![«Система безопасности банка сломалась, и нужно защитить деньги»: как выманивают коды из смс](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/in-sms-code-fraud.3n3jpx..jpg)
«Система безопасности банка сломалась, и нужно защитить деньги»: как выманивают коды из смс
Настораживающие истории читателей
Мошенники предупреждают, чтобы мы никому не сообщали смс-код — конечно, кроме них.
А им он очень нужен — якобы для нашей же пользы. Ведь без него они не смогут защитить наш счет, выдать кредит или оплатить покупку на «Авито». Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как у них пытались выманить код из смс и чем это закончилось.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-01.nr4hxy..png)
Называют точные суммы на дебетовой и кредитной картах
Мне звонили от имени ВТБ, якобы была странная операция по переводу денежных средств. Притупило внимание то, что назвали остаток на дебетовой карте и доступный лимит на кредитной, а также время и суммы последних нескольких покупок, оплаченных обеими картами. А чтобы якобы карту заблокировать, код из смс надо было набрать в тоновом режиме, когда переключат на голосового помощника. В этот момент я отключилась.
Позвонила в банк — оказалось, номер, с которого мне поступил звонок, действительно принадлежит банку, но не используется для обзвона клиентов. Карты перевыпустила на всякий случай.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-02.rvfcdg..png)
Говорят, что код нужен, чтобы срочно защитить счет
Мне звонили «сотрудники банка» с предложением заблокировать счет из-за того, что с него пытаются снять 2000 ₽. Сотрудник Павел звонил с городского московского телефона и вызвал подозрение — спросил номер счета. Я сказал, что не помню, где договор. Он продиктовал мне весь номер карты и код на обратной стороне. Спросил, сколько у меня денег на счете. Я назвал приблизительную сумму. Он назвал мне точную до копеек. После получения точной информации о моих счетах у меня не возникло сомнения, что он и есть сотрудник банка.
Далее он меня переключил на другую сотрудницу, Екатерину. Она объяснила, что мне необходимо защитить свой счет и помочь выявить недобросовестных сотрудников банка. Она мне отправляла смс от имени банка и торопила назвать код, пока деньги еще не успели украсть. На мое предложение явиться в банк для защиты своего счета отказала, мотивируя тем, что я могу не успеть, так как наш диалог состоялся после 17:00.
Для выявления недобросовестных сотрудников договорились, что мне необходимо явиться в банк, оставаясь на связи, а она будет следить через видеонаблюдение за сотрудниками.
В банке мне дали понять, что я стал жертвой мошенников, и рекомендовали обратиться в полицию с заявлением. С моего счета пропали все деньги. Далее, недели через две, опять позвонил тот же Павел с московского городского номера с кодом 495, только номера были разные — я так понял, одноразовые. Звонил по тому же вопросу — защитить мой счет, но уже с тем, что я обязан это сделать. Ни один из номеров, с которых мне звонили, потом не отвечал.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-03.yhlrzi..png)
Утверждают, что без кода из смс перестанет работать система страхования вкладов
Мама открыла вклад в одном известном банке. Через несколько дней ей позвонили с мобильного номера и сказали, что система безопасности банка сломалась и нужно защитить деньги. Для их защиты нужно было сказать точную сумму на счете и код из смс. Причем, если срочно его не сказать, система обязательного страхования вкладов перестанет действовать. На этом мама положила трубку.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-04.oezl3i..png)
Уверяют, что код нужен, чтобы подтвердить заявку на кредит
Звонили мошенники под предлогом подтверждения заявки на кредит в Тинькофф Банке. Попросила продублировать информацию в чате техподдержки в приложении, нервная женщина на том конце телефона начала бомбить смсками с кодами подтверждения и уверяла, что пишет в чат и «не знает», почему мне приходят смс вместо сообщений.
Помурыжила ее немного и отключилась. Коды, конечно, не называла. Сразу передала в поддержку банка контакт дамочки и запросила проверку заявок на кредит на всякий случай — в Тинькофф их не было, а также кредитную историю — тоже чисто.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-05.blwiaz..png)
Пугают, что с карты якобы кто-то пытается снять деньги
Мне звонила некая женщина якобы из службы безопасности Сбербанка, причем со стационарного телефона. Тревожным деловым голосом сообщила, что с моей карты пытаются снять деньги в каком-то Зажопинске, и спросила, совершал ли я эту транзакцию. Ах, не совершали? Боже мой, это попытка мошенничества, сообщите нам цифры из смс, которое вам придет, мы спасем ваши деньги! Причем она знала мой номер и имя — может, в соцсетях где-то нашла.
Я был больной, но не тупой, и заторможено ответил, мол, ай-ай, конечно, ужас, согласен с вами, опасно, безобразие, но цифры не назову. Она устала говорить, сказала, что дальнейшую ответственность за мои деньги с себя снимает, я с этим согласился и повесил трубку :)
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-06.cccdfn..png)
Притворяются покупателями с «Авито» и заговаривают зубы
У меня лет пять назад мошенники выманили код с смс-паролем, я по неосторожности его сказала, не успев прочитать смс о том, что код сообщать нельзя.
Продавала платье на «Авито», позвонила девушка и сказала, что хочет купить, но она в другом городе и просит ей зарезервировать на два дня это платье. Сказала, что, как приедет, обязательно заберет его, а сейчас готова внести часть суммы, но, к сожалению, она в другом городе, находится в офисе и может перевести только через расчетный счет. Надо было лишь сообщить ей код, который придет на мой телефон. И так она долго пудрила мне мозги, а еще дети вечером носились, шумели и не давали сосредоточиться на разговоре, и я на автомате продиктовала ей код. Потом стали приходить смс, а она меня убалтывала и не давала возможности их прочитать. Тут до меня дошло, что что-то не так, я резко сбросила ее и увидела, что она вошла в «Сбербанк-онлайн» и уже деньги все списала — там было 23 000 ₽.
Я быстро стала звонить в банк на горячую линию, но, пока меня переводили с одного оператора на другого минут 10—15, время ушло. И я не смогла вернуть перевод.
Тем не менее я этих мошенников вывела на чистую воду. Боролась около трех лет:
- Писала заявление в полицию.
- Писала жалобу в прокуратуру о бездействии полиции, так как мое заявление просто потеряли и не возбудили уголовное дело.
- Писала в банк об отмене транзакции и еще кучу жалоб.
- Писала Грефу жалобу, что банк долго проводил расследование и не заблокировал перевод.
- В конце концов, подала в суд на Сбербанк.
- После шести процессов выяснила, куда ушли деньги и кому.
Оказалось, деньги ушли якобы пенсионерке в Ростовскую область, сын с невесткой ей пополняли счет и потом переводили от нее деньги. Всю сумму после решения суда мне за неделю вернули с процентами за пользование денежными средствами в течение трех лет.
Никогда не сдавайтесь — вода камень точит. Я из принципа решила до конца пойти и распутать это мошенническое преступление, так как правоохранительные органы у нас не хотят этим заниматься. Последний визит в полицию, наверное, никогда не забуду. Когда я пошла к начальнице отдела, чтобы выяснить, куда пропало мое заявление, она просто посоветовала забыть этот случай: «Как будто вы купили платье за 23 000 ₽ и нечаянно порвали на вечеринке». У нас, мол, убийства каждый день, наркомания, и вы тут со своим заявлением о 23 тысячах выносите нам мозг.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sms-code-fraud-07.clfo26..png)
Присылают смс-сообщение, которое приходит якобы от банка
Мошенники совершенствуются. Мне позвонили из «клиентской поддержки ВТБ» со стандартным вступлением. Я ради интереса решил проверить, насколько много мошенникам обо мне известно.
В качестве доказательства, что это звонок из банка, я попросил собеседника назвать мои полные ФИО — он назвал, потом дату рождения — тоже назвал, потом адрес — точно назвал оба адреса: прописки и фактический. То есть эти данные для мошенников не секрет. Впрочем, учитывая количество слитых баз, и не удивляет уже.
Срезался собеседник, только когда я попросил назвать последние четыре цифры номера любой из моих карт этого банка. Здесь он замешкался, но быстро нашелся: «Я не могу сообщать вам эти данные по открытой линии связи». Ну и в принципе бы не смог, так как ни одной карты этого банка у меня нет уже пару лет как.
После этого мошенник выбросил последний козырь: «Если вы мне не верите, я вам сейчас отправлю смс от банка с цифровым кодом». Сообщение действительно пришло и легло в ветку смс-переписки с настоящим банком. В общем, неподготовленного человека вполне могли бы и убедить.