Запускаем сериал о путешествии: читатель Т—Ж едет через всю Россию на авто
Т—Ж запускает новый проект — сериал о путешествии читателя из Москвы во Владивосток и обратно на автомобиле.
Денис Митрофанов на два месяца отправился в поездку через всю Россию и планирует писать о ней прямо во время путешествия. Каждую неделю наш автор будет публиковать отчет и рассказывать обо всем, что происходит в пути, какие регионы и города он проезжает, что видит и какие сложности встречаются на его пути.
Денису 32 года, он из Москвы, до недавнего времени работал в сфере охранного видеонаблюдения. В путешествии он посетит самые красивые места России и посмотрит максимум достопримечательностей. Поездка продлится почти два месяца: с 29 июля по 26 сентября. Денис путешествует на своем автомобиле Опель Астра H в одиночку, возможно, будет брать попутчиков. На все путешествие планирует потратить 180 000—300 000 ₽.
В первой статье: про идею, маршрут, подготовку к поездке длиной в два месяца и ожидания от путешествия.
С чего все началось
Идея проехать через всю Россию на машине появилась у меня лет 8—10 назад, после первых дальних путешествий на авто и нескольких поездок за границу. В какой-то момент я купил карту мира метрового размера и начал наклеивать на нее стразы в тех местах, где побывал. Однажды я оглядел на карте всю нашу страну от одного края до другого и понял: хочу такую поездку.
Несколько лет это так и оставалось мечтой. Но в феврале 2021 года я понял, что полностью выгорел на работе. Мне стала противна даже мысль о том, что на следующее утро надо встать и идти в офис. Наложившаяся анемия, последствия ковида и стресс только усугубляли дело. Я принял очень сложное решение уйти из компании по поставкам охранного видеонаблюдения, где проработал почти 10 лет и прошел путь от ремонтника до бренд-директора. Возня с увольнением растянулась до мая — в этом месяце я уже стал свободным.
У меня были накопления, большое желание не делать ничего и отложенные мечты. Одна из них как раз поездка Москва — Владивосток — Москва. Стало понятно, что сейчас лучший момент: нет кредитов, семьи, обязательств, зато много свободного времени, которое можно уделить мечтам.
Я очень люблю водить: объехал Подмосковье, несколько раз ездил в Питер, Минск, Ригу. Путь из Москвы во Владивосток казался окутанным неким флером романтики, этаким венцом автотуризма. Идея ощущалась огромной, пугающей, но в то же время многогранной и привлекательной. Поездка волновала масштабом, длительностью, финансовыми затратами, возможными происшествиями. Возникал вопрос: хватит ли у меня сил проехать такой километраж в одиночку? В то же время это был вызов самому себе как путешественнику.
До этого самая длинная поездка на авто у меня была из Москвы в Днепр. Это чуть больше 1000 километров, я проехал их за день и чувствовал себя неплохо. Самая дальняя точка на востоке страны, где я был, — Казань. Все, что находится дальше, вызывало любопытство.
Мне нравится водить авто, особенно на дальних перегонах, где движение более размеренное. Это своего рода медитация и возможность покрутить в голове разные идеи. Думаю, что в поездке их появится достаточно. Предполагаю, что мое путешествие — отличный способ перезагрузки, выход из состояния выгорания. Верю, что в процессе я увижу или придумаю какое-то новое направление своей жизни и дальнейшей деятельности.
Со школьных уроков географии мы слышим, что Россия — самая большая страна мира, и я хочу этот масштаб прочувствовать. Посмотреть, как там в других городах, которые я видел только на картинках или названия которых читал на картах. Убедиться, что у нас есть уникальные места, которые лучше многих на планете, и чтобы слова «Алтай», «Байкал», «Саяны», «Владивосток» из отвлеченного набора букв превратились для меня в реальность.
Маршрут
Места, которые я хотел увидеть, выбирал по рассказам путешественников, например в Т—Ж. Еще задавал вопросы на «Пикабу», спрашивал у Гугла про самые красивые места в России и пробовал вписать их в маршрут. Еще я несколько лет делал подборку интересных мест в записной книжке и «Инстаграме» — там их было 70, и к ним добавились те, что советовали мне другие путешественники.
- 60 дней
Я прикинул, что ехать по России придется почти ежедневно, и силы для этого марафона надо распределить. Разбил маршрут так, чтобы выходило не больше 700 километров в день. Я не собирался следовать железному плану, а хотел чаще действовать по ситуации: в конце концов, я исполняю мечту и хочу путешествовать круто и драйвово, а не со спичками в глазах отмечать галочками города.
Для построения маршрута я использовал Яндекс и «Гугл-карты», после чего сводил результаты в таблицу.
Самыми важными точками на своем пути я выбрал:
- Екатеринбург. Понравились фото, это большой и интересный город, о нем много хороших отзывов.
- Алтай. Все покорены его красотами, а про Чуйский тракт вообще говорят с придыханием. Фото меня впечатлили не меньше.
- Красноярск и Саяны. Рекомендации друзей и непередаваемое величие гор.
- Байкал. Тут без комментариев.
- Владивосток. Мне он представляется как очень энергичный, живой город с живописным рельефом, интересной историей и не менее интересными местами вокруг.
Подробный маршрут вышел таким: Москва — Чебоксары — Набережные Челны — Ижевск — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Чемал — Ая — Артыбаш — Акташ — Чибит — Бийск — Ачинск — Красноярск — Саяно-Шушенская ГЭС — Абакан — Ергаки — Красноярск — Тулун — Иркутск — Ольхон — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — Уссурийск — Владивосток — Хабаровск — Ерофей Павлович — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Канск — Кемерово — Новосибирск — Горно-Алтайск — Омск — Челябинск — Таганай — Сатка — Уфа — Казань — Нижний Новгород — Москва. Во Владивосток планирую прибыть 4—5 сентября — чуть больше чем через месяц после старта из Москвы.
- 40
Моими друзьями на этом пути должны стать гостиницы, отели, хостелы, которые я буду бронировать за день-два до приезда. На трассе останавливаться не планирую, за исключением, может быть, перегона Чита — Хабаровск: уж больно он длинный — около 2100 километров. Может быть, разок попробую поспать в машине для ощущений. В природных местах буду решать на месте, заселяться на базу или размещаться в палатке.
Бюджет
Вопрос про деньги волновал всех, кто узнавал о моем путешествии, и, конечно, меня самого. Я решил установить план по расходам 3000 ₽ в день: 1000 ₽ — на бензин, 1000 ₽ — на отель, 1000 ₽ — на еду и разные мелочи. На 60 дней получалось 180 000 ₽.
- 3000 ₽
Потом я подумал, что раз это мечта, то пусть будет мечтой, а не строгими рамками. И решил, что не буду себе отказывать, если захочется кофе сверх бюджета или отель с хорошим рейтингом подороже. Так что сейчас моя вилка расходов — 180 000—300 000 ₽.
Подготовка
Чем ближе лето шло к экватору, тем активнее я готовился. Мой Опель — это седан с механикой, 140 л/с. Для дальних поездок машина вполне комфортна, разве что спать в ней совсем неудобно: разложить сидения полностью и вытянуть ноги в багажник нельзя. Спать можно либо отклонив переднее кресло назад, как у зубного врача, либо подогнув колени на заднем сиденье.
Перед поездкой загнал машину на техобслуживание в сервис, куда езжу регулярно, и обрисовал ребятам ситуацию. Сказал, что если я сломаюсь под Читой, то это будет на их совести. Посмеявшись, они сделали регулярное обслуживание, проверили все и выдали вердикт: можно ехать. С собой я закупил расходники: масло, воздушный и масляный фильтры. Не хочу искать их по дороге, а в пути мне придется пройти еще одно техобслуживание — через 10 тысяч километров.
Ежедневно я прокручивал в голове разные ситуации и постепенно составил список того, что необходимо взять с собой. Интересно, что чем больше путешествуешь, тем больше электроники требуется. Сейчас со мной едут два телефона — один как навигатор, второй как фотоаппарат и мессенджер, антирадар с регистратором, дрон, GoPRO, ноутбук, монопод, несколько пауэрбанков с кучей аксессуаров, зарядок и проводов к ним.
Из еды я захватил залежавшуюся дома тушенку, надеюсь, хоть в этот раз в горах настанет ее шанс. Купил конфеты, орехи, сушки, крупы, воду, запас яблок и огурцов на пару дней, чай, одноразовую посуду, кипятильник с чашкой и ложкой. Все время преследовала мысль: «Зачем столько брать, купишь необходимое в пути, если реально будет нужно». Но отгоняла ее другая мысль: «Можно не тратить в дороге время и деньги и избегать риска, что не найду чего-то важного».
Большинство вещей у меня уже были. Иногда мы с друзьями сплавляемся по рекам, поэтому походный список тоже был почти весь. Докупить пришлось набор походной посуды на одного: небольшую кастрюлю и сковородку, чтобы быстрее готовить, горные кроссовки Outventure и мембранную куртку Columbia. Одежду приобрел почти случайно. Зашел за заказом в «Спортмастер», увидел и подумал: «Хм, у меня этого нет, вдруг пригодится».
Расходы при подготовке к поездке — 22 655 ₽
Техобслуживание | 12 707 ₽ |
Запчасти для авто | 2911 ₽ |
Еда | 932 ₽ |
Походная посуда | 805 ₽ |
Кроссовки по акции | 1800 ₽ |
Куртка по акции | 3500 ₽ |
Расходы при подготовке к поездке — 22 655 ₽
Техобслуживание | 12 707 ₽ |
Запчасти для авто | 2911 ₽ |
Еда | 932 ₽ |
Походная посуда | 805 ₽ |
Кроссовки по акции | 1800 ₽ |
Куртка по акции | 3500 ₽ |
Помимо материальной была еще подготовка виртуальная. Необходимо было подключить новый тариф для телефона-навигатора с большим количеством гигабайтов, подключить тариф Pro для банковской карты, чтобы получать больший кэшбэк, завести карту Drive, чтобы вернуть 10% расходов на топливо — одну из самых затратных, на мой взгляд, статей поездки. Для навигации в дороге — скачать «Яндекс-карты», а для пеших прогулок — загрузить атласы карт в Maps.me и Osmand. Еще — обновить базу антирадара, установить ПО на ноут для обработки видео и найти, где сделать ТО по маршруту.
Я собирался скачать обучалки на телефон: курсы английского, лекции по психологии, которые скидывали знакомые, и интервью Дудя. Но в итоге так этого и не сделал, но пока не пожалел. Я даже не всегда музыку слушаю за рулем: мне не скучно.
Поиск попутчиков
Те, кому я рассказывал о поездке, делились на два типа: «Вау, как круто!» и «Делать тебе нечего, слетай на Мальдивы». Среди первых я начал искать потенциальных партнеров, но большинство отсеивались из-за длительности поездки. Почти никто не может оставить дом на такой срок даже с удаленной работой. У нескольких человек даты моего путешествия наложились на даты их поездок, поэтому они не смогли.
Я посмотрел профильные группы по поиску попутчиков во «Вконтакте» и написал некоторым путешественникам в «Инстаграме». Все они отказались по разным обстоятельствам. Но поскольку я и так опасался звать незнакомых людей в столь долгую поездку с совместным пребыванием 24/7 и стрессовыми ситуациями, то особо не переживал.
Были мысли брать попутчиков, чтобы компенсировать расходы на бензин, но потом я решил, что собственный комфорт и гибкость планов дороже.
Возможно, в процессе путешествия кто-то из друзей присоединится ко мне на часть маршрута, я со всеми на связи.
Что дальше
Есть небольшой мандраж, нетерпение перед стартом и любопытство: «А что там впереди?» Нет каких-то опасений перед дорогой, людьми и возможными сложностями. Есть уверенность, что все будет хорошо. Впереди ждут бескрайние просторы, красоты, которые раньше видел только на фото, роадтрип, как в кино, новые впечатления и ощущение счастья.