Мы с друзьями прошли по реке Керети и Белому морю 130 километров на трех шестиместных катамаранах.
Пять дней сплавлялись, еще четыре отдыхали на морском острове: выбирались в однодневные вылазки, собирали мидий, ходили за морошкой, отдыхали, наслаждались природой. Все это время нас окружали скалы, сосны, бесконечное небо и вода. Поход впечатлил меня суровой северной красотой, дал единение с природой, чувство счастья и безмятежности.
В статье я расскажу, какое снаряжение нужно для сплава, как его арендовать и добраться с ним из Москвы до реки, опишу наш сплав по дням и научу планировать запас еды для путешествия.
О чем узнаете
Что за маршрут
В Карелии 27 тысяч рек. Кереть — одна из популярных среди туристов, потому что до нее легко добраться. Маршрут Кереть — Белое море классический: туристы сплавляются по нему каждый год. Он подробно описан в отчетах и прорисован на топографических картах. Благодаря этому приключение можно хорошо спланировать и заранее понимать, чего ждать на сплаве.
Речная часть сплава требует выносливости: придется грести на катамаранах 60 километров. За пять дней у нас была одна дневка — день отдыха без выхода на реку. Все остальное время мы вставали в 09:00—10:00, завтракали, собирали лагерь, упаковывали снаряжение — на это уходило около двух часов. Потом гребли 5—6 часов и вставали на стоянку в 17:00—19:00. В июле на Керети светло круглые сутки, поэтому не надо спешить разбивать лагерь до темноты. На стоянке мы развешивали вещи сушиться, готовили ужин, играли, общались и искренне радовались каждому вечеру у костра.
Кереть — интересная и разнообразная река. На ней есть узкие места и широкие разливы — озера, разные интересные препятствия. Основные — это пороги, каменистые участки с перепадами высот и быстрым течением. Пороги проходят по сливу — это самое свободное от камней место. Еще есть шиверы — длинное мелководье с камнями.
Ради адреналина от порогов многие и едут на сплав. Ощущения от прохождения похожи на катание на американских горках. Катамаран быстро несется вперед, в лицо летит вода, и нужно изо всех сил грести, иначе застрянешь или перевернешься. Это одновременно страшно и очень весело. Захватывает дух, члены экипажа кричат «Греби!», руки сводит от усталости, а катамаран продвигается вперед и проходит преграду.
Морская часть была для нас, наоборот, расслабленной: за четыре дня мы прошли 70 километров по морю на катамаранах под мотором. Грести было не нужно: рулевые следили за мотором и дорогой, а я и другие члены команды просто любовались окружающими пейзажами. Потом мы разбили лагерь на острове и проводили время в свое удовольствие.
Кому подходит такой поход
Есть шесть категорий сложности препятствий на реке — от простой первой до чрезвычайно сложной пятой. Шестая категория сложности — официально верхний предел.
Сложность прохождения порогов зависит от времени года. В мае, когда уровень воды в реке высокий, она растет, а к июлю, когда река немного мелеет, уменьшается. Например, сложность порога Варацкий в мае может приближаться к четвертой категории, а в июле — к третьей.
Препятствий на Керети много, но их максимальная категория сложности летом — третья. Я считаю, что их могут преодолеть даже те, у кого нет большого опыта сплавов. Но при этом важно, чтобы в группе были опытные водники, которые могут направить, помочь советом в прохождении порогов, не заблудятся на маршруте и знают, что делать, если кто-то получит травму, сломается плавсредство или вещи унесет водой.
У нас была смешанная группа: новички, для кого сплав стал первым, середнячки вроде меня, кто уже сплавлялся, но на 100% не уверен в своих силах, и ребята, которые прошли под веслом сотни километров, отлично гребут, ориентируются по карте и уверенно управляют катамараном. В такой компании и с удачей сплав прошел легко и без происшествий.
Удачу упоминаю не просто так. Если не повезет, можно сломать катамаран, перевернуться и оставить в потоке всю еду и снаряжение, получить травму или просто попасть под непрекращающийся дождь. Такие ситуации я воспринимаю как возможность испытать себя. Но иногда обстоятельства могут заставить группу раньше времени сняться со сплава. На этот случай при составлении маршрута всегда нужно прикидывать точки схода — где и как его покинуть.
Когда идут в сплав
Сплавной сезон длится с мая по сентябрь. Самые сложные, но и самые яркие сплавы — в мае. Река полноводная, препятствия достигают максимальной сложности. Но в это время в Карелии очень холодно: средняя температура днем — +12 °С, ночью — +9 °С. Вещи не высыхают никогда, руки леденеют, а неопреновые носки утром иногда покрываются льдинками — приходится оттаивать их кипятком.
Сплав в мае — это для сильных духом и тех, кто точно понимает, зачем ему нужны эти испытания. Если идете впервые, я не рекомендую выбирать май. Можно психологически не справиться с трудностями, и сплав станет не удовольствием, а пыткой. В сентябре погода такая же, только пороги слабее.
Если хотите более комфортных условий, идите в поход летом. Хотя и в этом случае тепло не гарантировано: погода в Карелии очень переменчива. Средняя температура летом днем — +20 °С, ночью — +13 °С. Но воздух легко может прогреться и до +30 °С, а к вечеру остыть до +9 °С. За один день можно сгореть на солнце, потом промокнуть до нитки под дождем и замерзнуть на пронизывающем ветру. А может и повезти, как нам в этот раз, и почти весь поход будете купаться и загорать.
Как проходит сплав в дождь. Никогда не забуду наш июньский сплав по Шуе в 2019 году. Все время лил холодный дождь: каждую секунду, каждый день, весь сплав. Утром просыпаешься в отсыревшем за несколько дней спальнике, натягиваешь отсыревшую одежду и идешь дрожать к костру. Там постепенно согреваешься: одежда высыхает прямо на теле, становится теплее.
Потом натягиваешь мокрый неопрен, который, конечно, не высох за ночь, ветрозащиту, непромокайку и гребешь. Вечером переодеваешься обратно из неопрена в одежду для стоянки и дождевик.
Казалось бы, сплав испорчен, но на самом деле это не так. При затянувшихся дождях помогает в первую очередь хорошее настроение. Для меня это не просто слова — с ним любые неудобства переносишь гораздо проще. Необходимо подбадривать себя и друг друга. Да, дождь, но не сниматься же из-за этого со сплава. Зато какой вкусный у нас будет ужин!
Прогнозы погоды могут быть обманчивы, поэтому на сплав надо взять вещи на случай жары и палящего солнца, дождя и холода — от солнцезащитного крема и панамки до теплой куртки и свитера с шапкой и перчатками. Залог успеха — настроиться на то, что погода может быть любой. Дальше в статье я подробно расскажу о том, какие вещи нужны на сплаве.
В этом походе в целом с погодой нам повезло. На реке мы загорали и купались каждый день. На море солнце было все дни, кроме последнего, когда погода испортилась и полил дождь. Но купание в Белом море — это сурово. Вода ледяная: набираешься духу, с разбегу забегаешь, ныряешь, делаешь пару гребков и бегом обратно.
Подготовка к сплаву
Вода не прощает ошибок, и к сплаву нужно тщательно готовиться. Перед тем как идти по реке, мы прочитали лоции — описания маршрута от туристов, которые на нем уже были.
В лоции рассказывают, какие пороги встретятся и как их проходить, где есть точки схода, где может быть волок — участок, через который придется тащить катамаран на руках, сколько километров закладывать на день, где лучше встать на стоянку.
Мы ориентировались на лоцию от клуба «Ветер перемен», потому что давно их знаем и неоднократно ходили по их маршрутам. Дополнительно читали свежие отчеты, например от клуба «Пакрафт», и описания наших товарищей, которые уже были на Керети.
На основе этих отчетов мы составили свой маршрут. Еще у нас был один на всех навигатор Garmin c треком реки и распечатанная и заламинированная топографическая карта с маршрутом.
На чем мы сплавлялись
Мы сплавлялись на шестиместных катамаранах. В разговорной речи их называют катами. Кат подходит в первую очередь для прохождения рек. По озеру на катамаране идти долго и скучно: он медленный. В открытое море на нем ходить опасно, на волнах он может легко перевернуться. На море мы передвигались на катамаране только между островами.
Еще в сплавы ходят на байдарках. Они быстрее и маневреннее, но ими сложнее управлять, к тому же байдарки легче переворачиваются на порогах. Каты медленнее и неповоротливее, но устойчивее, и на них можно грести целой командой. На мой взгляд, так веселее.
На катамаран дополнительно можно установить мотор. Мы пользовались им на спокойной воде реки, когда уставали, и на длинных переходах по морю. Нам хватало одного мотора на три ката — мы связывали их вместе. Еще у каждого участника обязательно должен быть спасательный жилет, каска и весло.
Где арендовать катамаран
Снаряжение нужно арендовать заранее и везти с собой. В карельском поселке Лоухи, откуда мы стартовали, баз аренды нет.
В Москве прокат предлагают много компаний. Цены и условия отличаются — нужно звонить и выбирать. Мы арендовали все снаряжение в компании «На веслах», потому что раньше уже брали у них байдарки и остались всем довольны. Прокат шестиместного ката «Арктика 600 Expedition» в 2024 году стоит 2600 ₽ в сутки за первую неделю аренды и 1300 ₽ в сутки за последующие дни.
В комплекте с катамараном бесплатно дают весла, спасжилеты, каски и набор для ремонта. В нем должны быть отвертка, пассатижи, иголки, шило, тюбики с клеем, резина для заплаток, шурупы, запасные клапаны. И конечно, то, с помощью чего чинится вообще все в походе, — армированный скотч.
Аренда мотора в «На веслах» обойдется от 1200 ₽ в сутки за первые трое суток и по 600 ₽ за каждые следующие сутки. Стоимость аренды и топлива мы делили на всех участников сплава.
Бронировать катамаран надо минимум за две недели до сплава, особенно на майские и июньские праздники. Я не замечала, чтобы цены менялись в зависимости от месяца, но можно получить скидку за раннее бронирование или заказ нескольких плавсредств. Например, в прошлом году мы арендовали сразу шесть катамаранов для сплава по Шуе за три месяца и получили скидку 10%.
Например, в 2019 году мы арендовали сразу шесть катамаранов для сплава по Шуе за три месяца и получили скидку 10%.
При аренде заключают договор и берут залог или страховой депозит. Мы вносили 10 000 ₽ за каждый кат.
Снаряжение для стоянок, одежду и личные вещи тоже можно брать в аренду. У нас все это уже было: часть купили для предыдущих походов, часть одолжили у друзей. Я брала напрокат только гермомешок. В 2024 году в сервисе «На веслах» аренда гермомешка стоит 100 ₽ в сутки.
Как собирают катамаран. В конструкцию катамарана входят две надувающиеся гондолы с баллонами внутри. Их соединяют металлическим каркасом, устанавливают палубу. Еще есть надувные сиденья, стремена на колени, чтобы не свалиться с катамарана в бурной воде, чехол для вещей, насос.
Сборка катамарана — это долго и муторно, но в этом нет ничего технически сложного. Если ознакомиться с инструкцией, то легко справишься. Сначала надо накачать баллоны так, чтобы они держали форму, но еще не стали твердыми. Дальше между собой соединяют продольные трубки каркаса и привязывают их к баллонам. Затем прикрепляют поперечные трубки, палубу, сиденья, стремена. Потом баллоны подкачивают до твердого состояния и спускают катамаран на воду.
Всего на сбор катамарана и упаковку снаряжения у нас ушло около трех часов. Вещи в плавсредство загружают уже на воде, потому что груженый кат по берегу тащить нельзя ни в коем случае: можно повредить баллоны. И физически это тяжело.
Дорога и трансфер снаряжения
Мы ехали на сплав на поезде. В сезон с мая по сентябрь билеты разлетаются как горячие пирожки. Из-за своей несобранности я покупала билет всего за 2,5 недели до сплава — в конце июня. На нужную дату осталось три пассажирских места на весь поезд. Еще чуть-чуть, и я осталась бы без билета.
Один участник сплава приехал в Лоухи на день раньше старта и остановился на ночевку в хостеле «Северяночка». В сезон места нужно бронировать заранее. По словам товарища, это обычный чистый хостел, который ничем особенным не запомнился. Есть комната с кроватями, санузел, кухня — все самое необходимое.
Доставка снаряжения. Снаряжение обычно везут на поезде в грузовом купе и на верхних полках в пассажирском вагоне. В 2024 году провоз одного катамарана в грузовом купе из Москвы в Лоухи обойдется в 580 ₽. Билет оформляют вместе с обычным пассажирским билетом на сайте РЖД.
Иногда на сплав едут на своей машине и на ней же везут снаряжение. Еще можно отправить снаряжение к стапелю доставкой. Транспортировкой занимаются компании по перевозке, например сервис «Везет всем».
Еще можно долететь до Петрозаводска на самолете. Но мы даже не рассматривали этот вариант, потому что от Петрозаводска до поселка Лоухи все равно придется добираться на поезде. Летом 2024 поездка стоит от 1700 ₽ в одну сторону и занимает 10 часов. Кроме того, придется пересылать трансфером снаряжение и плавсредства. Экономия времени минимальная, зато появляются лишние сложности.
Местный трансфер. От ж/д станции до точки старта добираются на местном трансфере. Обычно это «буханки» — так в народе называют советские машины УАЗ, которые пройдут по любым дорогам.
Найти водителя «буханки» и договориться о заброске до реки и выброске обратно легко. Местные жители публикуют информацию о своих услугах на сайте Louhi.onego.ru. Его обновляют регулярно.
Друзья-туристы рекомендовали договориться с водителем на месте: это выйдет немного дешевле. Объявления с предложениями висят на остановке у вокзала и в кафе. Не готова рекомендовать этот способ, потому что в последние годы количество туристов в Карелии увеличилось, — можно приехать и остаться без трансфера. Надежнее заказать его заранее.
Мы приезжали ночью и решили заказать заброску, пока едем в поезде. Сначала хотели найти перевозчика на сайте, но в итоге узнали контакты водителя у соседей по вагону.
Так действительно получилось немного дешевле. По телефону с сайта озвучивали цену 2500—3000 ₽ за одну машину в одну сторону. Водитель, которого нам посоветовали в поезде, взял 2000 ₽. С ним мы договорились о дате обратного трансфера от реки к вокзалу и за сутки до выброски еще раз созвонились.
Как мы сплавлялись по реке
Первый день. На станцию Лоухи мы прибыли на поезде ночью, в 03:34. Поезд стоит всего несколько минут, поэтому выгружать катамараны надо очень быстро. Затем мы пересели в «буханки» и отправились к точке старта сплава.
За полчаса доехали до озера Варламово в 20 километрах от поселка. Это одно из озер акватории Керети с удобной поляной и подъездом для машин. У озера находится стапель — поляна на берегу, где мы собирали катамараны и раскладывали снаряжение. На сборы и быстрый завтрак мы потратили около трех часов и погребли.
Примерно через час нас ждал динамичный порог Павловский первой-второй категории сложности, а за ним — около 500 метров шивер . За ней было наше первое сложное препятствие на маршруте — порог Мураш. У него вторая-третья категория сложности, мощный метровый слив и еще одна шивера после порога в 400 метров.
После этого мы окончательно проснулись, вспомнили навыки водников, прошли еще 5 километров и остановились на озере Новое.
Кереть обжита туристами: на островах и берегах реки есть обустроенные стоянки, которые отмечены в лоциях. Найти на берегу стол с лавками, костровище, расчищенные места под палатки — обычное дело. Главное — успеть занять их, потому что туристов в Карелии немало. Меня радовало отсутствие мусора на стоянках.
В первый день мы очень устали после дороги, сборов и гребли, поэтому уже примерно в 14:00 решили разбить лагерь, пообедать и дальше только отдыхать: загорать, купаться, неспешно готовить ужин, играть и спать.
Во второй день мы снова проходили пороги, озера и наслаждались видами. Кереть — красивая река с разнообразными пейзажами. Она становится то узкой, то широкой, лес сменяется скалами, а посреди реки внезапно вырастают острова.
Прошли порог Долгий второй категории сложности — там метровый слив и целых 4 километра шиверы, отсюда и название. После него начинается плес — широкий и спокойный участок реки с островами. Мы выбрали живописный остров с высокой скалой и остановились там.
Третий день — дневка. Это день отдыха, когда никуда не нужно торопиться, грести, собирать и разбирать лагерь, а можно отдыхать и наслаждаться природой. Мы запланировали дневку на третий день, потому что это экватор речной части маршрута. Но их можно сдвигать или вообще отменять, если не укладываешься в нужное время.
На дневке мы купались, загорали, ездили на катамаране под мотором на соседний остров за вкусной морошкой, обследовали скалу и прыгали с нее в воду. Потом все вместе варили еду и компот из морошки и устроили царский ужин. Вечером напарились в походной бане и заснули счастливыми.
Четвертый день. Мы проснулись рано утром, собрали лагерь и отправились на главное приключение дня — проходить порог Варацкий.
Варацкий считается самым сложным порогом Керети. Для катамаранов оценивается как третья категория сложности, для байдарок на большой воде в мае доходит до четвертой. Порог начинается с трехсотметровой шиверы. Потом посреди реки возникает остров, который надо обходить с левой стороны: с правой можно пройти только во время большой воды. Дальше идет каскад из двух сливов с общим падением около 6—7 метров. А после сливов — еще одна длинная мелководная шивера.
Порог шумный, каменистый. Перед тем как проходить его, нужно выйти на берег и осмотреть преграду. Так делают перед любым порогом, но на Варацком это обязательно.
Экипажи обязательно страхуют друг друга. Когда один катамаран проходит порог, другие участники стоят на берегу со страховым тросом с поплавком и карабином в руках: при необходимости они спасут вылетевшего в воду человека или словят снаряжение. Спортсмены называют трос морковкой, потому что он упакован в ярко-оранжевый или ярко-красный мешок.
Со всеми предосторожностями и морем впечатлений мы прошли порог. Ни один экипаж не перевернулся, никто не вылетел из катамарана, вещи не потерялись, катамараны не сломались — мы молодцы!
После прохождения Варацкого мы с экипажем еще немного погребли и встали на очередную стоянку на острове. Наутро предстоял ранний подъем, завершение речной части маршрута и выход в море.
Пятый день. Мы проснулись под шум порога Кривого, бурлящего у стоянки, и двинулись дальше. Почти шутя прошли порог второй категории сложности и добрались до препятствия, которое задержало нас больше чем на час. Это было рыбное хозяйство. Оно стоит перед порогом Морским, после которого Кереть впадает в Белое море. Русло реки перегорожено сетями. Пройти по воде можно, только если договоришься с владельцами.
Мы не нашли владельцев, поэтому пришлось обходить препятствие по суше. Причалили катамараны к берегу, разгрузили их, перенесли все вещи и каты на другую сторону препятствия и снова загрузили. Спортсмены называют это обносом.
После рыбного хозяйства бушует порог Морской третьей категории сложности. Перед ним мы набрали в бочки и канистры воды из реки. Нам предстояло четыре дня жить на море без источника пресной воды.
Перед выходом в море стоит заброшенная деревня Кереть. Мы высадились и прогулялись по ней. Впечатления смешанные: красиво, но грустно. Берега заросли цветами, старые деревянные дома заколочены. Двери некоторых домов открыты, внутри остались предметы быта, которые, наверное, несподручно было вывозить.
В деревне стоит часовня. В наш визит на двери висела табличка о закрытии в связи с коронавирусом. Она смотрелась особенно странно в пустой деревне, где мы не встретили ни одного человека.
Чуть ниже по реке стоит обособленное хозяйство: два дома, смотровая площадка со столиками, причал. Хозяин этого места держит «магазин», который стал центром торговли на маршруте. Я пишу в кавычках, потому что в реальности это просто комната с ящиками, которую хозяин открывает по просьбе туристов.
Мы выстроились в очередь за покупками перед дверью в эту комнату. Ассортимент магазина — водка, два вида пива, два вида сигарет, чипсы и пакетированное вино. Все! Цены выше московских в 3—4 раза. Например, банка пива в 2020 году стоила 250 ₽. Оплата только наличными.
Торговля шла бойко: других магазинов на маршруте не было. Туристы добираются туда на пятый-девятый день сплава, когда запасы истощаются, и скупают товары, несмотря на цены. Магазин даже отмечен на «Яндекс Картах».
Каждый участник нашей группы потратил на пиво и сигареты от 500 до 2000 ₽. Вместе мы оставили в магазине около 20 000 ₽.
Важное замечание: садиться на катамаран в алкогольном опьянении нельзя. Река не прощает пьяных. Любой алкоголь, даже пиво, можно пить только на стоянках после ходового дня.
После покупок мы пообедали за столом на смотровой площадке. Обед приготовили еще утром и привезли с собой в канах . Потом погребли на катамаранах еще около получаса и с радостными криками и улюлюканьем отметили окончание речной части сплава и начало морской. Мы дошли до Белого моря!
Как мы сплавлялись по Белому морю
Знакомство с морем началось с прохождения Керетской губы — так называют залив в устье реки. Нам сразу открылась морская ширь со скалистыми островами. Мы связали катамараны, запустили мотор и за три часа добрались до острова Сидоров. Шли молча: хотелось впитывать окружающую красоту.
На острове Сидоров есть обустроенные стоянки и лагеря других туристических групп. Это здорово: на Керети мы вдоволь насладились уединением, и теперь было интересно ходить в гости к другим туристам, знакомиться, обмениваться историями и угощениями.
Остров большой — стоянки находятся в отдалении. Там нет ощущения скученности, при этом можно прогуляться к соседнему лагерю и пообщаться с новыми людьми.
Мы планировали посетить Беломорскую гидрологическую станцию и погулять по соседним островам. Но планы не сбылись: стояла теплая, но ветреная погода, поэтому мы не могли отойти далеко от берега. Силу ветра определяют по 12-балльной шкале Бофорта. Штиль — это 0 баллов, ураган — 12 баллов. При 5 баллах, то есть при скорости ветра 8 м/с и волнах до 2 метров, мы уже не выходили на воду: есть риск перевернуться.
В итоге мы исследовали остров Сидоров пешком, прокатились вдоль его берегов на катамаранах, лазали по скалам, объедались мидиями и ягодами, топили походную баню и предавались философским разговорам.
В другие дни мы осмотрели крошечную часть Белого моря: Керетскую губу, пролив Оборина Салма между островами Кереть и Кишкин и губу Чупа. Этого достаточно, чтобы восхититься суровой морской красотой. Смотреть на скалы и закат не надоедает — в Карелии легко быть поэтом или художником.
Финал сплава. Завершать путешествие было грустно. В последний день море как будто провожало нас: начался холодный дождь. Мы загрузили катамараны, попрощались с гостеприимным островом и отчалили в сторону Чупы.
30 километров прошли под мотором за 3 часа. Прогулку нельзя назвать приятной: мы промокли и продрогли, виды уже не радовали, хотелось скорее добраться до берега.
В деревне Пулонга был финиш сплава. Место, где разбирают катамараны и грузят их в машины, называют антистапель. Он может быть в любом месте, где группа решит начать и закончить поход и куда может доехать машина и дойти катамаран. Но есть места, где организовать выброску удобнее всего. О них можно узнать в лоциях и в разговоре с водителями трансфера.
В Пулонге мы развели костер, немного согрелись, разобрали и упаковали катамараны, загрузились в «буханки» и отправились на ж/д станцию Чупа.
Снаряжение для стоянки
Перечислю минимум, без которого не обойтись:
- палатки;
- тент от дождя и веревки;
- каны для приготовления еды и для кипятка, нож и поварешка;
- железная подставка под кан — таганок;
- спички;
- топор и пила;
- групповая аптечка;
- бочки и веревки, которыми вы будете привязывать их к катамарану.
Список можно расширить на свое усмотрение: взять удочки, утварь для кухни, предметы для благоустройства лагеря, походную баню.
Баня — это специальная высокая квадратная палатка. Ее топят переносной печкой или с помощью очага из камней, который складывают самостоятельно. Часто очаги остаются на стоянках от предыдущей группы. Баню можно взять напрокат там же, где и остальное снаряжение. В 2024 году это стоит от 500 ₽ за первые трое суток и 200 ₽ за каждые последующие.
Для нас баня на море была скорее испытанием, чем удовольствием: соленая вода практически не смывает мыло. У берега мелко, приходится чуть ли не лежать либо далеко бежать по очень холодной воде. Я смогла смыть с себя мыло за три захода: приходилось убегать греться. Зато баня на реке комфортна, париться там — одно удовольствие.
Еду, воду и часть снаряжения мы перевозили в обычных пластиковых бочках. Это удобно и эргономично: их легко открыть, закрыть и привязать к катамарану за ручки, вода из них не выливается, еда не намокает. Мы купили бочки для сплавов еще несколько лет назад. Они хранятся на даче у одного из участников. В поезде они ехали в грузовом купе вместе с катами.
Личные вещи
Личные вещи я делю на два списка. В одном — то, что понадобится на воде. Во втором — вещи для стоянки.
Вещи для сплава. Надо заранее предусмотреть то, в чем вам комфортно несколько часов находиться на воде в дождь или жару. Для меня это следующие вещи:
- Неопреновые носки или ботинки. Они нужны обязательно: ноги по 3—4 часа подряд находятся в холодной воде, без неопреновых носков будет очень некомфортно. Неопрен хорошо сохраняет тепло тела, даже если намокнешь.
- Неопреновый костюм, или гидрокостюм. Если тепло, можно обойтись без него. Но на карельские реки я всегда беру неопрен, потому что погода очень капризна.
- Ветрозащитная куртка и штаны.
- Термобелье, которое надевают под ветрозащиту. Выбирайте синтетику. Она быстро сохнет за ночь на суше. Хлопок может не высохнуть за весь сплав, если не будет жары, — придется возить с собой бесполезную мокрую тряпку.
- Непромокаемый дождевик.
- Флисовая кофта.
- Шорты и легкая синтетическая футболка для жаркой погоды.
- Шапка или бандана. Без них голова будет то мерзнуть на ветру, то раскаляться под солнцем.
- Темные очки от бликов солнца на воде.
- Перчатки. Рекомендуют брать с собой обычные рабочие перчатки для работы в саду, чтобы весло не натирало ладони, но мне больше помог совет почаще смачивать руки водой. В переходах по морю надевала флисовые перчатки, чтобы руки не мерзли.
- Наколенники. На катамаране своеобразная посадка — с опорой на колени. Ноги затекают, и появляются синяки. Еще можно удариться, если на пороге свалишься с катамарана, поэтому лучше взять наколенники. Я использовала защиту для роликов.
- Солнцезащитный крем, очки и панама от солнца.
- Обувь. Если нет неопреновых ботинок, подойдет любая обувь с отверстиями, куда влезет нога в неопреновом носке. Можно взять туристические сандалии или старые дырявые кеды. Я носила сандалии с неопреновыми носками.
Ошибка новичков — пытаться сохранить ноги сухими и надевать непромокаемые ботинки или резиновые сапоги. Так не стоит делать: водный поход на то и водный — его участники обязательно намокнут. Нужно сразу принять это и просто надеть неопреновые носки. В резиновых сапогах на катамаране неудобно и небезопасно: они тяжелые и скользят. Если упадешь в воду, потянут на дно. Непромокаемые ботинки все равно промокнут.
Вещи для стоянки. На берегу первым делом хочется снять мокрую сплавную одежду и переодеться в сухое. Помимо этого, надо предусмотреть все для походного быта. Вот мой список:
- Теплый спальник с температурой комфорта не менее 0 °C.
- Пенка.
- Одежда и обувь для холодной погоды.
- Одежда и обувь для теплой погоды.
- Одежда для сна.
- Термобелье.
- Непромокаемая обувь. Вместо тяжелых резиновых сапог лучше брать легкие сапоги из современного материала ЭВА.
- КЛМН: кружка, ложка, миска, нож.
- Спреи от комаров, гнуса и солнца. В Карелии мы поливали себя репеллентами круглые сутки.
- Индивидуальная аптечка.
Лучше взять тент, чтобы сидеть под ним у костра, проверенную палатку, которая точно не протекает, теплый спальник. Еще в холод очень выручают специальные химические грелки на тело и в обувь — можно набрать их с собой побольше. Они продаются в любом «Спортмастере».
Отсыревшая одежда высыхает на теле во время движения. Чтобы утром надеть более-менее сухие носки или другую вещь, положите их в спальник — так они будут согреваться теплом вашего тела. Спать в холод надо в шапке, так как через голову отдается много тепла. Очень хорошо состегивать несколько спальников, если их конструкция это позволяет, и спать вместе. Лучшая грелка — это другой человек.
Еда
Количество и ассортимент продуктов для сплава определяют индивидуально. Кто-то продумывает разнообразный рацион, где ни одно блюдо не повторяется. Другие проходят все дни на макаронах с тушенкой. Это нежелательно, потому что однообразная, скудная еда дает меньше сил и портит настроение.
В пешем походе тщательно прорабатывают разграммовку на человека, рассчитывают калорийность, отказываются от консервов в пользу сублиматов — продуктов, высушенных специальным образом. Они гораздо легче консервов. Это важно, потому что нести еду приходится на себе, и каждый грамм имеет значение.
В водном походе необязательно так скрупулезно подходить к расчетам. Можно прикинуть количество провианта на глаз, отталкиваясь от бюджета и желаний, потому что водники не тащат груз на себе в рюкзаках, а везут на катамаране.
Мы не составляли таблиц с граммами и ценами — просто написали примерный список необходимого перед закупкой и пошли в магазин.
Как рассчитать количество продуктов. Чтобы составить раскладку продуктов, нужно определиться с основными моментами: бюджетом, количеством приемов пищи и меню.
В 2020 году средний бюджет на человека в день на три приема пищи составлял 350—500 ₽. Эту сумму мы высчитали опытным путем в нескольких походах и сплавах. Для интереса я спрашивала про бюджет у организаторов в разных турклубах — у них выходит так же.
Мы взяли среднюю сумму — 400 ₽ в день. Вышло 4000 ₽ с человека на весь поход: девять дней сплава плюс аварийный запас на всякий случай. На группу из 18 человек получалось 72 000 ₽.
Дальше посчитали количество приемов пищи. У нас было девять завтраков, пять полноценных обедов на дневках, четыре перекуса в ходовые дни и девять ужинов.
Чтобы составить список продуктов, мы заранее решили, что конкретно будем готовить каждый день, и записали, какие продукты нужны для каждого приема пищи. Потом суммировали количество еды на все дни. Вот каких правил мы придерживались:
- Крупы считали из расчета 90 граммов на человека на прием пищи, макароны — 120 граммов. Если собираемся варить суп, в нем должно быть хотя бы по одной картофелине на человека.
- Не брали продукты, которые надо долго варить, например горох.
- Не брали скоропортящиеся продукты либо ели их в первые дни.
- Перед тем как составлять меню, узнавали у членов группы, есть ли среди них вегетарианцы или аллергики.
В магазине сначала покупали все необходимое. Если оставались деньги, дополняли рацион сладостями и деликатесами.
Пример меню и раскладки продуктов в день на 18 человек
Завтрак | Овсяная каша со сгущенкой и изюмом | 2 пачки овсянки 3 упаковки сгущенного молока Упаковка изюма 450 граммов |
2 бутерброда | 3 буханки хлеба 2 упаковки плавленого сыра | |
Чай | Полпачки чая 2 пачки пряников или печенья Сахар | |
Обед | Борщ | 18 картофелин Маленький кочан капусты 4 свеклы 5 морковей 3 луковицы 4 упаковки тушенки |
Свекольный салат | 11 свекол Головка чеснока 400 граммов сыра Большая пачка майонеза | |
2 бутерброда | 3 буханки хлеба Кусок сала, который легко делится на 18 частей | |
Чай | Полпачки чая 2 пачки пряников или печенья Сахар | |
Ужин | Плов | 2 пачки риса 10 морковей 10 луковиц 5 упаковок тушенки Специи |
2 бутерброда | 3 буханки хлеба Кусок сыра, который легко делится на 18 частей | |
Чай | Полпачки чая 2 пачки пряников или печенья Сахар |
Пример меню и раскладки продуктов в день на 18 человек
Завтрак | |
Овсяная каша со сгущенкой и изюмом | 2 пачки овсянки 3 упаковки сгущенного молока Упаковка изюма 450 граммов |
2 бутерброда | 3 буханки хлеба 2 упаковки плавленого сыра |
Чай | Полпачки чая 2 пачки пряников или печенья Сахар |
Обед | |
Борщ | 18 картофелин Маленький кочан капусты 4 свеклы 5 морковей 3 луковицы 4 упаковки тушенки |
Свекольный салат | 11 свекол Головка чеснока 400 граммов сыра Большая пачка майонеза |
2 бутерброда | 3 буханки хлеба Кусок сала, который легко делится на 18 частей |
Чай | Полпачки чая 2 пачки пряников или печенья Сахар |
Ужин | |
Плов | 2 пачки риса 10 морковей 10 луковиц 5 упаковок тушенки Специи |
2 бутерброда | 3 буханки хлеба Кусок сыра, который легко делится на 18 частей |
Чай | Полпачки чая 2 пачки пряников или печенья Сахар |
Мы везли с собой бочку хлеба. Его нужно много: в день уходит не меньше 9 буханок. Вопреки опасениям, за все дни сплава хлеб не испортился, последний кирпичик доедали на антистапеле. Чтобы хлеб не закис, мы периодически доставали его из бочки просушиться на солнышке.
Вместо консервов в жестяных банках мы выбрали туристическое питание «Кронидов» в реторт-пакетах — это многослойная упаковка из ламинированной пленки. Ее еще называют эволюционировавшей консервной банкой. Их легче перевозить, а упаковка сгорает в костре. В день уходит 8—10 упаковок туристического питания. На девять дней берем 80 штук. Одна упаковка мясных консервов стоит 200—400 ₽. Это самый дорогой продукт в раскладке. Питание «Кронидов» продают в «Спорт-марафоне».
В ходовые дни у нас не было обеда, поэтому мы подкрепляли силы перекусом: энергетическими батончиками, бутербродами, яблоками, чаем. Чай заливали в термосы на завтраке — для этого утром кипятили дополнительный кан с водой. Важный момент: термосы должны быть с карабинчиками, чтобы крепить их к катамарану. Если термос не прикрепить, он вылетит в реку и утонет.
Я кофеман и взяла с собой молотый кофе и турку. Кофе легко варить на костре, поставив турку прямо в золу между камней. Он готовится быстрее, чем кипятится кан чая, что экономит мне время.
Во время сплава мы отмечали день рождения одной участницы и приготовили туристический праздничный торт из печенья, сгущенки, джема, M&M’s, бананов и орешков. Взяли по чуть-чуть всех сладостей, что нашлись на кухне, еще немного изъяли из личных запасов участников. Получилось очень вкусно.
Вода
На реке о воде беспокоиться не надо: она вокруг. Самые смелые пили ее прямо сырой: когда жарит солнце, устал грести и кипяченая вода в термосе давно закончилась, милое дело — зачерпнуть воды из речки и напиться вдоволь. Расстройства желудка не было, но я все равно не советую пить сырую воду. Большая часть группы предпочитала кипятить ее для питья.
На море пополнить запас пресной воды сложно. На островах есть родники, но в них скудный запас, и, если не знаешь, где родник, в жизни его не найдешь. Мы привезли с собой на Белое море пресную речную воду в бочках.
Есть простой способ рассчитать, сколько надо воды. В день три приема пищи — на каждый кипятим один десятилитровый кан для еды и два кана чая. Итого на день нужно девять канов воды. Еще немного советую взять про запас.
Мы наполнили две бочки по 120 литров и штук десять двадцатилитровых канистр. Экономно использовали воду, чистили зубы, мылись сами и мыли тарелки в морской воде, и запаса нам хватило. Иначе пришлось бы идти под мотором обратно к реке за водой.
Местные деликатесы
Дары природы, которые можно поймать или собрать своими руками, — отдельная радость на сплаве. Мы ежедневно отправлялись за местными деликатесами.
Рыба. Рыбалка на Керети с 1 мая по 31 октября запрещена. Это не останавливает любителей, но может закончиться штрафом до 5000 ₽. Реку патрулирует рыбнадзор, но мы его не встречали. На Белом море запрещен вылов красной рыбы, это карается даже лишением свободы.
Морошку называют золотом Карелии. На мой взгляд, заслуженно. Если она спелая, то очень вкусная, кисло-сладкая, налитая соком и тает во рту. Ощущение, что пробуешь солнце на вкус.
Морошка — нежная ягода и без консервации быстро портится. Увезти ее со сплава домой почти невозможно. Остается только объедаться ею, пока есть возможность, что мы и делали. Еще варили отменный компот и пили вместо чая после походной бани.
Ягода растет не везде, а островками, и любит мох. Когда мы шли к месту нашей второй стоянки, приметили мшистый болотистый островок. На дневке налегке заехали туда на проверку и поняли, что не ошиблись: ягод было много.
Мидии. На Белом море есть дикие плантации этих ракушек, которые собирают во время отлива. Они живут на водорослях. Если видна гуща водорослей, там, скорее всего, есть мидии.
В море их ищут не глазами, а руками, ощупывая водоросли на дне. Для этого нужно надеть гидрокостюм, зайти в воду по колено, а лучше по пояс. Чем дальше, тем больше мидий, потому что у берега их собирают и другие туристы.
Ракушки мы готовили на костре: очищали от водорослей, кидали на раскаленную сковородку, в котелок или на сетку и ждали, когда откроются створки раковины. После этого моллюсков можно есть. Если раковины не открылись, есть их нельзя.
Еще на море мы нашли ламинарию — морскую капусту — и добавили в салат. Обертывания из ламинарии делать не стали, потому что в тот день шел дождь.
Безопасность
Перед походом мы оформили заявку в МЧС. В ней надо указать количество участников, имена, даты сплава, наличие аптечки и страховки. За сутки до начала похода нужно позвонить в МЧС и предупредить о старте. В конце сплава — сообщить об успешном финише.
Страховку рекомендую оформить заранее. Мы купили ее за 1700 ₽ на человека. К счастью, воспользоваться ею никому не пришлось. Страховую компанию выбирали просто по цене. В 2024 году страховой полис на год для сплава на катамаране стоит от 2000 ₽.
Правила поведения на воде. На море мы всегда ходили между островами, которые защищали нас от ветра и волн. Если непогода застает путешественников на стоянке, то лучше переждать ее там. Когда ситуация опасная или сложная, надо обращаться в службы спасения по номеру 101 или 112 или в морские спасательно-координационные центры.
Однажды наши товарищи прибегали к помощи местных жителей, которые в непогоду забрали их со стоянки на острове Сидоров на корабле. Они договорились о такой возможности заранее, когда заказывали трансфер. Это обошлось им в 25 000 ₽ на команду из шести катамаранов.
Связь. В 2020 году на маршруте ловили «МТС» и «Мегафон». Мы проверяли связь каждый вечер на стоянках, обе сети не переставали ловить. На «МТС» даже был 4G. «Билайн» и «Теле-2» оживали только в точках старта и финиша.
Что в итоге
На закатах на Белом море мы с другими участниками сплава обсуждали, что испытываем схожие чувства спокойствия и гармонии с собой и природой. Адреналин от прохождения порогов, неспешное созерцание пейзажей, закаты, вода, скалы, разговоры, еда на костре, рыбалка, походная баня и купание в реке после нее — это романтика, ради которой хочется поступиться комфортом и отправиться в короткое, но яркое путешествие, впечатления от которого меняют тебя к лучшему.
Жизнь на берегу Белого моря успокаивает, даже убаюкивает. Движения становятся плавными, мысли — размеренными, разговоры — тягучими и задушевными. После похода у нас появилось ощущение ценности текущего момента и при этом бесконечности жизни. Думаю, мы испытывали то чувство единения с природой, к которому стремится лишенный его городской житель.
Речная часть сплава получилась мягкой и комфортной, с ласковой водой Керети и теплым ветерком. Белое море даже в хорошую погоду суровое и ледяное. Но виды, которые там открываются, чувство спокойствия и размеренности, которое окутывает каждого участника, важнее всего.
Сплав Кереть — Белое море стал одним из лучших приключений, в которых мне довелось побывать. Он соединил в себе реку и море и подарил в два раза больше впечатлений. Я надеюсь сохранить эти впечатления в памяти навсегда.
Траты на девятидневный сплав на одного человека в 2020 году — 21 483 ₽
Билеты на поезд по маршрутам Москва — Лоухи и Чупа — Москва в плацкарте | 10 600 ₽ |
Еда | 4000 ₽ |
Аренда шестиместного катамарана и сплавного снаряжения | 3283 ₽ |
Страховка | 1700 ₽ |
Транспортировка снаряжения из Москвы до реки и обратно | 900 ₽ |
Траты на девятидневный сплав на одного человека в 2020 году — 21 483 ₽
Билеты на поезд по маршрутам Москва — Лоухи и Чупа — Москва в плацкарте | 10 600 ₽ |
Еда | 4000 ₽ |
Аренда шестиместного катамарана и сплавного снаряжения | 3283 ₽ |
Страховка | 1700 ₽ |
Транспортировка снаряжения из Москвы до реки и обратно | 900 ₽ |
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan