Я стал экспертом по аниме, заработал денег и поучаствовал в создании сериала «Санек и Борян»

Я стал экспертом по аниме, заработал денег и поучаствовал в создании сериала «Санек и Борян»

4
Аватар автора

Эдуард Царионов

лис с девятью подкастами

Страница автора
Аватар автора

Наталья Буданцева

красиво сфотографировала лиса

Страница автора

В феврале состоялась премьера мультсериала Тинькофф Журнала «Санек и Борян». Я работал над ним в качестве эксперта по отсылкам к классике.

Рассказываю, как увлечение аниме привело меня к созданию тематических подкастов и текстов про японскую культуру. Заодно поделюсь, сколько можно заработать на любимом хобби.

Как я увлекся аниме

В 2000-е на телеканале «СТС» с двух до четырех часов дня показывали различные мультфильмы. Кроме американских и французских сериалов в сетке вещания можно было встретить аниме: «Наруто», «Соника Х», «Шамана Кинга».

Тогда сериалы показывали в формате 4:3. Сейчас смотреть что⁠-⁠то с таким соотношением экрана скорее непривычно. Источник: СТС / Shueisha / Aniplex
Тогда сериалы показывали в формате 4:3. Сейчас смотреть что⁠-⁠то с таким соотношением экрана скорее непривычно. Источник: СТС / Shueisha / Aniplex

«Шаман Кинг» стал моим первым аниме. Больше всего я мечтал стать таким же спокойным, как главный герой Йо Асакура. В надежде узнать, чем закончился любимый мультфильм, я принялся читать первоисточник — и так познакомился с мангой.

В подростковом возрасте мой интерес к аниме поддерживал папа, который тоже увлекался японской мультипликацией. У нас уже был интернет, но погрузиться в тему все равно получалось не так уж и легко: нужно было знать, где и что искать. Поэтому с новыми сериалами и фильмами меня знакомил отец. В том числе он показал мне «Евангелион», «Стального алхимика» и картины Миядзаки.

Как я стал экспертом по аниме

Долгое время аниме было для меня просто еще одним хобби наряду с футболом, кино и литературой. По-настоящему я увлекся темой только в 2021 году, незадолго до запуска собственного подкаста про аниме «Бака!».

На русскоязычном рынке подкастов в тот момент почти не было проектов об аниме. А те, что были, ориентировались на более взрослую аудиторию — фанатов из 1990-х и 2000-х. Один из таких вполне мог бы вести мой папа. Я же решил запустить проект для зрителей моего поколения.

Мне хотелось сделать подкаст, который бы не нагружал слушателя непонятными терминами и не стыдил за любовь к конкретному типу аниме. Мы с моей соведущей Ксюшей сразу решили, что будем говорить о самых разных жанрах и стараться быть вежливыми и аккуратными. Даже если мы обсуждали картины или сериалы, которые нам не нравятся.

Осторожно, у меня в руках один из последних томов «Наруто». Вы можете поймать спойлеры
Осторожно, у меня в руках один из последних томов «Наруто». Вы можете поймать спойлеры

Мне кажется, в итоге получился комфортный подкаст для тех, кому хочется узнать о любимых тайтлах. Мы разбираем длинные сериалы вроде «Наруто» в течение нескольких эпизодов, а коротким обычно уделяем всего один выпуск. Например, недавно мы рассказали про самый недооцененный экшен десятилетия — «Пожиратель душ». Еще у нас бывают специальные выпуски с гостями — на запись «Звездного дитя» мы позвали актрису озвучки аниме из Японии.

На обложке подкаста — героиня фильма «Твое имя» Мицуха
На обложке подкаста — героиня фильма «Твое имя» Мицуха

После запуска «Баки!» я стал чаще следить за новыми аниме и смотреть ту классику, которую ранее упустил. Разобраться в современных трендах и новинках индустрии было легко. А вот чтобы погрузиться в историю, пришлось запустить еще один подкаст — «Врата аниме». В нем я объяснял новичкам терминологию и погружал в исторический контекст аниме-индустрии. Например, как жанр иясикей связан с экономическим кризисом конца 20 века или как один американский продюсер положил начало традиции опенингов.

В процессе работы над подкастом я понял, что огромное количество материалов про индустрию аниме, к сожалению, не добирается до российской аудитории из-за языкового барьера. Поэтому для дальнейшего погружения в тему начал учить японский. Но пройдет еще много времени, прежде чем я смогу читать или смотреть что-то в оригинале без субтитров.

Я не веду список просмотренных аниме, но могу примерно посчитать количество. В год выходит примерно 150—200 сериалов. Я уже третий год смотрю их все, как минимум по несколько серий. Плюс есть сериалы и фильмы, которые я смотрел до запуска подкаста. Значит, количество тайтлов должно приближаться к тысяче.

И это совсем не рекорд. Даже в тематическом чате нашего подкаста есть люди, посмотревшие больше трех и даже пяти тысяч сериалов. Вот только нет никакого смысла гнаться за количеством, если твоя работа во многом связана с осмыслением и анализом.

Редкий случай, когда я не смотрю запоем аниме на диване, а работаю на улице
Редкий случай, когда я не смотрю запоем аниме на диване, а работаю на улице

Как я зарабатываю на аниме

На момент запуска «Баки!» я уже несколько лет работал в подкастинге. В том числе был главным редактором единственного медиа о подкастах на русском языке — Podcasts.ru, а также помогал запускать первый онлайн-фестиваль подкастинга «Слыш». И даже делал подкаст о кино под названием «Посмотрено», но сейчас проект закрыт. Благодаря этому опыту я примерно понимал, какие шаги нужно сделать, чтобы новый проект смог собрать аудиторию и начал приносить деньги.

Реклама в эпизодах подкаста стала появляться уже со второго сезона. С тех пор мы успели посотрудничать с «Кинопоиском», «Ясно», «Букмейтом», магазином «Чук и Гик» и другими спонсорами. Все интеграции мы старались сделать максимально нативными и интересными. Сравнивали аниме с мангой, которую можно купить в «Чуке и Гике», придумывали, что произошло бы, если бы злодеи в аниме обратились к психотерапевтам, и даже выпустили специальный эпизод о том, как показывают и лицензируют аниме в России.

Промокоды от «Баки!» стали мемом в локальном комьюнити. Источник: чат подкаста «Бака!»
Промокоды от «Баки!» стали мемом в локальном комьюнити. Источник: чат подкаста «Бака!»

За три года существования подкаста мы перешагнули рубеж в миллион прослушиваний. В среднем наши выпуски регулярно слушают около пяти тысяч человек. Но отдельные эпизоды, например про «Евангелион», «Человека-бензопилу» или «Торадору», уже приближаются к 20 тысячам.

Но экономическая и политическая ситуация коснулась и нас: в 2022 году и частично даже в 2023 многие рекламодатели не хотели вкладываться в развлекательные проекты, рассчитанные на молодую аудиторию. Кроме того, офлайн-магазины манги и комиксов растеряли значительную часть своей аудитории, из-за чего тоже сократили маркетинговые бюджеты.

Сложности появились и в дистрибуции контента. Подкаст быстро рос на «Спотифае» и в «Тиктоке», но после их ухода с российского рынка весь прогресс был потерян. Поэтому мы стали вкладываться в платную подписку, по которой можно слушать в два раза больше эпизодов подкаста: мы выпустили уже 62, и сейчас их слушают больше 100 человек. Это позволяет выходить в ноль по монтажу видеоверсии подкаста.

Бонусные эпизоды выходят на «Патреоне», «Бусти», во «Вконтакте» и даже в закрытом телеграм-канале
Бонусные эпизоды выходят на «Патреоне», «Бусти», во «Вконтакте» и даже в закрытом телеграм-канале

Небольшой дополнительный доход приносит телеграм-канал «Баки!». В среднем там выходит по пять постов в неделю, и на рекламе я зарабатываю до 5—6 тысяч рублей в месяц. Больше приносят тексты, которые я пишу для медиа, в том числе для Тинькофф Журнала. Но они отнимают много времени, поэтому стараюсь делать не больше пары таких материалов в месяц.

К тому же у меня есть сторонние проекты. Один из них — подкаст «Омнибус и танкобон». Его создавали стриминг-сервис «Строки» и издание «Арзамас». В нем мы вместе с основателем магазина «Чук и Гик» Ваней Чернявским и приглашенными гостями разбирались в истории комиксов разных стран. Я был ведущим и редактором.

Всего вышло 10 эпизодов, и мы затронули не только мангу, но еще и манхву, американскую супергероику и британских хулиганов. Источник: arzamas.academy
Всего вышло 10 эпизодов, и мы затронули не только мангу, но еще и манхву, американскую супергероику и британских хулиганов. Источник: arzamas.academy

Сколько я трачу на аниме и мангу в месяц, в рублях

Спонтанные покупки бумажных томов мангиДо 5000 ₽
Изучение японского языкаОколо 2000 ₽
Подписка на Crunchyroll250 ₽
Подписка на MangaPlus170 ₽
Чтение аккаунтов японских аниматоров в соцсети XБесценно

Сколько я трачу на аниме и мангу в месяц, в рублях

Спонтанные покупки бумажных томов мангиДо 5000 ₽
Изучение японского языкаОколо 2000 ₽
Подписка на Crunchyroll250 ₽
Подписка на MangaPlus170 ₽
Чтение аккаунтов японских аниматоров в соцсети XБесценно

Как я стал специалистом по отсылкам к аниме

Весной 2023 года началась работа над сериалом «Санек и Борян». По сюжету первокурсник Саня переезжает в Москву и влезает в долги. От коллекторов и небрежного отношения к деньгам его спасает тапир Борян. Стилистически шоу напоминает аниме. В центре истории — размышления о взрослении и финансовой грамотности.

Новые эпизоды выходят на одноименном ютуб-канале. Мы также выпустили обновляемый краткий пересказ серий и материал с ответами на вопросы: от графика выхода до информации о студии, озвучке и авторах опенинга.

Я уже писал тексты про аниме в Т⁠—⁠Ж, поэтому продюсер проекта Стася Трус предложила помочь с новым проектом. Коллеги уже нашли сценариста и подготовили пилот, но в нем не хватало отсылок и узнаваемых образов или цитат.

Пятиминутный пилот можно посмотреть по пути домой или в перерывах между работой

Почему я не называю «Санька и Боряна» аниме?

Несмотря на то что анимационный проект Т⁠—⁠Ж внешне напоминает аниме и наполнен отсылками к другим сериалам и фильмам, полноценным аниме называть его не стоит. Слово «аниме» разные специалисты расшифровывают по-своему, но в русскоязычной традиции им принято обозначать анимацию, сделанную в Японии, или ту, над которой работали преимущественно японские специалисты.

По той же причине не стоит называть аниме такие популярные анимационные сериалы, как «Аватар: Легенда об Аанге» или «Голубоглазый самурай».

Работа над «Саньком и Боряном» строилась очень просто: мне присылали черновую версию сценария, а я в течение недели подбирал подходящие отсылки. Это могли быть как идеи по дизайну персонажей или список отдельных фраз, так и режиссерские ходы и новые сцены. Если отсылки требовали визуальных примеров, я искал подходящие эпизоды аниме или скриншоты. В среднем к одному пятиминутному выпуску я готовил около десятка идей.

В первую очередь я перебирал в голове сериалы и фильмы, которые хорошо знаю и помню. Так появились позы, отсылающие к первому эпизоду «Тетради смерти». Иногда приходилось специально пересматривать старые тайтлы или выискивать нужные отсылки по смутным воспоминаниям. Например, я долго думал над образом бизнесмена из третьей серии, пока случайно не наткнулся на мем с экстрасенсом Аратакой Рейганом из сериала «Моб Психо 100».

Некоторые кадры напрямую отсылают к сценам из классических аниме. Кадр: Madhouse
Некоторые кадры напрямую отсылают к сценам из классических аниме

Приоритет я отдавал отсылкам к экшен-сёненам, таким как «Магическая битва», «Наруто» или «Человек-бензопила». Не только из-за популярности этих тайтлов, но еще и потому, что история Санька — тоже своего рода сёнен, сюжет про взросление и обретение новых способностей. Только вместо проклятой энергии и техник ниндзюцу — финансовая грамотность. Всего на разработку 12 эпизодов — от идеи до готовых сценариев — ушло полгода.

Если вы уже смотрели вышедшие эпизоды, то знаете, что в них далеко не по 10 отсылок на серию. В финальный монтаж попала только часть идей. Что-то оказалось слишком сложным в продакшене, что-то расходилось с представлениями режиссера сериала Дениса Воронина.

Расскажу про несколько не вошедших в первый эпизод отсылок. Я предлагал нарядить бабушку, которая сдает квартиру Саньку, в одежду таинственной хозяйки из «Сатаны на подработке», а сцену, где Санек играет в компьютер, сделать оммажем эпизоду из аниме «Одному лишь Богу ведомый мир». Там герой играл одновременно на десятке разных приставок. По моей задумке, это показало бы зрителю, насколько Санек талантливый геймер. До сих пор считаю обе эти идеи отличными!

Получилась бы очень колоритная хозяйка квартиры в Химках. Кадр: White Fox
Получилась бы очень колоритная хозяйка квартиры в Химках. Кадр: White Fox

А еще в видеоиграх Санек встречает и побеждает монстров — и я предлагал сделать их похожими на чудовищ из «Человека-бензопилы» и «Созданного в Бездне». Но оказалось, что разрабатывать такой детализированный дизайн для малозначительной сцены слишком затратно по ресурсам.

Если не вглядываться, на этом фото Тбилиси можно принять за Японию
Если не вглядываться, на этом фото Тбилиси можно принять за Японию

Что планирую делать дальше

Я продолжаю развивать свой подкаст и нахожу новые способы привлечь к нему аудиторию. Последние месяцы мы активно готовим короткие вертикальные видео и выкладываем их на «Ютубе». Движемся и в сторону создания более сложных видеоэссе. Мы уже выпустили два таких ролика: про финал «Атаки титанов» и про «Фрирен». Они очень понравились аудитории.

С прошлого года я делегировал монтаж подкаста другому человеку. До этого я два года делал все сам. Надеюсь, это освободит мне время, чтобы чаще приглашать интересных гостей и создавать больше контента для телеграм-канала. В планах также запуск второго сезона «Омнибуса и танкобона», но это зависит в первую очередь от готовности партнеров, а не моего желания.

Вместе с Т⁠—⁠Ж мы продолжаем каждый сезон рассказывать про аниме, которые стоит посмотреть. Мне кажется, в этом есть какая-то важная просветительская миссия. В идеальном мире я бы зарабатывал только на аниме и не нуждался ни в какой другой работе. Я бы смотрел сериалы, читал мангу, писал подкасты и тексты, сотрудничал со стримингами и издательствами и пару раз в год ездил в Японию. К сожалению, это труднореализуемо, во всяком случае пока.

Что нового и неожиданного я советую посмотреть фанатам аниме

На слуху обычно оказываются большие сериалы вроде «Магической битвы», «Истребителя демонов» или «Провожающей в последний путь Фрирен». Воспользуюсь возможностью и посоветую несколько небанальных аниме, которые сам часто пересматриваю.

«Лагерь на свежем воздухе». Лучший сериал, если вам нужен отдых от повседневной суеты и взрослой жизни. Это аниме о том, как школьницы ходят в походы по самым красивым местам Японии.

«Сонни бой». Один из самых оригинальных проектов последних лет. Историей о перемещении школьников в другой мир он маскирует притчи о жизни, смерти и природе реальности.

«Невиданный цветок». Если смотрели «Мост в Терабитию» и рыдали, как и я, это аниме для вас. История рассказывает о группе детей, которые раньше были неразлучными друзьями, но разошлись после трагической смерти одного из них.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

А сколько вы тратите на аниме и мангу?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество