Сколько стоит пойти в сплав
Этим летом я сходил в первый в жизни сплав на спортивную реку: с мужиками, автономно, с суточной заброской на место старта.
Расскажу, как готовился и сколько это стоит, если идете в первый раз.
Что за сплав вообще
Сплав по горной реке — вид водного экстремального туризма. Обычно это бывает так: люди добираются до верховья реки, собирают плавсредства, загружают на них все свои вещи, гребут вниз по течению по нескольку часов в день, ищут место для лагеря, чалятся, ставят лагерь, ужинают макаронами с тушенкой, поют песни у костра, спят — а на утро все заново. И так неделю или две.
Когда я собирался в поход, то ничего этого не знал — мне просто хотелось в какое-нибудь путешествие. Идея спуститься по реке на надувных баллонах не вдохновляла, но я решился. После финиша почувствовал себя настоящим мужиком.
Сплавы бывают туристическими и спортивными. Туристические проходят на доступных реках рядом с цивилизацией, длятся 2—3 дня, идеальны для отдыха с семьей. Спортивные сплавы — по рекам с препятствиями, которым присвоили высокие категории сложности. Часто их проводят в труднодоступных местах, что усложняет спасательные работы и эвакуацию, если потребуется. По таким ходят ради спортивных разрядов — или просто упоротые туристы-экстремалы.
На туристических реках тоже бывают препятствия — пороги и шиверы, но если в реке невысокая вода, то все равно сплавляться можно даже с детьми.
У рек и препятствий бывает 7 категорий. Они считаются по сложности всех препятствий, близости к цивилизации и возможности проведения спасательных работ.
0, или бескатегорийная — прогулочная река без препятствий. По таким ходят в семейные походы.
1—3 категории — реки для новичков. На них появляются несложные преграды: перекаты, шиверы, небольшие пороги.
4—5 категории — для людей с опытом, которым скучно на простых реках. Тут сложные пороги, прохождение которых предварительно планируют и страхуются.
6 категория — сложные реки, на которые лучше вообще не ходить.
6+ — специальная категория, которую назначили участку алтайской реки Аргут под названием Карагемский прорыв. Это 20-километровый участок с практически непроходимыми препятствиями. По нему начали ходить в 1986 году, а полностью прошли (живые и в сознании) только в 2003. Специально для прохождения этого прорыва советские инженеры придумали плавсредство под названием «бублик».
В России сплавляться ходят везде. Коммерческие и несложные маршруты есть практически на любой горной реке: в Хабаровском крае, Карелии или Приморье. Основные спортивные маршруты в России — в Восточных и Западных Саянах, на Кавказе, Алтае и в Карелии.
На первые реки обычно ездят поближе. Если у вас рядом с городом есть река, то по ней можно сплавиться. Вокруг Москвы сплавляются по Волге, Оке, Клязьме, Москве-реке, Медведице.
Опасности
Риск для жизни есть даже на бескатегорийной реке. В Хабаровском крае на простых реках каждый год гибнут рыбаки, попадая под деревянные заломы. Вроде ничего сложного, но зазевался, затянуло — все.
За неделю до нашего похода в Хабаровском крае девушка на сплаве попала под залом и погибла. Страшно, но нужно понимать, при каких условиях это произошло. Судя по информации в СМИ, группа была не подготовлена: шла без спасательной экипировки, в простых спасжилетах и без касок, не встала на учет в МЧС и не предполагала, что залом — это опасность.
Мы живем в Хабаровске, но ближайшими реками решили себя не ограничивать. Наша команда пошла на автономную реку 5 категории сложности под названием Снежная. Это Восточные Саяны в Бурятии. Автономная — значит без выхода к цивилизации на протяжении всего маршрута. Если что-то случится, единственное спасение — вертолет МЧС. Поэтому прохождение каждой реки заранее планируют. Команда читает отчеты других групп, смотрит карты и отмечает потенциально опасные пороги.
Уровень воды в реках часто меняется. Он влияет на сложность прохождения порогов. Поэтому все приходится планировать на месте: команда причаливает недалеко от порога и идет вперед по берегу — смотреть на препятствие и планировать тактику прохождения.
Река Снежная, на которую ходили мы, во время паводка из 4 категории сложности превращается в стабильную 5. Там уже нет никакого контроля: куда понесет вода, там и выйдешь. В такую воду не ходят, МЧС запрещает выход к маршруту.
На чем плывут
Чаще всего сплавляются на плотах, байдарках, каяках, рафтах и катамаранах. Плоты — самый простой и удобный способ сплава по рекам нулевой сложности. Они не предназначены для вхождения в пороги, но комфортны: по ним можно перемещаться во время сплава, готовить еду или читать книги.
Рафты — надувные лодки для прохождения порогов. Бывают разных размеров: от 4 до 20 мест. Это самый популярный тип сплавного судна в мире.
Байдарки и каяки — узкие и легкие лодки. Байдарки рассчитаны на 1—4 места, каяки — на 1—2. На байдарках ходят в основном по спокойной воде, каяки — спортивные и для водного слалома.
Сплавные катамараны — это две надувные гондолы, скрепленные рамой, а не прогулочный катамаран с педалями, как думают многие. На раму крепят груз и дополнительные весла. Бывают 2-, 4-, 6- и 8-местные. На катамаранах в основном сплавляются в России и странах бывшего СССР. Мы плыли на катамаранах, потому что в группе просто так давно сложилось. Плюс они легче и маневреннее рафтов, поэтому их удобнее транспортировать до точки старта.
- 15 000 ₽
Некоторые туристы времен СССР до сих пор ходят на спасательных надувных плотах, честерах, пакрафтах и бубликах. Плоты и честеры — это пережиток советской эпохи, когда спортивных плавсредств было мало и сплавлялись на всем, что держалось на воде. Пакрафты — одноместные прочные лодки весом 2—3 кг, которые упаковывают в рюкзаки для длительных переходов. Бублики — это специальная разработка для прохождения суперсложных рек и порогов, где другие средства просто не пройдут.
С кем идти
На спортивную реку в одиночку не ходят, нужна команда. Есть три варианта: купить путевку, вступить в спортивный клуб или организовать собственный сплав.
Если хотите просто сходить на реку и посмотреть, что это такое, — купите путевку. Цены зависят от длительности сплава и сложности заброски на реку. Например, безопасный сплав по карельской Шуе на 2 дня стоит 4900 ₽ с человека, а 10-дневный сплав по бурятской реке Снежной, на которую ходили мы, обойдется в 43 600 ₽ с человека.
В водном походе важна слаженность команды. Купив путевку, вы познакомитесь с группой уже в пути. Неизвестно, что от кого можно ждать, включая инструкторов. Если хотите чему-то научиться — вступайте в турклуб или организовывайте свою команду.
- 4900 ₽
Если все же решились идти по путевке, обращайте внимание на детали. Поговорите с инструкторами: как часто ходят на спортивные реки сами, какой опыт прохождения по реке, на которую собрались вы, сколько лет работают на рынке. Узнайте про снаряжение: есть ли каски, какие спасжилеты, на чем ходят, что с сотовой связью, что в аптечке, что в кухне. Почитайте отзывы. Чем дотошнее отнесетесь и чем больше «а что, если…» придумаете — тем лучше.
Еще есть вариант вступить в спортивный клуб. Но проблема в том, что в нашей стране рафтинг как вид спорта не очень развит, поэтому представительства федерации есть далеко не в каждом городе. По советской традиции много клубов при вузах, но как туда попасть человеку с улицы — не ясно. В общем, это спорная опция.
Меня позвали в команду, которая состоит из бывших спортивных туристов. Наш капитан Саша Костюков всю жизнь водит людей по рекам, спускает в пещеры и летает покорять непальские хребты. Меня позвали присоединиться к сплаву, и я согласился.
Чтобы понять слаженность команды, руководитель организовывает пеший поход выходного дня: поставить лагерь, натянуть тенты, распределить обязанности. Команда, к которой я присоединился, уже не раз ходила в водные походы. Поэтому в этот раз поход выходного дня они не организовывали.
Перед походом мы несколько раз встречались: знакомились, разбирали отчеты других групп, считали общие траты. Роли распределили уже на реке. Есть бессменный руководитель похода — он командир и отвечает за все. Есть завпит — человек, который следит за количеством еды и распределяет все по рациону. Если завснар, или ремонтник, который подскажет, как починить каску проволокой и листьями, и залатает катамаран прямо на ходу. Еще есть ответственные за тенты, костер и дрова.
Еще до сплава мы договорились: если идет дождь, то первым делом на стоянке все занимаются общественным и строят лагерь. Если дождя нет — можно спокойно переодеться, а потом приступить к лагерной работе.
Выбрать реку
Для этого стоит почитать отчеты о прохождениях на тематических сайтах: Skitalets.ru, форум компании «Сплав-ру» и поспрашивать знакомых туристов.
Для начала подойдет река попроще и рядом с вами. Если живете в Хабаровске, вероятно, пойдете на Анюй или Туюн, если в Петербурге — поедете в Карелию.
Общая экипировка
Перед походом команда собирает общую экипировку: тенты, кухню, инструменты. У нас было два тента: вещевой 4×3 метра и костровой 4×5,8. Под вещевым прятали рюкзаки, под костровым ставили кухню.
Тенты продаются в любых туристических магазинах и стоят от 2 до 6 тысяч рублей. Костровой обошелся в 5590 ₽.
Кухня — это сумка с поварской утварью: котелками, газовой горелкой, банками со специями, поварешкой и топорами. Ее возят на дежурном катамаране, команда которого в этот день отвечает за обед, ужин, перекусы на коротких стоянках и завтрак. Потом дежурство переходит другой команде.
У нас было три котелка по 12 литров: в одном варили основное блюдо, в другом кипятили воду для чая, в третьем — техническую для мытья. Вся утварь покупается в туристических магазинах или несется из дома. Например, сковородку нам кто-то подарил. Всю кухню можно собрать в туристических или охотничьих магазинах.
- 2600 ₽
Сколько стоит походная кухня
Сколько стоит походная кухня
Рации. Если идете несколькими катамаранами, советую взять рации с защитой от воды. Они обязательно пригодятся для страховки при прохождении порогов. Страхующие на скалах говорят о своей готовности, команда на воде рапортует о своей. «Через минуту стартуйте». — «Поняли, готовы».
Катамараны — самая затратная часть организации сплава. Их можно взять в аренду или купить свои. В центральной части России с арендой проще. Например, компания «Рафтмастер», которая шьет и продает катамараны, открыла свой прокат в Москве. Арендовать четырехместный катамаран на 10 дней будет стоить 13 500 ₽ с залогом 35 000 ₽.
Надо уточнять, при каких условиях залог остается у компании. Обычно в походе по спортивной реке с катамараном обязательно что-то случается: ломается рама, рвется баллон или царапается шкура. Когда идешь на своем катамаране, с этим проще: любые дополнительные расходы делятся поровну между всеми участниками команды.
- 13 500 ₽
Мы ходили на своих катамаранах, потому что в Хабаровске с прокатом туго. Два катамарана давно купили у «Рафтмастера» по 85 000 ₽ каждый, один у «Трэкса» за 40 000 ₽. «Рафтмастеры» больше, технологичнее и удобнее. Катамараны у ребят были потрепанные, поэтому перед походом мы думали: покупать новые или латать эти? Решили починить эти, докупив новую раму для «Рафтмастера» за 15 000 ₽.
Весла — расходный материал. Мы взяли по одному на каждого плюс по одному дополнительному веслу на катамаран на случай потери. У нас было два таких случая, и оба в одном пороге Мунгул-Гольском.
Мотор дополнительно берут в некоторые походы. Он нужен там, где долгий выход с реки — километров 30—50. Без мотора приходится идти по спокойной воде на руках несколько часов. Мы не брали, потому что со Снежной выход быстрый — всего километров 15.
Обычно берут лодочный мотор в 3,5—5 лошадиных сил. Этого хватает, чтобы тянуть 2—3 груженых катамарана весом под 400 кг каждый.
Встать на учет в МЧС
Перед походом нужно позвонить в местное отделение МЧС. Там попросят паспортные данные туристов и контакты ближайших родственников, а потом свяжут с поисково-спасательным отрядом, который занимается выловом таких ребят в вашем регионе. О нашем походе знали два отряда МЧС: хабаровский и бурятский.
Иногда МЧС не выпускает на маршрут из-за чрезвычайной ситуации: лесного пожара, паводка, грозы или просто кто-то важный поехал на охоту. Отменить могут перед самым началом похода.
После выхода с реки нам нужно было обязательно позвонить в оба отдела МЧС и сообщить, что с группой все в порядке. Однажды наш руководитель Саша забыл это сделать и не включил телефон. Когда вспомнил, отряд уже практически выезжал нас спасать.
Если вы собрались за спортивными разрядами, нужно еще встать на учет в маршрутно-квалификационной комиссии — это бесплатно.
Осталось найти личное снаряжение и взять билеты до места, откуда доберемся до старта сплава, и скинуться на общее.
Дальше разберемся с тратами. Чтобы было удобнее, я разделил все необходимые вещи на три типа: в чем идти по реке, в чем нести вещи и что надевать на стоянке.
Личное снаряжение на реку
Гидрокостюм. Температура воды в горной реке 10—15 °C, поэтому весь день на воде без костюма делать нечего. Есть туристы, которые до сих пор ходят в советском камуфляже из «Коробка», но это неудобно и бессмысленно.
Если идете не на горную реку, а на обычную, например в Карелии, то смотрите по погоде. Жарким летом в Карелии гидрокостюм не нужен. На майских праздниках там же — обязателен.
Гидрокостюмы бывают сухими и мокрыми. Сухой в принципе не пропускает воду, но дорогой и массивный. Мокрый воду пропускает, но не выпускает обратно, из-за чего сохраняется тепло. Мокрые костюмы отличаются по длине и толщине. Для катания на водном мотоцикле достаточно костюма с укороченными штанинами и рукавами. А серферы на Камчатке катаются в 9 мм зимних костюмах. Для горной реки подойдет костюм в полный рост толщиной не меньше 3 мм.
- 10 000 ₽
Костюмы одинаковой толщины и длины часто отличаются по цене. Китайский «Джос» стоит вдвое дешевле «Акваланга». Все дело в качестве материалов и удобстве конкретной модели. Чем дешевле, тем сильнее натирает и хуже сидит.
Гидрокостюмы можно брать у друзей, можно покупать с рук: все дефекты заметны.
Сколько стоят гидрокостюмы
Длинный сухой «Скубапро» 4 мм | 62 950 ₽ |
Длинный «Акваланг» 3 мм | 9718 ₽ |
Длинный «Квиксилвер» 3 мм | 5600 ₽ |
Укороченный «Джос» 3 мм | 2000 ₽ |
Сколько стоят гидрокостюмы
Длинный сухой «Скубапро» 4 мм | 62 950 ₽ |
Длинный «Акваланг» 3 мм | 9718 ₽ |
Длинный «Квиксилвер» 3 мм | 5600 ₽ |
Укороченный «Джос» 3 мм | 2000 ₽ |
Перчатки и ботинки из неопрена. Ботинки лучше взять чуть толще, чем гидрокостюм, потому что ноги будут постоянно в воде. Ботинки нужны для похода по реке любой температуры, потому что они хорошо защищают от острых камней на дне.
Ветровка. Легкая и защищает от ветра между порогами и на суше. В сами пороги ветровку надевать не рекомендуется, потому что куртка создает дополнительное сопротивление, из-за которого сложнее выплыть из потока, если вдруг упадете в воду.
Куртка каякера от «Вольного ветра» стоит 2200 ₽, но я решил сэкономить и взял свою старую ветровку «Пул-энд-бир». От дождя она меня не спасла, а от ветра — вполне.
Спасжилет. Жилеты бывают надувными и с пенными вставками. В пенных ходят рыбаки. Этого достаточно, чтобы остаться на плаву на спокойной воде, но в пороги в таких лучше не соваться. В пороге с высокой скоростью течения есть риск выпасть. Из такого порога вас с большей вероятностью вытянет надувной жилет. Важно брать те, которые предназначены для сплавов. Например, у компании «Вольный ветер» такие называются «Каскад» или «Экстрим».
Стропорез, огниво, спички. В спасжилет обязательно упаковали дополнительный нож, огниво или охотничьи спички.
Нож всегда должен быть под рукой. Лезвие должно быть с зазубринами, чтобы можно было быстро достать и перерезать мокрый канат.
Огниво и спички в жилете нужны на случай, если катамаран перевернется, вас раскидает по разным берегам и придется ночевать в лесу. Такие случаи бывали. Огниво не мокнет, но требует сноровки, чтобы высечь искру. Продается в туристических магазинах за 200—800 ₽.
Если брать спички или зажигалку, то в полиэтилене. Обратите внимание, что сухое горючее нельзя провозить в самолете: ни с собой, ни в багаже. Мне свое пришлось выкинуть.
Каска нужна для защиты головы от ударов о скалы, деревья и подводные камни. Покупайте специальную каску для водных видов спорта с отверстиями для слива воды. Стоит 1000—3000 ₽.
Личное снаряжение для стоянки
На стоянке переодеваетесь из гидрокостюмов в теплое и сухое, ставите лагерь, ужинаете и идете спать. Программа повторяется каждый день за исключением дождя: в дождь все сначала ставят лагерь, а потом переодеваются из гидрокостюмов в теплое.
Теплое и сухое подбирается в зависимости от места, в которое идете. Например, нам в Восточных Саянах пригодились свитеры, шапки и термобелье, потому что было холодно. Ночью +9 °C, днем +17 °C, и то — если прогревало солнце.
- 1649 ₽
Вот полный список того, что пригодится на стоянке:
- Спортивные штаны.
- Кроссовки или трекинговые ботинки.
- Теплая кофта.
- «КЛМН»: кружка, ложка, миска, нож.
- Налобный фонарь.
- Шапка.
- Термобелье.
- Спальник.
- Влажные салфетки.
- Личные перекусы: шоколад, сухофрукты, орехи.
Нет смысла расписывать каждый пункт. Остановлюсь на моментах, которые показались важными мне.
Кружку и миску лучше брать в туристических магазинах, чтобы они были вместительными, удобными и металл не обжигал руки и губы. Ребята накупили тарелок с ручкой за 1050 ₽.
Налобный фонарь берите на батарейках, а не на аккумуляторах. Аккумуляторы быстро садятся, а заряжать не от чего.
Термобелье надевают на голое тело, только так оно греет. Я купил дешевый набор «Глиссад» в «Спортмастере» за 1649 ₽ — и его хватило.
- 5000 ₽
Спальники различаются по температуре комфорта. На Снежной ночью было в среднем +12 °C, поэтому подошел спальник для +10 °C. Я свой взял у друзей. Новый стоит примерно 5000—6000 ₽.
В чем нести снаряжение
Рюкзак. Нужен классический походный рюкзак с жесткой спиной на 90—120 литров. В него кладется все свое и часть общественной еды. Я взял 100-литровый рюкзак у друга. Новый простой рюкзак можно купить за 3000—5000 ₽. Этого будет достаточно, если вы идете в водный поход без пешей части и вещи едут либо в автобусе, либо на катамаране. Если вы идете в пеше-водный поход, стоит задуматься о качественном рюкзаке, чтобы не убить спину и колени. Такие стоят от 5000 до 10 000 ₽.
Чтобы упаковаться поплотнее, вниз кладут тяжелые вещи, наверх — полегче и те, что быстрее пригодятся. К концу похода я мог собрать-разобрать рюкзак быстро и оставить 30% свободного места по сравнению с первыми днями. Все просто: мотай плотнее, пихай сильнее.
Гермомешок, который вставляется в рюкзак. Рюкзак постоянно окатывает водой, поэтому без гермомешка в сплаве никак. Дешевая альтернатива — огромные полиэтиленовые мешки. Но они не такие удобные, потому что приходится постоянно завязывать-развязывать.
- 1500 ₽
Столитровый гермомешок стоит около 1500 ₽. Я свой тоже взял у друзей.
Небольшие гермомешки для техники. Они надежнее полиэтиленовых пакетов. Я купил японские 10-литровые «Монбел» по 600 ₽.
Веревочки и карабины — удобная штука, чтобы что-то цеплять и привязывать. Например, в карман моего спасжилета не помещался нож, поэтому для страховки я привязал его к жилету.
Шнуры и карабины продаются в туристических магазинах. Шнуры стоят 9—12 ₽ за метр, карабины — 150 ₽.
Все это можно купить в любом сетевом спортивном магазине вроде «Декатлона», «Спортмастера», «Экспедиции».
Скинуться на общее
Общие расходы — это логистика от места сбора до точки старта маршрута, траты на еду, аптечку и спутниковую связь. Сверху закладывается дополнительная сумма на случай непредвиденных трат, например эвакуации. Если деньги остаются — гуляем на них после выхода в город.
Общие деньги на 12 человек — 265 000 ₽
Заброска на реку: микроавтобусы, камаз, вездеход | 150 000 ₽ |
Еда на все дни похода | 30 000 ₽ |
Доставка снаряжения в обе стороны | 15 000 ₽ |
Новая рама для катамарана | 15 000 ₽ |
Именные футболки | 10 500 ₽ |
Хостел в Иркутске на 3 суток | 9690 ₽ |
Билеты в кино | 6000 ₽ |
Возвращение в Иркутск на микроавтобусах | 6000 ₽ |
Аптека | 5000 ₽ |
Веревки, мешки, карабины | 5000 ₽ |
Ремонтный комплект | 5000 ₽ |
Спутниковая связь | 4500 ₽ |
Дополнительная батарея для дрона | 3000 ₽ |
Общие деньги на 12 человек — 265 000 ₽
Заброска на реку: микроавтобусы, камаз, вездеход | 150 000 ₽ |
Еда на все дни похода | 30 000 ₽ |
Доставка снаряжения в обе стороны | 15 000 ₽ |
Новая рама для катамарана | 15 000 ₽ |
Именные футболки | 10 500 ₽ |
Хостел в Иркутске на 3 суток | 9690 ₽ |
Билеты в кино | 6000 ₽ |
Возвращение в Иркутск на микроавтобусах | 6000 ₽ |
Аптека | 5000 ₽ |
Веревки, мешки, карабины | 5000 ₽ |
Ремонтный комплект | 5000 ₽ |
Спутниковая связь | 4500 ₽ |
Дополнительная батарея для дрона | 3000 ₽ |
Заброска
Билеты каждый покупает до места, откуда начинается заброска. Мы покупали билеты до Улан-Удэ. Как и большая часть группы, я выбрал прямой рейс «Хабаровск — Иркутск — Хабаровск» и заплатил за него 25 000 ₽. Прилетаем и сразу едем на поезде до Улан-Удэ: плацкарт в ночь — 1500 ₽.
Катамараны и тяжелую экипировку мы отправили за неделю до путешествия транспортной компанией. Она должна была привезти все на вокзал в тот же день, когда нас будут ждать микроавтобусы. Так и получилось.
- 150 000 ₽
Обычно спортивные реки находятся в местах без инфраструктуры. Туристов закидывают на реки местные. Их контакты есть на сайтах и форумах, посвященных водному туризму. Между ними есть договоренности, и законы свободного рынка тут не действуют. Например, из Иркутска на реку Снежную не возят, только из Улан-Удэ. Потому что местные так договорились.
Организаторы коммерческих сплавов пользуются услугами тех же водителей.
Мы выбирали из четырех вариантов заброски: пешком, на лошадях, на вездеходе или вертолете.
Наши четыре варианта заброски
Способ | Время | Стоимость |
---|---|---|
Пешком | 48 часов | бесплатно |
На лошадях | 48 часов | 30 000 ₽ |
На вездеходе | 12—20 часов | 135 000 ₽ |
Вертолетом | 2—3 часа | 290 000 ₽ |
Наши четыре варианта заброски
Пешком | |
Время | 48 часов |
Стоимость | бесплатно |
На лошадях | |
Время | 48 часов |
Стоимость | 30 000 ₽ |
На вездеходе | |
Время | 12—20 часов |
Стоимость | 135 000 ₽ |
Вертолетом | |
Время | 2—3 часа |
Стоимость | 290 000 ₽ |
Выбрали вариант с вездеходом. Пеший не рассматривали, на лошадях медленно, на вертолете слишком дорого.
В итоге наш маршрут выглядел так:
- От вокзала Улан-Удэ до поселка Баянгол добрались на двух микроавтобусах.
- От Баянгола в тайгу доехали на камазе.
- В тайге пересели на вездеход и доехали наконец до точки старта сплава.
На все заложили 48 часов — на случай, если что-то пойдет не так.
В самом начале пути у микроавтобуса сломался задний мост, пришлось искать в поселке другой транспорт. Нашли за полтора часа, перегрузились — поехали дальше.
С 10:00 до 19:30 добирались до полузаброшенного поселка Баянгол, где раньше добывали уголь, а сейчас ничего нет. Тут живут пенсионеры и водитель камаза, который повезет нас дальше. Оказалось, что в вездеходе вместе с нами поедут друзья нашего водителя — оперативники из Улан-Удэ. Сегодня день полиции — значит, надо сгонять на охоту, а места же всем хватит.
В три ночи вездеход встал, а нас попросили выйти. Оказывается, мы доехали до перевала Хамар-Дабан и теперь, чтобы духи не прогневались, нужно выпить стопку водки и помедитировать на спасение всех живых существ на Земле. Вот предыдущая группа отказалась и ехала двое суток. Пришлось пить.
Спланировать время заброски на вездеходе нереально. Нам водитель сказал, что самое быстрое время, за которое он добрался до места — 3,5 часа, а самое долгое — 2 суток. Вот где-то в этом промежутке и приедем. Мы доехали за 5 часов — считаем, что повезло.
Еда
В водном походе рюкзаки едут не на спине, а на катамаране. Поэтому еды можно взять побольше. Основные продукты во всех походах одинаковые: крупы, тушенка, сгущенка, макароны, печенье. На первые три дня — хлеб, потом сухари. Главное, чтобы было больше углеводов.
- 30 000 ₽
В первый же день оказалось, что закупщики просчитались и взяли не по 120 г крупы на ужин, а по 80. Ну это ничего. Мы ловили и готовили на костре рыбу: запекали ее в фольге, а иногда ели и сырую — просто с солью и перцем.
И наконец сам поход
Весь поход занял восемь дней. Все дни был дождь, но нас это не смущало: в какой-то момент ты просто принимаешь сложившиеся условия и радуешься простым вещам вроде перекуса сникерсами.
По карте первые два дня легкие: шиверы, неглубокая вода. Идеально, чтобы отработать команды и подстроиться друг к другу. Ближайший отмеченный порог на карте — 13-й, он будет на третий день:
Первые три дня я не чувствовал никакого удовольствия, потому что было непонятно, холодно и мокро. Но потом мы успешно одолели 29-й порог под названием Калибр, который сверху казался очень страшным и непроходимым, — и появилась сила. Это сложно описать, но примерно как если вы года два жили с депрессией, а потом вам прописали таблетки и жизнь заиграла.
На третий день поставили походную баню. Она ставится на берегу, где есть сложенные в печь камни. Эти камни разогреваются в костре часа 3—4, потом угли выгребают, сверху ставят походную легкую баню из тента и весел. Окунаться в ледяную реку после такой парилки — особое удовольствие.
Поход отнимает много энергии на бытовые действия, на которые обычно не обращаешь внимания. Развести костер, сходить за водой, поставить палатку, натянуть тенты, переодеться, просушить одежду, помыться в ледяной воде. Наверное, дело в холоде. Было бы теплее — затрат было бы меньше. Еще наблюдения: черные ногти не парят, а лучшая одежда — сухая и функциональная.
Самым сложным порогом оказался Мунгул-Гольский. Это каскад порогов из трех длинных ступеней по 100 метров каждая. Всеми тремя катамаранами проходили его часа три вместе с просмотром и принятием решений. Прошли неидеально: первый катамаран распорол гондолу и чуть не потерял весло. Наш, второй, чуть не перевернуло уже в самом конце, когда сильная струя начала забивать под скалу. Третий катамаран все-таки упустил весло — пришлось доставать запасное.
Самая впечатляющая часть на маршруте — 12-метровый водопад Хармын-Дулю, в переводе с бурятского — «полет белки». Он считается непроходимым, обычно его обносят по выпиленной трассе в лесу. Мы тоже обносили.
Выходили с маршрута под нудный дождь, который шел весь день. Сначала хотели остановиться на теплых озерах в Выдрино, но там не было мест, поэтому причалили у случайно обнаруженной с воды турбазы «Соболиная». Она недавно открылась, есть баня и место для остановки — красота. На следующий день собрали катамараны и мокрые вещи, погрузились в микроавтобусы и поехали в Иркутск.
Поход оказался для меня важным событием этого года (и, наверное, жизни). Я увидел, что многое в обычной жизни нам нужно, только чтобы не скучать. Прочувствовал, что такое общая цель. Погрузился в состояние команды. Все это время не видел своего отражения — увидел и удивился.
- 66 000 ₽
Радовался простой еде и разговорам обо всем. Обмирал от видов, которые редко кто видит и вряд ли увижу я еще раз. Понял, что много с чем могу справиться — и это не только дедлайны и отредактированные тексты.
Конечно, я пойду еще.
Физподготовка
Если идете в туристический сплав, то подготовка нужна базовая: бега пару раз в неделю и зарядки по утрам достаточно. Если решились на спортивный, где придется грести по 5 часов в день, нужны дополнительные тренировки.
Если не привыкли тренироваться, готовиться стоит за 3—4 месяца. Походить в спортзал, описать тренеру нагрузку. На сплаве работает спина, тело и руки. Мне помогли бег, отжимания, подтягивания, утренняя растяжка, плавание и велосипед.
Дополнительно стоит походить к массажисту и проверить закостенелость мышц ног. Штука в особенности спортивной посадки катамарана. Если по простым рекам ходят верхом на рюкзаках, то по спортивным — сидя на коленях в специальной посадке.
Из-за долгого нахождения в согнутом состоянии в холодной воде страдают колени и икроножные мышцы. Часто к концу дня я спрыгивал на берег и первые минуты просто не чувствовал ног.
Страховка и прививка от энцефалита
В России нужна страховка с риском «рафтинг» или «экстремальные виды спорта». Она стоит примерно 1000 рублей в неделю на человека, но если вы гражданин России, то спасут и без нее. Даже пришлют вертолет.
Страховка нужна для лечения последствий несчастных случаев, которые не входят в программу ОМС. Это некоторые операции при тяжелых травмах позвоночника или головы. Ситуации редкие, но возможные. Стоит примерно 6500 ₽.
Обязательно сделать прививку от энцефалита. Она ставится в два этапа, обычно в апреле, в начале сезона. Каждая инъекция стоит примерно 1000 ₽. На следующий год нужно будет поставить всего одну. Правда, такая прививка не защитит от боррелиоза, потому что от него нет прививки. Только возвращаться в цивилизацию.
Во время похода мы попали в место, где было много клещей: сняли сразу с двоих ребят.
Я потратил на сплав 66 000 ₽
Билеты | 26 500 ₽ |
На общее | 22 000 ₽ |
Личное снаряжение | 17 600 ₽ |
Я потратил на сплав 66 000 ₽
Билеты | 26 500 ₽ |
На общее | 22 000 ₽ |
Личное снаряжение | 17 600 ₽ |
Словарь водного туриста
Шивера — мелководные участки с выступающими камнями и большой скоростью воды.
Бочка — слив с камня в стоячую воду, где образуется обратный ток реки, переворачивает.
Котел — бочка, окруженная камнями, которая не дает выйти.
Завал — нагромождения бревен и веток в стоячей воде, затягивает под себя и не дает выйти.
Карман — промоина в скале с сильной струей, которая притапливает и может перевернуть.
Сифон — завал камней, под которыми проходит основной ток воды.
Поганка — подводная струя, которая бьет на поверхность воды и крутит на месте.
Порог — комплекс сливов и препятствий.
Каскад — порог из нескольких ступеней.
Чалиться — пристать к берегу. Чалка — веревка на катамаране, которой привязываются к деревьям или камням.
Читать воду — смотреть препятствия на воде.
Шкура — брезент, в который вдевается баллон катамарана.
Дневка — разгрузочный день без дел и выхода на воду.
Кухня — сумка с котлами, утварью и продуктами на следующий прием пищи.
Техничка — котел с горячей водой для мытья посуды.
Курок — заначка: сладости, конфеты, сухофрукты, орехи. Взорвать курок — достать и поделиться со всеми.
«Грушинский фестиваль» — пренебрежительное отношение к туристам советского образца: «как здорово, что все мы здесь», камуфляж, болотники, водочка.