсы, которые смогу отработать с детьми, а вместо этого мы подробно обсуждали, чему в итоге они должны научиться.
Возможно, сейчас все уже адаптировались и поставили преподавание на рельсы, но я свои материалы для уроков собирала по крупицам. Кстати, узнала со временем, что один из партнеров проекта все-таки разработал учебные материалы для учителей. Правда, насколько мне известно, школы могли получить к ним доступ в порядке госзакупок, следовательно, для этого надо было выложить какую-то сумму.
Организация бизнес-тренингов иногда оставляет желать лучшего. Во-первых, число мест на них ограниченно, при этом ссылку на запись для участия могут выложить во время уроков — пока возьмешь телефон в руки, все уже занято. Во-вторых, бывает, что у встречи нет дорожной карты — трудно что-то распланировать. Кроме того, спикерам не всегда ставят четкие задачи, о чем говорить с детьми.
На плечи учителей ложится слишком большая нагрузка. У них и без того 30 уроков в неделю, дополнительные занятия, проверка домашней работы, а тут еще надо вникать в проекты, изучать основы предпринимательства и профильную экономику. Мало в какой профессии встретишь такую многозадачность. Из-за объема работы, которую должен сделать педагог, иногда страдает качество. И несмотря на это, я считаю, что наши педагоги — сверхлюди.
Резюмируя, скажу: глобально смысл предпринимательских классов в том, чтобы дети получили профильные знания, смогли проявить себя на городских конкурсах и олимпиадах, больше узнали о возможностях предпринимательства и познакомились с экспертами в этой сфере, а также задумались о собственном бизнесе. С этими задачами проект справляется. Кроме того, по моим наблюдениям, более половины выпускников предпринимательских классов после школы идут в экономические вузы на разные специальности. Считаю, что это хороший показатель эффективности проекта.
Но не стоит ждать, что каждый ребенок, который прошел предпрофподготовку, начнет свое дело и будет успешным. Люди становятся предпринимателями по внутреннему импульсу. А предпринимательский класс в лучшем случае дает классную базу знаний, но это не инкубатор предпринимателей и не должен им стать.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety