Как мы разрабатывали шоу Т—Ж «Санек и Борян» про деньги и взросление
1 февраля состоялась премьера сериала «Санек и Борян» в аниме-стилистике.
По сюжету студент-киберспортсмен начинает самостоятельную жизнь, а мудрый тапир помогает ему избегать фатальных ошибок.
Производство шоу длилось больше года, а герои постоянно претерпевали изменения — и внешние, и внутренние. Рассказываем, как мы оказались в команде проекта, постигали основы финансовой грамотности и почему нам всем нужен кто-то вроде Боряна.
Что мы делали до работы над «Саньком и Боряном»
Алексей Фисун. Я учился на факультете госуправления МГУ, но после выпуска не стал устраиваться по профессии. В вузе познакомился со Стасей Трус — продюсером и автором идеи сериала «Санек и Борян». Уже тогда мы работали в творческом тандеме и снимали ролики для КВН и разных фестивалей вроде Art of Remake .
В студенческие годы я не сталкивался с такими вызовами, как Санек в сериале. Жил с родителями, поэтому была крыша над головой и еда в холодильнике. Я носил синий ирокез, подрабатывал в «Старбаксе» или на стройке. Все деньги уходили на татуировки и вечеринки.
На третьем курсе я начал работать стажером — режиссером монтажа на телеканале. Тогда у меня не было ни навыков, ни опыта — только желание и чувство прекрасного. Мой будущий начальник посмотрел на мое примитивно выполненное тестовое задание и дал несколько тестов на IQ. С ними я справился гораздо лучше, так что меня взяли стажером. Через три месяца я уже был шефом отдела монтажа.
Я учился на ходу и пробовал себя в сферах, смежных с видеопроизводством. Работал режиссером монтажа, оператором, моушен-дизайнером и продюсером. Мне потребовалось почти 10 лет, чтобы понять: лучше всего у меня получается придумывать концепции и сюжеты. Так я стал креативным продюсером и сценаристом и начал снимать рекламу.
Денис Воронин. В отличие от Санька я очень рано нашел себя. Рисую с самого детства, а в 14 лет понял, как зарабатывать на искусстве. В 16 лет я перестал просить у родителей деньги на еду, проезд и мелкие траты, а в студенческие годы уже полностью начал себя обеспечивать.
Я учился в художественной школе и параллельно занимался граффити. Небольшой командой мы делали заказы, оформляли помещения, трансформаторные будки и другие объекты. Иногда я брал задачи как фриланс-дизайнер.
В 16 лет я поступил в колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С. А. Герасимова на художника-аниматора. В процессе учебы стал моушен-дизайнером и начал брать больше заказов, связанных с видео и анимацией. А к окончанию колледжа понял, что режиссура анимации привлекает меня больше всего. Я рисовал много раскадровок, аниматиков и писал сценарии. Мой дипломный фильм заметил Михаил Алдашин, и я смог поступить к нему на курсы молодых режиссеров.
Итогом обучения длиной в год стала работа «Апорт». Она очень хорошо шла по отечественным и международным анимационным фестивалям. Этот фильм заметили в профессиональном сообществе. Тогда меня стали приглашать в различные анимационные студии в качестве режиссера проектов. Компании же начали заказывать рекламные ролики.
Хотя у меня не было опыта жизни в одной квартире с соседями, как у главного героя, я рано начал изучать финансовую грамотность. Когда получалось откладывать деньги, стал думать, как их не потерять и что вообще с ними делать. Начал интересоваться банковскими комиссиями и инфляцией.
В 2017 году я объединился со своим знакомым, классным специалистом в области 3D-графики и спецэффектов Антоном Коноваловым. Мы вместе открыли анимационную студию «ДЕЛАЙ». Я занял место художественного руководителя, а Антон — генерального продюсера.
Наша студия «ДЕЛАЙ» выпустила много анимационных и рекламных роликов, сериалов и полных метров. Мы сотрудничали с Димой Сыендуком и сделали клип на песню «Зараза» Николая Баскова — ролик набрал 12 миллионов просмотров. А в начале 2023 года Стася пришла к нам в студию с запросом сделать сериал.
Как мы разрабатывали сюжет и персонажей
Курс «Как быть взрослым» привлек мое внимание осенью 2022 года. В нем собрано буквально все, что нужно человеку, который начинает самостоятельную жизнь и, к примеру, только съезжает от родителей.
Но скорее всего, о курсе мало слышала целевая аудитория. Я начала думать, в каком формате можно рассказать о проекте. Параллельно активно смотрела аниме и стала замечать отсылки вокруг себя: от брендовых проектов в аниме-стилистике до упаковки шоколадных конфет с популярными персонажами. Произошла синхронизация, и я поняла: было бы круто сделать анимационное шоу по мотивам курса.
Персонаж Санька возник сам собой. Это не глупый герой, он сам поступил в московский вуз. Но бытового интеллекта у него нет. Цель Санька — стать киберспортсменом — труднодостижимая и очень желанная. В то же время со стороны многим кажется, что стать киберспортсменом просто. В реальности это огромная индустрия со своими трудностями. Такая обманчивая легкость.
Мы осознанно решили сделать главными препятствиями на пути героя именно повседневные трудности, а не его подготовку к турнирам или сражения с противниками. Финансовая и бытовая грамотность напрямую не влияют на достижение целей, но могут сильно помешать, если их постоянно игнорировать.
Борян — олицетворение Т—Ж и наш внутренний мем. Однажды кто-то из коллег кинул фото тапира в рабочий чат, и его тут же назвали Боряном. Так он стал неофициальным маскотом.
У меня Т—Ж ассоциируется со старшим товарищем, который не воспитывает тебя, а подсказывает и подбадривает. Мне показалось, что Саньку тоже нужен такой друг — и тапир идеально подходит на эту роль. Думаю, любой бы хотел иметь в окружении кого-то вроде Боряна — персонажа, который без снобизма поможет, а иногда даже спасет.
Во время разработки идеи я начала думать над визуальной составляющей. Мне понравилась анимация в альманахе «Я это уже видел». Над одной из новелл — киберпанковой версией «Преступления и наказания» — работала студия «ДЕЛАЙ». Показалось, что такая стилистика отлично подойдет нашему шоу. Так мы начали сотрудничать с Денисом.
Алексей. «Санек и Борян» — мой первый опыт сериального сценария. До этого я придумывал и снимал рекламу, но мне хотелось попробовать себя в больших форматах. В конце января 2023 года я увидел у Стаси пост в соцсетях о поиске сценариста для аниме-сериала и сразу же ей написал. Мы договорились и начали работу.
Первое время сценарий шел тяжело. Изначально сериал задумывался как реклама курса, поэтому я и подошел к нему с профдеформацией рекламщика. Я брал статьи из курса и пытался пересказать их в аниме-формате. Получалось очень фальшиво. Таким подходом никого не получится заинтересовать. Мне хотелось, чтобы история была интересная сама по себе. Отдельная сложность заключалась в маленьком хронометраже: в пять минут нужно и сюжет закрутить, и персонажей раскрыть, и шуток добавить.
Тогда я полностью пересмотрел подход. Решил не концентрироваться на курсе, а поговорить о взрослении героя в большом городе.
Я вспомнил свои первые годы после вуза, когда начал самостоятельную жизнь. У меня были все те же бытовые и финансовые проблемы, что и у главного героя. Нужно было искать работу и как-то планировать свое будущее. Тогда бы не помешал такой напарник, как Борян: у меня не было даже самых базовых знаний о финансах и бюрократических процедурах — налогах, кредитах и так далее. К слову, я и сейчас, в свои 33 года, ненавижу всем этим заниматься — необходимость сфотографировать счетчики или заполнить анкету вызывает страх и ступор.
Моя финансовая грамотность — это тревожность. Когда я понимаю, что у меня заканчиваются деньги, я активизируюсь и начинаю больше зарабатывать. Потом успокаиваюсь и снижаю нагрузку. И так по кругу.
Как мы продумывали визуал и на какие референсы из аниме ориентировались
Денис. Первым делом мы взялись за разработку стиля. На основе синопсиса мы стали продумывать, как должны выглядеть персонажи. Каждый скидывал наброски в общий чат, и мы всей командой обсуждали, что стоит поправить. Например, Санек изначально задумывался как такой спортивный дрыщ. У него еще не выросло пузо, он немного скрючен, из-за того что постоянно сидит за компом. А дальше мы продумывали уже детали — от цвета волос до принта на футболке.
Алексей. Я тоже участвовал в обсуждении героев. У нас с Денисом не раз возникали разногласия — например, того же тапира мы представляли совершенно по-разному. Я видел этого персонажа скорее как Дакуана из аниме «Манускрипт ниндзя» — маленького, хитрого и иногда вредного старикашку.
Денис. А мне, наоборот, хотелось сделать Боряна более серьезным, оставить юмор в характере и образе. Плюс я постоянно пытался увеличить его в размерах. Предполагаю, что в варианте Леши тапир автоматически стал бы полностью комедийным персонажем. Все шутки шли бы на него, да и в целом юмор строился бы иначе. Так, в самом начале сериала Борян пугает Санька. Если бы мы сделали героя маленьким, пришлось бы прописывать шутку и вводить его в повествование иначе. И актера озвучки менять, чтобы он подходил Боряну по голосу и энергетике.
В итоге мы решили, что Борян выполняет функцию старшего товарища Санька. Он как шаолиньский монах, учитель и приятель героя. По характеру герой напоминал мастера Шифу из серии мультфильмов «Кунг-фу Панда». Тапир будто стоит немного над Саньком и помогает ему во всем. А еще он похож на главного героя «Большого Лебовски». На этом референсе сошлись мы оба.
Алексей. Образы второстепенных персонажей — соседей Санька — я брал из реальной жизни. Может, они не очень типичны для японского аниме, но точно знакомы зрителю. Макс — деловой спортсмен и решатель вопросиков, Азамат — гик и нерд, Алиса — героиня, которая засыпает под тру-крайм, занимается йогой и увлекается таро. Я хотел, чтобы зритель мог узнать в этих героях себя или своих знакомых и сказать: «Блин, это жиза».
Денис. Производство аниме — палка о двух концах. С одной стороны, это сложный технологический процесс. С другой, зритель воспринимает аниме как массовый продукт с упрощенной анимацией, более легкий в работе. Стереотип сложился из-за того, что производство аниме налажено в Азии, где в год выпускается около 300 новых тайтлов. Действительно, при таких объемах стоимость получается ниже, чем у крупных полнометражных проектов. Но назвать аниме дешевым удовольствием или простым в производстве нельзя.
Мы в «ДЕЛАЙ» работали над проектом в технике классической 2D-анимации — рисовали каждый кадр вручную. Пусть это немного архаичный прием, он все еще очень эффектный.
На один шот — сцену от 1 до 10 секунд — у нас уходило около трех недель. Все шоты требуют от команды большого вовлечения и усилий. Динамичные сцены драк или экшен считаются самыми сложными. Но в анимации бывает так, что самым трудным шотом может оказаться самый неочевидный. Например, мы долго работали над эффектами воды от банки и летящими кроссовками Санька.
Алексей. Сперва в шоу было очень много отсылок на сериал «Гайвер: Биоударное оружие». Это типичный сёнэн про японского школьника, который получает костюм с супероружием и сражается с врагами. А еще «Гайвер» стал первым аниме в моей жизни. Я так увлекся, что Денис попросил меня сбавить обороты и уменьшить количество отсылок.
Кроме «Гайвера» люблю классику вроде «Призрака в доспехах» и «Акиры». Очень нравится сериал «Одержимые смертью». И «Ева», конечно, куда без нее. Но я не старался как-то скопировать или воспроизвести стилистику аниме — не считая небольших пасхалок и каких-то ярких штампов. Мне хотелось, чтобы сериал был интересен вне зависимости от того, смотрит человек аниме или нет.
Денис. Во время работы у нас было много референсов. Мне очень нравится аниме 1980-х и 1990-х — круто пересмотреть цикл новелл «Воспоминания о будущем» или «Акиру». Там потрясающая стилистика и эстетика.
Еще мы ориентировались на «Ванпанчмена», «Наруто» и «Тетрадь смерти», а также консультировались с экспертом Эдуардом Царионовым. Он подсказывал, как лучше сделать отсылку и куда ее добавить.
У нас уже был опыт работы в похожем стиле, поэтому глобальных трудностей не возникало. На первых этапах производство всегда немного напоминает магию или фантазию.
А потом анимация превращается в фуру, которая мчится без тормозов. Ее не остановить.
Когда все концепт-арты и озвучка готовы, мы переходим к аниматику и отрисовке кадров. Это рутинный процесс — выполнять его нужно быстро и слаженно.
В свободное время мне нравится посмотреть что-нибудь смешное из аниме. Когда хочется расслабиться, включаю «Бойца Баки» — новую версию от Netflix. Сложно описать метаюмор в этом сериале, но он очень меня веселит.
Как мы встретили премьеру сериала
Денис. Студия и сейчас продолжает работу над шоу — пока выходят эпизоды, мы доделываем вторую половину сезона. Уже накопилась усталость, но премьера в начале февраля все равно прошла не без волнения. Интересно было узнать, как зрители встретят сериал.
Алексей. Я закончил работу над сценарием еще осенью и переключился на другие проекты. Когда позже увидел первые драфты, приятно удивился: даже не ожидал, что получится так красиво. Огромное спасибо Денису и аниматорам — без них этот проект не получился бы таким крутым.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult