Пушкин, нефть и колхозники: как все переплелось на выставке ковров в Москве
657

Пушкин, нефть и колхозники: как все переплелось на выставке ковров в Москве

Обсудить
Аватар автора

Маша Махова

рассмотрела все узоры

Страница автора
Аватар автора

Михаил Голденков

сфотографировал ковры

Страница автора

Полы и стены Всероссийского музея декоративного искусства застелили коврами — виной тому масштабный проект «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства».

К этой экспозиции музей готовился несколько лет, и вот наконец мечта сбылась: в семи залах расположились избранные произведения, созданные в главных центрах ковроткачества СССР. Всего 120 экспонатов: 60 выдающихся гобеленов и 60 эскизов со всей России, Кавказа и Средней Азии.

Вместо масляных красок и холстов здесь шерстяные нити и текстильные полотна — с узорами из нефтепровода, портретами известных людей, сюжетами об освоении Сибири и строительстве нового мира в советских республиках. Помимо разных творческих традиций — от курских до дагестанских — на коврах встречаются физкультурники, космические дали, Новая Москва, славянские львы и полярники с пингвинами.

Расскажу, зачем идти на выставку и на какие шедевры стоит обратить особое внимание.

Выставка «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства» в Музее декоративного искусства

Кураторы: Зулима Безирова
Кому понравится: почитателям народного творчества и любителям разглядывать узоры на коврах
Адрес: Делегатская, 3
Даты проведения: до 3 ноября
Часы работы: во вторник, среду, пятницу и воскресенье — с 10:00 до 18:00, в четверг и субботу — с 12:00 до 21:00
Цена билета: 400 ₽

Причина № 1

Ностальгия

Ковер — неоспоримый дизайн-код для людей советского и постсоветского времени. Он сближает даже больше, чем своеобразная любовь к панелькам и железобетонному забору ПО-2. Это теплый спутник детства и юности, который стал свидетелем сотни семейных историй. На его фоне делали праздничные снимки, он лежал на полу, занимал главное место в доме или бережно укутывал диваны, чтобы потом перейти по наследству.

Не одно поколение детей перед сном рассматривало висящий на стене ковер, мечтая пройти пальцем лабиринты узоров от края до края. Выставка в Музее ДПИ — их и ваш шанс. Приглашайте бабушек, дедушек, родителей и отправляйтесь гулять по залам всей семьей. Правда, руками экспонаты трогать все-таки не стоит — лучше используйте внимательный взгляд и фантазию.

Причина № 2

Многообразие ковров

Кроме знакомых орнаментов и мотивов посетители увидят, как менялось советское ковровое искусство, и совершат для себя немало открытий. Например, узнают, что туркмены-кочевники были одними из первых коврооткрывателей и в их юртах можно насчитать около ста вещей из ковровой ткани.

Не буду раскрывать все карты сразу, но вот несколько объектов из экспозиции, которые впечатляют как минимум фактом своего существования:

  • самый большой лот из коллекции музея размером 8,5 × 4,6 м;
  • серия «Времена года»: зима — с лыжниками, лето — с радостными овечками;
  • ковровые портреты писателей и вождей — Пушкин и Ленин в обрамлении туркменских узоров и кисточек из бахромы;
  • подарок для Хрущева от болгарских мастеров — романтика достижений советской науки в виде открытки со Спасской башней, высоткой МГУ и спутниками, бороздящими космос;
  • азербайджанский гобелен «Нефть» — промо республики, которая добывает ценный ресурс и растит новое поколение жителей: к рабочим, колхозникам и сборщикам хлопка присоединяется женщина, получившая образование и работу на благо родины.
Причина № 3

Пространство для воображения

Архитектура и концепция выставки устроены так, чтобы вы максимально прониклись узорчатым великолепием. В одном из залов получится посетить воссозданную ткацкую лабораторию и тщательно изучить рабочие процессы художников. В другом — увидеть снимки с примерами квартирной адаптации ковров, с помощью которых советский человек скрывал стыки и неровности, а еще добавлял быту красоты. А в третьем — погрузиться в гобелен-рассказ, посвященный строительству новой Москвы. Сотрудники музея шутят, что сюжет ковра до сих пор актуален: пригород разрастается, многоэтажки строятся, а пассажирский транспорт обновляется.

Посетителям предлагают сделать селфи с ковром, чтобы принять участие в конкурсе. В качестве фона подойдет любой экспонат — есть даже специальная фотозона с креслом 1970-х годов. Призы и условия анонсируют в соцсетях музея.

Какие истории зашифрованы в коврах

Расскажу на примере пяти экспонатов, как в ковровое искусство СССР вплетаются новые идеалы, народные достижения и мечты о всеобщем процветании в будущем.

В. П. Новиков, ковер «Советский Дагестан», 1959. С 1930-х годов к прежде традиционным геометрическим символам начали добавлять новые — советские. Эти перемены хорошо иллюстрируют дагестанские ковры: на полотнах поселились высоковольтные линии, вышки электропередач, веселые коллективы рабочих и другие приметы счастливой жизни республики. А центром композиции стали серп и молот — государственный символ СССР.

Потренируйтесь в наблюдательности и отыщите среди национального орнамента кузнецов, подъемные краны, пастухов с овцами, индюков и школьников.

💐 Л. К. Зубова, ковер «Рог изобилия», 1937—1939. Это произведение из разряда экспериментальных. Перед художниками стояла задача воплотить в традиционном для курского края ковре шедевр, способный поразить международную общественность и показать изобилие нового советского государства. Ковер выткали в 1939 году — для участия в нью-йоркской выставке на исходе Великой депрессии, где он произвел настоящий фурор.

Сегодня проследить путь успеха проекта-эксперимента можно не отходя от ковра. Музей ДПИ впервые демонстрирует пробный эскиз, доработанный вариант на кальке, рецептуру выкраски ниток и тестовый образец от ткачих. Советую сравнить «Рог изобилия» с самым старым курским ковром в экспозиции — кажется, на шерстяном полотне 1900 года гораздо больше темного фона и меньше цветочных элементов.

🧸 Артель им. Н. К. Крупской, коврик «Олешек», 1953. С распространением хрущевок в домах советских граждан появились и новые пространства — детские углы, которые нужно было украшать. С этим снова справились ковры. Теперь над их массовой разработкой трудились ковровая лаборатория НИИ художественной промышленности и Артель имени Крупской.

На выставке «Ковер историй» представлены напольные игровые круги с корабликами и коврики с медвежатами в спокойных тонах, созданные с учетом особенностей детской психологии. В подобных произведениях становится все больше народных и сказочных сюжетов, а традиционная орнаментальность уступает место современному ритму и образам из детства: игрушкам вроде деревянных лошадок, волшебным существам и элементам веселых праздников.

🐎 А. М. Савосин, ковер «Конный пробег», 1937. Советский сюжетный ковер не мог обойтись без героических историй: это одно из обязательных направлений. На выставке представлены произведения, посвященные традиционным казахским скачкам, спортивным парадам, труду воздушных десантников и полярников.

Ковер «Конный пробег» привлек меня своим необычным ракурсом и изложенным в нитках достаточно воодушевляющим событием — переходом 30 колхозников из Ашхабада в Москву. Герои истории преодолели 4300 км без перерывов за 84 дня, чтобы доказать, что породы лошадей ахалтекинцы и йомуды — самые выносливые в мире. На ковре запечатлен отрезок пути в пустыне Каракумы.

Важная деталь: качество полотна зависит от длины ворса и количества узелков на квадратный метр. Хорошим считается ковер от 2 тысяч узелков, а в этом почти 400 тысяч, поэтому он очень плотный, нигде не провисает и не топорщится.

🗺 Артель «Художественные изделия», ковер-карта «Иртыш», 1959. Сотканный на омской фабрике шедевр в виде географической карты рассказывает об освоении Сибири и прославляет достижения своей малой родины на берегах огромной реки.

Ковер «Иртыш» читается с юга на север. Ткачи использовали значки, обозначающие лес, мост, завод, поезд и корабль. В его нижней части изображен промышленный центр — Омск, чуть выше идет мост через Транссиб, а еще дальше — Тобольск, древняя столица Сибири, которую можно узнать по башенкам кремля. Слева — сельскохозяйственная Тюмень, в лесу тракторы занимаются дереводобычей, рядом кочевники-ненцы передвигаются по тундре на оленях.

Впрочем, карта довольно условна: Иртыш здесь впадает прямиком в Ледовитый океан, а не в реку Обь, как это происходит на самом деле.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Маша МаховаВ вашей семье были ковры? Расскажите, какие узоры и рисунки вы помните: