Обязан ли школьник читать книги из списка литературы на лето?

28
Аватар автора

Егор Лыткин

спросил в Сообществе

Не хочу читать книги из списка литературы на лето. Вправе ли учителя давать задания на лето и наказывать за их невыполнение? Говорится ли где-то, что мы обязаны что-то делать в каникулы?

Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Летние каникулы — время для отдыха от учебы. Поэтому школа не должна давать на лето домашнее задание, в том числе требовать прочесть весь список литературы.

Но учитель вправе советовать произведения, которые помогут углубить знание пройденных тем и подготовиться к новому учебному году. А школьники и их родители сами решают, какие произведения выбрать для чтения.

Наказывать за непрочитанные книги нельзя, потому что список — это не домашнее задание, а рекомендация.

Список литературы — не домашнее задание

Учителя вправе давать ученикам задания — обычно это прописано в школьных уставах. Но в этих же уставах установлено право детей на каникулы.

Каникулы — это плановые перерывы для отдыха от учебы, которые нужны, чтобы школьники не переутомились. Ни в одном законе не указано, что во время отдыха ученики обязаны выполнять задания, в том числе читать книги по выданному списку. Поэтому список литературы на лето — это не домашнее задание, а совет педагога, что прочесть во время отдыха. 

Неправомерно наказывать школьника, если он не прочел какие-то или все книги из списка литературы или не открывал их вовсе. Учитель не вправе ставить двойки или пятерки за чтение в летние каникулы, потому что оценки ставят за усвоение программы в течение учебного года. Каникулы не входят в учебный год, а значит, и задания на них оценивать нельзя.

Например, в уставе Дебинской школы в Удмуртии говорится об обязанности учеников выполнять задания учителя. Источник: shkoladbinskayadby-r18.gosweb.gosuslugi.ru
Например, в уставе Дебинской школы в Удмуртии говорится об обязанности учеников выполнять задания учителя. Источник: shkoladbinskayadby-r18.gosweb.gosuslugi.ru
Но там же подчеркивается, что у школьников есть право на каникулы. Источник: shkoladbinskayadby-r18.gosweb.gosuslugi.ru
Но там же подчеркивается, что у школьников есть право на каникулы. Источник: shkoladbinskayadby-r18.gosweb.gosuslugi.ru

Зачем тогда дают список литературы на лето

Педагоги помогают школьникам спланировать досуг и обогатить круг чтения. Для этого детям дают рекомендации, что почитать летом в качестве полезного отдыха.

Единых требований к спискам литературы на лето нет. Но Минобрнауки рассылает в школы примерные перечни произведений, которые школьники должны прочесть в течение учебного года и во внеклассное время.

Педагоги вправе дополнять перечень литературы. Каждая школа сама решает, какие книги включить в список чтения на лето и по какому принципу.

Например, чиновники из министерства образования Ставропольского края объясняли, что во время учебного года школьники не успевают прочесть много важных и интересных книг, а список на лето помогает закрыть этот пробел.

А в управлении образования Хабаровска говорили, что списки формируют с учетом произведений, которые будут изучать в следующем классе. Еще туда могут включить литературу для общей эрудиции.

Московская школа № 2104 на Таганке подготовила для учащихся одиннадцатого класса произведения 25 авторов. Источник: sch2104c.mskobr.ru
Список чтения на лето от Измайловской школы № 1508. Обратите внимание, что многие авторы совпадают с авторами из предыдущего списка, но произведения отличаются. Источник: gym1508.mskobr.ru
Лицей НИУ ВШЭ делит список литературы на лето по категориям: книги, нужные для подготовки к ЕГЭ, для общей эрудиции, а еще советует научпоп тем, кто учится на языковом профиле. Источник: school.hse.ru

Что в итоге

Школьники не обязаны выполнять домашние задания в летние каникулы, в том числе читать литературу по выданному в школе списку. Учитель может посоветовать, что прочесть во время каникул, но не вправе ставить оценки за выполнение задания или отказ от него.

Школы составляют списки так, чтобы книги помогали закрепить пройденный материал и подготовиться к новому учебному году. Поэтому, прежде чем отказываться от летнего чтения, подумайте: возможно, какие-то произведения действительно полезно прочесть. Например, без спешки познакомиться с объемным романом, по которому будут вопросы на контрольных и экзаменах.


Алексей КаблучковРасскажите о своей любимой книге:
  • Андрей Г.Список неплохой,но если читать в 16 лет,то лето не было бы3
  • не читаю комментарииПроблема этих списков в том, что большинство книг скучные и непонятны детям. Ладно бы хоть где-то задавался контекст происходящих событий. Лично мне в 16 лет было интересней читать "Бойцовский клуб" и "Осиную фабрику", а не "Доктора Живаго" и "Олесю". Из приведенного выше списка я бы посоветовал подросткам только "Над пропастью во ржи". Все остальные книги можно прочитать позднее по собственному желанию, а вот произведение Сэлинджера позднее будет казаться полной глупостью.23
  • Артем Михайловне, согласен с вами насчет списков в принципе, однако не насчет Сэлинджера. На моем опыте мутью он казался именно в юности. Понимать и анализировать подростковый ангст мне лично стало возможно только после того, как сам перестал быть подростком. Как "Вино из одуванчиков", только наоборот. На моей памяти читали Сэлинджера подростки либо из-под палки или либо из желания выделиться.8
  • не читаю комментарииАртем, я сам прочитал "Над пропастью..." после 20, и мне показалось скукатищей. Друзья наоборот говорили, что в 20 уже слишком поздно ;)6
  • Ира ЧеркасоваА как наказывают за невыполнение? И как можно заставить читать?? Другое дело, если ребенок заинтересован в оценках, за тот же читательский дневник вполне можно получить 5, а можно не получить, у каждого учителя свои методы поощрения/наказания. И сейчас не найти в инете краткий пересказ произведения нужно уметь. И умные мысли других товарищей по произведениям, хочешь кратко, хочешь более развернуто. Но если предстоит ЕГЭ по литературе, то начитанность только в плюс.0
  • Ilya LebedevЕдинственное, что мне понравилось из русской классики - Мастер и Маргарита. Остальное только в кратком изложении читал, после того как испытал отвращение от нескольких других классических произведений. Литература - лучший предмет, чтобы привить ребенку ненависть к чтению. Думаю для многих, факт того, что в школьной программе встречалось какое-то произведение - это маркер, что такое произведение читать не стоит Не понимаю, почему нельзя включить в школьную программу , ну скажем, Ефремова, Стругацких или Хайнлайна, Айзека Азимова и тд. Никогда не поверю, что ребенку будет интересно читать о бытовухе вместо приключений и фантастике о далеких мирах. По крайней мере можно совмещать4
  • AnnaМне нравятся списки на лето. Часть из рекомендованного слушаем или смотрим хорошие экранизации вместе с детьми. Потом обсуждаем. Без этих списков я бы так и не осилила Дон Кихота и Гамлета. Многие произведения совершенно по-другому воспринимаются во взрослом возрасте. Самым большим открытием были Приключения Тома Сойера. В детстве тетка казалась придирчивой старой грымзой, а Том - милым озорником. Сейчас понятно что она - святая женщина с бесконечным терпением.15
  • Рустам СадыковМладшего брата приучил читать только после того, как он прочитал с моей подачи Оруэла и Брэдбери Литература школьная им воспринималась в штыки, оно и понятно, ведь в 14-16 лет вряд ли интересно читать о "переливании утреннего света меж крон деревьев осеннего леса" и ещё 200 страниц в таком темпе. Литература как предмет закостенела и стала скорее придатком школьного образования.4
  • не читаю комментарииMila_engine, интересные книги я читал и продолжаю читать круглый год. К сожалению, что составители школьной программе по литературе руководствуются идеологическими методичками гораздо активней, чем здравым смыслом :)5
  • Mila_engineне, насчет некоторых школьных предметов - согласна, методички далеки от действительности. Но по литературе претензий почти не имею. Когда же еще как не в 15 декларировать «а на обломках самовластья напишут наши имена», а еще рассуждать «тварь я дрожащая…?!».2
  • AnnaРустам, кстати, и Оруэлл, и Замятин были в одном из летних списков. И Брэдбери тоже.2
  • juarhalaАртем, нам его в институте проходить пришлось, мне было что-то 23 лет. Честно - не могла даже представить, как такую белиберду можно на полном серьёзе читать. Согласна с комментатором, по-любому только наивным подросткам может показаться революционной литературой, тем кто вышел из пубертата все эти "поиски себя" уже воспринимают с изрядной долей опыта и сарказма) в отличие кстати от тех же "Девяти рассказов", которые только взрослые смогут толком понять.8
  • Коза жизнерадостнаяможно не читать, но большая часть из рекомендованного потом, в течении года разбирается на уроках литературы. И то что было заранее (летом) прочитано, как правило, существенно облегчает учебную жизнь школьнику.7
  • не читаю комментарииMila_engine, ну там, ближе к пенсии. Когда хоть какой-то жизненный опыт будет. Достоевский максимально уныл в подростковом возрасте.6
  • MagnoliaДля своих детей-школьников я сама формирую список литературы на лето. Смотрю тот, что выдал их учитель, изучаю рекомендации топ школ и лицеев Москвы (обычно представлены на сайтах образовательных учреждений) и учитываю интересы ребят. Иногда вычеркиваю обязательную часть и мы идём смотреть в театр классические произведение, потому что читать его это пытка, а знать надо.1
  • Елизавета ИоноваAnna, видела вопрос от родителей, мол, можно ли не читать "Вино из одуванчиков", тк на нём стоит возрастная маркировка, а ребенку ещё нет стольки лет. И смешно, и грустно.3
  • ТучаМне кажется, большинство этих произведений можно правильно и глубоко понять только после 30 лет.3
  • AnnaЕлизавета, да уж... больше грустно. Сейчас учителям сложно - либо список нечитабельный, либо риск, что родители настучат.4
  • SoledadПодобные списки напрочь отбивают охоту читать - причём не только в юности, но и в дальнейшем. Я от одного взгляда на приведённые в статье списки в тоску впала. Возможно, я бы сейчас читала куда больше классической литературы, если б не наелась ею в школе. Зачем детям проблемы взрослых людей, живущих 100-200 лет назад? Чтобы что? Они их ни понять, ни примерить на себя не могут, а значит и посочувствовать. У нас ни одного таланта в последние пятьдесят лет не родилось - или чиновникам от образования просто влом менять программу? По накатанной десятилетиями программе шпарить проще, согласна.4
  • user2606844Я не против книг на каникулах, но всего должно быть в меру. В середине июля на оставшиеся полтора месяца наша учительница «по многочисленным просьбам родителей» прислала список для чтения из 27 произведений. И ещё приобрести и освоить книгу по окружающему миру, математике, правописанию. Если распределить по дням, то по пол-дня до самой школы. Пока не возникнет отвращение к учёбе.0
  • Рустам СадыковAnna, в мои годы обучения в школе, такой литературы в списках не было. Как и у моего брата которого я старше на 10 лет. Возможно зависит от самого учителя...0
  • AnnaРустам, возможно, надо спросить. Но списки точно не одинаковые.0
  • AnnaSoledad, и 100 и 200 лет назад жили люди, и проблемы у них были человеческие. Да, бывают писатели и произведения-однодневки, "на злобу дня", которые сейчас уже не интересны и не понятны. Но в школьной программе и списках такого практически нет. А классики, да тот же Пушкин, всегда современны и актуальны, в этом гений автора.0
  • МаксимТо что давали в школе - читать абсолютно невозможно. Фэнтези, лит-рпг и бояръ-аниме. 3 основных жанра, которые я предпочитаю читать0
  • SoledadAnna, простите, но нет. Проблемы, возможно, в чем-то и были схожие, однако подход к их решению тогда и сейчас слегка отличается. Совсем малость. Примерно во всём.0
  • AnnaSoledad, общечеловеческие - те же. И подход такой же. Но это если мыслить абстрактно-логически.0
  • SoledadAnna, мне так лень с вами спорить) Нужно брать конкретное произведение и разбирать его, но см. выше. Предлагаю остаться при своём0